?

Беседа со Шрилой Бхакти Ракшак Шридхарой Махараджем. Транскрипция с аудио.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 1603. Опубликовано: 18-06-2015, 10:33

Беседа со Шрилой Бхакти Ракшак Шридхарой Махараджем

Транскрипция с аудио

(Прислано: Пуджьяпад Бхактиведантой Падманабхой Махараджем)

 

Шрила Шридхара Махарадж: Он был простым; великим и в то же время простым. Каким-то образом Махапрабху, наш Гурудев, решили благодаря ему непостижимо огромную задачу. Даже Махарадж, который все никак не мог с этим смириться, потому что был первым, кому поручено было поехать на Запад, и не достиг в этом успеха, даже он, как-то раз возвращаясь из Маяпура, сказал: «Это ачинтья: непостижимо». Он не хотел признавать этого факта, но эти слова сами сорвались с его уст. То, что Бхактиведанта Свами Махарадж сделал, ачинтья, непостижимо. Это божественно. Непостижимо то, что он сделал, что Нитьянанда Прабху, что Баладева сделал через него, — это непостижимо.

 

Преданный: Возможно ли в духовном мире пребывать в двух расах?

 

Шрила Шридхара Махарадж: Обычно такого не бывает, хотя теоретически возможно. На начальном этапе это трудно определить, и для нас это большая проблема и (она требует) большого руководства. Мы пришли к тем, кто находится исключительно в мадхурья-расе. Гуру-парампара, которую ты видишь, находится не в ватсалья-расе, а в мадхурья-расе. Мантрам, она ведёт к мадхурья-расе. Мадхурья-раса вмещает в себя все расы, и это было то, что главным образом давал Махапрабху, а также Рупа (Госвами). Так что Махапрабху,  а также рупануга-сампрадая имели мантрам – то, что мы получаем: мантрам высшей расы, в которой присутствуют все расы, и чтобы помочь этой расе, служению в этой расе, были созданы другие составляющие. Ади-раса и мукхья-раса. Существует две паричайи, определения: два названия того, как работает раса, и они синонимичны. Ади-раса означает исходная раса, и это мадхурья-раса. И мукхья-раса, принцип расы – это тоже мадхурья-раса. И вершина всех рас – тоже мадхурья-раса. Все учителя в нашей гуру-парампаре находятся в мадхурья-расе, и все мантры, которые мы получаем от них, — тоже в мадхурья-расе. Такова реальность. Анарпита-чарим чират карунайа вартина калау… Махапрабху пришёл дать то, что ещё никто никогда не давал. Это Радха-Говинда вместе пришли дать людям этот вид любви. «Если вы готовы, то можете возвыситься до этого, до самой вершины». Это то, что Гауранга хотел распространить. Всё остальное (расы) этому подчинено, поддерживает эту расу Кришны. Так что в детстве, когда мы ещё недостаточно готовы, мы можем блуждать здесь и там, но в конечном итоге мы приходим именно к этому.

 

Преданный: Различные индивидуумы обретут отвечающую им расу, но изначальное настроение, цель — это усилить мадхурья-расу, поддерживать мадхурья-расу. Допустим, кто-то находится в сакхья-расе, но он находится в движении Махапрабху, он все время пытается…

 

Шрила Шридхара Махарадж: Это тоже пример, но есть и другой, лучше, чем этот. Махапрабху пытался обратить Мурари Гупту, но не смог и оставил свои попытки, потому что у Мурари была сильная склонность к Рамачандре. Тем не менее, Мурари Гупта относился с уважением (к этим попыткам). Также Рупа Госвами и Санатана Госвами изо всех сил старались привести Анупаму, отца Дживы Госвами, к кришна-лиле, но так и не смогли. Они пытались, и в этом был определённый смысл, в усилиях Махапрабху или Санатаны… — это не простая случайность, или колебания, или ложные попытки. Такая (попытка обращения) возможна, но существует сильная внутренняя природа, которую невозможно изменить. Такая вещь как вера присуща дживе. Здесь обе стороны правы.

 

Преданный: Махарадж, теперь до известной степени стало ясно, что Прабхупада (Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж) находится в сакхья-расе?

 

Шрила Шридхара Махарадж: По крайней мере, он проявил это на некоторое время. (Судя) по тому, что он выразил тогда, во время своего путешествия, похоже, что эта лила ему нравилась больше, но, возможно, что он преднамеренно скрывал иную природу — этого тоже нельзя отрицать. Это одно. Но возможно… и он это дал…, он говорил, что Радхарани — его Гурудев. Его Гурудевом была Радхарани, но, возможно, он считал, что на начальном этапе мадхурья-расу распространять не нужно. Возможно, такова была его точка  зрения. Потому что он проповедовал в основном при помощи Нитьянанды Прабху, Баладевы. Под Их влиянием, (под влиянием) Их настроения он на некоторое время сделал этот шаг. И еще одна вещь: другой его знак в сторону сакхья-расы — то, что во Вриндаване он установил Баладеву, Кришна-Балараму и Нитай-Гауру. Предпочтение было отдано сакхья-расе. Объяснением этому может служить приведённая выше мысль: именно с помощью Нитьянанды, Нитьянанда и Баладева помогли ему проповедовать кришна-лилу так широко, поэтому в знак благодарности Им он установил эту виграху.

 

Но наш Гуру Махарадж ничего подобного не делал, … только в Панча-таттве, а иначе — чистая мадхурья-раса, Махапрабху, Радха-Говинда и Махапрабху повсюду: он устанавливал Махапрабху как Их единую форму, и Радха-Говинду отдельно. Радха кришна-пранайа-викритир хладини шактир асмад («Ч.-ч», Ади, 1.5). Гуру Махарадж повсюду проповедовал только эту мадхурья-расу, правда, с огромными предостережениями. Наверное, девяносто процентов своей энергии он потратил на то, чтобы объяснить «что не является мадхурья-расой». Чтобы убрать негативную сторону, он, говоря его словами, потратил «галлоны крови» на то, чтобы научить, что не является мадхурья-расой.

 

(Публикация на русском языке: «Сборник бесед Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Госвами Махараджа», Глава 8).

 

Выводы  

 Представители Кришна-Баларам-мандира (Вриндаван? Сева-кундж) говорят, что лидеры различных Матхов подтверждают, будто Шрила Бхактиведанта Свами пребывает в настроении сакхья-расы. Они также пытаются ссылаться на мнение Шрилы Бхакти Ракшак Шридхары Махараджа. Однако до сих пор сторонники сакхья-расы не привели ни одного документального свидетельства (аудио, видео или текста) того, что Ш.Б.Ракшак Шридхар Махарадж придерживается такой же точки зрения.

 

В отличие от наших оппонентов мы даем текстовое доказательство. Выше приведённая беседа говорит о том, что Ш.Б.Р. Шридхар Махарадж НЕ имеет однозначного мнения относительно сакхья-расы основателя ИСККОН. Для ясности рассмотрим детально слова этого великого святого из Шри Чайтанья Сарасват Матха.

 

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж в начале своей беседы говорит: «Мы пришли к тем, кто находится исключительно в мадхурья-расе». Подобное утверждение означает, что все, кто присоединяются к сознанию Кришны, хотят того они или нет, рано или поздно будут обучаться самым высоким истинам сампрадаи у расика-вайшнавов, которые имеют сварупу в мадхурья-лиле Бхагавана. Используемое в этом предложении слово «исключительно» значительно усиливает это понимание и говорит о том, что линия Шри Чайтаньи Махапрабху, возглавляемая Шрилой Рупой Госвами, состоит только из мадхурья-бхакт. То, что раса  прия-нарма-сакх пребывает вне мадхурья-расы, даже если и соприкасается с ней уже доказано (см.: http://sampradaya.ru/article/2722-priya-narma-sakhi-i-madhurya-rasa-statya-prema-prayodzhany-prabhu.html. и http://sampradaya.ru/article/2723-priya-narma-sakhi-i-madhurya-rasa-statya-prema-prayodzhany-prabhu.html). Слова Шрилы Рупы Госвами из «Бхакти-расамрита-синдху» очевидны. Одно дело участвовать в мадхурья-лиле для её поддержания, а другое - жить таковой и быть ею наполненным.

 

Во Врадже даже деревья и трава поддерживают мадхурья-лилу, но они не находятся в мадхурья-расе. Во Врадже всё покрыто мадхурьей и служит мадхурья-лиле Шри Кришны, но это вовсе не значит, что все его жители — мадхурья-бхакты. Линия рупануг имеет некоторую особенность. Все последователи Шри Рупы Госвами не только преклоняются перед мадхурья-расой, но прежде всего, культивируют её. Для этого из духовного мира приходят такие вайшнавы, как Шрила Прабхупада, и совершают непостижимое, ачинтью. Они приносят настроение служанок Шримати Радхарани и открыто заявляют о том, что Шри Радха – их гуру. Шрила Бхактиведанта Свами, будучи рупанугой, принёс гопи-прему, а не настроение пастушка. Шрила Гурудев подтверждает эту идею в своей лекции, которую он дал в Бэджере (05.16.1997 г. Нью-Вриндаван. Калифорния): «Старайтесь следовать всем принципам, которые принёс Свамиджи и также постарайтесь понять сокровенное желание Свамиджи, сердце которого наполнено враджа-премой, гопи-премой, что является конечной целью духовной жизни» (Видео: http://sampradaya.ru/video1/bvnm_v/2444-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-16-maya-1997g.html (32 мин. 13 сек.).

 

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж не расходился со мнением Шрилы Гурудева и говорил о положении Шрилы Бхактиведанты так: «Да. Свами Махарадж, несомненно, принадлежит к нашей гуру-варге» г. Дели. 23 марта 2015 г.). Чем отличается наша гуру-варга? Об этом говорит Ш.Б.Р. Шридхар Махарадж: «Мы пришли к тем, кто находится ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в мадхурья-расе». Сколько лет проповедовал Шрила Нараяна Госвами Махарадж, столько лет он говорил о том, что Свами Прабхупада является мадхурья-бхактой. Иного понимания он не имел и не давал.

 

Таким образом, мы видим, что мнение садху не расходится с мнением Шрилы Нараяны Махараджа и потому данное утверждение (или, если хотите, предположение) Ш.Б.Р. Шридхары Махараджа можно рассматривать как доказательство, что Бхактиведанта Свами находится в мадхурья-расе.

 

Ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха продолжает: «Гуру-парампара, которую ты видишь, находится не в ватсалья-расе, а в мадхурья-расе. Мантрам, она ведёт к мадхурья-расе».  

 

Когда люди знакомятся с представителями парампары, они, прежде всего, знакомятся с теми, чьё изображение установлено на алтаре. Именно о них они слышат больше всего и именно их бхаджан они принимают для себя в качестве примера. Ватсалья-раса выше сакхья-расы, но в нашей линии нет даже представителей родительских отношений. Ш.Б.Ракшак Шридхар отрицает факт того, что подчинённые мадхурья-расе настроения (расы) имеют место в линии Шрилы Рупы Госвами. Если даже ватсалья-раса не имеет места в линии рупануг, какой смысл тогда говорить о присутствии в ней сакхья-расы? Всё, что мы получаем в линии Шрилы Рупы Госвами, усиливает лишь одно настроение – мадхурья-расу. Это обусловлено целью школы раздавать сокровенный дар Шримана Махапрабху - сва-бхакти-шрийам.

 

Шрила Бхактиведанта Свами пребывает в бхагават-гуру-парампаре. Каждый видел его на алтаре и в списках учителей школы Гаудий, официально опубликованных как в книгах ИСККОН, так и в книгах Гаудия Матха. Если он находится в списке рупануг, значит он в мадхурья-расе. Всё очень просто и логично. Рупа Госвами был в мадхурья-расе, и тот, кто культивирует настроение Шрилы Рупы Госвами, также движется к обретению таковой. Шрила Нараяна Госвами Махарадж говорил (05.16.1997 г. Нью-Вриндаван, Калифорния): «Свамиджи явился только для того, чтобы даровать служение своей возлюбленной Шримати Радхарани и Шри Кришне в миссии Гаура-Нитьянанды Прабху. В особом настроении Шри Рупы Госвами, Сварупы Дамодары, Рая Рамананды. В миссии Шри Чайтаньи Махапрабху он принёс эти знания в западный мир. Я уже говорил об этом, но некоторые преданные не смогли понять эту точку зрения» (http://sampradaya.ru/video1/bvnm_v/2444-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-16-maya-1997g.html (7 мин. 04 сек.)

 

Мы видим из этой цитаты, что даже при Гурудеве некоторые преданные не смогли понять его идей о положении Шрилы Прабхупады. Чего же тогда ожидать, когда Шрила Гурудев ушёл в апракат-лилу? Если ученик не получил должной садху-санги в присутствии маха-бхагаваты, то как он сможет помочь другим? Он должен предаться учителям, которые имеют самую высокую адхикару, как и Шрила Гурудев.

 

Как бы то ни было, уже два утверждения Ш.Б.Р.Шридхар Махараджа косвенным образом указывают на то, что сакхья-раса чужда Шриле Прабхупаде.

 

Ш.Б.Р.Шридхар: «Мадхурья-раса вмещает в себя все расы, и это было то, что главным образом давал Махапрабху, а также Рупа (Госвами)». Смысл этого утверждения не противоречит тому, что сказано было этим ачарьей выше. Всё в сампрадае Махапрабху подчинено развитию мадхурья-расы. Однако это не значит, что сакхья-раса и другие расы перемешаны до состояния потери своей вишеши (особенности) с мадхурья-расой. И если у кого-то имеется дефицит осознания темы расабхасы (смешения рас), тогда ему (например, русскоязычному читателю) можно рекомендовать изучить Четвёртую часть «Нектара преданности» (49-51).

 

Ш.Б.Р.Шридхар: «Все учителя в нашей гуру-парампаре находятся в мадхурья-расе, и все мантры, которые мы получаем от них, — тоже в мадхурья-расе. Такова реальность». Данное выражение в третий раз косвенно утверждает идею о том, что Бхактиведанта Свами в мадхурья-расе. Думать иначе, значит считать, что Шрила Прабхупада находится вне парампары Гаудий.

 

Некоторые могут сказать, что Ш.Б.Р.Шридхар плохо владеет своими мыслями и выражается с авьяпти-дошей (изъяном недостаточности), значит думают о нём, как о недостойном, необразованном гуру, излагающем свои мысли искажённо, неполноценно или неточно. Что имеется им в виду? Если Махарадж неоднократно утверждает, что все в парампаре являются мадхурья-бхактами, но при этом Ш.Прабхупада входя в парампару, имеет иное настроение, тогда утверждение Ш.Б.Р.Шридхары Махараджа будет иметь изъян называемый авьяпти. Авьяпти означает – утверждение (или слово), которое страдает узостью и исключает соответствующие смыслу факты (идеи или понятия). Тот, кто не силён в логике, не сможет этого понять.

 

Важно знать также то, что все мантры получаемые в нашей парампаре обладают силой развить в садхаке мадхурья-расу. Какой смысл был Шриле Бхактиведанте Свами получать от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура мантру с целью обрести мадхурья-расу, если сварупа Ш.Прабхупады в сакхья-расе? Согласно учению нашей традиции, сварупа дживы не меняется (т.е. служа Богу в одной расе, сиддха не может изменить её на другую) и тот, кто живёт одной расой, не будет полностью счастлив от того, что ему навязывают иную расу. Пример с Мурари Гуптой из «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья, 15.153) доказывает это. И если даже предположить тот факт, что Шрила Прабхупада получил от Шри Сиддханты Сарасвати и Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа мантры, которые должны были стимулировать сакхья-бхаву, то где имеется хотя бы одно доказательство этому? Без доказательств ничего нельзя принимать. В то же время мы видим прямо противоположное утверждение Ш.Б.Р.Шридхары Махараджа о том, что Сарасвати Тхакур всегда развивал дух мадхурья-расы: «Гуру Махарадж повсюду проповедовал только эту мадхурья-расу, правда, с огромными предостережениями». Не стоит усматривать под словом «проповедовал» что-то связанное лишь с хари-катхой. Проповедь – это дикша-прачар, то есть обучение соответствующему образу жизни, медитации и сиддханте в русле учения Рупы Госвамипада. Всё, что делает подлинный ачарья, все есть проповедь.

 

Продолжим анализ беседы. Преданный, вопрошающий Ш.Б.Р.Шридхару Махараджа, начал склонять ачарью к тому, что Шрила Бхактиведанта Свами пребывает в сакхья-расе: «Махарадж, теперь до известной степени стало ясно, что Прабхупада (Ш.Б. Свами) находится в сакхья-расе

 

Как же отреагировал на такое утверждение маха-бхагавата? «По крайней мере, он проявил это на некоторое время. (Судя) по тому, что он выразил тогда, во время своего путешествия, похоже, что эта лила ему нравилась больше, но, возможно, что он преднамеренно скрывал иную природу — этого тоже нельзя отрицать».

 

Высказанное предположение, именно ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, НЕ указывает на то, что Ш.Б.Ракшак Шридхар придерживается какой-то однозначной позиции в понимании сварупы Свами Прабхупады. Поэтому разговоры о том, что ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха утверждал что-то конкретное о сварупе Шрилы Прабхупады, беспочвенны.

 

Следует отметить также, что данная цитата говорит о том, что в минуту смертельной опасности А.Ч.Бхактиведанта Свами мог скрыть свою подлинную сварупу перед теми, кто позже будет читать его стих, написанный на «Джаладуте». Идею о том, что опираться на молитву Свами Прабхупады, написанную им в критический момент, вовсе недостаточно для осознания его сварупы, также подтверждает Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж: «Не имеет значения, какой смысл в этой молитве. Почему? Потому что, только одной молитвы не достаточно, чтобы утверждать, что Шрила Свами Махарадж находится в сакхья-расе» (Дели. 23 марта 2015 г.). Оба маха-бхагаваты не считают, что следует учитывать материальные обстоятельства, в которых находился Свами Прабхупада. Поэтому и для нас это не должно служить аргументом в пользу того, что Шрила Прабхупада находится в сакхья-расе.

 

Не следует думать, что мы можем видеть больше, чем величайшие святые, если ачарьи еще не признали нас великой душой. Шрила Бхактиведанта Свами говорил об этом следующее: «Обыкновенный человек не может иметь собственного мнения о том, что находится за пределами неба или вселенной. Он должен принять утверждения Вед, разъяснённые авторитетами, стоящими в цепи ученической преемственности.[...] Тому же, кто не признаёт авторитетного мнения ачарьев, никогда не постичь заключенную в Ведах истину» («Шримад-Бхагаватам» 2.2.32 комм.).

 

В следующем утверждении Ш.Б.Р.Шридхар Махарадж уже больше склоняется к предположению, что Шрила Прабхупада пребывает в мадхурья-расе: «Но возможно… и он это дал…, он говорил, что Радхарани — его Гурудев. Его Гурудевом была Радхарани, но, возможно, он считал, что на начальном этапе мадхурья-расу распространять не нужно. Возможно, такова была его точка  зрения».

 

Три раза этот великий вайшнав произносит слово «возможно» в этом отрывке. Как же в таком случае можно утверждать, что Ш.Б.Ракшак Шридхар однозначно говорил о том, что сварупа Прабхупады в сакхья-расе? Становится очевидно, что представители Кришна-Баларам мандира несколько поторопились с выводами, либо намеренно исказили истину. Это ещё одна, дополнительная цитата, которая не поддерживает сторонников сакхья-расы в их мнении.

 

В вышеприведённом утверждении мадхурья-раса Свами Прабхупады поддерживается его личным мнением о себе, как об ученике Шримати Радхарани. В каком контексте это следует понимать? Для этого можно обратиться к утверждениям Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Он неоднократно разъяснял сложные моменты, помогая своим искренним ученикам: «Обретя ра­га­ну­га-бха­кти, вы са­ми увидите его (Ш.Бхактиведанты Свами) отношения со Шри Шри Радхой и Кришной в го­пи-бха­ве и сможете глубоко размышлять о его служении Божественной Чете в никунджа-йуно ­ра­ти-ке­ли-сиддхйаи. Он каждый день пел: джайа ­радха-мадха­ва ­кунджа-бихари ­гопи-джа­на-вал­лаб­ха ­ги­ри-ва­ра-дхари» («Гора-вани прачарине», стр. 109). «Самые возвышенные из преданных – те, кто вечно живёт на берегах Радха-кунды в своём духовном теле и служит Радхе и Кришне под руководством Рупы Манджари и Рати Манджари. Мы хотим следовать за такими преданными. Таково настроение Шри Рупы и Рагхунатхи даса Госвами, и таким же было настроение Свамиджи» («Мой шикша-гуру и дорогой друг», стр. 45).

 

Каково мнение некоторых выдающихся учеников Бхактиведанты Свами из ИСККОН на этот счёт? Мы можем обратиться для этого к книге Маханидхи Махараджа «Сокровенное о Вриндавана-дхаме», к Главе 8. В ней он также утверждает, что его возвышенный духовный учитель является служанкой Шри Радхи. Таким образом, предположение Ш.Б.Ракшака Шридхары Махараджа, что Шрила Бхактиведанта Свами находится в мадхурья-расе, не отличается от мнения других вайшнавов.

Теперь снова возвратимся к утверждению представителей Кришна-Баларам мандира: «Все ачарьи всех Гаудия Матхов утверждают, что Бхактиведанта Свами находится в сакхья-расе».

 

Давайте обратимся к мнению нынешнего ачарьи Шри Гопинатх Гаудия Матха – Пуджьяпад Бхакти Вибуддха Бодхаян Махараджу. Ученица Бхактиведанты Свами и Шрилы Нараяны Госвами Махараджа - Шашикала д.д. (Франция) взяла у него интервью. После этого она сказала следующее: «Вчера мы повторно взяли интервью у Пуджьяпад Бхакти Вибуддха Бодхаян Махараджа (ачарьи Шри Гопинатх Гаудия Матха), который был во Вриндаване, и он снова опроверг то, что когда-либо слышал от Шрилы Бхакти Прамода Пури Махараджа обсуждение этой темы, потому что в те дни это было непринято обсуждать (Аудио запись можно получить у Иши Прабху, который получил ее от Васанти диди).

В связи с этим возникает вопрос: как ачарья Гопинатх Гаудия Матха, пребывая со своим учителем в качестве личного слуги очень много лет, не знает того, что знают представители Кришна Баларам мандира, не имея близких отношений (как у Б.В.Бодхаян Махараджа) с основателем Гопинатх Гаудия Матха?

Итак, исходя из всех ссылок и исследований, мы не видим того, чтобы все ачарьи Гаудия Матхов, а особенно Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, придерживались мнения о том, что сварупа Бхактиведанты Свами в сакхья-расе.

 

Есть резон для всех без исключения задуматься о важности следования наставлениям Шрилы Гурудева. Он предупреждал всех: «С самого начала будьте очень осторожны, а иначе майя всё время стоит рядом и ждёт вас. Она схватит вас немедленно, и ваша жизнь будет потеряна. Моя смиренная просьба ко всем, если вы пришли ко мне, вы должны следовать по моим стопам и пытаться быть таким же». http://sampradaya.ru/video1/bvnm_v/2728-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-11051998-g.html («День явления Шрилы Мадхавендры Пури» 11.05.1998 г.)

Гуру-ништха ки – джай!

 

 

Англоязычная версия беседы


Srila Sridhar Maharaj: He was so simple; so great and so simple at the same time. Anyhow, Mahaprabhu, our Gurudeva has done through him a tremendous inconceivable thing. Even one Maharaj, who could not tolerate all these things, because he was first in charge to go to the West, and could not get the desired success, but the other day, when coming from Mayapura, that Maharaj said, “It is achintya: inconceivable. He did not want to give recognition, but from his mouth, the word came out. That what Bhaktivedanta Swami Maharaj did, that is achintya: it is inconceivable. So, it is divine. It is inconceivable what he has done, what Nityananda Prabhu, what Baladeva has done through him, that is inconceivable. 

Devotee: Is it possible to have two rasas in the spiritual world?

Srila Sridhar Maharaj: It is not seen generally. The permission is possible. In the first stage, it may not be detected and this is a great problem to us, and a great guidance to us. Anyhow, we have come to a group which is exclusively the group of madhurya-rasa. The guru-parampara you see, not of vatsalya-rasa, but to madhurya-rasa. Or the mantram, leading to madhurya-rasaMadhurya-rasa is all-accommodating rasa, and that was mainly given by Mahaprabhu, and also Rupa, so Mahaprabhu, and also rupanuga-sampradaya had the mantram, what we get, all rasa combined, and to help that rasa, the service of that rasa, other paraphernalia has been created. 

Adi-rasa, and mukhya-rasa. Two paricaya: denominations of the work of  rasa. They are identical. Adi-rasa means that is the most original rasa – madhurya-rasa. And mukhya-rasa, the principle rasa is madhurya-rasa. And the zenith of all rasa is found there. Our guru parampara is all in all madhurya-rasa, and the mantras that are given to us are all in madhurya-rasa, so that is the real work. Anarpita ciram cirat karunaya vartina kalau … Mahaprabhu came to give what was not previously given. That Radha Govinda, they came to jointly give the type of divine love to the public. “If you have such a qualification you can come up to this, the highest quarter.” That was the necessity of Sri Gauranga, to distribute that. All others are subservient, helping that rasa of Krsna. So, in our childhood, when not sufficiently developed, we may run here and there, but ultimately, we shall mostly go there. 

Devotee: Different individuals will have their respective rasas, but the original mood, the objective, is to enhance the madhurya-rasa, support the madhurya-rasa. Say somebody is in sakhya-rasa, but he is in Mahaprabhu’s movement, he is trying all the time …. 

Srila Sridhar Maharaj: That is also an instance. Not only that, but greater than that. Mahaprabhu tried to convert Murari Gupta, but He could not. Then he left. His strong inclination was towards Ramachandra. But still, Murari Gupta had some respect for this. Then, also, perhaps Rupa Goswami and Sanatana tried their best to take the father of Jiva Goswami, Anupama – he was a devotee of  Ramachandra – to take him to krsna-lila, but they also failed. So, they tried, and that has got some value, even by Mahaprabhu and Sanatana, that is not a chance coincidence or a flickering or false attempt. So it is possible, and at the same time, there is such a strong and innate nature, that cannot be converted. That faith, that thing, is in the jiva. Both sides have been pleaded here.

Devotee: Maharaj, it has been clear now, in a way, that Prabhupad (Srila Bhaktivedanta Swami Maharaj) was in the sakhya-rasa?

Srila Sridhar Maharaj: At least temporarily he has showed like that. What he has expressed there in that journey there, it is almost clear that he liked that sort of lila best, but it may be, it might have been suppressed purposely; it also cannot be denied, maybe. That is one thing. There may be such a possibility, and he has given, he has said that Radharani was his gurudeva. His gurudeva was Radharani, but he himself was thinking that perhaps madhurya-rasa should not be distributed in the first instalment. That might have been his view.

Because his preaching was mostly helped by Nityanananda Prabhu, Baladeva, so influenced by their tendency, their mood, he might have for the time being had that footing. And another thing: there is another sign that he showed affinity for sakhya-rasa. In Vrndavana, he has installed Baladeva, Krsna Balarama, and Nitai Gaura. Sakhya-rasa preference. That also may be with the previous idea: that generally, by the influence of Nityananda, Nityananda and Baladeva has helped me to preach the lila of Krsna in such a broad way, so in gratitude, he might have place that vigraha.

But our Guru Maharaj did not place, only in Panca-Tattva and other places, otherwise, where the pure madhurya-rasa, Mahaprabhu, Radha-Govinda and Mahaprabhu, everywhere: He installed Mahaprabhu, both combined and Radha Govinda, separate. Radha krsna pranaya vikrtir hladini saktir asmad. But Guru Maharaj, through preached exclusively this madhurya-rasa, but great precausion. What is not that thing, he perhaps used ninety percent of his energy to preach that “This is not madhurya-rasa.” To clear away the negative side, he had to spare in his words, “Gallons of blood” to be spared to teach that this is not madhurya-rasa.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж