?

Высшее понятие о праведности.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1491. Опубликовано: 25-06-2012, 07:36


Высшее понятие о праведности

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

Однажды Шрила Бхактивинод Тхакур странствовал по небу, прославляя Святое Имя. Неожиданно он оказался возле дворца Ямараджа, повелителя смерти, где тот обычно судит грешников. В  тот раз во дворце находились Брахма, Нарада, Шива и другие небожители. Между ними происходила оживленная беседа, предметом которой были слова Кришны из «Бхагавад-гиты» (9.30,31):

 

апи чет судурачаро бхаджате мам ананья-бхак

садхур эва са мантавьях самьяг вьявасито хи сах

 

«Если человек беззаветно предан Мне, его следует считать святым, даже если он совершает великий грех. Что бы он ни делал, он поступает  праведно».

 

кшипрам бхавати дхарматма шашвач чхантим нигаччхати

каунтея пратиджанихи на ме бхактах пранашьяти

 

«Очень скоро он станет праведником и обретет мир и покой. О, сын Кунти, заявляй открыто и без тени сомнений, что Мой преданный никогда не падет жертвой порока».

Собравшиеся не могли прийти к единому мнению относительно смысла слов Кришны. С одной стороны, Он говорит: «Кто безоговорочно предан Мне (ананья-бхак), тот отказывается от всех видов обязанностей (сарва-дхарман), кроме одной — служения Мне». (Сарва-дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа). С другой стороны, в стихе Он утверждает: «Очень скоро этот чистый преданный (ананья-бхак) становится праведником, человеком долга (кшипрам бхавати дхарматма)». Эти утверждения противоречат друг другу. Если человек уже свят, как он может потом стать праведником?

Ямараджа, Брахма, Нарада и остальные присутствующие пребывали в недоумении: «Как понимать, что преданный, отказавшийся от всех обязанностей ради служения Всевышнему, «очень скоро станет праведником?» Разве он уже не праведник?».

Так, не найдя ответа, они решили обратиться к Бхактивиноду Тхакуру, который проплывал мимо по небу, прославляя Святое Имя: «Давайте спросим у него. Он чистая душа, всем известна его  исключительная преданность Всевышнему. Он наверняка знает смысл всех стихов «Бхагавад-гиты»».

Бхактивинод Тхакур разрешил загадку следующим образом: «Апи чет судурачаро бхаджате мам ананья бхак означает — «Чем бы ни занимался чистый  преданный (ананья), его следует считать  святым (мантавьях). Тот, кто считает преданного святым, скоро сам станет праведником (дхарматмой). Не преданный станет праведником — он уже является таковым, а тот, кто видит в нем праведника и открыто заявляет об этом. Превознося чистого преданного, тот приближается к Истине».

Поэтому Кришна говорит: «Арджуна, не упускай возможности разъяснить другим, что Мой преданный, пожертвовавший всем ради Меня, никогда не станет жертвой порока. Даже если на твой взгляд он поступает дурно, Я обещаю ему спасение. Я клянусь, что он в безопасности. Но и ты, если согласишься с Моим мнением, получишь благо и возможность обрести вечное умиротворение. Кто берет на себя смелость защитить доброе имя чистого преданного, тот также получает возможность стать на путь исключительной преданности. За это Я  Сам  ручаюсь».

Кто понимает ценность исключительной преданности, тот со временем сам обретает ее. Всё ради Бога, а не какой-то отдельной Его части. В Абсолюте все существует «ради себя». Сам Абсолют существует ради Себя. Законы одной части мироздания не должны замещать всеобщий закон: все существует ради блага Единого Целого — Всевышнего. Это главный закон мироздания, все остальное второстепенно. Кто его исполняет, тот освобождается от любой другой ответственности. Не важно, служишь ли ты относительным центрам притяжения, главное, не пренебрегать долгом перед Абсолютным Центром. Кто признает эту истину и несет ее по свету, тому не страшна гибель. Мало того, в скором будущем его ожидают значительные перемены к лучшему. Об этом говорит Сам Кришна: «Такой душе даруется возможность избавиться от всех тревог и обрести вечный покой, что означает служение Мне».

Высшее предназначение части — служить целому. Это относится как к бессознательной, так и к сознательной энергии. Отличие лишь в том, что если частица сознания служит Целому Сознанию, она не только выполняет свое предназначение, но и обретает счастье. Стремиться к счастью — свойство сознания. Поэтому служению Абсолютному Центру не должно препятствовать ничто. Кто понял это и живет по этому принципу, того следует считать праведником в высшем смысле. А тот, кто признает такого праведника, скоро сам станет праведником. Увидеть в преданном святого — уже большое достижение и первый шаг на пути к бескорыстной преданности. Скоро это принесет плоды, и окружающие увидят, как такая душа перемещается в иную плоскость бытия — исключительному послушанию воли Абсолютного Центра. Выше этого нет ничего. Таков скрытый смысл тридцатого и тридцать первого стихов Девятой Главы «Бхагавад-гиты».

Санскритское слово дхарма означает совокупность нравственных норм и обязанностей — к стране, обществу, родителям, человечеству и т.д. Но если душа пренебрегает этими обязанностями ради служения Кришне, то, как Он Сам говорит, ее следует считать святой. Она уже пребывает в другом измерении, где не действуют никакие законы, кроме беспрекословной преданности Кришне (сарва-дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа). И кто просто соглашается с этим, скоро сам будет допущен в круг таких душ.

Обычно данные стихи толкуются так: «В начале пути преданный еще находится под влиянием старых привычек, но со временем он избавляется от них. Тем не менее, даже потом — дурные наклонности дают о себе знать».

С этим нельзя не согласиться. В самом деле, зачем тратить силы и время на рассматривание поведения других? От этого больше вреда, чем пользы. Даже если мне удастся найти изъян у кого-то, особенно у преданного, этот изъян перейдет ко мне. Если пить чужую отраву, отравишься сам. Лучше не трогать недостатки других. Гораздо полезнее подмечать в окружающих добродетели.

Во времена Гуру Махараджа в нашей Миссии было заведено так: если тебе кто-то не нравился, ты должен был при всех перечислить его положительные качества. Заставляя искать добродетели в преданных, Гуру Махарадж помогал нам расти духовно. У каждого есть положительные качества, но когда кто-то тебе не нравится, ты стараешься эти качества не замечать. Необходимо видеть в другом хорошее, и это нужно делать ради собственного блага.

 Что проку искать дурное в преданных, если Сам Кришна берет на Себя опеку о предавшихся Ему душах (ананйа-бхак). Хорошие они или плохие — не наша забота, они принадлежат Кришне и Ему решать. Если будет надо, Он устранит любой недостаток в Своем слуге. Раз Он этого не делает, значит Ему так нужно. Именно под таким углом зрения нужно смотреть на недостатки преданных. Ни в коем случае нельзя осуждать тех, кто находится под непосредственной заботой Кришны, поскольку это грозит большими неприятностями. Лучше видеть в преданных добродетели, чем пороки — не потому что это красиво звучит, а потому что это в высшей степени полезно.

Шрила Рупа Госвами приводил такой пример: «Воды Святой Ганги порой кажутся грязными, но это внешняя нечистота. Муть и пена не могут повлиять на ее очистительную силу. То же самое с преданным — его душа (атма) настолько чиста, что ее не запачкает никакая грязь материального мира. Она — самое чистое, что есть на свете. То, что на первый взгляд кажется пороком — это всего лишь «муть и пена», как  в водах Ганги. Духовные достоинства не зависят от «материальных» слабостей. Вайшнавы могут быть слепыми, глухими или безногими. Иногда они кажутся жадными и злыми, но святость вайшнава не зависит от качеств его характера и внешности. На вайшнава следует смотреть с точки зрения верности Кришне.

В Южной Индии в Курмакшетре жил преданный по имени Васудева-випра. Он болел проказой. Его тело было поражено язвами, в которых завелись черви. Но он испытывал к червям такое же сострадание, как ко всем живым существам. Когда они выпадали из язв, он поднимал их и клал обратно, чтобы они не умерли от голода. Когда Шри Чайтанья Махапрабху встретил его и обнял, проказа исчезла.

Однажды, по пути из Вриндавана в Пури, Санатана Госвами испил воды из лесного ручья и заболел — его тело покрылось нарывами и язвами.

И когда в Пури Шри Чайтанья Махапрабху подошел к нему, чтобы заключить в приветственные объятия, Санатана отпрянул: «Не прикасайся ко мне! Мое тело — тело грешника. Оно кровоточит и источает зловоние». Но Махапрабху не обратил внимания на эти слова и заключил его в объятия. Тогда Санатана решил: «Чтобы этого больше не повторилось, я или сбегу из города, или брошусь под колесницу Джаганнатха». Но Господь, пребывающий в сердцах всех живых существ, догадался, о чем думает Санатана. Он еще раз обнял его, и болезнь немедленно прошла. Тело Госвами засияло, словно золото.

 «Санатана, ты вайшнав, а у вайшнавов нет недостатков, даже телесных (апракрита-деха томара 'пракрита' кабху ная). Кришна устроил мне проверку. Я санньяси, и Он решил посмотреть, насколько я пристрастен в отношениях с вайшнавами, имеет ли для меня значение их внешний вид, отвергну ли я вайшнава, тело которого не чисто. Ты как был, так и остался идеалом совершенства. Кришна создал для нас иллюзию твоей болезни, чтобы проверить, какими глазами мы смотрим на вайшнавов, что для нас важнее — их внешность или душа. Там, где есть вайшнавата — зерно чистой преданности, не может быть скверны. Кришна заставил меня видеть твою болезнь, чтобы испытать мою преданность».

Мы не должны смотреть на внешние качества вайшнава, главное, что он предан Всевышнему. У любого преданного есть вайшнавата, вайшнавская составляющая его натуры. Она может быть большая и не очень, но именно она должна играть для нас решающую роль в общении с ним.

С точки зрения нравственности, девушки-гопи — последние грешницы. Они преступают все моральные законы. Но кто сравнится с ними в преданности Кришне? Им даже неведомо, что Кришне можно служить, не отдаваясь всем существом. Этих юных дев следует считать эталоном верности и преданности Всевышнему.

Но такую преданность не купишь за три гроша. Не думайте, что под видом преданности Богу можно творить все, что угодно. Преданность — внутреннее состояние души,  преданность может быть либо подлинной, либо никакой. Все, что делается напоказ — не настоящее.

______________________________________________________________________________

(глава из книги «Слово Хранителя Преданности»)

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж