?

Бхуванешвар – город Шивы.

 (голосов: 1)
   Журналист: kamala. Просмотров: 2524. Опубликовано: 4-08-2012, 15:29


Бхуванешвар – город Шивы

Шрила Гоур Говинда Махарадж


Мы не должны пренебрегать полубогами, – хотя и не являясь Верховной Личностью Бога, они, тем не менее, – слуги Кришны.

Этому учил Махапрабху. В особенности это справедливо в отношении Господа Шивы. Про него сказано: вайшнаванам йатаха шамбху – «Шива – лучший из вайшнавов». В ходе Своих странствий Махапрабху посетил много храмов Шивы и всегда оказывал почтение божеству Шивы. Шива известен как кшетра-пал: во Вриндаване – Гопешвара Махадева, в Камьяване – Камешвара Махадева, у Говардхана – Чакрешвара Махадева, в Нандаграме – Нандешвара Махадева и в Матхуре – Бхутешвара Махадева, Гокарнешвара Махадева, Чакрешвара Махадева, Бридхьешвара Махадева и Рангешвара Махадева. Помимо этого в Матхуре мы можем увидеть множество храмов Господа Шивы.

В «Ади-Вараха Пуране» упоминается, как Господь Вишну приказал Шиве: «Стань кшетра-палом в Матхуре для того, чтобы защищать Мою кшетру. Если человек выразит тебе почтение, он обретет благо такое же, как если бы обошел Мою дхаму». Поэтому те, кто совершает Вриндавана-парикраму, сначала посещают храм Бхутешвары Шивы в Матхуре и получают его даршан.

 

Ведические писания о Бхуванешваре

 

Бхуванешвара-кшетра является обителью Шивы. Об этом сказано в «Чайтанья-бхагавате». Шрила Вриндавана дас Тхакур упоминает Бхуванешвар. Когда Шри Чайтанья Махапрабху шел в Шри Джаганнатха Пури, Он остановился в Бхуванешваре. Здесь Он посетил храм Лингараджа. Махапрабху сказал, что Лингарадж – это Близкий слуга Анантадевы. «Чайтанья-бхагавата» содержит следующее описание: «Шриман Махапрабху пришел в Бхуванешвар. Он пел и танцевал пред божеством Господа Шивы в храме Лингараджа». Следуя по стопам Махапрабху, вайшнавы приходят в этот храм, поют и танцуют перед божеством Лингараджа.

В «Сканда-пуране» приводится такое описание: Однажды в Каши (Варанаси) правил царь – великий преданный Шивы. Он был материалистом и потому поклонялся Шиве, желая покорить Кришну. Ради этого он совершал аскезы и проводил жертвоприношения. Кто способен понять характер и мотивы поступков такого вайшнава, как Шива? Это не под силу даже полубогам, что же говорить об обычных людях? Шива был доволен аскезами царя и сказал ему: «Иди и сражайся с Кришной. Я пойду следом и помогу тебе». Итак, царь отправился на битву с Кришной, а за ним шли Шива и его спутники. Кришна, известный также, как Васудева и Девакинандана, без всякого труда расправился с Кашираджей, отрубив Своей сударшана-чакрой его голову, а затем и головы всех слуг Шивы. Чакра летала по всему городу Каши, отрубая головы направо и налево. Город был усыпан обезглавленными трупами. Затем чакра подожгла город, который в мгновение ока превратился в пепелище. Увидев это, Шива страшно разгневался и выпустил свое оружие – пашупата-астру. Но что может сделать оружие Шивы, пашупата-астра, перед оружием Кришны, сударшана-чакрой? Она оказалось беспомощной, и вернулась к своему хозяину ни с чем. Сударшана-чакра стала неумолимо преследовать Шиву, и тот бросился наутек. Шива бежал с одной планеты на другую, но нигде не мог укрыться от обжигающего огня диска Господа Кришны. В конце концов, Шива понял: «Никто, кроме Кришны, не сможет меня защитить». Тогда он предался лотосным стопам Кришны и вознес Ему множество замечательных молитв. Шива сказал: «О, Господь моего сердца, я всегда гордился собой, но сегодня я понял, что не могу больше жить без Тебя. Ты – мое единственное прибежище. Ты уничтожил мой город и теперь мне негде жить. Прошу Тебя – скажи, где я могу поселиться».

Господь Кришна сказал Шиве: «Моя вечная обитель находится в Пурушоттама-кшетре, а к северу от этого места расположена Экамра-канана. Это очень благоприятное место, милостью которого человек может обрести бхукти и мукти. Экамра-канана очень красива. Поселись там. Тогда тебя будут звать Бхуванешвар. Поселившись в Экамра-канане, ты станешь кшетра-палом, хранителем Пурушоттама-дхамы».

Бхуванешвар известен также под именем Хемачала или Сварнади-кшетра. На территории этой кшетры находятся миллионы шива-лингамов (коти лингам). Здесь расположены восемь знаменитых тиртх. Бхуванешвар превосходит в святости Варанаси, и он очень дорого Шиве.

В произведении «Сварнади Махадева грантха» говорится о том, что однажды сюда пришел Вьясадева. Поскольку Экамра-канана – это вайшнава-кшетра, Вьясадева описал ее славу.

Однажды Господь Шива, Шамбху, поведал о славе Экамра-кананы своей супруге богине Парвати. Узнав о величии этого святого места, Парвати, известная также, как Бхагавати-деви, пришла в Бхуванешвар, чтобы своими глазами увидеть дхаму и поклониться божеству Маха-лингама. Этот знаменитый лингам имеет наполовину белый, наполовину черный цвет – ситасита варна. Именно этому лингаму совершала поклонение Деви.

Однажды Деви увидела, как из близлежащего озера вышли сотни коров, окружили лингам, омыли его своим молоком из вымени и ушли. На следующий день Деви увидела тех же самых коров; тогда она приняла образ маленькой девочки-пастушки (гопалини) и проследовала за коровами. В это мгновение появились два брата-демона, Крити и Васа; они были очарованы красотой Деви в образе девочки-пастушки. Подойдя к Деви, они предложили ей стать их женой. Деви ничего не ответила демонам, она исчезла и, придя к своему супругу Шиве, рассказала о том, что с ней произошло. Господь Шива знал историю этих двух демонов: они были сыновьями ракшаса Друмилы. Ранее Друмила поклонялся многим богам, которые дали ему такое благословение: «Твои сыновья не смогут быть убиты никаким оружием». «Я не могу убить их, – заключил Шива. – Но ты сможешь это сделать». Шива дал особые наставления своей супруге и та, в образе пастушки, вновь появилась перед демонами. Она сказала: «Хорошо, я исполню ваше желание, но вы должны будете выполнить одно мое условие: я стану женой только того из вас, кто сможет пронести меня на своих плечах или голове». Сказав это, Бхагавати-деви явила всю свою божественную силу и, поместив одну свою стопу на плечо одного демона, а вторую – на плечо другого, раздавила их. Богиня убила двух демонов в своей форме Вишвамбхари. Вишва означает вселенная. С этого дня Шамбху и Деви навсегда поселились в Экамра-канане.

 

Бинду Саровара

 

Убив двух демонов, Крити и Васу, Бхагавати-деви почувствовала себя очень усталой и захотела пить. Поняв ее желание, Господь Шива с помощью своего трезубца (Тришула) пронзил вершину холма и там образовался глубокий колодец, который получил имя Шанкара Вампи. На это Деви сказала: «Я желаю, чтобы здесь был большой пруд, саровара». Тогда по приказу Шивы все святые реки, такие, как Кавери, Гомати, Кришна, Ямуна, Сарасвати, Гандаки, Ришикулья, Маханади и другие, появились в этом месте и заполнили пруд, вырытый быком Шивы, Нанди. Не только земные реки, но и небесные реки, а также реки с Паталалоки, такие, как Мандакини и Кширодака, пришли, чтобы влить свои воды в саровару. Господь Шива приказал каждой из святых рек влить в саровару каплю (бинду) своих вод. Господь Брахма присутствовал при этом и провозгласил, что новое озеро будет называться Бинду Саровара*. Затем явился Господь Вишну, Джанардана. Он омылся в водах озера, после чего это сделали Господь Брахма и все полубоги. Брахмаджи совершил поклонение Господу Вишну, и тот поместил на восточном берегу озера божество Анантадевы. Шива стал кшетра-палом, а Анантадева – повелителем кшетры. Анантадева пребывает на восточном берегу саровары вместе со Своей сестрой Субхадрой. На главной стене храма находится изображение Лакшмидеви и Сударшана-чакры. Шри Анантадева и Шри Мадана-мохан – ишта-деваты (почитаемые Божества) Лингараджи Шивы. Мадана-мохан в Бхуванешваре имеет четырехрукий образ. Во время чандана-ятры божества Шиваджи и Ананта Васудевы катают на качелях (джхула). Чандана-ятра на Бинду-сароваре начинается в то же самое время, что и чандана-ятра в храме Джаганнатхи в Пури. В Пури есть три знаменитых божества Шивы, и все они отправляются вместе с Мадана-моханом на чандана-ятру. В храме Ананта-Васудевы, супруга Шивы Вайшнави Бхагавати сама готовит бхогу и сама предлагает ее Господу. Сначала бхогу подносят Ананта-Васудеве, а затем вишну-прасад отправляется в храм Шивы. Господь Шива всегда радуется возможности почтить прасад своего ишта-деваты. Так вайшнавы поклоняются Шиве. Тот, кто не обладает знанием вайшнава-сиддханты, поклоняется Шиве непосредственно. Вайшнавы никогда не принимают в пищу продукты, которые были напрямую предложены Шиве – сначала они предложат их Вишну (Кришне), а затем – вайшнаву Шиве. Так пища становится маха-прасадом и маха-маха-прасадом, то есть прасадом Господа и прасадом преданного Господа. Эта система существует с незапамятных времен в храме Джаганнатхи в Пури. На территории храма Джаганнатхи можно видеть алтари Дурги, Шивы и Лакшми. Сначала пуджари предлагают бхогу Господу Джаганнатхе, а затем джаганнатха-прасад первым делом достается многочисленным богам и богиням.

Если человек примет омовение в озере Бинду Саровара, это будет равно омовению во всех святых местах мира. Если человек придет в храм Ананта Васудевы и получит даршан божества, это будет равно тому, как если бы он увидел Самого Господа.

Так Шиваджи по милости Господа Джанарданы Кришны стал кшетра-палом, хранителем святой дхамы.

__________

* В следующем разделе данной книги будет приведена другая история, связанная с называнием этого озера. Верующего читателя не должны смущать кажущиеся противоречия, ибо Абсолютная Истина многогранна и удивительна.

 

«Шримад-Бхагаватам» о Бинду-сароваре

 

Озеро Бинду-саровара было известно еще в Сатья-югу. «Шримад-Бхагаватам» (3.21.38-46) так описывает это священное место:

 

йасмин бхагавато нетран

нйапатанн ашру-биндавах

крипайа сампаритасйа

прапанне ‘рпитайа бхришам

 

тад вай биндусаро нама

сарасватйа париплутам

пунйам шивамритам-джалам

махарши-гана-севитам

 

 «К берегам священного озера Бинду-саровара, куда несет свои воды река Сарасвати, стекаются сонмы великих мудрецов. Его священные воды не только целительны, но и сладки, как нектар. Это озеро называют Бинду-саровара, потому что в его воды капали слезы, катившиеся из глаз Господа, который проникся великим состраданием к мудрецу (Кардаме Муни), искавшему у Него защиты».

 

пунйа-друма-лата-джалаих

куджат-пунйа-мрига-двиджах

сарварту-пхала-пушпадхйам

вана-раджи-шрийанвитам

 

 «Вокруг озера росли благочестивые деревья и лианы, которые круглый год цвели и плодоносили. Под сенью этих деревьев жили благочестивые животные, а на их ветвях вили гнезда благочестивые птицы, оглашавшие лес своим щебетанием. Раскинувшиеся на берегах озера тенистые рощи делали его еще прекраснее».

 

матта-двиджа-ганаир гхуштам

матта-бхрамара-вибхрамам

матта-бархи-нататопам

ахвайан-матта-кокилам

 

 «Воздух над озером был наполнен трелями ликующих птиц и жужжанием опьяненных пчел. В рощах самозабвенно танцевали гордые павлины и перекликались веселые кукушки».

 

кадамба-чампакашока

каранджа-бакуласанаих

кунда-мандара-кутаджаиш

чута-патоир аланкритам

 

карандаваих плаваир хамсаих

курараир джала-куккутаих

сарасаиш чакравакаиш ча

чакораир валгу куджитам

 

 «На берегах озера Бинду-саровара цвели деревья кадамба, чампака, ашока, каранджа, бакула, асана, кунда, мандара, кутаджа и молодые манговые деревья. Воздух над озером оглашали ласкающие слух крики уток карандава, плав, лебедей, скоп, водоплавающих птиц, журавлей, чакравак и чакор».

 

татхайва харанаих кродхаих

швашид-гавайа-кунджараих

гопуччахаир харабхир маркаир

накулаир набхибхир вритам

 

 «На его берегах обитали лани, вепри, дикобразы, гаваи, слоны, бабуины, львы, обезьяны, мангусты и мускусные олени».

Придя на берег озера Бинду-саровара, великий мудрец и отец Капилы, воплощения Господа, совершал аскезы. Здесь Господь даровал ему Свой даршан и благословил его. Как пишет Шрила Прабхупада в комментарии к вышеприведенным стихам «Шримад-Бхагаватам» (3.21.38-39): «Кардама Муни совершил аскезы, стремясь удостоиться беспричинной милости Господа, и, когда Господь предстал перед мудрецом, Он преисполнился к нему состраданием и стал лить слезы радости, из которых образовалось озеро Бинду-саровара. С тех пор мудрецы и философы поклоняются озеру Бинду-саровара, ибо, согласно философии Абсолютной Истины, Господь и слезы, пролившиеся из Его глаз, неотличны друг от друга. Подобно тому, как капли пота, упавшие с большого пальца на ноге Господа, стали священными водами Ганги, слезы, катившиеся из Его трансцендентных глаз, образовали озеро Бинду-саровара. И Ганга, и озеро Бинду-саровара имеют трансцендентную природу, поэтому им поклоняются все великие мудрецы и философы. Воды озера Бинду-саровара названы в этом стихе шивамрита-джалам. Шива значит «исцеляющий». Каждый, кто пьет воду озера Бинду-саровара, исцеляется от всех материальных недугов, так же, как и тот, кто совершает омовение в Ганге. Все великие ученые и авторитеты признают эти истины и действуют в соответствии с ними даже сейчас, в эпоху всеобщей деградации, какой является век Кали».

Лечебные свойства вод Бинду-саровары отметил также Кардама Муни. Служа в течение многих лет своему мужу, дочь Сваямбхувы Муни праведная Девахути утратила молодость и красоту. Видя это, великодушный Кардама Муни сказал:

 

нимаджджйасмин храде бхиру

виманам идам аруха

идам шукла-критам тиртхам

ашишам йапакам нринам

 

 «Дорогая Девахути, искупайся в озере Бинду-саровара, сотворенном Самим Господом Вишну и способном исполнить любые желания человека, а затем взойди на этот воздушный корабль».

Когда Девахути исполнила повеление супруга и искупалась в озере, ее тело стало вновь молодым и здоровым.

О целительных свойствах озера Бинду-саровара говорил также и Шрила Прабхупада, о чем будет рассказано далее.

______________________________________________________________________________

(глава из книги Шрилы Гоур Говинды Свами «Бхуванешвар – город Шивы»)

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж