?

Наставляющие духовные учителя.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1104. Опубликовано: 24-05-2012, 13:34


Наставляющие духовные учителя

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

 

Преданный: Не могли бы вы объяснить, как действует принцип преемственности учителей? У меня сложилось впечатление, что в вашем учении, чтобы знание воспринималось правильно, предполагается непрерывная цепь преемственности учителей, начиная с Самого Бога. Но когда я читал «Бхагавад-гиту как она есть» Бхактивeданты Свами Прабхупады, то обнаружил, что преемственность учителей насчитывает всего тридцать восемь имён, хотя в книге говорится, что этой системе пять столетий. Это полный список, или какие-то имена опущены? Как понимать эти явные исторические несоответствия?

Шрила Шридхар Махарадж: Наша гуру-парампара, преемственность учителей, следует идеалу, а не телу, это преемственность наставляющих, а не формально посвящающих духовных учителей. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, пишет в своей песне, посвященной нашей гуру-парампаре: махапрабху шри чаитанйа радха кршна нахe анйа рупануга джанeра дживана — «Наивысшая истина сознания Кришны нисходит через линию шикша-гуру, наставляющих духовных учителей». В список нашей преемственности учителей включаются те, кто достиг должного уровня осознания в правильном аспекте. У нас не дикша-гуру-парампара, не преемственность формально посвящающих гуру.

 Дикша, посвящение, — более или менее формальность; суть — это шикша, духовные наставления. И если наши шикша- и дикша-гуру, т.е. наставляющий и посвящающий духовные учителя пребывают в согласии, значит нам выпала величайшая удача. Существуют различные градации духовных наставников. В шастрах описываются качества гуру и ученика: гуру должен отвечать множеству важных требований, ученик тоже должен быть достоин. Тогда их объединение принесёт желанный результат.

Нас интересует сознание Кришны, где бы оно ни было. В «Бхагавад-гите» и особенно в «Шримад-Бхагаватам» Кришна говорит: «Я кладу начало движению сознания Кришны, но постепенно, из-за расслабляющего влияния материального мира, оно теряет силу. Когда Я вижу, что оно значительно ослабло, то прихожу вновь и начинаю всё сначала. Когда Я опять замечаю, что оно, под неблагоприятным влиянием материальной среды, вырождается, то посылаю Своего представителя, чтобы он расчистил путь и вдохнул в Моё движение сознания Кришны свежие силы, вложил новый капитал».

Что такое сознание Кришны? Нужно внимательно смотреть, какого уровня знание нам предлагают. Гуру должен стараться, чтобы его ученик понял, что такое настоящее сознание Кришны. Сознание Кришны — не бизнес, это не чья-то монополия. Искренним душам надо благодарить свои счастливые звезды за то, что те позволили им оценить, что такое сознание Кришны, где бы они с ним не встретились.

Преданный: Как понять, что в истории нашей преемственности учителей, как представляется, есть пробелы, когда не было посвящающего гуру, чтобы формально принимать учеников?

Шрила Шридхар Махарадж: Нас не интересует материальная связь. Посредником является не это тело из плоти, как мы обычно думаем. Изучая развитие научной мысли, можно провести цепочку от Ньютона к Эйнштейну, минуя множество менее значительных учёных. Можно проследить развитие науки от Галилея до Ньютона и от Ньютона к Эйнштейну, оставив без внимания промежуточные пункты. Их вклад в науку таков, что они, фактически, олицетворяют всю научную мысль, поэтому менее значительными учеными можно и пренебречь. Замеряя большое расстояние, можно не обращать внимания на столбы, близко отстоящие друг от друга. Расстояние между планетами измеряется в световых годах, а не в милях или метрах. В преемственности учителей учитываются только великие столпы нашей традиции.

Преданный: Однако у меня остался один вопрос, связанный с гуру-парампарой, на который я так и не получил ответа. Между Баладeвой Видьябхушаной и Джаганнатхой дасом Бабаджи — промежуток почти в сто лет. Как же получилось, что между ними никто не был включён в нашу гуру-парампару?

Шрила Шридхар Махарадж: Когда перед нами духовная линия, материальные соображения надо забыть. Здесь, в этом мире, духовному потоку постоянно препятствуют материальные помехи. Всякий раз, когда к истине примешивается материальный поток, и она искажается, загрязняется, приходит Кришна и восстанавливает истину в её былой чистоте (йада йада хи дхармасйа гланир бхавати бхарата). Господь и Его преданные никогда не прекращают таких усилий.

Духовная истина — это живой поток, а не что-то безжизненное. Над нашими головами всегда бдительное око Господа, и когда бы ни было нужно поддержать частицу потока и силу его течения, нисходит помощь свыше. Кришна говорит Арджуне: «То, что Я тебе сейчас рассказываю, Я много-много лет назад поведал Вивасвану. Ныне, под влиянием материальных представлений, эта истина утратила чистоту, а потому сейчас Я повторяю её тебе».

Здесь, в материальном мире, материальные понятия постоянно загрязняют духовный поток — истина всё время теряет свою чистоту. Поэтому, чтобы восстановить истину в её прежней чистоте, Кришне иногда приходится являться Самому, а иногда Он посылает Своего Личного представителя. Когда майя, энергия заблуждения, уже достаточно скрыла и исказила истину, преданные Господа или Сам Господь стараются её обновить и вернуть ей прежнюю чистоту. Нельзя ожидать, чтобы истина продолжала бы существовать здесь, в мире заблуждения, без помех и искажений. Это невозможно.

Разумный человек поймет, как применить эти принципы на практике. Предположим, мы пишем историю: мы упомянем главные исторические фигуры, оставив без внимания менее значительные персонажи, и включим в династию только самых важных деятелей. Мы не упомянем тех, чья роль невелика. Подобным же образом, те, кто по-настоящему жаждут духовной истины, хотят увидеть линию чистого духовного наследования. Они ищут такую связь, объединяют величайших учителей в династию и говорят: «Вот наша линия».

Преемственность учителей — не телесная преемственность. Иногда она присутствует, а иногда теряется, и вновь появляется только через два-три поколения, как в случае с Прахладой Махараджем. Он был великим преданным, но его сын был демоном; внук Прахлады снова был преданным. Даже в физической династии мы обнаруживаем подобные перерывы. В духовной преемственности мы тоже наблюдаем, как влияние майи, заблуждения, поражает линию передачи истины. Поэтому знатоки будут искать в преемственности самые важные фигуры.

Предположим, учёный исследует некое явление. Через несколько поколений появляется другой учёный и берёт у того эстафету в исследовании данного вопроса. Затем, ещё через несколько поколений, появляется ещё один ученый, берёт эстафету у предыдущего и продолжает работу. Если мы хотим понять, по какому руслу развивались те или иные исследования, нам надо обратить внимание на важнейших мыслителей, которые эти исследования проводили.

Мы видим, что Коперник внес определенный вклад ещё до Галилея, потом пришёл Ньютон. Затем, через большой промежуток времени, эстафету у Ньютона подхватил Эйнштейн. Таким образом, бывают промежутки, но линия всё равно продолжается. Разумный человек увидит, что она началась с определенной личности, потом перешла к другой, а затем дошла до нас. Таково верное направление исследований. Это в равной степени истинно и для духовной линии.

Неспособные понять этот простой момент руководствуются физическими соображениями. Они не понимают, в чем заключается подлинная духовная истина. Гуру-парампара для них — это физическая последовательность. Но те, у кого пробуждено духовное зрение, говорят: «Нет. Того, что было у первого ачарьи, не найти ни у второго, ни у третьего. Но затем мы находим такой же уровень чистоты у четвёртого ачарьи». Гаудия-сампрадая Mахапрабху едина, и в неё принимается всякий, кто чем-то обогатит эту подлинную традицию.

Заслуги Шрилы Баладeвы Видьябхушаны перед нашей сампрадаей не менее значительны, чем вклад других великих столпов нашей линии. Хотя в физическом смысле он принадлежал к другой линии — к Мадхва-сампрадае, ученики из последующих поколений не могут игнорировать его вклад, особенно то, как он своим комментарием к «Веданта-сутре» привлёк людей к гаудия-вайшнавизму. Поэтому наши ачарьи пользуются его дарами, ценя высокий уровень, существенность и чистоту его мысли в нашей духовной традиции.

Шастра-, шикша-, дикша- и нама-гуру нужно воспринимать как единое целое; через них лежит путь к нашему спасению, к сохранению потока наивысшей истины, текущего из того мира в этот. Вот в каком духе действовали ачарьи. Кто бы, по воле Кришны, ни внёс выдающийся вклад в учение нашей линии, мы его признаём. Поэтому мы признаём шастра-, шикша-, дикша-, мантра-, нама-гуру — мы всех их признаём нашими гуру.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж