?

Милость и желание духовного учителя.

 (голосов: 2)
   Журналист: admin. Просмотров: 1386. Опубликовано: 16-05-2012, 08:20

    Лекция, прочитанная в день явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады.


    Сегодня благоприятный день явления нашего духовного учителя - Ом Вишнупады Парамахамсы Паривраджакачарьи Аштоттара-шата Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Он прожил яркую жизнь, но помимо его биографии нас в особенности интересует его миссия.


    Место явления Махапрабху и Его миссия

 

Маяпур, в котором мы сейчас находимся, некоторое время назад назывался Мияпуром. По большей части он населен мусульманами. По этой ли причине или по другой, но название этого места было изменено на Мияпур. До сих пор не умолкают споры о том, где явился Шри Чайтанья Махапрабху. Бхактивинода Тхакур очень серьезно занимался исследованиями этого вопроса. В конце концов, Шри Джаганнатха даса Бабаджи Махараджа подтвердил, что современный Йогапитх действительно является местом рождения Шри Чайтаньи Махапрабху. Получив таким образом от духовного учителя подтверждение своего божественного видения, Бхактивинода Тхакур захотел прославить это место, связанное со священным именем Шри Чайтаньи Махапрабху. Но ему не удалось претворить свои грандиозные планы в жизнь, и эта миссия перешла в руки его сына - Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Его усилиями и усилиями его учеников слава Маяпура распространилась повсюду, и мы также стараемся внести свой вклад в его развитие. Поэтому мы назвали этот храм «Маяпур-Чандродая». В наших планах - грандиозное строительство; нам удалось установить связи с другими странами, особенно тесные - с Америкой. Такова была мечта Бхактивиноды Тхакура-чтобы американцы приезжали сюда, воспевали святые имена и танцевали вместе с индийскими преданными, а также участвовали в развитии Маяпура. Воплощение этой мечты, которая была также желанием Самого Чайтаньи Махапрабху, предсказано в стихе:

 

    притхивите ачхе йата нагаради грама
    сарватра прачара хаибе мора нама*
    «Чайтанья-бхагавата», Вриндавана даса Тхакур.

 

Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы все жители Индии участвовали в проповеди:

 

бхарата-бхумите хайла манушйа джанма йара
    джанма сартхака кари' кара пара-упакара

 

«Тот, кто родился человеком на земле Индии [Бхарата-варши], должен достичь совершенства жизни и нести благо другим» («Ч.-ч.», Ади, 9.41).


    Истинная благотворительность

 

Пара-упакара - в этом состоит миссия Чайтаньи Махапрабху. Пара-упакара означает «нести благо другим». В человеческом обществе существует множество организаций, которые занимаются благотворительностью, но почти все они убеждены, что тело - это наша сущность, поэтому, принося ему благо, можно творить добро. На самом же деле это нельзя назвать добрыми делами, поскольку, как ясно сказано в «Бхагавад-гите» (2.18):

 

антаванта име деха нитьясйоктах шариринах

 

«Душа вечна, - лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели».
    Это тело - антават. Анта означает, что оно имеет конец. Все, что имеет материальную природу, рождается, существует некоторое время, а потом разрушается: бхутва бхутва пралияте. Духовное образование начитается с понимания, что мы не являемся этими телами. Это первое наставление, которое Кришна дает Арджуне в «Бхагавад-гите». Арджуна рассуждал, опираясь на телесные представления о себе, поэтому Кришна сурово отчитал его: «О, Арджуна, ты говоришь, как высокообразованный человек, но почему же тогда ты скорбишь о том, что недостойно горя?» Ашочйан анвашочас твам («Бхагавад-гита», 2.11).
    Без сомнения, нет ничего плохого в деятельности, приносящей благо телу - строительстве больниц, школ и т.д., - но в конечном итоге нужно заботиться о благе для души. Такова конечная цель. В этом заключается послание Вед. Кришна начинает с этих наставлений («Бхагавад-гита», 2.13):

 

дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам джара
    татра дехантара-праптир дхирас татра  на мухйати

 

«Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу».
    Чайтанья Махапрабху также говорил о принципе пара-упакара:

 

бхарата-бхумите хайла манушйа джанма йара
    (манушйа) джанма сартхака кари' кара пара-упакара


    Благие дела, о которых идет речь в этом стихе, не относятся к услаждению материального тела. Здесь говорится о благе для души - это то же, в чем Кришна старался убедить Арджуну: «Ты не тело. Ты - душа». Антаванта име деха нитйасйоктах шариринах. На ханйате ханйамане шарире  - «Душа не уничтожается, когда погибает тело» («Бхагавад-гита», 2.20).
    Итак, истинная благотворительность начинается там, где проявляется забота о душе. В чем же заключаются потребности души? Они основаны на том, что душа - искорка огромного костра. Приняв эту аналогию, можно понять, что мы, живые существа, - крошечные искорки Верховного Брахмана, Парабрахмана, то есть Кришны. Находясь внутри костра, искра источает удивительный свет; но, вылетая из огня, она тут же гаснет.


    Два мира

 

Наше нынешнее положение состоит в том, что мы выпали из этого костра, покинув Кришну. Майя означает тьму, невежество. Есть простой бенгальский стих, описывающий этот процесс:

 

кришна-бахирмукха хана бхога-ванчха каре
    никата-стха майа таре джапатийа дхаре

 

«Когда у живого существа появляется желание наслаждаться материальной природой, оно попадает в ее ловушку» («Према-виварта», Джагадананда Пандит).
    Это очень наглядный пример. Пока искры пляшут внутри костра, они сияют; но как только они падают на землю, то тут же обращаются в пепел, который уже не горит. Точно так же и мы созданы для того, чтобы танцевать, играть, гулять и жить с Кришной. Таково наше истинное положение. Это и есть Вриндаван. Каждый там общается с Кришной. Деревья, цветы, реки, коровы, телята, мальчики-пастушки и взрослые пастухи во главе с Нандой Махараджей, другие старшие жители, Яшода-майя, гопи - вот картина Вриндавана, вриндаванская жизнь. Чтобы привлечь нас, Кришна приходит в этот мир со всем Вриндаваном и показывает нам эту жизнь: чинтамани-пракара-садмасу: «Изначальный Господь Говинда, в Своей обители, состоящей из духовных драгоценных камней, пасет коров камадхену, которые исполняют любые желания. Там, в окружении бесчисленных древ желания, Ему служат сотни тысяч богинь процветания (гопи)» («Шри Брахма-самхита», 5.29).
    Тем самым Он как бы говорит нам: «Вы пытаетесь выжать наслаждения из материального мира, но в нем невозможно наслаждаться. Вы вечны, а здесь нет ничего вечного. Поэтому идите ко Мне, идите ко Мне!»

 

тйактва дехам пунар джанма найтимам эти со'рджуна

 

«Тот, кто знает божественную природу Моего появления и Моих деяний, покидая это тело, не рождается снова в этом материальном мире, Но входит в Мою вечную обитель» («Бхагавад-гита», 4.9).
    Такова цель движения сознания Кришны. В этом состоит послание «Бхагавад-гиты». Поэтому в конце ее Кришна призывает нас:

 

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа

 

«Оставь все виды религии и вручи себя Мне» («Бхагавад-гита», 18.66).


    Влияние гун

 

Почему нужно постоянно пребывать в беспокойстве, строя планы и пытаясь улучшить свою материальную жизнь? Здесь это все равно невозможно. Рано или поздно придется расстаться со своим телом и принять новое. Бхункте пракрити-джан гунан («Бхагавад-гита», 13.22.): пока живое существо находится в этом мире, оно вынуждено соприкасаться с гунами материальной природы. Можно использовать ту же аналогию. Предположим, искры вылетели из костра. Есть три варианта, куда они могут упасть: на сухую траву, на влажную траву и на голую почву. Как это можно связать с гунами? Есть три гуны - саттва-гуна, раджо-гуна и тамо-гуна. Саттва-гуну символизирует сухая трава; она воспламеняется, если искра падает на нее. В саттва-гуне проявляются качества огня (праката). Но если искра упала на влажную траву или землю, то она гаснет. Таким образом, соприкасаясь с саттва-гуной, мы получаем некоторую надежду на духовную жизнь. Но если мы находимся во власти раджо- и тамо-гун, у нас нет никакой надежды. Раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш ча йе:

 

тада раджас-тамо-бхавах кама-лобхадайаш на йе
    чета этаир анавиддхам стхитам саттве прасидати

 

«Как только в сердце проявляется неуклонное любовное служение, влияние материальных гун страсти и невежества, выражающееся в жадности и вожделении, исчезает. Тогда преданный утверждается на уровне благости и испытывает постоянное счастье» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.19).
     Раджас-тамах. Погружаясь в эти гуны, мы обретаем соответствующие желания - вожделение и жадность: кама-лобхадайашча. Но если мы развиваем качества саттва-гуны, то кама-лобхадайа не коснутся нас Мы будем стоять в стороне от них. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам»:

 

шринватам сва-катхах кришнах
    пунйа-шравана-киртанах
    хридй антах стхо хй абхадрани
    видхуноти сухрит сатам


    «Шри Кришна, Личность Бога - Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного, - очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в нем развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.17).
    Необходимо преодолеть влияние саттва-, раджо- и тамо-гун, в особенности двух последних. Если мы даже не пытаемся сделать это, то у нас нет надежды на какое-либо духовное спасение, или освобождение от материальных пут. В Кали-югу влияние саттва-гуны практически не ощущается, она почти отсутствует. В основном действуют раджас и тамас, в особенности сильна тамо-гуна.

 

джагханья-гуна-вритти-стхах адхо гаччханти тамасах

 

«Те, на кого влияет отвратительная гуна невежества, опускаются в адские миры» («Бхагавад-гита», 14.18).

 

 калу шудра-самбхавах

 

Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху начал движение сознания Кришны, основанное на воспевании Харе Кришна мантры.


    Судьба движения Махапрабху в ваших руках

 

Шри Чайтанья Махапрабху начал Свое движение в этом месте, затем распространил его по всей Индии. Его желание было таковым: притхи-вите ачхе йата нагаради грома: «Движение сознания Кришны нужно распространить по всем городам и селениям». Судьба этого движения сейчас в ваших руках.
    В 1965 году Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пожелал, чтобы я что-то сделал для этой миссии. Он хотел этого от всех своих учеников. Беседуя со мной, он много раз повторял: «Ты должен сделать это. Все, что ты знаешь, переводи на английский язык».
    В 1933 году я жил в Бомбее, там я занимался бизнесом. Оттуда я приехал на Радха-кунду повидаться со своим духовным учителем. Один из моих друзей хотел пожертвовать участок земли в Бомбее для строительства Гаудия Матха. Это длинная история, я не буду сейчас на ней останавливаться, потому что хочу рассказать о миссии Бхактисиддханты Сарасвати Госвами. При нашем разговоре присутствовал также один мой духовный брат. Он напомнил мне об обещанном пожертвовании от моего друга, и Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада принял этот дар. Но затем он сказал: «Нет нужды в строительстве множества храмов. Гораздо лучше печатать книги». Он объяснил ход своих мыслей так: «В Ультаданге мы построили Гаудия Матх. Арендная плата была небольшой, и если бы мы собирали пожертвований на сумму не больше 250 рупий, этого вполне бы хватало. Но господин Дж. В. Датта пожертвовал нам дорогой мрамор тхакурабари, и тут же мои ученики начали ссориться. Я больше не хочу этого. Я готов снять мрамор с храма, продать его и на вырученные деньги напечатать книги».
    Этот разговор глубоко запал мне в сердце. Бхактисиддханта Сарасвати всегда говорил мне: «Если у тебя будут какие-то средства, печатай книги». По его благословению и благодаря вашей помощи это наставление удалось претворить в жизнь. Наши книги можно увидеть во всех уголках мира, они очень успешно распространяются. В этот особый день - день явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура - постарайтесь запомнить его слова. Он хотел, чтобы было издано множество книг о нашей философии, в особенности на английском языке, ведь теперь это язык мирового общения. Мы путешествуем по всему миру и проповедуем на английском языке. За исключением редких мест нас везде понимают. Итак, сегодня я обращаюсь к своим ученикам с просьбой - ко всем тем, кто хочет сотрудничать со мной: издавайте как можно больше книг и распространяйте их по всему миру. Это принесет удовлетворение Шри Чайтанье Махапрабху и Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Свами Прабхупада