?

История Императора Читракету.

 (голосов: 2)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 919. Опубликовано: 6-01-2016, 10:16

История Императора Читракету

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж

20 октября 2000 г. Одесса, Украина

 

Сегодня я хочу выполнить просьбу нашего доброжелателя Бхакти Виджай Нрисимхи Махараджа. Я хочу рассказать о Махарадже Читракету, хочу объяснить эту тему, которую рассказывал Ведавьяса Муни в «Шримад-Бхагаватам». Я буду делать это ради моего собственного личного духовного блага, для моего продвижения в преданности. Ради моего собственного вечного блага, по желанию Всевышнего Господа Шри Кришны, Шри Чайтаньи Махапрабху и нашего высокочтимого Шрилы Гурудева и нашего высокочтимого шикша-гурудева.

Это повествование содержится в «Шримад-Бхагаватам». Для меня очень сложно говорить в подробностях. Только завтра утром у нас может быть особая программа, послезавтра всё утро будет занято гуру-пуджей (День явления Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа). Вы должны принести все слагающие, всё необходимое для проведения гуру-пуджи. Я не знаю, будут ли даже все необходимые составляющие, доступны ли они здесь? Поэтому утро завтра и послезавтра будет занято. Сегодня мне сказали, что мы должны закончить программу до 20-00. Времени немного. Но, как бы то ни было, я должен подчиняться воле вайшнавов.

Шукадева Госвами говорит с Махараджем Парикшитом. Император Читракету был единовластным правителем области Шурасена. Он был правителем благочестивым, набожным, склонным к преданности Всевышнему Господу. Всевышний Господь был покорён его преданностью, и в его управлении страной не возникало никаких сложностей. Все его подданные были счастливы и довольны. У него не было никаких беспокойств или тревог. Единственная сложность, которая была у него….

Мы не редко думаем, что если у нас будут деньги, если будет положение, власть, прекрасная жена или жёны, то мы будем полностью счастливы. У Махараджи Читракету было всё. Он был монархом, единовластным правителем великой страны. Был благочестивым человеком, у него было достаточно денег, много богатства. У него было десять миллионов жён. Можем ли мы в это поверить? (Смеется). Десять миллионов значит один крор. Мы называем это так на санскрите. Наши гуру объясняли это: «один крор не означает ровно десять миллионов – количество, а означает, что было очень и очень много жён. И, чтобы подчеркнуть это, говорится – было десять миллионов жён - несметное число».

Но Махарадж Читракету переживал внутри себя очень особое горе, потому что, по воле провидения, все его жёны были бесплодны. Тем самым, у него не было детей. Он был человеком набожным, верующим, благочестивым, знал и почитал множество великих святых. В те времена, в которые он жил, все святые того времени благословляли его дом прикосновением своих стоп. У него была возможность служить им. И все святые того времени любили этого Махараджа. Махарадж знал многое. Он прекрасно знал, что этот мир – бренный, преходящий, все отношения в нём временные. Но всё равно у него было очень сильное желание, чтобы у него родился сын, наследник.

Однажды Ангира Риши, великий святой, отец Брихаспати, благословил его дом прикосновением своих лотосных стоп. Пришёл в его царство размышляя: «Махарадж, император – очень благочестивый человек. Он не должен тратить время своей жизни только на домашние дела, семейные заботы. Я дам ему брама-гьяну, я займу его в служении Всевышнему Господу». С этим благим желанием он благословил своим посещением дворец Махараджа.

Махарадж Читракету склонился к его лотосным стопам, омыл его стопы и принял чаранамриту, окропил ею себе голову и окропил этой святой водой всех членов своей семьи. Царь оказал Муни всевозможное служение. однако Ангира Риши, видя лицо императора, мог понять, что он испытывает внутреннее беспокойство, какую-то сильную неудовлетворённость в сердце.

— Почему ты такой печальный? Что случилось? По милости Бога ты получил всё. У тебя нет недостатка ни в чём. Скажи мне, признайся».

Царь ответил:

— Да, ты прав, по милости Господа у меня есть всё. У меня нет недостатка в богатствах. У меня есть большая страна, где я являюсь единственным и единовластным правителем. Все подданные покорны мне. Они чтут меня всегда должным образом. Во всём этом нет никаких сложностей. Но в моём сердце я не нахожу ни капли покоя. Почему? У меня нет ни одного сына.

Видите, мы думаем: «Будут деньги – мы будем счастливы». Деньги у него были, но он не чувствовал от этого радости. Мужчины думают: «Если у меня будет красавица жена – я буду счастлив». Но у царя было множество жён! Мы хотим, чтобы наши слуги или подчинённые любили и уважали нас. Но все подданные любили царя и уважали его. У него не было врагов. Но всё равно он был разочарован, опечален, повержен сильным горем и всё из-за того, что у него не было сына. Так порой обстоят дела в этом материальном мире. И тогда царь обратился с молитвой к мудрому Ангире:

— Ты пришёл сюда. Несомненно, в этом моя удача. Я предаюсь твоим лотосным стопам, дай мне пожалуйста благословение.

Ангира Риши был поражён: «Как так? Такой благочестивый император, находится в общении со столькими святыми, служит им, и он просит от меня обычное временное благо. Он жаждет преходящего – сына? Я пришёл к нему, чтобы дать ему брахма-гьяну, чтобы он мог полностью, без остатка занять себя в служении Всевышнему Господу. Я хотел, чтобы он мог использовать эту драгоценную человеческую жизнь во благо душе должным образом, ради бхагават-севы. Эта человеческая жизнь предназначена единственно для поклонения Шри Кришне. А он просит у меня ничтожного, временного. Ну, что ж…».

Ангира Муни сказал:

— Хорошо. Ты должен устроить ягью, жертвоприношение. Я проведу жертвоприношение, которое называется драшчи-ягья, жертвоприношение ради обретения сына.

Муни описал всё, что необходимо для проведения ягьи: «Принесите всё это». Ангира Риши провёл жертвоприношение. Он возлил масло в священный огонь. Затем всё, что было поднесено во время этой ягьи, он дал Махараджу Читракету и сказал:

— Отдай это всё твоей старшей жене. Она наделена всеми замечательными качествами и добродетелями. Дай ей эту пищу, и тогда ты получишь сына. Сына, который принесёт тебе и счастье и страдание. Вместе с приходом наследника сначала придёт счастье, но в конце - горе. Ты, как и все, получишь и то, и другое».

Тогда Читракету подумал: «У меня нет сына. Я получу сына и буду счастлив. Возможно, что этот сын будет озорной, шаловливый и это как-то будет беспокоить меня и других, тем не менее, каким бы он ни был, у меня будет любимый сын. Хорошо, пусть он будет немного непослушным, пусть будет приносить мне какие-то беспокойства, страдания своим поведением. Ничего. Зато у меня будет сын». Внутренне он объяснил это для себя именно таким образом.

По окончанию ягьи Ангира Риши ушёл. Остатки пищи, поднесённые во время жертвоприношения, были отданы Критадхути, старшей из жён императора Читракету.

Прошёл год и у Махараджа родился прекрасный сын. Он был необычайно счастлив, что наконец-то в его пожилом возрасте у него есть сын. Он роздал людям очень много даров в честь рождения наследника, оказал служение всем браманам. Для этого у него было достаточно богатства. Он одарил многих дарами, пожертвовал брахманам много необходимых им вещей и ценных подарков ради вечного блага своего сына. Но что произошло потом?

Спустя некоторое время, получив сына, Махарадж Читракету чувствовал к нему такую привязанность, такое влечение, что постоянно ходил к своей старшей жене и спрашивал: «Где наш сын? Где наш сыночек?» Ему постоянно хотелось посмотреть на него. Другие его жёны остались без его должного внимания, он их фактически не посещал. В конце концов, его привязанность возросла настолько, что он просто перестал совсем ходить к своим другим женам. Эти жёны – вначале были счастливы, что у царя родился наследник. Однако потом, когда они увидели его безразличие к себе и его сильную любовь к старшей из них, они почувствовали сильную зависть. Поскольку царь пренебрегал ими, они постоянно были очень сильно расстроены. В какой-то момент они «вышли из себя»: «Сейчас мы лишены даже малейшей ласки, любви и заботы со стороны своего супруга. Ели бы не его сын, всё было бы иначе. Как только он родился, наш муж бросил нас. Он никогда не приходит к нам. Он ходит только к Критадхути».

Их зависть достигла такой степени, что они подумали: «Этот сын – причина всех наших страданий, всех наших печалей. Мы должны что-нибудь сделать, чтобы этот сын оставил этот мир».

Когда члены собственной семьи становятся врагами, выжить в этой атмосфере становится практически невозможно:

 

рина-карта пита шатрур мата ча вйабхичарини

бхарйа рупавати шатрух путрах шатрур апандитах

 

«Отец, из-за которого семья оказывается в долгах, нецеломудренная мать, красивая жена и глупый сын – все они становятся врагами».

 Однако внешне такие члены семьи воспринимаются как родные, как близкие. И что же они сделали? Они подмешали яд в молоко, которым кормили ребёнка. Та из жён, которая заботилась о ребёнке, кормила его, напоила молоком. Ребёнок попил молока и умер.

Никто не мог этого понять. Царица думала: «Почему ребёнок так долго спит? Я никогда не видела, чтобы он когда-либо так долго спал». Она позвала няньку:

— Пойди туда, пробуди его.

Тогда нянька пошла и увидела, что всё его тело холодное, глаза закатились. Увидев это, она закричала и упала без чувств. Услышав это, королева также вскочила на ноги:

— Что случилось? Что произошло?!

Она вошла в опочивальню и увидела сына мёртвым. Увидев это, она упала в обморок, потеряв сознание. Через какое-то время, когда сознание вернулось к ней, она стала громко рыдать, скорбеть с такими словами, что, слыша её причитания, расплавились бы даже камни. Вся царская семья, все были повержены большим горем. Младшие жёны, которые совершили это преступление, также плакали «крокодильими слезами» напоказ, чтобы никто не смог заподозрить их. Они также рыдали и причитали, хотя именно они отравили малыша.

Мы можем прочитать об этом в «Шримад-Бхагаватам», слыша её причитания, её скорбный плач, не было такого человека, который смог бы удержаться от слёз.

— О, моё возлюбленное дитя! Проснись, смотри, это пришли твои друзья. Они зовут тебя играть! Тебе надо играть со своими друзьями, они же зовут тебя! Проснись же, проснись! Ты ушёл туда, откуда ещё никто не возвращался, — и затем она упала без сознания.

Так рассказывает Ведавьяса Муни.

Она очень долго плакала, а царь находился в это время в тронном зале. Нужно было сообщить царю, но кто мог осмелиться сообщить ему такую весть? Ни у кого не хватало смелости, потому что, спустя такое долгое время наконец-то родился долгожданный сын, и вот сейчас он уже умер. Если донести эту весть до царя, у него может разорваться сердце от горя. Кто же пойдёт на это? Однако необходимо было совершить некоторые обряды с мёртвым телом. В обществе хинду, мёртвое тело сжигают, но уже становилось поздно. И, наконец, послали одного доверенного человека.

Он пошёл туда, где царь восседал на своём троне. Его доверенный слуга вошёл туда, но не смог ничего сказать, ибо рыдал без остановки.

— Что с тобой? Что случилось? Почему ты плачешь?

А в ответ ни слова, только слезы и рыдания.

— Что же ты плачешь? Скажи же мне?!

— Махарадж, ваш сын... Его больше нет в этом мире.

Услышав это Махарадж, который был могучим, немедленно стал слабым и беспомощным. Он не смог даже пошевельнуться, переживая горе и боль разлуки.

— Что ты говоришь?! Что ты говоришь?!!

Он хотел шагнуть и упал.

— Что ты говоришь?!

Еле сдвинувшись с места, он, дошёл до покоев, где рыдала его жена. Все стали причитать. Увидев своего сына мёртвым, он упал и потерял сознание.

Критадхути испугалась, думая, что тот тоже оставил этот мир от горя:

— Я потеряла всё! Мой муж тоже умер. Я потеряла сына, а теперь вот и мужа.

Она рыдала, причитала так, что все, кто был там, не могли сдерживаться и рыдали в голос. Всё происходило довольно долго. От горя, никто не мог прикоснуться к мёртвому телу.

— Мы должны отнести его, выполнить последний долг, предать тело огню – наконец сказал кто-то.

— Нет!! – закричали царь и царица.

— Уже поздно…

— Нет, я не отдам. Я не дам этого сделать - кричал царь, обняв сына обоими руками.

Тогда Ангира Риши, узнав что произошло, вместе с Нарадой Госвами снова пришли к царю. Все министры, советники, другие жёны стали просить Ангиру Риши помочь:

— Махарадж не отдаёт своего сына, а становится уже поздно.

Тогда Ангира Риши сказал:

— Махарадж! О, Махарадж! О чём ты скорбишь? О чём ты плачешь?

— Разве вы не видите, что мой единственный, мой возлюбленный сын мёртв?! Я оплакиваю его. Неужели вы не видите?

— Скажи мне, твой сын находится здесь?

— Нет.

— Ты видел своего сына, когда твой сын был здесь? Ты говоришь, ты видел? Ты видел лишь тело и это тело здесь! Так что твой сын здесь.

«Наверное, это какой-то святой» - подумал Махарадж Читракету. Он стал спрашивать: «Ты Ангира Риши? Ты Нарада?» Он знал всех риши и муни по именам. Он сказал: «Ты пришёл от них?» Ангира Риши ответил:
— Да, я Ангира Риши. Я пришёл, чтобы дать тебе брахма-гьяну, а ты захотел от меня всего лишь сына. Ты хочешь ещё раз сына?

— О, нет, нет! Ни за что не хочу сына!

Ангира Риши продолжал:

— Смотри! Пока мальчик принимал Махараджа Читракету и Критадхути за своих родителей, он оставался здесь. Сейчас его дело в этом мире завершено. Он ушёл куда-то. Он начал свой новый путь в каком-то другом месте, в ином мире. Сын уже не принадлежит вам. По желанию Всевышнего Господа дживы (души) приходят в этот мир, а затем оставляют тело. Из-за невежества, обмана иллюзорной энергией, мы думаем: «Она моя жена, а это мой сын, тот - мой брат». Но никто не приходит и не уходит по твоему желанию.

В «Бхагавад-гите» (2.27) об этом говорится:

 

джатасйа хи дхруво мритйур дхрувам джанма мритасйа ча

 

«То, что родилось, неизбежно умрёт. То, что появилось, обязательно исчезнет, будет полностью разрушено».

— Тело рождается, а это значит, что оно умрёт. Но у истинного «я» нет ни рождения, ни смерти. Поэтому, то, что неизбежно, неизбежно либо сегодня, либо через сто лет, либо через пятьдесят лет, либо тридцать лет. Но нам всё равно придётся оставить тело. Это неизбежно. Это неизбежно! Так зачем же об этом скорбеть? Рассуди сам!

Например, если чей-то сын живёт за пределами Украины, находится где-нибудь в Индии или в другом месте. Он уехал ради какой-то работы. Родители остаются здесь, в Одессе. Они знают, что их сын уехал в определённое место. Они не скорбят, не оплакивают его. Они знают: «Сын там. У него в другом городе или стране работа, какой-то бизнес, командировка. Родители понимают, что их сын зарабатывает деньги, чтобы поддержать семью. И они не особенно погружаются в печаль из-за разлуки с ним. Но когда приходит известие о смерти сына, они начинают рыдать: «О, наш сын умер!» Они бегут туда, где он был, зная, что сына там нет. Немедленно приходит боль разлуки.

Те, у кого есть знание, что истинное «я» переходит из одного тела в другое, что истинное «я» невозможно уничтожить - видят: «Я пришёл сюда. А до этого я был в другом месте, в другой комнате. После этого я пойду в следующее помещение. Я просто меняю помещения, меняю дома, но «я» есть. Истинное «я» – есть. Тот, кто видит истинное «я», кого они будут оплакивать? О ком они будут скорбеть?

 

гатасун агатасумш ча нанушочанти пандитах

 

«Мудрые не скорбят ни о живых ни о мёртвых» («Бхагавад-гита», 2.11).

Таким образом Ангира Риши попытался успокоить Махараджа Читракету. Потом он попросил Нараду Госвами:
— Пожалуйста, дай ему какую-нибудь мантру, чтобы он поклонялся Всевышнему Господу.

Нарада Госвами увидел, что всё равно, несмотря на то, что царь выслушал так много благих наставлений, немало духовных советов, всё равно он переживал горе, и чувствовал привязанность к своему сыну. Нарада Госвами подумал: «Если я не смогу избавить его от этой скорби, он не сможет ничего принять от меня. Он не сможет повторять харинаму или мантру всем своим сердцем, потому что он всё равно привязан к своему сыну». Но, чтобы исполнить просьбу Ангиры Риши, Нарада Госвами сотворил чудо - возвратил этого ребёнка к жизни. Ребёнок открыл глаза и начал говорить. Увидев это, все были очень поражены. «Что?! Как это возможно?! Ребёнок, оказывается жив?!!» Тогда Нарада Госвами обратился к сыну:

— Ты настолько удачлив, что у тебя такой благочестивый отец, у тебя такая набожная мать Критадхути. Куда же ты хотел уйти?

Тогда ребёнок сказал:

— У меня миллионы родителей. О ком из них ты говоришь? У меня столько отцов, столько матерей!

— Я говорю о твоих настоящих, нынешних отце и матери.

Ребёнок ответил:

— Это воля Всевышнего Господа. Пока я буду оставаться здесь, принимая Махараджа Читракету как своего отца и Критадхути как свою мать, до тех пор я буду с ними. Но теперь мой срок пребывания в этом месте подошёл к концу. Я больше не могу оставаться здесь ни на одно мгновение. Началась моя жизнь в другом месте, всё происходит согласно карме. Например, деньги постоянно перемещаются, двигаются из одного места в другое. Я отложил деньги для какой-то цели. Затем деньги были потрачены, и они переходят к другому человеку. Тот отдаёт их следующему. И так богатства перемещаются. Так и я двигаюсь из одного места в другое, из одного в другое. Я перемещаюсь в другие формы жизни, не только в человеческие. И меняю родителей одного за другим.

Это моя дорогая мама, это мой дорогой отец. Что я могу сказать? Даже через тысячу рождений тот, кто был для меня самым близким и дорогим, может стать величайшим врагом. Какую ценность имеют все эти отношения?

 

на кашчит касйачин митрам на кашчит касйачид рипух

каранена хи джанати митрани ча рипумс татха

 

«Никто сам по себе нам ни враг и ни друг. Только когда люди начинают вести себя соответствующим образом, мы понимаем, кто они – друзья или враги».

В кришна-лиле мы встречаем пример тому. Васудева и Деваки. Приняв их как родителей, явился Сам Всевышний Господь. Но какие страшные страдания они претерпели? Что перенесла Деваки? Камса, её двоюродный брат, жестоко, немилосердно убил шесть её предыдущих сыновей. Убил сразу же, после их рождения. Может ли какая-нибудь мать вынести подобное? Она плакала, рыдала. Камса жестоко убил её детей. Камса пригласил Шри Кришну на борцовское состязание, он продумал заговор, чтобы убить Кришну, и с помощью Акруры привёз Бхагавана в Матхуру. Кришна в борцовском поединке убил Чануру и Муштику – великих борцов того времени.

Шри Кришна и Баладева были совсем юными. Они – Всевышний Господь проявившийся в двух обликах. Камса думал, что в борцовском поединке он их убьёт. И никто не поймёт, что он в этом замешан. Но Кришна убил и сумасшедшего слона Кувалаяпиду и других, посланных Камсой демонов. Убил, в конце концов, и самого Камсу. Затем пришёл в тюрьму, чтобы поклониться Васудеве и Деваки.

Они думали: «Кришна не наш сын. Он всего лишь маленький мальчик и не в состоянии убить таких борцов, такого слона, убить Камсу. А если это Ему удалось, значит это - Бхагаван».

Когда Кришнадев поклонился им, они также поклонились Ему. И Деваки стала молиться Шри Кришне:

«Ты – Всевышний Господь, а в моём сердце такое страшное горе, невыносимое горе. Сразу, как только родились мои дети, Камса убил всех их, одного за другим. Ты способен на всё. Ты – Всевышний Господь. Когда Ты хотел сделать пожертвование Своему гурудеву Сандипани Муни за полученные от него уроки, он захотел вернуть своего сына. Его сын утонул в океане. И Ты вернул ему сына из царства бога смерти Ямараджа. А я потеряла шесть сыновей! Верни их пожалуйста ко мне обратно. Я хочу их видеть».

Кришна улыбнулся: «Что такое говорит Моя мать? Они же не её дети. Они сыновья Маричи. Они полубоги. Когда Брахма сотворил прекрасную женщину, он собрал глаза, уши и всё прочее со всех сотворённых существ. И из всего этого создал прекрасную женщину. Чтобы показать другим, насколько привлекательно было его творение, Брахма сам побежал за ней. Увидев это, шесть сыновей Маричи стали оскорблять, критиковать Брахму: «Он – великий Брахма, а бегает за этой женщиной как обычный смертный!» Они не могли этого понять. И за то, что они совершили оскорбление лотосных стоп Брахмы, они немедленно стали демонами, сыновьями демона, находившегося под покровительством Хираньякашипу. Имя этого демона было Каланеми.

Хираньякашипу был великим демоном. В его асурическом сообществе дисциплина была очень строгой. Никто не мог ничего сделать без его указа. Но что сделал Каланеми? Он послал своих сыновей совершать аскезу, не спрашивая никакого позволения у Хираньякашипу. Его сыновья стали совершать аскезу. Хираньякашипу узнав об этом, преисполнился гнева и проклял их, а также Каланеми. Он вскричал: «Ты убьёшь своих сыновей! Я проклинаю тебя! Ты нарушил строгую дисциплину. Кто ты такой что ослушался меня?!»

В связи с таким исходом дел, асур Каланеми родился в следующей жизни как Камса. Камса убивал своих собственных сыновей одного за другим. А Деваки не ведала об этом и думала, что он убивает её собственных сыновей.

Итак, Деваки хотела видеть своих убитых сыновей. И хотя они уже родились в Суталпуре, в царстве Бали Махараджа, Шри Кришна пришёл к нему: «Моя мать хочет видеть своих сыновей. Дай их мне». Бали Махарадж был преданным Всевышнего Господа и конечно же немедленно послушно вернул их. Кришна привёл их к Деваки и сказал: «Вот твои сыновья».

Из-за того, что у них была связь с Деваки, поскольку они были её детьми, Деваки захотела накормить их грудью. И она накормила их одного за другим, и тогда эти сыновья были избавлены от проклятья Хираньякашипу. Выпив молока из святой груди Деваки, которой она кормила Самого Кришну, они приобрели облик полубогов, поклонились Васудеве и Деваки и сказали:

— Мы уходим!

— Куда же вы?! Вы же мои сыновья!

— Нет, мы сыновья Маричи!

Она смотрела на них, онемев от горя и ничего не понимая… Такова сила и иллюзия родственных связей в этом мире.

Всю эту историю Махарадж Читракету услышал из уст своего собственного маленького сына. И только тогда ему удалось избавиться от горя разлуки. Он смиренно согласился: «Хорошо!»

После этого он получил мантру от Нарады Госвами и стал преданным Господа Санкаршаны.

 

дханани дживитам чаива парартхе праджна усриджет

сан-нимиттам варам тйаго винаше нийате сати

 

«Мудрый человек ради бхагават-севы жертвует своим богатством, родственниками, привязанностями и самим своих существованием. Лучше отречься от них во имя Всевышнего и служения Ему, поскольку тело и всё связанное с ним неизбежно будут разрушены».

 

Перевод с английского: Б.В.Нрисимха.
Транскрипция аудио записи: Бхадра д.д.
Редакция: Гоураприя д. Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж