?

Служение святому имени.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 903. Опубликовано: 6-01-2016, 13:59

Служение святому имени

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

Из книги «Поиск Шри Кришны – прекрасной реальности»

Глава 11

 

Ученик: У меня есть вопрос, касающийся повторения Харе Кришна мантры на чётках (джапа-мале). Мой духовный учитель дал мне много проповеднических обязанностей, и порой, когда я стараюсь сосредоточиться на джапе, тогда, вместо того чтобы слушать святое имя, я думаю о порученных мне обязанностях.

Шридхар Махарадж: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подчёркивал, что киртан — это не только громкое пение святого имени, но и проповедь. Шрила Джива Госвами дал такое определение санкиртаны: бахубхир милитва йат киртанам тад эва санкиртанам: «Когда много людей собираются вместе и славят Всевышнего Господа, Кришну, это называется санкиртаной». Шри Чайтанья Махапрабху пришёл и положил начало санкиртане. В век Кали совместное воспевание святого имени очень плодотворно (сангo шакти калау йуге). Проповедническая миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура отличается от так называемого бхаджана, который практикуют сахаджии, имитаторы.

Как-то один из наших духовных братьев получил нелицеприятный отзыв от нашего Гуру Махараджа. Он был человеком добронравным, но больше склонялся к нама-бхаджану. Его не привлекало никакое другое служение, кроме повторения имени Кришны на чётках. В то время я был главой храма в Дели и мы были с ним очень дружны, поэтому я написал Прабхупаде: «Если позволите, я приобщу моего духовного брата к проповеди здесь, в делийском храме». У меня до сих пор сохранился ответ Прабхупады. В письме он написал: «Если тебе удастся привести его туда и сделать своим помощником в проповеди, ты окажешь ему услугу, какую может оказать только истинный друг. Просто сидеть в джунглях Балихати и читать мантру на чётках — я не признаю это  кришна-анушиланой, надлежащей практикой сознания Кришны».

Киртан — это проповедь: шраванам, киртанам. Киртана — это не только громкое воспевание мантры, но и проповедь. А проповедовать значит бороться с теми, кто нам противостоит. Киртан — это борьба. Во время киртана рождается божественный звук, который вступает в борьбу со всеми обычными звуками, наполняющими этот мир, и грубыми, и более утончёнными. Прабхупада говорил нам, что наши чётки из туласи не должны поститься. Он советовал, как минимум, хотя бы раз в день служить святому имени, повторяя на чётках мантру Харе Кришна. Дословно он сказал:  малика упаваса на, чётки не должны поститься. В общем же и целом он велел как можно больше проповедовать.

Как-то раз я беседовал с одним из главных духовных руководителей удипийского храма в Мадрасе. Он сказал мне: «Иногда я проповедую, рассказываю людям о Мадхвачарье и об учении бхакти, но у меня нет времени для садханы (предписанных духовных занятий: джапы, мантры Гаятри и т.д.). Я его поддержал. Наш Гуру Махарадж говорил, что хари-катха, проповедь о Кришне, не менее важна, чем садхана. Даже более того, в ней больше жизни. В проповеди больше жизни. Проповедь естественным образом требует от нас наибольшей сосредоточенности. С другой стороны, мы можем повторять джапу на чётках и быть рассеянными. Когда мы рассказываем кому-то о Шри Кришне, наше внимание поглощено полностью. Иначе мы не сможем верно всё изложить. Когда мы говорим о Кришне, всё наше внимание естественным образом сосредоточено на рассказе. Ещё более точным, чем говорящий, должен быть пишущий о Кришне. Поэтому писать о Кришне — это тоже киртан. Сознание Кришны может развиваться даже более интенсивно, когда мы пишем о Кришне.

Проповедническая миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Гаудия Матх, объявила тотальную войну майе, иллюзии, и даже всем прочим ныне существующим религиозным представлениям. И авторитетом для нас служат «Шримад-Бхагаватам» и Шри Чайтанья Махапрабху. Божественная любовь — высочайшая цель для каждой души. Красота и любовь — это суммум бонум, наивысшее из всего, что можно достичь; они, а не могущество и не сила — высшее начало, властвующее над всеми. Красота и любовь находят своё высшее выражение во вриндаванском Кришне. Высшее постижение Абсолютной Истины — это постижение её как Прекрасной Реальности и божественной любви. Здесь нужно ясно представлять себе разницу между вожделением и любовью. Никаких заблуждений тут быть не должно. Вершина преданности — это любовь к Кришне, явленная обитателями Враджи.

Таким образом, проповедь (санкиртана), а не перебирание чёток (джапа) есть истинное служение Кришне. Но поскольку мы дали обет, поскольку Махапрабху и наш гурудев дали нам такой наказ, мы должны повторять святое имя на чётках, это наша обязанность. Наш Гуру Махарадж сказал нам: «Джапа-мала не должна поститься».

Итак, проповедуя, мы, вне всякого сомнения, истинно следуем наказу Шримана Махапрабху. Хотя Он советовал нам прочитывать 100 000 имён или 64 круга мантры ежедневно, это второстепенное наставление. Что в действительности самое важное — это дух служения. Мы не слышали, чтобы гопи всё время повторяли святое имя на чётках из туласи, однако они занимают высочайшее положение среди слуг Кришны во Вриндаване.

Кришна-нама окажет нам огромную помощь на нашем пути к Вриндавану. Такова её значимость. Подобно скорому поезду, святое имя Кришны несёт нас к цели, не останавливаясь ни на какой другой станции. Если мы повторяем имя, не представляя ему никаких формальных прошений, не моля его: «Дай мне то, дай мне это», то оно, как поезд особого назначения, без остановок пойдёт к Вриндавану. Там нет скверны, порожденной кармой или гьяной. Преданные Вриндавана думают только об одном: «Я жажду Кришну. Я не знаю, что хорошо, что плохо. Мне нужен Кришна и только».

 

Ученик: Сколько кругов мантры ваш Гуру Махарадж просил своих посвященных учеников читать каждый день? Установил ли он какое-то определённое количество?

Шридхар Махарадж: Вообще он рекомендовал прочитывать 25 000 имён, шестнадцать кругов мантры, ежедневно или по меньшей мере четыре круга. Тот, у кого не было работы, мог читать 100 000 имён, то есть 64 круга.

 

Ученик: Стал бы Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давать посвящение в хари-наму тому, кто мог ежедневно повторять только четыре круга?

Шридхар Махарадж: Это в расчёт не принималось. Формально нужно было считать круги, но твёрдо установленных норм не было. Он хотел, чтобы мы всемерно служили Господу под руководством вайшнава, потому что самое главное — это служение. Возрастающее количество прочитанных имён не гарантирует нам достижения цели, мы достигнем успеха, только если улучшим качество своего воспевания.

В священных писаниях много речений, которые разными путями способствуют нашему постижению святого имени, но ключевую мысль высказал Шрила Рупа Госвами. Он привёл цитату из «Падма-пураны»: атах шри кришна намади на бхавед грахйам индрийаих. Наши органы чувств, физические или психические, не способны соприкоснуться с запредельным. Имя нематериально (апракрита), запредельно мирским ограничениям (Вайкунтха). Оно принадлежит к иной сфере. Поэтому наши органы чувств — психические или физические — не могут воспринять то, что связано с Шри Кришной, Его именем, образом, качествами или деяниями. Но когда мы проникнемся духом служения, Кришна Сам, по Своему произволению, снизойдёт к нам. Только тогда наш язык сможет по-настоящему произнести имя Кришны. В противном случае мы будем производить только физические звуки имени, обозначаемые на письме буквами. Наш язык, руки, порождаемый нами физический звук принадлежат этому миру — они не способны соприкоснуться с Кришной. Необходим связующий элемент, который соединит наше тело с запредельным. И этот элемент — наше искреннее желание служить Кришне, Ему угождать. Лампочка не загорится, если в сети нет электричества. Она будет гореть, только если есть электрический ток. Так и святое имя может появиться на языке, в ушах, в уме, на письме, но необходимо нечто такое, что свяжет нас, находящихся в материальном мире, с Вайкунтхой. И это нечто есть преданное служение, дух служения, претворённый в действие. Он один свяжет физический мир с Вайкунтхой и Вриндаваном.

Кришна явится по Своей собственной воле. Он низойдёт к вам на язык, и тогда ваш язык сможет воспевать имя Кришны. Ружье, заряженное не настоящими, а холостыми патронами, только издает звук, а не стреляет. Так и при повторении святого имени, не проникнутом духом служения, производится звук, но он исходит только с языка. Это всё равно что стрелять из ружья холостыми патронами. Наше повторение святого имени должно быть проникнуто духом служения, желанием угождать Кришне.

В противном случае производимый нами звук будет ненастоящим. Он будет лишь подражанием, подделкой. Наши органы чувств не способны воспринять святое имя. Оно недосягаемо для ума и трансцендентно. Обычный звук этого мира не может быть именем Кришны. Наше ухо не сможет даже услышать имя, если отсутствует этот связующий элемент, дух служения. Искреннее стремление исполнить волю Кришны должно, действуя через ум, стать посредником между Кришной и ухом. Тогда только имя Кришны войдёт в наши уши и явит нам Его образ, качества и лилы. Святое имя не материально — оно апракрита, трансцендентное, надмирное. Только привлечённое нашим желанием служить, оно низойдёт в этот мир.

Наш Гуру Махарадж подчёркивал в первую очередь необходимость развить в себе дух служения. Иначе всё станет подделкой, подражанием. И люди скажут: «О, там нет Кришны. Они все там лицемеры. Они только пляшут и шумят, у них нет желания служить». Только через служение мы сможем прийти в непосредственное соприкосновение с Кришной. Суть в том, чтобы обрести дух служения, вайшнава-севы, чтобы учиться этому. Шуддха-вайшнав служит, и нужно перенять от него то, что поможет нам обрести дух служения.

Выполняя указания преданного, мы должны учиться себя отдавать. Самоотречение и самопожертвование — вот что необходимо. Это положительные качества, и мы усвоим их от преданного. Если детям с самого начала дать карандаш и бумагу, пользы от этого не будет, поэтому им дают камень и на земле они учатся писать. Так и мы сначала должны учиться тому, как развить в себе желание служить, умение себя отдавать. Это богатство, скрытое у нас внутри, и в этом наше утешение.

Если мы будем стараться возродить в себе дух служения, чистый преданный нам поможет. Говорится, что скупец должен раздавать хотя бы мусор как милостыню. Скупцу велят: «Раздавай по крайней мере мусор, пусть твоя рука научится отдавать». Дух служения — это нечто очень возвышенное. Мы должны учиться отдавать себя служению Кришне.

Не нужно пугаться того, что мы не поднимаемся до высшей формы служения в нама-бхаджане, поклонении святому имени. Не нужно думать: «Почему мне велели мести пол в храме? Это любой может делать». Этого не нужно бояться. Нам необходимо обрести дух служения. Самоотдача, бескорыстие и самозабвение — вот что нам необходимо. Считается, что Сократ показал пример самозабвения, а Иисус Христос — пример самопожертвования. С какой целью? Ради Всевышнего. А для этого у нас должна быть положительная связь с преданным. Исполняя его указания, мы будем связаны с миром служения. Наша энергия достигнет трансцендентной сферы только по его милости, при его посредничестве. Поэтому наш Гуру Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, отдавал девяносто процентов значимости тому, чтобы развить готовность служить делу проповеди, и это должно быть нашей целью, какое бы положение мы не занимали.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж