Зов домой. В поисках сокровища сердца. Часть 3.


Зов домой. В поисках сокровища сердца. Часть 3.
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж
Составлено на основе неформальных бесед со
Шрилой Бхакти Ракшак Шридхаром Госвами Махараджем
перевод Вриндаваначандра даса.
Предисловие
Я чувствую себя очень удачливым, что обрел общество великого святого, Шрилы Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махараджа, а сейчас мне выпала возможность написать введение к этой книге. Мы называли его «Наш дорогой Шрила Гуру Махарадж». Вся его жизнь была ярким примером того, о чем он проповедовал. Даже когда просто видишь человека, вся жизнь которого пропитана служением Богу, это раскрывает перед тобой прекрасную реальность духовного счастья. Но, к сожалению, такие святые не могут посетить каждый уголок мира. Поэтому мы пользуемся теми благами, что предоставляет современный технический прогресс, печатая книги и делая эти знания доступными повсюду. И это благотворное влияние распространяется не только на этот бренный мир, но также покоряет и те души, что уже утвердились на духовном плане. Из вышесказанного вы можете понять, как мы счастливы изданию этой книги. Мы назвали ее «Зов Домой — В Поисках Сокровища Сердца». Она составлена из тех бесед, в которых наш Духовный Учитель рассказывал о сути теистической духовной жизни, и вышла в свет благодаря искренним усилиям его учеников.
До самых последних дней Шрила Гуру Махарадж проливал на нас свою милость в форме наставлений и бесед, которые иногда длились часами. На примере его жизни мы поняли наставление Писаний, гласящее, что следует до последнего вздоха оказывать бескорыстное служение Божественному Миру, а также посвящать в это других.
Мы получим огромное вдохновение от того, что вы прочитаете эту книгу с большим вниманием, и, возможно, ваши благословения помогут нам достичь совершенства жизни.
В смирении,
Свами Б.С. Говинда,
Шри Чайтанья Сарасват Матх,
8 февраля 1992 года.
Часть 3
В этом мире мы известны как люди действия, эксплуатирующие материальную природу ради сбора энергии. Вся жизнь проходит в постоянных попытках накопить энергию, чтобы использовать ее для своих целей или запастись на будущее. Такова природа всех, кто живет здесь. Если что-то мешает этим усилиям, то считается, что обстоятельства складываются неблагоприятно, ибо препятствуют главной задаче жизни: накапливать энергию. Однако в напоминание важности внутреннего богатства можно сказать, что наша внешняя природа не в силах причинить нам столько вреда, сколько может причинить внутренняя своей апатией к сокровищу нашего сердца: к нашей подлинной индивидуальности. Следует помнить, что все, что приходит извне, не так важно, ибо оно преходяще. Даже наше тело, о котором мы думаем больше всего, неизбежно разрушится. Какой смысл накапливать так много энергии ради тела? Пробудите свою подлинную индивидуальность, которая сокрыта внутри. Попытайтесь обнаружить ее и помочь развиться. И это возможно лишь в обществе садху, святого.
Каждый день, когда мы не встречались со святым или не размышляли о внутреннем смысле жизни, прошел зря. Будьте почтительны ко всем и каждому, но никогда не забывайте о себе. Поиск самих себя это ваш главный интерес. Отвлекитесь от внешних проблем и сосредоточьтесь на сокровище своего сердца. Ищите свою внутреннюю индивидуальность и внутренний мир, где она живет. Попытайтесь обнаружить эту реальность. Возвращайтесь домой, в царство Бога. Используйте свою энергию лишь на дорогу домой, а не на скитания по чужбине, по земле смерти. Любой ценой попытайтесь вырваться из мира смерти и постоянно ищите вечную обитель. Вы житель вечного мира, и поэтому искать его — ваша судьба. Попытайтесь понять, где ваш дом и почему. Что такое домашний уют? Это родное нам место по праву рождения. Если вы задумаетесь, то поймете, что вы не дома. И великая удача придет к вам, если у вас появится стремление искать свое внутреннее богатство.
Попытайтесь утолить внутреннюю жажду. У нас должно быть чувство: «Я живу в этом мире, но я не удовлетворен. Как я могу обрести внутреннее удовлетворение?» Мы в нужде, но как это изменить? В настоящий момент у нас есть тело из плоти, но в доскональном знании о костях, крови или нервной системе нет необходимости. Знать о составе крови является ненужной подробностью. Наш поиск должен быть другим: «Кто я и почему страдаю? Как мне избавиться от своих проблем?» Это главный вопрос для нас, и мы должны прилагать все усилия для его разрешения. Атхато брахма джигьяса. Откуда я пришел? Что является основой моей жизни и каково мое будущее? Это касается не просто кого-то конкретно, например, только меня, но всех живых существ.
Правильное вопрошание приведет нас к источнику всего, тогда как попытки узнать о сотнях разных мелочей будет лишь пустой тратой сил. Согласно Священным Писаниям следует задавать такие вопросы: «Откуда я пришел? Что поддерживает во мне жизнь? Что ждет меня в будущем? Почему я несчастен и как мне заполнить внутреннюю пустоту?» Все вопросы должны быть в этом русле, а иначе это будет болезненным вопрошанием, которое только запутает нас. Любопытству нет предела, поэтому следует научиться задавать правильные вопросы. И только тогда наши усилия принесут плоды, и мы не разочаруемся.
Вопрошание истинно лишь тогда, когда направлено на достижение реальной цели. Поэтому не тратьте энергию понапрасну, а направьте ее правильно. В этот век вражды, Кали-югу, единственной целью, способной принести нам успех в жизни, является связь со святыми и святым именем Кришны — садху-санге кришна-нама. Отклонившись от этого пути, мы будем обмануты на каждом шагу.
садху-санга кришна-нама – эй-матра чаи
самсара джините ара кона васта наи
(«Джайва-дхарма», 7 глава)
Шри Чайтанья Махапрабху дал это как суть всех советов, и для нас это самое лучшее средство избавиться от всего нежелательного.
Он говорил, что воспевать имя Кришны вне общества святых очень трудно. Поэтому стремитесь к садху-санге. Если мы обретем связь с совершенной душой, то все станет на свои места, а царем всех садху является Гуру. Гурудев лучший из всех, кому мы можем полностью вручить себя. Назвать кого-то Гуру означает, что он способен безошибочно вести нас, а иначе как тогда мы поверим и доверимся ему, и как тогда сможем предаться ему? Гуру способен разрешить любой важный для нас вопрос. Через него будут нисходить высочайшие наставления, берущие свое начало в высочайших сферах любви. Если мы получим связь с этим возвышенным и благородным потоком, то будем бесконечно вознаграждены. Такова центральная идея.
В целом, следует стремиться всегда быть в распоряжении посланников высшего, в распоряжении великих мыслителей высшего мира. Таков путь к этому высочайшему и возвышенному плану бытия. Есть множество потоков бытия разного вида и целей, приводящих как к потерям, так и к приобретениям, но мы должны стремиться обрести связь с высочайшим.
Следует убедиться в том, что очарование этой жизни это обман. Мы просто закрываем глаза на ее обратную сторону, болезненную и отвратительную. Если в двух словах, то это джанма, мритйу, джара и вйадхи — рождение, смерть, старение и болезни. Все это делает невозможным подлинное счастье. Может ли счастье быть рядом со смертью? А угроза смерти ни на секунду не оставляет нас, так о каком очаровании жизни здесь может идти речь? Поэтому с решительностью вопрошайте о той земле, что действительно пригодна для счастливой жизни. В этот высший мир и лежит наш путь. Мы не сможем долго закрывать на это глаза.
йад гатва на нивартанте, тад дхама парамам мама
(«Бхагавад-гита», 15.6)
В «Шримад Бхагавад-гите» Кришна говорит: «То место, откуда ты уже никогда не вернешься в этот мир смерти, и есть Моя высшая обитель».
абрахма-бхуванал локах, пунар авартино 'рджуна
мам упетйа ту каунтейа, пунар джанма на видйате
(«Бхагавад-гита», 8.16)
Он наставляет Арджуну: «Лишь в Моем мире возможно постоянство, тогда как все дела этого мира, даже положение царя, не более чем сон. Если ты хочешь пробудиться от этой жизни во сне и войти в реальность, то измени себя согласно идеалам высшего мира, какими бы возвышенными они не были. Только тогда ты выйдешь из-под власти смерти. Направь свою энергию на обретение чего-то постоянного. В настоящий момент ты живешь ради того, что может исчезнуть через мгновение. Поэтому все твои усилия бессмысленны».
уддхаред атманатманам, натманам авасадайет
атмаива хй атмано бандхур, атмаива рипур атманах
(«Бхагавад-гита», 6.5)
«Все мы одновременно лучшие друзья себе и злейшие враги. Никто не способен принести нам больше вреда, сколько мы можем принести себе, когда пренебрегаем своей духовной жизнью. Но мы можем быть и самым лучшим другом себе, и никто не может нам помочь так сильно, как это можем сделать мы сами».
бандхур атматманас тасйа, йенаиватматмана джитах
(«Бхагавад-гита», 6.6)
«Если ты можешь хоть немного контролировать себя, то не трать силы попусту, а направь их на развитие своей внутренней индивидуальности, и так ты поступишь как свой лучший друг. Но если ты отдал себя в распоряжение чувств низшего порядка, что бросают тебя в омут эксплуатации, приносящей лишь страдания, то тогда ты свой самый злейший враг. Пойми это».
вимришйаитад ашешена, йатхеччхси татха куру
(«Бхагавад-гита», 18.63)
«Попытайся понять всю глубину вышесказанного, а затем сделай правильный выбор».
Человеческая жизнь очень ценна. У вас есть способность разобраться в высших понятиях, но вы можете легко потерять ее, если волна последствий ваших поступков поместит вас в тело дерева, животного или кого-то другого. Разве вы можете с уверенностью сказать, что в следующей жизни не попадете в тело животного? Есть ли гарантии, что подобное не случится?
Вовсе не так, что вся деятельность и все развитие присутствует лишь в царстве смерти. Прогресс не ограничен тьмой и невежеством, и как только вы начнете свою позитивную жизнь, то сразу ощутите, что такое настоящий прогресс. Хридайенабхйануджнатах — вы услышите ответ изнутри. Он придет как одобрение вашего сердца. Вы поймете, что вас не заманили на чужбину ложной надеждой, чтобы надругаться, замучить или убить. Все сомнения исчезнут.
бхактих парешанубхаво вирактиранйатра чайша трика экакалах
прападйаманасйа йатхашнатах сйустуштих пуштих кшудапайо' нугхасам
(«Шримад-Бхагаватам», 11.2.42)
Это знаменитый стих из «Шримад-Бхагаватам» объясняет, что когда вы что-то съедаете, ваш желудок подтверждает это. Вы это ощутите непосредственно. Голод пройдет, и тело наберется сил, и вместе с этим изнутри придет чувство насыщения и удовлетворения. Так и в духовной жизни есть множество симптомов, подтверждающих ваш прогресс.
Сейчас у вас человеческое тело, и это время очень ценно, но если вы злоупотребите этим, то все потеряете. Ваша столь ценная энергия будет безвозвратно утеряна. Уттиштхата джаграта прпйа варан нибодхата — поэтому пробуждайтесь, поднимайтесь и посвятите себя этому пути. Не просто ради себя, но и ради того, чтобы другие тоже могли начать свой путь домой, и тогда эта помощь вернется к вам в будущем.
Главное — под руководством посланника высшего мира посвятить себя непрерывному служению Божественному. Тогда у нас не останется и толики времени на исполнение незначительных мирских дел. Такая позитивная занятость в обществе преданных несказанно поможет нам.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж