?

Брахман и вайшнав.

 (голосов: 1)
   Журналист: vaishnava_das. Просмотров: 2176. Опубликовано: 8-03-2013, 09:41

Брахман и вайшнав.

Брахман и вайшнав

Особое свидетельство

- Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур -

 

шри-ума увача

этанме самшайам дева  вада бхута-пате 'нагха

прайо варнах пракритйеха  катхам брахманйам апнуйух

 

махешвара увача

стхито брахмана-дхармена  брахманйам упадживати

кшатрийо ватха вайшйо ва  брахма-бхуйах са гаччхати

эбхис ту кармабхир деви  шубхаир ачаритаис татха

удро брахманатам йати  вайшйах кшатрийатам враджет

эшаих карма-пхалаири деви  нйуна-джати-кулодбхавах

 шудро 'пй агама-сампанно  двиджо бхавати самскритах

кармабхих шучибхир деви  шуддхатма виджитендрийах

шудро 'пи двиджа-ват севйа  ити брахмабравит свайам

свабхавах карма ча шубхам йатра шудро 'пи тиштхати

вишиштах са двиджатер ваи  вигйейа ити ме матих

на йонир напи самскаро  на шрутам на ча сантатих

каранани двиджатвасйа  вриттам эва ту каранам

сарво 'йам брахманолоке  вриттена ту видхийате

вритте стхитас ту шудро 'пи  брахманатвам нийаччхати

этат те гухйам акхйатам йатха шудро бхавед джвиджах

брахмано ва чйуто дхармад йатха шудратвам апнуйат

 

«Ума сказала:

—  О господин, о безгрешный повелитель живых существ, я сомневаюсь в том, что, следуя своей природе, члены трёх каст — кшатрии, вайшьи и шудры — смогут возвыситься до уровня брахманов.

Махешвара ответил:

—  Если кшатрии и вайшьи станут вести себя как брахманы и полностью посвятят свою жизнь исполнению брахманических обязанностей, то смогут взойти на уровень брахманов. О богиня, следуя этим путём, шудра может стать брахманом, а вайшья может стать кшатрием. Поступая так и следуя священным писаниям агама, или, другими словами, получив посвящение в системе панчаратрика, низкородный шудра может стать брахманом. О богиня, Господь Брахма лично провозгласил, что самообузданный, совершающий чистые поступки шудра достоин того, чтобы ему поклонялись как брахману. Я же думаю, что шудра, отличающийся благочестивыми делами и покладистым характером, даже лучше брахмана. Рождение, очистительные ритуалы, изучение Вед и хорошая наследственность не делают человека брахманом. Единственным мерилом здесь служит поведение. Человек рождается в этом мире как брахман только вследствие своей природы. Шудра, утвердившийся в исполнении брахманических обязанностей, становится брахманом. Итак, я раскрыл тебе тайну, как рожденный шудрой превращается в брахмана, а рожденный брахманом, отступив от исполнения своих предписанных обязанностей, становится шудрой».

  В «Брахма-сутрах» (1.3.37) говорится: тад-абхаваирдхаране ча правриттех — «Принадлежит ли человек к иной варне, нежели та, в которой он родился, можно определить, рассмотрев его качества». Пурнапрагья Анандатиртха (Шри Мадхвачарья), комментируя историю Джабалы из «Чхандогья-упанишады», написал следующее:

 

нахам этад веда бхо йад готро 'хам асмити

сатйа-вача-сатйакамасйа шудратвабхава-нирдхаране

харидру-тасъя на этад абрахмано вивактум

архатити тат-каре правриттеш ча


«Услышав правдивые слова Сатьякамы: Я не знаю, господин, к какой династии принадлежу, — Харидрумата понял, что Сатьякама — не шудра, и сказал: Не-брахман не смог бы говорить так. После этого он приступил к совершению над Сатьякамой очистительных ритуалов».

 Хотя ничто не говорило о том, что Сатьякама был брахманом по рождению, Гаутама Риши отнёсся к нему, как к брахману, услышав его правдивые слова. В своём комментарии к «Чхандогья-упанишаде» Мадхвачарья приводит следующий стих из «Сама-самхиты»:

 

арджавам брахмане сакшат  шудро 'нарджава-лакшанах

гаутамас те ити вигйайа  сатйакамам упанайат

 

«Брахман обладает качеством прямодушия, а шудра отличается изворотливостью. Зная об этом, Гаутама удостоил Сатьякаму посвящения шнуром и сделал его превосходным брахманом».

  Ещё пример: Трибандхана родился в семье кшатрия, царя Мандхаты. А сын его, Тришанку, хотя и был рожден кшатрием, превратился в чандалу. Вот как описывает это «Шримад-Бхагаватам» (9.7.5):

 

тасйа сатйавратах путрас  тришанкур ити вишрутах

прапташ чандалатам шапад  гурох каушика-теджаса

 

  «Сыном Трибандханы был Сатьяврата, известный под именем Тришанку. Он похитил дочь брахмана с её свадебной церемонии, за что был проклят собственным отцом, пожелавшим, чтобы он превратился в чандалу, стал ниже шудры».

В рассказе о Паутраяне из «Чхандогья-упанишады» (4-я прапатхака, 2-я кханда) говорится о том, как он стал шудрой, хотя и не был рождён в этой варне.

 «Брахма-сутры» (1.3-34) повествуют:

 

шуг асйа тад-анадара-шраванат

тад-адраванат сучйате хи

 

  «Когда он [Джанашрути Махараджа] услышал слова порицания в свой адрес, он ощутил горечь страдания и тут же решил отомстить».

  Шри Мадхвачарья, последователь философской школы Пурнапрагья, так прокомментировал эту сутру «Веданты»:

 

насау паутрайанах шудрах, шучад драванам эва хи шудратвам.

камбара енам этат сайтам итй-анадара-шраванат.

сахасам джихана эва кшаттарам увачети сучйате хи

 

  «Царь Паутраяна отнюдь не был шудрой. Но кто слишком предаётся печали, считается шудрой. Когда Паутраяна услышал, что его обозвали пятнистым оленем, он тут же захотел отомстить и ответил возничему соответственно. Это говорит о том, что он был лишь подобен шудре».

В своём комментарии к «Чхандогья-упанишаде» Шри Анандатиртха Мадхвачарья писал:

 

шуча драванач чхудрах.

раджа паутраянах шокач нхудретимунинодитах.

прана-видьям авапъясмат парам дхармам аваптаван ити падме

 

 «Тот, кто теряет голову от тоски, является шудрой. В «Падма-пуране» объясняется, что, хотя Паутраяна Махараджа и был кшатрием, он впал в тоску, и потому Раиква Муни назвал его шудрой. Впоследствии царь достиг цели жизни, обучившись у Раиквы Муни тайной медитации на прану».

И так сказано в «Брахма-сутрах» (1.33.5):

 

кшатрийатвавагатеш коттаратра

 чаитраратхена лингат

 

«Принимая во внимание слова, заключающие описание этого происшествия, а также использование слова чаитраратха, мы приходим к выводу, что Джанашрути был кшатрием».

  Комментируя эту сутру, Шри Мадхвачарья пишет:

 

айам ашватари-ратха ити читраратха-самбандхит-вена

лингена паутраянасъя кшатриятвавагатеш ча.ратхас те

ашватари-юкташ чатра итй абхидхията ити брахме.

ятра ведо ратхас татра на ведо ятра но ратха ити ча брахма-ваиварте

 

  «Как на то указывает «Брахма-пурана», колесница Махараджи Паутраяны была запряжена мулами, что указывает на принадлежность его к кшатрийскому сословию. Колесница обозначена термином читраратха, так как она была запряжена мулами. Согласно «Брахма-вайварта-пуране», где бы ни присутствовали Веды — там есть колесница, а где Вед нет — там колесница не появится».

  Поскольку читраратха наличествовала, Паутраяна Махараджа признается кшатрием. Из всех приведенных ведических сказаний становится ясно, что варна человека определяется его качествами. Пришадхра, сын Ману, был единственным кшатрием, превратившимся в шудру из-за того, что, сам того не ведая, убил корову. Об этом говорит «Шримад-Бхагаватам» (9.2.9):

 

на кшатра-бандхух шудрас твам  кармана бхавитамуна

эвам шаптас ту гуруна  пратйагрихнат кританджалих

 

  «В следующей жизни ты не сможешь стать кшатрием. Вместо этого ты станешь шудрой, ибо ты убил корову».

Когда духовный учитель так проклял героя Пришадхру, последний принял проклятие со сложенными руками.

  Дишта был сыном Ману. Дишта был кшатрием, а его сын, которого звали Набхага, стал вайшьей. Об этом также повествует «Шримад-Бхагаватам» (9.2.23):

 

набхаго дишта-путро 'нйах кармана ваишйатам гатах

 

 «У Дишты был сын по имени Набхага. Этот Набхага, которого не следует путать с Набхагой, о котором пойдет речь в дальнейшем, стал вайшьей из-за своих деяний».

  Более того, его потомки постепенно опять стали кшатриями. Как описано в «Хари-вамше» (10.30):

 

набхагоришта-путраш ча  кшатрийа ваишйатам гатах

 

«Набхага и сыновья Аришты были кшатриями, но стали вайшьями».

  В настоящее время варна определяется по рождению. Древнейшая, разумная и признанная шастрами системы определения варны предписывает обращать внимание только на качества человека. Такой подход не является нововведением, основанным на воображении. В своём комментарии к «Махабхарате» (Вана-парва,55, 26) Шри Нилакантха ясно говорит:

 

шудра-лакшма камадикам на брахмане 'сти.

напи брахмана-лакшма шамадикам шудре 'сти.

шудро 'пи шамадй-упето брахмана эва.

брахмано 'пи камадй-упетах эва

 

  «Качества шудры, такие как похоть, отсутствуют у брахмана. Подобно этому, качества брахмана, такие как умиротворенность, отсутствуют у шудры. Шудра, обладающий качеством умиротворенности, несомненно — брахман, отличающийся похотью, несомненно — шудра».

 Комментируя «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35), Шрила Шридхара Свамипада прояснил вышеприведенное утверждение следующим образом:

 

шамадибхир эва брахманади-вйавахаро

мукхйо на джати-матрад итй аха

йасйети йад йади анйатра вартантаре 'пи

дришйета тад варнантарам тенаив

лакшана-нимитенаива варнена винирдишет

на ту джати нимитенетй артхах

 

  «Брахман определяется, в первую очередь, качествами, например умиротворенностью, а вовсе не рождением. Если подобными качествами обладает человек, рожденный не в брахманском роду, то его всё равно следует считать брахманом. Человека нельзя относить к той или иной касте лишь потому, что он родился в ней».

Многие из тех, кто не был рожден в брахманских семьях, стали брахманами, пройдя должное посвящение. Те, кто изучает историю Индии, знакомы с многочисленным примерами этого. После того, как эти выдающиеся люди становились посвященными брахманами, их потомки наследовали титул брахмана просто по рождению. Сегодня вся Индия наполнена подобными потомками брахманом, чья единственная добродетель — высокое рождение. Даже если человек развивал в себе необходимые качества и проходил посвящение, его все равно могли счесть брахмананом только на основании рождения, не принимая во внимание качества. Но так как современная социальная система деградировала, очень редко можно найти действительно достойных, посвященных потомственных брахманов.

Рассказывают, что в Варанаси жил один весьма образованный и не имевший себе равных саннъяси, имя которого произносили с почтением все учёные Индии. Он дал брахманское посвящение одному из своих учеников, в ком видел брахманические качества. Упоминая о своём гурудеве, этот ученик провозглашал, что удостоился священного положения брахмана благодаря могуществу церемонии посвящения шнуром.

   Сейчас мы представим вашему вниманию список людей разума, родившихся в семьях статусом ниже брахманского, но тем не менее считавшихся в силу своих достоинств брахманами и передавших брахманский титул своим потомкам.

  Гадхи был сыном Кушики из династии Чандра. Он был царем Каньякубджи, а его сын, Вишвамитра, хотя и был кшатрием, силой своего подвижничества превратился в брахмана.

В «Махабхарате» (Ади-парва, гл. 174) говорится:

 

кшатрийо 'хам бхаван випрас  тапах-свадхйайа-садханах

сва-дхармам на прахасйами  нешйами ча балена гам

дхиг балам кшатрийа-балам  брахма-теджо-балам балам

балаболам винишчитйа  тапа эва парам балам

татапа сарван диптауджах  брахманатвам аваптаван

 

  Вишвамитра сказал Васиштхе: «Ты — брахман, украшенный добродетелями воздержания и изучения Вед. Я — кшатрий, поэтому, следуя своей природе, я силой отберу у Тебя корову Нандини. Позже, потерпев поражение, Вишвамитра признал, что сила кшатриев уступает силе святости брахманов. Он решил, что высшее могущество брахман обрёл благодаря подвижничеству. И тогда сияющий Вишвамитра начал совершать разнообразные виды аскезы и так возвысился до брахманского уровня».

В «Махабхарате» (Анушасана-парва, гл. 30) приводится следующее описание того, как родившийся кшатрием Махараджа Витахавья стал брахманом:

 

эвам випратвам агамад  витахавйо нарадхипах

бхригох прасадад раджендра  кшатрийах кшатрийаршабха

тасйа гритсамадах путро рупенендра ивапарах

са брахмачари випраших  шриман гритсамадо 'бхават

путро гритсамадасйапи  сучета абхавад двиджа

варчах (сутеджасах) сучетасах путро  вихавйас тасйа чатмаджах

вихавйасйа ту путрас ту  витатйас тасйа чатмаджах

витатйасйа сутах сатйах сайтах сатйасйа чатмаджах

шравас тасйа суташ чарших шравасаш чабхават томах

тамасаш ча пракашо 'бхут  танайо двиджа-саттамах

пракашасйа ча вагиндро  бабхува джайатам ворах

тасйатмаджаш ча прамиттир  веда-веданга-парагах

гхритасйам тасйа путрас ту руру-намодападйата

прамадварайан ту рурох путра самудападйата

шунако нама випраршир йасйа путро 'тха шаунаках

 

  «Вот как Махараджа Витахавья возвысился до уровня брахмана. О лучший среди царей-кшатриев, хотя по рождению Витахавья был кшатрием, по милости Бхригу он стал брахманом. Его сын Гритсамада красотой был равен Индре. Он стал брахмачари и мудрецом-брахманом. Сучета, сын Гритсамады, также стал брахманом. Сыном Сучеты был Варча, а его сыном — Вихавья. Сыном Вихавьи был Витатья, а его сыном — Сатья. Сыном Сатьи был Санта, чьим сыном был Ришишрава. Сыном Ришишравы был Тама, а его сын, Пракаша, был лучшим среди брахманов. У Пракаши был сын Вагиндра, а его сын, Прамити, был сведущ в Ведах и дополнительных ведических писаниях. Прамити зачал Руру в лоне Ехритачи. У Руру и его жены Прамадвары родился сын по имени Шунака, ставший випра-риши. Сыном Шунаки был Шаунака Риши».

  Такова династия Гритсамады.  

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур