?

Ответы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на вопросы учеников. Часть 1.

 (голосов: 3)
   Журналист: admin. Просмотров: 1463. Опубликовано: 17-05-2012, 20:19

Ответы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
    на вопросы учеников
    Часть 1


    Вопрос: Все мои знания основаны на опыте, приобретенном в этом мире. Как же мне узнать о чем-то трансцендентном?
    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: В нашем нынешнем состоянии очень трудно узнать о чем-то трансцендентном. Это правда. Но правда и то, что есть способ получения такого знания. Если друзья и родственники находятся далеко от нас, то известия от них нам может принести посланник.

 

Вопрос: Но посланник не приходит к каждому, не так ли?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Те, к кому не приходит посланник, очень неудачливы. Но вы увидите, что посланник обязательно принесет известия тем, кто действительно этого желает.

 

Вопрос: Как узнать посланника с Вайкунтхи? Как узнать, какое послание истинно, а какое - нет?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Если я искренен в своей молитве, то все откроется мне по милости всеведущего Бога. Если кто-то хочет получить образование, то узнать образованного человека он может только по милости последнего. Верховный Господь, пребывающий в моем сердце, поможет мне во всем. От меня требуется только довериться Ему.
    В этом мире есть два способа получения знаний. Первый способ заключается в познании вещей через опыт, обретаемый в этом мире. Второй состоит в понимании неполноты и недостаточности опыта этого мира. Поэтому, чтобы получить знание об ином мире, нам нужно полностью предаться святому, который пришел оттуда, и слушать его.

 

Вопрос: Материальный опыт - это все, что у нас есть. Как же можно отбросить его и посвятить себя чему-то трансцендентному?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Не следует бояться и думать, что это очень трудно. Для постижения истины нужна большая сила сознания. Если человек хочет научиться плавать, он не должен бояться воды. В то же время следует знать, что путь всеобъемлющей преданности нетруден. В действительности это очень легкий и естественный путь для души. Неестественно и мучительно все, что противопоставляется ему.

 

Вопрос: Где взять такую храбрость?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Надо слушать о Верховном Господе от Его посланника. Во время слушания необходимо отбросить весь материальный опыт и склонность к ложной аргументации. Когда мы слушаем о Верховном Господе от живого садху, способного говорить смело, живо и вдохновенно, то вся слабость уходит из сердца. Мы чувствуем храбрость, которой не было прежде, и у души полностью проявляется естественная склонность вручить себя Господу. Вечная истина трансцендентного мира сама собой раскрывается в таком преданном сердце.

 

Вопрос: Путь всеобъемлющей преданности и твердая решимость - два самых важных принципа для нас. Так ли это?
    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Абсолютно. Необходимо также иметь твердую решимость поклоняться Господу. Нужно думать: «Я получу Его милость. Я не собьюсь с пути. Я буду всегда повторять Его имя. Если я действительно ищу Бога, то Он обязательно поможет мне».
    Если человек полностью предается лотосным стопам своего гуру, он обязательно достигнет успеха. Наша единственная надежда - это милость Шри Гурудевы. Шри Гурудева неотличен от Шри Рупы. Только его милость может быть полезна для нас.

 

Вопрос: Можно ли поклоняться Кришне без руководства Шри Гурудевы?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Никогда. Единственная цель нашей жизни - развитие сознания Кришны. Это возможно только под руководством преданного слуги Кришны или в соответствии с его наставлениями. Больше всего Кришна благосклонен к Шри Варшабханави-деви (Шримати Радхарани). Поклонение Ей наиболее благоприятно при поклонении Кришне. Шри Радха дарует наивысшее благо. Все наши духовные учителя очень дороги Шримати Радхарани. Мы, Гаудийа-вайшнавы, поклоняемся Кришне, который принадлежит Радхарани. Гаудия-вайшнавы в большей степени находятся на стороне Радхарани, чем на стороне Кришны. А Шри Гурудева неотличен от Шримати Радхарани.
    Не получив милость из самого благоприятного источника, невозможно развивать сознание Кришны. Если у человека нет самого благоприятного руководства, он не может найти ничего полезного для развития своего сознания Кришны. Вместо этого его сердце будет одолевать демоническое желание собственного счастья. Такие склонности неблагоприятны для преданности, и их следует оставить. Нужно отказаться от всякой гордости и высокомерия. Преданный сможет найти подходящие возможности для служения Кришне только тогда, когда будет служить Кришне под руководством Гурудевы. Но, к сожалению, мы не хотим трудиться ради счастья Кришны и гонимся за своим собственным счастьем.
    Увы! Вместо того, чтобы сделать Кришну главой своего дома, мы сами действуем в роли домохозяев и привязываемся к семейной жизни. Но если мы желаем себе блага, то нам следует соблюдать осторожность и правильно использовать дар человеческого рождения. Иначе мы будем обмануты и упустим драгоценную возможность.

 

Вопрос: Не лучше ли принять санньясу?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Ни в коем случае. Внешние одежды санньяси никому не помогут. Если преданный считает, что Гурудева - это сама его жизнь, а служение Гурудеве - смысл его жизни, он является настоящим санньяси. Нужно стать санньяси преданности, привязавшись к Гурудеве и святому имени. Но тот, кто не служит Кришне под руководством Гурудевы и вступает в дурное общение, несчастен. Он никогда не сможет ни познать Верховного Господа, ни служить Ему.
    В этом мире можно одеваться как садху и обманывать других людей, но всеведущий Господь, воздающий плоды кармы, не позволит избежать последствий. Те, кто наряжается в одежды садху и проводит время в дурном общении, вредят только самим себе. Полагаясь вместо Бога на других, они обретают только несчастья.

 

Вопрос: Кого привлекает Кришна?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Личность по имени Кришна привлекает все три мира. Привлекает реальность. Кого привлекает Кришна? Магнит притягивают железо, но не дерево. Подобным же образом Господь привлекает слуг, которые стремятся служить и поклоняться Ему. Слуг привлекает очарование служения. Но если, встав на этот путь, слуга привлекается чем-то другим, первоначальное влечение ускользает от него. С одной стороны находится влечение к этому миру, в котором коренится причина всякого рабства. С другой стороны - влечение к Кришне, в котором причина всего блаженства Объекты чувств - форма, запах, касание и внешние звуки - находятся очень близко ко мне в этом мире. Поэтому я, слабый человек, привязываюсь к ним. При таких обстоятельствах только постоянное слушание о Верховном Господе из уст гуру и садху способно защитить нас от этих близких врагов. Если лотосные стопы Кришны не привлекают нас, то обязательно привлечет майя. Когда нас привлекают имя, форма и развлечения Кришны, то мы избавляемся от своей нынешней роли наслаждающихся, роли «Кришн». Чем больше мы обсуждаем темы, связанные с Кришной, тем больше избавляемся от ложного отождествления наслаждающихся. Тогда Кришна по-настоящему привлекает нас.

 

Вопрос: Почему мы не чувствуем никакой близости к Кришне?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: В своем естественном положении живое существо является слугой Верховного Господа. Но если мы не общаемся постоянно с Господом и Его преданными слугами и не служим им, как мы можем чувствовать близость к Господу? Если мы заняты мирскими делами, то как мы можем услышать Господа? В настоящее время мы очарованы ложными надеждами, в результате чего приходим к неправильным суждениям. Таким образом, мы озабочены тем, что происходит в этом мире. Мы подвержены ложным суждениям из-за того, что отдалились от Изначального Источника нашей жизни. Шагните в зыбучий песок, и вы очень быстро увязнете в нем. Подобным же образом, мы зависим от того, что вероломно в своей основе, и потому утопаем в материальном океане. Вместо того, чтобы идти по пути Кришны, мы растрачиваем время в материальных усилиях, одержимые порочными желаниями. Вишну-майя, или иллюзорная энергия Господа, порабощает нас, позволяя испытывать материальные наслаждения и совершать кармическую деятельность. Поэтому нужно быть осторожными - в высшей степени осторожными. Следует помнить, что нам необходимы наставления на каждом шагу. Необходимо постоянное руководство Шри Гуру.
    Служение преданным более благотворно, чем служение Господу. Живое существо получает больше блага от общения с преданными, чем от общения с Господом. Обитель Гурудевы более благоприятна для чистой преданности, чем обитель Господа. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: йетхая вайшнава-гана сей стхана вриндавана («где живут вайшнавы, там - Вриндаван»), и мы должны полностью понять смысл этих слов. Но если мы будем безразличны к служению Гурудеве, то не станем слугами. Мы так и останемся гордыми и высокомерными, но запутавшимися во внешних размышлениях.
    В теистическом мире нет более возвышенной концепции, чем служение лотосным стопам Шри Шри Радха-Говинды. Поэтому нужно постоянно слушать хари-катху, чтобы не остаться без служения Господу, которого называют Адхокшаджа, так как Он находится за пределами чувств. Таким образом, мы не окажемся в зависимости от своих чувств и не встанем на путь ложной логики. Поскольку мы растратили много жизней на другие занятия, то теперь необходимо уделять особое внимание преданному служению. Нужно постоянно заботиться об этом, чтобы достичь высочайшей цели в этой жизни. Если преданный всегда служит гуру и Кришне с величайшей заботой, привязанностью и любовью, он обязательно почувствует общество Кришны.

 

Вопрос: Почему в этом мире так много несчастья?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Верховный Господь говорит: «Я устроил так много несчастий, боли, бед и опасностей не для того, чтобы вы страдали, а чтобы научить вас, что во всех этих несчастьях нет необходимости, и чтобы вы искали вечно желанного счастья и вечной радости».

 

Вопрос: Почему обычные разговоры или болтовня, грамья-катха, неблагоприятны для преданности Господу и вредны для нас?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Шриман Махапрабху сказал: «Не слушайте и не произносите грамья-катху. Не вкушайте роскошную пищу и не носите модные одежды». Он сказал это для тех, кто очень привязан к преданному служению.
    Если человек вкушает роскошную пищу, он приносит вред только себе. Потакание языку неблагоприятно: если человек бегает туда-сюда ради удовлетворения языка, то, одержимый такими удовольствиями, он не достигнет Кришны. Но это не создает проблем для других: при этом не возникает беспокойства в преданном служении других людей.
    Гораздо вреднее носить модные одежды. Люди носят модные одежды для других. Единственная цель, которую они преследуют при этом, - отвлечь глаза и умы других людей от преданного служения Верховному Господу.
    Если кто-то слушает грамья-катху, то вредит себе больше, чем поедая роскошную пищу. А если произносит грамья-катху, то вредит другим больше, чем ношением модной одежды. Шрила Рагхунатха Даса Госвами говорил, что слушать или вести вредные разговоры (неправду, сплетни, пустые и обыденные беседы) - это все равно, что общаться с проституткой. Такая болтовня отвлекает ум и оскверняет сознание, создавая препятствия на пути преданности. Те, кто привязан к такой болтовне, естественно, не привязаны к хари-катхе.
   Если пятеро обычных людей собираются вместе, то они обязательно обсуждают пустяки. Поэтому преданные постоянно разговаривают о Верховном Господе. Там, где происходит хари-катха, не бывает сплетен и пустой болтовни.

 

Вопрос: Как можно достичь счастья?
    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Когда вайшнав утвердился в своем положении у лотосных стоп Гурудевы, он обретает общение с ним через служение. Тогда он избавляется от страха и печали и становится по-настоящему счастливым. Если кто-то постоянно занят служением Гурудеве телом, умом и душой, он быстро обретает его милость. Когда Гурудева доволен, стремление служить ему возрастает с каждым днем. Это приносит высочайшее благо и достижение единственной, поистине желанной цели.

 

Вопрос: Что такое преданность Богу?
    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Преданность означает стремление осчастливить Верховного Господа. Когда у вас есть преданность, то единственное, что имеет значение, - это счастье Кришны. Преданный слуга никогда не ищет счастья для себя. Это естественная склонность души. Когда живое существо осознает свою истинную индивидуальность, оно видит, что вечно и спонтанно стремится к счастью Кришны. В этом истинном положении у него нет других занятий. Низменные мирские побуждения не свойственны душе. Они свойственны извращенному человеку, но не его истинной личности. Поэтому такие стремления временны и постоянно изменяются. Только преданность избавляет от страха, иллюзии и печали, которые возникают из-за вторичных интересов, обращенных не к Кришне, а к чему-либо иному. У преданности есть только одна причина, одна цель, одно прибежище и одно предназначение. Преданность означает принадлежность одному только Господу. Это безраздельное внимание к Кришне.

 

Вопрос: Вмешивается ли Бог в независимость живого существа?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Живое существо является мельчайшей частицей безграничного сознания Верховного Господа. Верховный Господь полностью независим, и живое существо тоже независимо подобно тому, как свойства океана присутствуют даже в капле океанской воды. Живое существо не было создано. Являясь частицей сознания, оно вечно и нематериально. Оно не получает свою независимость от кого-то на материальном уровне. Независимость - это свойство души. И хотя ее неправильное использование вызывает страдание, Бог не вмешивается в чью-либо независимость и не разрушает сознание, ибо Он есть океан милосердия. Именно поэтому Он наделяет нас совестью. Тот, кто поклоняется Богу согласно Его наставлениям в священных писаниях, использует свою независимость правильно и обретает высшее благо.

 

Вопрос: Что такое майя (иллюзорная энергия)?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Мийате анайа ити майа. Майа - это то, что позволяет измерять. Ма + йа = майа. Майа - это «то, чего нет», что временно и подвержено разрушению. Майа - там, где в центре нет Бхагавана. Бхагаван - властелин майи. Его невозможно измерить. Согласно христианству, Господь - это одно существо, а Сатана - другое. Но в  «Шримад-Бхагаватам» описывается другая майя. Согласно учению школы бхагавата, майя находится в непроявленном состоянии в самом Верховном Господе. Майя - это часть Кришны, которая существует для исправления живых существ. Она наказывает и исправляет те живые существа, которые не расположены к Кришне.

 

Вопрос: Как нужно жить в материальном мире?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Если человека привязывают к столбу и избивают, то он вынужден страдать от побоев, хотя не желает этого. Подобным образом все происходит и в этом материальном мире. Здесь нужно жить в духе отречения. Иначе несчастья и страдания неизбежны.

 

Вопрос: Кто освобождается из материального мира?
    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Если человек на сто процентов все отдает Господу, то Господь обязательно освободит его. Если общение с садху и гуру и служение им не станут неотъемлемой частью нашей жизни, то у нас не возникнет желания отдавать все Богу на сто процентов. С другой стороны, Господь является полным совершенством, и тот, кто не посвятил себя Ему полностью, не может достичь Его. Бог совершенен и полон. Он желает того, что совершенно и полно, - абсолютной преданности и любви. Совершенного Бога можно достичь только через полную, совершенную отдачу. Сколько человек отдаст, столько и получит.

 

Вопрос: Кому Господь не раскрывает Себя?
    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Бог - это безграничное сознание, а живое существо - это мельчайшее, ограниченное сознание. Если человек желает сохранить часть своего сознания для чего-то другого и думает «Я не хочу все отдавать Богу», тогда безграничное сознание не раскрывает Себя.

 

Вопрос Если я служу Кришне так, как мне нравится, можно ли назвать это преданностью?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Преданность - это такое служение, какое нравится Ему. То, что нравится нам, - это отражение наших материальных желаний, а не преданность. Поэтому мы и не можем ни насладиться, ни отречься. Нужно стать преданными слугами, оставить свою независимость, найти прибежище в Нем и заботиться об Его счастье.

 

Вопрос: Почему мы совсем не совершенствуемся в бхаджане?
    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Наше внимание обращено к внешнему миру. Над нами господствуют мысли о материальном мире. Нужно смотреть внутрь, а не на объекты удовлетворения чувств. Необходимо сильное стремление к служению Господу, обитающему в наших сердцах. Но мы не стремимся к этому. Так какое же может быть совершенствование в бхаджане? Как можно прогрессировать в бхаджане, если мы стремимся поудобнее устроиться в жизни и улучшить удобства своих семей? Откуда возьмется энтузиазм и желание служить нашим вечным друзьям, Кришне и гуру, когда мы озабочены счастьем грабителей, называемых друзьями и родственниками. Невозможно двигаться на восток, когда идешь на запад. Я так много говорю об этом, и все же у людей не пропадает иллюзия, что их близкие в действительности далеки от них. Их судьба - быть несчастными. Так что я могу поделать?

 

Вопрос: Какова дхарма (свойство, или качество) прити (любви)?
  Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Качества прити и априти (отсутствия любви) не бывают одинаковыми. Душе присущи качества прити, а уму - качества априти. Не существует противоречий между дхармой премы (любви), дхармой бхакти (преданности), высшей дхармой, дхармой, предписанной «Бхагаватам», и дхармой севы (служения). Все они находятся в гармонии. Только прекращая совершать преданное служение с любовью к Богу, мы начинаем считать друг друга объектами эксплуатации. У человека не будет проблем, если он знает, что каждое живое существо - слуга Кришны. Тогда он сможет осознать себя вайшнавом, и в его сердце пробудится спонтанная любовь к другим вайшнавам. В этом мире нет прити-дхармы. Повсюду существует только дхарма конфликтов - с присущей ей предрасположенностью к борьбе.

 

Вопрос: Как преданный Богу человек смотрит на мир?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Маха-бхагавата воспринимает весь мир как милость Верховного Господа. Милость достойна поклонения. Мы не можем быть господами этой милости или управлять ею. Если мы смотрим на этот мир как на объект своего наслаждения, а не объект наслаждения Кришны или проявление милости Кришны, то будем наказаны за это и обречем себя на несчастья.

 

Вопрос: Насколько твердую веру в лотосные стопы Шри Гурудевы должен иметь ученик?
   Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Истинный ученик знает, что Гурудева очень дорог Кришне, что он был послан Кришной и является Господом-Слугой (севака-бхагаваном). Искренний ученик предан Гуру-деве так же, как Верховному Господу. Он поклоняется и служит ему как Богу. И те, кто не служит своему Гурудеве таким образом, перестают быть учениками. Ни один ученик не сможет чисто повторять святое имя до тех пор, пока не увидит, что Гурудева неотличен от Кришны и является проявлением Кришны.
    Я буду просто искренне служить Шри Шри Гуру и Гауранге под руководством Гурудевы. У Гурудевы есть слово Верховного Господа, и я буду подчиняться этому слову надлежащим образом. Я не перестану оказывать почтение Гурудеве под чьим-то влиянием из этого мира. Гурудева был послан Кришной. Если, исполняя его приказ, я стану гордым, попаду в тело животного или отправлюсь в ад на целую вечность, то я готов подписать этот контракт. Я буду слушать только приказы Гурудевы и не буду слушать, что говорят другие. Обретя силу от лотосных стоп Гурудевы, я отброшу ударом кулака все другие идеи этого мира. От одной пылинки с лотосных стоп Гурудевы спасутся миллионы людей этого мира. Ученость и теории всех четырнадцати миров нельзя сравнить даже с пылинкой с лотосных стоп моего Гурудевы. У настоящего ученика именно такая твердая вера и решительность.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур