?

Гуру-сева — это самое главное! Часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 206. Опубликовано: 20-05-2021, 12:03

Гуру-сева — это самое главное!

Шри Шримад Гоур Говинда Свами Махарадж

Товако (Нью-Джерси, США) 24.06.1994г.

«Шримад-Бхагаватам», 1.2.10.

Лекция включена в книгу «Sri Guru Makes Krsna Appear in Your Heart»

Часть 2

 

Как обрести духовную силу?

Как вам обрести силу? Я говорю не о физической силе, а о духовной.

Преданный: Благодаря совокупной милости гуру и Кришны?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Если вы служите гуру с любовью и преданностью, то обретёте огромную силу. Гуру-сева и нама-сева — служение гуру и служение святому имени Бога. Если вы сможете совершать это служение, то получите огромную силу. Кого услышит Кришна? Того, кто молится: «О Кришна, мне ничего от Тебя не нужно, на дханам на джанам на сундарим кавитам. Мне не нужно от Тебя ничего для собственного удовольствия и счастья. Я полностью завишу от Твоей воли. Чего бы Ты ни захотел от меня, даже если мне будет очень-очень сложно исполнить это, я всё равно хочу, ведь для меня счастье — это исполнять Твои желания». Кришна услышит молитвы только такого преданного.

Кришна — всеблагой. Любые Его планы благоприятны, но мы не можем этого понять. Мы находимся на телесном уровне. Нам постоянно хочется телесных удобств и наслаждений. Если появится что-то некомфортное для тела, мы это отвергнем. Такого человека Кришна никогда не будет слушать. Он выслушает того, кто с чистым, открытым сердцем скажет: «О Кришна! Я ничего не хочу от Тебя».

В «Гитавали» (4.1) Шрилы Бхактивиноды Тхакура есть такие слова:

прабху тава пада-йуге мора ниведана
нахи маги деха-сукха, видйа, дхана, джана

«О Господь! Я молюсь у Твоих лотосных стоп. Мне не нужна деха-сукха. Я не прошу о телесном комфорте, счастье или наслаждении. Видья, дхана, джана — я не прошу Тебя о мирском образовании, материальном богатстве или мирских последователях».

Это та же молитва, которую даровал нам Шриман Махапрабху, на дхана на джана. Далее в «Гитавали» (4.2) Бхактивинода Тхакур поёт: нахи маги сварга, ара мокша нахи маги — я не прошу о райских наслаждениях, сварга-сукха. Полубоги наслаждаются райскими планетами. Я не хочу этого, не прошу об этом. Не нужна мне и мокша, освобождение. Я не прошу об этом.

ниджа-карма-гуна-доше дже дже джанма паи
джанме джанме джено тава нама-гуна гаи

(«Гитавали», 4.3)

Бхактивинода Тхакур говорит: «Я не прошу Тебя избавить меня от карма-пхалы, последствий моей кармы. Если из-за гуны и кармы я заслужил родиться червём, то пусть. Однако в таком рождении я тоже хочу непременно служить Тебе. Джанме джанме джено тава нама-гуна гаи — какое бы рождение я ни заслужил из-за своей кармы, в этом рождении я хочу воспевать Твоё святое имя. Я хочу служить Тебе».

Кришна прислушивается только к такой молитве. А если, прыгая с ветки на ветку: «Кришна, дай мне хорошую жену! Кришна, дай мне то, дай мне это!» – Кришна не будет вас слушать.

Как вам понять Верховного Господа?

Преданный 2: Благодаря процессу бхакти, преданного служения.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Знаете ли вы, что такое преданное служение? Вы должны слушать, шраванам. С сильной, непоколебимой верой вы должны слушать бхагавата-катху из уст сад-гуру, шри гуру. Вы должны полностью предаться лотосным стопам гуру и слушать. Нет иного способа постичь Кришну.

 

Предаться: служить и вопрошать 

Преданный 2: Должен ли такой гуру присутствовать физически?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: О да. Он личность. Он не что-то безличное.

Преданный 2: Кто-то может сказать: «Я буду читать книги и...»

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Книги, шастры, говорят: «Прими шри гуру». Вы должны принять его. Вы должны отправиться непосредственно к нему совершать пранипату, парипрашну и севу — предаться, служить и вопрошать. У кого вы станете вопрошать, у книги что ли?

Преданный 2: Если гуру покидает планету до того, как вы достигли премы...

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Аре баба! Гуру всё это устраивает. Не беспокойтесь об этом. Его замысел совершенен. Он взял на себя ответственность, он принял вас в ученики. Он не отверг вас. Гуру означает «тяжёлый», а не лагху, «лёгкий». Противоположность «гуру» — «лагху». Ответственность гуру очень тяжела. Он взял на себя тяжёлую ответственность вывести вас из тюрьмы Майи. Вы заточены в крепости Дурга Деви, Майи. Гуру принял на себя ответственность вывести вас из неё. Он понимает свою ответственность. Это его святое дело. Не волнуйтесь об этом. Просто служите гуру. Просто полностью предайтесь ему.

Вы должны иметь твёрдую, непоколебимую веру в гуру и полностью ему предаться. Слушайте, что он говорит, и следуйте этому так, как есть. Не выкручивайте смысл его слов, не добавляйте к его словам своих мыслей. Ничего не выдумывайте. Тогда можно быть уверенными, что всё будет в порядке.

 

Полное предание и непоколебимая вера 

Преданный 1: Прабхупада инициировал около 10 000 учеников, и, пожалуй, 95% из них ушли. Какова их судьба?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Почему они ушли?

Преданный 2: Не было веры?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Да, у них не было веры.

Преданный 1: Так продолжает ли Прабхупада за них отвечать?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Почему? Если у вас нет веры в гуру, зачем ему нести за вас ответственность? У них нет веры в гуру, они не предались ему. Они прекрасно притворялись. Они притворялись, что преданы ему, но на самом деле не предались. Иначе почему бы они ушли?

Преданный 1: Значит, даже если мы получим посвящение, но не предадимся по настоящему, гуру не возьмёт на себя ответственность за нас?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Нет. Почему он не предался? У него нет веры в гуру. Всё было лишь формально. У тебя нет веры. Ты не предался по-настоящему. Ты лишь притворялся, что предан. Подобно всеведущему Кришне, гуру знает всё. Что посеешь, то и пожнёшь.

Преданный 1: Если Прабхупада знал, что это произойдёт, почему он инициировал их?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Аре баба! Тот преданный хотел этого. Ну ладно, бери. «Я хочу это, отец! Я хочу это!» — «Это огонь». — «Нет, я хочу!» Отец говорит: «Эй! Это огонь! Не трогай его!» Но ребёнок плачет и говорит: «Нет, неееет! Я хочу!» — «Хорошо, бери». Что поделать? Пусть обожжётся. Тогда он научится. Потом будет звать на помощь.

Для того, чтобы с твёрдой и непоколебимой верой слушать от гуру бхагавата-хатху, необходимо полное предание — не частичное, не условное и не искусственное — полное предание лотосным стопам гуру. Тогда вы постигните Бхагавана. Никак иначе.

 

Не повиноваться приказу духовного учителя 

Какая самая суровая нама-апарадха? Не повиноваться приказу духовного учителя. Кто совершает эту апарадху? Кришна говорит:

ачарйам мам виджанийан
наваманйета кархичит
на мартйа-буддхйасуйета
сарва-дева-майо гурух

«Человеку следует знать, что ачарья — это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он — представитель всех полубогов» («Бхагаватам», 11.17.27).

Кришна говорит: гуру, ачарья — это Я, мам виджанийан. Не считайте его простым смертным, на мартйа-буддхйасуйета. Он — это Я Сам. В нём проявлены все полубоги. Кришна говорит, что гуру именно таков.

Но если кто-то думает: «Как это может быть, что он не обычный смертный, как это — он Сам Кришна?! Я этого не вижу. Он ест, когда чувствует голод, как и я. Он устаёт, как и я. Он ходит в туалет, как и я. Иногда он болеет, как и я. Как это может быть, что он не обычный смертный, на мартйа-буддхйасуйета, я не могу этого увидеть и не могу этого принять». Это — самая серьёзная нама-апарадха. Такого рода люди не повинуются приказам учителя.

Тот преданный задавал вопрос, отметив, что Прабхупада инициировал тысячи людей, однако теперь они ушли. Почему ушли? Потому что совершили именно эту апарадху. Они не следовали приказу Прабхупады. Они не понимали Прабхупаду. Они совсем его не понимали. Прабхупада дал им наставление повторять чисто шестнадцать кругов харинамы и очень строго следовать регулирующим принципам. Соблюдают ли они это? Все они нарушают регулирующие принципы и не повторяют шестнадцать кругов. Поскольку они не предались, они и принимают гуру таким. Они считают его подобным себе и поэтому полагают, что вольны нарушить его приказ.

 

Кто может спасти нас из этой опасной ситуации? 

Тут, в материальном мире, падам падам йад випадам [«Бхагаватам», 10.14.58], на каждом шагу опасности, випада. Бесконечные материальные желания тянут нас вниз и удерживают в ужасающем океане материального существования. Мы тонем, тонем, тонем! Кто же спасёт и защитит нас в такой опасной ситуации?

Никто, кроме гуру-пада-падмы, лотосных стоп гуру, не спасёт нас в этом тяжёлом положении. Если вы считаете истинного учителя обычным человеком, то совершаете самую серьёзную нама-апарадху. В этом случае у вас не будет веры в его слова и вы не сможете предаться ему. Вы будете просто притворяться. В этом причина ухода тех преданных, и ни в чём ином.

 

Что означает санньяса? 

Что такое санньяса? Быть постоянно занятым в хари-бхаджане — круглые сутки, днём и ночью. Для тех, кто притворяется преданными, санньяса служит для бхукти и мукти, материальных наслаждений и материального освобождения.

Однако санньяса означает отсутствие материальных желаний, материальных наслаждений и материального освобождения. Бхаватад бхактир ахаитуки твайи [«Шикшаштака», 4] — «жизнь за жизнью я хочу лишь беспримесной преданности, ничего больше». Такова санньяса. Такие люди получают милость Бхакти Деви.

 

Правильное использование нашей крошечной независимости 

Чему следует уделить внимание, вичар, чтобы всё складывалось для нас благоприятно?

Гуру даёт понять, что всё что есть в этом мире — параферналии для наслаждения Кришны, а не для вашего. Обладающий таким пониманием обретает все блага. Он использует всё в служении Кришне. Для него больше нет страданий, и у него больше нет независимости. Как только вы полностью предаётесь, ваша независимость исчезает. Если вы сохраняете свою независимость, значит вы не предались, вы – притворщик. Крошечная независимость дана вам именно для этого — для предания Гуру и Гауранге. Это правильное использование независимости. Как только вы полностью предались, независимость исчезает, теперь вы в руках гуру.

Тот, кто предаётся полностью, отбрасывает всякую изворотливость и двуличие. С простым сердцем и умом он служит гуру и Гауранге и совершает хари-бхаджан. Он гарантированно в этой жизни обретёт Кришну.

Но многие ли поступают так? Все только притворяются. И гуру знает, что они притворщики. Они сохраняют свою независимость и делают, что хотят. Они не слушают его. Они лишь кивают: «Да, да, да, Гуру Махарадж. Да, я понял. О, хорошо, хорошо. Я сделаю это. Я сделаю это, но прямо сейчас я в опасной ситуации. У меня проблема, денежные затруднения, семейные проблемы. Я пытаюсь их решить, ну а потом сделаю то, что вы говорите». Если вы ведёте себя так, вам не получить милость.

нирвичарам гурор аджна майа карйа махатманах
шрейо хй эвам бхаватйаш ча мама чаива вишешатах

[«Наказ великой души, например отца, следует выполнять без колебаний, ибо это принесёт удачу нам обоим» («Рамаяна», Айодхья-канда, 22.9; «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 10.146)].

аджна гурунам хй авичаранийа

[«Волю духовного учителя следует выполнять безоговорочно» («Рагху-вамша», 14.46; «Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 10.145)].

Любые приказы истинного гуру следует исполнять немедленно, без каких либо обсуждений.

 

Следуйте приказу как он есть 

В качестве примера приведём Господа Раму, Верховного Господа, Бхагавана, который не является простым смертным.

В Айодхье было провозглашено, что на следующее утро Господь Рама станет королём. Однако всего за одну ночь всё полностью изменилось. Когда рассвело, то вместо приказа занять трон, пришёл совсем другой: «Царём будет Бхарата, а Рама должен уйти в лес на четырнадцать лет».

Господь Рама принял этот приказ совершенно безоговорочно. Он не стал задавать вопросы: «Зачем Мне уходить в лес? Ведь восседать на троне — это Моё право по рождению». Он немедленно принял этот приказ и без промедления двинулся в путь. Он не стал обсуждать приказ, а сразу выполнил его.

Бхарата, вернувшись в Айодхью, спросил: «Как это произошло?!» Он понял, что здесь имеет место заговор, политика, что всё устроила его мать Кайкейи. Он рассердился на неё. Бхарата — это идеальный брат. Он сказал: «Нет! Айодхья принадлежит только Раме! Рама — царь! Только Он может взойти на трон. Я — слуга Рамы. Как я могу сесть на место своего Господина?»

Он отправился к Раме, который остановился в ближайшем лесу, чтобы вернуть Его. Но Рама не хотел возвращаться. Он сказал Бхарате: «Что бы ни приказали твои гуруджаны, следует выполнить это как есть, без каких-либо обсуждений. Это хорошо и для Тебя, и для Меня. Четырнадцать лет Я должен жить в лесу. Я изгнан. Это приказ гуру! Как бы трудно ни было, Я должен его выполнять. В течение четырнадцати лет должен править Ты. Просто следуй приказу, как он есть». И к этому уже было нечего добавить.

Бхарата ответил: «Я — Твой слуга. Айодхья принадлежит лишь Тебе. Только Ты можешь сидеть на престоле. Я буду править, буду выполнять этот приказ, но не сяду на трон. Я буду править как Твой слуга. Ты — Мой Господь и хозяин. Ты приказываешь Мне. В течение четырнадцати лет Я буду править только от Твоего имени, как Твой слуга».

Он взял деревянные сандалии Рамы, поставил их Себе на голову, а затем возложил на трон и провозгласил: «Рама — царь! В Его отсутствие в течение четырнадцати лет, Я стану править как Его представитель и слуга. Я выполняю Его волю!»

Таков процесс. Он не раздумывал. Вот как следует выполнять приказ учителя.

[Обращаясь к преданному в классе:] Вы думаете: «О, у меня проблема. У меня сейчас эта проблема, я в таком состоянии, я не могу следовать приказу гуру». 

Но в материальном мире проблемы возникают постоянно. Он полон проблем. Как вы можете говорить «нет проблем»? Материальный уровень такой отвратительный. По словам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады Махараджа, «это неподходящее место для джентльмена». Проблемы тут есть всегда. Тело приносит проблемы. Любая ситуация создаёт проблемы. Окружающая среда приносит проблемы. Так называемые телесные отношения исполнены проблем. Проблем так много!

Выполняйте приказ гуру как есть. Не добавляйте никаких своих измышлений. Вот что вам следует понять, и тогда вы обретёте милость гуру и Гауранги. Отбросьте независимость. Полностью предайтесь таттва-дарши-гуру, узревшему Абсолютную Истину (уттама-адхикари), и без двуличия служите ему, нишкапата-сева. Говорю вам, что если вы поступите так, то гарантированно за одну жизнь вернётесь домой, к Богу, и обретёте Кришну. Гарантированно.

Если вы можете служить такой личности днём и ночью, двадцать четыре часа в сутки, без двуличия, и слушать от него бхагаван-катху, тогда несомненно обретёте Кришну. Это единственное, чему следует уделить внимание, вичара, и ничему иному.

 

Не оставляйте его с упорством пиявки 

Такой преми-бхакта связал Кришну в своём сердце верёвкой любви. Бхактивинода Тхакур в «Шаранагати» (7.7.4) поёт:

кришна се томара, кришна дите пара,

томара шакати ачхе

ами та’ кангала, ‘кришна’ ‘кришна’ бали’,

дхаи тава пачхе пачхе

«О Вайшнав Тхакур! Кришна принадлежит тебе. Ты связал Кришну. Только в твоей власти дать Его и мне. Я — кангала, нищий, поскольку не имею Кришны. Дай мне Кришну, дай мне Кришну!»

Бедняк бежит за богачом: «Сэр, пожалуйста, дайте мне пенни. Пожалуйста, дайте мне пенни».

Точно так же вы должны обратиться к вайшнаву садху и умолять его, пристать к нему с упорством пиявки, никогда не покидать его, именно это нужно делать. Тогда садху-гуру прольёт на вас свою милость, потому что в его сердце пребывает Шьямасундара. Если вы сможете служить такому гуру и обрести его милость, тогда он перенесёт Кришну из своего сердца в ваше. У него есть шакти для этого. Он сможет заставить Кришну явиться в вашем сердце, Кришна слушается его. А иначе, как вам обрести Кришну?

 

Ты должен обратиться к гуру 

Преданный 3: Что если кто-то говорит, что не получал от Прабхупады особых наставлений?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Гуру даёт общие наставления для всех, но бывают и особые наставления для кого-либо. О них нужно попросить: «Как лично я могу служить Вам?» Мой Гуру Махарадж задал вопрос Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде: «Как я могу служить Вам?» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати ответил: «Ты должен отправиться на Запад и проповедовать науку сознания Кришны на английском языке». Это был особый приказ.

Преданный 3: Что если человек никогда не получал особых приказов от Прабхупады?

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Это значит, что вы обмануты. Вы хотели быть обманутым и вас обманули. Вы должны были спросить: «Пожалуйста, наставляйте меня. Как мне служить Вам? Что Вы хотите конкретно от меня?» Если вы вопрошаете таким образом, то гуру даст вам индивидуальные наставления. Общие наставления предназначены для всех и каждого, для всего мира, даже для тех, кто не является учеником.

Преданный 3: В то время движение было таким большим. Не являясь крупным лидером, нельзя было получить личные наставления.

Шри Шримад Гоур Говинда Свами: Если ты действительно ученик, то имеешь на это право. Ты должен обратиться к гуру. Предложить ему миллионы дандават-пранам и сказать: «Пожалуйста, скажите, чего Вы от меня хотите? Как мне служить Вам? Что именно доставит Вам радость? Пожалуйста, скажите». Ты должен так это сделать. А если не сделал, это означает, что ты хочешь быть обманутым. Ты беспечный человек, думаешь: «Зачем ходить и создавать такую опасность для себя? Подойду к нему и получу себе на голову какие-нибудь трудности». Поэтому ты держишься подальше от гуру и думаешь: «О, его наставления есть в книгах, всё в порядке. Получу все нужные мне наставления от любого, кто даёт лекцию». Это умонастроение беспечного человека, не готового проходить через трудности ради служения гуру и Гауранге. Как такому человеку продвигаться?

 

Беды и трудности — моё высшее богатство 

томара севайа, духкха хайа йата,

сео та’ парама сукха

сева-сукха-духкха, парама сампада,

нашайе авидйа-духкха

«Все беды и трудности, с которыми я столкнусь, служа Тебе, станут источником великого счастья, потому что в преданном служении Тебе радость и печаль — одинаково ценны. И то и другое рассеивает страдания невежества» («Шаранагати», 8.4).

Шрила Бхактивинода Тхакур даёт нам наставления: «О Господь, о гуру и Гауранга! Какие бы беды или трудности ни приходили ко мне во время служения Тебе — они несут величайшее удовольствие. Эти беды и трудности — парама сампада, моё высшее богатство». Нашайе авидйа-духкха — невежество рассеется и ваши глаза откроются. Произойдёт прозрение, больше не будет тьмы, вы сможете видеть ясно.

Тогда как тот, кто держится подальше от гуру, думает: «Подойду к нему, и на мою голову свалятся какие-нибудь трудности. Лучше буду держаться подальше. Ведь есть книги, и все наставления, описывающие этот глубинный нектар, содержатся там. Получу его оттуда». Такой человек не относится к служению гуру серьёзно.


Кришна и Судама явили пример 

Когда Кришна и Судама были учениками и жили в ашраме Сандипани Муни, они явили пример для всех.

Однажды нужны были дрова, чтобы приготовить пищу и поэтому жена Сандипани Муни, гуру-мата, сказала мальчикам: «У нас нет дров. Как мне готовить? Сходите в лес за дровами». Кришна и Судама взяли в руки топоры и пошли в лес. Почему они сделали это? Это служение, гуру-сева.

Он — Верховная Личность Бога. Его воля — высшая. По воле Верховного Господа происходит творение и уничтожение мира, просто по одному Его желанию. Если бы Он захотел, то немедленно появились бы целые вагоны дров. В чём нужда отправляться в лес с топором в руке, если Он — Верховная Личность Бога? Но это гуру-сева. Мы обязаны её совершать. Был получен приказ: необходим огонь! Не чем было топить печь, не осталось сухих дров. Поэтому Кришна и Судама пошли в лес.

Затем произошёл этот удивительный эпизод. Небо заволокли чёрные тучи, разразилась сильная гроза, лил проливной дождь. Всё вокруг было залито водой. Наступила совершенно тёмная ночь, гремел гром и сверкали молнии. Мальчики остались в лесу и уже не могли вернуться в ашрам. Верховный Господь не мог вернуться в ашрам!

Сандипани Муни не смог заснуть в ту ночь: «О, мальчики там, в такую ужасную ночь с проливным дождём и сильной грозой! Невозможно даже открыть дверь и выйти из дома. Всё вокруг затопило. Что случилось с ними?» Он думал и думал, и не спал всю ночь. Как только рассвело и прекратился дождь, Сандипани Муни отправился на их поиски. Через какое-то время он увидел Кришну и Судаму, стоящих под деревом. Они промокли под дождём и дрожали. Кришна вёл себя так, как будто у Него материальное тело. Тело Кришны не материально, но Он учит нас. Мальчики всё дрожали и дрожали. Служа гуру, они испытали ощутимую телесную боль и страдания. Сандипани Муни обнял их: «Вы сат-шишьи. Тело очень дорого для любого человека, никто не хочет причинять своему телу страдания. Но вы ради меня испытали страдания и несчастья».

 

С любящим сердцем служите гуру 

Кришна сказал:

нахам иджйа-праджатибхйам
тапасопашамена ва
тушйейам сарва-бхутатма
гуру-шушрушайа йатха

«Я не очень-то доволен брахмачари со строгой самодисциплиной, тапасопашама, или строго следующим своему укладу жизни санньяси, или очень строгим грихастхой. Большее удовольствие мне приносят те, кто, не беспокоясь о личном комфорте, с любящим сердцем служат гуру» («Бхагаватам», 10.80.34).

Кришна говорит, что ему приносит удовольствие тот, кто с любящим и чистым сердцем служит учителю, предлагая ему нишкапата-севу с любовью и преданностью, не заботясь об удобстве, телесной боли, несчастьях или страданиях.

.......................................................................................

Перевод на русский — Гаятри д.д., СПб, май 2021г.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж