?

Маленькая кобра.

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 601. Опубликовано: 4-12-2017, 12:19

Маленькая кобра

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

Записи беседы Шрилы Шридхара Махараджа,

где он поверяет свои сокровенные мысли о Шриле Б.С.Говинде Махарадже

6-7 ноября 1985 г.

 

Первым обратил на него моё внимание Кришна Дас Бабаджи Махарадж, и постепенно я обнаружил в нём те качества и тот ум, что необходимы для вайшнава-проповедника. О нём очень высоко отзывались как в самом Матхе, так и за его пределами. И таких отзывов было много, очень много. Однажды проректор Калькуттского университета был свидетелем двухчасового спора, в котором участвовал Говинда Махарадж. По окончании его он сказал мне:

– Не оставляй вниманием этого юношу. Он прославит твоё имя. Не думай, что я говорю ерунду, ведь я проректор и имею дело с тысячами выпускников. Отнесись серьёзно к моим словам.

И такое случалось неоднократно. Однажды я отправил его (молодого Говинду Махараджа) дать лекцию в южной части Калькутты. Следующим утром я повстречал джентльмена, который присутствовал на ней. Он сказал мне следующее:

– Мне очень жаль, что вы не пришли на наше собрание. Я пригласил вас для того, чтобы вы объяснили нам «Шримад-Бхагаватам», однако вы послали вместо себя этого юношу. И этот юноша раскрыл «Бхагаватам» так, что слушатели, среди которых было по крайней мере восемь докторов, были полностью удовлетворены. “Этот мальчик утолил наш интеллектуальный голод” – таковы были их слова.

 

Множество подтверждений

В самой Миссии очень многие, и в их числе Кешава Махарадж, Госвами Махарадж, Васудева Прабху, Сакхи Бабу, Рам Гопал Бабу, Мадхава Махарадж, Джаджавар Махарадж свидетельствовали о его необыкновенных качествах.

Я сам не раз видел, что его советы помогали мне в самых разных ситуациях. Поэтому я уверен в том, что он обладает некоей сверхъестественной силой. Определённо, у него есть некие сиддхи. Это моё твёрдое и искреннее убеждение: он обладает сверхъестественными способностями, хотя внешне это не всегда очевидно.

У него очень глубокое духовное понимание. Он не видел нашего Гуру Махараджа Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, однако в их убеждениях так много схожего, будто им довелось не раз общаться друг с другом. Ему многое дано.

 

Проповедь на Западе

Что касается его внешне бесстрастного отношения к делам Матха, то тут, я полагаю, сказывается моё влияние. Я по-прежнему вижу в его лице одного из проповедников Матха. Сейчас, спустя много времени, это исполнилось. Здесь есть и ваш вклад, вклад западных проповедников; вы тоже вовлечены в эту работу. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада хотел, чтобы я проповедовал на Западе, но по той или иной причине этого не получилось. И сейчас, в эти последние дни, вы все приехали сюда.

 

Близость душ

Вы приехали сюда благодаря тому, что я был близок к Бхактиведанте Свами. То, что не смог сделать я, продолжит по божественной воле моего учителя Говинда Махарадж. Я верю в это. Свами Махарадж был очень близок и открыт с ним. Несмотря на разницу в возрасте, он очень любил Говинду Махараджа и был всегда рад общению с ним. И не только он один, а многие искренние души, что примкнули к нашему Гуру Махараджу, как я в этом убедился, испытывали к нему особую внутреннюю симпатию.

Мы не знаем, что уготовило нам провидение. Возможно, что с вашим дружеским и нежным участием, он воплотит в жизнь то, что ожидал от меня Гуру Махарадж. Харе Кришна. Гаура Харибол. Гаура Харибол. Я верю в успех его проповеднической деятельности.

 

Преданный: Махарадж, Вы как-то рассказывали о том, что как-то Свами Махарадж и Говинда Махарадж проводили программу. Свами Махарадж играл на мриданге, а затем попросил Говинду Махараджа дать лекцию. Помните ли вы этот случай?

Шрила Гуру Махарадж: Я не расслышал вопрос.

(Уточнения преданных на бенгали…)

Это было на том собрании в южной части Калькутты, где Говинда Махарадж объяснял «Бхагаватам». Свами Махарадж (это было ещё до принятия им санньясы) играл тогда на мриданге. Свами Махарадж хорошо играл на этом инструменте. Он (Свами Махарадж) был зрелым и рассудительным человеком, поэтому я отправил Говинду Махараджа именно с ним, и Свами Махарадж взял на себя игру на мриданге.

В том самом доме сейчас живёт Карнани (преданный нашего Матха). Это был дом одного из бенгальских торговцев углём, сейчас же он принадлежит Карнани. Когда я на следующее утро пришёл туда, то услышал от владельца примерно следующее: «Сначала я решил, что вы не сочли для себя нужным прийти на наше собрание, но тот, кого вы прислали, дал нам более чем исчерпывающее толкование. Все ученые мужи, собравшиеся там, в один голос заявили, что этот юноша раскрыл глубочайшие понятия «Шримад-Бхагаватам», такие как адхокшая и апракрита, говорил о классификации, познании и многом другом, и их интеллектуальные запросы были удовлетворены даже сверх их ожиданий». Эти слова принадлежали владельцу дома, Саткори Банерджи, который был «угольным магнатом». Кажется, именно он, Саткори Банерджи, купил Непальский Дворец. Сейчас его уже нет в живых, но в этом Дворце живут его дети.

 

Первое письмо

Своё первое письмо с начала проповеднической миссии на Западе Свами Махарадж написал не мне, а Говинде Махараджу: «Будь добр, спроси Шридхара Махараджа о том-то и о том-то». Это письмо – первое письмо из Америки - было адресовано именно ему. Это письмо привезли с собой два его ученика – Ачьютананда и Рамануджа. Свами Махарадж направил их под опеку Говинды Махараджа.

Преданный (на бенгали): Махарадж, расскажите, пожалуйста, о том, что говорили ваши духовные братья о Говинде Махарадже.

Шрила Гуру Махарадж: Кешава Махарадж отмечал в Говинде Махарадже способность воплощать все свои планы в жизнь. Это у него от природы. Он может исполнить всё, что задумает. Это было мнение Кешавы Махараджа.

Сакхи Бабу, очень удачливый торговец, он отправился из дому с пятнадцатью рупиями в кармане и, заработав затем несметное количество денег, построил здание Прабхупады в Чайтанья Матхе, большой храм Махапрабху и много всего другого, включая Имли-талу, а кроме того, приобрёл для меня эту землю. Он восхищался Говиндой Махараджем, а однажды выразил свои чувства так: «Ты совсем юный мальчик. Но ты такой умный, что просто с ума можно сойти! У меня даже не укладывается это в голове! Как такое юное создание может обладать таким интеллектом!?»

Преданный (на бенгали): А помните тот случай в Имли-тале, Вриндаване, касающийся одной шлоки...

Шрила Гуру Махарадж: О, там было столько всего! Тиртха Махарадж пригласил группу наших преданных в Майяпур. Когда пришло время прасада, Сакхи Бабу обратился к Говинде Махараджу: «Пожалуйста, посмотри, получила ли ваша группа прасадам или нет?»

Говинда Махарадж ответил: «Почему вы обратились ко мне? За Миссию Прабхупады отвечает Тиртха Махарадж. Он пригласил нас, и потому в первую очередь он накормит гостей. Он опытный управляющий и если я начну вмешиваться в его дела, это будет для него прямым оскорблением». Сакхи Бабу воскликнул: «Этот молодой человек необычайно умён и тактичен!»

В Имли-тале, возвращаясь из Бадринараяна, они обсуждали вопрос о том, в каком году посетил это место Махапрабху. «Спросите об этом Шридхара Махараджа. - сказал тогда Сакхи Бабу. - Упоминается ли об этом в его стихах на санскрите, что выгравированы здесь?»

Там было несколько шлок на санскрите. В этом месте бывало много учёных, однако мало кто понимал смысл выгравированных стихов.

– Тут выгравировано так много шлок Гуру Махараджа, – сказал Говинда Махарадж. – Здесь должна упоминаться дата.

Он принялся читать и воскликнул:

– Вот оно! Вот указание на дату!

Для подтверждения того, знал ли Говинда Махарадж значение приведенного стиха, Сакхи Бабу спросил у него значение другой записанной там шлоки Шридхара Махараджа, которая также содержала некоторые математические соотношения.

Ратнесуведанвите. – ответил Говинда Махарадж. – Что значит это слово? Никто не понял его значения. Ратна значит девять, наваратна. Ишу значит пять, панчавана; а веда значит четыре. Анкасйа вамагати. Четыре-пять-девять (459 г. эры Чайтаньи). В этом году Шрипад Госвами Махарадж был здесь. Вот что упоминается здесь.

Они все были поражены:

– Этот юноша сумел разгадать значение шлоки! Смысл стихов, который был недоступен многим знатокам, оказывается, так прост и ясен!

Как-то раз у нас случилась размолвка с Кунджей Бабу – впоследствии Тиртхой Махараджем – из-за того, что он не мог выполнить своих обязательств перед нами, хотя я пошёл на соглашение при том условии, что они образуют совет правления, включив всех нас в качестве его членов. Однако, когда соглашение было подписано, выяснилось, что его не очень заботило соблюдение обязательств и посему мы держались в стороне друг от друга. Мы, обе стороны, поехали на парикраму и на железнодорожной станции в Матхуре наши с Тиртхой Махараджем зарезервированные купе оказались рядом: наше впереди, а Тиртхи Махараджа – позади. Мы старались не смотреть в его сторону, хотя он был старшим членом нашей Миссии.

 

Истинная вера

Парамахамса Махарадж и все, сколько нас было там, старались не смотреть на него. Но Говинда Махарадж лично поздоровался с ним, потому что он знал, что наш Гуру Махарадж очень любил Тиртху Махараджа. Увидев его он, конечно же, выразил ему почтение, предложив ему дандаваты. Тиртха Махарадж затем сказал:

– Этот юноша обладает истинно вайшнавской верой.

Таковы были слова Тиртхи Махараджа.

Мадхава Махарадж в связи со случаем, где ему пришлось улаживать некоторые разногласия, выразился так:

– В тебе так много прекрасных качеств и нам очень жаль, что ты служишь не в нашей группе.

Однажды Джаджавар Махарадж так выразил свои чувства:

– Ты единственный, кто смог бы достойно поддержать престиж Шридхара Махараджа. Я доволен твоими действиями; всё, за что ты ни возьмёшься, в полном порядке. Никто, кроме тебя, не способен уследить сразу за всем.

Говинда Махарадж учился в школе в Браманпаре, месте, расположенном неподалёку от дома Вриндавана Даса Тхакура. Четыре или пять лет спустя, когда он был в этих местах, его пригласили объяснить «Бхагаватам». Весь персонал школы, включая директора, пришёл послушать «Бхагаватам» и первое, что они сказали после лекции, было:

– Он повторяет всё, словно попугай. Невозможно представить, чтобы он действительно понимает всё это.

Тогда кто-то предложил:

– Задайте ему вопросы и по ответам станет ясно, повторяет он, как попугай, или действительно обладает такими глубокими познаниями.

 

Всеобщее изумление

Его ответы повергли всех в изумление. Учителя заговорили между собой:

– Подумать только, всего пять-шесть лет назад он был ничем не примечательным учеником, а сейчас! Посмотрите, какие чудеса творит Господь! Он стал таким большим учёным, что его необычайные познаниями просто поразительны.

Однажды он отправился в Чайтаньяпур, в дом заминдара (сборщика налогов). Его встретили недовольством, поскольку обычные люди, как правило, не понимают величия вайшнава-дхармы. Им свойственно преуменьшать её значение. Пожилой джентльмен, который был с ним, сказал:

– Сам Махарадж не приехал, приехать смог лишь этот юноша. Задавайте ему вопросы, и вам станет понятным то возвышенное положение, которое занимает сам Махарадж. Вы можете спрашивать этого молодого человека обо всём.

Когда аудитория начала забрасывать его вопросами о вайшнавизме, Говинда Махарадж ответил:

– Вас так много. Выберите кого-нибудь, кто будет говорить со мной. Выберите того, кого вы считаете наиболее подходящим, он будет говорить, а вы все будете слушать. Старайтесь не задавать мне за один раз несколько вопросов. Пусть со мной будет говорить кто-нибудь один из вас.

 

Небольшое вступление

Тогда они выдвинули своего представителя:

– Он будет говорить, а мы все – слушать.

Говинда Махарадж сказал:

– Позвольте мне начать с небольшого вступления. Я буду краток. Итак, существует пять уровней гьяни: пратьякша, парокша, апарокша, адхокшая и апракрита. Пять уровней знания. Признаками каждого уровня являются:… К кому из них можно причислить вас?

(Шрила Гуру Махарадж смеётся вместе с собравшимися преданными.)

Этим вопросом он положил их на обе лопатки. Они подумали про себя: «Если он говорит подобным образом, к чему тогда все наши попытки спорить с ним?»

Рам Гопал Бабу был старейшиной этой миссии. До прихода в миссию он был менеджером. Сначала он был магистром гуманитарных наук и получил эту степень в Калькуттском Университете. Кроме того, он принял крупный пост заминдара местности Сампал. Человек с большим опытом, честный и прямодушный.

Он был также большим знатоком санскрита и когда работа над «Бхакти-расамрита-синдху», которую он вёл здесь под моим руководством, была завершена, он увидел поэму на санскрите, написанную Говиндой Махараджем. Он был настолько поражён её звучанием, формой и смыслом, что в порыве восхищения обнял его:

– Как прекрасно то, что ты написал! Ты очень юн, но столь искусен в сложении стихов на санскрите.

 

Признательность за служение

Когда же ему (Раму Гопалу Бабу) дали прочесть одну поэму на санскрите, написанную магистром гуманитарных наук, его братом в Боге, Харипадом Видьяратной, он грубо воскликнул:

– Зачем вы даете её мне?

Это значило, что ему не понравилось это сочинение. Но по поводу поэмы Говинды Махараджа… Такая оценка.

Васудев Прабху... Прежде он любил меня, но потом произошла размолвка. Я ушёл и впоследствии, когда мне пришлось улаживать разногласия между двумя сторонами – Кунджей Бабу и Васудевом Прабху – он пришёл в дом, который мы арендовали в Калькутте по соседству со Свами Махараджем, тот самый дом на улице Ситаканты Банерджи. Встретив его там, он сказал:

– Твой наставник - очень достойная личность, поэтому усердно служи ему.

Васудев Прабху был умным человеком и, сумев оценить его в очень короткое время, высоко оценил его служение.

Один заминдар, который часто выражался грубо, так как был слишком большим эгоистом, чтобы беспокоиться о том, кто перед ним, сказал как-то раз:

– Вы отправили брахмачари, молодого, но при этом очень квалифицированного, теджасви (очень могущественного). Он появился как маленькая кобра…(1)

………..

1) Как впоследствии объяснил это Шрила Говинда Махарадж, яд молодой кобры по силе равен яду взрослой кобры, и поэтому даже маленькая кобра может с лёгкостью победить слона.

 

Перевод: Чайтанья Сарасват Матх

Редакция: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж