?

Шри Вьяса-пуджа.

 (голосов: 3)
   Журналист: admin. Просмотров: 1170. Опубликовано: 18-05-2012, 18:27

Лекция Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, прочитанная 18 февраля 1930 г. в Шри Дхам Маяпуре (Шри Чайтанья Матх).

    Сегодня день поклонения Гуру. Я приехал сегодня сюда, чтобы служить лотосным стопам Шри Гуру.

 

    Наше положение в материальном мире

 

Я - человек, ослепленный невежеством. Невежество по своим качествам подобно тьме. Изначально я - слуга Вишну, у меня нет иного долга помимо служения Ему. Но тьма неведения покрывает это чистое сознание. Ныне я слеп. Отсутствие света - это темнота; отсутствие знания - это невежество. Что такое знание? Знание - это возлюбленный сын Нанды, поскольку Он есть средоточие всей истины. Я не желаю служить Ему - поэтому я слеп. Тьма окутала меня, я не способен видеть, поэтому во мне пробуждаются желания заниматься чем угодно, но не служением Ему. Своими чувствами и органами чувств (руками, ногами, глазами, ушами, носом, языком, кожей) я втянут в бесконечный поток действий. В свою очередь, они порождают мириады опасных ситуаций, мысли о которых тревожат мой ум. К примеру, для приятной пешей прогулки я использую ноги, но из-за них же спотыкаюсь и падаю. Я пытаюсь применять свой ум, чтобы обсуждать с другими различные предметы, но эти беседы и споры сеют распри, а я, беспомощный, так и не могу добраться до истины.


    Прозрение

 

Я нахожусь в плачевной и опасной ситуации, когда в этом мире вдруг появляется Шри Гуру; он приходит из сострадания ко мне, с целью рассеять тьму невежества и даровать мне знание, что я есть слуга возлюбленного сына Нанды. Я потерял чувство истинного долга и потому погрузился в вихрь мирских наслаждений. Теперь я считаю своим долгом наслаждаться. Своими нынешними глазами я вижу то, что мне не подобает видеть - материальные объекты наслаждения. Они заслоняют от меня Того, кого я на самом деле должен видеть. Так, лишенный истинного зрения, я наблюдаю лишь объекты наслаждения. Шри Гуру удаляет эту пелену неведения и освещает мое существование светом духовного знания. Ослабляя мою привязанность к внешнему, Шри Гуру наставляет меня: «Открой глаза и зри!» Все эти дни я размышлял о том, что с его помощью можно видеть даже с закрытыми глазами.
    Поэтому самый первый объект моего поклонения - лотосные стопы Шри Гуру. Поклоняться означает отбросить свою ложную гордость, которая заставляет меня думать: «я вижу», «я наслаждаюсь». Я упивался мыслями о собственном господстве над миром, пока Шри Гуру не открыл мне глаза на истину и не избавил меня от этого ложного представления - а также от самой склонности совершать ошибки.


    Высший долг

 

Я следовал за пророками, которые сами оказались слепы - они так же, как и я, находились во власти внешних объектов. Шри Гуру освободил меня от чар этих слепцов; я понял, что мой единственный долг - следовать по стопам Шри Гуру и поклоняться им. Это произошло лишь по его милости; раньше я не понимал, что служение стопам Шри Гуру из года в год - естественная склонность моей души, и нет у меня иного долга.
    Увидев лотосные стопы Шри Гуру, по его милости я осознал, что самый близкий, возлюбленный слуга Верховного Господа ради спасения меня из когтей мирского тщеславия даровал мне знание о служении любимому сыну Нанды. Тогда я по-настоящему понял: нет для дживы иного занятия и нет благословения выше, чем стремление удовлетворить чувства возлюбленного сына Нанды. Служение Ему - и средство, и цель всей моей деятельности. Это стало возможным лишь потому, что Шри Гуру - очень близкий спутник сына Нанды.


    Гуру наделяет силой для служения

 

Служение лотосным стопам Шри Гуру не под силу такому неумехе, как я, - для этого не годятся ни тело, ни ум, ни речь. Но если он наделит меня особой силой или хотя бы бросит на меня милостивый взгляд, то я обрету способность служить ему. Итак, служение Шри Гуру возможно только по милости Шри Гуру. Не думайте, что здесь есть какое-то противоречие. Лишь в тот день, когда Шри Гуру коснулся моей головы своими стопами, которые недостижимы даже для полубогов, и таким образом освятил пылью с них такого никчемного человека, как я, я смог осознать, что такое суммум бонум ( Высшее благо (лат.).
    Тогда я обратился с мольбой к Шри Гуру о том, чтобы стать достойным получить ту особую силу, которой он наделен.
    Ослепленный гордостью, я не мог даже вообразить, насколько могущественны лотосные стопы Шри Гуру. Но если я расскажу вам о том благе, которое обрел по их беспричинной милости, это воодушевит вас и поможет в вашем служении Шри Гуру.

 

джагаи мадхаи хайте муни се папиштха
     пуришера кита хайте муни се лагхиштха
    мора нама шуне йеи, тара пунйа кшайа
    мора нама лайа йеи, тара папа хайа
    эмана ниргхрина море кеба крипа каре
    эка нитйананда вину джагата бхитаре
    «Чайтанья-чаритамрита», Ади, 5.205-207

 

«Я - самый никчемный человек. Я ничтожнее червя в испражнениях. Даже Джагай и Мадхай более благочестивы, чем я. Тот, кто просто услышит мое имя, погибнет. Произносить мое имя - грех. Кто же может спасти меня, несчастного, кроме милостивого Нитьянанды?»
    У меня нет слов выразить всю благодарность тому, кто взял на себя роль самого милостивого воплощения Господа [Нитьянанды], чтобы даровать такому ничтожеству, как я, способность служить. Я не в силах отплатить когда-либо этот долг. Шри Гуру неотличен от Самого Господа, поскольку имеет единственную цель - служение Ему. Каждый миг жизни Шри Гуру являет собой высочайший идеал служения Богу. Если я не вижу этого, значит, с моих глаз еще не спала пелена неведения. Пока на нас не снизошла милость Шри Гуру, пока нас не озарил свет духовного знания, мы не сможем оценить величия его лотосных стоп.


    Шри Гуру и сокровенное желание Махапрабху

 

Когда я начинаю размышлять о Шри Гурудеве, то понимаю, что он явился в этом мире, чтобы выполнить сокровенное желание Шри Чайтаньи и освободить меня ото сна. Тхакура Нароттама, один из предшествующих ачарьев нашей преемственности, однажды выразил эти чувства в стихах:

 

шри-чаитанйа-мано 'бхиштам
    стхапитам йена бху-тале
    свайам рупах када махйам
    дадати сва-падантикам

 

«Когда же сам Рупа, по чьей милости в этом мире осуществилось сокровенное желание Шри Чайтаньи, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?»
    Лишь получив даршан святых стоп Шри Гуру, я могу объяснить смысл этих слов, сказанных величайшим из учителей. Шри Гуру приходит в этот мир, чтобы выполнить то, что на сердце у Шри Чайтаньи. Что же такое сердце Шри Чайтаньи? Шри Чайтаньядева сказал о Себе: «Сердце человека там, где его мысли. Мои мысли - во Вриндаване. Мой ум неотличен от того священного леса, в котором блуждает Кришна».
    Божественный Вриндаван и есть сердце Шри Гаурасундары. Лишь те, кто свободны от влияния материи, могут понять природу Шри Вриндавана. Слово абхишта, употребленное в упомянутом стихе Тхакура Нароттамы, буквально означает «желать всеми силами». То есть в этих строках говорится: «Когда же Шри Рупа Госвами Прабхупада, который осуществил то, что всеми силами желал Шри Чайтанья - даровал миру учение, пробуждающее сознание у бессознательных существ, разрешит мне приблизиться к своим стопам и даст такое же служение Господу?»
    Сваям-рупа можно также перевести как «олицетворенный образ божественности, возлюбленный сын Нанды». Тогда данный стих будет нести следующий смысл: «Когда же Кришначандра призовет мою душу к Себе и даст ей прибежище у Своих лотосных стоп?»
    Невозможно приблизиться к Кришне - олицетворению вечности, знания и блаженства - в теле, состоящем из костей, плоти и крови, которое было рождено, чтобы приносить нам бесконечные страдания в тюрьме этого мира. Это также невозможно и с помощью ума, поглощенного мыслями о внешних объектах чувств и в котором найдется место чему угодно, только не возлюбленному сыну Нанды.
    Когда окружающие меня предметы - мой дом, мое тело, свежий воздух, сочные фрукты, благоухающие цветы, весь мир - нашептывают мне: «О, господин, мы рады служить тебе», то я с удовольствием принимаю их служение. Зачем мне все это нужно? Под предлогом поддержания своей жизни я становлюсь повелителем того, что поддерживает ее. Бог ветра - высшее из божеств, которому я поклоняюсь. Я блаженно вдыхаю воздух, и он проникает в мои легкие. Я не отдаю себе отчет в том, что мои глаза мешают мне увидеть непревзойденную красоту возлюбленного сына Нанды - ведь они ощущают лишь внешние формы и краски. Звуки этого мира не дают мне услышать чарующую флейту Кришны.
    У меня нет сил преодолеть эти препятствия, если только лотосные стопы Шри Гуру не прольют на меня беспричинную милость. Меня не привлекают ни лотосные стопы Шри Чайтаньи, ни возлюбленный сын Шри Нанды, ни стопы Шри Рупы Госвами (Шри Рупы Манджари), чьи деяния напрямую связаны с Махапрабху. Увы, есть ли на свете более горькая судьба?
    Люди, отвернувшиеся от Бога, насаждают в этом мире идеи безбожия. Однако Шри Гуру, будучи близким спутником Шри Чаитаньи, по своей милости старается поместить в мое сердце Его лотосные стопы. Когда же лотосные стопы Шри Гуру привлекут меня к себе? Когда он позволит мне войти в узкий круг последователей Рупы? Когда вайшнавы, омыв меня в пыли своих стоп, примут меня как своего слугу? Когда же я, покрывая себя пылью со стоп вайшнавов, обрету высочайшую милость - милость самой прекрасной личности?
    Даже Баладева-Нитьянанда, который является проявлением Самого Господа, - и Тот стремится служить Кришне, наслаждаясь абхимамом, или божественной гордостью, что Он представляет прекрасный духовный облик Кришны. А Шри Гуру - это тот, кто представляет собой проявление духовного облика Кришны и в то же время выполняет в этом мире сокровенное желание Шри Чаитаньи.
    Шри Кришна, Брахма, Нарада, Вьяса, Мадхва, Падманабха, Нрихари, Мадхава, Акшобхья, Джаятиртха, Гьянасиндху, Даянидхи, Видьянидхи, Раджендра, Джаядхарма, Пурушоттама, Вьясатиртха, Лакшмипати, Мад-хавендра, Ишвара, Адвайта, Нитьянанда, «ученик Ишвары» Шри Чайтанья - такова последовательность наших учителей. Ее установил в этом мире Сам Шри Кришна. Когда же Кришна привлечет меня к Себе и одарит меня Своей милостью?


    Служение Радха-Говинде

 

Для души не существует иного занятия или желания, кроме служения Шри Радха-Говинде. Этот вывод и такое настроение я смог почерпнуть лишь у своего Гуру. Поклонение полубогам не является истинной целью жизни, - скорее, это некая уступка на духовном пути, потакание слабостям. Сокровенное желание Шри Чаитаньи - единственное, чего желает и сама джива.
    Каждое мгновение Шри Гуру занят исключительно служением возлюбленному сыну Нанды - всеми чувствами, всеми помыслами, и нет у него иных желаний. До тех пор, пока мы не увидим этого, пока не увидим истинного облика Гурудевы, в котором он служит Господу, мы по-настоящему не примем его руководство и не привяжемся к его лотосным стопам.
    Возлюбленный сын Нанды, единственный объект поклонения, обладает бесконечной притягательной силой - настолько могущественной, что попавшие под ее влияние уже не имеют никаких других желаний помимо служения Ему. Именно в этом проявляется истинная природа души. Мы же ограничены майей; будучи по природе отделенными частицами Бога, мы склонны попадать под влияние внешней, иллюзорной энергии Кришны. Она предоставляет нам бесконечное множество соблазнов, чтобы возбудить в нас желание повелевать материальным миром и убедить нас в необходимости быть связанными с материей. Для этого она уподобляется Арлекину, появляющемуся на арене то в одной, то в другой маске.
    Мы - частицы высшей энергии Бога, поэтому наше предназначение - служить Ему как Высшему. Мы не относимся к полным проявлениям Бхагавана (виграха). Однако если у нас появляется оскорбительное желание чувствовать себя полным проявлением Бхагавана, и мы оставляем свою склонность смиренно служить Господу, то нам придется служить ложному эго. «В нас заложена способность к отдельному существованию. Иначе как бы мы могли отворачиваться от Шри Хари?» - эти и множество подобных вопросов мучили меня, поскольку я пытался доказать себе, что у меня нет никаких естественных связей со Шри Гуру. Такие сомнения - злейшие враги мои, ибо они отдаляют меня от Кришны. Только тот, кто развивает во мне склонность служить Ему, - мой истинный друг. Забывая об этом, я погружаюсь в суету по добыванию средств к существованию для моих родственников, которые отвернулись от Кришны. Причина тому - нежелание служить лотосным стопам Шри Гуру.
    Те, кто не обрели самую высшую удачу, считают служение Сита-Раме наилучшим. Те, кто еще менее удачлив, считают таковым поклонение Шри Шри Лакшми-Нараяне и четверичной экспансии (вйухе). Те несчастные, кто вовсе лишены удачи, привязываются к абстрактным размышлениям и, игнорируя любое выходящее за пределы познания существование божественного, считают концепцию пустоты наивысшей. Есть также школы скептиков и агностиков, которые выдвигают чисто умозрительные теории. Так по мере удаления от Кришны человек все больше отстраняется от Шри Гуру. Человек выбирает себе гуру в соответствии со степенью своей удаленности от Кришны. По этой же причине живое существо попадает в тела различных типов - от слегка ограниченных в сознании до лишенных сознания камней.

 

    Шри Гуру освобождает нас от мирских привязанностей


    Мы не стремимся увидеть красоту лотосных стоп Шри Гуру. Наши мысли блуждают по всей вселенной в поисках чувственного счастья; нас беспокоит, как и чем набить свой желудок, как лучше использовать этот мир для своих целей, как излечиться от болезней или сохранить здоровье. И тем не менее, видя нас в таком плачевном состоянии, Шри Гуру всеми силами старается выполнить желание Шри Чайтаньи. Шри Гуру постоянно повторяет нам слова, сказанные Самим Гаурасундарой: для того, кто хочет покончить со своими корыстными мотивами и служить Господу, кто стремится пересечь материальный океан и оказаться в духовном царстве, общение с материалистами и женщинами - увы! - опаснее яда.
    Лишь когда Шри Гуру дарит нам бесценное сокровище - мантру, которая избавляет от любых умственных беспокойств и которую он получил лично от Верховного Господа, мы начинаем понимать, что служение его лотосным стопам - единственный способ обрести любое благо: «Теперь я буду служить Шри Гуру на протяжении всего года и из года в год. Я желаю служить ему из жизни в жизнь. Если в результате служения ему я когда-нибудь обрету освобождение, я буду служить сыну Нанды - но только через моего Шри Гуру».
    Шрила Даса Госвами Прабху ( Шрила Рагхунатха даса Госвами) обращается к Шри Радхике с молитвой, в которой он говорит: «Я провел некоторое время в блаженстве, ожидая Твоей милости. Но если Ты откажешься одарить меня Своей милостью, мне не будет мила жизнь во Вриндаване, мне не нужен даже Сам убийца Бакасуры [Кришна]» («Шри Вилапа-кусуманджали», 102).
    Если я не обрел прибежища у Господа, который проявляется как Его слуга, к чему мне жизнь во Вриндаване и достижение Кришны? Если мне не суждено поймать на себе милостивый взгляд лучшей из возлюбленных Кришны, я готов сегодня же покончить с собой! Какой прок поддерживать это бездушное тело? Есть ли нечто в этом мире, что может заставить меня оставить служение лотосным стопам Шри Гуру? Как я могу принять злую судьбу мирского существования, где все пронизано страданиями бесчисленных душ?
    Как только я втягиваюсь в мирские разговоры, во мне начинает расти привязанность к материальному. Напротив, Шри Гуру говорит о святом имени, об облике Господа (как только мирские желания ослабевают), об Его качествах (по мере их дальнейшего ослабления) и полностью привязывает нас к лотосным стопам Шри Кришны, рассказывая нам об Его деяниях (лилах) и разнообразном индивидуальном служении Ему в духовном мире (если склонность к мирскому продолжает уменьшаться). Тогда мы сможем служить сыну Нанды, Высшей Личности, которая совершает божественные игры, войдя в лилы. Можно ли совершить это с помощью грубого физического или тонкого тела, получив второе рождение (посвящение в мантру гаятри) или изучая священные писания? Это возможно лишь с помощью Шри Гуру.
    Шри Гуру вечен. Пусть же я ни на мгновение не буду терять связи с ним из-за соблазнов этого мира или советов какого-либо никчемного человека.
    Последовательность святых учителей, начинающаяся с Шри Кришны, Брахмы, Нарады и т.д., - все это проявление моего Гурудевы. Все они - звенья одной цепи. Между ними нет различий. Они несут одно послание.
    Я не в силах передать, какую великую удачу я обрел, встретившись с Ом Вишнупадой Шри Шри Гауракишорой Прабху, своим маханта-гурудевой. Существует два вида шикша-гуру- найтья- и маханта-гуру:

 

шикша-гуруке та' джани кришнера сварупа
     антарйами, бхакта-шрештха, - эй дуи рупа
    Ч.-ч., Ади, 1.47

 

«Шикша-гуру- это проявление Самого Господа Кришны. Он имеет два облика - Сверхдуша и великий преданный Господа».
     Я видел, как в нем в полной мере проявляется отречение, присущее Дасу Госвами. Если в ком-нибудь проявится хотя бы миллионная доля этого отречения, такой человек в высшей степени благословлен судьбой. Он находится на достаточном уровне, чтобы в настроении близкой дружбы взбираться Кришне на спину и плечи (вишрамбха-сакхъя-раса).
    Я не способен постоянно, всеми силами служить такому Гурудеве - хотя это мой долг. Я находился в сонном, бессознательном состоянии, пока не наступил самый радостный день в моей жизни - возможность присоединиться к ученической цепи Ом Вишнупады Шри Шрилы Джаганнатхи. Но до сих пор я не смог воспользоваться ею. Все вы находитесь под руководством моих Гуру. Я бесполезно растрачивал ваше драгоценное время, предназначенное для служения Кришне, говоря бессвязные слова. Но я произнес их в качестве служения своему Гурудеве.
    Шри Гаурасундара говорит «Кришна - властелин. По Своей собственной воле Он постоянно занят всевозможными делами. Слава, слава Его деяниям! В Его власти принять мое служение или отвергнуть его. Я готов служить Ему бескорыстно, каждую секунду, всеми силами - телом, умом и речью. Если Он оттолкнет меня стопой, значит, я того заслуживаю. Но Шри Гуру никогда не отвергнет меня». Я молю о том, чтобы этот эфемерный мир никогда, даже на мгновение не отвлек меня от лотосных стоп моего Гуру. Я также не хочу общаться с теми, чей ум заполнен дурными замыслами.
    Я не знаю, какое из моих усилий Шри Гуру дева примет как служение ему. Но меня согревает надежда, что он более милостив к недостойным. Держась за эту надежду, как за соломинку, я всеми силами буду стараться служить его лотосным стопам. Все вы находитесь в линии моего Шри Гуру. Поэтому я молю вас о милости, чтобы я мог служить его лотосным стопам. Я приношу вам свои нижайшие поклоны.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур