?

Випраламбха-бхава. Часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 203. Опубликовано: 12-04-2021, 12:48

Випраламбха-бхава

Шри Шримад Гоур Говинда Свами

16.07.1995г.

Бхактиведанта Мэнор. Великобритания

Часть 2

 

Исполнять требования тела

Неужели Кришна является Началом и Концом всего? Он рассуждал так: «Я сказал всё. Я дал самые сокровенные наставления. Однако многие ли способны понять их? Обусловленные души, баддха-дживы, пребывают на уровне телесного сознания, они считают своё тело своим «я», для них это тело – всё. «О, это тело мне очень дорого», – думают они. И они согласны удовлетворять потребности своего тела: «Да, удовлетворять телесные потребности – главный смысл всей моей жизни». Такова общепринятая у них точка зрения».

Что такое потребности тела? Еда, сон, защита и совокупление. Общепринятое мнение таково, что удовлетворять потребности тела – самое главное в жизни. Кто понимает, что «я» – не тело, а трансцендентная душа? Вы понимаете это в теории, просто слушаете об этом, однако практически не находитесь на уровне души. Вы остаётесь на телесном уровне, занятые едой, сном, защитой и совокуплением.

 

Я говорил лишь теоретически

Кришна всеведущ. Он знает всё это. Он думает: «Баддха-джива под влиянием майи находится на телесном уровне и полностью поглощена желанием получить материальные чувственные наслаждения. Баддха-джива всегда думает только об этом, так как ей понять Мои наставления? Способна ли она? Нет! Она не может их понять!

Если кто-то очень-очень удачлив, разумен, прагья (учён), если он может понять Мои наставления, и если он применяет их на практике в своей жизни, тогда, несомненно, он придёт ко Мне. Но много ли таких людей? Тот же, кто полностью поглощён материальным наслаждением чувств, не сможет развить веру в Мои слова».

Вы не можете развить веру в Его слова, нет, потому что считаете вишая-сукху, материальное счастье, целью своей жизни, и не можете оставить это заблуждение.

Кришна – всеведущий. Его нельзя обмануть, Он вас очень хорошо знает. Кришна думает: «Обусловленные души не могут следовать Моим наставлениям. Кроме того, Я говорил лишь теоретически. Я не подавал примера. Поэтому Мне следует снизойти снова».

Есть известная поговорка: «Пример лучше всяких назиданий».

«Обусловленные души находятся на телесном уровне, им не понять Моих наставлений, потому что Я не подал пример.

Обусловленные души пьют грязную воду наслаждения чувств, которая льётся в канализационном водостоке материального существования, и считают, что это сладкое молоко. Питаясь грязью, они получают удовольствие: «О, да!» Как свинья, которая любит испражнения и получает удовольствие: «Ох, какая вкусная еда!», – при этом она думает: «Люди такие глупые, ту хорошую пищу, что ем я, они не едят. У них другая еда. Такие дураки!»»

Кришна думает обо всём этом: «Они пьют грязную воду из сливного стока. Поэтому если я приду и налью туда немного молока, то они, попробовав это, перестанут пить грязную воду и питаться испражнениями».

 

Требуется према-бхакти

Поэтому Кришна пришёл как Гауранга Махапрабху.

Здесь говорится: премавастха шикхаила асвадана-ччхале, – «Последние двенадцать лет Он жил в Джаганнатха-Пури и учил всех наслаждаться трансцендентным вкусом экстатической любви к Кришне, вкушая его Сам».

Он пришёл даровать эту прему, размышляя: «Если они смогут вкусить её, то отбросят привычку пить грязную сливную воду и есть грязь. Тогда они смогут следовать Моим наставлениям. Поэтому требуется према-бхакти. Если я смогу даровать дживам према-бхакти, то они отбросят вишая-сукху, материальные наслаждения. Иначе им от них никак не отказаться».

Он подумал: «Многие-многие юги этой кальпы уже пришли и ушли. В прежние кальпы я уже приносил према-бхакти, но в этой не давал её. Так что сейчас Я пойду и дарую према-бхакти». Поэтому Он пришёл как Чайтанья Махапрабху.

Об этом говорится в «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 3.12-14):

даса-сакха-пита-мата-канта-гана лана
врадже крида каре кришна премавишта хана

йатхешта вихари’ кришна каре антардхана
антардхана кари’ мане каре анумана

чира-кала нахи кари према-бхакти дана
бхакти вина джагатера нахи авастхана

«Поглощённый такой трансцендентной любовью, Господь Шри Кришна наслаждается во Врадже общением со Своими слугами, друзьями, родителями и возлюбленными. Там, в Своей обители, на Голоке, в нитья-вриндаване, Он думает: «Я давно не одаривал обитателей этого мира према-бхакти, беспримесным любовным служением Мне. Без такой любви существование материального мира теряет всякий смысл»».

йуга-дхарма правартаиму нама-санкиртана
чари бхава-бхакти дийа начаму бхувана

апани кариму бхакта-бхава ангикаре
апани ачари’ бхакти шикхаиму сабаре

«Я положу начало религии этого века – нама-санкиртане, совместному воспеванию святого имени. Я сделаю так, что этот мир затанцует в экстазе, осознавая четыре расы любовного преданного служения» («Ч.-ч.», Ади, 3.19-20).

 

Четыре расы према-бхакти

Что это за четыре расы? Дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. «Я заставлю весь мир танцевать в экстазе, даруя четыре этих вида према-бхакти».

Хотя главных рас пять (шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья), Махапрабху отказывается от шанты. В линии Махапрабху нет шанты. Махапрабху говорит: «Чари бхава бхакти». Это означает дасья-рати, сакхья-рати, ватсалья-рати, мадхурья-рати. Именно в этих четырёх расах Он даст према-бхакти. Такова была главная мысль Кришны.

 

Маха-ваданьяя-аватара – самая милостивая аватара

Распространение юга-дхармы было не единственной целью прихода Кришны в облике Махапрабху. Это была не настоящая цель, а гауна, вторичная причина. Главной целью была према-бхакти-дхана. Чайтанья Махапрабху спустился сюда ради этого, и поэтому известен как према-пурушоттама.

намо маха-ваданйайа
кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чаитанйа-намне
гаура-твише намаха

Шрила Рупа Госвами поднёс Шри Гауре эту пранама-мантру. Так что мы тоже предлагаем эту пранама-мантру, мы молимся Ему и говорим ‘према-прадайа’. Он – маха-ваданья-аватара, самое щедрое воплощение, потому что дарует кришна-прему. Никто больше не даёт этого.

Гаура не приходит в каждую Кали-югу. Он приходит в одну особую Кали-югу, единожды в кальпу. Эта, нынешняя Кали-юга особенная, потому что пришёл Сам Гаура! Кто же приходит в другие Кали-юги? Приходит амша. Это объясняется здесь:

йуга-дхарма-правартана хайа амша хаите
ама вина анйе наре враджа-према дите

сантв аватара бахавах
панкаджа-набхасйа сарвато бхадрах
кришнад анйах ко ва латасв
апи премадо бхавати

тахате апана бхакта-гана кари’ санге
притхивите аватари’ кариму нана ранге

«Каждую эпоху Мои полные экспансии устанавливают законы религии. Однако даровать любовное служение в настроении обитателей Враджа способен только Я Сам». «Поэтому вместе с Моими преданными Я приду на землю и явлю миру множество ярких лил» («Ч.-ч.», Ади, 3.26, 3.28).

нама вину кали-кале дхарма нахи ара
кали-кале каичхе хабе кришна аватара

«В эпоху Кали есть лишь одна религия – повторение святого имени Господа, но в каком облике Господь воплотится в этот век?» («Ч.-ч.», Ади, 3.100).

 

Единственная разница между Гаурой и Кришной

Итак, Гаура – это Кришна, а Кришна – это Гаура. По таттве Они неотличимы друг от друга, однако в Их настроении есть разница. Во враджа-лиле – два тела, Радха и Кришна. Однако в навадвипа-лиле только одно – Гаура. Объединённый образ Радхи и Кришны – это Гаура. Во враджа-лиле два тела, а в гаура-лиле только одно, это единственная разница. Иной разницы между Гаурой и Кришной нет. Эта тема сложна для понимания.

Во враджа-лиле существует расарадж сваям-рупа Кришна – одно тело, и маданакхья-махабхава майи – Шримати Радха, другое тело. Во Врадже два тела. Но в гаура-лиле расарадж Кришна соединяется в одно тело с махабхава майи Радхой.

‘нанда-сута’ бали’ йанре бхагавате гаи
сеи кришна аватирна чаитанйа-госани

«Тот, кого называют сыном Махараджа Нанды, низошёл на землю в облике Чайтаньи Госаи» («Ч.-ч.», Ади, 2.9).

эи гаурачандра йабе джанмила гокуле
шишу санге грихе грихе крида кари’ буле

Также в «Шри Чайтанья-бхагавате» (Ади-кханда 7.47) говорится, что «Гаурачандра явился в Гокуле как Кришна».

чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам
радха-бхава-дйути-сувалитам науми кришна-сварупам

(«Ч.-ч.», Ади, 1.5)

Шрила Сварупа Дамодара Госвами сказал: «Он кришна-сварупанауми кришна-сварупам. Я поклоняюсь этому Гауре». Радха-бхава дйути-сувалитам, Кришна принял настроение и цвет тела Радхарани и явился в образе Гауры. Пракатам адхуна тад-двайам чаикйам аптам: двайа – два тела, что значит Радха и Кришна, айкья – одно тело, то есть Гаура.

В «Чайтанья-чандрамрите» Шрила Прабодхананда Сарасватипад пишет: апи бхутам мадхавасйа. Апи бхута – Радха-Мадхава в одном теле, то есть это Шри Чайтанья.

синчан синчан найана-пайаса панду-ганда-стхалантам

мунчан мунчан пратимухур ахо диргха-нихшваса-джатам

уччаих крандан каруна-карунодгирна-ха-хети-надо

гаурах ко 'пи враджа-вихарини-бхава-магнаш чакасти

(«Чайтанья-чандрамрита», 9.108)

Шрила Прабодхананда Сарасватипад говорит, что таково настроение Гауры, враджа-вихарини, Он испытывает острую боль разлуки, словно девушки Враджабхуми, гаурах ко 'пи враджа-вихарини-бхава-магнаш чакасти. Смысл в том, что Кришна – это Гаура, Гаура – это Кришна, кришна-лила – это гаура-лила, а гаура-лила – это кришна-лила.


Нама и нами

Нет разницы между нама и нами, именем Кришны и Самим Кришной, абхиннатван нама-наминох («Ч.-ч.», Мадхья, 17.133). Вместе с тем,

вачйам вачакам итй удети бхавато нама сварупа-двайам

пурвасмат парам эва ханта каруна татрапи джанимахе

(Ш.Рупа Госвами, «Намаштака», 7)

Гаудия-вайшнавский ачарья Шрила Рупа Госвами утверждает, что, хотя нет никаких различий между нами и намой, всё же последняя более милостива, чем первая: пурвасмат парам эва ханта каруна. Это значит, что нама, имя Кришны, более милостиво, чем нами, Кришна, хотя и нет никаких различий между именем Кришны и Самим Кришной.

Аналогичным образом, хотя нет никаких различий между гаура-лилой и кришна-лилой, гаура-лила более милостива и более вкусна, чем кришна-лила. Такова таттва-гьяна.


Разлука превыше встречи

Затем идёт учение Махапрабху: «Шесть из последних восемнадцати лет Он оставался в Джаганнатха-Пури, погружённый в киртан, побуждая преданных петь и танцевать, тем самым развивая в них любовь к Кришне» («Ч.-ч.», Ади, 13.38).

В своём комментарии Шрила Прабхупада пишет: «Человек, продвинутый в сознании Кришны, всегда ощущает разлуку с Кришной, поскольку это чувство разлуки превосходит чувство радости встречи с Ним». Разлука – это вираха, или випраламбха-бхава. Вираха (випраламбха-бхава) означает чувство разлуки с Кришной, а самбхога – встреча с Кришной, единение с Кришной. Здесь Прабхупада говорит, что это чувство разлуки с Кришной, випраламбха-бхава, превосходит самбхогу. И это – высшая стадия любви, према-бхакти.


Киртан Махапрабху проходит в випраламбха-бхаве

«Шри Чайтанья Махапрабху в Свои последние двенадцать лет, находясь в Джаганнатха-Пури, учил людей этого мира тому, как благодаря чувству разлуки можно развить дремлющую любовь к Кришне».

Таково учение Махапрабху. Киртан Махапрабху проходит в настроении випраламбха-бхавы. В «Шикшаштаке» вы увидите, как Он говорит о внешних и внутренних проявлениях любви.

 

Внешние проявления любви

Каковы внешние признаки любви? В том, у кого развилась любовь, кто воспевает према-наму, чистое имя, проявляются следующие симптомы:

найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када,
тава нама-грахане бхавишйати

«Мой дорогой Господь, когда же Мои глаза украсятся слезами, текущими непрерывными потоками при повторении Твоего святого имени? Когда при звуках Твоего имени голос Мой прервётся и волосы на теле встанут дыбом от трансцендентного блаженства?» («Шикшаштака», 6) «Когда, когда же придёт тот день? Кабе ха'бе боло се-дина амар?» Плачете ли вы об этом? Это и есть внешние признаки любви, и Махапрабху явил все эти симптомы, воспевая Харе Кришна.

 

Без любви к Богу моя жизнь бесполезна

“према-дхана вина вйартха даридра дживана
‘даса’ кари’ ветана море деха према-дхана” 

(«Ч.-ч.», Антья, 20.37)

Комментируя слова Махапрабху, Шрила Кавирадж Госвами пишет: «Без любви к Богу Моя жизнь бесполезна. Поэтому я молю, чтобы Ты принял Меня как своего слугу, в качестве жалованья назначив Мне экстатическую любовь к Богу». А вы так думаете? Нет. Вы думаете: «Нет, сейчас моя жизнь очень полезна, я наслаждаюсь». Вы, наслаждаясь, спите на коленях у уродливой ведьмы майи, и думаете при этом: «О, моя жизнь полезна! Вовсе не бесполезна!»

Что говорит Кавирадж Госвами? «Без любви к Богу моя жизнь бесполезна. Кришна-према – это бесценный капитал, без этой кришна-према-дханы моя жизнь бесполезна, бесполезна, бесполезна». Таково учение Махапрабху. Хотите ли вы стать преданным Махапрабху, гаура-бхактой, в этой жизни, или в сотнях, тысячах жизней? Чего вы хотите? Стать им в этой жизни? Как вы думаете, возможно ли это для вас?

Преданный: Это очень трудно.

Шрила Гоур Говинда Свами: Это означает, что ты думаешь, что это для тебя невозможно. Махапрабху дарует милость, но вы её не принимаете. Такой глупец, такой неудачник! Махапрабху невероятно милостив, адбхута каруна. Он одаряет милостью всех и каждого.

Мы поём: уттама адхама кичху на бачхила, кахе премананда эмана гауранга [Ш.Премананда дас Тхакур]. Гауранга никогда не делает различий, кто перед ним – уттама или адхама, самый возвышенный или самый падший. Почему ты думаешь, что это невозможно? Почему не плачешь о милости Гауры? Он никогда не делает никаких различий. Неважно, будь перед Ним самый возвышенный или самый падший, Он раскрывает Свои объятия: «Приди ко Мне! Приди, приди, приди!» Но ты не идёшь! Как ты что-то обретёшь? Он же зовёт тебя: «Приходите ко мне!», – протягивая руки.

Он готов вас обнять, а вы не идёте. Итак, как же вам получить милость Гауры, не придя к Нему? Уттама адхама кичху на бачхила. Гаура настолько чудесно милостив! Он готов обнять всех до единого. Шри Гауранга Махапрабху никогда не делает различий.

 

Молите об общении с гаура-бхактой

Поэтому Премананда дас Тхакур, вайшнавский поэт, говорит: хридайе боло. Помести Гауру в своё сердце, шачинандана хридайе нандана. Когда же Шри Шачинандана Гаурахари, сын матери Шачи, явится в моём сердце? Он говорит:

бхаджа гауранга, каха гауранга, лаха гаурангера нама ре

йе джана гауранга бхадже, сеи хайа амара прана ре

«Воспевайте имя Гауранги, произносите Имя Гауранги, пойте Имя Гауранги! Любой, кто бы ни совершал гауранга-бхаджан, – моя душа!»

Шрила Нароттам дас Тхакур говорит нечто подобное:

грихе ва ванете тхаке, ‘ха гауранга’ бо’ле даке,

нароттама маге тара санга

(«Прартхана», «Саварана-шри-гаура-махима»)

«Он может быть гриха-васи или вана-васи, он может быть грихастхой, ванапрастхой или яти [санньяси]. Кем бы он ни был, если он постоянно произносит: «Ха Гауранга! Ха Гауранга!», – Нароттам дас Тхакур молит о том, чтобы обрести его общение, ибо он пребывает в подобном экстатическом состоянии». 

В этом стихе из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Ади-лила, 13.39) сказано: премавастха шикхаила асвадана-ччхале – «Он учил всех наслаждаться трансцендентным вкусом экстатической любви к Кришне, вкушая его при этом Сам». Поэтому Шрила Нароттам дас Тхакур и Шрила Премананда дас Тхакур молят об общении с таким гаура-бхактой. Это внешнее проявление любви. Према-дхана вина вйартха, - «О мой Господь, моя жизнь бесполезна, потому что я лишён према-дханы. Я лишён того, что является реальной ценностью, бесценным богатством, и поэтому моя жизнь бесполезна. Пожалуйста, сделай меня Своим дасом, 'даса' кари' ветана море деха према-дхана, – позволь мне быть Твоим дасом. Позволь мне служить Тебе».

Слуга служит своему господину и получает жалование. Но, желая стать слугой Кришны, о каком жаловании я мечтаю? – О према-дхане! Пожалуйста, дай мне только према-дхану. Не хочу никакого материального богатства, только даса кари, сделай меня Твоим слугой.

 

Внутреннее проявление любви

Далее, в следующем стихе Гауранга являет Своё внутреннее проявление любви:

йугайитам нимешена
чакшуша правришайитам
шунйайитам джагат сарвам
говинда-вирахена ме

«О Мой Господь, Говинда, в разлуке с Тобой одно мгновение кажется Мне огромным тысячелетием. Слёзы, словно потоки дождя, текут из Моих глаз, и весь мир кажется Мне пустым» («Шикшаштака», 7).

Целый мир без Говинды пустой! Чувство разлуки с Говиндой – это внутреннее проявление любви. «От чувства острой боли разлуки с Говиндой даже одна нимеша, мгновение, кажется Мне великой югой. Слёзы текут из Моих глаз, как ливень. Весь мир кажется мне пустым, потому что я не могу видеть Говинду».

Языком Шрилы Кавираджа Госвами («Ч.-ч.», Антья, 20.40-41):

удвеге диваса на йайа, ‘кшана’ хаила ‘йуга’-сама
варшара мегха-прайа ашру варише найана

«Для Меня, охваченного смятением, день никогда не кончается, ибо каждое мгновение тянется целое тысячелетие. Мои глаза, из которых льются нескончаемые потоки слёз, похожи на тучи в сезон дождей» («Ч.-ч.», Антья, 20.40).

говинда-вирахе шунйа ха-ила трибхувана
тушанале поде, — йена на йайа дживана

«Все три мира кажутся Мне пустыми из-за разлуки с Говиндой. Я чувствую, будто сгораю заживо на медленном огне» («Ч.-ч.», Антья, 20.41).

Если бросить шелуху в огонь, как она будет гореть? Очень и очень медленно. Подобно этому, чувство разлуки похоже на медленное горение: человек горит, но жизнь не покидает тело. Это внутреннее проявление любви. Это ощущают все преми-бхакты, парамахамса-вайшнавы. Вы знаете, что испытывает гуру Махапрабху, Ишвара Пури?

 

Конец Части 2

Окончание следует

………………………………………….

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж