?

Красота преми-бхакты. Часть 3.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 218. Опубликовано: 11-05-2021, 13:45

Красота преми-бхакты

Шри Шримад Гоур Говинда Свами

Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 9.15.39-40

Бхуванешвар, Индия, 26.12.1994г.

Часть 3. Окончание

 

Добродетели Кришны передаются его преданному

«Чайтанья-чаритамрита» также говорит о качествах садху. Тот, кто является садху, чистым преданным, чист внешне и внутренне, антар-шуддхи и бахир-шуддхи. Таковы его качества. Однако главное качество — кришнаика-шарана, полная преданность лотосным стопам Кришны. Вторичные качества развиваются автоматически. Об этом сказано в Одиннадцатой Песни «Бхагаватам» и в «Чайтанья-чаритамрите».

крипалу, акрита-дроха, сатйа-сара, сама
нидоша, ваданйа, мриду, шучи, акинчана

сарвопакарака, шанта, кришнаика-шарана
акама, аниха, стхира, виджита-шад-гуна

мита-бхук, апраматта, манада, амани
гамбхира, каруна, маитра, кави, дакша, мауни

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.78-80)

Все великие добродетели проявлены в теле вайшнава, ибо сказано, что все добродетели Кришны передаются и Его преданному. Эти трансцендентные качества присущи чистым вайшнавам, и хотя их невозможно описать полностью, я постараюсь хотя бы указать на них.

Преданные сострадательны; они никогда умышленно не разжигают вражду; они правдивы в словах и делах и не имеют предубеждений; они безупречны, великодушны, кротки, чисты и не интересуются материальными приобретениями и амбициями. Трудясь на благо каждого, они умиротворены. Они приняли полное прибежище у Кришны и не подвержены влиянию похоти. Они невинны, тверды и преодолели шесть основных грехов (похоть, гнев, жадность, зависть, иллюзии и ревность). Они едят ровно столько, сколько нужно, не принимают интоксикаций. Преданные почтительны, лишены ложного престижа; они серьёзны, сострадательны, дружелюбны, поэтичны, искусны и молчаливы.

Дорогой Кришне преданный очень милостив, крипалу. Он акрита-дроха, ни к кому не испытывает вражды. Он правдив, сатья-сара. Он во всем видит Кришну и поэтому обладает равным видением, сама, Он видит Параматму, Сверхдушу. Смиренные мудрецы развили такое равное видение, поскольку всюду видят лишь Сверхдушу.

В «Гите» (5.18) Кришна говорит:

видйа-винайа-сампанне брахмане гави хастини
шуни чаива шва-паке ча пандитах сама-даршинах

«Смиренный мудрец одинаково смотрит на учёного и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда».

Они щедры, чисты внутри и снаружи и лишены недостатков. Они всегда считают себя самыми низшими из низших. У них нет ни гордости, ни высокомерия. Они приносят благо каждому, потому что видят кришна-самбандху, взаимоотношения каждого с Кришной. Каждую дживу они видят как дживу Кришны. Кришна — объект любви и Он испытывает любовь ко всем и каждому. Если вы полюбите Кришну, то полюбите всех и каждого. В противном случае о любви вообще не может быть и речи. Они свободны от двандвад, двойственности — от симпатии, антипатии и ненависти. Вам может кто-то нравиться, а кто-то нет. Но лишь тот, кто видит Кришну как объект любви, может любить всех и каждого, и поэтому не возникает вопроса о ненависти или неприязни к кому-либо.

Он шанта, умиротворённый. Кришнайка-шарана, полностью предан Кришне. Акама, - свободен от всех желаний материальных наслаждений и стремления к освобождению. Стхира, он сосредоточен. Виджита-шад-гуна, победил свой ум и чувства.

Мита-бхук, он не обжора, ест очень мало. Апраматта, он очень скромный. Манада — он выражает почтение всем и каждому. Амани, он никогда не требует уважения. Гамбхира, он очень серьёзен; каруна, милостив; майтра, дружелюбен; дакша, опытен. Мауни, он молчалив, что значит он говорит только о Кришне. Кави — он тот, кто знает Кришну и потому знает всё. Таков этот кави.

 

Благодаря развитию чистой бхакти приходят все хорошие качества 

Тогда возникает вопрос: следует ли сначала развить эти качества, а затем разовьётся бхакти? Или, если разовьётся бхакти, то возникнут все эти качества?

Сначала развейте беспримесную преданность, бхакти, и тогда эти качества разовьются в вас автоматически. Во всех бхакти-шастрах говорится о том, как развивать бхакти. Если вы разовьёте чистую бхакти, беспримесную преданность, автоматически разовьются все хорошие качества.

сарва маха-гуна-гана ваишнава-шарире
кришна-бхакте кришнера гуна сакали санчаре

«Все возвышенные качества проявлены в теле вайшнава, потому что говорится, что все качества Кришны переносятся на Его преданного» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.75).

Те же самые шестьдесят качеств, которые есть у Кришны, проявляются у аикантика-кришна-бхакты, чистого кришна-бхакты, за исключением четырёх качеств мадхурьи. [Прим.: Четыре качества мадхурьи (сладости) Кришны: рупа-мадхурья, сладость Его в высшей степени прекрасного облика; вену-мадхурья, сладость звуков Его флейты; рати-мадхурья, сладость Его любовных забав; и лила-мадхурья, сладость Его игр.]

Если вы разовьёте бхакти, автоматически проявятся все благие качества.

 

Как вы можете развить бхакти? 

Бхактис ту бхагавад бхакта сангена париджайате [«Брихад-нарадия Пурана», 4.33] — бхакти, или чистое преданное служение Верховному Господу, можно обрести только в общении с чистыми преданными.

В предыдущем рождении вы могли обрести какое-то бхакти-сукрити, значит в этой жизни разовьёте бхакти и автоматически привлечётесь садху-сангой.


Результат садху-санги 

кона бхагйе кона дживера ‘шраддха’ йади хайа
табе сеи джива ‘садху-сан̇га’ йе карайа

«Если благодаря благой удаче живое существо развивает веру в Кришну, он начинает общаться с преданными» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 23.9).

Есть так много людей, но сколько из них приходят за садху-сангой? Это вопрос наличия бхакти-сукрити.

Тот, кто обретает бхакти-сукрити, приходит за садху-сангой и развивает бхакти.

Самое первое это шраддха. Адау шраддха татах садху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа — такой человек развивает сильную веру в садху-шастра-гуру [«Бхакти-расамрита-синдху», 1.4.15]. Затем гуру-падашрая, он принимает прибежище у лотосных стоп гуру и совершает гуру-бхаджан. Надо принять прибежище у садху-гуру. Он обучит вас совершать бхаджан.

Вы не знаете, как совершать бхаджан. Прежде чем принять прибежище у лотосных стоп садху, прежде чем заняться бхаджаном: гиречхе нана анартхаре бхаи [Ш.Бхактивинода Тхакур говорит: «О брат, ты окружён множеством анартх»] вы исполнены множества анартх, противостоящих хорошим качествам, асат-гуна, сат-гуна-виродхи. Затем, когда человек принимает прибежище у лотосных стоп садху-гуру и совершает бхаджан, бхаджана-крия, приняв регулирующие принципы, тогда — анартха-нивритти, все ваши анартхи уничтожаются. Таков результат бхакти, развитого в милостивом общении с садху. Это результат садху-санги.


Намабхаса — самая опасная стадия 

Когда человек развивает чистое бхакти, беспримесную преданность, автоматически в нём развиваются все хорошие качества. Однако, пока анартхи ещё не разрушены и не развиты все хорошие качества, каково положение этого садхака?

Его уровень — это бхаджанабхаса или намабхаса. Эта стадия самая опасная.

Все падения происходят именно на стадии намабхасы, потому что пребывание на ней создаёт вероятность совершения апарадх или погружения в асат-сангу. Тогда такой садхак падёт, потому что его анартхи ещё не уничтожены.

Если кто-то совершает шуддха-бхаджан, чистый бхаджан и, благодаря общению с чистыми преданными воспевает чисто харинаму, то все хорошие качества в нём развиваются автоматически, они развиваются одновременно. На этом уровне уже нет анартх, и такой садхак не разовьёт вкус к чему-либо материальному. Он разовьёт нама-ручи, вкус к воспеванию святого имени, он вкушает нама-премамриту, нектар святого имени. Это единственный вкус, который он развивает. Таким образом, этому преданному нет необходимости прилагать какие-либо отдельные усилия для приобретения хороших качеств. Единственное усилие заключается в развитии чистой преданности.

Бхактивинода Тхакур сказал: «О мои дорогие друзья, не тратьте своё драгоценное время на обретение всех этих хороших качеств. Единственное усилие должно быть направлено на то, как развить чистую преданность. Для этого нужно всегда находиться в обществе чистых преданных». Нароттам дас Тхакур также поёт об этом в «Према-бхакти-чандрике»: садху-санга анукшана марджите хой бхаджана — «Следует всегда оставаться в обществе садху».

Садху означает преми-бхакта, чистый преданный, который развил кришна-прему. Тогда ваш бхаджан будет хорошим.

Ваш бхаджан будет очищать, марджита. Чето-дарпана марджанам, — чем старательней протирать зеркало, тем чётче будет отражение. Чей бхаджан становится всё более и более очищенным? Того, кто всегда в садху-санге! Это очень важно.

Сердце того, кто постоянно находится в садху-санге, в обществе чистого преданного, преданных, и совершает бхаджан, — очищается, подобно тому, как зеркало, очищенное от грязи, даёт совершенное отражение.

«О мои дорогие друзья, не тратьте своё драгоценное время на обретение всех этих хороших качеств. Единственное требование — всегда иметь чистую садху-сангу. Примите прибежище у лотосных стоп чистого преданного и под его руководством совершайте бхаджан. Тогда вы сможете развить чистую преданность и сами собой все хорошие качества разовьются в вас». Таким образом, не нужно стараться развить хорошие качества, а уже потом заниматься бхакти. Нет. Самым важным моментом здесь является то, что как только человек развил чистую преданность, к нему сами собой приходят все хорошие качества.

 

Главный признак садху 

Главный признак садху, чистого преданного, — это кришнаика-шаранатва, полная преданность Кришне: безусловная преданность, а не частичная, искусственная или условная.

Жизнь бхакты бесполезна если этот главный признак отсутствует. Вы никогда не разовьёте чистую преданность без него.

Безусловная преданность приводит к развитию всех вторичных качеств. Без кришна-бхакти, чистого бхакти, все другие хорошие качества не имеют никакой ценности. Именно это сказал Бхактивинода Тхакур.

Итак, тот, кто является чистым преданным, полностью предавшейся душой, обладает всеми хорошими качествами и полной красотой. Вся красота именно в этом.

Кришна обладает полной красотой, в Нём всё прекрасно. И тот, у кого есть Кришна — тоже обладает этой красотой. Таков вывод. Вся красота именно в этом. Да.

Внешне он может быть уродливым, но он — чистый преданный. Поэтому Кришна говорит:

апи чет су-дурачаро
бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах
самйаг вйавасито хи сах

«Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его всё равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути» («Бхагавад-гита», 9.30).

Он может быть слепым, калекой, уродливым, но если он — чистый преданный, тогда в нём всё прекрасно, потому что Кришна прекрасен (его Объект поклонения). У него есть Кришна, и поэтому он красив. В этом вся красота.

Если вы видите только внешнюю красоту, то будете обмануты.

Подобно тому, как мужчина, видя внешнюю красоту женщины, думает: «О, эта девушка очень красива. Я на ней женюсь». Однако он обманывается, потому что в ней нет истинной красоты бхакти.

В том стихе, который я процитировал, сказано, что порочная женщина, не преданная мужу, принесёт вам лишь проблемы и страдания. Разумеется, вы ведь обмануты. Вы очарованы её внешней красотой.

Вы не увидели, действительно ли она красива, и эта истинная красота — кришна-бхакти. Смотрите на истинную красоту! Не соблазняйтесь внешней красотой!

 

Вопросы и ответы 

Преданный: Махарадж, некоторые преданные ИСККОН говорят, что садху-санга бывает трёх видов: каништха, мадхьяма и уттама, и что ко всем ним приложим термин садху-санга.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Я уже сказал — преми-бхакта. Моё мнение другое. Преми-бхакта.

Преданный: В иных случаях это нельзя назвать садху-сангой? Нет никакого альтернативного толкования?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Какой цели мы хотим достичь?

Преданный: Простите?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: У нас есть пункт назначения, цель. Как её достичь? Как обрести прекраснейшего Кришну? Наша цель — обрести прекраснейшего Кришну, Шьямасундару, так? Поэтому вам нужен преми-бхакта, который связал Шьямасундару в своём сердце. Только он может привлечь каждого. Что говорить? Даже Кришна привлечён им, шри-кришнакаршини! Итак, у нас есть три дасьи: садхана-дасья, бхава-дасья, према-дасья, садхана-бхакти, бхава-бхакти, према-бхакти. Есть шесть отличительных черт бхакти: клешагни, шубхада. Они могут прийти в садхана-дасье. Затем бхава-дасья, следующие два свойства, какие?

Преданный: Всеблагое...

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Всеблагое. Мокша-лагхута-крит, мукти становится незначительным. Затем према-дасья: сандрананда-вишешатма шри-кришнакаршини, привлекает Кришну. Все шесть свойств в этой шлоке. Но у каништхи их лишь, возможно, два. Понимаете, Прабху?

Преданный: Да.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Наша цель — Кришна, прекраснейший Кришна! Так как же достичь этой цели? Поэтому мы говорим: преми-бхакта. Да, Кришна привлекается им.

Преданный: Итак, вы говорите, что нужно всегда находиться в таком общении.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Да, это может тот, кто очень удачлив.

Преданный 2: Но что если там, где мы живём, нет преми-бхакты? Что если такой преми-бхакта оказывается не в том месте, где наша прабху-дата-деша? Если мы не чисты, как с ним общаться?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Вы должны развить жажду, жадность к этому общению. Да. «Как мне это обрести?» Если у вас будет сильное, горячее желание, интенсивное желание в сердце, то Кришна сделает невозможное возможным, а возможное невозможным. Да. Такое желание Кришна может исполнить.

Преданный 2: Так мы получим...?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Он получит. Либо он придёт сюда, либо другой пойдёт туда. Да, Кришна может это сделать.

Преданный 2: Что, если преми-бхакта даёт какое-то служение, которое нужно совершать вдали от физического общения с ним?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Да!

Преданный: Но преданный может оказаться недостаточно чист, чтобы понять, как получать общение вдали от преми-бхакты.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Но если он выполняет приказание с верой и «как оно есть», без искажений, то он отправится туда: «О, дайте-ка я пойду и увижусь с ним». Да. Даже Кришна приходит: «Я пойду и увижусь с ним». Поэтому говорится: «Не развивайте желание увидеть Кришну». Вы служите, оказываете любовное служение Ему. Поэтому именно Кришна побежит, чтобы дать вам Свой даршан: «Я пойду и увижусь с ним». Да. Вы меня понимаете?

Преданный: Да.

Преданный 3: Гуру Махарадж, вы говорили, что истинный брахман — это тот, кто познал Ачьюту, непогрешимого Господа. Значит ли это, что он видел Господа? Или же он просто знает о Господе?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Он видит и знает всё. Что ты говоришь? Кришна не может оставаться для него непроявленным. Он всегда является ему. Что сказал Кришна? «Тот, кто полностью осознает Кришну...» — какой это стих?

йо мам пашйати сарватра
сарвам ча майи пашйати
тасйахам на пранашйами
са ча ме на пранашйати

[«Для того, кто видит Меня во всём сущем и всё сущее во Мне, Я никогда не буду потерян, и он никогда не будет потерян для Меня» («Бхагавад-гита», 6.30)].

Это — полное сознание Кришны. «Тот, кто видит Меня во всём, куда бы не посмотрел». «О, Кришна там!» Тот, кто видит всё в Нём, обладает полным сознанием Кришны. «Я никогда не теряю Его из виду и Он никогда не перестает видеть меня». «Он видит меня, и я вижу Его».

В «Чайтанья-чаритамрите» сказано:

бхакта ама преме бандхийачхе хридайа-бхитаре
йахан̇ нетра паде тахан̇ декхайе амаре

[«Возвышенный преданный своей любовью способен связать Меня, Верховную Личность Бога, в своём сердце. Куда бы он ни бросил взгляд, везде он видит только Меня» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 25.127)].

Кавирадж Госвами объясняет это: «Тот преми-бхакта», — это слова Кришны, — «связал Меня в своём сердце верёвкой любви. Куда бы он ни посмотрел, он видит Меня». Кто видит? Преми-бхакта Кришны видит прекраснейшего Шьямасундару.

Преданный 3: Значит, слова всех этих людей, заявляющих: «Я брахман. У меня брахманский шнур», — не означают, что они совершенные брахманы?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Эти заявления ничего не значат. Брахма-таттвам на джанати брахма-сутрена гарбитах — «Так называемые брахманы, брахманы Кали-юги, они не знают брахма-таттвы». «О, разве ты не знаешь? Я — брахман, у меня брахманический шнур, я тебя прокляну!» — он так кичится своей брахма-сутрой, упавитой, но при этом не знает брахма-таттвы. Никакой он не брахман.

Преданный 3: В «Бхагаватам» говорится о том, что они носят шнур для показухи.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Да.

Преданный 3: Шнур ценой в две пайсы.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Просто шнур ценой в две пайсы. Да, шнур за две пайсы. Да.

Преданный 2: Гуру Махарадж, вы цитировали стих: кого бы ты ни встретил, говори им о Кришне, что такой человек является гуру. Так как нам это понять?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Такой человек повсюду видит Кришну. Это вариант Махапрабху. Шри Кришна устанавливает в «Бхагавад-гите» ограничение: натапаскайа набхактайа (18.67) — не открывай этого тому, кто не является бхактой [преданным], кто атапаская [кто не совершает аскезу]. Кришна установил ограничение. Но придя как Махапрабху, Он снял это ограничение.

йаре декха, таре каха ‘кришна’-упадеша
амара аджнайа гуру хана тара’ эи деша

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 7.128)

Он снял это ограничение: «Всем, кого встретишь говори: „О брат, Кришна говорит вот так, пожалуйста, прими это“».

Преданный 4: Шрила Гурудев, когда человек повторяет намабхасу, это означает, что анартхи у него остались, верно? Итак, если человек повторяет намабхасу, как ему достичь Вайкунтхи, освобождения? Как вступить на Вайкунтху, всё ещё имея анартхи?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Да. Намабхаса дарует вам мукти. Достижение Вайкунтхи означает, что он обрёл салокья-мукти. Салокья-мукти получил Аджамила, он достиг той же планеты, где живёт Нараяна. Существуют салокья, саршти, самипья, сарупья, помимо саюджьи. Саюджья — худший вариант. Только салокья, саршти, самипья, сарупья являются четырьмя видами мукти*. Однако чистый преданный пинает (настроение) мукти: «Убирайся! Убирайся! Я не желаю тебя». Мукти же стоит в очереди у двери со сложенными руками, муктих мукулитанджалих севате ’сман, Билвамангал Тхакур вакья. Мукти со сложенными руками стоит на пороге чистого преданного, в очереди: «Я пришла, я пришла, я пришла служить тебе». — Он же отвечает: «О, убирайся! Убирайся!» — «Нет, я пришла, я пришла». Бхактипаде мукти даси.

*Примечание. Выдержка из книги Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады «Путь к совершенству», гл. 10:

«Существует пять видов освобождения: саюджья, сарупья, салокья, саршти и самипья. Саюджья-мукти означает слияние с брахмаджьоти, безличным сиянием Господа. Мы уже говорили об этом виде освобождения и пришли к заключению, что попытка слиться и потерять индивидуальность нежелательна и очень рискованна. Обрести сарупья-мукти значит получить такое же тело как у Бога. Салокья-мукти даёт возможность жить на одной планете с Богом, а саршти-мукти иметь такие же богатства, какими обладает Бог.

К примеру, Бог очень могущественный, и мы можем стать такими же могущественными, как и Он. Это называется саршти. Самипья-мукти — значит всегда быть с Богом в качестве одного из Его спутников. К примеру, Арджуна всегда находился рядом с Кришной как Его друг, и этот вид освобождения называют самипья-мукти.

Мы можем достичь любого из этих пяти видов освобождения, однако вайшнавская философия отвергает саюджья-мукти, слияние с брахмаджьоти».

Преданный 1: Вы упомянули бхакти-сукрити.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Да.

Преданный 1: В чём разница между бхакти-сукрити и другими видами сукрити?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Карма-унмукхи сукрити, гьяна-унмукхи сукрити. Занимаясь благочестивой деятельностью, вы приобретаете карма-унмукхи сукрити. В результате, в следующей жизни вы попадёте на райскую планету, получите тело полубога и много дева-бхоги, (райского) наслаждения. Такова карма-унмукхи сукрити. Гьяна-унмукхи сукрити даст вам мукти. Карма-унмукхи сукрити даст вам бхукти. Бхукти означает материальное наслаждение. Гьяна-унмукхи сукрити даст вам мукти.

Но если вы обрели немного бхакти-унмукхи сукрити, тогда в следующей жизни вы привлечётесь садху-сангой. Сукрити тахана сеи бхакти-унмукхи, тахара пхале джива садху-санга кори. Итак, он привлечён садху-сангой, слушает садху и развивает бхакти, чтобы обрести Кришну. Это — бхакти-унмукхи сукрити.

Преданный 1: Что нужно делать, чтобы получить бхакти-сукрити?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Служить садху.

Преданный: Значит, благодаря садху-санге в предыдущей жизни обретаешь желание служить садху в следующей жизни?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Тот, кто обрёл садху-сангу в прошлой жизни, очень удачлив. В противном случае следует обрести её в этой жизни.

Преданный: Он занимался бхакти? Означает ли, что у него уже было бхакти-сукрити, что в предыдущей жизни им была совершена какая-то деятельность в бхакти?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Он служил садху. Он обрёл сукрити. Поэтому в этой жизни он автоматически привлекается садху-сангой. Тот же, кто не обрёл такого сукрити, должен получить его сейчас. Обретите его сейчас! Да, возможность есть. Делайте это сейчас! Да. Кто-то говорит: «Нет, у меня нет сукрити. Что мне делать?» Делай это сейчас! Делай это сейчас! Да.

Преданный 5: Есть вопрос: можно ли достичь бхавы, сохраняя анартхи?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: На уровне бхавы нет грубой формы анартх. Они есть в тонкой форме. Анартхи есть, но в тонкой форме. Махарадж Бхарата достиг уровня бхавы, но анартхи в нём ещё оставались, поэтому он привязался к оленёнку.

Преданный: Так можно пасть с уровня бхавы?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Да, анартхи ещё остаются, в тонкой форме. Махарадж Бхарата достиг уровня бхавы, поэтому в следующей жизни, хоть и находясь в теле оленя, он мог вспомнить свою предыдущую жизнь. Всё потому, что он достиг такой высокой стадии, бхавы.

Даже в теле оленя он помнил: «Да, я сделал это». Значит, он не был обычным оленем. Он не оставался в компании других оленей, а жил один, в стороне от них, в непосредственной близости от своего прежнего ашрама на берегу Ганги.

Эта его жизнь была очень короткой. Даже в теле оленя он смог понять, что подходит смерть. Поэтому он вошёл в воды Ганги с мыслями о Кришне, Верховном Господе, и покинул тело.

Он достиг бхавы, но оставалась какая-то тонкая анартха, поэтому всё это случилось.

Пока человек не обретёт прему, анартхи будут оставаться в нём — в тонкой форме, не в грубой.

Преданный: Можно ли пасть с Вайкунтхи?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Видите ли, никто не падает с Вайкунтхи. Но есть прапанчика-вайкунтха **, с неё можно пасть. О ней упоминается в Восьмой Песни «Бхагаватам» [8.5.5]. Шрила Джива Госвами также пишет о ней в «Сандарбхах» [в 121 стихе «Бхакти-сандарбхи»]. Можно пасть с прапанчика-вайкунтхи. Поэтому иногда говорится, что с Вайкунтхи падают. Да. Оттуда падают.

Преданный: Так ли, что люди, у которых всё ещё имеются анартхи, отправляются на эту Вайкунтху?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Да, большинство людей идут на эту Вайкунтху.

 

………………………………………

** Дополнение

Прапанчика-вайкунтха, видимая для материальных глаз

1) Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж (Майяпур, 1 марта 2012г.): «Прапанчика-вайкунтха – это тень Вайкунтхи. Когда Господь нисходит в этот материальный мир, в нём появляется обитель для Него – Шветадвипа. Это место необходимо для того, чтобы Брахмаджи и другие полубоги могли прийти к Всевышнему и попросить у Него помощи, если вдруг в управлении вселенной появились неразрешимые для них задачи. Во время разрушения вселенной она возвращается обратно в мир Вайкунтхи».

2) «Шримад-Бхагаватам»

ваикунтхах калпито йена локо лока-намаскритах
рамайа прартхйаманена девйа тат-прийа-камйайа

«Чтобы доставить удовольствие богине процветания, Господь Вайкунтхи, Верховная Личность, сотворил по её просьбе ещё одну обитель, Вайкунтху, которой стали поклоняться все обитатели вселенной» («Бхагаватам», 8.5.5).

«Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур отмечает здесь, что эта Вайкунтха, так же как и «Шримад- Бхагаватам», в какой-то момент времени появляется здесь, и потому их называют сотворёнными, но и она, и «Шримад-Бхагаватам» вечно существуют за пределами материальных вселенных, покрытых восемью оболочками. Как повествуется во Второй Песни, Господь Брахма увидел Вайкунтху ещё до начала творения. Вирарагхава Ачарья поясняет, что эта Вайкунтха находится в пределах вселенной. Она расположена над горой Локалока, и ей поклоняются все обитатели вселенной» (комм. Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Бхагаватам», 8.5.5).

……………………………….

Перевод на русский: Гаятри д.д., СПб, апрель 2021г.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж