?

Градация теизма. Градация сознания.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1443. Опубликовано: 5-02-2012, 18:37


Градация теизма. Градация сознания

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

Ученик: Где начинается теизм? Какова его градация, начиная с низших уровней, до самого высокого; каковы различные концепции теизма?

Шрила Шридхар Махарадж: В своей «Чайтанья-шикшамритам» Бхактивинод Тхакур описал всю систему градации следующим образом. Вначале присутствует ашчадита-четана, полностью скрытое сознание, как в деревьях и камнях; они ашчадита, покрыты грубыми оболочками. Сознание есть в них, но оно покрыто грубой оболочкой. Затем существует санкучита-четана, крайне ограниченное сознание, которое мы находим в животном царстве. Затем мукудита-четана, только приоткрывающееся сознание, только пробуждающееся, как в среде дикарей. Оно мукудита, не развитое в должной степени, не достигшее определенного стандарта; наполовину животное, наполовину человеческое – цивилизация такого типа. На этой стадии мы находим анимизм, поклонение различным божествам природы. Выше этого стоит вичодита-четана, в котором присутствует некая концепция Бога. Именно в этой точке развития начинается варнашрама-дхарма.

Ученик:  Относятся ли к этому  уровню, вичодита-четана, христианство и ислам?

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Наконец, существует пурновичодита-четана, полностью раскрытое сознание, и соответствующая ему концепция Бога; это вайшнавизм.

Это градация общего характера; но опять-таки, в человеческом обществе существуют разные категории. На уровне вичодита-четана, на стадии человеческой жизни, даже до того, как мы находим истинный теизм, существует мораль. Теизм ещё не проявлен, но мораль уже есть. Она порождает класс альтруистов: они признают нравственные законы, но не видят необходимости в существовании какого бы то ни было Бога.

Также возможен теизм, лишенный сколько-нибудь веских моральных оснований. «Теизм», так называемый теизм, присутствует, но концепции морали нет. Принадлежащие к таким течениям творят химсу, насилие, над многочисленными дживами, без разбора  убивая, губя, живые существа; они совершают это и другие аморальные деяния, и при этом теистичны, обладают концепцией Бога.

Затем, мы находим мораль плюс теизм; низшее измерение этого явления – это мораль плюс теизм, порожденный воображением, калпиташешвавада. Калпиташешвавади представляют воображаемый теизм, сочетающийся с моралью. Пример этого – французский мыслитель Конт. Он говорил, что идея Бога полезна для нас, поскольку может помочь нашей социальной жизни; она может выполнять функцию полиции, удерживая людей от беззакония. Это работает в случае широких масс; если вы вселите в них богобоязнь, распространите такое сознание, мы все будем наслаждаться моральными благами, высокой нравственностью в обществе, естественным образом и без усилий. Такой была теория Конта. И мы можем полагать, что учение Шанкарачарьи, как мы упоминали ранее, принадлежит к той же категории: воображаемый теизм вкупе с моралью.

Затем, существует подлинный теизм, сочетающийся с моралью. Подлинная варнашрама, как в учении Рамануджы, и другие концепции схожей природы, содержат в себе как мораль, так и теизм, но реальный теизм. Истинная варнашрама теистична, и зиждется на фундаменте морали: нравственность и подлинный теизм.

По достижении стадии истинного, реального теизма, имеющего моральное основание, следующей, более высокой стадией для дживы (души) является пурновичодита-четана, и это вайшнавизм. Вайшнавизм представляет пурновичодита-четану, полностью раскрытое, полностью пробужденное сознание. Это совершенный теизм. Он может быть описан как «теизм без морали», поскольку мораль присутствует в нем в силу самого совершенства теистической концепции; сама по себе мораль обладает меньшей важностью.

Принцип, которым руководствуются на этой стадии, таков: дозволено все, что необходимо для служения, для удовлетворения Господа. Например, преданный может также украсть цветок, чтобы предложить его Господу, с тем, чтобы человек, вырастивший этот цветок, мог получить благо. Это теизм в его самом полном проявлении, когда все может быть использовано для удовлетворения Господа; если это возможно осуществить, тогда всем будет оказана помощь, принесено благо.

Таким образом, теистическая концепция расширяется, развивается, вплоть до этого понимания: все предназначено для Него; Реальность существует для Себя, и все предназначено для Него, не существует какого-либо другого собственника. Хозяин всего Один. Обусловленные души не сознают, что они Его; они подобны детям, которые не знают своего опекуна. Но преданные знают, сознают это: «Этот ребенок может не знать, что у  него есть опекун, отец, но я знаю, что это так. Ребенок может противиться, но я должен отвести малыша к Нему; невзирая на его сопротивление, я должен отнести его к опекуну».  Преданные сознают, что «Все предназначено для Него», и,  таким образом,  используют все, содействуя всеобщему благу. Их жизнь, их кампания во всех отношениях такова, нравится это или нет обычным, так называемым религиозным и нравственным людям. Все для Него, для Господа. Шри Кришна говорит:

 

ахам хи сарва-йагйанам

бхокта ча прабхур эва ча

на ту мам абхигйананти

таттвенатас чйаванти те

 

(«Бхагавад-гита», 9.24)

 

«Я один Наслаждающийся, Владыка и объект всех жертв. Те, кто не признают Мою истинную трансцендентную природу, падают».

С этой точки зрения, все обусловленные души в этом мире, каждый, включая обладателей морального и научного знания здесь, считаются «несовершеннолетними». Порабощенная душа, любая джива-баддха, любая порабощенная джива, является несовершеннолетней. «Старшие» – это те вайшнавы, которые знают, что «все для Него», и, как следствие этого понимания, что душа должна «умереть, чтобы жить». Они знают, что существует только один Наслаждающийся, и что все предназначено для Его наслаждения, Его удовлетворения, и, умирая для любых отдельных интересов, для ложного эго, душа может воистину жить, может жить в мире Божественного служения. Эти вайшнавы – опекуны всего творения, и они используют все для Него, для истинного блага каждого в целом мире. Вы можете понять это? Вы понимаете меня?

Ученик: Да.

Шрила Шридхар Махарадж: Если вы способны понять это, тогда вы обретете в этом мире некое гармоничное существование. Вы поймете природу вещей в истинном свете. В противном случае, существует только неведение того, что есть что.

И, соответственно степени, плотности невежества, существует градация, подразделения: тамах, маха-тамах, маха-маха-тамах. Природа делится на саттву, раджас и тамас, и в рамках этого существуют дальнейшие категории. Есть существа самого низкого уровня, где невежество очень грубое; затем, существа, чье невежество несколько меньше; и те, кто еще выше уровнем. Схожим образом, существует градация среди тех, кто находятся под влиянием настроения страсти, раджо-гуны; она есть и уровнем выше, среди людей более высокой, саттвичной природы. А выше всех разнообразных материальных качеств пребывает измерение ниргуна; единое измерение бытия, где наш Хранитель и Владыка руководит каждым явлением и каждой идеей личности – такая личность связана с совершенным теизмом.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж