?

Неземные качества Шрилы Гурупад-падмы и его гуру-ништха

 (голосов: 2)
   Журналист: kvikos. Просмотров: 1689. Опубликовано: 23-05-2012, 20:29

Статья Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа,

бывшего Ачарьи и Президента "Шри Гоудия Веданта Самити"

"Неземные качества Шрилы Гурупад-падмы (Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами)

и его гуру-ништха"  

 

Объясняя слова "вайрагья-йукта бхакти-раса", Парамарадхьятама Шрила Кешава Госвамипад говорил, что вайрагья (отречение) - это острое ощущение разлуки с Кришной, которое состоит из желания удовлетворять Его чувства*. Знание вайрагьи, которое представляет собой желание приносить Кришне радость**, является настоящей вайрагья брахма-гьяной и выражает презрение к бесполезной гьяне, сайуджья-мукти и другим видам мукти, и также страх перед ними. Как правило, садхака-дживы считают, что вайрагья означает отказ от всяких наслаждений ради наслаждения Кришны. Однако мукта-пуруши считают, что вайрагья - это только лишь преданность служению Кришне. Шрила Дас Госвами*** указывает, что вайрагья-йуг бхакти-раса состоит из отречения и преданного служения (всех действий, которые совершаются ради севы Кришне). Концепция майявади исключает существование чид-виласа, то есть, трансцендентных радостных игр Господа, но эти представления никогда нельзя назвать настоящей вайрагьей.    

-----------

*кришнендрия прити-ванча-майа випраламбха;

**кришна-сукха-ванча-майи вайрагья-видья;

***Шрила Рагхунатх Дас Госвами

------------

Словом "вайрагья" описывается одно из шести достоинств Бхагавана, Которого  называют Майядхиш, "Господь Майи". Бхакти никогда не достичь искусственными попытками практиковать вайрагью в нирджан-бхаджане (уединении). Не понимающие духовность люди думают, что материальное отречение - это и есть вайрагья, но в шастрах мы находим утверждение, что вайрагья - это высший уровень стремления к кришна-виласе, радостным божественным играм Кришны. Пракрита-сахаджии и те, кто просто отрекается от материальных наслаждений, практикуют так называемую "вайрагью", для удовлетворения своих чувств, но это непродолжительная и ложная садхана. Только глазами бхакти человек может увидеть или понять нитья-сиддха вайрагью нитья-сиддха махатм, которые желают лишь счастья Кришны.

В жизни таких маха-пуруш естественным образом проявляются отречённость и полное знание. Пребывая в сердцах садхаков в форме антарьями, эти маха-пуруши могут с лёгкостью определить, кто из садхаков привязан к удовлетворению своих чувств под вывеской хари-севы. Кроме того, они обычно дают садхакам хорошие возможности освободиться от капататы, лицемерия. И, будучи необычайно милостивыми к преданным (севакам), видя их желание служить, они наделяют их вдохновением служить Хари, Гуру и вайшнавам.

Кешарир свапотанам анйешам угравикрамах: "Львица показывает свою силу врагам, но к своим детёнышам она необычайно ласкова". Точно так же и Шрила Гурупад-падма был олицетворением Ямараджа по отношению к лицемерным безбожникам, но к своим ученикам и тем, кто принял у него прибежище, он был полон нежной отеческой любви. Он готов был исправлять сотни их погрешностей и ошибок, постоянно давал им шанс выполнять севу и занимал их в хари-бхаджане. Если кто-либо приходил в его матх и миссию для хари-бхаджана, он давал такому человеку прибежище и возможность совершать хари-бхаджан, даже если тот был старым, больным и не имел никаких мирских достоинств. Это, несомненно, блестящий пример того, как он был предан Кришне, как он был милостив и великодушен, как он был сострадателен, как он был готов помогать всем, и как он печалился, видя страдания других.         

Приверженцы морали говорят: "сатйам бруйат прийам бруйат, ма бруйат сатйам априйам", "Следует говорить правдивые и приятные слова, но если правда не приятна, то её говорить не стоит". Однако Гурупад-падма всегда громко провозглашал, что даже если правда не приятна, её говорить нужно. Если мы не говорим правду, то многие тайные истины шастр не смогут открыться этому миру и дойти до людей. Садху, Гуру и вайшнавы приносят истинное благо людям мира, и даже если их слова в материальном отношении не слишком приятны для нас, тем не менее, они несут в себе всё благо, ибо затрагивают наше сердце. В этой связи Парамарадхья Шрила Гурудев пишет: "Мы видим, что в наши дни выпускается множество религиозных журналов, издатели которых постепенно отклоняются от законов и традиции, которые установил и проповедовал Джагадгуру Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада. Основная причина этого - желание мирской выгоды, славы, престижа. Мы должны всегда помнить наставление "Шри Чайтанья-чаритамриты": "Человек не может защитить дхарму, если он сам не отречён". Нужно показать идеальный пример всему миру, принимая даже самые тяжелейшие обстоятельства и всегда оставаясь совершенно непривязанным ни к чему". Острые слова и критика садху, Гуру и вайшнавов приносят человеку духовную удачу и устраняют трудности и препятствия в его бхаджане. Их отречённая нравственность, строгие слова и, казалось бы, неприятные истины, которые они говорят нам, имеют такое же воздействие, как особые целительные мантры, и благодаря им мы обретаем вкус к воспеванию шри намы.

Шрила Гуру Махарадж проявлял удивительную любовь и симпатию к своим духовным братьям. Как только какой-нибудь из духовных братьев с любовью называл его "Винод Да" или "Кешава Махарадж", он сразу старался понять его ситуацию и помочь ему, насколько он был способен, - деньгами или чем-то ещё. Но он никогда не ожидал от других финансовой помощи себе самому. Так за многие годы он щедро и бескорыстно раздал другим тысячи рупий, желая им помочь. Несомненно, в этом проявилась его отеческая любовь и к духовным братьям.

Великое множество самых разных людей приходило к нему на даршаны: учёные; люди, гордившиеся своей так называемой преданностью; невежественные люди; интеллигенты; дети; молодые и старики.  Каждый забывал о своих желаниях и своих вопросах, слыша его серьёзный, полный значимости голос и видя его мягкий и умиротворённый образ, его лицо и нежную улыбку. Даже опровергая логиков-майявади, он всегда сохранял уважение к их личному достоинству. Приходили многие люди, имеющие корыстные мотивы, и слышали самые разные советы, но  не могли принять шакти этого экантика-садху и маха-пуруши, который был так предан Кришне. Как обычные люди могут понять трансцендентное поведение нитья-сиддха махатм? Они не понимают и не могут понять их милость и их желания. Позиция Шри Гурудева была такова: "Никто в этом мире не является объектом моей привязанности (анурага) или моего пренебрежения (вирага). Все предназначены для того, чтобы быть занятыми в служении Гуру и Кришне". Таково трансцендентное видение маха-бхагават.

Уже говорилось о том, что вечно свежий взгляд Шрилы Гуру Махараджа и его уникальная особенность были видны в любом его действии и начинании. На главных вратах Шри Девананда Гоудия Матха в Навадвипе, самого крупного проповеднического центра "Шри Гоудия Веданта Самити", он распорядился поставить фигуры "пашанда-гаджаика-симха" (льва, раздирающего слонов лицемерия). Шрила Вриндаван Дас Тхакур прославил Бхагавана Шри Чайтанья-чандру, назвав Его "пашанда-гаджаика-симха". Близкий духовный брат Шрилы Гурудева, Шрила Бхактисаранга Госвами Махарадж, украсил его этим же титулом, поскольку Шрила Гурудев всегда держал в руке меч, чтобы разбивать майявади и прочих личностей, враждебных к шуддха-бхакти. Считая таких людей своими извечными врагами, он принял твёрдую клятву искоренить в этом мире философию адвайтавады или майявады Шри Шанкара. Эта решимость ясно отражается в его письмах, эссе, статьях, комментариях, объяснениях, утверждениях, лекциях и пр. Парампуджьяпад Шрила Бхактисаранга Госвами Махарадж говорил Шриле Гурупад-падме: "Когда я вижу Вас, я сразу вспоминаю Шрилу Сарасвати Тхакура Прабхупаду. А тот, чей даршан вызывает памятование о Шриле Гурудеве, является гуру-сварупой, олицетворением Гурудева, и величайшим из маха-бхагават".

Есть такое выражение: кришна-бхакте кришна-гун сакали санчаре, "Все качества Кришны проявляются в Его преданных". Шрила Ачарьядев не получал диплома юриста или инженера, но порой он давал консультации судьям, адвокатам и инженерам. Многие опытные инженеры были весьма удивлены, когда узнавали, что огромный, будто касающийся небес, шри мандир главного матха, отмеченный тилаком, был построен в соответствии с проектом и расчётами самого Шрилы Гуру Махараджа. Джагадгуру Шрила Сарасвати Тхакур говорил: "Чтобы защитить сампрадаю, очень важно защищать служение Шримати Радхарани". Этим он имел ввиду своё намерение защищать служение Шримати Радхарани, с помощью юридического законодательства охраняя матхи и мандиры от недобросовестных людей и тех "преданных", которые склонны наслаждать свои чувства. Шрила Гурупад-падма последовал наставлениям своего Арадхьядева Шрилы Прабхупады и принял ответственность о защите Миссии через судебное законодательство. Даже сам Прабхупада был бы поражён его удивительным способностям и прекрасной памяти. Однажды, после спора Шрилы Гурудева с какими-то юристами, духовный брат Шрилы Гуру Махараджа, Шрила [Бхактидаита] Мадхава Махарадж, спросил его: "Как тебе удалось так превосходно изучить юриспруденцию, что даже юристы, с которыми ты споришь, принимают твои слова?"

Шрила Гуру Махарадж внёс несравненный вклад в литературу вайшнавов и раскрыл вечно новые и глубокие значения основополагающих принципов бхакти. Особенность его литературных трудов состояла в том, что он сохранял в них непрерывный поток бхавы, или сокровенных смыслов основных таттва-сиддхант. В то же самое время он сохранял своё положение и свою точку зрения и не следовал мнению массы. Он считал: "Защита сампрадаи - это самое высшее служение Шриману Махапрабху", и брался за своё могущественное перо только внимательно учитывая этот принцип. Его главной целью было с помощью обсуждений и диспутов косвенно и напрямую утверждать таттва-сиддханту, и в этом он проявил выдающиеся трансцендентные творческие способности. Его вечно обновляющийся духовный талант проявился в таких его произведениях, как молитвы "Арати Шриле Прабхупаде", "Шри Туласи-арати" и "Мангала-арати". Следуя произведению "Гита-Говинда" трансцендентного поэта Шри Джаядева, молитва Шрилы Гуру Махараджа "Мангала-арати" вводит нас в высшие, несравненные и запредельные обители сладостных игр вечно юной Божественной Четы Враджа, Шри Враджа-нава-йува-двандва.

Порой, когда Шрила Гурупад-падма диктовал свою статью для журнала "Шри Гоудия-патрика", приходил какой-нибудь нежданный гость. В это время он не прекращал диктовать статью, но в то же самое время он мог беседовать с гостем, без малейшей тени пренебрежения или безразличия к нему. Несомненно - это также одно из его уникальных трансцендентных качеств.

Именно его безраздельная ништха (твердая вера) в своего Шри Гуру Махараджа однозначно определила его высшее положение среди учеников и последователей Шрилы Прабхупады. Своим духовным братьям Шрила Гурупад-падма давал очень полезные советы по юридическим вопросам, вопросам государственного законодательства и на многие другие темы - духовные и материальные. В этом он всегда проявлял великодушие и руководствовался принципами нравственности. Все Сарасват- Гоудия вайшнавы признавали его своим "судьёй" и человеком очень опытным в делах управления и политики, ведь когда возникали сложные вопросы относительно духовного знания и логики, он давал замечательные ответы на них, которые были в полном соответствии с шастрами.             

Шрила Ачарьядев показал идеальные стандарты следования постным дням. Что касается Шри Джанмаштами, шри экадаши, Шри Гоура Джаянти, Шри Рама-навами, Шри Нрисимха-чатурдаши, Шри Адвайта-саптами, Шри Нитьянанда-трайодаши и других постных дней, он решительно отвергал соблюдение поста в те титхи, когда было наложение с предыдущими титхи*. В "Шри Гоудия Веданта Самити" он дал строгое указание соблюдать Чатурмасью и урджа-врату (Картик-врату), идеально исполняя правила, которым следовал и которые проповедовали сам Шрила Сарасвати Прабхупада, Шрила Бхактивинод Тхакур и Шриман Махапрабху. Шрила Гуру Махарадж никогда не поддерживал никаких колебаний в отношении следования обету Чатурмасьи или неопределённость в следовании урджа-врате (Картик-врате).

---------

*Такое наложение называется пурва-биддха врата-упавас, и в этом случае праздник и пост переносятся на следующий день; в календаре "Шри Чайтанья-Панджика" всегда указывается правильный день праздника и поста, уже с учетом ситуации пурва-биддха, если она была.

----------

Гуру-ништха Шрилы Гурудева ярко проявилась во время обсуждения таттва-сиддханты с Парампуджания Йатираджем Шрилой Шридхаром Госвами Махараджем. Шрила Гурудев сказал тогда такие слова: "Я не знаю и не понимаю пути, указанного предыдущими Госвами. Я просто принимаю как непогрешимую истину линию мысли и наставлений Джагадгуру Шрилы Прабхупады, и я буду стараться узнать и понять предыдущих Госвами глазами Шрилы Прабхупады. Прежде всего я принимаю превосходство его объяснений и комментариев. Ачарйер джеи мот сеи мот сар: "Каким бы ни было мнение ачарьи - оно является наиболее важным", и онйо ар джото мот джак чаракхар ["все другие мнения должны быть отвергнуты"] ("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади 12.10). Таково моё понимание". Безусловно, такая целеустремлённая ништха, которую он имел по отношению к Шриле Прабхупаде, встречается очень редко.

Шрила Гурупад-падма, дорогой спутник Шри Гоурасундара, ради вечного блага обусловленных душ написал книгу "Майавадер дживани о вайшнава виджай" ("Жизнь майявады и победа вайшнавизма"). Опровергнув ложные учения материалистов, псевдойогов и других, он показал путь истинного духовного знания и высшего духовного блага (парамартха). Как идеальный триданди-санньяси он желал давать истинное благо даже враждебно настроенным лицемерам. Много раз мы были свидетелями его бесстрашия и решительности в деле защиты истины. Он никогда и ни в коем случае не поддерживал людей, которые утверждали, что дух и материя - это одно и то же. Чтобы показать склонность к наслаждениям и эгоистические суждения пракрита-сахаджиев, он издал книгу под названием "Сахаджия-далана", в основе которой лежали статьи, написанные Шрилой Прабхупадой и Шрилой Бхактивинодом Тхакуром. Он продемонстрировал идеал безупречной жизни, проповедуя наставления из этой книги и посвящая самого себя таким чистым принципам.

Шрила Ачарьядев основывал духовные лечебницы и колледжи для изучения "Веданты". Правительство и различные миссии проявляли некоторые усилия в попытках облегчить страдания бренных тел и ума людей, называя это социальным служением. Однако Шрила Гурудев стремился показать, что такие усилия  практически бесполезны. Более грозный, чем гром, он отвергал всякое дурное общение и, более мягкий, чем цветок лотоса, он принимал всё, что было благотворно для развития бхакти. Он никогда не поддерживал принципы карма-кандия материалистического общества смарта-брахманов, которые просто следуют ритуалам и обычаям. Такие правила, например, предписывают, что после рождения или смерти кого-то в семье несколько дней должны считаться "периодом осквернённости"; или что високосный месяц Пурушоттам должен считаться нечистым месяцем, в который нельзя совершать никакие религиозные действия. Шрила Гурупад-падма дал нам чистые наставления следовать таким обетам, как Пурушоттам-врата, совершая нама-бхаджан. Он жил как совершенно предавшаяся душа; у него не было никакого материального имущества - во всем он зависел от воли Кришны. У него всегда было такое отношение: "Пусть исполнится желание Бхагавана" и "По воле Бхагавана всё возможно". Его ученики были поражены, видя такое его понимание, видя, какой он обладал глубокой любовью и преданностью (мамата) к Бхагавану, как он всегда придерживался принципа ненасилия, и как он был прост и сострадателен ко всем людям, особенно к детям и старикам. Всем очень нравилось, как он любил птиц - голубей и воробьёв.

Простые, сладостные и глубокие внутренние состояния Шрилы Гурупад-падмы никогда не нарушались, даже в те моменты, когда он решительно громил низменные, ложные суждения "джива есть Брахман", или когда он смело бросал вызов поклонникам множества полубогов*, поклонникам пяти божеств (Сурьи, Ганеши, Шакти, Шивы и Вишну)**, людям, считающим, что есть много Богов***, последователям философии пустоты, последователям безличного пантеизма и др. Он никогда не потакал чьей-либо лени, скрываемой под вывеской "уединённого бхаджана". Напротив, он всем давал наставления развивать кришна-бхакти в садху-санге, занимая в этом процессе своё тело, ум и речь. На примере своей собственной идеальной духовной практики он учил, что обрести всё совершенство и погрузиться в кришна-прему можно лишь с помощью воспевания шри харинамы. Своим удивительным примером он показал ученикам, как совершая громкий киртан Харинама маха-мантры, состоящей из шестнадцати имён, день и ночь, в установленное и неустановленное время, можно победить голод, жажду и враждебные нам побуждения чувств.  

-------

*панчамишали;

**панчопасака;

***баху-ишвара-вади       

-------

Шрила [Кришнадас] Кавирадж Госвами говорил: "Я недостоин, я ниже навозного червя", а Шрила Вриндаван Дас Тхакур говорил: "Я буду бить таких людей [оскорбителей Гуру, вайшнавов и Бхагавана] ногой по голове", но смысл этих двух, казалось бы, противоположных утверждений один и тот же. Необходимо увидеть в этих словах настоящее смирение, поскольку такое понимание является благом для нашего истинного "я". Духовное наставление в этих утверждениях таково: нужно принять святое Имя Кришны, получив посвящение в дхарму, в которой предлагают почтение всем и не ожидают никакого ответного почтения себе. Возвышенные и глубокие чувства в поклонении Шрилы Гурудева упасья-таттве доказали, что он одновременно является и бхаджанананди, и гоштхананди.           

Он проливал свою беспричинную милость, освобождая джив от бремени анартх. Двери его матхов и мандиров всегда были открыты для людей, желающих совершать хари-бхаджан. Его усилия служить другим вайшнавам - своим духовным братьям - были безграничны, и его служение удовлетворяло их во всех отношениях. Неземные качества Шрилы Гурудева лучше всего видны в его книгах, которые он писал против майявады; в его стихотворениях; в его философских статьях и  глубочайших лекциях, основанных  на таттва-сиддханте, которые он читал в самых разных аудиториях. Он всегда оставался погружённым в блаженное служение Шри Гоуре-Радха-Винодбихари-джи. Он принял полное прибежище в наставлениях Шрилы Сарасвати Прабхупады, он является вечным приверженцем учения Шри Бхактивинода Тхакура и он всегда черпал наслаждение в словах Шри Рупы и Рагхунатхи. Он всегда старался занять своих учеников в хари-катхе и хари-киртане и давал им наставление держаться подальше от материалистичных разговоров, которые он, согласно "Упадешамрите", называл вачо вегам, "побуждение речи".

Никто не мог дать Шриле Гурупад-падме какие-либо яства или одежды, как бы ни старался. Он очень редко принимал от кого-то пожертвования или недвижимость (иногда от своих овдовевших последователей), и он также не разрешал своим ученикам принимать их. Изредка, чтобы вдохновить людей в служении Шри Гуру и вайшнавам, он соглашался принимать от них какие-нибудь обычные вещи. С другой стороны, он никогда не отказывался давать другим свою милость, даже когда не просили. Он всегда беспокоился о положении людей, которые были привязаны к своим семьям, и постоянно предупреждал своих отречённых учеников, приводя пример пракрита-сахаджиев, которых он называл "гхор-пагал" ("безумно привязанные к дому") и "грихи-баул" ("живущие дома, но напоказ играющие роль отречённых").          

Он любил цитировать из "Шри Чайтанья-чаритамриты" (Антья 6.278) такие слова:

вишаира анна кхаиле молин хой мон

молин мон хойле нохе кришнера сморон

 

"Если преданный ест пищу, приготовленную материалистами, его ум оскверняется, а когда ум осквернён, он больше не способен помнить о Кришне".

Следуя этому принципу, Шрила Гурудев строго запрещал нам любые отношения или контакты с теми "сампрадаями", в которых люди пытаются наслаждаться Гуру* или отреклись от Гуру**. Своим примером он учил практиковать отречение от собственных наслаждений ради наслаждения Кришны. Во время шри урджа-враты (Картик), шри пурушоттам-враты и других обетов он давал ученикам указание практиковать отречение, как то: спать на земле [на подстилках], не проявлять жадность к еде и принимать пищу с простых тарелок из листьев, вместо обычных тарелок и пр. Что касается принятия того, что благотворно для севы, он просил своих учеников ходить на сбор бхикши (подаяний), следуя словам Бхактивинода Тхакура томара севайа духкха хой джото сео то парама сукха: "Трудности, которые я встречаю в служении Тебе, будут источником великой радости для меня". Шрила Гурудев говорил ученикам, что они не должны жить в роскоши и наслаждаться удобствами, но ради севы Шри Хари, Гуру и вайшнавам они должны терпеть всевозможные трудности. Некоторые нечестные люди, живущие в матхах, делали себе довольно большие счета в банке, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь до конца своих дней, но Шрила Гурудев называл таких людей "лицемерами, которые притворяются вайшнавами", "наслажденцами, не имеющими веры в Бхагавана" и "атеистами".

Шрила Гурупад-падма был идеальным Гуру, глубоким знатоком кришна-таттвы. Он запрещал тем своим последователям, которые ещё имели анартхи, пытаться памятовать об аштакалия-лиле и воображать свою сиддха-деху (духовное тело). Он особо обращал внимание каждого на такие существенно важные слова Джагадгуру Шрилы Прабхупады: киртана-прабхаве смарана хоибе, се кале бхаджана-нирджана самбхав, "Смаранам придёт благодаря киртанам, и только тогда будет возможным нирджан-бхаджан (уединённый бхаджан)". И он подчёркивал, что слепое подражание Шри Гуру и вайшнавам - это не сева и не бхаджан, а, скорее, лицемерие.

Он попросил своих учеников написать такой стих Бхактивинода Тхакура на главном входе в духовную школу "Шри Гоудия Веданта Чатушпатхи":

 

джаравидйа джото майара вайбхав томара бхаджане бадха

моха джанамийа анитйа сансаре дживаке коройе гадха       

 

"Знание этого материального мира - это знание, порождённое Твоей [о Господь] иллюзорной энергией (майя). Такое знание создаёт препятствия в преданном служении Тебе и делает из вечной дживы осла, усиливая его очарование этим бренным миром".

Цель изучения шастр, грамматики и пр. состоит не в том, чтобы с помощью этого получить деньги, красивых женщин и престиж. "Любой по достоинству оценит то знание, которое, если его обсуждать, проявляет в сердце рати к Кришне. Ты должен со всей искренностью отбросить любое знание, которое создаёт препятствия в бхакти. Сарасвати, богиня учёности, очень дорога Кришне, и в её сердце - кришна-бхакти. Это знание в преданности есть святая милость". Шрила Гурудев всегда любил объяснять эти слова и настроения Бхактивинода Тхакура.

Шрила Гурупад-падма никогда не мог терпеть подражателей бхакти или тех, кто притворяются, что совершают служение, оставаясь двуличными. Однажды Шрила Гурудев основал матх в том здании, которое пожертвовал ему один его ученик-грихастха. Впоследствии, когда этот человек начал пытаться сделать Гуру и вайшнавов своими слугами, Шрила Гурудев дал указание всем своим преданным  покинуть это место и выразил полное пренебрежение этому так называемому ученику. Он очень строго наставлял особенно своих личных слуг и так называемых учеников избавиться от лицемерия. Он крайне внимательно заботился о том, чтобы защитить честь старших учеников Гуру, - ведь они должны сотрудничать и мирно жить друг с другом. Он осуждал поведение людей, которые лишь притворяются, что поддерживают свою жизнь подаяниями (мадхукари) во Враджа-мандале и других святых местах. Он также напоминал нам, что преданные, привязанные к наслаждению своих чувств, должны будут родиться во Врадже обезьянами, черепахами и пр. Он говорил, что никто не имеет квалификации собирать ниргуна-мадхукари до тех пор, пока сердце не стало ниргуна, то есть не стало свободным от материальных качеств.

Как-то один из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа написал в своём журнале: "Те, кто находятся за пределами Маяпура, лишены служения Шриле Прабхупаде". Шрила Ачарьядев узнав об этом утверждении и возразил, суровым громовым голосом провозгласив: "Гуру-бхоги* и гуру-тьяги**, находятся в миллионах миль от Прабхупады. Такие люди могут внешне прожить в Маяпуре десять-двенадцать лет, но в действительности они отреклись от настоящего Маяпура и всё это время они жили в царстве Кали. Внешне они притворялись, что служат Шриле Прабхупаде и Шри Дхаме, но они вообще не служили им по-настоящему. Шри Гурупад-падма, который не отличен от Нитьянанды Прабху, всегда обманывает таких лицемерных людей, жадных до денег. Однако те служители, которые имеют ништху в гуру-севу, которые отдали Гуру всю свою жизнь, могут всегда оставаться погружёнными в служение самым сокровенным желаниям сердца Шри Гурудева, где бы они ни находились".

---------

*те, кто пытается наслаждаться наследием Гуру;

**те, кто отклонился от наставлений Гуру или оставил его

----------

Шрила Гурупад-падма от всего сердца старался служить любому преданному, который был связан со Шрилой Прабхупадой. В этом отношении он непредвзято относился ко всем, будь это отречённые преданные в матхе, грихастхи или обычные люди, приходившие к нему. Таково особое трансцендентное качество ученика, предложившего свою атму (своё "я") Шри Гурудеву.  

Мы много раз замечали, как Шри Гурупад-падма очень аккуратно хранил в своём бумажнике даже пять или десять рупий. У кого-то могли возникнуть сомнения - не привязан ли он к деньгам? Когда его спрашивали об этом, он отвечал словами Шрилы Прабхупады: "Асактирахит самбандхасахит вишайасамуха сакали мадхава - мы должны быть непривязаны к материальным вещам и в то же время видеть их в связи с Кришной. Когда преданный удовлетворяет чувства Кришны, в его сердце пробуждается према-сукха, счастье премы. Таково должно быть трансцендентное отношение в служении Чайтанье Махапрабху". Те, кто пытаются имитировать божественный характер Шрилы Гурупад-падмы, непременно упадут, оставив свой бхаджан. Но следование его наставлениям, которые он давал с любовью, ради блага нашей души, принесёт нам благодать. Он говорил, что Шри Гуру очень печалится, видя страдания других, но когда Шри Гуру видит страдания лицемеров, то даже несмотря на то, что ему в сердце печально видеть их положение, это всё равно не приносит им блага.

Однажды Шрила Гурудев, заметив, что какой-то преданный изучает комментарии к раса-лиле, "Бхрамар-гиту" и пр., сказал: "Квалификация слушать о таких темах, как раса-лила, придет, когда шри нама-санкиртана очистит сердце от анартх, и там проявится шуддха-саттва (трансцендентная благость). В противном случае человек будет считать, что трансцендентные лилы Шри Радха-Говинды это нечто подобное отношениям мирских любовников, и это породит в нём ложные представления. Концепцию расы правильно воспринимать можно только достигнув духовного совершенства, в сиддха-дехе. Находясь в материальном теле, воспринять шрингара-расу нельзя. Обсуждать самбхога-расу [близкие встречи Шри Радха-Кришны] достоин только тот, кто свободен от мирских наслаждений и достиг уровня бхавы".      

Чтобы воистину узнать и понять Шру Гуру и вайшнавов, необходимо получить милость Бхагавана и духовное вдохновение от Него. Иногда вайшнавы выражают почтение недостойному человеку, просто чтобы держаться подальше от дурного общения. Более того, порой они стараются скрыть свою сварупу, истинный образ, боясь общения с мирскими людьми. Иногда кажется, что они принимают учеников и скрывают свой настоящий образ, притворяясь, будто принимают служение от своих учеников и их советы. Тем не менее, они во всех отношениях сохраняют свою зависимость [от Бхагавана] и независимость [от других]. Такова особенность их непостижимого божественного характера.

Шрила Ачарьядев всегда строил свою жизнь таким образом, чтобы защищать сокровенное желание сердца Шрилы Прабхупады. Он постоянно был занят миссией установления дайви-варнашрама-дхармы, проповедью сиддханты бхакти, которой он сам следовал в полной мере, проведением Шри Дхама-парикрамы, установлением печатных станков, изданием книг о бхакти, проповедью шри нама-хатты и другими видами служения.

За несколько месяцев перед тем, как войти в апракат-лилу, Шрила Парамарадхьядев как будто бы решил принять медицинское лечение в огромном городе Калькутта, столице Кали. Он остановился тогда в Калькутте в доме одного очень верующего бхакты в районе Тьянра. Некоторые могут засомневаться, почему незадолго до своего ухода он покинул Шри Дхаму, чтобы быть в столице Кали. Но: джатхайа вайшнава-ган сеи стхан вриндаван, сеи стхане ананда ашеш, "Куда бы ни приходили маха-бхагаваты Шри Гуру, они превращают это место в трансцендентный Голока Вриндаван, и они сами погружены там в ашта-калия-севу Божественной Чете Враджа, Враджа-нава-йува-двандва".

Вечно освобождённые, высшие из маха-пуруш черпают наслаждение в сладости трансцендентных игр Шри Радха-Говинды и милосердного Шри Гоурасундара, Который пришёл даровать самое высшее, нашу конечную цель (прайоджана) - кришна-прему. Обычные люди, жаждущие хари-бхаджана, и особенно служители "Шри Гоудия Веданта Самити" крайне удачливы - они сполна получили благословения обрести прибежище лотосных стоп таких маха-бхагават. Шри Рупануга-Сарасват вайшнавы всегда и во всех отношениях чувствуют себя в долгу перед этим трансцендентным маха-пурушей, и в этом нет никаких сомнений.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Бхактиведанта Вамана Махарадж