"Слава Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Госвами Махараджа".



Слава Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Госвами Махараджа
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж
Сегодня день явления моего возлюбленного Гурудева – нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхавы Госвами Махараджа и так же уход нашего прадедушки – Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа. Памятовать как о днях явлений, так и о днях уходов вайшнавов одинаково благоприятно. Памятование о святых приносит в нашу жизнь истинную удачу. Забывая о них в эти благоприятные дни, мы наносим оскорбление их лотосным стопам. Шрила Нароттама дас Тхакур говорит, что худшей из неудач (дурачалой) является отсутствие любви к шуддха-вайшнавам:
ки-рупе паибо сева муи дурачара
шри-гуру-вайшнава рати на хойло амара
«Я так низко пал. В моём сердце нет ни капли любви к Шри Гуру и вайшнавам. Как же я смогу обрести служение Бхагавану» («Прартхана», 47.1).
Чтобы встретиться со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, Гурудев приехал в Майяпур. Шрила Прабхупада (Сарасвати Тхакур) спросил его: «Получил ли ты даршан святого Майяпура». Гурудев ответил: «Я только внешне находился здесь, но даршан не получил». Шрила Прабхупада согласился с ответом: «Обрести даршан можно только с помощью ушей, только через шравану. Господь – Адхокшаджа, Он не достижим материальным чувствам, только по Его божественной воле мы сможем постичь Его».
Звук – самый тонкий элемент, который пронизывает более грубые, поэтому только слушая шабда-брахман, можно достичь трансцендентной обители Господа. Большинство явлений этого мира взаимосвязаны. Например, без электроэнергии не будет комнатного света, но звук – независим. Гуруджи глубоко осознал все наставления Шрилы Прабхупады, а затем рассказывал все эти истины нам.
Наш Гурудев служил всем преданным всю свою жизнь. Его служение всегда было искренним, бескорыстным и наполненным большой трансцендентной любовью. Гуруджи не стремился к пратиштхе, поэтому он тайно посылал деньги на служение другим преданным и Гаудия Матхам, никто даже не знал: кто это делает.
Однажды в комнату Гурудева пришёл Аранья Махарадж (ученик Сиддханты Сарасвати) и увидел картину с изображением Шримана Махапрабху. Он спросил Гурудева: Нравится ли ему это изображение? Гуруджи ответил: «Да очень нравиться». На это Аранья Махарадж очень строго сказал: «Ты повесил это изображение для своего удовольствия?! Думаешь Махапрабху доволен этим?!» В это время в комнате также находился Киртанананда Прабху. Он возразил Аранье Махараджу: «Почему вы так говорите? Ведь Хаягрива Брахмачари очень возвышенный и искренний преданный!» Аранья Махарадж ответил: «Если я ему не скажу, то кто же тогда это сделает?» Гурудев, услышав замечания старшего вайшнава, тут же принял его и преисполнился благодарности к Аранье Махараджу. Шрила Гурудев всегда во всём видел мангала (благоприятное).
До того как Гурудев присоединился к Гаудия Матху, он занимал в миру хорошую должность. Когда он сообщил, что больше не будет работать на своей работе, ему ответили: «Наверно ты получил лучшую должность с хорошей оплатой, поэтому оставляешь эту работу?» Гуруджи ответил: «Да, я получил более высокое положение и надеюсь остаться там вечно». Однако, эти люди не поняли, что он имел ввиду. Стать слугой Господа – это самое высокое положение во всех мирах.
васати хриди санатане ча тасмин
бхавати пуман джагат асйа саукхйа-рупах
кшити-расам атирамйам атмано антах
катхайати чарутайаива шалапотах
«Как древо шала даёт отличный экстракт из своей коры, так и древнейший Шри Бхагаван, пребывая в сердце Своего бхакты, делает его всепривлекающим и прославленным во всех мирах» («Хари-бхакти-виласа», 10.51).
Шрила Прабхупада отправлял Шрилу Гурудева, Шрилу Шридхара Махараджа и Шрилу Ваману Госвами Махараджа в Мадрас для проповеди. Каждое воскресенье они проводили хари-катху. Слушатели были очень вдохновлены катхой этих замечательных вайшнавов. Они говорили: «Вы так разумны, если бы вы выучили наш местный язык, то смогли бы успешно проповедовать у нас. Услышав это, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур отвечал: «Бхакти невозможно получить лишь посредством языка, бхакти передаётся только через бхакти*». Все, кто следуют путём бхакти-йоги, должны понимать это. Наш Гурудев навсегда запомнил эти слова и следовал им всю свою жизнь. Гуруджи впитал в себя все наставления своего возлюбленного духовного учителя.
Шрила Прабхупада поручил Шриле Б.Р.Шридхару Махараджу построить храм. Однако, хотя он приложил много усилий, его попытки на тот момент не увенчались успехом. Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж расстроился и спросил Гурудева: «Что же нам делать, мы пытались построить Матх, но у нас ничего не получилось». На это Гуруджи ответил: «Мы ещё недостаточно приложили усилий, давайте попробуем ещё раз по-настоящему и с полной самоотдачей». По милости Всевышнего их усилия обрели успех, сегодня там находится Рамананда Гаудия Матх. Шриман Махапрабху пошлёт всё тому, кто оставил эгоистичные интересы и принял полное прибежище у Его лотосных стоп. Безусловно, прилагать усилия нужно, но с верой, что Шри Гаурасундра всё устроит.
Как-то ученики Шрилы Прабхупады собрались все вместе в храме Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа. Наш Гурудев немного опоздал на встречу. Когда Гуруджи пришёл, Бхакти Камал Мадхусудан Госвами Махарадж сказал: «Мы все вас ждали». Гурудев рассказал, что он задержался, потому что должен был закончить другое служение. Шрила Бхакти Вичар Джаджавар Махарадж спросил у Гурудева: «Зачем вы берёте на себя так много обязанностей? Если вы так и будете принимать на себя всё больше и больше ответственности, то скоро вам станет очень тяжело». Тогда Шрила Б.Р.Шридхар Госвами Махарадж с позволения вайшнавов сам ответил на этот вопрос: «Маленький кусочек глины кажется горой для муравья, но слон его даже не заметит. Там, где заканчиваются усилия других, только начинаются усилия Шрилы Бхакти Дайты Мадхавы Госвами Махараджа». Затем Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж рассказал обо всех трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, когда они строили Рамананда Гаудия Матх.
Также я присутствовал ещё на одной встрече учеников Шрилы Прабхупады. Тогда Шрила Гурудев решил обсудить со своими духовными братьями вопрос о постройке матха на святом месте явления Шрилы Прабхупады. Шрила Гурудев сказал: «Раньше мы не могли получить эту землю, но теперь у нас больше возможностей, давайте объединимся и постараемся возвести храм на земле, которую освятил Шрила Прабхупада своим божественным явлением». Однако тогда не все поддержали Шрилу Гурудева, а тех денег, что ему удалось собрать не хватило, чтобы купить даже воздух над этой святой землёй. Тогда Шрила Джаджавар Махарадж заключил, что только мой Гурудев может сделать невозможное. Он произнёс:
мадхава мадхава мадхава вачи,
мадхава мадхава мадхава хриди,
смаранти садхава сарве
сарва карйешу садхавам
«Я вновь и вновь взываю: «Мадхава, Мадхава, Мадхава», я всегда памятую Мадхаву, любое действие завершится успехом только, если мы выполняем его, посвящая Мадхаве».
После этого Шрила Гурудев предложил пранамы всем вайшнавам и сказал: «Если у всех вас есть это горячее желание, я постараюсь исполнить его». Затем он поехал в Калькутту в Багх-базар Гаудия Матх, я поехал вместе с ним. Гурудев рассказал им о своём намерении, но они отказались помочь ему купить землю. Однако у Гуруджи было столько решимости, он считал, что получить эту святую землю – обязанность учеников Шрилы Прабхупады. Пройдя через множество препятствий, Шрила Гурудев всё же купил это место.
Когда старшие ученики Шрилы Прабхупады узнали об этом, они решили отпраздновать там вьяса-пуджу Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Гурудев написал мне письмо, чтобы я отправился в Пури и приготовил всё для празднования. Гуруджи собственноручно писал приглашения на этот фестиваль индивидуально каждому вайшнаву. Приехали практически все ученики Шрилы Прабхупады. Состоялся грандиозный фестиваль. Мы подготовили места для матхаваси и сняли три гостиничных дома, где могли остановиться грихастхи. На этот фестиваль приехали также пожилые преданные, которым было трудно жить в аскетичных условиях, поэтому для них мы организовали специальные комфортабельные места.
Гурудев приехал за два дня до начала фестиваля, чтобы проверить всё ли готово к его началу. Врачи, опасаясь за его здоровье, запретили ему спать на земле. Поэтому для него мы специально смастерили кровать, но Гуруджи не хотел её принимать. Он очень смирено сказал: «Как я могу допустить такое, чтобы мои старшие духовные братья спали на земле, а я на кровати?» Мне пришлось долго настаивать, чтобы Гуруджи всё же согласился принять кровать, приготовленную для него.
Шрила Гурудев подходил к каждому своему духовному брату и заботливо спрашивал: «Всё ли в порядке?» Если кому-то, чего-то не хватало, то Гурудев делал всё возможное чтобы помочь ему. Фестиваль проходил в очень простых условиях, в то время не было даже потолков, преданные жили под пальмовыми листьями. Однако, несмотря на все возможные неудобства, все были счастливы принимать участие в этом огромном празднике в честь явления Шрилы Прабхупады. Нет в мире сил, которые могли бы остановить поток служения, проливающийся из сердца подлинных вайшнавов:
йасйа криччхра-гатасйапи кешаве рамате маннах
на вичйута ча бхактир ваи са ваи бхагавато нарах
апад-гатасйа йасйеха бхактир авйабхичарини
нанйатра рамате читтам са ваи бхагавато нарах
«Тот, чей ум всегда памятует о пада-падме Шри Кешавы даже в тяжёлой ситуации и кто не останавливается в своей бхагават-севе, является возвышенным вайшнавом. Бхагавата-вайшнав постоянно совершает хари-бхакти, даже перед лицом великих трудностей. Его сознание никогда не отклоняется от чистого преданного служения» («Сканда-пурана»).
В тот год Гуруджи заложил первый камень для строительства храма на этом важном для нас всех месте. Ученики Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады решили, что каждый год явления их учителя будет праздноваться в Джаганнатха Пури, а уход в Майяпуре, где находится его самадхи.
В 1962 году служители храма Господа Джаганнатхи в Чакдахе написали письмо моему Шриле Гурудеву с просьбой взять под свою опеку это святое место. По желанию Всевышнего Джагадиш Пандит привёл эти Божества туда**. Преемникам этого храма крайне не хватало денег для служения. Чтобы как-то поддержать и сохранить храм, они продали все близлежащие земли, но, к сожалению это им не помогло избежать финансового кризиса. Гурудев решил обратиться за советом к Шриле Бхакти Ракшак Шридхару Махараджу. Тот ответил следующее: «У вас ещё нет ни одного древнего храма, поэтому вы должны попробовать его сохранить». Позже мой Гурудев сказал нам: «Господь Джаганнатха хочет быть с нами, а мы размышляем над тем, какое нам принять решение. Это не хорошо. Мы должны служить Ему!» Как только Гуруджи принял на себя ответственность за этот храм, он устроил грандиозный фестиваль.
Особенностью Гуруджи было то, что его всегда переполняло большое желание служить всем вайшнавам. Именно с этой целью Гурудев организовывал множество огромных фестивалей. Он приглашал на пир всех желающих. Мы всегда переживали: как всё организовать? Где взять деньги, чтобы накормить огромное количество людей? Однако, благодаря непоколебимой вере и решимости Шрилы Гурудева, Господь посылал нам всё необходимое. Шрила Гурудев всегда очень ценил труды тех преданных, которые участвовали в организации фестиваля. Все усилия, которые будут направлены на удовлетворение Верховного Господа, никогда не будут потеряны. Жизнь таких людей будет успешна.
Обычно, если мы успешны в чём-либо, то мы будем чувствовать вдохновение и захотим продолжать этим заниматься. Если же мы сталкиваемся с препятствиями, то сразу хотим оставить начатую деятельность. Однако, Гуруджи всегда доводил любое служение до конца. Он ясно осознавал, что мы не являемся причиной успеха или неудачи, мы всего лишь инструмент в руках нашей гуру-варги. Если у нас есть такое сознание, тогда что мы теряем? Гурудев всегда говорил, что самое главное в духовном пути – служить Вишну и вайшнавам. Если приходиться выбирать между одним и другим, то служение последним является приоритетным. Величие подлинного вайшнава непостижимо:
калау бхагаватам нама
дурлабхам наива лабхйате
брахма-рудра-падоткриштам
гуруна катхитам мама
«Гуру полубогов сказал, что цель жизни в век Кали – стать бхактой Бхагавана. Положение такого преданного даже выше положения Брахмы и Рудры!» («Гаруда-пурана»).
Однажды Ачарья Махарадж рассказал моему Гурудеву о том, что их храм находиться в большой нужде. Услышав это, Шрила Гурудев поручил одному преданному взять взаймы пятьдесят рупий и отдать их Ачарье Махараджу. В то далёкое время наш матх был очень беден. У нас ничего не было, но даже в этой ситуации Гуруджи служил вайшнавам. Он снова и снова учил нас: «Материальные богатства приходят и уходят, но шанса послужить вайшнаву может больше не представиться».
Мой Гурудев устраивал огромные фестивали во Вриндаване. В первый день мы кормили прасадом всех вайшнавов, во второй всех враджаваси и в третий обычных людей. Тех денег, что тратились на один фестиваль, хватило бы, чтобы построить дхарма-шалу. Мы спросили Шрилу Гурудева: зачем он тратит столько денег на празднования. На это он ответил: «Я не знаю, будет ли потом у нас шанс послужить вайшнавам, поэтому мы не должны его упустить». Позже мы увидели, что Гуру Махарадж был абсолютно прав, так как вскоре после этого фестиваля ушли многие выдающиеся ученики Шрилы Прабхупады. Во время фестивалей он дарил вайшнавам одежды и даже оплачивал им билеты на дорогу. Своей жизнью Гурудев показывал идеальный пример вайшнава-севы.
Раньше преданные из разных Гаудия Матхов вместе совершали парикраму по Вриндавану. Шрила Гурудев старался заботиться обо всех, вне зависимости от принадлежности к тому или другому Матху. Гуруджи помогал всем своим духовным братьям. Если кто-то из его духовных братьев болел, то он покупал им необходимые лекарства, а также лично служил им в больнице. Гуруджи служил даже тем, кто сначала относился к нему враждебно! Шрила Гурудев говорил: «Я буду служить всем, кто хоть как-то связан со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати». Каждый месяц он тайно посылал деньги своим духовным братьям. За его жертвенное и бескорыстное служение все вайшнавы любили и почитали его.
Сегодня день явления моего дорогого Гурудева. Не нужно просить лишний раз его о милости – милость приходит сама по себе, когда вы служите. Наша гуру-варга всегда готова даровать нам милость. С их стороны нет несовершенств. Недостатки существуют лишь у нас. Представители нашей вайшнавской семьи хотят дать нам столько милости! Но мы, к сожалению, не прилагаем достаточно усилий. Поэтому, если вы будете всегда совершать искреннее служение, на вашем духовном пути не будет больших проблем.
Моё тело стало больным и с каждым днём я слабею, но по милости моего возлюбленного Гурудева, я могу говорить. Когда-то у меня были сломаны спина и шея, с тех пор я не могу предлагать дандават-пранамы. Я жаловался Шриле Бхакти Валлабхе Тиртхе Махараджу: «Вы можете предлагать пранамы, а я теперь не могу. Также я не могу сидеть долго на одном месте». Однако сейчас, я вижу много даже молодых людей, которые тоже не могут долго сидеть. Поэтому я благодарен Господу за то, что хоть сколько-то могу давать вам хари-катху.
ванчха-калпатарубхйаш’ ча
крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо
вайшнавебхйо намо намаха
………………………………………
*Это утверждение положено Шрилой Дживой Госвами в основу «Бхакти-сандарбхи». Оно основано на следующем стихе из «Шримад-Бхагаватам»:
смарантах смарайанташ ча
митхо ’гхаугха-харам харим
бхактйа санджатайа бхактйа
бибхратй утпулакам танум
«Памятуя о Всевышнем, который избавляет от всего неблагоприятного, и напоминая другим о Нём, благодаря духу преданности одни великие вайшнавы, погружённые в экстаз, переносят в сердца других настроение бхакти» (11.3.31).
** После того как Махапрабху принял санньясу и отправился в Нилачалу, Джагадиша Пандит вместе с другими преданными каждый год приходил в Пури на Ратха-ятру, где получал даршан Господа Джаганнатхи. После того, как праздник колесниц закончился, Джагадиша Пандит почувствовал сильную боль разлуки с Господом. В этот год проходила нава-калевара (церемония установления новых Божеств). Джаганнатха, зная об этом, дал наставление царю передать Его Джагадишу Пандиту. Джагадиша Пандит был несказанно счастлив. Он спросил Джаганнатху: как он сможет отвезти Божества в Шри Майяпур. Шри Джаганнатха ответил: «Моё Божество будет таким же лёгким как шола (водное растение, стебель которого при высыхании становиться очень лёгким). Меня необходимо нести обернув новой тканью и установить только в том месте, где Я Сам пожелаю. Для Меня не нужно проводить Ратха-ятру. Вместо этого вы должны провести Снана-ятру (церемонию омовения мурти)».
По велению Господа Джаганнатхи ежегодно проводится церемония снаны. Джагадиша Пандит отправился в Майяпур в сопровождении брахманов, которые несли Господа Джаганнатху. Когда они добрались до Чакдаха, который находится возле Навадвипы, Джагадиш Пандит отлучился, чтобы справить нужду. Тем временем один брахман держал Божество Джаганнатхи на себе, как неожиданно Божество стало слишком тяжёлым, и брахман вынужден был поставить мурти на землю. Когда Джагадиш Пандит увидел Божество стоящим на земле, он понял, что так проявилось желание Самого Господа Джаганнатхи остаться в этом месте. Так изваяние Господа установили на берегу Ганги.
Перевод: Манохари д.д.
Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами