?

Искусство садханы. Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1499. Опубликовано: 6-05-2016, 16:36

Искусство садханы

Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж

Шри Гопинатх Гаудия Матх

Часть 1

 

Когда мы слушаем о Чайтанье Махапрабху, мы обретаем чистое преданное служение. Я стал очень стар и нахожусь на 97-м году жизни, и с моей стороны возможны какие-то оплошности и упущения. Я молю преданных простить меня за ошибки, которые я могу случайно допустить, исправьте их в своём уме. Я могу забыть некоторые шлоки или быть не очень последовательным. Если я что-то перепутаю, пожалуйста, простите меня.

Это то место Вриндавана, где проводили время Шри Шри Радха-Говинда. Поэтому Радха ещё известна как Вриндаванешвари. Без Её милости мы будем не способны обрести милость Её возлюбленного - Кришначандры. Помимо всего прочего, мы должны обязательно молиться, желая обрести милость Радхарани. Радха - наш духовный учитель. Она присутствует в нашем Гурудеве (Шриле Бхактисиддханте Сарасвати).

Мы приехали сюда из обители Гауры, Гауда-дхамы. Махапрабху и Его обитель не отличны друг от друга. Вриндавана-дхама очень милостива и пронизана духом сладости (мадхурьи), в то время как Навадвипа-дхама очень сладостна и пронизана духом сострадания (аударьи). В этой дхаме Шри Кришна являет Свои игры чрезвычайной милосердности.

Шриман Махапрабху - это совокупное воплощение Радхи и Говинды, оно является самым милостивым воплощением, дарующим святые имена и любовь к Богу всем без исключения. Поэтому Шрила Рупа Госвами приносит свои поклоны Махапрабху: «О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты, чьё тело приобрело золотистый цвет тела Шримати Радхарани, щедро раздаёшь чистую любовь к Кришне. В глубоком почтении мы склоняемся перед Тобой».

Кришна принял настроение Шримати Радхарани и затем явил удивительные игры, раздавая божественную любовь. Это то, что подразумевается под его маха-ваданьяя-лилой. Раздавать кришна-прему всем - это и есть маха-ваданьяя-лила. Особая любовь к Кришне (гопи-према), которая существует только во Вриндаване, никогда не раздавалась ранее, ни одной из аватар, ни в одной эпохе человеческой истории.

Кришна стал Шри Кришна Чайтаньей, Он трансформировался под воздействием любви Радхарани, и только в таком настроении Он может дарить божественную любовь или прему всем. Как последователи Махапрабху, мы остаёмся в Его дхаме и молимся Ему, чтобы Он даровал нам возможность прославлять Вриндаванешвара и Вриндаванешвари.

Возлюбленный последователь Махапрабху Шрила Нароттама дас Тхакур пел: «Любой, кто знает землю Гауды, которая является божественным пробным камнем, несомненно, пребывает во Враджа-дхаме». Главное учение Махапрабху заключалось в том, чтобы научить нас действовать таким образом, дабы получить милость Царя и Царицы Вриндавана. Он лично учил на Своём примере. Соблюдая все религиозные принципы, Махапрабху учил всех живых существ. Тот, кто сам не практикует, не может обучать других. Шри Чайтанья сказал, что святое имя Господа единственное, что может дать нам квалификацию служить Радхе и Говинде. Без милости святого имени невозможно получить милость Радхи Говинды.

Каждый, кто хочет воспевать святое имя, должен принять во внимание десять оскорблений, описанных в «Падма-пуране». Тот, кто избегает нама-апарадх и воспевает святые имена, очень быстро достигнет премы. По милости имени Господа према начинает проявляться.

Махапрабху называет «Шримад-Бхагаватам» высшим источником знаний о Боге. Слушание «Шримад-Бхагаватам» - это один из принципов бхакти. Это самый лучший из всех видов слушания. Я бы хотел рассказать несколько основополагающих вещей о «Шримад-Бхагаватам». Будьте так добры выслушать меня. Господь говорит следующее («Ш.-Б.», 11.9.28):

 

 шриштва пурани вивидхани аджайатма-шактйа

врикшан сарисрипа-пашун кхага-дандашукан

таис таир атушта-хридайах пурушам видхайа

брахмавалока-дхишанам мудам апа девах

 

«Верховный Господь, распространяя Свою энергию, майя-шакти, сотворил бесконечное многообразие домов, в которых могут жить обусловленные души. Tем не менее, создав облики деревьев, пресмыкающихся, млекопитающих, птиц и змей, и так далее, Он не был доволен в Своём сердце. После этого Он сотворил человека или человеческую форму жизни, которая предоставляет обусловленной душе достаточный разум для того, чтобы душа могла постичь Абсолютную Истину, и обрадовался».

С помощью внутренней энергии йога-майи, Верховный Господь создал так много существ: деревьев, змей, животных, птиц и других созданий, но Он не испытывал радости. Затем Он создал человеческое тело и испытал огромное удовлетворение, потому что бхрахмавалока-дхишанам: «Только человеческие существа обладают разумом увидеть Брахман». Это объяснено в следующем стихе, который любил цитировать наш божественный духовный учитель:

 

лабдхва су-дурлабхам идам баху-самбхаванте

манушйам артха-дам анитйам апиха дхирах

турнам йатета на патед ану-мритйу йаван

нихшрейасайа вишайах кхалу сарватах сйат

 

«После множества рождений и смертей мы получаем редкий дар — жизнь в облике человека. Пусть человеческая жизнь коротка, тем не менее, она позволяет достичь высшей ступени совершенства. Поэтому разумный человек будет всеми силами стремиться к совершенству, пока его бренное тело не рассыпалось и не превратилось в прах. Ведь чувственные наслаждения доступны даже низким существам, а обрести сознание Кришны могут только люди» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).

Идея заключается в том, что до достижения человеческого рождения, мы были в более чем 80 лакхов (80*100000) рождений в других телах. Нам это известно из «Брихад-Вишну-пураны».

 

джалайа нава-лакшани стхавара лакша-вимшати

кримайо рудра-санкхйаках пакшинам даша-лакшанам

тримшал-лакшани пашавах чатур-лакшани манушах

 

«Есть 900 000 видов водных существ; 2 000 000 неподвижных существ: деревьев, растений и гор; 1 100 000 видов рептилий; 1 000 000 видов птиц; 3 000 000 зверей и 400 000 различных видов человеческих существ».

Существует 9 лакхов видов живых существ, живущих в воде, есть также 20 лакхов неподвижных живых существ (стхавара), таких как деревья, растения и горы. Также сотворено 10 лакхов видов птиц. Что насчитывает вместе 39 лакхов.

Кримайо рудра-санкйаках. «Рудра» значит одиннадцать. Существует 11 Рудр. Существует также 11 лакхов видов насекомых и рептилий. Есть 30 лакхов видов животных, 9 лакхов водных существ (стхавара лакша-вимшати). 20 лакхов растений. Что насчитывает около 50 лакхов. Также 4 лакха человеческих существ. Среди них огромное количество считается нецивилизованными, практически дикарями. Эти люди не принимают ни основы морали, ни существование Бога. Их называют атеистами и безнравственными. Они не принимают мораль так же, как не считают нужным покрывать свои нагие тела. Также есть и те, кто не верит в Бога. Постепенно, некоторые из них пытаются следовать морали, но не верят в Господа. Они зовутся «атеистическими моралистами». Только после принятия морали и факта существования Бога, человеческая жизнь может раскрыться во всей настоящей красоте. Некоторые из этих людей погружаются в работу (карму), другие в спекуляции (гьяну), а кто-то в (аштанга) йогу. Но преданность Верховному Господу встречается, действительно, редко. Это то, над чем мы должны задуматься.

У нас нет ни уверенности, ни гарантии, что мы сможем получить человеческое рождение в следующей жизни. Священные писания говорят, что наше следующее рождение будет зависеть от нашей деятельности в этой жизни. Учёный по имени Дарвин выдвинул теорию эволюции или теорию последовательного прогресса сознания. Эта теория сейчас тоже изменилась и каждый понимает, что в соответствии со своей кармой  человеческие существа также могут упасть в более низкие формы жизни. Мы можем родиться насекомыми или червяками. Мы можем родиться даже червяком в испражнениях, если не будем следовать предписаниям, данным нам Господом.

Священные писания говорят, что человеческое рождение ценно настолько потому, что может даровать нам высшее духовное сокровище. Такого потенциала нет ни в одной из форм жизни. «Парамартха» значит высшее благо или высшая цель. Это божественная любовь к Кришне, её невозможно обрести в любых других формах жизни. Только человеческая форма жизни может позволить обрести высшую цель существования. Несмотря на это, человеческая жизнь такая мимолётная. Она скоротечна и подобно капле воды, висящей на лепестке лотоса, может оборваться в любой момент. По этой причине, те, кто действительно обладают разумом, кто восприимчив к посланию, будут думать следующее: «Человеческая форма жизни может принести большую пользу. Эти пять материальных органов чувств наслаждаются материальными объектами восприятия: формой, вкусом, звуком, запахом и касанием, - во всех формах жизни. Но мы должны помнить, что постижение высшего блага, нихшрейаса, редко достижимо и обретается именно в человеческой форме жизни».

Как можно скорее служи лотосным стопам Кришны, турнам йатета. Не теряй даже секунды и посвяти все свои усилия, чтобы достичь высшей цели жизни. Те, кто умны, обязательно придут к этому заключению. Они будут думать: «Я не буду тратить ещё один миг жизни, я прямо сейчас направлюсь к обретению высшего жизненного блага».

Наши земляки путешествуют за границу. Они едут туда, где очень много учёных, чтобы увеличить объём своих знаний научных истин и получить более глубокое понимание таковых. Но мы должны понять, что собой представляет наука высшей цели жизни. Это то, что все люди во всех странах должны осознать. Посмотрите, Господь дал нам эти чувства, руки и ноги, но есть нечто, без чего тело станет трупом, а чувства станут бессильными - это наша душа. К сожалению, мы не видим наших великих учёных, которые пытаются понять, что собой представляет душа. Они хорошо образованы, и они продолжают обучаться, много изучают, это правда. Но мы должны исследовать настоящую природу души. С другой стороны, сокровенные спутники Шримана Махапрабху, парикары Верховного Господа, великие авторитеты, известны как махаджаны. Они поведали нам об истинном предназначении души. Каково это предназначение?

Тело, ум и разум могут какое-то время действовать. С другой стороны, отсутствие души будет указывать на то, что ничего ценного в теле не осталось: ни жизненных сил, ни разума, ни эго. Не думаете ли вы, что мы должны специально уделять время этой временной субстанции? Да, это именно то, о чём мы думаем. Нам нужно снова и снова изучать слова махаджан о предназначении души. «Бхагавата» говорит, что это наша высочайшая религиозная обязанность! В самом начале «Шримад-Бхагаватам» сказано, что эта Пурана раскрывает всем самую подлинную из всех религий.

 

дхармах проджхита-кайтаво ‘тра

парамо нирматсаранам сатам

ведйам ваставам атра васту

шивадам тапа-трайонмуланам

шримад-бхагавате маха-муни-

крите ким ва парайр ишварах

садйо хридй аварудхйате ‘тра

критибхих шушрушубхис тат-кшанат

 

«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, "Бхагавата-пурана" провозглашает высочайшую истину, постичь которую могут только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – это реальность, отличная от иллюзии, и здесь на благо каждого дано её описание, способное искоренить тройственные страдания. Этой прекрасной "Бхагавата-пураны", составленной великим мудрецом Вьясадевой, вполне достаточно, чтобы познать Бога. Так разве нужны для этого другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать наставления "Бхагаватам", Верховный Господь сразу утверждается в его сердце» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2).

Дхармах проджхита-кайтаво тра, слово «проджхита» значит пракришта-рупе уджхита, то есть осуждается в самой полной мере из всех возможных. Слово «кайтава» значит обман или мошенничество. Высшая религиозная деятельность, описанная в «Шримад-Бхагаватам», уничтожает самообман, а также возможность обманывать себя или других.

Шрила Кавирадж Кришнадас Госвами говорит, что самообман эквивалентен самой глубокой темноте невежества. Самообман проявляется в желании чего-либо, не связанного с Кришной или преданностью Ему. Итак, действия, осуществляемые для удовлетворения своих чувств, и те, которые мы совершаем для удовлетворения чувств Кришны, Кришнадас Кавирадж разделяет на две группы:

 

ахара-нидра-бхайа-маитхунам ча

саманйам этат пашубхир наранам

дхармо хи тешам адхико вишешо

дхармена хинах пашубхих саманах

 

«Еда, сон, секс и самозащита - на этих четырёх принципах основана жизнь и людей, и животных. Различие же между ними заключается в том, что люди могут искать Бога, а животные - нет. В этом вся разница. Поэтому человек, не испытывающий потребности искать Бога, ничем не лучше животного» («Хитопадеша»).

Еда, сон, секс и самозащита - на этих четырёх принципах основана жизнь и людей, и животных. Человеческие существа не должны чувствовать никакой особой гордости и превосходства над другими видами живых существ, совершая ту же деятельность, что и они. Все виды джив делают это. Только поиск истины определяет различия между нами. Без религии человеческие существа даже более низки, чем животные.

«Шримад-Бхагаватам» повествует о высшей религии и описывает Абсолютную Истину, Верховного Господа. Это писание является наивысшим благом. «Бхагаватам» искореняет три вида страданий, которые сжигают и разрушают нас. Это очень детально описано в «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» впервые был поведан мудрецом Нараяной в форме четырёх стихов. Мудрец Вьяса расширил эти стихи до
18 000 шлок. Ныне они известны как «Бхагаватам».

 

дхармах проджхита-кайтаво ‘тра

парамо нирматсаранам сатам

 

Только святая личность, свободная от зависти, сможет понять эту истину. Слово «матсарья» значит нетерпимость к успеху других людей. Наш духовный учитель Шрила Прабхупада говорил: «Когда похоть, гнев, жадность, безумие и одурманивание станут очень мощными, то за ними последует зависть, и человек станет не способным терпеть продвижение и успех других людей, что непременно приведёт к насилию».

 

ведйам ваставам атра васту

шивадам тапа-трайонмуланам

 

В самом первом стихе «Бхагаватам» было сказано: «сатйам парам дхимахи – Я медитирую на Высшую Абсолютную Истину». Тем не менее, «Бхагаватам» начинается с объяснения Гаятри-мантры. Самбандха упоминается в словах парам сатйам. В то время как абхидхея и прайоджана находятся в слове дхимахи. Высшая Истина объясняется здесь как «истинная субстанция». Некоторые люди интерпретируют слово вастава совсем по-другому. Но это слово значит «то, что истинно» или «нет другой истины, кроме этой». Поэтому, высшая истина - это вастава-васту.

 

шримад-бхагавате маха-муни-

крите ким ва параир ишварах

 

Великий мудрец Нараяна вначале объяснил «Бхагаватам» в четырёх стихах и Махамуни Вьяса расширил их до 18 000. Так нужны ли ещё какие-нибудь писания, кроме «Бхагаватам»? Поэтому безусловно необходимо принять полное прибежище у «Бхагаватам». Действительно, если мы только сможем слушать «Шримад-Бхагаватам» должным образом... Махарадж Парикшит слушал «Шримад-Бхагаватам» семь дней и достиг божественной цели. Поэтому сказано: «критибхих шушрушубхис тат-кшанат - скоро Верховная Истина, Абсолют, будет достигнут». Этот стих называется благоприятной молитвой.

В первом стихе «Бхагаватам» были принесены поклоны: «Мы медитируем на Высшую Истину, единственную и недвойственную». Мы, медитирующие, находимся в двойственности, а он самопроявленный и Его сознание чисто. Высшая Истина - единственная истинная субстанция. Эта вастава-васту – Кришна. Он Верховный Господь всех богов, Высшая Личность. Каждый, кто поклоняется Ему, обретает наивысшее благо.

Слово "шивадам" - «дарующий благо» использовано, чтобы описать Его. Через поклонение Ему три вида страданий, возникающие от тела, от других живых существ и от стихий, неподвластных нам, искореняются. Эти страдания фактически разрушаются от одного намёка (абхасы) такого поклонения. Через совершенное поклонение (садхана-бхакти) мы приобретаем божественную любовь Бога, наивысшую цель жизни, - прему. Тат-кшанат. Таким образом очень скоро можно поймать или заключить Господа в наши сердца. Как сказал Билвамангал Тхакур, когда ослеп: «Кришна Сам пришёл и взял меня за руку, чтобы показать правильный путь». Иногда Кришна позволяет нам идти без Его сопровождения и отходит в сторону.

Затем Билвамангал дас Тхакур скажет: «Ты можешь отпустить мою руку и уйти, но позволь мне убедиться, что ты – Кришна, способен исчезнуть из моего сердца». Билвамангал поймал Кришну в своё сердце и заточил Его в нём так сильно, что у Кришны совсем не осталось возможности исчезнуть. Есть формула, чтобы описать преданность. Бхакти обладает шестью характеристиками:

 

клешагни шубхада мокша-

лагхутакрит судурлабха

сандрананда-вишешатма

шри кришнакаршини ча са

 

Клешагни - освобождение от всех страданий; шубхада – дар всеблагоприятности; мокша-лагхутакрит - принижающее освобождение; судурлабха - очень редкое и труднодостижимое; сандра-ананда-вишеша-атма - отличающееся неизмеримо сгущённым блаженством; шри-кришна-акаршини - привлекающее Шри Кришну; ча - и; са - это (чистое преданное служение).

Энергия блаженства Радхарани или хладини-шакти - это Бхакти Деви. У Бхакти Деви есть могущество привлечь Кришну. Кришна всепривлекающ, но преданность привлекает даже Его. Итак, бхакти поистине очень могущественная сила. Именно поэтому Шрила Рупа Госвами говорит: «шри-кришнакаршини ча са (чистое преданное служение привлекает Шри Кришну)».

Билвамангал был способен удерживать Кришну, связанным в своём сердце, с помощью силы преданности. Поэтому он сказал: «Ты можешь убрать свои руки и уйти, но посмотрим, сможешь ли ты покинуть моё сердце». Это показатель того, какие сладостные отношения существуют между Кришной и Его преданными.

В первом стихе «Шримад-Бхагаватам», в благоприятной молитве, выражающей почтение, также указывается тема, которой пронизана вся книга. Кришна – основная тема этой книги:

 

кришир бху-вачаках шабдо

нас ча нирврити-вачаках

тайор аикйам парам брахма

кришна иту абхидхйате

 

«Корень "криш" указывает на Всепривлекающее Бытие, а слог "на" - на высочайший экстаз. Вместе они образуют имя "Кришна", обозначающее парама-брахму - Всевышнюю Абсолютную Истину, Бога» («Махабхарата», Удьйога-парва, 71.4).

Корень слова «криш» указывает на привлекательность или притяжение. Точно так же, как магнит притягивает к себе кусок железа, так и Кришна притягивает всё к Себе. «Криш» и «на» - два слагающих слова Кришна. Кришна притягивает каждого и дарует высшую радость. Он объединяет в Себе эти две составляющие: всепривлекающее бытие и высшее блаженство. Кришна наделяет Сам Себя энергией Высшего наслаждения, хладини-шакти. Хладини-шакти Кришны позволяет Ему наслаждаться вкусом любви (расой). Через хладини-шакти Господь также заботится о Своих преданных. Кришна - Верховный Брахман.

 

расо ваи сах, расам хй эвайам лабдхвананди бхавати

 

«Когда человек постигает Личность Бога - источник вечного блаженства, Кришну, он исполняется трансцендентного блаженства» («Тайттирия-упанишад», 2.7.1).

В «Тайттирия-упанишад» (2.7.1) сказано: «эша хй эванандайати. йада хй эваиша этасмин на дришйе натмйе анирукте нилайане бхайам пратиштхам виндате тха со бхайам гато бхавати — Он, и только Он, — источник всего блаженства. Постигнув Его, неизменного, не имеющего материальных имён и качеств, человек обретает бесстрашие. Те же, кто не постиг Его, обречены испытывать страх».

Раса полна радости, Кришна полон блаженства, расо вай сах, Верховный Господь полон блаженства. Тот, кто испил расы может по-настоящему стать счастливым и блаженным. Расам хи евайам. «Айам» значит индивидуальная душа. Только окунувшись в расу, джива становится по-настоящему счастлива. Достигнув пара-брахмана, она становится очень удачлива. Получая блаженство, даруемое Шри Кришной, джива становится счастливой и исполненной счастья, она может даровать его другим.

Кришна наслаждается вкусом счастья, Своей хладини-шакти. Он проливает эту радость на других так же, как вайшнав, который делится вкусом счастья служения Богу с окружающими. Тот, кто обладает счастьем, может им поделиться с другим. Возможно, сейчас у вас возникает недоумение: «Кришна - чистое блаженство, и Он всепривлекающая сила. Однако несмотря на это, мы не очень привлечены Им, даже воспевая святые имена, многие из нас всё ещё не привлечены Всевышним».

Однажды в Майяпуре ученик Ш.Б.Р.Шридхара Махараджа сказал мне: «Махарадж, я воспеваю два лакха святых имён и хочу читать на лакх больше». Как-то раз я увидел его очень рассерженным и сказал ему: «Баба, если ты воспеваешь два или три лакха святых имён, почему же ты так легко выходишь из себя?» Мы спрашиваем: «Почему так происходит?»

Есть один пример. В одной руке у вас сильный магнит, а в другой - ржавый кусок металла, однако, несмотря на это, такой мощный магнит не может притянуть покрытое толстым слоем коррозии железо. Этот пример показывает, что наша душа «покрыта ржавчиной» (анартхами). Желанием удовлетворения чувств, освобождения и мистических совершенств: бхукти, мукти, сиддхи, камы. Говоря на языке Шрилы Кришнадаса Кавираджа: «Желание удовлетворять свои чувства в грубой или тонкой форме из-за этой ржавой оболочки не позволяет нам сразу же привлечься Господом». Надежда на удовлетворение чувств, освобождение и обретение мистического совершенства - всё это считается «желанием наслаждать свои чувства». В присутствии этого мы не можем ощутить всепривлекающую природу Бхагавана. Именно по этой причине мы не способны приблизиться к Его лотосным стопам.

Когда Махапрабху шёл к океану в Пури, Он увидел голубую поверхность моря и подумал, что это воды Ямуны. При взгляде на дюны, Он полагал, что смотрит на Говардхан. Охваченный настроением Радхарани Махапрабху говорил, вопрошая: «Где Господь Моего сердца, где Кришна, который играет на флейте? Что Мне сделать, чтобы найти сына Махараджи Нанды? Кому же Я могу рассказать про Свои страдания? Без сына Нанды Махараджа, Моё сердце будет разбито». Он повторял эти слова снова и снова, Его грудь была мокрой от слёз, и Он бросился к воде.

Почему мы не чувствуем подобного счастья? Почему мы не испытываем духовной радости? Так же, как железо, покрытое ржавчиной, не притягивается магнитом, так же и наши сердца, наполненные эгоистичными желаниями, не могут преображаться в лучшую сторону и приблизиться к лотосным стопам Господа.

 

Конец 1 части

 

Перевод: Лила-майи д.д.

Редакция: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Прамод Пури Махарадж