?

Зов домой. В поиске сокровища сердца. Часть 1.

 (голосов: 1)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1584. Опубликовано: 30-11-2011, 15:17

Зов домой. В поиске сокровища сердца. Часть 1.
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

Составлено на основе неформальных бесед со
Шрилой Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махараджем

перевод Вриндаваначандра даса.

 

Предисловие


Я чувствую себя очень удачливым, что обрел общество великого святого, Шрилы Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махараджа, а сейчас мне выпала возможность написать введение к этой книге. Мы называли его «Наш дорогой Шрила Гуру Махарадж». Вся его жизнь была ярким примером того, о чем он проповедовал. Даже когда просто видишь человека, вся жизнь которого пропитана служением Богу, это раскрывает перед тобой прекрасную реальность духовного счастья. Но, к сожалению, такие святые не могут посетить каждый уголок мира. Поэтому мы пользуемся теми благами, что предоставляет современный технический прогресс, печатая книги и делая эти знания доступными повсюду. И это благотворное влияние распространяется не только на этот бренный мир, но также покоряет и те души, что уже утвердились на духовном плане. Из вышесказанного вы можете понять, как мы счастливы изданию этой книги. Мы назвали ее «Зов Домой — В Поисках Сокровища Сердца». Она составлена из тех бесед, в которых наш Духовный Учитель рассказывал о сути теистической духовной жизни, и вышла в свет благодаря искренним усилиям его учеников.

До самых последних дней Шрила Гуру Махарадж проливал на нас свою милость в форме наставлений и бесед, которые иногда длились часами. На примере его жизни мы поняли наставление Писаний, гласящее, что следует до последнего вздоха оказывать бескорыстное служение Божественному Миру, а также посвящать в это других.

Мы получим огромное вдохновение от того, что вы прочитаете эту книгу с большим вниманием, и, возможно, ваши благословения помогут нам достичь совершенства жизни.

 

В смирении,

Свами Б.С. Говинда,

Шри Чайтанья Сарасват Матх,

8 февраля 1992 года.

 

Часть 1

 

Пожалуйста, выслушайте мои объяснения очень внимательно. Я постараюсь изложить вам этот предмет научным образом, независимо от какой-либо религиозной концепции.

Вначале следует уяснить, что есть три плана бытия: мир мирских наслаждений, мир отстраненности и мир преданности Богу. Мир наслаждений — это место, где мы пребываем сейчас, в большей или меньшей степени. Мирское наслаждение подразумевает эксплуатацию, ибо, не эксплуатируя других, выжить в этом мире просто невозможно.

 

ахастани сахастанам ападани чатуш-падам

пхалгуни татра махатам дживо дживасйа дживанам

 

 «Имеющие руки живут теми, кто их не имеет. Четырехногие животные живут травой и растениями. Те, кто сильнее, живут за счет слабых».

Жизнь присутствует везде: растения, трава и деревья также живые; однако без эксплуатации никто не способен поддерживать здесь свое тело.

 Таков мир эксплуатации, и, согласно третьему закону Ньютона, на каждое действие есть равное и прямо противоположное следствие. Эксплуатация приводит к задолженности, а расплата за эти долги увлекает вниз. Поэтому существует множество душ (джив), которые то возвышаются, то сбрасываются вниз под влиянием последствий деятельности в этом мире эксплуатации. Все общество построено на этом принципе эксплуатации: каждый стремится жить за счет других. Ибо, как мы говорили выше, в этом мире выжить по-другому просто невозможно.

Буддисты, джайнисты и последователи Шанкары пытаются освободиться от этой запутанности эксплуатации и найти жизнь без насилия, где нет деятельности и ее последствий. Страшась последствий деятельности, они стремятся к полной отрешенности, или самадхи, что подобно глубокому сну без сновидений. Так они полностью отстраняются от объектов бренного мира и пребывают на субъективном плане. Иными словами они не позволяют своим чувствам привлекаться низшими вещами и лишь безучастно созерцают.

Однако вайшнавы, — те, кто отдали свою жизнь на служение Богу, — верят в существование иного мира, мира самопредания. Это самопредание прямо противоположно эксплуатации. В материальном мире каждый хочет эксплуатировать всех и вся, но в мире самопредания каждый стремится служить всем, и не просто всем, а Центру бытия, что и является подлинным ключом к жизни в этом мире. Мироздание подобно единому организму, и поэтому каждый должен быть верен его Центру. «Шримад-Бхагаватам» объясняет это на примере поливки корня дерева.

 

йатха тарор мула-нишечанена

трипйанти тат-скандха-бхуджопашакхах

пранопахарач ча йатхендрийанам

татхаива сарварханам ачйутеджйа

(«Шримад-Бхагаватам» 4.31.14)

 

В ведической литературе мы также находим: «Попытайся найти То, познав которое познается все»:

 

йасмин гйате сарввамидам

вигйатам бхавати

йасмин прапте сарввамидам

праптам бхавати

тад виджигйасасва тадева брахма

(«Мундака Упанишад», 1.3)

 

Существует Центр бытия, познав который познаешь все, а достигнув — достигаешь всего. Суть всех советов Вед приводит к поиску этого Центра. Поэтому начните свой поиск. Вначале это может показаться нелепым и нелогичным. "Познав То — познаешь все, а достигнув — достигаешь всего». Как это понять? Это похоже на бред безумца! Поэтому и приводится пример с корнем дерева: когда вы поливаете корень, то влагу получает все дерево, и когда вы отправляете пищу в желудок, то насыщается все тело. Так и когда вы служите Центру, то этим вы служите всему. Таково подлинное положение дел. И жить так — означает вступить в мир преданности. Избегая эксплуатации и отречения, попытайтесь войти в мир преданности. Это наш родной дом. Это изначальная реальность, тогда как все остальное — лишь искаженное отражение.

В реальном мире каждый предан целому, представленному Центром, в точности как в здоровом теле каждый атом трудится на благо всего организма. Если атом работает на себя, то его эксплуатация доходит до крайности, и это приводит к негативным результатам. Каждая часть тела, каждый атом должен трудиться на благо целого. И есть Центр, который направляет всю эту деятельность. Каково положение этого Центра? Это упоминается в «Бхагавад-гите»:

 

сарва-дхарман паритйаджа

мам экам шаранам враджа

(«Бхагавад-гита» 18.66)

Кришна объясняет Свое положение: "Оставь все дхармы (обязанности) и полностью предайся Мне".

Позвольте мне теперь представить это в другом свете. Гегель был выдающимся немецким философом, и его философия известна как доктрина усовершенствования. Его идеей было то, что Абсолютная Истина, Изначальная Причина всего, должна иметь два качества: быть благодаря себе и ради себя.

Попытайтесь быть внимательными. Благодаря себе означает, что Абсолют есть причина самого Себя: никто не создал Его. Поэтому Он должен быть анади, вечно существующим и не сотворенным никем. Это Его неотъемлемое качество. Далее, Абсолют ради себя: Он существует ради собственного удовлетворения, а не ради кого-то другого. Если бы Он существовал ради удовлетворения какого-то существа, то Он бы занимал второстепенное положение, а те, ради чьего удовлетворения Он живет, первостепенное.

Поэтому Абсолют должен обладать этими двумя характеристиками. Он есть причина самого себя, и существует лишь ради собственного счастья, ради исполнения своих целей. Благодаря себе и ради себя. Даже травинка не шелохнется, если на то нет санкции Абсолюта. Что бы ни происходило, все это лишь ради Его удовлетворения. Таково подлинное движение Его лилы, Его прекрасной жизни, однако мы живем другими интересами: семьей, обществом, человечеством, и т.д. Но в понимании бесконечности это лишь ничтожная часть, и мы поглощены этими эгоистичными интересами. Неисчислимые обособленные интересы приводят к конфликту, и в этом все проблемы. Поэтому следует отбросить эти частные интересы, возникающие из лжепонимания, и попытаться жить во благо причины всего сущего.

Подводя итог «Бхагавад-гиты» (18.66) Кришна сказал: "сарва-дхарман паритйаджйа» — «Оставь все свои обязанности, которые как ты думаешь тебе следует исполнять сейчас», и — «мам экам шаранам враджа» — «Предайся Моим стопам». «Ахам твам сарва-папебхйо/ мокшайишйами ма шучах» — «Я избавлю тебя от всех проблем, даже от тех, о которых ты не подозреваешь».

Иными словами, следует хранить верность Центру. В настоящий момент все ваши обязанности проистекают из частных интересов, однако оставьте эти мысли об обособленной жизни и посвятите себя интересам Абсолюта, включающего в себя все.

Очевидно, что если полицейский берет даже маленькую взятку, то это незаконно и наказуемо, но если он убивает многих в интересах страны, то его награждают. Так и все, что на благо целого — прекрасно, тогда как частные и эгоистичные цели приводят к беде. В промышленности любая взятка незаконна, и, в то же самое время, ни у кого нет права отказываться работать, иначе все остановится.

Не эксплуатация, ни отречение не имеют будущего. Несомненно, что эксплуатация порочна, но отречение также неправильно, ибо у нас нет права бастовать. В единой системе для каждого естественна преданность Центру, который олицетворяет все. Когда пища помещается в желудок, то желудок распределяет энергию повсюду согласно необходимости. Такая жизнь и есть вайшнавизм. Все мироздание составляет единый организм, и мы его часть. Нам следует постоянно ощущать связь с целым, а это значит посвятить себя целому. Чтобы насытиться, мы не можем поместить пищу в глаз, нос, ухо или куда-то еще помимо желудка.

Будучи частичками мироздания, нам следует действовать во благо целого. Это указывает на преданность, самопредание. Как нам достичь этого состояния? В этом нам помогут священные писания и святые, которые приходят с высшего мира, чтобы привести нас в царство гармонии.

Религия высочайшей гармонии была дана Махапрабху Шри Чаитаньядевом, который учил преданности Богу на основе «Шримад-Бхагаватам», книги, наполненной заключениями всех известных писаний. Он объяснил, что энергия, или сила, это не самое высшее, знание находится выше. Знание может контролировать силу и приводить к успеху, однако знание само занимает подчиненное положение. Любовь и нежность выше знания. Ни знание, ни сила, а лишь любовь может наполнить нашу жизнь смыслом.

Милость выше справедливости. Справедливость нужна там, где есть необходимость в законах, но в царстве Абсолютного Самодержца, который есть Абсолютное Благо, кто может Его опасаться. Он есть Абсолютное Благо, а это равноценно Абсолютной Любви и Красоте; и это наш дом! Возвращайтесь к Богу, домой. Что такое вернуться домой? Это значит оказаться в кругу доброжелателей. Если там мы не позаботимся о себе, то о нас позаботятся другие. Мы будем со всех сторон окружены заботой. Таков наш истинный дом. Это царство Абсолюта, и, приняв наивысший род служения — служение Ему, мы увидим, какие любовь, гармония, красота царят в этой обители. Все эти качества родственны, и они являются неотъемлемыми свойствами изначальной причины, Абсолютного Блага, и туда лежит наш путь.

Злоупотребляя своей свободной волей, мы полностью запутались и заблудились, но сейчас нас зовут: «Идите домой; возвращайтесь к Богу — домой, в мир любви, в свое родное состояние». И это заключение, которое я вкратце вам описал, идентично концепции Кришны согласно «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Это понимание раскрыл Шри Чайтаньядев. Шри Чайтанья Сарасват Матх и вся Гаудия Миссия проповедует только это. «Ищите Центр всего, посвятите свою жизнь преданности Центру, и знайте, что этот Центр выше справедливости. Он всемилостив, Он исполнен нежности и любви, Он прекрасен».

Такова основа религии вайшнавов, суть «Шримад Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам» и краткий обзор всех религиозных концепций. Есть три плана бытия: эксплуатация, отстраненность и самопредание. Душа принадлежит к миру самопредания. Однако неверно воспользовавшись своей свободной волей многие существа, изначально склонные к преданности Богу, попали в мир эксплуатации. Будда, Джаин, адепты Шанкары и другие пытались помочь всем, кто желает выбраться из запутанности эксплуатации, уча полному самоустранению. Они говорили, что отстранившись от всего, душа может обрести счастье. Тем не менее, постоянно остается возможность снова оказаться порабощенным. Однако есть место, где действительно живут свободные души, самопредавшиеся души, и если мы захотим проследить, что составляет основу их жизни, то обнаружим, что они трудятся ради целого, и это целое представлено Абсолютным Благом. Мы можем это понять, и именно этим ценна человеческая жизнь. В обществе садху, святых посланников, нам следует пытаться освободиться из этой запутанности и вступить на землю любви, преданности и красоты.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж