?

О значении Вьяса-пуджи.

 (голосов: 2)
   Журналист: kamala. Просмотров: 1898. Опубликовано: 27-05-2012, 09:22


О значении Вьяса-пуджи

(молитва лотосным стопам вайшнавов)

Шрила Гоур Говинда Свами

Лекция, прочитанная в день 62-летнего юбилея, в сентябре 1991 года

 

    Однажды в день своей Вьяса-пуджи Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада Махараджа сказал: «Сегодня мы будем поклоняться всем ачарьям гаудия-вайшнавов. Вьяса-пуджа — это день, когда мы выражаем почтение не только Вьясадеве, Кришне, Гаурасундаре (Чайтанье Махапрабху) или гурудеве. Истинная Вьяса-пуджа — это поклонение чистым и совершенным ачарьям-вайшнавам».

Наша ученическая преемственность называется Бхактивинода-дхара. Ее главные ачарьи перечислены в следующей сиддха-мантре.

 

шри-сварупа шри-рупа шри-санатана шри-рагхунатха шри-джива бхатта-юга

шри-кришнадаса-кавираджа шримад-бхакти-винода шримад-гауракишора

шримад-бхактисиддханта-свами-прабхупада

шримад-бхактиведанта-свами-прабхупада-махараджа веданта

сарвебхьо гурубхьо намо намах.

 

Я возношу молитвы всем гаудия-вайшнавам. Сегодня с этой целью я спою песнь во славу всех чистых гаудия-вайшнавов. Это бхаджан Девакинанданы даса «Шри Вайшнава-вандана».

 

Шри Вайшнава-вандана

 

вриндавана-васи джата ваишнавера гана

пратхаме вандана кори сабара чарана

 

нилачала-васи джата махапрабхура гана

бхумите падийа вандон сабара чарана

 

навадвипа-васи джата махапрабхура бхакта

сабара чарана вандон хоийа ануракта

 

махапрабхура бхакта джата гауда-деше стхити

сабара чарана вандон корийа пранати

 

дже-деше дже-деше баисе гаурангера гана

урддхва-баху кори вандон сабара чарана

 

хоийачхена хоибена прабхура джата даса

сабара чарана вандон данте кори’ гхаса

 

брахманда тарите шакти дхаре джане джане

э веда пуране гуна гайа джеба шуне

 

махапрабхура гана саба патита павана,

таи лобхе муи папи лоину шарана

 

вандана корите муи ката шакти дхари

тамо-буддхи-доше муи дамбха матра кори

 

татхапи мукера бхагйа манера улласа

доша кшами’ мо-адхаме коро ниджа даса

 

сарва-ванчха сиддхи хайа йама-бандха чхуте

джагате дурлабха хоийа према-дхана луте

 

манера васана пурна ачирате хойа

девакинандана даса эи лобхе койа

 

Это одна из самых важных молитв. До тех пор, пока мы не обретем милость вайшнавов, мы не сможем понять лилы Махапрабху, не сможем понять кришна-таттву. Поэтому сначала мы молимся гуру, а затем вайшнава-гане. Ванде гурун иша-бхактан: «Я приношу почтительные поклоны духовным учителям и преданным Господа» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 1.1). Таков истинный путь.

В первую очередь я склоняюсь к стопам всех вайшнавов — близких спутников Махапрабху, живущих во Вриндаване. За­тем — Его спутникам из Нилачалы (Джаганнатха Пури Дхамы). На­конец, я поклоняюсь всем преданным Махапрабху из Навадвипы.

Взывать к милости всех вайшнавов — истинное смирение. Я припадаю к лотосным стопам всех преданных Махапрабху — обитателей Гауда-деши, или Гаура-мандала-бхуми. Более того — гаура-бхакты могут жить в любой части света — в западных стра­нах или странах восточных. Но где бы они ни находились, воздев руки, я возношу молитвы их лотосным стопам. О преданные прошлого, настоящего и будущего, зажав в зубах травинку, я вновь и вновь кланяюсь вам.

Почему мы должны поклоняться стопам вайшнавов? Даже один-единственный чистый вайшнав обладает такой силой, что способен освободить весь мир. Так учат Веды. Тот, кто слушает и прославляет вайшнавов, очень удачлив. Последствия грехов тако­го человека полностью разрушаются, ибо качества и характер чи­стых вайшнавов трансцендентны. Вайшнавы — нематериальны; они подобны Кришне, Чайтанье Махапрабху. Веды и Пураны на­зывают их спасителями падших душ (патита-павана).

Я не в силах прославить вайшнавов. Я нем. Лишь из-за неве­жества я думаю, что смогу воспеть величие вайшнавов. Но я стра­стно жажду обрести эту способность и потому принимаю прибе­жище у стоп преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. О святые вайшнавы, простите мои оскорбления и примите меня своим слугой!

Благодаря милости гуру и вайшнавов можно освободиться от власти Ямараджа и достичь очень редкой према-бхакти. Нет другого пути. Как только вы обретете их благосклонность, лю­бые желания вашего сердца будут исполняться. Поэтому Деваки-нандана дас написал песнь во славу вайшнавов.

 

Символ глубокого смирения

 

Итак, кто же наши истинные друзья? У нас нет настоящих друзей, кроме вайшнавов. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (5.29): сухридам сарва-бхутанам. «Я — лучший друг всех живых существ». Кришна — наш единственный друг и благожелатель. Он очень милостив. Но в Своем воплощении Гауры (Шри Чайтаньи Махапрабху) Он еще более милостив. Намо маха-ваданьяя кришна-према-прадая те. Господь Чайтанья — самое великодуш­ное воплощение Господа, поскольку дарует то, что не может дать даже Сам Кришна, — кришна-прему. Однако гаура-бхакты еще более милосердны. Поэтому они — самые лучшие друзья.

 

Смиреннее травинки

 

Иногда нас охватывает гордость, и мы думаем: «Я — вайшнав». В связи с этим махаджана Бхактивинода Тхакур предупреждает нас («Кальяна-калпатару»): ами 'та вайшнава эбуддхи хойле. «Как только эта мысль проникнет в твой ум, нужно бить тревогу. Это очень опасно». Амани на хо'бо ами пратиштхаша оси: «С такими мыслями невозможно стать амани — оказывать почтение другим. Ты будешь стремиться к имени, славе и почету. В твое сердце про­никнет скверна. Если ты позволишь таким мыслям оставаться в твоем уме, то отправишься в ад». Поэтому Махапрабху учил нас:

 

тринад aпи суничена тарор ива сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих

 

«Будь смиреннее травинки, лежащей на улице. Будь терпе­ливее дерева. Не требуй почтения к себе и оказывай почтение всем и каждому. Только тогда ты сможешь совершать хари-бхаджану».

Не думайте, что можно имитировать это настроение. Кришна находится в вашем сердце. Ему прекрасно известны ва­ши тайные мысли — вы не сможете обмануть Его. Искусствен­ное смирение — лицемерие. Как долго вы продержитесь на этом уровне? Смирение должно быть истинным, то есть   естественным. Оно и есть естественное состояние чистой души. Этому учил Махапрабху.

Шрила Кавираджа Госвами, один из близких спутников Шримана Махапрабху, сказал: «Сплетите этот стих в гирлянду, наденьте ее вокруг своей шеи и совершайте хари-бхаджану». Ина­че все, что вы делаете, не будет хари-бхаджаной. Все остальное — кевала-кайтава — обман. Вы — обманщик. Это факт.

Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада говорил: «Этот мир — не место для порядочного человека». Кто поможет нам в этом страшном мире? Наши спасители — вайшнавы, которые дороги Шри Чайтанье Махапрабху. Наши спасители — ачаръи, духовные учителя преемственности гаудия-вайшнавизма.

Очень опасно, если мы думаем: «Я служу Кришне. Я достав­ляю большое удовольствие Кришне своим служением». Это мо­жет произойти невольно. Сознательно вы можете не хотеть это­го, но неосознанно начнете так думать. Эта опасность подстере­гает нас на каждом шагу. Тот, кто допускает такие мысли, достиг­нет прямо противоположного результата. Его охватит непомер­ная гордость (дамбха). В «Бхагавад-гите» (16.4) она упоминается среди демонических качеств: дамбхо дарпо 'бхиманаш ча. Гор­дость не присуща преданному. Это свойство материального ми­ра — жестокого и низкого. Поэтому мы говорим, что материаль­ный мир — не место для достойного человека. Так учил Шримад Бхактисиддханта Госвами Прабхупада Махараджа.

Я хочу вас попросить о чем-то важном. Я нахожусь в край­не опасном положении, уже много жизней. Поэтому сегодня, в день Вьяса-пуджи, я прошу всех вас лишь об одном — пожалуй­ста, помогите мне. Пожалуйста, помогите мне, помогите мне! Ес­ли вы поможете мне, это обернется благом для всех вас. Вы обре­тете благословения и милость Кришны.

Все, что нам нужно, это...

Мы стремимся к духовному совершенству. Что является его конечной целью? — Бхакти. Чтобы обрести бхакти, мы должны найти прибежище у стоп ачаръев, духовных учителей во главе с Вьясой. В день Вьяса-пуджи мы поклоняемся им. Наше сердце твердое, как камень; в нем нет мягкости, нежности. Но наши учителя, во главе с Вьясой, исключительно милосердны. Их милость подобна дождю, орошающему пустыню наших сер­дец. Как без нее мы сможем обрести бхакти? Поэтому в этот день мы всем сердцем молимся им. Это единственное, что мы должны делать сегодня.

Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада Махараджа сказал: «Простота есть вайшнавизм». Простота — это естественное качество вайшнава. Лучше родиться одним из миллионов видов нечеловеческих живых существ — птицей, животным, рыбой, червяком или насекомым, чем, получив ред­кое тело человека, позволить лицемерию и лжи проникнуть в сердце. Нет ничего опаснее этого. Если вы станете двуличным, как вы сможете служить Кришне? Сегодня я молю всех вас — защитите меня от лицемерия. Это единственное, о чем я вас про­шу. Я повторяю вновь и вновь — я нахожусь в очень опасном положении. Пожалуйста, помогите мне! Помогите мне! Вайшнава-крипа танра сиддхи: милостью вайшнавов вы обретете все виды совершенств («Бхакти-расамрита-синдху»). Вот почему мы поем эту песню Девакинанданы даса.

Мы обрели чрезвычайно редкую возможность — родились в теле человека. Все, в чем мы нуждаемся теперь, — в милости вайшнавов, преданных Кришны и Гауранги Махапрабху. Иначе мы не достигнем успеха в жизни. Поэтому в шастрах говорится вновь и вновь: 'садху-санга, 'садху-санга' - сарва-шастре кайа, лава-матра садху-санге сарва сиддхи хайа: «Все, что нам нужно, — общение с садху» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.54).

Братья Прачеты молились Господу Хари:

 

тулайама лавенапи

на сваргам напунар-бхавам

бхагават-санги-сангасйа

мартйанам ким уташишах

 

(«Шримад-Бхагаватам», 4.30.34)

 

 «Мы — жители мартъя-бхуми («места рождения и смертей» — планеты Земля). Единственное, о чем мы молим, — о бхагават-санги-сангасъя (общении с вайшнавами)».

Общение с бхагават-санги, дорогими преданными Госпо­да, — это то, в чем нуждается человек в этом мире. Такое общение дарует высшее совершенство. Поэтому сегодня я прошу вас да­ровать мне свои благословения, благодаря чему я смогу обрести общение с садху. Я хочу жизнь за жизнью общаться с садху. Та­кова моя молитва ко всем вам.

___________________________________________________________________

(глава из книги «Гуру-даршана»)

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Гоур Говинда Махарадж