?

Випраламбха-бхава. Часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 277. Опубликовано: 11-04-2021, 07:20

Випраламбха-бхава

Шри Шримад Гоур Говинда Свами

16.07.1995г.

Бхактиведанта Мэнор. Великобритания

 

Чувство разлуки с Кришной

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 13.33-39:

чаббиша ватсара аичхе навадвипа-граме
лаойаила сарва-локе кришна-према-наме

«Господь Чайтанья Махапрабху прожил в Навадвипе двадцать четыре года. Всё это время Он побуждал всех и каждого повторять маха-мантру харе кришна, одаривая людей любовью к Богу» («Ч.-ч.», Ади, 13.33).

чаббиша ватсара чхила карийа саннйаса
бхакта-гана лана каила нилачале васа

«После того как Шри Чайтанья Махапрабху дал обет отречения от мира, оставшиеся двадцать четыре года Он прожил вместе со Своими последователями в Джаганнатха-Пури» («Ч.-ч.», Ади, 13.34).

тара мадхйе нилачале чхайа ватсара
нритйа, гита, према-бхакти-дана нирантара

«Первые шесть лет из двадцати четырёх, проведённых Им в Нилачале [Джаганнатха-Пури], Господь постоянно пел и танцевал, раздаривая любовь к Богу» («Ч.-ч.», Ади, 13.35).

сетубандха, ара гауда-вйапи вриндавана
према-нама прачарийа карила бхрамана

«За эти шесть лет Он обошёл всю Индию, пройдя от Бенгалии до мыса Коморин [мыс Канья-кумари] и посетив Вриндаван. При этом Он пел, танцевал и раздавал всем любовь к Кришне» («Ч.-ч.», Ади, 13.36). 

эи ‘мадхйалила’ нама – лила-мукхйадхама
шеша аштадаша варша – ‘антйалила’ нама

«Деяния Господа Чайтаньи Махапрабху во время Его путешествия, после того как Он принял санньясу, – это Его главные лилы. Его деяния последних восемнадцати лет именуются антья-лилой, или заключительными играми» («Ч.-ч.», Ади, 13.37).

тара мадхйе чхайа ватсара бхактагана-санге
према-бхакти лаойаила нритйа-гита-ранге

«Шесть из последних восемнадцати лет Он оставался в Джаганнатха-Пури, погружённый в киртан, побуждая преданных петь и танцевать, тем самым развивая в них любовь к Кришне» («Ч.-ч.», Ади, 13.38).

двадаша ватсара шеша рахила нилачале
премавастха шикхаила асвадана-ччхале

«Последние двенадцать лет Он жил в Джаганнатха-Пури и на собственном примере учил всех наслаждаться трансцендентным вкусом экстатической любви к Кришне» («Ч.-ч.», Ади, 13.39).

«Человек, продвинутый в сознании Кришны, всегда ощущает разлуку с Кришной, поскольку это чувство разлуки превосходит чувство радости встречи с Ним. Шри Чайтанья Махапрабху в Свои последние двенадцать лет, находясь в Джаганнатха-Пури, учил людей этого мира тому, как благодаря чувству разлуки можно развить дремлющую любовь к Кришне. Такие чувства – разлуки и встречи с Кришной – развиваются со временем в том, кто серьёзно занят преданным служением.

Высочайшая ступень именуется према-бхакти, но, чтобы достичь этой ступени, нужно совершать садхана-бхакти. Не следует пытаться подняться до стадии према-бхакти искусственными способами, без строгого следования регулирующим принципам садхана-бхакти. Према-бхакти – это стадия вкушения, наслаждения, тогда как садхана-бхакти – стадия совершенствования в преданном служении. Шри Чайтанья Махапрабху на собственном примере обучал этому поклонению в преданном служении во всех его деталях. Поэтому говорится: апани ачари’ бхакти шикхаиму сабаре, «Шри Чайтанья Махапрабху – Сам Кришна, и в роли кришна-бхакты, преданного Кришны, Он наставлял весь мир, как можно совершать преданное служение и, таким образом, в положенный срок вернуться домой, к Богу» (комм. Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Ч.-ч.», Ади, 13.39).

 

Это – океан нектара

чаитанйа-чаритра эи амритера синдху
карна-мана трипта каре йара эка бинду

«Жизнь и качества Шри Чайтаньи Махапрабху подобны океану нектара, одной капли которого достаточно, чтобы доставить удовольствие слуху и сердцу» («Ч.-ч.», Антья, 11.106).

Чаитанйа-чаритра эи амритера синдху – это океан нектара. Одна единственная капля из этого океана затопит целый мир премой.

«Чайтанья-чаритамрита» – это обучение для аспирантов. Всё, что мы читаем в этих стихах, является очень и очень глубокой философией. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит только о према-нама-санкиртане. Он говорит в начале [стих 13.33]: лаойаила сарва-локе кришна-према-наме. Что такое према-нама? И что такое просто нама? Это нужно понять в первую очередь.


Произносятся просто буквы алфавита

асадху-санге бхаи, кришна-нама нахи хайа
намакшара бахирайа бате, табу нама кабху найа

кабху намабхаса хайа, сада нама-апарадха
е саби джанибе бхай, кришна-бхактир бадха

«Помни, Бхай, мой дорогой брат, что кришна-нама не может пробудиться в общении с непреданными. Это только буквы алфавита шри намы сходят с их уст, сама же нама остаётся далеко-далеко. Несомненно, что в общении с ними присутствует только намапарадха. Иногда по большой удаче они произносят намабхасу, но вы должны знать, что намабхаса и намапарадха – это препятствия для кришна-бхакти» («Према-виварта», глава 7, Ш.Джагадананда Пандит).

То, что все повторяют, – намапарадха либо намабхаса, однако это не нама, нама нахи хайа. Мы повторяем харе кришна харе кришна, кришна кришна харе харе, харе рама харе рама, рама рама харе харе [Шрила Махарадж имитирует быстрое и нечёткое повторение], – но что выходит? Разве это према-нама? Намакшара бахирайа нама нахи хайа: только буквы алфавита сходят с уст, «криш», «на» – два слога, «ха», «ре» – два слога, «ра», «ма» – два слога. Только буквы алфавита выходят, а имя – нет! Какое имя повторял Махапрабху? Он не просто воспевал наму, не просто буквы алфавита, намабхасу или намапарадху. Нет! Он воспевал према-наму! Кришна – лила-пурушоттама, Господь Рама – марьяда-пурушоттама, а Гауранга – према-пурушоттама, Тот, кто дарует кришна-прему. Все эти стихи, которые мы читаем, говорят о према-наме. Здесь сказано: нритйа, гита, према-бхакти-дана нирантара, - «Он дарует према-бхакти».

 

Махапрабху дарует прему посредством воспевания святого имени

сетубандха, ара гауда-вйапи вриндавана
према-нама прачарийа карила бхрамана

«За эти шесть лет Он обошёл всю Индию, пройдя от Бенгалии до мыса Коморин [мыс Канья-кумари] и посетив Вриндаван. При этом Он пел, танцевал и раздавал всем любовь к Кришне» («Ч.-ч.», Ади, 13.36).

Что это за према-нама? Имя, дарующее прему, – это чистое имя.

баху джанма каре йади шравана, киртана
табу та’ на пайа кришна-паде према-дхана

«Тот, кто наносит десять оскорблений святому имени и, в то же время, воспевает маха-мантру Харе Кришна, несмотря на все свои усилия не обретёт любви к Богу – высшей цели этого воспевания, даже если будет повторять святое имя на протяжении многих жизней» («Ч.-ч.», Ади, 8.16).

Если человек воспевает, избегая при этом десяти оскорблений, он очень легко обретает самую ценную любовь к Богу – нирапарадхе нама лаиле пайа према-дхана. Главный результат воспевания харе кришнакришна-према. Махапрабху дарует прему посредством воспевания святого имени.

харе кришна харе кришна, кришна кришна харе харе,

харе рама харе рама, рама рама харе харе


Випраламбха-бхава - это учение Махапрабху

Он известен как према-пурушоттама, и он проповедовал према-наму: према-нама прачарийа карила бхрамана (1.13.36). В течение шести лет Он путешествовал по всей Индии: северной Индии, восточной Индии, южной Индии, – и проповедовал према-наму, даровал према-бхакти. Према-бхакти лаойаила нритйа-гита-ранге (1.13.38) и премавастха шикхаила асвадана-ччхале (1.13.39) – все эти стихи говорят о преме. Сначала према, затем према-нама, према-бхакти, премавастха, и потом, наконец, как упомянуто в комментарии Шрилы Прабхупады, приходит чувство разлуки. «Человек, продвинутый в сознании Кришны, всегда ощущает разлуку с Кришной, поскольку это чувство разлуки превосходит чувство радости встречи с Ним».

Чувство радости встречи с Кришной и чувство разлуки с Ним – самбхога и випраламбха. Эти санскритские слова очень сложные. Самбхога означает союз, встреча с Кришной, а випраламбха означает разлука с Кришной. Чувство разлуки с Кришной – высочайшее чувство.

Шрила Прабхупада пишет: «Это чувство разлуки превосходит чувство радости встречи с Ним. Шри Чайтанья Махапрабху в Свои последние двенадцать лет, находясь в Джаганнатха-Пури, учил людей этого мира тому, как благодаря чувству разлуки можно развить дремлющую любовь к Кришне». Это означает випраламбха-бхаву. В этом заключается учение Махапрабху. Он всегда проливает слёзы в этой випраламбха-бхаве, ощущая разлуку с Кришной.

 

Настроение Махапрабху – это настроение кришна-бхакты

Гауранга Махапрабху – Сам Кришна. Разве Он отличается от Кришны? Нет. Прабхупада говорит тут: «Шри Чайтанья Махапрабху – Сам Кришна, и в роли кришна-бхакты, преданного Кришны, Он наставлял весь мир, как можно совершать преданное служение и вернуться домой, к Богу». Таким образом, он неотличим от Кришны, однако Его настроение – другое. Какое же у него настроение? Его настроение – настроение преданного Кришны.

 

Произносите имя Гауранги

‘гауранга’ болите хабе пулака-шарира
‘хари хари’ болите найане ба’бе нира

Шрила Нароттама дас Тхакур поёт: «Если ты произнесёшь имя Гауранги, то всё твоё тело охватит экстаз». Романча, пулака – волосы на вашем теле поднимутся дыбом. Почему? Гауранга Махапрабху – Сам Господь Хари, но ‘хари хари’ болите найане ба’бе нира, когда Он воспевает имя Хари, то проливает слёзы.

Таким образом, если вы произнесёте (чисто) имя Гауранги, то ваше тело тоже охватит экстаз, поскольку Он Сам находится в состоянии бхавы, премавастха.

Здесь говорится: премавастха шикхаила асвадана-ччхале, – «Он Сам вкушает расу экстаза любви к Богу и раздаёт её». Это Его уникальная особенность. Поэтому, воспевая имя Гауранги, возможно испытать такой экстаз.

 

Садхана-бхакти и према-бхакти

Кришна пришёл пять тысяч лет назад. Поскольку Он – лила-пурушоттама, Он явил разнообразные лилы. Во время Своей курукшетра-лилы Он даровал Своё послание в форме «Бхагавад-гиты», также называемой «Гитопанишад». Упанишады являются высочайшей частью Вед. Веды изошли из дыхания Господа, но «Гитопанишад» сошла непосредственно с уст Господа. Это лучшая из всех Упанишад, суть всех их. В «Гите» Господь говорит о рага-марге, рага-бхакти. Прабхупада упоминает здесь, в комментарии, о садхана-бхакти и о према-бхакти (цели рага-бхакти). «Према-бхакти – это стадия вкушения, тогда как садхана-бхакти – стадия совершенствования в преданном служении». Конечная стадия – это према-бхакти. Сначала проявляется садхана-бхакти, затем уже према-бхакти. Садхана-бхакти имеет две части, вайдхи и рагануга. Первая часть – это вайдхи-бхакти, строгое следование правилам и предписаниям.

Шри Чайтанья Махапрабху на собственном примере обучал такому поклонению в преданном служении во всех его деталях. Поэтому говорится: апани ачари’ бхакти шикхаиму сабаре, – «Шри Чайтанья Махапрабху – Сам Кришна, и в роли кришна-бхакты, преданного Кришны, Он наставлял весь мир, как можно совершать преданное служение и, таким образом, в положенный срок вернуться домой, к Богу» (комм. Ш.Бактиведанты Свами Прабхупады к «Ч.-ч.», Ади, 13.39).

Затем приходит вторая часть, рагануга-бхакти, ведущая к према-бхакти. Кришна в «Бхагавад-гите» говорит о рага-бхакти. Что же он сказал?

 

Всегда думай обо Мне

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси сатйам те
пратиджане прийо ’си ме

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придёшь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты Мой дорогой друг» («Б.-г.», 18.66).

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» («Б.-г.», 18.66).

Это Его самое сокровенное наставление, гухйатама-упадеша. В этих стихах Кришна говорит о рага-бхакти, према-бхакти. Впоследствии, когда Он завершил Свою лилу и вернулся в вечную обитель, на Голоку Вриндавану духовного мира, Он подумал: «Через Арджуну Я оставил наставления для всего человечества. Я дал сокровенные наставления, более сокровенные наставления и самые сокровенные наставления».

Поскольку Кришна – сухридам сарва-бхутанам, единственный доброжелатель и друг всех джив, – Он думал о нас. Вы о Кришне не думаете, но Он – ваш друг. И настолько близкий, что думает о вас.

 

Вы забыли о Нём, но Он вас никогда не забывал

Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру и сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа – самые сокровенные наставления. Ман-мана бхава – «Просто думай обо Мне». Просто думайте о Кришне днём и ночью, двадцать четыре часа в сутки. Это и есть ман-мана бхава. «Помни обо Мне». Это значит держите Кришну в своём уме.

 

Развивайте любовь к Кришне

Ваш глупый ум думает о Кришне? Нет, глупый ум не делает этого, хотя Кришна является нашим самым близким другом и благожелателем. Кришна знает, что для нас хорошо, поэтому дал это наставление, ман-мана бхава: «Думай обо Мне. Постоянно, днём и ночью, помни обо Мне».

Но наш глупый ум не думает о Кришне. Почему? О чём он думает? Сута мита раманира чинта – он думает о жене, сыне, дочери и друзьях. Почему он не думает о Кришне? Что для этого нужно? Это самый важный момент.

Как может этот глупый ум думать о Кришне? Почему глупый ум размышляет о сута, мита, рамани – жене, сыне, дочери и друзьях вместо размышлений о Кришне? Почему? Потому что он не развил любовь к Кришне! Так как же ему тогда думать по настоящему о Кришне?

Он развил некоторую любовь и привязанность к этому телу и телесным отношениям: жена, сын, дочь и т.д. Иными словами, он не поместил Кришну на уровень, пьедестал, любви. Вместо этого он поместил туда свою жену, сына и дочь, хотя именно Кришна – единственный объект любви, и никто больше! Вы поставили Кришну на уровень любви? Нет! Вместо этого мы поместили туда это тело и телесные отношения, и так пытаемся получить немного счастья и наслаждения. Но что мы получаем на самом деле? Безграничные, безграничные страдания!

 

Мимолётные удовольствия имеют начало и конец

йе хи самспарша-джа бхога
духкха-йонайа эва те
адй-антавантах каунтейа
на тешу рамате будхах

«Разумный человек сторонится источников страданий, рождённых от соприкосновения с материальными чувствами. О сын Кунти, у таких удовольствий есть начало и конец, и поэтому мудрец никогда не тешится ими» («Б.-г.», 5.22).

Шри Кришна уже говорил об этом, не так ли? Вы читали «Гиту»? Да, но читали как попугай.

Это наставление Кришны. Самспарша-джа бхога, это счастье наслаждения, получаемое через удовлетворение чувств, является мимолётным удовольствием, адй-антавантах. Оно подобно молнии, которая сверкает и исчезает, но последствия её – безграничные страдания, духкха-йонайа эва те.

Истинно учёные пандиты никогда не бегут за всем этим, на тешу рамате будхах, в отличие от глупца. Он не может отказаться от этого!

Вы такие глупцы, а не люди! Неужели так сложно понять? Объект любви – Кришна!

Не развив в себе любовь к Кришне, не поставив Его на уровень любви, невозможно постоянно, днём и ночью думать о Кришне!

Об этом говорится в «Бхагавад-гите», и в «Бхагаватам». Пока вы не разовьёте прити, любовь к Васудеве Кришне, вам не освободиться от рабства материального тела:

притир на йаван майи васудеве
на мучйате деха-йогена тават

(«Бхагаватам», 5.5.6)

Хорошо ли оставаться в этом теле? Тело нам очень дорого. Никто не хочет отказываться от этого: «Я буду наслаждаться, наслаждаться!» Результатом этого так называемого наслаждения оказывается бесконечное страдание.

Итак, как понять, что сказал Кришна?

 

Просто предайся Мне

«Оставь все разновидности (вторичной) дхармы и просто предайся Мне». Это Его самое последнее, завершающее, наставление. И как это сделать? Как оставить все дхармы и просто предаться? Что подразумевается под «разновидностями дхармы»?

Оставить обманную (каитава) дхарму – это только одна часть дела. Нам также следует проанализировать всё, что здесь проходит под лозунгом дхармы. Это яти-дхарма, кула-дхарма, веда-дхарма и санатана-дхарма.

На Западе преобладает лишь одна дхарма – деша-дхарма. Тут говорят: «Я западный человек. Я принадлежу к этой касте, и поэтому обладаю яти-дхармой, дхармой своей касты». Затем существует кула-дхарма, дхарма семьи: «Я принадлежу этой семье, и у нас есть дхарма семьи». Это деха-дхарма, а также мана-дхарма.

У тела есть своя дхарма, у ума – своя, и у атмы – своя.

 

Дхарма души в предании себя Кришне

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах

(«Б.-г.», 18.66)

Оставь все разновидности дхармы: веда-дхарму, яти-дхарму, кула-дхарму, деха-дхарму и мана-дхарму, оставь всё и просто предайся Мне. Такова дхарма души.

Вы не являетесь этим телом. Вы душа.

Итак, дхарма души, атма-дхарма, состоит в том, чтобы предаться Кришне и стать кришна-дасом. Но принимаете ли вы атма-дхарму? Вы принимаете деха-дхарму и мана-дхарму, а не атма-дхарму. Чтобы стать кришна-дасом нужно принять атма-дхарму, дхарму души. Это невозможно, пока вы не находитесь на уровне души. Вы остаётесь на телесном уровне, в деха-дхарме! Кто-то из вас здесь находится на уровне души? Никто!!! Все вы погружены в телесные представления о себе.

Итак, вы принимаете деха-дхарму и мана-дхарму, дхарму тела и ума. Что такое дхарма тела? Чувственные удовольствия. Что такое дхарма ума? Санкалпа-викалпа, принятие и отторжение, умственные спекулятивные рассуждения. Вот эту дхарму вы совершаете, а не атма-дхарму. Вы не стали кришна-дасами.

А как же стать кришна-дасом?

................................................................

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж