Зов домой. В поисках сокровища сердца. Часть 5.



Зов домой. В поисках сокровища сердца. Часть 5.
Составлено на основе неформальных бесед со
Шрилой Бхакти Ракшак Шридхаром Госвами Махараджем
перевод Вриндаваначандра даса.
Предисловие
Я чувствую себя очень удачливым, что обрел общество великого святого, Шрилы Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махараджа, а сейчас мне выпала возможность написать введение к этой книге. Мы называли его «Наш дорогой Шрила Гуру Махарадж». Вся его жизнь была ярким примером того, о чем он проповедовал. Даже когда просто видишь человека, вся жизнь которого пропитана служением Богу, это раскрывает перед тобой прекрасную реальность духовного счастья. Но, к сожалению, такие святые не могут посетить каждый уголок мира. Поэтому мы пользуемся теми благами, что предоставляет современный технический прогресс, печатая книги и делая эти знания доступными повсюду. И это благотворное влияние распространяется не только на этот бренный мир, но также покоряет и те души, что уже утвердились на духовном плане. Из вышесказанного вы можете понять, как мы счастливы изданию этой книги. Мы назвали ее «Зов Домой — В Поисках Сокровища Сердца». Она составлена из тех бесед, в которых наш Духовный Учитель рассказывал о сути теистической духовной жизни, и вышла в свет благодаря искренним усилиям его учеников.
До самых последних дней Шрила Гуру Махарадж проливал на нас свою милость в форме наставлений и бесед, которые иногда длились часами. На примере его жизни мы поняли наставление Писаний, гласящее, что следует до последнего вздоха оказывать бескорыстное служение Божественному Миру, а также посвящать в это других.
Мы получим огромное вдохновение от того, что вы прочитаете эту книгу с большим вниманием, и, возможно, ваши благословения помогут нам достичь совершенства жизни.
В смирении,
Свами Б.С. Говинда,
Шри Чайтанья Сарасват Матх,
8 февраля 1992 года.
Часть 5
Шри Гуру и Его милость.
Следующая статья ШрилыБ.Р. Шридхар Дев-Госвами Махараджа была впервые опубликована в 1934 году в журнале "The Harmonist".
Человеку свойственно ошибаться. Это неизбежно для всех, ибо живое существо несовершенно. Однако никто не хочет быть несовершенным. В каждом есть неутолимое стремление к совершенству. Если бы это было не так, то желания не возникали бы совсем. Несомненно, наша склонность к совершенству слаба и ограничена, а иначе мы смогли бы сразу достичь цели. Поэтому наши ограниченные способности и стремление к совершенству создают необходимость в гуру.
Несовершенные потому и несовершенны, что нуждаются в помощи со стороны. Совершенный же не будет совершенным, если не сможет доказать Свою непогрешимость или помочь другим по Своему желанию. Поэтому указание пути к совершенству, или Абсолютной Истине, является непреложным свойством Самого Абсолюта. А божественный посланник, в ком проявляется это качество, и есть Шри Гуру, божественный наставник.
Для ищущих Абсолютную Истину покорность Шри Гуру неизбежна. Однако есть ряд мыслителей, которые верят в то, что если возможны научные изыскания, то почему духовное знание также не может входить в число исследуемых объектов? Таким людям неведома сама природа абсолютного знания, являющегося Абсолютным Субъектом, тогда как все остальное лишь объекты Его всеведущего взора. Для глаз невозможно понять ум; они могут получить связь с умом лишь тогда, когда ум обратится к ним. Так и наша связь с абсолютным знанием зависит главным образом от Его собственного желания. Нам лишь следует во всем полагаться на Его представителя, духовного учителя, через которого Он пожелал открыть Себя.
Все человеческое общество вместе с высочайшими культурными ценностями лишь ничтожно малая часть динамического бытия Абсолюта. Как же мы надеемся постичь сверхъестественное всеведение безграничной бесконечности, отвергая непосредственный и позитивный метод откровения? Все интеллектуальные гиганты показали себя пигмеями перед лицом Того, кто абсолютен, всеведущ и всемогущ, ибо Он оставляет за Собой право открываться лишь через Своего личного представителя.
Наше знание и искренность поможет нам избежать ложных представителей. Но полностью помочь себе мы не можем, так как в нынешнем состоянии мы управляемы нашей самскарой, или характером, приобретенным в прошлом. «Птицы одного пера летят вместе». Однако, хотя мы и под властью своей внешней природы, но у нас, до определенной степени, есть свобода выбора. Особенно это касается человеческой жизни, а иначе ничего нельзя было изменить, и наказание превратилось бы в возмездие. Реальность может сама себя утвердить. Чтобы доказать свое существование свету не нужна тьма. Солнце само может установить свое превосходство над другими источниками света. Для открытого и беспристрастного взора сад-гуру, истинный наставник, сияет ярче всех других знатоков духовного.
Шри Гуру открывает себя двояко — как направляющий изнутри и как учитель извне. Оба эти проявления Абсолюта помогают индивидуальной душе, ученику, достичь абсолютной цели. В нашем запутанном состоянии мы не в силах правильно понять наставления изнутри, и поэтому божественный учитель — это наша единственная помощь и надежда. В то же самое время лишь по милости гуру внутри мы можем распознать истинного учителя и предаться его святым стопам.
Истинный ученик всегда должен помнить, что высочайшая духовная удача — это лишь милостивый дар Абсолютного Господа, а не право, которое можно требовать или добиваться. По своей природе мы лишь восприемники милости Божьей. В связи с этим нужно ясно уяснить, что индивидуальная душа никогда не сможет стать равной Абсолютной Личности. Даже в своем освобожденном и полностью совершенном состоянии душа не будет единой с Богом. Это лжепонимание единства возникло из-за нерадивой неспособности провести различие между Абсолютной Личностью и сияющим ореолом, исходящим от Его вечной, духовной и блаженной обители. В действительности индивидуальная душа согласно своей изначальной природе есть лишь часть одной из безграничных энергий Всевышнего Господа, которая проявлена на границе материального и духовного мира, что позволяет душе быть жителем обоих этих миров. Она отлична от Абсолютного Существа качественно и количественно, и поэтому зависима от Его абсолютной воли. Иными словами Господь Кришна — господин, а индивидуальная душа — Его подчиненная частичка, слуга.
Такие взаимоотношения вечны и неизмеримо благоприятны для души. Опасение рабства даже не возникнет у нее, ибо наряду с безграничными позитивными приобретениями у нее всегда будет оставаться свобода выбора. Свобода и индивидуальность души не только не пострадают от предания Абсолютному Благу, скорее наоборот, лишь в Нем одном они будут процветать. Индивидуальные желания и свобода неразделимы с теми, кто живут в абсолютном мире, и поэтому только там вы почувствуете себя дома, подобно тому, как рыба чувствует себя уютно в воде, а животное — в девственном лесу. Однако свобода Всевышней Личности, а также все Его другие качества безграничны и трансцендентны, и поэтому приводить в гармонию все относительные существа — это лишь их частичное назначение.
Шри Гуру не подобен в точности Самому Всевышнему Господу, но он полностью представляет все Его энергии и олицетворяет всеохватывающее и исключительное служение и любовь к Господу. Как ближайший слуга Господа он уполномочен Им раскрыть заблудшим душам забытые и сокрытые желания их сердец. Гуру как божественный посланник бессмертной надежды и радости в этом бренном мире страданий. Его появление — это столь благоприятное и счастливое событие для этого мира, что сравнивается с прекрасной утренней звездой, которая ведет путника, потерявшегося в пустыне. Нежное прикосновение милостивой руки Шри Гуру иссушит поток слез из плачущих глаз. Патриот или альтруист лишь усугубляет проблему своими неистовыми и бесполезными усилиями облегчить глубоко укоренившуюся боль страждущей души, в точности как невежественный доктор ревностно пытается прооперировать неудачно попавшего ему под руку пациента. Когда же придет день, тогда эта бедная душа ощутит беспричинную милость Шри Гурудева.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж