?

Всеблагое Имя Шри Чайтанья Сарасват Матха.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1691. Опубликовано: 28-01-2012, 10:05

Всеблагое Имя Шри Чайтанья Сарасват Матха

 

Из беседы записанной в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, Набадвип, 27 января 1983 года.

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

Часть Первая

 

Вопрос: Вы назвали свою Миссию «Шри Чайтанья Сарасват Матх». Что означают слова «Чайтанья Сарасват»?

Шрила Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж: Вначале был «Чайтанья Матх», а «Сарасвати» – имя нашего Гурудева. Таким образом, название «Чайтанья Сарасват» указывает на преемственность, идущую от Чайтаньи к Сарасвати, нашему Гурудеву, – то знание, что принес Шри Чайтаньядев и получил от своих учителей Прабхупада Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур. Мы должны почитать, принимать и проповедовать в духе этих Божественных заповедей. Название Миссии указывает на то, каким наш Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур, воспринимал учение Шри Чайтаньядева, каким он видел Его своим Божественным взором. Его философия представлена здесь в своем истинном свете и чистота его заключений составляет предмет нашей заботы. Наша миссия – это сохранение, проповедь, распространение и развитие учения всей нашей гуру-парампары от Чайтаньи до Сарасвати. Вот что означает Чайтанья Сарасват.

И о Чайтаньянуга Сарасвати. Сарасвати означает вани, вакья – речи и поучения Чайтаньи. Чайтанья-вани – это истинная проповедь и наставления Шри Чайтаньядева. Поэтому основной смысл заключается в словах: «от Чайтаньи до Сарасвати». Это учение «Шримад-Бхагаватам» в том виде, в каком его проповедовал Шри Чайтаньядев и его последователи до Сарасвати. Это цель, назначение и суть нашей жизни. Все наши интересы и желания определяются только этим. Они наши учителя, а мы их слуги. Единственное, чего мы хотим – это почитать их, проповедовать о них и просить людей принять их учение. Это предмет всей нашей заботы.

 

Сарасвата брахманы

 

В Индии, в Махараштре, есть класс Сарасвата-брахманов, которые называют себя Гауда-брахманами или Сарасвата-брахманами. Сарасват указывает на тех, кто связан со Шри Чайтаньядевом. Это можно привести как еще одно объяснение.

Кроме того, в «Ману-самхите» есть такие строки:

 

сарасвати-дршадватйор дева-надйор йад антарам

там дева-нирммитам дешам брахмаварттам прачакшате

 

Арийская цивилизация пришла с севера страны. Вначале она находилась между двумя реками – Сарасвати и Дришадвати. Вьясадев и другие мудрецы жили в той местности, где расположен Бадарикашрам. Бадарикашрам находится прямо на берегу реки Сарасвати. Там жил Вьясадев и туда же, в Бадарикашрам, на берега реки Сарасвати, пришел Нарада Муни, чтобы преподать ему основы «Бхагаватам». Вьясадев, в свою очередь, передал «Бхагаватам» Шукадеве и это произошло там же, в Бадарикашраме, на берегах реки Сарасвати.

В той местности жил также и Амбариша Махарадж. Есть упоминания о том, что место его пребывания находилось на берегу реки Сарасвати, которая соединяется с Гангой неподалеку от Бадарикашрама. В «Бхагаватам» говорится, что на берегах реки Сарасвати он совершил сотни жертвоприношений. С тех пор утекло много воды. Тогда Гималаи считались самым молодым горным массивом, хотя по высоте они значительно превосходили другие горы. Там, где образовались Гималаи, стало холодно и людям пришлось спускаться вниз, чтобы обжить равнины. С ростом Гималайских гор стали подниматься равнины, увеличивая, тем самым, наземную территорию Индии. Именно в горах начала свое развитие древняя цивилизация, однако по мере подъема гор, люди спускались в более теплые прибрежные районы. Первые поселения ведической или арийской цивилизации были основаны в горах, но постепенно они переместились к побережью. Ведическая культура берет свое начало у берегов Сарасвати, распространяясь затем в южном направлении.

Восточная Бенгалия и область, прилегающая к Ганге, имеет очень древнюю историю; впоследствии из моря поднялась и другая часть суши. На юге Индии некоторые районы также относятся к древнейшим эпохам.

Итак, Сарасвата-брахманы – это особая группа брахманов, поддерживающих ведическую культуру. Предполагается, что сейчас они обитают в верхней части Гималаев и постепенно спускаются вниз, к югу.

 

Высочайшее достижение

 

Наш Храм называется «Чайтанья Сарасват», в отличие от Сарасвата-брахманов. То есть, Чайтанья-Сарасвата – это учение «Бхагаватам», продолженное Шри Чайтаньядевом. Из всех ачарьев один Чайтаньядев проповедовал Божественную Любовь. Исчерпывающе и ясно, применяя логику и знание, Чайтаньядев единственный, кто убедительно доказал необходимость следования пятой цели жизни – Бхагават-преме. Смыслом жизни является обретение Любви, привязанность и влечение к Господу, Шри Кришне. Кришна – Господь Любви, Он – высочайшее и сокровеннейшее представление о Боге. Джива может испытать сладость взаимоотношений с Ним – отношений, основанных на взаимной Любви – и они являются высочайшим достижением всех душ, когда либо воплощавшихся в этом мире.

Таким образом, Чайтанья-Сарасвата представляет исключительно Чайтаньянуга-Сарасвату – Сарасвату, принадлежащую школе Шри Кришны Чайтаньядева. Они исповедуют сознание Кришны и следуют наставлениям Чайтаньядева.

Сарасват означает, что общение происходит посредством звука или слов – Сокровища, скрытого в словах. Под звуком здесь понимаются Святые Имена. Они вступают в контакт и взаимодействуют с Божественным Звуком. Но какой природы этот Божественный Звук? Это звук сознания Кришны. Они соединяют нас с Божественными вибрациями Кришны: сознанием Кришны.

 

Часть Вторая

 

Олицетворенное Имя

 

Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и Шрила Шридхар Махарадж в Навадвипе, Шри Чайтанья Сарасват Матх

Выражение «сознание Кришны» несет в себе философский, онтологический смысл; выражение «сознание Кришны Чайтаньи» указывает на присутствие Чайтаньи. Его имя Кришна Чайтанья. Шрила Свами Махарадж назвал свое общество «ИСККОН», но его повсюду ласково именуют «Движение Харе Кришна». «Сознание Кришны» – выражение онтологическое и понять его могут люди с философским складом ума. В Имени «Кришна Чайтанья» «Чайтанья» означает «сознание», таким образом, «сознание Кришны» означает «Кришна Чайтанья». Эти слова – олицетворенное Имя. Когда я спросил Шрипада Бхактиведанту Свами Махараджа, почему он выбрал для своего общества имя «ИСККОН», он оветил: «Иса-кон – исавасьям идам сарввам

 

Современные арии

 

Вопрос: Кто или какие расы являются потомками ариев? По этому поводу существуют различные мнения.

Шрила Гуру Махарадж: Я не знаю, что на этот счет думают современные историки, но с позиций веры мы приходим к выводу, что ариями являются те, кто следуют ведической культуре. «Ария» означает «достойный почтения, глава».

В Индии существует традиция, по которой жена обращаясь к мужу, называет его «ария-путра». «Ария» также означает «великий – тот, кто почитаем всеми, носитель великой культуры». На заре творения такое почтение оказывалось представителям высочайшей культуры. С течением времени в силу различных обстоятельств им, по-видимому, пришлось расселиться в другие места. Утверждают, и нет оснований не верить этому, что сейчас они обосновались в прибрежных районах Каспийского моря. Каспий: Кашьяпа. Кашьяпа считается прародителем полубогов. Неподалеку, по другую сторону Гималаев, расположена область, в которой издавна селятся риши.

Затем, как я уже говорил, Гималаи в процессе формирования постепенно разделились. Одна часть закончила свое развитие на этой стороне, другая – на той. Но это не столь важно, поскольку нас интересует больше культура, нежели география. Наша задача – провести сравнение всех существующих ныне культур и, попытавшись оценить степень их развития, принять ту, что будет признана самой высокой. Место ее происхождения значения не имеет.

 

Абсолютное и относительное

 

Последнее время вы много спрашивали меня о шикша- и дикша-гуру. Шикша- и дикша-гуру можно рассматривать как с относительной, так и с абсолютной точки зрения. В связи с этим я иногда привожу пример с адвокатом по фамилии Нортон. Ауробиндо Гхош, как вы знаете, обладал сильным писательским даром, оставляя далеко позади многих собратьев по перу, и, кроме того, прекрасно владел английским языком. Однажды, когда ему пришлось скрываться от властей, мистер Нортон, человек весьма проницательный и умный, в одной из газетных статей безошибочно признал стиль Ауробиндо и во всеуслышание объявил: «Мистер Гхош здесь!»

Таким же образом мы должны ощутить присутствие Кришны. Вьясадев в «Шримад-Бхагаватам» дает представление о Боге как о Кришне. К нему приходил Девариши Нарада, чтобы направить его усилия на распространение сознания Кришны как Бога – того, без чего все остальное лишено сути и смысла: «Все, что ты написал до сего дня, никому не принесет ни счастья, ни подлинной мудрости, если ты не прольешь на это знание свет веры в Кришну как во Всевышнего Бога».

Ведическая культура, в целом, не могла раскрыть истинный смысл сознания Кришны. Во время раса-лилы Шрути, высочайшее олицетворение Вед, признавали: «Мы бессильны описать Тебя, о Господь. Твоя неземная красота и глубина Твоей любви за пределами нашего понимания. Мы не смогли поведать людям высшее представление о Тебе». Таково признание Вед. «Большее, на что мы оказались способны – это дать людям некоторое представление о Брахмане или Параматме, но сейчас мы зачарованы той безграничной красотой и любовью, которой полон Ты. Мы не в силах постичь ее, как бессильны и рассказать о ней, да простится нам наше несовершенство».

Затем приблизился «Шримад-Бхагаватам». Шрутибхир вимригьям: все известное миру знание пытается лишь указать направление – «Идите сюда. Мы не знаем всего до конца, но можем сказать, что это определенно здесь». Таковы общие наставления всех явленных миру писаний. «Оно невыразимо прекрасно. Оно, должно быть, несравненно прекрасно, возвышенно и способно утолить наши самые сокровенные чаянья, даже те, о которых мы не помышляем. Но ограниченность нашего понимания не вмещает его. Оно исполнено такой любви, такого очарования и красоты, что прельщает нас до самозабвения. Оно недоступно нашему пониманию». Это признает большинство явленных писаний. Об этом свидетельствуют в «Шримад-Бхагаватам» Ведавьяса, Нарада, Шука и другие мудрецы.

 

Третья Часть

 

Безграничная милость

 

Кришна – начало и причина всему. И Шри Кришна как Чайтаньядев – начало и причина невиданного по размаху распространения самой упоительной и изысканной сладости Господа. Поэтому мы предаемся Ему. Он заповедал возвестить об этом во всех уголках бескрайней вселенной. Хотя в писаниях часто упоминается притхивите аччхе, следует отметить и притхиви ‘парьянта’ ята нагаради-грама. Это значит, что проповедь Махапрабху о славе Шри Хари-Нама облетит города и веси не только этой планеты, но и всех тех, где только есть поселения и обитающие в них жители. Брахманда тарите – Его миссия – освободить всю вселенную. Брахманда означает «то, что создано одним Брахмой»; пространство и время, управляемое одним Брахмой. Существует множество анд. Анда значит «яйцо». В воздухе обычно во взвешенном состоянии находится огромное количество пылинок яйцеобразной формы – подобно этому в воздушном пространстве плавает неисчислимое множество небесных тел.

Проповедь в опасных условиях

Вопрос: По прогнозам в 1982 году ожидается множество затмений и неблагоприятных астрологических ситуаций, что указывает на вероятность стихийных бедствий. Следует ли преданному, занятому служением Кришне, принимать во внимание подобные обстоятельства? Например, я отправляюсь с проповеднической миссией в сейсмически опасную зону; нужно ли мне заботиться о собственной безопасности для того, чтобы продолжать служение Кришне или в любой ситуации всецело положиться на Его милость?

Шрила Гуру Махарадж: В 1927 году, насколько я помню, произошло большое солнечное затмение. В то время только начал действовать Курукшетра Матх, в котором я был президентом. Приехал Прабхупада Шрила Сарасвати Тхакур и мы организовали выставку, рассказывающую о встрече Кришны Двараки с гопи. Тогда я впервые услышал объяснение нашего Гуру Махараджа, почему во время солнечных и лунных затмений, особенно солнечных, люди сотнями и тысячами отправляются в святые места и принимают там омовение. Я помню это объяснение до сих пор. В такие моменты планеты выстраиваются особым образом, так, что возникает опасность их взаимного притяжения и столкновения, в результате которого они могут разлететься на осколки и всему наступит конец. В страхе перед возможным катаклизмом, люди стараются использовать время с максимальной пользой – отправляются в паломничества к святым местам, совершают омовение, воспевают Имя Господа, сосредоточив свои помыслы на спасении души, чтобы последний час застал их в заботе о вечном. Они могут возносить те или иные молитвы, согласно своим религиозным убеждениям, или погрузиться в Нама-санкиртану.

Таким образом, перед лицом опасности, грозящей отдельному человеку или людскому сообществу, необходимо приложить все усилия, чтобы посвятить время осознанию своего высшего предназначения, поискам Божественного. Это принесет огромное благо. Некоторые в моменты близкой опасности устремляются в святые места, чтобы принять участие в общественных и благотворительных работах. Это достойно похвалы. Обстоятельства могут меняться, важно лишь то, насколько правильны ваши намерения в каждом конкретном случае.

Однажды, когда я был в Мадрасе, ко мне на улице подошел человек и стал убеждать в том, насколько полезна благотворительная деятельность миссии Рамакришны. В его словах слышался явный вызов: «Вы хотите дать людям осовобождение, но они умирают от голода и болезней. Вы ничего не делаете, чтобы помочь им, кому же вы будете проповедовать, если они умрут? Необходимы благотворительные акции, которые спасут их от смерти. Сначала обеспечьте их едой и лекарствами, а потом уже говорите с ними о Боге. Проблему нужно решать таким путем. Ведь если они умрут, вам некому будет оказывать духовную помощь».

Я ответил ему так: «Предположим, в стране голод и я раздаю еду толпе, теснящейся вокруг меня. Вдруг кто-то срывается с места и бежит прочь – что, по-вашему, я должен делать? Продолжать раздавать еду тем, кто стоит рядом или, бросив все, пытаться догнать беглеца, чтобы накормить его? Какое решение в этом случае будет верным?» – задал я встречный вопрос.

Да, люди действительно умирают, но возле меня есть и те, кто пришел за духовной пищей, которую я могу им дать. Зачем же мне останавливать столь важное дело их духовного окормления, чтобы пускаться в погоню за убегающим? Оставив тех, кто пришел ко мне, я лишь впустую потрачу время. Ко мне приходят живые, и их очень много, почему же я должен проявлять сочувствие исключительно к умирающим? Вокруг меня уже сотни и тысячи людей. Те, кто действительно нуждаются, уже возле меня. Судите сами, какой путь верен.

Конечно, если под рукой есть много помощников, которым можно поручить заботу о пришедших, тогда есть смысл бросаться в погоню за беглецом, чтобы, догнав, накормить его, в противном случае не стоит терять время на преследование.

Наша цель – полностью занять себя проповедью. Проповедь, однако – не единственный возможный род занятий. Одни проповедуют, другие ведут хозяйство, третьи готовят еду. Для спасения людей необходима любая работа.

Бедствия и несчастья могут охватывать огромные территории или быть локально ограниченными, но они происходят всегда и везде. Они случаются не только с людьми, поэтому и насекомые, и животные – всякая тварь нуждается в вибрациях Божественного Плана.

Когда Махапрабху шел через лес Джарикханда, благо от Его Нама-санкиртаны получали даже львы, слоны и олени. Нама-санкиртана должна совершаться правильно. Мы всегда должны отдавать эту Божественную энергию. Мы должны стараться привлечь ее к себе и передать другим, как посредник, который получает и отдает. Таким образом, в даже в самом интенсивном служении мы займем себя как посредники. Это необходимо понимать прежде всего. «Все, что я получаю с высшего плана, я отдаю окружающим». Нужно настроить свой ум на вибрации высокого порядка.

 

Окончание

 

Истинное богатство

 

Говорят, что сейчас строят подземные города на случай ядерной войны. Нам необходимо вырваться из этого мира плоти и крови. Мы находимся в большей опасности, живя внутри этой клетки. Вне ее нам ничто не угрожает. Единственная причина наших страхов – это бренное тело.

Тело – это нескончаемые переговоры со смертью; получить его значит вручить смерти пригласительный билет. Мы очень дорожим своим телом, однако подлинная удача состоит именно в том, чтобы покинуть его и никогда более не становиться затворниками плоти, столь нежно лелеемой ныне. Наша связь с телом – залог всевозможных опасностей и смерти. Физическое тело это лишь внешнее проявление, ведущая роль принадлежит ментальному телу. Ментальное тело является зрителем и участником сновидений. Существует целая «страна», где живут такие тела, у нее есть даже собственное правительство. Она называется Питрилока.

Тёмный путь и светлый путь

Согласно индийским писаниям, души умерших, как правило, отправляются на Луну. Существует два термина: уттараяна и дакшинаяна. Дакшинаяна обозначает период, управляемый определенными богами; если душа оставляет тело в это время, она обязана вернуться на Землю. Такова карма этих людей. Свойства их ментального тела вновь притянут их сюда. После смерти они отправляются на Луну, чтобы некоторое время провести в покое. В шастрах описываются специальные ритуалы подношения им пищи. Пищу предлагают от их имени и затем раздают садху, брахманам, коровам и т.д. Таким образом они ее получают.

Ушедшие оставляют свою энергию здесь. Их наследники принимают накопленную ими энергию и должны предложить им что-то взамен, используя особые мантры. При этом возникает определенная связь и, если все соблюдено должным образом, подношение достигает места пребывания покинувшей этот мир души, и душа в тонком теле принимает его. Подношение совершается с помощью мантр. Существует особый класс риши, следящих за процессом передачи. Именно так души предков получают отсюда все необходимое.

Этот процесс напоминает систему денежных преводов. Здесь, в Индии, деньги принимают в рупиях, затем их обращают по курсу в доллары и вручают эти доллары получателю в Америке. Сходным образом, все, что я предлагаю предкам, риши обращают в то, чем могут воспользоваться души того мира. Как правило, эти души обитают на Чандралоке, Луне. Те, кому по карме не суждено рождаться здесь вновь, попадают на Солнце. Это уттараяна. Там преобладает свет. Чандралока отражает свет и вращается вокруг Земли, тогда как Солнце расположено выше Земли и излучает свет, знание.

Души, направляющиеся туда, преодолевают пределы притяжения Земли. Они покидают ее в тонких телах, чтобы никогда не вернуться назад. Эти души покидают Землю навсегда. Согласно своей карме, они попадают в другое место и продолжают свое существование там. Однако оба эти пути относительны.

Свет — это знание

Нам советуют избрать путь, ведущий в направлении солнца, света, знания. Джьотир абхьянтаре рупам атулам шьямасундарам. Что означает свет? При правильном взгляде на вещи, свет – это знание. В действительности так оно и есть: знание является светом, а невежество – тьмой.

Проникая сквозь свет – знание – мы будем искать «Шьямасундару». Искать Его нужно, следуя путем солнца, света. Именно это направление указывают явленные мантры Вед: «Идите к свету. Опасайтесь тьмы. Приветствуйте свет». Свет – представитель знания. Стремитесь к такому знанию, которое приведет вас к прекрасному и вечно юному миру (кишора). Сатьям шивам сундарам – это Истина, Благо и Красота. Нам показывают направление таким символическим образом. Для тех, кто подобно нам, находится на столь огромном удалении, используют понятия-символы.

 

Гаятри – Мать Вед

 

Тад вишнох парамам падам. Гаятри – это Мать Вед. В единственной фразе содержится вся мудрость Вед: бхур бхувах свах тат савитур вареньям – «Ты – суть любого опыта, от грубого до тонкого».

Отсюда начинается тат савитур – решительная, безусловная перемена, которая превосходит наше обычное понимание. То, что поведано вам, что проясняет ваше сознание о планах грубого и тонкого опыта – свет, освещающий истину, старайтесь находиться в его лучах.

Свет не является причиной вещей. Он являет их нам. Функция знания – прояснять, показывать, поэтому старайтесь обрести такое знание, что позволит вам ясно видеть. Это значит направить свой ум к пониманию субъективной природы вещей. Старайтесь увидеть в каждой вещи то, что являет ее нашим чувствам, вот истинное сознание. Не то, что подвластно восприятию, но то, что делает наши чувства способными воспринимать. Старайтесь, насколько возможно, ступить на этот субъективный план. Там вы обнаружите источник света – савита – порождающий весь материальный опыт. Свет. Как солнце, посылая свои лучи, дает жизнь всему сущему на земле, так единый вселенский субъект, дает возможность вам, зависимой субъективной единице, видеть и получать опыт этого мира. Старайтесь обрести с ним связь. Вареньям – затем ищите пути, ведущие к миру почитания и поклонения. Пытайтесь миновать этот сверх-субъективный план, предоставляющий возможность нашим чувствам воспринимать, ищите надмирную, высшую обитель. Там вы найдете вареньям, что значит варанья, пуджья, мир поклонения. Здесь возникает вопрос о предании себя и покорности. В этой высшей обители не только свет, не только знание; здесь мы обнаружим необходимость поклонения, служения и почитания. Вареньям бхарго: этот мир исполнен всего знания, но оно неотделимо от поклонения, преданности и почтения. Такова природа этого мира. Девасья дхимах: на это должны быть направлены все наши сознательные усилия.

Буквальный смысл слова «Дева» – «Тот, кто прекрасен, затейлив и игрив». Его натура подвижна и динамична, а характер лилы и саундарьи – очарование и игра. Бхарго девасья, Его бхарго – окружение исполнено знания и является объектом поклонения. Дхимахи, дхийо йо нах прачодаят. Приближаясь с почтением и в духе должного осознания, мы сможем постигать этот мир. Результатом таких искренних попыток будет все возрастающая способность продвигаться вперед в этом направлении. Такое вознаграждение ждет каждую чистую душу.

Такой смысл заключен в Гаятри, которую считают Матерью всех Явленных Истин.

 

Духовное развитие

 

В «Шримад-Бхагаватам» сказано: дхамна свена сада нираста-кухакам сатьям парам дхимахи. Гаятри тоже содержит слово дхимахи. Дхимахи означает чиданушилана, или духовное развитие. На этой стадии это будет духовное развитие в почтении и благоговении.

Дхамна свена сада нираста-кухакам: этот благородный неизъяснимый свет рассеет невежество и будет нашим проводником к Истине, которая откроется нам во всей полноте. Более того, все наши попытки,  предпринятые под мудрым наставничеством, увенчаются высочайшей наградой.

Сатьям парам дхимахи: это царство праджнаны (пракрита-джнаны) – мистического, высшего, непостижимого сознательного опыта. Это истинное вселенское знание; знание этого мира, какое бы оно ни было, неполно и ущербно.

Гаур Сундар! Гаур Харибол!

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж