?

Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж о картике.

 (голосов: 1)
   Журналист: kamala. Просмотров: 2544. Опубликовано: 14-12-2011, 19:04

Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж о картике.
Шрила Бхактипрагьяна Кешава Махарадж

Несколько Слов о «Дамодараштаке»

(Предисловие к «Диг-даршини-тике»  Шрилы Санатаны Госвами).

 

Бхагаван Шри Кришначандра, непостижимый и всемогущий Господь (ачинтья-ананта-шактиман), позволил матери Яшоде привязать Себя веревкой к деревянной ступе. В этой лиле Он сполна насладился ее чистой родительской любовью, вишуддха-ватсалья-према-расой. Кроме того, Кришна показал миру Свое качество бхактадхината, готовность отдаться во власть Своего преданного. Эта необычайно привлекательная шри дама-бандхана-лила была явлена в день картика-шукла-пратипада — первый день после новолуния месяца картика. В этом — главная причина того, почему совершенный и прославленный месяц картика носит имя «Дамодара».

 

Вайшнава-ачарьи о «Дамодараштаке»

 

Ачарьяпада Шри Гопала Бхатта Госвами в «Шри Хари-бхакти-виласе» перечислил виды деятельности, которые необходимо совершать в этот месяц Он предписал преданным каждый день поклоняться Шри Шри Радха-Дамодаре и петь «Шри Дамодараштаку» — восемь молитв во славу Господа Дамодары. Он говорит:

 

радхикам пратимам випрах пуджайет картике ту йах

тасйа тушйати тат притйаи шриман дамодаро харих

'дамодараштакам'- нама стотрам дамодарарччанам

нитйам дамодаракарши патхет сатйавратодитам

«Хари-бхакти-виласа», 16.95-96

 

«О ученые брахманы! Если в месяц картика человек поклоняется Шри Радхике, желая удовлетворить Её, он доставляет удовольствие Господу Шри Дамодаре, Хари. Если человек поклоняется Шри Дамодаре, воспевая стотру "Шри Дамодараштака" Сатьявраты Муни, он привлечёт к себе Самого Господа Шри Дамодару».

«Шри Дамодараштака»-стотру, которая является частью «Падма-пураны», произнес Шри Сатьяврата Муни в беседе со Шри Нарадой, Шаунакой и другими мудрецами. Шрила Санатана Госвамипада утверждал в тике (комментарии) на эту стотру, что это — вечносовершенная (нитья-сиддха) молитва, и потому она способна привлечь Шри Дамодару-Кришну. Составив обширные комментарии к ней, Шрила Санатана Госвами подробнейшим образом разобрал эти молитвы и обогатил их своим пониманием

Долгое время меня не оставляло желание опубликовать «Шри Дамодараштаку». Я считал это особенно важным после того, как мы начали ежегодно собираться вместе во время месяца картика, следовать обетам дамодара-враты и петь эти молитвы. Преданные захотели понять глубже эти шлоки. Многие расспрашивали меня об их смысле. В конечном итоге мы опубликовали восемь санскритских стихов «Дамодараштаки», анваю (пословное разъяснение каждого из них) и «Диг-даршини-тику», санскритский комментарий Шрилы Санатаны Госвамипады. Для читателей, не знакомых с санскритом, мы включили в издание бенгальский перевод с комментариями.

В наше время многие псевдоинтеллектуалы смотрят на санскрит как на «мертвый язык». Однако я считаю, что издание «Дамодараштаки» принесет благо всем людям. Что касается учёных Бенгалии, им было бы полезно помнить о своих корнях: наш родной бенгальский язык произошел от санскрита, и именно с ним связано развитие бенгальской литературы. Лингвисты, изучающие и совершенствующие бенгальский язык, допускают серьезную ошибку, пренебрегая санскритом. Приходилось встречать их произведения — хаотичная, в лучшем случае излишне вычурная речь. Бенгальский язык всегда был зависим от санскрита и вторичен по отношению к нему. Ошибаются те, кто считают бенгальский язык абсолютно самостоятельным и независимым. Бенгальский язык — пара-тантра (зависимый, находящийся в подчинении у другого), а санскрит — сва-тантра (независимый от других, самодостаточный).

 

 С таким пониманием мы и представляем эту книгу на суд ученой аудитории.

«Дамодараштака», записанная Шрилой Вьясадевой, представляет собой идеальный пример духовной литературы. Она построена совершенным образом: содержит глубокий философский анализ и удивительным образом раскрывает сущность божественной лилы. Составляя тику к ней, джагад-гуру Шрила Санатана Госвамипада сравнил и выявил различия между трансцендентными настроениями в царстве садханы. Этим он утвердил превосходство ватсалья- и мадхура-расы над всеми остальными.

Госвамипада хотел показать неуместность публичных обсуждений раса-лилы, без понимания должной последовательности и различий между её категориями. Его целью было разоблачить взгляды пракрита-сахаджиев, которые не опираются на выводы шастр и не понимают природы трансцендентных рас. Госвамипада предусмотрительно пишет в конце комментария к восьмому стиху: «В заключении своей божественной молитвы (стути) автор желает описать превосходную раса-лилу и другие мадхурья-лилы Шри Кришны и Шри Радхики. Однако помня о том, что эти игры являются вершиной всех сокровенных тем, он не решается открыто их описать. Он придерживается принципа, выраженного в афоризме мадхурена самапайед ити: «Все начинания должны завершаться приятно». Автор лишь намекает на эти сокровенные игры и предлагает им свои поклоны — намо 'нанта-лилая: «Я почтительно склоняюсь перед Твоими лилами, которым не конца».

 

Картика-врата

 

Я хотел бы привести слова Шрилы Бхактивиноды Тхакура из небольшой статьи, посвященной теме картика-враты, В этой статье он определяет сроки соблюдения обетов: кто начинает врату в день экадаши, должен завершить её также в последний экадаши месяца; тот, кто начинает в двадаши или пурниму, то есть на двенадцатый день или в день полнолуния, должен завершить врату в те же дни через месяц. Бхактивинода Тхакур утверждает, что соблюдение картика-враты является одной из главных обязанностей вайшнавов.

 

ашвинасйа ту масасйа шуклаикадаши бхавет

картикасйа вратаниха тасйам курйад-атантритах

 

Врата должна начаться на растущей луне, в день шукла-экадаши, который следует за виджая-дашами месяца ашвина. Завершением враты должен стать день уттхана-экадаши. Врата, исполняемая в течение месяца от шукла-экадаши до уттхана-экадаши, называется нияма-сева.

Правила нияма-севы таковы. Каждый день в течение всего месяца необходимо просыпаться во время последнего часа ночи и совершать мангала-арати Господу Кришне. После утреннего омовения необходимо проводить арчану Дамодаре. Вечером нужно зажигать дипы (лампадки на гхи или растительном масле) и помещать их в мандире (храме), под деревцем туласи и под открытым небом. В месяц картика необходимо есть лишь прасад Бхагавана и вегетарианские блюда. Нужно отказаться от переедания и чрезмерного сна, исключить из рациона горчичное масло, мёд и не пользоваться бронзовой посудой. После прасада-севы необходимо в обществе вайшнавов слушать или читать вслух такие священные писания, как «Шримад-Бхагаватам». День должен сопровождаться харинама-киртаной. Нужно помнить и постоянно петь святое имя. Проведя месяц согласно этим правилам, в последний день (уттхана-экадаши) необходимо соблюдать полный пост, исключая даже воду, и не спать всю ночь, слушая и рассказывая кришна-катху. На следующее утро, приняв омовение и совершив хари-киртану, необходимо раздать прасад Бхагавана своим друзьям-вайшнавам, после чего почтить прасад самому. Ночь этого дня считается завершением враты

Главная цель урджджа-враты — доставить удовольствие Шри Радха-Дамодаре. Имя Шримати Радхарани — Урджешвари, царица урджджа-враты. Поэтому в конце своих молитв Сатьяврата Муни произносит: намо радхикаяи твадия прияяи. «Я смиренно склоняюсь перед Той, кого Ты любишь больше всех, — перед Шри Радхикой». Этим он провозглашает, что исполнение дамодара-враты есть поклонение Шри Радха-Дамодаре.

Среди шестидесяти четырех анг (составляющих) бхакти, которым следуют гаудия-вайшнавы, мы находим и урджджа-врату. Если садхака следует обетам чатурмасьи, ему необходимо совершить поклонение урдждже, которая является её неотъемлемой частью. Некоторые преданные придерживаются мнения, что поскольку чатурмасья не является одной из шестидесяти четырех анг бхакти, нам достаточно один месяц соблюдать урджджа-врату, и незачем ограничивать себя различными правилами на целых четыре месяца. Так многие из тех, кто стремится совершать бхаджану, но не обладает глубоким пониманием шастр, потакают своему желанию избежать духовной дисциплины. Шриман Махапрабху учил нас Своим примером: даже в путешествиях Он всегда соблюдал чатурмасья-врату. Мы не можем причислить к разряду чистых вайшнавов тех, кто не способен следовать наставлениям Махапрабху и Его примеру. Поскольку пракрита-сахаджии не могут испытать вкус раса-лилы, они не являются возвышенными преданными, достойными почитания. Бхакти трансцендентно к материальному бытию, поэтому раса-лила и другие духовные предметы не могут вместиться в тесные рамки понимания, доступного обитателям трех материальных миров. Пракрита-сахаджии склонны думать, что материя способна приобретать качества духа, то есть становиться сознательной (чит), и будто бы с помощью садханы человек может материальными глазами увидеть Бхагавана. Они говорят, что точно так же, как бронза, если к ней добавить ртуть, превращается в золото, материальное тело (пракрита) становится трансцендентным (апракрита) благодаря силе бхаджаны. В это время, согласно их мнению, Бхагаван дарует садхаке Свой даршан, поэтому Господа можно видеть материальными глазами. Шрила Санатана Госвами в «Брихад-бхагаватамрите», а также в «Диг-даршинитике» однозначно опроверг подобные домыслы.

 

Два вида даршана: непосредственный и умозрительный опыт

 

Для того, чтобы хорошо разобраться в этой теме, необходимо внимательно изучить комментарий Санатаны Госвами к четвертому и шестому стиху «Дамодараштаки». Читая эти строки, пракрита-сахаджии приходят к выводу, что Госвамипада описывает главным образом так называемый манаса-дхьяна-даршан (видение глазами ума). Однако Госвамипада в «Брихад-бхагаватамрите» подчеркивает, что Гопа-кумар смог увидеть Господа благодаря своей медитации на Брахман, то есть он не разделяет мнения о том, будто Гопа-кумар видел Господа материальными глазами. «Брихад-бхагаватамрита» утверждает, что только после того, как Гопа-кумар достиг трансцендентных планет Вайкунтхи, он смог обрести даршан Бхагавана, то есть увидел Господа своими глазами. Материальные чувства не способны проникнуть в царство трансцендентной реальности, поэтому близость с Господом, которой удостоились гопы и гопи — трансцендентный (апракрита) и находящийся за пределами чувств (атиндрия) божественный опыт. Пракрита-сахаджии никогда не смогут увидеть Бога материальными глазами.

 

Не только в месяц картика

 

Уже отмечалось, что «Шри Шри Дамодараштаку» необходимо петь и изучать во время урджджа-враты, или картика- (дамодара-) враты. Те, кто хотят удовлетворить Господа Дамодару, должны ежедневно читать эту книгу о ней от начала до конца. Таково предписание «Шри Хари-бхакти-виласы». Шастры рекомендуют различные правила соблюдения дамодара-враты, которая приходится на середину чатурмасья-враты Этот период начинается либо в экадаши, либо в двадаши, либо в пурниму, и завершается в соответствующий день следующего месяца. Однако в эти дни не следует соблюдать пост, если они не являются чистыми (шуддха). Санатана Госвами говорил о том, что титхи (лунные дни, в которые предписана вайшнава-врата) следует соблюдать лишь в том случае, если не происходит их совмещения. Точно также нужно подходить к соблюдению обетов в день начала и завершения чатурмасья-враты и урджджа-враты. «Хари-бхакти-виласа» также утверждает, что титхи не должен завершаться позже, чем восход солнца, иначе данный день не подходит для начала чатурмасья-или урджджа-враты.

В связи с этим стоит обсудить вопрос насколько вообще необходимо соблюдение различных правил преданного служения? Многие считают, что поскольку атма-ниведана является одним из девяти видов преданного служения, а также одной из шести составляющих шаранагати, то остальными составляющими можно пренебречь. Однако в шастрах утверждается, что атма-ниведана — это вершина предания себя Богу. Поэтому другие виды садханы также важны для нас, в том числе и соблюдение чатурмасья-враты.

«Шри Шри Дамодараштака» обладает трансцендентной природой, и её необходимо ежедневно изучать не только во время месяца картика, но и в течение всех четырех месяцев чатурмасьи. Более того, она достойна углубленного изучения в течение каждого месяца, из года в год. Воспевание «Дамодараштаки» с преданностью доставит удовольствие Господу Дамодаре; с этой целью я составил эту книгу.

При подготовке книги к печати неоценимую помощь оказал Пандит Шриюта Навина Чандра, которого называют смрити-вьякарана-тиртха маходая. Он перевел на бенгальский язык комментарии Санатаны Госвами («Диг-даршини-тику») и анваю (пословный перевод). Когда некоторые санскритские предложения «Диг-даршини-тики» оказалась сложными для моего понимания, он по моей просьбе обсудил их с пандитами из Навадвипы и других мест, благодаря чему нам удалось понять мысль Госвамипады. Я ещё раз выражаю ему свою признательность и благодарность.

Я молю всех искренних читателей — изучайте эту книгу во время чатурмасья- или урджджа-враты и обретите благословения Господа. Тогда я буду считать, что мои усилия увенчались успехом.

 

Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа "Шри Дамодараштака".

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактипрагьян Кешава Махарадж