?

Смиреннее травинки.

 (голосов: 3)
   Журналист: admin. Просмотров: 1454. Опубликовано: 18-05-2012, 18:16

   Священный приказ Шри Гуру состоит в том, что мы должны служить Господу сообща, вместе. Под словом «мы» он не подразумевает кого-либо конкретно. Но многие из нас, кто слишком высокого о себе мнения, думают: «Я буду служить сам по себе. Это наставление - только для меня. Никто не имеет права вмешиваться в мое служение Богу».
    На самом же деле Шри Гуру, полный сострадания к нам, призывает нас к другому: «Оставьте всякую зависть и служите Господу все вместе». Хотя служение Богу есть деятельность наивысшего порядка, Гурудева не считает, что кто-то не в состоянии выполнять его. Санкиртана - это совместное воспевание харинамы, когда собирается много людей. Молитвы, обращение к Богу также включаются в понятие санкиртана.
    Пуджа, поклонение, - это настроение почтительной покорности, которое выражается в виде служения. Поклоняющийся обращается к объекту поклонения в страхе, из уважения, что видно по его речи и внешним проявлениям. Слова восхищения, телесные поклоны с простиранием на земле и смирение в мыслях, а также благие пожелания в адрес объекта поклонения - неотъемлемые составляющие пуджи. В пудже поклоняющийся всегда занимает более низкое положение по отношению к объекту поклонения, считая себя лагху (менее весомым, незначительным). Когда объект поклонения непосредственно доступен нашим чувствам, мы можем служить ему напрямую, без каких-либо помех. Но если он находится в недосягаемости от нас, нам приходится передавать свое служение ему посредством речи - устной или письменной. В обоих случаях пуджу можно проводить как с помощью реальных предметов, так и через звук. Несомненно, большое значение в пудже придается смиренному состоянию ума поклоняющегося. Однако ситуация коренным образом меняется, когда мы переходим с материального плана к отношениям с Трансцендентной Личностью, имеющей Свои особые качества.

 

    Лаукика-шраддха - мирская вера

 

 В материальном мире пуджа, как правило, проводится с какой-либо корыстной целью - мы желаем получить нечто в ответ на свое поклонение. Нашим стремлением может быть также освобождение - полное уничтожение индивидуальных желаний вплоть до слияния с объектом поклонения (т.е. отказ от своего индивидуального существования). Конечный итог такого поклонения - положение, при котором садхака, Гурудева и Личность Бога находятся на одном уровне и лишаются своих индивидуальных черт. Результаты этих форм пуджи временны и потому не сравнимы с истинным, сокровенным служением. Поэтому парамартхика-пуджа и парамартхика-гуру не имеют никакого отношения к псевдо-поклонению, имеющему скрытые личные мотивы.


    Истинный наставник

 

Истинный духовный учитель - тот, кто своей духовной силой способен рассеять мрак невежества, царящего в этом мире, и открыть наши слепые глаза. Он - наш единственный благожелатель, ибо помогает нам сосредоточить нашу бессмысленную, суетливую деятельность на Личности Абсолюта. Его сознание никогда не отклоняется от Первопричины всего сущего - Того, кто творит, поддерживает и разрушает мироздание. Он - совершенный проводник на нашем духовном пути к Полному Знанию и Вечному Блаженству, а также воплощение непоколебимого, бесконечного милосердия, равного ко всем - независимо от их уровня. Он не будет скрывать от истинного ученика полное знание (если последний искренней и не ленив). Поэтому его вечную личность никогда нельзя отвергать.


    Бесполезность «официальных» гуру

 

Разделяемые в некоторых кругах так называемой интеллигенции семитские идеи ультра-метемпсихоза о назначении духовного наставника с ограниченными временем и обстоятельствами полномочиями не имеют под собой никакой рациональной основы. Бесполезность подобных теорий об Абсолютной Личности станет очевидной, если мы рассмотрим аргументы ее сторонников. Постоянно возникающие под влиянием различных обстоятельств сектантские и еретические отклонения от этой теории доказывают, что она служит лишь местным, временным целям.
    Мертвое сознание рождается из общения с объектами, лишенными сознания или сознание которых находится на более низком уровне. Такой тип мышления невозможно преодолеть, если встать на путь скептика и поставить себя в положение гуру. В этом состоянии мы будем делать выводы, отражающие лишь определенную точку зрения. Ни одна обусловленная душа не способна избежать подобного исхода, поскольку связана последствиями своих прошлых поступков. Чтобы освободиться от этих пут, необходимо взывать о помощи личности, свободной от них и потому способной разбить наши оковы - четыре вида недостатков: несовершенные чувства, склонность ошибаться, обманывать и впадать в иллюзию.
    Следует искать истинного наставника, чтобы навсегда избавиться от болезни материального существования - для этого нужно искренне молиться чайтья-гуру в своем сердце.


    Гуру-ништха

 

Первопричина всего сущего не может быть создана или изменена в результате наших незначительных усилий. Мы - ограниченные существа, в то время как Безграничное и без нас остается таковым.
    Нас постоянно призывают найти и установить связь с этим Верховным Существом. Личность, способная нам помочь в этом, не может быть ни препятствием для установления гармоничных взаимоотношений с Господом, ни соперником в этих отношениях. Напротив: она - самое милосердное существо для нас Мы не можем надеяться избежать опасностей и трудностей при пересечении океана самсары) если будем хвататься за «хрупкие соломинки» - удовлетворение наших материальных желаний. Но несомненно то, что мы обретем милость Самого Милосердного, если обратимся к Нему с чистым сердцем, бескорыстно, развивая в себе дух безусловного предания.
    Нам не следует привносить в свое сознание нечто внешнее, что помешает нашему полному созерцанию Личности Абсолюта. Мы вправе ожидать ответа от Высшего Существа, поскольку Оно всегда жаждет открыться нам, если мы действительно не склонны злоупотреблять этими взаимоотношениями. В этом случае Оно несомненно пошлет нам своего представителя, чтобы мы могли общаться через него с Ним.

 

    Посланник Любви

 

Такой трансцендентный посредник, Шри Гурудева, является возлюбленным посланцем Олицетворения Любви [Верховной Личности Бога, Враджендрананданы-Кришны]. Будучи сам вместилищем любви, он неизменно проявляет свою доброту к тем, кто ищет любовных взаимоотношений с Божественным. Он шаг за шагом будет направлять нашу любовь к Всеобщему Источнику Любви, Вместилищу всех видов вечных любовных взаимоотношений. Для нас нет никого дороже этого божественного посланника, поскольку он - проводник Любви, посланец Любви, он устанавливает наши божественные любовные отношения и устраняет или перенаправляет в нужное русло все наши устремления, не связанные с истинной любовью. Если мы будем пренебрегать этим фундаментальным принципом, то нас ожидает плачевная участь.


    Истинный наставник способен справиться с иллюзией

 

Энергия милосердия, исходящая от Олицетворения Любви, может даровать свои благословения как напрямую, так и через Своих посредников. Мы видим мир как совокупность разрозненных объектов, что порождает в нас желание властвовать над ними и использовать в своих личных целях. Однако такое восприятие есть следствие нашего искаженного видения. Оно препятствует нашей бескорыстной деятельности, направленной к Олицетворению Любви. Но если мы разовьем в себе преданность к своему духовному наставнику, он, несомненно, приведет нас к конечной цели, ибо сможет освободить нас от неправильного видения с помощью двух процессов.
    Иллюзорная энергия, направленная против наших изначальных устремлений любить Абсолют, действует двумя способами, чтобы удержать душу в своих когтях: она стягивает душу вниз и покрывает ее пеленой неведения - незаметно и мягко, но практически безвозвратно. Поэтому истинный духовный учитель всегда стремится освободить ученика от этих тисков, очищая его сознание от мирского осквернения. Гуру расширяет его знания об Абсолюте и устраняет препятствия на духовном пути.
    Не стоит принимать гуру, если он просто льстец, усыпляющий бдительность ученика и потакающий его слабостям Безусловное, смиренное предание ученика, несомненно, вызовет отклик со стороны Абсолюта - привлечет Его милость и ответ на молитвы. Тогда энергия любви Абсолюта остановит постоянный поток беспокойств, источником которого является наша собственная бесполезная деятельность. Истинный духовный наставник никогда не позволит нам оставаться в ловушке майи, поскольку у него нет никаких скрытых причин не допускать нас к духовным сокровищам.
    Когда нами движет голый расчет, корысть, то мы не ощущаем необходимости в помощи извне. Однако когда мы чувствуем потребность в настоящем излечении от наших материальных недугов, тогда духовный учитель становится для нас самым близким другом, появившимся по своей беспричинной милости, и мы понимаем, что он неотличен от Олицетворения Любви. Он не только выше нас во всех отношениях, но и является для нас прозрачной, чистой средой, через которую можно общаться с Богом. Так называемый же наставник, сам не будучи чист, будет тем самым препятствовать нашим взаимоотношениям с Абсолютом.

 

    Обязанности ученика

 

Наше вечное занятие - общение с Вечным. Следует порвать со всем временным и установить связь с Абсолютным Знанием, чтобы избавиться от невежества и развивать отношения с трансцендентным.
    У каждого есть свои, личные взаимоотношения с Олицетворением Любви. Нам не нужен никто другой, если он не связан с этой Любовью. Не следует устанавливать отношения с тем, у кого нет истинного сострадания и кто не переполнен любовью к Абсолюту. Таким образом, ценность личности в духовной жизни определяется совсем по другим критериям, нежели мы привыкли делать это в мирской жизни, по отношению к так называемым друзьям. Общение с такими материалистичными «друзьями» является причиной нашего нежелания развивать отношения с Верховной Личностью.

 

    Широкий взгляд на духовный путь

 

Я не хочу оскверняться под влиянием внешнего окружения этого материального мира. Поэтому я ищу себе друзей среди тех, кто также стремится к Абсолюту (при условии, что они не считают меня «чужаком»). Имея одну цель и искоренив тем самым дух соперничества, мы можем вместе идти по духовному пути. Я буду бесконечно счастлив, если мои друзья смогут лучше меня служить моему возлюбленному Абсолюту. Такое смирение не только не повредит мне, но будет способствовать развитию беспримесной преданности Ему. Со своей стороны я постараюсь приложить все усилия в своем служении, а также смотреть на служение своего духовного брата в правильной перспективе, сквозь призму отношений с гуру. Если мой духовный брат выполняет более сокровенное служение для Абсолюта, чем я, значит, он получает больше любви от моего гуру. Я же должен удовлетворять своего гуру - не препятствуя его более тесным взаимоотношениям с моим братом. В свою очередь, те мои духовные братья, которые обладают большей привязанностью к Кришне, не станут презирать меня. Наоборот - они милостиво будут считать меня своим смиренным другом, так же позволяя мне получать благословения и развивать беспримесную преданность и любовь к гуру. Гуру - полновластный представитель Любви, поэтому я никогда не проявлю враждебности к тем, у кого больше преданности к Ней. Я смотрю на них как на сокровенных спутников Абсолюта, кому я должен служить всей душой - ведь они близки с Ним в том мире, где мне также уготовано место.
    Сам Шри Чайтанья Махапрабху давал следующие наставления: «Если вы действительно хотите вкусить нектар святого имени Господа, нужно стать смиреннее травинки». Мы никогда не сможем обратиться к кому-либо с истинным смирением, если не осознаем собственную незначительность. Чтобы попросить о помощи других, нужно ощущать себя полностью беспомощным. Шри Гаурасундара призвал нас обращаться к святому имени Господа - это означает, что мы должны принять помощь Самого Господа. Но если мы обращаемся к Богу в надежде сделать Его своим слугой и исполнителем наших собственных желаний, то не сможем сохранять настроение «смиреннее травинки». Такое показное смирение - не что иное, как лицемерие, неискренность. Такие молитвы не доходят до Господа. Он - независимый, совершенный, всезнающий Властелин, который неподвластен никому. Поэтому во взаимоотношениях с Ним необходимо занять полностью смиренное положение.


    Взывание к святому имени

 

Помимо глубочайшего смирения, требуется развить в себе непоколебимое терпение. Без этого качества мы не сможем так взывать к Господу, чтобы мольбы наши достигли Его слуха. Обуреваемые корыстными желаниями, мы теряем терпение. Поэтому жадность - прямая противоположность смирению. Взывать к Господу можно лишь бескорыстно и с полной верой в Него. Если же мы поглощены жадностью, если в глубине сердца лелеем желание получить нечто собственными силами и опираясь на свои способности, то будем не в состоянии взывать к Господу. Молитва Богу невозможна также, если нашей единственной целью становится стремление избавиться от гордыни.


    Нам необходимо постоянное руководство

 

Мы зачастую полагаем, что обращаемся к Богу со своими молитвами и молитвами из священных писаний благодаря нашему собственному благочестию; нам кажется, что и любая другая деятельность не требует помощи Бога. Это свидетельствует об отсутствии у нас терпения. В таком случае нам необходим покровитель, который защищал бы наше сознание от подобных мыслей. Иными словами, нам необходимо прибежище наставника, который учил бы нас быть смиреннее травинки. Поэтому Нароттама Тхакур поет. «Господь никогда не отвергнет того, кто служит под руководством учителя. Усилия остальных - тщетны».
    Наш первый долг - внимать и подчиняться указаниям Шри Гуру у его лотосных стоп. Даже в материальном мире, чтобы научиться какому-либо ремеслу, обрести знания и исполнить свои желания, необходимо обратиться к учителю. Однако знание, которое дают обычные учителя, приводит к весьма скромным результатам. Лишь Шри Гурудева заботится о нашем истинном богатстве. Как только мы теряем с ним связь, как только прекращается поток его милости, так порочные желания начинают прорастать в нашем сердце. Поэтому нам необходима постоянная помощь, даже на мгновение мы не можем отказаться от проводника на этом пути. Мы нуждаемся в руководстве потому, что не знаем, как найти прибежище у лотосных стоп Шри Гурудевы и как общаться с ним. Если мы лишены таких наставлений, то потеряем даже то, что уже приобрели.
    Служение святому имени - единственный способ, который дает нам возможность по-настоящему служить Господу. Этим служением нас награждает Шри Гурудева, и никто больше. Поэтому наш первейший долг - поклоняться его лотосным стопам. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупа Госвами говорит: «Самая главная обязанность человека - принять прибежище стоп Шри Гуру. Затем ученик обязан постигать науку о Кришне через процесс дикши. Наконец, ученик должен начать служение Шри Гуру на основе близких отношений с ним. Таков путь, которым следуют садху. Следовать по их стопам - наш святой долг».


    Лестница на небеса

 

Человек может обладать разносторонними способностями. Но как бы талантлив он ни был, ему не под силу продвигаться вперед в той области, которая ему совершенно неизвестна или трудна для понимания. В качестве примера можно взять такое явление, как будущее. Любые попытки проникнуть в эту сферу заранее обречены на провал. Все знания о прошлом приобретались нами с помощью чувств. Однако велика ли информация, получаемая таким способом? Наши уши способны воспринимать звуки лишь с ограниченного расстояния. Наши глаза видят не дальше одной-двух миль. Точно так же, чувства и логика этого мира не помогут нам при постижении законов трансцендентного мира Поэтому собственными усилиями мы никогда не достигнем цели - постижения духовной реальности.
    Некогда демон Равана попытался построить лестницу на небеса, по которой любой мог бы достичь Рая. Однако строительство это не было завершено. Лишенная опоры, лестница рухнула. Любые сооружения, поднимающиеся вверх, в открытое пространство, нуждаются в поддержке - иначе их неминуемо ждет разрушение. Такое же разочарование ожидает любого, кто захочет проникнуть в духовное царство с помощью собственных усилий.


    ***
    Итак, нам необходимо тщательно выбрать себе наставника - истинного Гуру, а не того, чьи познания в духовной области незначительны. Гуру - это тот, кто служит Объекту поклонения всех Гуру. Таким образом, маэстро игры на ситаре или мастер боевых искусств нам не подходят. Такие учителя не спасут нас от смерти. Поэтому «Бхагаватам» (5.5.18) утверждает:

 

    гурур на са сйат сва-джано на са сйат
    пита на са сйадж джанани на са сйат
    даивам на тат сйан на патиш на са сйан
    на мочайед йах самупета-мритйум

 

   «Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или полубогом, которому поклоняются простые смертные».
    Смерть ожидает каждого, кто пребывает в невежестве. Мудрый не попадает в ее когти. Если мы не ищем Истину, то сокровища знания остаются для нас тайной за семью печатями. Учитель, который не может спасти нас от смерти, лишь вводит нас в заблуждение на определенный срок, за которым неизбежно следует смерть. Тот, кто просто соблазняет нас своими словами, чувствами и телом, просто обманщик. Но Шри Гурудева способен спасти нас от обмана.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур