?

Объяснение смысла гаятри.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 594. Опубликовано: 4-12-2017, 10:51

Объяснение смысла гаятри

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

Из «Проповеди хранителя преданности», часть 17

Навадвипа, Индия

 

Истинный смысл освобождения состоит не только в том, чтобы освободиться от негативной стороны [бытия], но и достичь позитивного бытия, самоосознания. Гаудия-вайшнавы утверждают: муктир хитванйатха рупам сва-рупена вйавастхитих — нам необходимо выбраться из болезненного состояния и восстановить своё истинное положение. Это и есть позитивная концепция мукти.

Итак, Джива Госвами дал объяснение гаятри в связи со служением Кришне, кришна-дасйам. Я не использовал это объяснение, но ту же идею я попытался вложить в своё объяснение гаятри, связав его с обретением служения в мире Голоки. Я объяснил всё последовательно, шаг за шагом, согласно философской школе «Бхагаваты».

Гана-трайате — если правильно повторять эту гаятри, мы сможем обрести освобождение. В целом, нам необходимо учитывать различные уровни этого материального мира — грубые и тонкие. Существуют различные уровни — грубые и тонкие, — всего их семь.

Что собой представляет солнце того мира? Перед нами сейчас объективный мир, и солнце, которое освещает этот мир, которое проявляет для нас это материальное бытие, — это душа. Солнце, савитур. Савитур также означает «душа», поскольку только душа может дать нам возможность узреть всё это. Если в теле нет души, эти [плотские] глаза не могут видеть. И этот обычный [солнечный] свет уже бесполезен для нас.

О душе так говорится в «Бхагавад-гите»: …критснам локам имам равих…. Точно так же, как солнце освещает и делает видимым этот мир, так же и атма в действительности проявляет все реалии. Бхарго означает теджас, луч солнца. Девасья — это луч другого солнца — девы.

Каковы же качества этого девы, какова его характеристика? Дева означает «сияющий», «прекрасный», «игривый» — дивдхату. Див означает «играть», а также «сиять», «блестеть», а дева — это слово мужского рода — пуруша. Таким образом, это пуруша, который прекрасен и игрив. Сундар — «прекрасный», «красивый», и лиламойи — «совершающий Свои игры». Его энергия — бхарго. Мы будем памятовать об этой энергии, и это приведёт нас к Нему.

Мы будем пытаться все своё внимание обратить на дхимахи. Дхимахи означает «медитация». Иными словами, духовное культивирование. Это означает служение. Мы преклоняемся перед Господом, преклонение подразумевает служение Ему. Мы будем служить Ему, служить бхарго, служить Ей, и дхийо: духом, энергией этой духовной жизни является сева — служение. Севу Господь дарует нам как награду — ‘даса’ кари’ ветана море деха према-дхана.

Служить означает не желать результатов этого служения для себя. Но в качестве награды к нам приходит ещё большее желание служить. Наградой нам станет према. Према подразумевает ещё большее вдохновение служить. Наша обязанность — служить Ему, и мы будем получать вознаграждение — усиление энергии и горячего стремления служить. Это и есть према. Дхийо йо нах прачодайат — также я связал своё объяснение с киртаном. Это относится к Махапрабху, а также это относится к звуку флейты Кришны.

Почему? Когда Кришна играет на Своей флейте, этот звук вдохновляет и призывает всех Его слуг к тому, чтобы они были готовы к служению Ему, к встрече с Ним в кунджах или где-то ещё. Звук флейты побуждает мальчиков-пастушков совершать их служение, он побуждает и гопи в их особом служении Ему. Этот звук также вдохновляет тех, кто служит Ему в ватсалья-расе, — Нанду, Яшоду и других. Он направляет их к служению в этой ватсалья-расе. Звук флейты Кришны доносится, чтобы помочь нам обрести высшее понимание служения. Этот ган, кришна-ган, Гаятри, эта песня — это то, что лежит в основе богоявленных истин. Священные писания — это отзвук того звучания флейты Кришны, а также санкиртана Махапрабху: всё это побуждает нас к достижению нашей высшей цели в любовном служении Всевышнему, которого должны почитать все души, все сознающие существа в этом материальном мире.

Таким образом, из гаятри мы извлекаем всеобъемлющий смысл, охватывающий всё сущее вплоть до Голоки. Это звук, дающий энергию солнцу и побуждающий нас обрести своё высшее предназначение. Таков смысл гаятри. Так я дал различные объяснения, раскрывая нашу высшую цель. Гаятри — веда-мата, мать Вед, дающая рождение богооткровенным писаниям. Гаятри — это та фундаментальная основа, на которой покоятся Веды, богооткровенные писания. Её природа такова — пракрити, энергия. Основополагающая энергия Кришны, которая призывает нас вернуться к нашему истинному положению, поскольку мы оставили Кришну. Это подобно тому, как коровы Кришны разбредаются в разные стороны, но когда Кришна начинает играть на Своей флейте, все они собираются вместе, возвращаясь к Нему. Этот звук флейты направляет всё и всех обрести свою обязанность, наш высший долг. Таков истинный глубинный смысл гаятри.

Преданный: Савитур — это также Кришна?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, савитур — это джива, дживатма. Савитур варенйам — дживатма принадлежит к миру поклонения. А что такое бхарго? Это сияющий мир Кришны. И бхарго относится к девасйа бхарго. Она — энергия Кришны, она принадлежит Ему. А что означает дева? Игривый и прекрасный Господь. Дева, Господь, прекрасен и игрив. Бхарго — Его энергия, сварупа-шакти, это та энергия, которой должна поклоняться джива, душа. Савитур. Савитур варенйам: джива должна поклоняться их обители, и Владыка того мира — Кришна, который игрив и необычайно прекрасен. И Он дарует нам ещё больше сил служить Ему.

Дхимахи — мы будем стараться совершать Ему поклонение, служить Ему, а Он в ответ даст нам ещё больше сил для этого. В мире души мы можем двигаться с помощью медитации. Дхимахи. И это означает служение. Господь занимает столь высокое положение по отношению к нам, что мы должны поклоняться Ему. Таким образом, в том мире невозможен никакой иной источник силы — только преклонение, почитание, служение Его энергии. Дхийо йо нах прачодайат.

Гайатри-ганат. Ган означает «происходящий из звука», из того звука, который способен привести нас к нашей высочайшей цели. В абсолютном смысле все песни, все звуки происходят из звука флейты Кришны, из той песни, ганат. И высочайший дар этой песни — занять нас в нашем вечном служении после достижения освобождения. Звук флейты Кришны вдохновляет нас и задействует нас в исполнении нашего истинного долга. Он дарует нам самоосознание.

В настоящее время мы не знаем, кто мы, мы не имеем полного понимания о себе. Сейчас мы страдаем, но подлинное самоосознание приходит в служении Кришне. Служение помогает нам восстановить себя в нашем истинном положении. Звук флейты Кришны и звуки полностью утверждают нас в нашем высочайшем столь желаемом положении. Это и есть самоосознание. Транам, освобождение.

В любом ином положении мы не можем сказать, что достигли полного освобождения. Освобождение обретает свой позитивный смысл именно в служении Кришне, высшей сладости и красоте. Освобождение является позитивной концепцией только в этом случае. Сварупа саба хайа голокера стхити. Все иные положения не следует считать полным осознанием. Существует градация: Кришна в мадхура-расе, радха-дасйам.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

Это вопрос обретения правильного положения. Говорится, что религия — это [способ] занять правильное положение. Мы живём в едином целом, которое, тем не менее, исполнено разнообразия и противоречий. Мы желаем обрести своё правильное положение. Каждый из нас стремится к красоте, блаженству, расе, счастью. Это присуще всем. Всё нуждаются в максимальной расе, ананде. Никто не упрекнет вас в подобном желании, поскольку к этому стремятся все. Расо ваи сах. Наше последнее прибежище должно быть где-то там, наши высочайшие чаяния связаны с этими реалиями. Речь не идёт о господстве над этим миром и о вступлении в нечто безличное, в бессознательное самадхи — саюджья-мукти, но о полном сознании, о высочайшем общении и обретении полного удовлетворения нашей внутренней потребности. К этому стремятся все.

 

Страна служения. Объяснение понятия «бхарго»

1983.11.12

 

Преданный: Махарадж, эта строка: бхарго ваи вришабхануджа-атма-вибхава-эка-арадхана-шри-пурам. 

Шрила Шридхар Махарадж: Каков смысл Бхарго? Бхарго ваи вришабхануджа-атма-вибхава-эка-арадхана-шри-пурам. Прекрасно, очень прекрасно. Бхарго ваи вришабхану. Бхану, который мы видим благодаря свету… Радхарани — дочь Вришабхану. Бхану, Сурья — это слово было избрано, это имя. Вришабхану, савитур варенйам бхарго. Вришабхануджа-атма-вибхава.

Проявление Её личности вайбхава. Вайбхава означает «нечто исходящее», проявление самости, проявление личности.

Прабхава — это центральный аспект, а вайбхава — это внешнее проявление реалий. Вришабхануджа-атма-вибхава. Вришабхануджа — Шри Радха — проявление Её личности, Бхарго. Сутью сварупа-шакти является Радхарани, а вся сварупа-шакти есть проявление Её личности. Ты понимаешь?

Преданный: Да.

Шрила Шридхар Махарадж: Арадхана-шри-пурам. Арадхана… Какова Её характеристика, Её природа? Она поклоняется посредством Себя, Собой. Арадхана-шри. Шри — это Лакшми. Шобха. Шобха — красота. Красота Её служения это — нагар пур (пур означает город), город прекрасного служения, страна, обитель Её прекрасного служения — это вся сварупа-шакти. Речь идёт об этом. Подобно солнечным лучам, излучаемым солнцем, Её личность — Махабхава (Радха), Раса-радж (Кришна). Раса-радж и Махабхава. Проявлением Махабхавы является сварупа-шакти, Бхарго. Бхарго означает распространение, расширение личности Махабхавы. Махабхава есть Арадхана, Арадхана-шри. Шри — Лакшми. Радхарани также зовут Шри. Шри означает шобха — красота. Проявление, расширение красоты личности Радхарани — это бхарго, вся область. Она является сущностью, а это — проявление Её личности.

Какова природа служения? Вибхава, Шри — об этом идёт речь. Арадхана-шри-пурам. Она проявила из Себя всю эту область, бхарго. Она проявила Себя в столь прекрасную область, сварупа-шакти. И так, таким образом, Она служит Своему Господу. Всё необходимое проявилось из Неё, чтобы помогать Ей в Её служении Её Господу. Все это проявилось из Неё, Она является самой Сущностью, Сутью. Раса-радж, Махабхава. В концентрированной форме вся сварупа-шакти есть Махабхава, Радхарани, и когда Она хочет служить, Она проявляет Себя.

Кришна проявляет Себя в Баладеву, Радхарани — в Йога-майю, и затем — Вриндаван, все эти реалии: Нанда, Яшода в других расах. Определённый вклад вносит Баладев, определённый вклад вносит Радхарани. Таким образом всё проявляется, помогая в служении Кришне. Говорится: из сандхини-шакти вплоть до ватсалья-расы. А мадхура-раса является уделом исключительно Радхарани, а в других же расах — Йога-майя. Йога-майя предстает в качестве потенции Баладева. Баладев в Своём другом проявлении, другое «Я» Баладева является сестрой Радхарани. Таким образом, Они служат: на одной стороне Баладев, на другой стороне Радхарани. Но когда речь идёт о центральном явлении, то — Раса-радж-Махабхава. Вклад Баладева на этой стороне, вклад Радхарани на другой стороне и комбинация этих вкладов, явлений в различных расах — так возникает полнота этого явления.

Сандхини главным образом представляет Баладев, самвит, дух наслаждения, — Васудев-Кришна, а хладини — наслаждающийся и объект наслаждения. Объект наслаждения представляет Радхарани. Параферналии — служение во Вриндаване сотворены, рождены комбинацией, объединением Баладева и Радхарани, Баладев в линии Кришны и затем — Радхарани. Смесь, объединение порождает целое. Йога-майя подвластна Баладеву, помогая Ему во всех этих отношениях на Его стороне. Но в мадхура-расу Баладев не может иметь прямого доступа, никакого прямого доступа к мадхура-расе, Он представлен в ней как сестра Радхарани - Ананга Манджари.

Я думал, когда я читал «Шат-сандарбхи» Дживы Госвами, «Бхагават-сандарбху»: кто является супругом Йога-майи? Я думал, что, судя по всему, она может быть связана только с Баларамой, поскольку так все показано. И я обнаружил, что Шрила Джива Госвами дал эту идею. Баладев является супругом Йога-майи. Я был очень удовлетворён тем, что моя линии мысли совпадает с идеей Дживы Госвами. Все устроено таким образом. Как они связаны?

Функция Баладева и функция Йога-майи аналогичны, похожи. Баладев в мадхура-расе стоит на заднем плане, Йога-майя находится на переднем плане, поскольку она устраивает всё необходимое. Йога-майя подготавливает сцену, площадку для игры столь многих, многочисленных слуг. Функция Баладева — это всегда создание фундамента, основания. Создание основания есть функция Баладева, и два основных игрока, две стороны: Кришна и Радхарани. Фундамент закладывает, создает энергия Баладева главным образом — сандхини. Сат-чит-ананда. Ананда — хладини, которую представляет Радхарани, чит — чувствующий, потребитель, наслаждающийся, а сат, сандхини — бытие, существование повсюду — это Баладев, сандхини-шакти.

Гйана-бала-крийача. Три принципа признаны очень широко философами везде и повсюду, в западной философии также. Воля-мышление-чувства. Волю представляет Баладев, мышление — Васудев-Кришна, а чувства представляет хладини, эта сторона. Гйана-бала-крийача — говорят «Упанишады». Сатйам-шивам-сундарам и сат-чит-ананда — три принципа существования бытия и всего творения.

Шрипад Сагар Махарадж: Чудесное, очень чудесное объяснение.

 

Различные уровни гаятри-мантры

1983.11.05

 

Госвами Махарадж: Вы — живой представитель Вьясадевы, поскольку Вы извлекаете смысл из глубины, открываете его. 

Шрила Шридхар Махарадж:

артхо ’йам брахма-сутрун̣ум  бхаратартха-винирнайах
гайатри-бхашйа-рупо ’сау ведартха-парибр̣имхитах

Сказано: в «Бхагаватам» суть извлечена и дана массам. Таков смысл Веды, не может быть иначе. Подобно тому, как я всегда пытаюсь извлечь суть в гаятри, брахма-гаятри. Каким образом брахма-гаятри восходит к сладостному звуку флейты Кришны? Низшая концепция гаятри — это брахма-гаятри. Высшая, высочайшая — вамши-ват, звук флейты Кришны. Одно и то же, одно явление. Религия подразумевает гармоничное заключение об Истине. Звук флейты помогает преданным занять позицию, позволяющую должным образом выполнять их конкретный долг, обязанности.

Он привлекает гопи и даёт им наставления: «Приходите сюда или приходите туда». Также Яшоде даёт указания и многим другим. Звук флейты даёт преданным знать о том, когда Он придёт, что Он хочет есть и так далее. Вамши — звук флейты — даёт руководство, направление, помогает каждому совершать своё конкретное служение этот звук. А гаятри — вначале брахма-гаятри, выводящая нас за пределы этого материального мира в мир сознания Брахмы. Первая стадия брахма-гаятри — звук, который задействует нас в Брахме, во всеобъемлющем начале. От концепции ископаемого к концепции сознания, от объективного к субъективному. Брахма-гаятри — первый шаг от объективного сознания к субъективному сознанию.

Затем происходит дальнейшее развитие в рамках субъективного мира, там присутствует иерархия. Гуру-гаятри, гаура-гаятри, кама-гаятри — таким образом. Смысл гаятри развивается и подводит нас, приводит к концепции «Бхагаватам». Киртан Махапрабху — это также гаятри. Когда воспевается святое имя Кришны, мы обретаем освобождение. Гана траяте — песня, которая помогает нам самоопределиться. Освобождение, спасение, спасение в негативном смысле, и самоопределение, занятие правильной позиции в позитивном смысле.

Муктир хитванйатха рупам сва-рупена вйавастхитих. Что есть мукти? Что есть спасение, подлинное спасение? Кульминацией этого подлинного спасения является самоопределение — позитивная сторона, а на негативной стороне мы уходим от концепции объективного мира. Гаятри — песня, помогающая нам отвергнуть объективное сознание и обратится к субъективному сознанию, а затем глубоко погрузиться в субъективный мир, после самоопределения. Киртан Махапрабху также помогает нам самоопределиться. И флейта Кришны, её природа такова: помогает нам с самоопределением, с правильной позицией, с выполнением конкретного служения — руководитель. Та же самая линия — гаятри, вплоть до кама-гаятри, гаура-гаятри, таким образом, занимает высочайшее положение.

Когда уже есть самоопределение, то каждодневная программа такова: иди туда, ступай туда, выполняй то-то и то-то. И эту функцию выполняет флейта Кришны, даёт указание — это гаятри, кама-гаятри, гармония — одно и то же явление. Адвая-гьяна, неделимый Абсолют, от поверхности к более глубокому, сокровенному бытию. Дом… С чужбины домой, возвращение… И домашний долг также направляется, регулируется звуком флейты Кришны.

 

Транскрипция: Гунали д.д.

Редактор: Традиш д., Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж