?

"Как обрести гуру".

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 90. Опубликовано: 12-01-2024, 16:40

Как обрести гуру

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж

Фрагмент беседы. 2 января 1982г.

Навадвипа, Индия

 

Вопрос: Махарадж, будучи преданным-неофитом, мне интересно, на какие вопросы нужно ответить в своём уме или сердце, чтобы узнать, кто твой гуру?

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: Во-первых, это шравана-даша: вам следует посещать лекции, слушать советы и наставления многих возможных (претендентов на роль) гуру. И по завершению вы можете прийти к определённому заключению, подсказанному вашей внутренней духовной совестью: в ком именно вы находите наставления и впечатления, способные удовлетворить самые глубинные потребности вашего сердца? Затем вы должны выбрать. Вы должны решить, что столь глубокие, обширные, столь сладостные, несущие назидание волны исходят из определённого источника, который станет благотворным для вас.

Как правило, вам следует узнать из шастр, оставленных махаджанами, какой должна быть квалификация подлинного гуру и какой должна быть квалификация ученика. Обладая должным умонастроением и руководствуясь шастрами, вы обратитесь к гуру, положение которого не подлежит сомнению. Вы должны обращаться за советом к шастрам, содержащим мнения бесспорных духовных учителей, духовных личностей, а затем обратиться к людям, от которых может исходить некоторая усреднённая [соответствующая стандартным критериям] духовная жизнь (к мадхьяма-садху).

Вы должны обратиться к ним лично, одному за другим, ко всем возможным наставникам, а затем решить, кого ваше внутреннее одобрение и склонность к принятию выберет вашим вечным проводником, который сможет обратиться к самым глубоким чувствам вашего сердца и удовлетворить его глубочайшую жажду (если она конечно имеется (1)). Затем вы должны принять своего проводника.

Предположим, вы хотите посетить такое место, как Африка. Существуют многочисленные проводники (гиды), и вы должны познакомиться с ними, а затем решить, кто из них будет наиболее надёжным проводником, который отвезёт вас туда и покажет это место.

Я предлагаю вам некоторые необходимые советы из своего опыта. Но в конечном итоге судить о выборе [духовного] руководителя будете вы сами. Посоветовавшись с шастрами и садху, а затем лично общаясь, вы должны выбрать – чьё общество затрагивает вас сильнее всего. Именно вам предстоит принять окончательное решение. Выбор должен исходить именно от вас и осуществляться именно таким образом [как было описано] (2). Это будет надёжно (3).

Вопрос: Махарадж, можно ли тратить слишком много времени на поиски гуру?

Шрила Шридхар Махарадж: Пока вы не удовлетворены, пока вы не чувствуете максимального удовлетворения, вам не следует предаваться [а значит и присягать на верность] где попало. Вам следует потратить некоторое время. Но в то же время вы должны быть серьёзны, и должны постараться сделать это как можно скорее, поскольку человеческая жизнь не долговечна, уязвима, и в любой момент можно её утратить. Вы должны быть серьёзны, но в то же время должны разобраться со всеми возможными источниками и обрести удовлетворение. Вы должны вступить с ними в непосредственный контакт, лично или через написанное ими.

В любом случае, вы должны их изучить, чтобы прочувствовать вкус их наставлений, а затем вы обязаны выбрать того, кто подходит вам больше всего, кому вы в состоянии максимально доверять, и в отношении кого вы будете чувствовать: «Именно здесь мне следует предаться, какова бы ни была моя дальнейшая судьба».

Следуя вышесказанному, вы должны упасть к стопам такого великого махаджана (маха-бхагаваты). Но, прежде чем окончательно предаться, вручить себя окончательно, вы должны постараться сделать всё возможное, чтобы быть уверенным [в своём выборе].

Самая нежелательная трагедия – отвергнуть своего гуру. Величайшим проклятием в жизни является ситуация, в которой человек вынужден оставить выбранного им гуру. Поэтому следует постараться сделать всё возможное, чтобы не столкнуться с подобной катастрофой (4). Всегда молитесь Господу, трансцендентному: «Пожалуйста, помоги мне выбрать проводника. Пожалуйста, пошли мне проводника». Таким будет ваше молитвенное настроение для обращения к высшему, всеведущему Всевышнему: «Пожалуйста, пошли мне моего проводника. Пожалуйста, пошли мне проводника». Конечно, ученик не может познать гуру, но с таким молитвенным настроем вы изучите [его личность] максимально подробно, насколько это возможно.

Мы тоже прошли через такое. Я блуждал там и сям, стараясь проверить как можно больше в пределах своей компетенции, но оставался неудовлетворён. Наконец, обретя полное удовлетворение, я вверил себя [той личности]. Больше пяти или шести лет я метался туда-сюда, в разные стороны, в поисках своего гуру. И наконец, через шесть лет, на седьмом году, я принял его (5).

Так или иначе, все вы привлеклись (Бхактиведантой) Свами Махараджем. Поэтому ваша общая тенденция в том, чтобы обратить внимание на назначенных им ачарьев. Но я не говорю, что у вас есть только они. Если что-то придёт к вам с какой-либо другой стороны – обратите внимание и на него (6).

Их наставления, советы и выступления, либо чтение их книг – так или иначе, соприкасаясь с ними, вам предстоит выбрать, где именно вы обретёте нить будущего союза – именно те вкус, склонность, стремление, аккорд, что способны находиться в гармонии с аккордом вашего сердца.

[Сделать выбор] необходимо как можно быстрее. Но в то же время он должен быть очень продуманным и внимательным, а никак не безрассудным и неискренним. Искренний, разумный поиск со всей серьёзностью – вот что вам необходимо. Подобно браку по индуистским законам: после вступления в брак развод невозможен. Выбор делается на всю жизнь, здесь развод не предусмотрен.

…………………………………………

1)     Если у ученика нет жажды поиска подлинного гуру и жажды настоящей духовной жизни, тогда Господь пошлёт ему гуру-мошенника. Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж в связи с этим утверждает: «Кришна знает, когда человек не простодушен, нечестен и когда у него есть другие желания (анья-абхилас). Кришна всё это очень хорошо знает. Поэтому Кришна велит Майе (маха-майе) послать к таким людям ложного гуру. Майя тогда всё устраивает, и вместо истинного учителя они получают мошенника» («Гуру-сева – это самое главное», Нью-Джерси, 24.06.1994г.).

«Человек должен быть уттама-адхикари, иначе почему он гуру? (Если он не уттама-адхикари, то) он будет обманщиком. Если человек не может найти уттама-адхикари в качестве гуру, то он может принять (в качестве гуру) мадхьяма-адхикари или каништха-адхикари на некоторое время. Однако, как только уттама-адхикари станет доступен, он должен пойти к нему, потому что другие не смогут привести на высшую ступень, поскольку они сами не пришли туда. … Нужно быть очень устремлённым, чтобы обрести в качестве гуру уттама-адхикари. Кришна может сделать это, если вы действительно хотите. Кришна находится в вашем сердце как Параматма. Он знает ваше сердце. Он знает, как сильно вы хотите обрести истинного учителя. В противном случае Кришна даст вам мошенника, и вы будете обмануты» (Лекция по «Чайтанья-чаритамрите», Бхуванешвар, 02.08.1990г.).

2)     Каждый сам ответственен за выбор гуру. Шрила Гоур Говинда Свами учит: «Выбирать гуру нужно очень осмотрительно. Это большая ответственность, и она целиком ложится на вас. Здесь нельзя быть легковесным, нужно быть очень искренним и серьёзным. Вы не должны следовать гаддалика-срота-ньяе. Гаддалика – это овечье стадо. Стадо овец следует за вожаком. Если вожак прыгнет в яму, другие овцы последуют за ним. Они не задумаются: «Зачем нам прыгать в яму?» Увидев, что вожак прыгнул, они решат: «Это верный путь!» Используйте свой разум. Не следуйте овечьей логике. Вы сами отвечаете за себя» (Ш.Гоур Говинда Свами, «Парипрашна», Глава «Овечья логика»).

3)     Если ученик ставит свой выбор и пристрастие при выборе гуру выше указаний шастр и великих святых, которые указывают на важность выбора именно совершенного учителя (уттама-адхикари), тогда личная позиция объективно будет признана ущербной и неприемлемой для полноценного духовного развития. Только выполнив указания и требования сад-гуру, садху и шастр, человек может опираться позже на своё сердце и его предпочтения.

4)     Данные наставления касаются оставления великого святого. Если же человек выбрал в качестве гуру несовершенную личность, то оставление таковой не является большой трагедией, а скорее необходимостью для дальнейшего роста в бхакти.

5)     Многие ищущие гуру в наше время выбирают гуру буквально с разбега, они не тратят годы на поиски и гуру-парикшу, как это следовало бы сделать. В результате этого, многие оставляют своих учителей, даже если их учителя совершенны.

6)     Многие последователи линии Шри Чайтанья Сарасват Матха не следуют данной идее Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа. После ухода их гуру, они не стараются получать шикшу или дальнейшее духовное руководство от великих святых, находящихся за пределами их организации, даже если их организация духовно оскудела после ухода великого учителя. Этим самым они духовно ограничивают себя. Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж также учил, вторя словам ачарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха, что не следует стопориться на верности своей организации, следует искать святого Гаудия-вайшнава, рупанугу, даже если он находится в другой организации, или за пределами каких-либо организаций: «В соответствии с новыми толкованиями, те, кто их производил, заявляли: «Каждый должен принять прибежище только у нашего Гурудева или у кого-то, кто из нашей группы. Никто не может ходить за пределы нашей группы к кому бы то ни было. И не имеет значение кто тот, к кому собираются идти. Даже если это Кришна в форме садху, или даже лично Чайтанья Махапрабху или Нитьянанда Прабху, если Они за пределами нашей группы, нашего общества, тогда запрещено видеться с Ними. И если кто-то не следует этим правилам, тогда мы вышвырнем его из нашего общества. Вы можете видеть только тех садху, кто в нашей мизерной группке»» («Из других групп»).

«Я хочу следующей революции: вы должны встать на истинный путь со всей искренностью. Шри Кришна устроит так, что кто-то придёт после меня. И после него тоже кто-то придёт, и это не может быть ничем остановлено. Мир разрушится, но эта линия будет вечной. Шрила Бхактивинода Тхакур сказал, что это линия вечна. Кто-то из какой-либо группы вайшнавов обязательно придёт» (15.01.2000г.).

 

Перевод с английского: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

Техническое примечание:

Альтернативный русский перевод от ЧСМ на сайте: https://harekrishna.ru/2020/12/kak-obresti-svoego-guru-2-yanvarya-1982-sridhar-mj

Английская транскрипция на сайте: https://gaudiyadarshan.com/posts/how-to-find-your-guru/

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж