?

Гуру-сева — это самое главное! Часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 181. Опубликовано: 19-05-2021, 13:13

Гуру-сева — это самое главное!

Шри Шримад Гоур Говинда Свами Махарадж

Товако (Нью-Джерси, США) 24.06.1994г.

«Шримад-Бхагаватам», 1.2.10.

Лекция включена в книгу «Sri Guru Makes Krsna Appear in Your Heart»

Часть 1

 

Прославление «Шримад-Бхагаватам»

кришна-бхакти-раса-сварупа’ шри-бхагавата
тате веда-шастра хаите парама махаттва

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 25.150)

«Шримад-Бхагаватам» — это кришна-бхакти-раса, суть всех Вед и Упанишад. Это естественный комментарий на «Брахма-сутру», «Веданта-сутру». «Веданта-сутра» написана Шрилой Вьясадевой, он же составил комментарий на неё.

йасйам ваи шруйаманайам
кришне парама-пуруше
бхактир утпадйате пумсах
шока-моха-бхайапаха

(«Бхагаватам», 1.7.7)

Просто слушая «Шримад-Бхагаватам» из правильного источника, можно очень легко развить кришна-бхакти. И тогда страх, скорбь и иллюзия будут полностью уничтожены.

 

Только независтливые преданные могут постичь дхарма-таттву 

дхармах проджджхита-каитаво ‘тра
парамо нирматсаранам сатам
ведйам ваставам атра васту
шивадам тапа-трайонмуланам
шримад-бхагавате маха-муни-
крите ким ва параир ишварах
садйо хридй аварудхйате ‘тра
критибхих шушрушубхис тат-кшанат

(«Бхагаватам», 1.1.2)

«Шримад-Бхагаватам» повествует о бхагавата-дхарме, а не о кайтава-дхарме (обманной дхарме). Кайтава значит «обман». Кайтава чатуштая: существует четыре вида обманной дхармы: дхарма, артха, кама и мокша. Однако «Шримад-Бхагаватам» говорит о чистой кришна-према-дхарме, према-пумартхе. Кто может понять это? Парамо нирматсаранам сатам ведйам — эту дхарма-таттву могут постичь только те преданные, которые совершенно не завистливы.


Слушайте «Шримад-Бхагаватам» из правильного источника 

Слушание «Шримад-Бхагаватам» из правильного источника настолько эффективно, что позволяет очень легко развить кришна-бхакти. И не только это. Садйо хридй аварудхйате ‘тра критибхих шушрушубхис тат-кшанат — когда у кого-то развивается желание идти слушать «Шримад-Бхагаватам», то лишь благодаря развитию этого желания Верховный Господь, пребывающий в сердце такого человека, немедленно пробуждается. Если вы слушаете из правильного источника и развиваете према-бхакти, то этой любовью связываете Верховного Господа. Таков эффект слушания «Шримад-Бхагаватам».

 

Суть всех ведических писаний 

артхо ’йам брахма-сутранам
бхаратартха-винирнайах
гайатри-бхашйа-рупо ’сау
ведартха-парибримхитах

(«Гаруда-пурана»; «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 25.143)

В «Шримад-Бхагаватам» представлены следующие четыре темы:

  1. Артхо ’йам брахма-сутранам — естественный комментарий к «Брахма-сутре».
  2. Бхаратартха-винирнайах — комментарий к «Махабхарате».
  3. Гайатри-бхашйа — комментарий к гаятри-мантре.
  4. Ведартха-вистара — подробное объяснение всего учения Вед.

Вы обнаружите, что «Шримад-Бхагаватам» начинается с гаятри артхи. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится: гайатрира артхе эи грантха-арамбхана.

гайатрира артхе эи грантха-арамбхана
“сатйам парам” — самбандха, “дхимахи” — садхана-прайоджана

(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 25.147)

Грантха бхагавата апана начинается с гаятри артхи, объяснения гаятри-мантры: сатйам парам дхимахи. Итак, «Шримад-Бхагаватам» содержит гаятри-бхашью и всё остальное – это суть всей ведической литературы.

 

Кришна является в четырёх образах 

бхагавата, туласи, гангайа, бхакта-джане

чатурдха виграха кришна эи чари сане

«Кришна является в этот материальный мир в четырёх формах: «Шримад-Бхагаватам», туласи, Ганга и бхакта-бхагавата».

(«Чайтанья-бхагавата», Мадхья, 21.081)

 

Нет писания, равного «Шримад-Бхагаватам» 

бхагавата-шастре се бхактира таттва кахе

тени бхагавата-сама кона шастра нахе

(«Чайтанья-бхагавата», Антья, 3.509)

В «Бхагаватам» описана према-бхакти-таттва, и поэтому нет писания равного «Шримад-Бхагаватам». Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада сказал, что если все книги мира будут уничтожены, это не страшно, если сохранится «Шримад-Бхагаватам», потому что в «Бхагаватам» содержится всё.

 

«Шримад-Бхагаватам» наполнен экстатической любовью 

према-майа бхагавата - шри-кришнера анга

тахате кахена йата гопйа кришна-ранга

«„Шримад-Бхагаватам“ наполнен экстатической любовью. Это тело Господа Кришны. В нём описаны все сокровенные игры Кришны» («Чайтанья-бхагавата», Антья, 3.516).

«Шримад-Бхагаватам» неотличен от Кришны, он является телом Кришны, кришнера шри-анга. Кришна — према-майя, сат-чид-ананда, ананда-майя, поэтому «Бхагаватам» тоже является према-майей. Тахате кахена йата гопйа кришна-ранга — все сокровенные нектарные игры описаны в «Шримад-Бхагаватам».

 

Грантха-бхагавата и бхакта-бхагавата 

Дуи стхане бхагавата-нама шуни-матра, эко грантха-бхагавата, ара эко бхакта-бхагавата — в двух местах мы слышим слово бхагавата. Первое — это грантха-бхагавата, книга бхагавата, а второе — бхакта-бхагавата, преданный бхагавата.

дуи бхагавата двара дийа бхакти-раса
танхара хридайе танра преме хайа ваша

(«Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.100)

Через этих двух бхагават, грантха-бхагавату и бхакта-бхагавату, Кришна дарует бхакти-расу, расу бхакти, према-бхакти. Эта према-бхакти связывает Кришну. Всё это — прославление «Шримад-Бхагаватам».

 

Нитья бхагавата-сева 

бхагавата йе на мане, се — йавана-сама

тара шаста ачхе джанме-джанме прабху йама

«Тот, кто не принимает „Шримад-Бхагаватам“, — тот не лучше млеччх и яванов. Ямарадж жизнь за жизнью будет наказывать такого человека» («Чайтанья-бхагавата», Ади, 1.39).

Поэтому — нитйам бхагавата-севайа, следует ежедневно ходить и обращаться к бхакта-бхагавате, чтобы слушать от него «Бхагаватам» и изучать «Бхагаватам». Это следует делать непременно. Стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир, йе прайашо ’джита джито ’пй аси таис три-локйам [«Бхагаватам», 10.14.3] — в каком бы положении человек ни находился, нет необходимости это положение менять. Единственное, что следует делать каждый день — это обращаться к бхакта-бхагавате, чтобы слушать и изучать «Бхагаватам». Тем самым вы разовьёте према-бхакти, шуддха-бхакти, чистое бхакти и сможете победить Непобедимого, аджита джиту. Сделав так, вы сможете покорить Его, хотя Шри Кришна и аджита, то есть победить Его не способен никто в трёх мирах. Слушая «Шримад-Бхагаватам» из правильного источника, вы разовьёте кришна-бхакти. Таков результат слушания «Шримад-Бхагаватам».

Всё это — прославление «Шримад-Бхагаватам». Прежде чем изучать или обсуждать «Бхагаватам», мы прославляем «Бхагаватам» так же, как Верховного Господа, потому что «Бхагаватам» неотличен от Верховного Господа Кришны.

 

Что такое правильное вопрошание? 

В «Шримад-Бхагаватам» говорится:

камасйа нендрийа-притир
лабхо дживета йавата
дживасйа таттва-джиджнаса’
нартхо йаш чеха кармабхих

«Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности» («Бхагаватам», 1.2.10).

Что такое правильное вопрошание и на какую тему следует задавать вопросы? Дживасйа таттва-джиджнаса’ нартхо йаш чеха кармабхих — не следует спрашивать об удобствах и удовольствии тела. «Как мне исполнить свои материальные желания? Как мне наслаждаться?» Это не таттва-джиджнаса, это не вопросы о таттве. Не спрашивайте обо всём этом: камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата.

Зачем я живу, в чём смысл всего сущего? Какова цель моей жизни? Какова цель редко достижимого рождения в теле человека? Что такое высшая цель? Вот таким должно быть правильное вопрошание. Вся деятельность должна быть сосредоточена на таттва-джигьясе, вопрошании о таттве.

Шрила Санатана Госвами является махаджаном. Махаджано йена гатах са пантхах — махаджаны указали нам путь, поэтому мы идём по их стопам.

Когда Шрила Санатана Госвами повстречал Шримана Махапрабху, о чём он спросил? Он спросил: «Кто я? Какова моя истинная сущность? Почему я страдаю от трёх видов тапаадхьятмики, адхибхаутики и адхидайвики? Что мне делать, чтобы достичь высшего блага? Какова цель моей жизни, что мне делать для достижения этой цели? Каков мой долг? В чём моя потребность?» Всё это вопросы — о таттве, таттва-джигьяса.

 

Кто знает совершенные ответы? 

тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам
джнанинас таттва-даршинах

«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину» («Бхагавад-гита», 4.34).

Этот стих из «Бхагавад-гиты» описывает того, кто знает совершенные, точные ответы на ваши вопросы, то есть таттва-дарши — того, кто видит истину. Что такое Истина? Адвайа-джнана-таттва, врадже враджендра-нандана: Абсолютная Истина — это Враджендра-кумар, сын Нанды Махараджа во Враджабхуми. Он является Абсолютной Истиной. Кто видит Истину? Тот, кто знает Истину. Только тот, кто видит и знает Истину, может в совершенстве ответить на эти вопросы. Никто другой на эти вопросы ответить не сможет. Поэтому следует встретить такого гуру, который видит Абсолютную Истину, Нанда-нандану Кришну.

 

Полностью зависеть от Кришны 

Существует ли возможность встретить такую личность? Знаете ли вы его? Если не знаете, то как вам его обрести? Обладаете ли вы знанием о нём?

Обусловленная душа ничего не знает о такой личности. Обусловленной душе присущи четыре недостатка: бхрама (склонность совершать ошибки), прамада (склонность впадать в иллюзию), випралипса (склонность обманывать) и каранапатава (несовершенство чувств).

Если вы полагаете, что Истиной является только то, что вы видите своими глазами, то будете обмануты. То, что вы видите — не соответствует действительности, ваши чувства неполноценны.

Когда вы сидите в быстро движущемся поезде и смотрите на деревья снаружи, что вы видите? Вам кажется, будто деревья стремительно бегут назад, не так ли? Но правда ли это? Движетесь вы, а деревья стоят на месте, однако видите вы совершенно обратное. Так как же вы можете полагаться на «я увижу»? Ваши чувства неполноценны — разве вы можете видеть? Как вам понять и распознать, кто является истинным гуру?

Преданный: Кришна пришлёт его нам.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Да, это факт. Молитесь Кришне, Кришна знает. «О, Кришна, я — Твой слуга, Ты — мой вечный Господин. Я хочу Тебе служить, но как мне это делать? Где Ты и где я. Я гнию в водовороте майи, здесь, в материальном мире. Я не имею никакой возможности служить Тебе. Кто же поможет мне и приведёт меня к Тебе? Шри гуру, Твой дорогой преданный, Твой чистый преданный. Ты знаешь его, а я не знаю. Ты знаешь того, кто дорог Тебе. Ты знаешь всех Своих, а я нет. Помоги мне, пожалуйста. Мне нужен Твой дорогой преданный. Когда я встречу его, я полностью ему предамся, буду ему служить, и если он будет доволен мной — он представит меня Тебе. Иначе я никак не смогу быть представлен Тебе». Это единственный путь — зависеть полностью от Кришны.

Кришна-каруна-майа, Шри Кришна очень милостив. Кришна — верховный отец, мы Его дети, мы забыли Его, и оказались здесь, в этом ужасном океане материального существования. Но Он всегда думает о Своих детях и о том, как нам прийти к Нему. Он всегда очень милостив.

 

Неустанно плачьте в своём сердце 

Вы должны плакать и плакать перед Ним: «Кришна, пожалуйста, помоги мне! Пожалуйста, пошли одного из дорогих Тебе, чтобы он помог мне и привёл к Тебе!» Тогда Кришна всё устроит. Его замысел — идеальный замысел, он организует всё в совершенстве. Если вы воспользуетесь собственными замыслами, они окажутся неполноценными.

Вы должны полностью зависеть от милости Кришны, должны взывать к этой милости в своём сердце. А не так, что вы спокойно засыпаете, подумав: «О, Кришна пошлёт его мне». Нет, вы должны испытывать беспокойство: «Как мне его обрести? Когда я получу милость Кришны и встречусь с Его дорогим преданным, садху-гуру?» Вы постоянно должны чувствовать беспокойство и плакать у себя в сердце.

Если у тебя голова загорится, ты будешь спокойно сидеть? Нет, ты побежишь! Будешь искать воду и не сможешь усидеть на месте. На самом деле вы находитесь именно в таком состоянии, поэтому вам следует громко взывать: «О Кришна, о Кришна! Пожалуйста, пролей на меня Свою беспричинную милость! Пошли мне Своего дорогого преданного! Я горю, горю, на раскалённой сковородке!» Материальный мир — это самсара-даванала, пылающий лесной пожар. В Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» есть стих, в котором Джада Бхарата говорит Махарадже Рахугане, что материальный мир — лес, бхаватави. Вы находитесь внутри этого леса и не знаете где находится правильная дорога. Эта или та? Туда или сюда? В какую идти сторону? В джунглях так много деревьев, колючек, камней, свирепых животных, гор — столько препятствий! Я сбит с толку: куда мне идти, куда? Подчас трение веток в лесу порождает пожар. О, я горю в лесном пожаре! Твоя голова загорелась, как ты будешь сидеть после этого спокойно? Где вода? Где вода? Где вода? Ты быстро побежишь! Вот точно так же следует плакать, взывая, и тогда Шри Кришна признает: «Да, теперь он плачет по Мне». И тогда Шри Кришна всё устроит.

 

Саубхагья или дурбхагья: удача или неудача 

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

«Согласно своей карме все живые существа скитаются по вселенной. Из многих миллионов скитальцев лишь редкий счастливец по милости Кришны получает возможность общаться с истинным духовным учителем. По милости их обоих, Кришны и духовного учителя, удачливый человек обретает семя лианы преданного служения (шраддху)» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.151).

Слово бхагьяван очень важно. После скитаний по многим, многим вселенным, джива, которая является удачливой, бхагьяван-дживой, по милости Кришны обретает гуру. Затем, по милости гуру она обретает Кришну. Гуру-кришна-крипа — по милости Кришны и по милости гуру дживе будет предоставлено семя лианы бхакти. Итак, в соответствии с бхагьей, благой удачей, она получает гуру.

У человека может быть удача или неудача, саубхагья или дурбхагья. Тот, кто обладает удачей, обретает милость Кришны и обретает гуру, посланного ему Кришной.

Но как обрести шри гуру тому, кто неудачлив? Кришна — всеведущий, сарвагья. Он знает, что у разных людей разные вкусы и характеры. Мы не одинаковые. Ваш вкус не такой, как у кого-то ещё. Все люди разные. Кришна обо всём этом знает. В соответствии с этим Он всё устраивает индивидуально: этому преданному нужен гуру другого типа, и для него такой гуру будет доступен. «Хочешь жениться на красивой девушке? Таково твоё желание? Хорошо, женись на ней». Но это не дело гуру. Это дело маха-майи. Итак, Кришна говорит: «Хорошо, Майя (Дэви), отправь к нему гуру. Ему нужен именно такой гуру».

 

Служить Кришне без двуличия 

Вайшнавизм — это простота, саралата хи ваишнавата. У простых людей нет иных желаний в сердце: «Нет, Кришна, я хочу служить только Тебе! Ничего от Тебя больше не желаю». Это нишкапата-сева, без двуличия служить Кришне.

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагад-иша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи

(«Шикшаштака» 4)

О Кришна, Мне не нужно от Тебя материальных богатств, не нужно мирских последователей (джанам). На сундарим кавитам — я не хочу от Тебя красивой жены. Мне не нужно даже освобождения. Джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твайи — жизнь за жизнью я хочу лишь с любовью служить Тебе, принося Тебе удовольствие и счастье. Ничего другого я от Тебя не хочу.

Это нишкапата-сева — служение без двуличия. Тот, кто полностью зависим от Верховного Господа Кришны тот – бхагьяван, удачливая душа. Такой человек простосердечен и не двуличен. Он не желает от Господа Кришны ничего для себя. Он хочет приносить только радость и счастье Кришне. Кришна становится доволен им. Поистине, это удачливая душа, бхагьяван-джива. Сам Кришна является перед ним в образе гуру. Его речи очень сладостны для слуха, карна-расаяна.


Кришна принимает тело и является как гуру 

В «Катха-упанишад» (1.2.23) говорится:

найам атма правачанена лабхйо
на медхайа на бахуна шрутена
йам эваиша вринуте тена лабхйас
тасйаиша атма вивринуте танум свам

Невозможно постичь атма-таттву, параматма-таттву посредством материальной науки, знаний, заслуг или разума. На бахуна шрутена — невозможно постичь это, слушая разных ораторов, карми, гьяни, йогов или пандитов. Тогда возникают вопросы: «Как мне понять Тебя, Кришна? Как мне обрести Шри Кришну? Как мне служить Ему?» Перед тем, кто не имеет никаких иных желаний, Кришна проявляется как истинный гуру — йам эваиша вринуте тена лабхйас, тасйаиша атма вивринуте танум свам. Кришна в образе Параматмы в сердце понимает: «Он взывает ко Мне». Поэтому Кришна принимает тело (тану), и является как шри гуру.


Бхагават-майя посылает гуру 

Кришна знает, когда человек не простодушен, нечестен и когда у него есть другие желания (анья-абхилас). Кришна всё это очень хорошо знает. Поэтому Кришна велит Майе послать к таким людям (ложного) гуру. Майя тогда всё устраивает, и вместо истинного учителя они получают мошенника. Бхагават-майя посылает к ним «гуру». Перед тем же, кто нелицемерен, простодушен, не имеет иных желаний, перед тем, кто взывает из сердца о том, чтобы обрести Кришну, постичь Его и служить Ему, Кришна предстает Сам как гуру. Вот как вы можете обрести гуру.

………………………………………………………………..

Перевод на русский — Гаятри д.д., СПб, май 2021г.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж