Шишья-упадеша. Часть 2.



Шишья-упадеша
Наставления ученикам
Цитаты Шри Шримад Гоур Говинда Свами Махараджа
Часть 2
«Преданный 1: Что делать, если вы хотите получать шикшу у кого-то другого, а ваш гуру говорит: «Нет, я тебе не разрешаю»?
Ш.Гоур-Говинда Свами: Если вы хотите получать шикшу у кого-то другого, первым делом вам нужно получить разрешение на это у своего гуру. В противном случае как вы можете это делать?
Преданный 2: А если гуру не даёт разрешения?
Ш.Гоур-Говинда Свами: Если гуру не даёт разрешения, вы не должны получать шикшу у кого-то ещё. Вы стали учеником, поэтому, если гуру не даёт разрешения, что вы можете поделать? Вы не можете действовать по своей прихоти. Вы находитесь под руководством гуру, под его контролем. Вы должны делать то, что говорит учитель. А иначе как вы сможете духовно развиваться? Вы станете оскорбителем, неповинующимся указанию гуру, и ваше духовное развитие остановится. Вы приняли своим гуру преданного с хорошей репутацией (уттама-гуру), поэтому вы не можете отвергнуть его. Не может быть и речи о том, чтобы отвергнуть его. Если он пал, тогда другое дело. В противном случае – нет.
Преданный 2: Разве гуру не должен радоваться тому, что ученик получит хорошее общение и полезные наставления другого вайшнава?
Ш.Гоур-Говинда Свами: У вайшнава великодушное сердце, он мыслит широко. Если кто-то обращается к нему за разрешением: «Я хочу принять такого-то преданного в качестве шикша-гуру», – он с радостью разрешит. Таков вайшнавский этикет. Если же он не разрешает, что можно поделать? Без разрешения ученик не может этого делать.
Преданный 2: А если дикша-гуру находится на более низком уровне, чем шикша-гуру? Если ученик просит у дикша-гуру разрешения принять прибежище более возвышенного шикша-гуру, а дикша-гуру отвечает: «Нет, нет и нет! Я не разрешаю тебе. Просто оставайся здесь»? Что делать ученику в этом случае?
Ш.Гоур-Говинда Свами: В таком случае гуру поступает не по-вайшнавски. У вайшнава великодушное сердце. Он с радостью даст разрешение: «Да! Иди! Прогрессируй!»
Преданный 2: Например, духовный учитель Шьямананды прабху, Хридой Чайтанья, послал Шьямананду к Дживе Госвами, потому что знал, что Джива Госвами обладал огромными познаниями. Он был очень рад, что его ученик будет учиться у Дживы Госвами.
Ш.Гоур-Говинда Свами: Да, таков подход вайшнавов. Сердце вайшнава в высшей степени великодушно, он мыслит очень широко. Если его ученик привлёкся другим вайшнавом, он думает: «Зачем мне удерживать его? Пусть прогрессирует».
Преданный 1: А если поведение дикша-гуру не соответствует тому, что вы только что описали? Его наставлениям всё равно нужно следовать?
Ш.Гоур-Говинда Свами: Вы приняли его в качестве дикша-гуру, приняли у него прибежище. Если с ним всё в порядке, если он не пал, вы не имеете права отвергать его. Вы можете только просить разрешения, и, если он – вайшнав, он с радостью даст вам его (Бхуванешвар, апрель 1992г. Из книги «Когда распускается лотос удачи», стр. 364).
«У санньяси ничего нет (даже счёта в банке). Он оставил всё. Он только думает о Кришне; полностью, на 100% вовлечён в служение Кришне. Нет запутанности, ничего. Он может оставаться где угодно, в любом месте. Он даже может спать под деревом (Бхуванешвар, 1989г.).
«Вы должны знать некоторые знаменитые стихи из «Шримад-Бхагаватам», «Шримад Бхагавад-гиты», «Шри Чайтанья-чаритамриты». Это авторитет! Как вы сможете стать проповедниками? Как вы сможете победить ложную философию? Рассказывая спекулятивные истории? Цитируйте аутентичные источники! Практически, хари-катха убеждает именно духовной силой. Человек должен говорить с полной энергией, с полной силой, как заряженная пуля. Тогда вы сможете победить ложную философию» (Бхуванешвар, 1990г.)
«Бхагавата-катха, нитьянанда-катха, кришна-катха, гоур-катха нектарная, такая сладкая! Если ты слушаешь из правильного источника, из уст чистого садху, тогда этот глупый, непостоянный ум, негодяйский ум, будет усмирён, зафиксирован. Так ты разовьёшь любовь к Кришне» (Бхуванешвар, 1992г.).
«Мой Гуру Махарадж говорил: «Сотрудничайте, чтобы удовлетворить трансцендентные чувства Абсолютной Истины, Кришны, под руководством гуру, ашрайа-виграха гурупада падма. Оставайтесь и проповедуйте, сотрудничая в одном духе. Наше пребывание в материальном мире очень коротко, фактически, несколько дней. Этот мир – ашашватам, анитьям. «Гита» говорит, что материальный мир временен. Так или иначе, мы должны совершать этот хари-бхаджан несмотря на то, что приходят сотни опасностей, поношений, ганджана, ланчана, препятствий, несмотря на то, что люди будут плохо говорить о вас. Не слушайте всего этого и не отвечайте ударом на удар. Терпите всё это и совершайте хари-бхаджан, не покидайте этот путь бхаджана. Не будьте разочарованы, когда вы так сильно стараетесь проповедовать, когда приходит мало людей, если они не принимают бхакти. Не будьте разочарованы. Не теряйте своего энтузиазма»» (Бхуванешвар, 16.12.1989г.).
«Если вы попытаетесь провозгласить истину, вы столкнётесь с ложью и противодействием. Следует понимать, что такова воля Господа. Когда много разных людей собирается вместе, возникает много разных мнений, и как естественное следствие – споры, ссоры и разногласия. Сатйам эва джайате – в конце концов, истина восторжествует, но на это потребуется время. Это непросто. Если бы не было тьмы, как бы вы смогли понять ценность света?!» (Из книги «Мой высокочтимый духовный учитель»).
«Сначала предайся гуру, который полностью, на 100% осознаёт Кришну (уттама-адхикари), не частично осознает Кришну, а полностью, на 100%! Он полностью свободен от вожделения и зависти. День и ночь, 24 часа он вовлечён в любовное служение Кришне. Он полностью забыл о своём телесном наслаждении, чувственном счастье. Если он не получил кришна-прему, то как он сможет даровать её тебе? Если у тебя нет одного доллара, как ты можешь дать один доллар? Он сможет дать тебе только то, что имеет. Если он получил максимум 50%, он сможет дать тебе максимум 50%. Но ты должен желать 100%, не меньше! (Бхуванешвар, 1995г.).
«Хотя кришна-бхакти очень редка (судурлабха), бхагьяван-дживы, те, кто обрели беспричинную милость сат-садху, преми-бхакт, смогут развить бхакти. Не следует терять надежды и думать: «Эх, садху нет». У дживы есть такое право, йогьята. Если татастха-джива правильно использует свою крошечную независимость, она получит возможность развить бхакти, встретив истинного садху. По беспричинной милости садху она разовьёт бхакти. В «Брихан-нарадия-пуране» (4.33) сказано: бхактис ту бхагавад-бхакта сангена париджайате – человек развивает бхакти благодаря общению с преми-бхактой. Неверно думать, что садху нет. Сердце садху обливается кровью, когда он видит страдания джив, и потому он нисходит в материальный мир. Есть две категории таких садху: те, кто пришёл по прямому указанию Господа, и те, кто явился добровольно, видя страдания джив. Говорится, что этот мир не мог бы существовать, если бы не было солнца и луны. Подобным образом, как мог бы существовать мир Кришны, если бы не было садху? Садху есть всегда, и никто не может заявлять: «Садху нет; я не вижу ни одного!» Вы просто неспособны увидеть садху! Садху есть, иначе как мог бы существовать мир Кришны? Шуддха-бхакты, чистые преданные, являются украшением этого мира, и в их сердцах живёт Бхакти Деви.
Прабхупада и все ачарьи провозглашают, что бхакти, Бхагаван и бхакта не принадлежат материальному миру. Может возникнуть вопрос: если бхакти не принадлежит материальному миру, зачем вы приехали сюда и проповедуете науку бхакти? Татастха-дживы, пограничные живые существа, являются параматма-вайбхавой, однако, тем не менее, они обладают крошечным сознанием (четанамшах). В «Катха-упанишаде» (2.2.13) сказано:
нитйо нитйанам четанаш четананам
эко бахунам йо видадхати каман
Кришна – это высшее сознание, а джива обладает крошечным сознанием, четанамшах. Если джива не злоупотребляет своей крошечной независимостью, а использует её правильно, она оказывается в сфере (под влиянием) сварупа-шакти. Если же джива злоупотребляет своей независимостью, она попадает под воздействие майя-шакти. Находясь в сфере сварупа-шакти, джива получает возможность развивать бхакти. Гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа – по милости Кришны она встречает гуру, а по милости гуру обретает Кришну. Эти два вида милости взаимозависимы, поэтому нитья-сиддха-бхакты спускаются сюда и проповедуют науку бхакти. Не следует терять надежды. Человек может обрести бхакти, если будет правильно использовать свою крошечную независимость» (Из книги «Матхура встречает Вриндаван»).
«Высшее совершенство человеческой жизни – познать Кришну в таттве (без искажений). Кришну называют вишая-виграха-бхагаваном – Верховным Господом, который является объектом любви. Его можно постичь только по милости ашрая-виграха-бхагавана – ачарьи, гуру, вайшнава (уровня уттама-адхикари), обладающего любовью к Кришне (премой). Единственным занятием такого ачарьи является хари-киртан. До тех пор, пока ачарья, гуру, вайшнав, ашрая-виграха-аватара, Шри Гурудев, не поведает об имени, славе, качествах, атрибутах и нектарных развлечениях вишая-виграха-бхагавана, никто не сможет постичь их. «Шримад-Бхагаватам» – квинтэссенция Вед, шастра-аватара, воплощение Господа в форме священных писаний. Пока ачарья-гурудев не объяснит «Шримад-Бхагаватам», никто не сможет понять это учение. Некоторые думают: «Ведь есть книги. Я просто буду их читать и всё пойму». Если вы изучите все Веды, то обнаружите, что в них есть всё – развлечения Господа, божественные имена Господа и их прославление, всевозможные мантры и т.д. Однако до тех пор, пока ачарья-аватара-гурудев не начнёт совершать киртан в уши ученика, изучение шастр не принесёт результата. Гуру, истинный ачарья, абсолютно необходим» (Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 21.01.1991г.; «Мой высокочтимый духовный учитель», стр. 44).
«Человек, который привязан к материальному чувственному наслаждению, никогда не может быть удовлетворён, что бы он ни получал. Если он получит всю кукурузу, доступную в этом мире, весь рис, всю пшеницу, ячмень; если он получит все металлы – золото, серебро, медь, имеющиеся во всём мире; всех животных – птиц, зверей, коров по всему миру; если он будет обладать всеми женщинами, доступными здесь для удовольствия, всё же он не сможет быть удовлетворён – на духйанти манах-притим пушсах кама-хатасйате, тем не менее, он не может быть удовлетворён» (Бхуванешвар, 4.02.1992г., лекция по «Шримад-Бхагаватам», 8.12.15.).
«Гуру рассказывает кришна-катху, поэтому его можно увидеть ушами, а не глазами. Кришна входит в ученика через вани, наставления гуру. Способность созерцать облик Кришны приходит позже. Сначала человек должен слушать святое имя Кришны: харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе.
Шабда-брахман, трансцендентный звук, нисходит в форме святого имени. Мантра – это звук, освобождающий человека от мано-дхармы, измышлений. Поэтому, когда гуру произносит маха-мантру в уши ученику, это первое проявление его беспричинной милости» (Бхуванешвар, 6.11.1991г., из книги «Мой высокочтимый духовный учитель», стр. 40).
«Когда Гурудев совершает киртан, то есть говорит об имени, облике, качествах, окружении и лилах Кришны, всё это проявляется в форме звука, называемого шабда-брахманом. Тогда мы обретаем способность понять шастра-аватару, священные писания (особенно бхагавата-грантха-аватару – «Шримад-Бхагаватам»), а также постичь иша-аватару, Верховного Господа, и свою сварупу, духовный облик. Шри нама и шри мантра пришли в этот мир в форме шабда-аватары, трансцендентного звука. Если ачарья-аватара, ашрая-виграха-ачарья, Гурудев, не будет совершать киртан, а ученик, шишья, не будет слушать его киртан, то ни мантра, ни чтение «Бхагаватам» не окажут должного воздействия. Мантра дана в шастрах, и кто-то может подумать: «Я возьму мантру оттуда. Зачем мне принимать гуру?» Но, пока мантра не будет услышана из уст истинного гуру, ачарья-аватары, она не возымеет действия. Она просто не будет обладать силой. Поэтому нужно принять истинного гуру, получить от него мантру и слушать его; в противном случае человек не обретёт таттва-гьяну. Шри нама, шри-мантра и грантха-бхагавата – всё это вишая-виграха, и только благодаря киртану ашрая-виграхи они могут открыться нам. Иначе они никогда не появятся в этом мире. Шри наму, шри мантру и грантха-бхагавату невозможно постичь, просто совершая пуджу. Для этого необходимо слушать ачарья-аватару» (Лекция от 24.07.1995г., «Искусство задавать вопросы»).
«До тех пор пока ты не знаешь Кришну в таттве, в сути, (то рано или поздно) ты падёшь. Чаванти означает, что ты падёшь, если знаешь Кришну лишь поверхностно, не в таттве. Существует два вида понимания: поверхностное и абсолютное: апара-вичар и таттва-вичар. Наше дело – таттва-вичар, не мнимое. Кришна говорит: на ту мам абхиджананти таттвенатас чаванти те – «Тот, кто не знает Меня в таттве, – падёт» (Париж, 25.07.1985г.).
«Гаудия-сапрадая, парампара Чайтаньи Махапрабху, есть истинная сампрадая вайшнавов. Необходимо принимать наставления, которые приходят от ачарьев этой ученической преемственности, и применять их в своей жизни. Тогда вы сможете обрести милость Махапрабху. Кришна-сева – это служение Кришне, совершаемое с искренним сердцем. Мы не общаемся с теми, кто принадлежит к псевдо-сампрадаям, у нас нет с ними общих дел. Махапрабху приказал: «Стань гуру и освободи мир!» Мой духовный учитель, Шрила Прабхупада, принял это наставление и затем передал его мне. Я хочу исполнять указание своего гуру. Мне чуждо двуличие и корысть. Я не желаю вступать в ряды муркха-сампрадай, капатъя-сампрадай или пхалгу-сампрадай – глупцов, лицемеров, притворщиков и других. Я никогда не стану учить двуличию и лицемерию. Вишайи (материалисты) двуличны, коварны и завистливы. Ими руководит корысть. Все они принадлежат к псевдо-сампрадаям. Вайшнавы истинной сампрадаи, берущей своё начало от Гауранги Махапрабху, настолько могущественны, что способны навсегда покончить со всеми псевдо-сампрадаями. Они двадцать четыре часа в сутки заняты любовным преданным служением лотосным стопам Шри Радха-Кришны под руководством своего гуру. Их служение абсолютно бескорыстно – нишкапата-сева. Ачарья должен быть истинным (уттама). Притворщик не может заменить собой ачарью. Истинный ачарья смиреннее травинки, терпеливее дерева. Он не ожидает почтения к себе и оказывает почтение каждому, потому что видит Кришну в сердце каждого живого существа» (Лекция от 7.04.1992г.).
«Человек должен быть уттама-адхикари, иначе почему он гуру? (Если он не уттама-адхикари, то) Он будет обманщиком. Если человек не может найти уттама-адхикари в качестве гуру, то он может принять (в качестве гуру) мадхьяма-адхикари или каништха-адхикари на некоторое время. Однако, как только уттама-адхикари станет доступен, он должен пойти к нему, потому что другие не смогут привести на высшую ступень, поскольку они сами не пришли туда. Они только на полпути или на 45%, так как же они могут привести вас к высшей ступени, к лотосным стопам Кришны?! Нужно быть очень устремлённым, чтобы обрести в качестве гуру уттама-адхикари. Кришна может сделать это, если вы действительно хотите. Кришна находится в вашем сердце как Параматма. Он знает ваше сердце, Он знает, как сильно вы хотите обрести истинного учителя. В противном случае Кришна даст вам мошенника, и вы будете обмануты» (Лекция по «Чайтанья-чаритамрите», Бхуванешвар, 02.08.1990г.).
«Главный признак садху, святого человека, – это то, что он полностью предался лотосным стопам Кришны; не частичное предание, не 50%, или 60%, или 75%, а полное предание, стопроцентное предание – безоговорочная преданность, без условий» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 9.2.1, Бхуванешвар, 23.06.1993г.).
«Те, кто не являются истинными гуру (уттама-адхикари), истинными учителями, их называют притворщиками. Они притворяются, что они гуру. Они думают: «О, если я сделаю его учеником, он даст мне много денег. Также эта женщина выглядит очень красиво, очень красиво. Я сделаю её своей ученицей, чтобы я мог наслаждаться ею. Что бы я ни говорил, она будет подчиняться». Вот так, внутри него есть такой мотив, и он внешне изображает из себя гуру. Он не настоящий гуру, он не настоящий учитель, он обманщик» (Лекция по «Чайтанья-чаритамрите», Бхуванешвар, 2.08.1990г.).
«Все лилы Кришны основаны на таттве. Если человек понимает таттву, он сможет наслаждаться расой. В противном случае наслаждаться расой невозможно. Лилы Кришны – это не выдуманные истории, наподобие тех, которые рассказывала нам бабушка – аи-ма-кахани. Бабушки рассказывают своим внукам разные истории, и вот одна из таких историй, которую рассказывают в Ориссе: «Дорогой внучок, в одном лесу жила старая демоница. Однажды сын царя, прекрасный юный принц, отправился в этот лес. Увидев его, старая демоница подумала: «О! Какой красивый юный принц! Я хочу насладиться им». Демоны владеют чёрной магией и могут при её помощи менять свой облик. Итак, эта старая демоница, уродливая и высохшая, приняла облик прекрасной юной принцессы, и юный принц привлёкся ею. Демоница подумала: «Теперь принц в моей власти». При помощи чёрной магии она превратила принца в чёрного козла и связала его».
Вот такую историю рассказывают бабушки своим внукам. Кришна-лила – нечто совсем другое; она основана на таттве и полна нектара бхакти-расы. Мы обсуждали дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-расу. Раса предназначена для наслаждения. Если человек понимает природу определённой лилы, тогда он может наслаждаться расой и ощущать высшее блаженство, парамананду» (Из книги «Матхура встречает Вриндаван», глава 5).
«Десятая Песнь «Шримад-Бхагаватам», према-лила, – это сливки всего «Бхагаватам». Радха-кришна према-лила. Когда Махапрабху спросил Рамананду Рая: шравана-мадхйе дживера кон шpeшmxa шравана? – «Каков наилучший способ слушания?» Рамананда Рай ответил: радха-кришна-према-кели карна-расайана — «Слушать о трансцендентных супружеских любовных играх Радхи и Кришны, которые описаны в Десятой Песни».
Однако слушать нужно от осознавшего эти игры садху-вайшнава, который полностью погружён в океан радха-кришна-премы и целиком посвятил себя размышлению о нём. Только от такой личности нужно слушать Десятую песнь. В противном случае мы получим обратный эффект. После чтения и слушания Десятой песни следует перейти к Одиннадцатой. Если человек не читает Одиннадцатую песнь, его, несомненно, ожидает падение. Таков процесс. Вот почему мы ежедневно слушаем «Бхагаватам» – бхагавата-шравана. Это деятельность, которая должна совершаться ежедневно: нитйам бхагавата-севайа. Так же как мы каждый день едим, спим, принимаем омовение, ходим в туалет и так далее — подобно этому, мы ежедневно слушаем «Бхагаватам» из авторитетного источника, шримад-бхагаватам-шравана.
Если вы перестанете каждый день принимать прасад, спать, мыться, – что произойдёт? Ваше тело начнёт болеть, в конце концов, совсем одряхлеет, и вы умрёте. Также и шримад бхагаватам-шравана – это то, что необходимо делать ежедневно! В противном случае вы призываете смерть» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 9.2.10-13. Бхуванешвар, 19.06.1993г. Из книги «Вершина бхакти», стр. 20).
«Если ты серьёзен, чтобы понять Кришну, получить таттва-гьяну, ты должен обратиться к личности, которая лицезрела истину, знает истину и может дать тебе её. Говинда, Кришна, находится там, в сердце такого преданного. Если он прольёт свою милость, то ты сможешь обрести Кришну (т.е. кришна-прему)» (Мельбурн, 1990г.).
«Человек может не совершать никакой другой садханы, но, если он просто слушает из достоверного источника, из уст бхакта-бхагаваты (уттама-садху), он с лёгкостью разовьёт кришна-бхакти» (Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 1.7.25, дата неизвестна).
««Шримад-Бхагаватам» неотличен от Кришны. Не существует садханы, которая бы более эффективно очищала сердце, ум и сознание, чем слушание этой книги. Если человек в прошлых жизнях накопил достаточно сукрити, и ему улыбнулась удача, он обретёт возможность слушать «Шримад-Бхагаватам». В противном случае он не сможет наслаждаться этим нектаром» (Нью-Вриндаван, Западная Вирджиния, 30.05.1993г.. «Шри Кришна-катхамрита», №11, стр. 29).
«Гуру очень дорог Кришне – антаранга, он Его близкий друг. Что бы он ни сказал, Кришна примет это. Кришна никогда не будет слушать кого-либо ещё. Если ты пойдёшь и обратишься к Кришне: «Я твой», – Он скажет: «Кто ты? Я не знаю тебя. Убирайся!» Потому что ты решил забыть Кришну. Это не так, что Кришна забыл тебя. Однако Кришна никогда не примет тебя непосредственно до тех пор, пока Его близкий друг, духовный учитель, который является очень, очень близким Ему, антаранга (сокровенный спутник), не приведёт тебя к Нему. До этих пор Кришна никогда не примет вас. Ты не сможешь приблизиться к Нему, а также не сможешь отправиться в Его обитель» (Прибытие в Париж, 25.07.1985г.).
«Вопрос: Какую садхану мы можем выполнять в Кали-югу?
Ш.Гоур Говинда Свами: В Кали-югу вы не можете выполнять никакую другую садхану. Просто приходите и ежедневно слушайте «Шримад-Бхагаватам» из уст чистого вайшнава, дорогого преданного Шри Чайтаньи Махапрабху. Эканта ашрайа кара чаитанья-чаране, – так, вы очень легко разовьёте кришна-бхакти. Махарадж Парикшит готовился к смерти. В умирающем состоянии, в течение очень короткого времени, ему оставалось жить всего семь дней, и он смог развить такую кришна-бхакти. Он смог достичь высшего совершенства жизни только благодаря слушанию «Шримад-Бхагаватам» из уст Шукадевы Госвами» (Вступление к лекции по «Шримад-Бхагаватам», 1.18.36. Алачуа, Флорида, США. 9.06.1993г.).
«Почему три ноги дхармы сломаны в Кали-югу? По трём причинам: гордость, незаконный секс и интоксикации. Из-за гордыни тапасья, аскетичность, утеряна. Незаконный секс или чувственные наслаждения приводят к тому, что теряется чистота, шучи. Под влиянием наркотиков человек становится жестоким, немилосердным» (Бхуванешвар, 5.04.1992г.).
«У тебя нет друзей в этом материальном мире. Так называемая дружба основана на принципе брать и давать. Если возникает разногласие в процессе брать-давать, то и дружбе приходит конец, и тогда друг превращается во врага» (Потомак, 11.06.1995г.).
………………………………………………………
Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж