?

О мирянах. Часть 4.

 (голосов: 2)
   Журналист: admin. Просмотров: 1630. Опубликовано: 21-05-2012, 21:36

 Из книги «Брахман и Вайшнав».
    Часть 4


    А теперь давайте отложим в сторону приведенные нами свидетельства шастр относительно наследственных брахманов и обратимся к описанным в шастрах методам, посредством которых человек обретает положение истинного брахмана, а также качества достойного кандидата в брахманы. В «Муктикопанишаде» приводится список из ста восьми Упанишад, в котором на тридцать шестом месте стоит «Ваджра-сучикопанишада». Говорят, первым творением Шанкарачарьи, принесшим ему славу, стал подробный комментарий к этой Упанишаде. «Ваджра-сучикопашада» говорит:

 

    йадж гйанад йантимунайо брахманйам парамадбхутам
    тат траи-пада-брахма-таттватам ахам асмити чинтае
    ом апйайантв ити шантих
    чит-сад-ананда-рупайа сарва-дхи-вритти-сакшине
    намо веданта-ведйайа брахмане 'нанта-рупине
    ом ваджра-сучим правакшйами шастрам агйана-бхеданам
    душанам гйана-хинанам бхушанам гйана-чакшушам

 

брахма-кшатрийа-ваишйа-шудра ити чатваро варнас тешам варнанам брахмана эва прадхана ити веда-вача-нанурупам смритибхир апй уктам. татра чодйам асти ко ва брахмано нама. ким дживах ким дехах ким джатих ким гйанам ким карма ким дхармика ити. татра пратхамо дживо брахмана ити чет тан на. атитанагатанека-деханам дживасйаика-рупатвад экасйапи карма-вашад анека-деха-самбхават сарва-шариранам джива-сваика-рупатвач ча. тасман на дживо брахмана ити. тархи дехо брахмана ити чет тан на а-чандалади-парйантанам манушйанам панча-бхаутикатвена дехасйаика-рупат-вадж джара-марана-дхармадхармади-самйа-даршанад брахманах гивета-варнах кшатрийо ракта-варно ваишйах пита-варнах шудрах кришна-варна ити нийамабхват. питради-шарира-дахане путрадинам брахма-хатйади-доша-самбхавач ча тасман на дехо брахмана ити тархи джатир брахмана ити чет тан на. татха джатй-антара-джантушу анека-джати-самбхава махаршайо бахавах санти. ришйашринго мригах. каушиках кушат. джамбуко джамбукат. валмико валмикат. вйасах каиварта-канйайам. шаша-приштхат гаутамах. вашиштхах урвашйам. агастйах каласе джата ити шрутатват. этегиам джатйа винапй агре гйана-пратипади-таришайо бахавах санти. тасман на джатих брахмана ити. тархи гйано брахмана ити чет тан на. кшатрийа-дайо 'пи парамартха-даршино 'бхикшабахавах санти. тасман на гйанам брахмана ити. тархи карма брахмана ити чет тан на. сарвешам пранинам прарабдха-санчи-тагами-карма-садхармйа-даршанат кармабхипреритах сайтах джинах крийах курвантити. тасман на карма брахмана ити. тархи дхармико брахмана ити чет танна. кшатрийадайо хиранйа-датаро бахавах санти. тасман на дхармико брахмана ити. тархи ко ва брахмано нома, йах кашчид атманам адвитийам джати-гуна-крийа-хинам шад-урми-шад-бхавети-ади-сарва-доша-рахитам сатйа-гйананандананта-сварупам свайам нирвикалпам ашеша-калпадхарам ашеша-бхутантар-йамитвена вартаманам антар бахиш чакаша-вад анусйутам акханда-нанда-свабхавам апремейам анубхаваика-ведйам апарок-шатайа бхасаманам кара-таламалака-ват сакшад апарокши-критйа критйартхатайа кама-рагади-доша-рахитах шама-дамади-сампанно бхава-матсарйа-триш-наша-мохади-рахито дамбхаханкарадибхир асамсприш-чета вартате. эвам укта-лакшано йах са эва брахма-ити шрути-смрити-пуранетихасанам абхипрайах. анйатха хи брахманатва-сиддхир насти эва. сач-чид-анандам адвитийам брахма бхаваед атманам сач-чид-анандам итйупанишат.

 

    ом апйайантв ити шантих

 

«Я размышляю о трехчленном высшем знании сач-чид-ананды, с помощью которого мудрецы восходят на удивительный уровень брахманической культуры. Я призываю мир и покой, произнося мантру, начинающийся со слов «да будешь Ты удовлетворен». И в почтении склоняюсь перед Верховным Брахманом, что является в бесчисленных образах, познается с помощью Веданты, обладает формой сач-чид-ананда, является свидетелем поступков каждого разумного живого существа. Я приступаю к изложению «Ваджра-сучи-шастры». Это знание рассеивает невежество, оно — упрек невеждам и украшение разумных людей, способных видеть. Есть четыре варны — брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Согласно утверждениям Вед, брахманы являются наивысшим классом. О том же говорят и смрити. Теперь возникает вопрос: что же делает личность брахманом! Душа, тело, каста, знание, поступки или благочестие — что из этих категорий сущность брахмана! Если предположить, что душа, это будет ошибкой. Живое существо остается неизменным в прошлом, настоящем и будущем. Хотя согласно своей карме оно получает различные типы тел, само оно не меняется. Поэтому душа сама по себе не является брахманом. Что ж, может быть, тогда тело и есть брахман? Нет! Тела всех людей вплоть до чандалы сотворены из одних и тех же пяти первоэлементов. Поэтому рождение и смерть, а также набожность и безбожие равно оказывают влияние на любое из тел, и поскольку нет закона, в Соответствии с которым брахманы были бы белыми, кшатрии — красными, вайшьи — желтыми, а шудры — черными, то тело также не делает человека брахманом. Более того, когда сын брахмана сжигает тело своего мертвого отца, он не совершает греха убийства брахмана. Поэтому тело не делает человека брахманом. Может быть, каста определяет брахмана? Это также неверно. Многие великие мудрецы вообще были рождены не от людей. Ришьяшрингу родила олениха, Каушику родила трава куша, Джамбука Риши родился у шакалов, Валмики родился из муравейника, Вьясадева родился у дочери рыбака, Гаутама родился из спины кролика, Вашиштху родила апсара Урваши, Агастья появился на свет из кувшина. Кроме того, множество других мудрецов рождались в иных кастах и впоследствии становились святыми. Поэтому каста не определяет брахмана. Так значит, знание делает личность брахманом? Нет, и это тоже неверно. Много других людей, например некоторые кшатрии, отличались ученостью и обладали знанием об Абсолютной Истине. Поэтому знание также не делает брахманом. Возможно, поступки определяют брахмана? Нет, и не они. Каждая душа, подобно всем остальным, вынуждена страдать от созревших плодов своей кармы. Силой своей прошлой кармы живые существа вовлекаются в будущую карму. Поэтому поступки тоже не делают человека брахманом. Является ли брахманом благочестивый религиозный человек? Нет, и он не является. Множество кшатриев щедро раздает милостыню золотом. Поэтому и благочестивый человек не является брахманом. Кто же тогда брахман? Любой, кто познал Сущего как Единого; свободного от мирской касты, качеств и поступков; свободного от осквернения шестью врагами"; олицетворяющего Собой надмирное знание и блаженство; возвышающегося над двойственностью и все же лежащего в основе всякой материальной двойственности; как Сверхдушу всех живых существ; всепроникающего, пребывающего внутри и снаружи, подобно необъятному небу; вечно блаженного; неизмеримого; познаваемого лишь с помощью духовного опыта; прямо проявляющего Самого Себя; тот, кто постигает Сущего непосредственно (так же, как он способен увидеть плод амалаки у себя на ладони), кто живет, довольный всем, кто свободен от недостатков, подобных похоти и гневу, кто обладает такими качествами, как умиротворение и сдержанность, кто не страдает завистью, жаждой материальных наслаждений, иллюзией и другими пороками, кого не касаются гордость, ложное эго и тому подобное — действительно брахман. Это подтверждают шрути, смрити, Итихасы, Пураны и другие Писания. Без соблюдения этих условий человек не может стать настоящим брахманом. Упанишады учат нас, что Верховная Душа — это сач-чид-ананда, а Абсолютная Истина — единственная, и другой нет».
    Примечание: Кама, кродха, лобха, моха, мада и матсарья — вожделение, гнев, жадность, заблуждение, гордость и зависть. Шока, моха, кшут, пипаса, джара и мритью — горе, заблуждение, голод, жажда, старость и смерть.
    В «Чхандогья-упанишаде», принадлежащей к «Сама-веде» (4-я прапатхака, 4-я кханда) рассказывается следующая история:
    1) саттйакамо ха джабало джабалам матарам аман-трайам чакре брахмачарйам бхавати виватсйами. ким готро хам асмити 2) са хаинам увача. нахам этад веда; тата йад готрас твам аси. бахвахам чаранти паричарини йауване твам алабхе. са ахам этан на веда, йад готрас твам аси. джабала ту намахам асми. сатйакамо нама твам аси. са сатйакамо эва джабало брувитха ити 3) са ха харидруматам гаутамам этйа увача. брахмачарйам бхагавати ватсйамамй упреям бхагавантам ити 4) там ховача ким готро ну саумйасити. са ховача. нахам этад веда бхо йад готро 'хам асми. априччхам матарам. сама пратйабравид бахв-ахам чаранти паричарини йауване твам алабхе. сохам этан на веда йад готрас твам аси. джабала ту нама ахам асми. сатйакамо нама твам асити. со 'хам сатйакамах джабало 'сми бхо ити 5) там ховача на этад абрахмано вивактум архати. самидхам саумйа ахара упайитва нешйе. на сатйад ага ити.
    «Как-то Сатьякама, сын Джабалы, обратился к своей матери: — Я хочу стать брахмачари. К какому роду я принадлежу? В ответ Джабала сказала Сатьякаме: — Сын мой, я не знаю, к какому роду ты принадлежишь. В молодости я была служанкой и жила во многих домах. В одном из них ты и был зачат. Поэтому я не знаю, к какой готре ты принадлежишь. Меня зовут Джабала, а тебя — Сатьякама. Поэтому ты скажи, что ты Сатьякама Джабала.
    Сатьякама Джабала отправился к Харидрумате Гаутаме и сказал:
    —    Я хочу жить у тебя как брахмачари.
    Гаутама спросил: — О благородный, скажи, к какой династии ты принадлежишь?
    Сатьякама ответил: — Мне не известно, к какой династии я принадлежу. Я спросил свою мать, и она мне сказала: «Я родила тебя, когда в молодости скиталась и жила в услужении. Поэтому я не знаю, к какому роду ты принадлежишь. Меня зовут Джабала, а тебя — Сатьякама». Поэтому я — Сатьякама Джабала.
    Тогда Гаутама сказал ему: — Никто кроме брахмана не был бы способен сказать правду, которую ты только что произнес. Поэтому ты — брахман, и я принимаю тебя. О благородный, собери, пожалуйста, дров для жертвенного огня.
    Джабала ответил: - Я сейчас же отправлюсь и принесу дров.
    Гаутама сказал: -  Никогда не уклоняйся от правды».
    В «Махабхарате» (Шанти-парва, «Мокша-дхарма», гл. 188) содержится наше первое свидетельство:

 

   бхарадваджа увача
    джангаманам асанкхйейах стхаваранам ча джатайах
    тешам вивидха-варнанам  куто варна-винишчайах
 

 

бхригур увача
    на вишешо 'сти варнанам  сарва-брахмам идам джагат
    брахмана пурва-шриштам хи кармабхир варнатам гатам
    химсанрита-прийа лубдхах сарва-кармопадживинах
    кришнах шауча-парибхраштас те двиджах шудратам гатах

 

«Бхарадваджа сказал:
    — Нет числа различным видам движущихся и неподвижных живых существ. Как сможем мы определить их варны?
    Бхригу ответил:
    — По сути, различий между варнами нет. После того как Брахма сотворил вселенную, она была заселена одними лишь брахманами. Позже, поступая различным образом, люди опустились до уровня остальных варн.
    Когда брахманы творят насилие, лгут, впадают в жадность, зарабатывают себе на жизнь чем придется, утрачивают чистоту из-за грехов — они опускаются до уровня шудр».
    В Шанти-парве, гл. 189, содержится наше второе свидетельство. Оно выглядит следующим образом:

 

бхарадваджа увача
    брахманах кена бхавати  кшатрийо ва двиджоттама
    вайшйах шудраш ча випрарше  тад брухи вадатам вара
 

 

бхригур увача
    джата-кармадибхир йас ту самскараих самскришпах шучи
    ведадхйайана-сампаннах  шатсу  кармасв авастхитах
    шаучачара-стхитах самйаг   вигхасаши гуру-прийах
    нитйа-врати сатйа-парах  са ваи брахмана учйате
    сатйа-данам атхадроха  анришамсйам трапа гхрина
    тапаш ча дришйате йатра  са брахмана ити смритах
    сарва-бхакша-ратир нитйам  сарва-дхарма-каро 'шучих
    тйакта-ведас те аначарах са ваи шудра ити смритах
    шудре чаитад бхавел лакшйам двидже тач ча на видйате
    на ваи шудро бхавеч чхудро   брахмано брахмано на ча

 

«Бхарадваджа сказал: — О лучший среди брахманов, о мудрец среди дваждырожденных, о первейший среди красноречивых, рассказчиков, как человек становится брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой.
    Бхригу ответил:
    - Прошедший через очистительные обряды, подобные джата-карме или церемонии наречения именем, чистый, посвятивший себя изучению Вед, искусный в шести видах деятельности, например в поклонении и обучении поклонению, поступающий должным образом, вкушающий остатки трапезы своего духовного учителя и тот, кто дорог духовному учителю, постоянно принимающий обеты и исполняющий их, не сходящий с путей правды — такой человек должен считаться брахманом. Человек правдивый, отзывчивый, застенчивый, не испытывающий ненависти, аскетичный, не склонный мстить и далекий от жестокости является брахманом. Тот же, кто ест что придется и делает что вздумается, не-чист, отклоняется от принципов ведической культуры и дурно ведет себя, — шудра. Если шудра проявляет признаки брахмана, а брахман — признаки шудры, то первого не следует называть шудрой, а второго — брахманом».
    Наше третье свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 211, в следующем виде:

 

шудра-йонау хи джатасйа  сад-гунанупатиштхатах
    ваишйатвам лабхате брахман кшатрийатвам татхаива ча
    арджаве вартаманасйа брахманйам абхиджайате

 

«О брахман, человек, рожденный шудрой, но обладающий хорошими качествами, становится вайшьей или кшатрием. А если он прямодушен, то он — брахман».
    Наше четвертое свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 215:

 

брахмано вйадхайа
    сампратам чаматоме 'си  брахмано натра самшайах
    брахманах патаниешу  вартамано викармасу
    дамбхико душкритах прагйах шудрена садришо бхавет
    йас ту шудро даме сатйе  дхарме ча сататоттхитах
    там брахманам ахам манйе  вриттена хи бхавед двиджах

 

«Брахман сказал благочестивому охотнику: "С моей точки зрения, ты все равно брахман. Это не подлежит сомнению. В конце концов, брахман, охваченный гордыней и совершающий греховные поступки, из-за которых он начинает опускаться, оскверняясь нечистой кармой, — все равно что шудра. Но я считаю, что шудра самообузданный, правдивый, с радостью исполняющий религиозный долг — это брахман. Единственное, что делает человека брахманом, — его возвышенные качества».
    Наше пятое свидетельство приводится в Шанти-парве, гл. 318, в следующем виде:

 

сарве варна брахмана брахмаджаш ча
    брахмасйато брахманах сампрасутах
    бахубхйам ваи кшатрийах сампрасутах
    набхйам вайшйах падаташ чапи шудрах
    сарве варна нанйатха ведитавйах
    тат-стхо брахма тастхивамш чапаро йас
    тасмаи нитйаммокшам ахур нарендра

 

«Люди всех варн суть брахманы, так как они все произошли от Господа Брахмы. Брахманы рождены изо рта Брахмы, кшатрии — из рук, вайшьи — из пупка, а шудры — из ног. Не следует рассматривать варны как-то иначе. Любой, утвердившийся в знании, — брахман. Поэтому, о царь, эта, «Мокша-шастра» была поведана ради блага тех брахманов и кшатриев, что обрели знание. Таково мнение древних ученых».
    В своем комментарии к вышеприведенным стихам, Шри Нилакантха говорит:

 

    тат-стхо гйана-ништхо йах са ева брахма брахманах
    апаро кшатрийадир апи  таст-хау тастхиван

 

«Люди, произошедшие от Брахмы и утвердившиеся в знании, называются брахманами. Остальные касты, например кшатрии, тоже родились от Брахмы».
    Наше шестое свидетельство находится в Вана-парве, гл. 180:

 

сарпа увача
    брахманах ко бхавед раджан  ведйам ким ча йудхиштхира
    бравихй ати-матим твам хи  вакйаир анумимимахе
    юдхиштхира увача
    сатйам данам кшама-шилам  анришамсйам тапо гхрина
    дришйанте йатра нагендра  са брахмана ити смритах
    сарпа увача
    шудрешв апи ча сатйам ча  данам акродха эва ча
    анришамсйам ахимса ча  гхрина чаива юдхиштхира
    юдхиштхира увача
    шудре ту йад бхавед лакшма  двидже тач ча на видйате
    на ваи шудро бхавеч чхудро  брахмано на ча брахманах
    йатраитад лакшйате сарпа вриттам са брахманах смритах
    йатраитан на бхавет сарпа  там шудрам ити нирдишет

 

«Змей спросил:
    - О Махараджа Юдхиштхира, кто такой брахман и какова цель познания? Ты очень разумен, просвети же меня своими речами.
    Махараджа Юдхиштхира ответил:
    —    Кто правдив, доброжелателен, способен прощать, рассудителен, благороден, живет простой жизнью и не испытывает ненависти, тот называется брахманом.
    Змей сказал:
    —    У шудр тоже встречаются и правдивость, и доброжелательность, и свобода от гнева, и ненасилие, и отсутствие зависти и ненависти.
    Махараджа Юдхиштхира на это ответил:
    —    Если шудра обнаруживает подобные качества, его не следует называть шудрой, как и брахман не является брахманом, если у него этих качеств нет.
    О змей, только человек, одаренный брахманскими качествами, может называться брахманом, в противном случае он — шудра».
    Шесть вышеприведенных независимых выдержек из «Махабхараты» неопровержимо доказывают, что, независимо от рождения, человека без колебаний следует признать савитръя или дайкшъя (ведическим или духовно посвященным) брахманом, если он прямодушен и обладает природой брахмана. Наследственным брахманам свойственна большая строгость в отношении принятия пищи и половых отношений. Но эти принципы не являются обузой и для савитръя брахманов. Мы увидим, что, исполняя свои брахманические обязанности, они делают это с легкостью, не встречая на своем пути никаких трудностей. Все свидетельства шастр, опровергающие теорию наследстного брахманства, разумны и неоспоримы. Дхарма-шастры -поддерживающие наследственных брахманов, не противоречат Вьясадеве. Однако свидетельства «Махабхарата более существенны, нежели свидетельства Дхарма-шастр. Свидетельство дхарма-шастр — всего лишь теория, свидетельство «Махабхараты» — практика. Те, кто (пытается противоречить этому принципу, только доказывают свою склонность к распространению зла в этом мире. Подобно Ведам и «Махабхарате», которые утверждают, человек, не являющийся брахманом по рождению, но обладающий качествами брахмана, должен быть принят как истинный брахман, «Шримад-Бхагаватам» — жемчужина Писаний, зрелый плод ведического древа, книга, предназначенная для совершенных людей, подобных лебедям, — смело и беспристрастно поддерживает эту доктрину.
    В «Шримад-Бхагаватам» (7.11.21-24, 35) сказано:

 

дамас тапах шаучам сантошах кшантир арджавам
    гйанам дайачйутатматвам  сатйам ча брахма-лакшанам

 

«Признаками брахмана являются: контроль ума, обузданиие чувств, подвижничество и покаяние, чистота, удовлетворенность, способность прощать, прямодушие, знание, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Божественной Личности».

 

  шаурйам вирйам дхритис теджас тйагаш чатма-джайах кшама
    брахманйата прасадаш ча  сатйам ча кшатра-лакшанам

 

«Определяющий исход битвы, непобедимый, терпеливый, дерзкий, щедрый, ограничивающий телесные потребности, милостивый, привязанный к брахманическим качествам, жизнерадостный и правдивый — таков кшатрий».

 

дева-гурв-ачйуте бхактис три-варга-парипошанам
    астикйамудйамо нитйам  наипунйам вайшйа-лакшанам

 

«Преданный богам, духовному учителю и Всевышнему Господу Вишну, стремящийся к соблюдению религиозных принципов, увеличению благосостояния и наслаждению чувств (дхарма, артха и кама), верящий в слова духовного учителя и Писаний, трудолюбиво и искусно зарабатывающий деньги — таков вайшья».

 

    шудрасйа саннатих шаучам  сева сваминй амайайа
    амантра-йагйо хй астейам  сатйам го-випра-ракшанам

 

  «Склоняющийся перед высшими слоями общества (брахманами, кшатриями и вайшьями), всегда очень чистый, свободный от двуличности, служащий своему господину, приносящий жертвы без произнесения мантр, не крадущий, говорящий правду и защищающий коров и брахманов — таков шудра».

 

йасйа йад лакшанам проктам  пумсо варнабхивйанджакам
    йад анйатрапи дришйета  тот тенаива винирдишет

 

«Если человек обнаруживает качества брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры согласно тому, как было описано выше, то, даже если он родился в другом сословии, его следует относить к определенной варне по признакам, приводимым здесь».
    Хотя мы уже представили на ваш суд шесть различных свидетельств из «Махабхараты», доказывающих, что, родившись в любой из варн, человек может стать достойным брахманом, а также привели стихи из «Шримад-Бхагаватам», подытоживающие их, все же, чтобы еще раз подтвердить правильность наших выводов, обратимся к беседе Умы и Махешвары из «Махабхараты» (Анушасана-парва, 5, 8, 26,46,48, 51, 59).

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур