?

"Преданность".

 (голосов: 1)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 110. Опубликовано: 30-01-2024, 17:02

Преданность

Шрила Бхакти Кумуд Шанта Госвами Махарадж

 

В священных писаниях, наряду с пояснением вечных обязанностей живых существ, то есть преданное служение (бхакти), указывается и путь исполнения предписанных обязанностей в сознании Кришны (карма-йога) и путь постижения божественного знания (гьяна-йога) с целью осознания Господа. На самом деле это также утверждает истины о прекращении существования живых существ (во вселенной). И ещё один вид преданного служения приводится в писаниях – преданное служение, смешанное с кармой, как это утверждается в «Бхагавад-гите» (9.27):

йат кароши йад ашнаси
йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпанам

«Все, что ты делаешь, ешь, приносишь в жертву, раздаешь как милостыню и терпишь как аскезу, о сын Кунти, делай как подношение Мне (Кришне)».

Но живые существа воистину обретают богатство лишь когда они достигают беспримесной и бескорыстной преданности (шуддха-бхакти). Личность, не имеющая сокровищ чистой преданности, будучи привязана к ежедневным преходящим удовольствиям, остаётся беспокойной из-за постоянно впивающихся жал скорпионов плодоносной деятельности (кармы). Кроме того, действуя в стороне от Господа Кришны, такие люди приходят к корыстному поклонению или начинают страстно желать освобождения (мокши), практикуя восьмиступенчатую систему йоги и теряя, таким образом, удивительную возможность получения вечного дара божественной любви. Таким образом, эти живые существа не могут достичь истинного богатства даже после того, как они расстанутся со своим бытием и сольются с Господом (ишвара-сайуджья) или падут в смертельную пасть освобождения (экатма), подобного ядовитой змее. Поэтому преданность является единственным способом, позволяющим достичь лотосных стоп Верховного Господа, Шри Кришны. Именно поэтому все возвышенные писания прославляют преданное служение как средство Его достижения. Это основа абхидхея-таттвы.

дхана паиле йаичхе сукха-бхога пхала пайа

сукха-бхога хаите духкха апани палайа

таичхе бхакти-пхале кришне према упаджайа

преме кришнасвада хаиле бхава наша пайа

даридрйа-наша, бхава-кшайа, — премера ‘пхала’ найа

према-сукха-бхога — мукхйа прайоджана хайа

веда-шастре кахе самбандха, абхидхейа, прайоджана

кришна, кришна-бхакти, према, — тина маха-дхана

ведади сакала шастре кришна — мукхйа самбандха

танра джнане анушанге йайа майа-бандха

«С обретением богатства, материальные желания оказываются исполненными и таким образом нищета уходит сама собой; подобным же образом, благодаря преданности, божественная любовь Кришны процветает в душе, и по мере насыщения этим высочайшим вкусом божественной любви (кришна-премы), мирские привязанности исчезают. Тем не менее, обретение богатства и освобождение от мирских привязанностей не являются основными предназначениями божественной любви. На самом деле её наивысшей целью является получение трансцендентального наслаждения. В Ведах и других писаниях говорится, что три основных сокровища – Кришна, преданность Кришне и любовь к Кришне суть конечное знание (самбандха), путь (абхидхея) и конечная цель (прайоджана) соответственно. Как результат знания о Нём, побочным продуктом окажется уходящий отвратительный запах иллюзорной энергии (майи)» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.140-144).

Для понимания и пояснения этого другим, следует понимать значение и положение преданности, смешанной с кармой, гьяной и восьмиступенчатой йогой (аштанга-йогой). В «Бхагавад-гите» (18.54) Господь сказал:

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам

«Человек находящийся на трансцендентальном уровне сразу же осознаёт Верховного Брахмана и таким образом остаётся вечно счастливым. Он всегда доволен и никогда не имеет желания обладать хоть чем-то. Он одинаково относится ко всем дживам. В таком положении он чисто и с преданностью служит Мне (Кришне)».

Определяя преданное служение (бхакти), Шандилья Муни говорит: са паранурактир ишвара – «Абсолютная привязанность и любовь к Верховной Личности Бога называется преданным служением». В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.12) беспримесная преданность описывается следующим образом:

сарвопадхи-винирмуктам
тат-паратвена нирмалам
хришикена хришикеша
севанам бхактир учйате
 

«Бхакти, чистое преданное служение, означает занимать свои чувства и ум в служении Шри Кришне с единственной целью – доставить Ему удовольствие. Оно не должно оскверняться умозрительной философией или деятельностью ради плодов. Когда джива с преданностью служит Хришикеше, господину чувств, её чувства одухотворяются, и она освобождается от всех материальных обозначений».

Более детально вышеприведённое пояснение повторяется в следующем стихе:

анйабхилашита-шунйам
гйана-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом), кармы (корыстной деятельности), йоги или аскетизма, и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, – называется чистым преданным служением, уттама-бхакти» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

Непреложная природа преданного служения заключается в следующем:

бхактир эваинам найати

бхактир эваинам даршайати

бхактивашах пурушо

бхактир эва бхуйаси

ити матхарашрутах

 «Лишь преданное служение приводит живые существа к Верховному Господу, лишь преданное служение делает Господа видимым для живого существа, которое находится под руководством, но лишь под руководством преданного служения и таким образом именно бхакти является наивысшим» («Прити-сандарбха»: «Матхара-упанишад», «Сутра-бхашья», 3.3.53).

На самом деле преданное служение является абсолютной дхармой живого существа.
Если мы внимательно изучим последовательность и стадии преданного служения, то увидим, что существует три различные, но в то же время взаимосвязанные стадии:

1) садхана-бхакти (преданное служение под руководством).

2) бхава-бхакти (преданность под действием чистой любви).

3) према-бхакти (экстатическое преданное служение).

Удачливые личности, в чьих сердцах возникло желание совершать бхаджан Верховной Личности, как результат благочестивой деятельности (сукрити), обретённой жизнь за жизнью, достигают абсолютного обладания кришна-премой, практикуя сначала бхакти под руководством, вплоть до момента исчезновения последствий всей греховной деятельности, затем обретая спонтанное преданное служение (рага) и, наконец, проявляя экстатическое преданное служение.

«Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15,16) знакомит с последовательностью различных уровней осознания пути преданности:

адау шраддха татах садху-

санго’тха бхаджана-крийа

тато ’нартха-нивриттих сйат

тато ништха ручис татах

атхасактис тато бхавас

татах премабхйуданчати

садхаканам айам премнах

прадурбхаве бхавет крамах

«Сначала необходимо иметь минимальное желание достичь любви Кришны (шраддху). Это приведёт на уровень общения с духовно возвышенными личностями. На следующем этапе начинается преданное служение. Такого рода деятельность основательно стирает влияние прошлой греховной деятельности. После этого приходит стабильность, которая приводит к вкусу к Кришне. Вкус ведёт далее – к привязанности к Кришне. В своей зрелости такая привязанность трансформируется в бхаву. Затем приходит уровень настоящей любви (премы) к Кришне, который и будет высочайшим совершенным уровнем жизни».

Далее, совершаемая под руководством преданность (садхана-бхакти) подразделяется на два типа:

1) ваидхи-бхакти (преданное служение посредством соблюдения регулирующих принципов).

2) рагануга-бхакти (спонтанное преданное служение).

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.109) мы находим определение преданного служения посредством соблюдения регулирующих принципов»:

рага-хина джана бхадже шастрера аджнайа
‘ваидхи бхакти’ бали’ таре сарва-шастре гайа

«В соответствии со всеми писаниями, преданное служение, совершаемое людьми, которые не обладают чувствами к Господу Кришне называется преданным служением посредством соблюдения регулирующих принципов, ваидхи-бхакти».

В «Нарада-панчаратре» говорится:

сурарше вихита шастре

 харим уддишйа йа крийа
чаива бхактир ити прокта

тайа бхактих пара бхавет

«О Нарада, мудрец среди богов, та деятельность, которая рекомендована священными писаниями для удовлетворения Всевышнего, Господа Шри Хари, называется регулируемой преданностью (садхана-бхакти), благодаря которой достигается высочайший уровень бхакти (кришна-премы)».

Преданное служение посредством соблюдения регулирующих принципов можно описать, если обратиться к девятеричным принципам преданного служения:

эка’ анга садхе, кеха садхе ‘баху’ анга
‘ништха’ хаиле упаджайа премера таранга

«Некоторые идут по пути преданности одним путём, некоторые идут многими из них. С момента, когда вера становится устойчивой, начинают приходить чарующие волны кришна-премы» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья. 22.134).

«Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.265) прославляет девяти ступенчатое преданное служение, приводя в пример преданных Верховного Господа:

шри-вишнох шраване парикшид абхавад ваийасаких киртане
прахладах смаране тад-ангхри-бхаджане лакшмих притхух пуджане
акрурас тв абхивандане капи-патир дасйе 'тха сакхйе 'рджунах
сарвасватма-ниведане балир абхут кришнаптир эшам парам 

«Махарадж Парикшит стал совершенным посредством слушания повествований о Кришне, Шукадев Госвами обрёл совершенство прославляя Господа, Прахлада Махарадж встал на вершину через памятование о Господе, Лакшмидеви совершенна - служа лотосным стопам Господа, Притху Махарадж стал совершенным поклоняясь Господу, Акрура достиг совершенства вознося молитвы Господу, Хануман совершенен благодаря исключительному служению Господу, Арджуна стал совершенным благодаря дружеским отношениям с Господом. Бали Махарадж обрёл свои совершенства посредством полного самопредания Господу».

После постижения стадии ваидхи-бхакти, в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва-вибхага, 2.270) мы можем найти следующие строки, которые помогли бы понять рагатмика-бхакти:

иште сварасики рагах парамавиштата бхавет

тан-майи йа бхавед бхактих сатра рагатмикодита

«Особое погружение в Господа Кришну называется рага, и когда преданность Господу становится наиболее интенсивной и самопроизвольной, она называется рагатмика-бхакти». 

Лишь Шри Кришна равен Себе. Поэтому, когда непостижимая (ачинтья-шакти) и всесильный Господь Шри Кришна, о котором все писания говорят расо ваи сах, становясь единственным наслаждающимся, проявляет Себя как ашрая-таттва посредством этой Своей непостижимой энергии, с тем чтобы насладиться Своими играми (лилами), тогда освобождённые и обусловленные (в прошлом татастха-дживы, но достигшие кришна-лилы) субъекты называются рагатмиками. Их самоотверженная преданность, в сочетании с сильным желанием служить Ему и непоколебимая привязанность к Нему в виде сладчайшей враджа-премы, называется рагатмика-бхакти. Преданность, возникающая в сердце во время практики преданности под руководством (анугатья), после слушания о проявлении такой преданности жителями Враджа и становящаяся зависимой от них, но уже без элемента ненасытного желания получить какие бы то ни было выгоды от такой практики, называется спонтанной преданностью рагануга-бхакти.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.152,149) говорится:

рагамайи-бхактира хайа ‘рагатмика’ нама
таха шуни’ лубдха хайа кона бхагйаван

рагатмика-бхакти — ‘мукхйа’ враджа-васи-джане
тара анугата бхактира ‘рагануга’-наме

«Преданность, украшенная рагой, называется рагатмика-бхакти. Лишь немногие удачливые личности привлекаются такой преданностью. В основном рагатмика-бхакти практикуется враджаваси. Преданность под руководством таких преданных называется спонтанной преданностью рагануга-бхакти».

Таким образом, мы весьма вкратце рассказали о различных типах преданности. Но нам следует понимать, что преданность не является чем-то феноменальным, явленным материальным умом или телом. Преданное служение (бхакти) является естественной функцией души. Именно поэтому говорится:

крити-садхйа бхавет садхйа-бхава са садханабхида

нитйа сидхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата

«Практика составляющих бхакти с помощью чувств и ума, преследующая целью достичь бхава-бхакти, называется садхана-бхакти. Бхава, вечно присущая дживе, проявляется в сердце, очищенном в процессе садханы. Это происходит по милости нитья-сиддха и маха-бхагавата гуру, способного передать шуддха-саттву в сердце достойного ученика» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.2).

Преданное служение является истинным и естественным положением живых существ. Попытки проявить его в наших сердцах называются садхана. Искорка вечного знания и блаженства нисходит на живые существа от Господа Шри Кришны, некогда забытого ими. Но эта вечность стоит того, чтобы её возродили. Вечная любовь к Шри Кришне (кришна-према) не может быть достигнута никакими средствами, кроме чистого преданного служения (шуддха-бхакти). На самом деле она уже живёт (когда мы говорим о наличии таковой вне материального времени и пространства) в самом чистом уголке нашего сердца. Однако, находясь в обусловленном состоянии, оставаясь на материальном уровне, принимая во внимание всё вторичное и ненужное, раздумывая над неотвратимостью смерти и прибегая к вечной расчётливости в поисках удовлетворения материального тела, любовь к Шри Кришне остаётся дремлющей.

Когда посредством осознанных или неосознанных видов благочестивой деятельности (сукрити), человек приходит к общению с настоящими садху, то по беспричинным благословениям духовного учителя и садху, зерно дремлющего преданного служения раскрывается в форме духовной убеждённости (шраддхи). Под влиянием такой веры, сердце удачливого живого существа (бхагьявана) становится безудержным и горящим жаждой общения с садху (чистыми преданными). Лишь тогда джива начинает свой путь преданного служения согласованного с регулирующими принципами, как это предписано духовным учителем (уттама-адхикари), который олицетворяет беспричинную милость Господа. По мере продвижения по этому пути, джива получает от своего гурудева бриллиант свободы в образе раги.

видхи-марга-рата-джане, свадхината-ратна-дане

рага-марге каран правеша

рага-вашаварти хаийа паракийа бхавашрайе

лабхе джива кришна-премавеша

 [«Обычно Кришна дарует бесценную независимость тем, кто следует ваидхи-садхане, Он позволяет им вступить на путь рага-марга. Благодаря этому и культивируемому настроению паракия-бхавы душа в конечном итоге достигает экстатической любви к Кришне» (Ш.Бхактивинода Тхакур, «Кальяна-калпатару», Уччхаса, песня 24)].

Таким образом живые существа постепенно продвигаются по пути постижения своего назначения в жизни, то есть кришна-премы. Поэтому было сказано: гуру крипа хе келавам – «Единственная надежда – это милость духовного учителя».

Так как у меня есть наставление писать о бхакти, то я сделал это в соответствии со своим знанием. Хотя и остаётся ещё множество вещей, которые тем или иным образом связаны с бхакти, и которые можно было бы тут описать, но я заведомо не сделал этого из-за того, что статья в таком случае получилась бы очень длинная.

Мне следует считать себя счастливой душой, если читатели, любящие Шри Кришну, смогут извлечь из этой статьи хоть малейшую возможность помнить о Нём.

Слуга слуги вайшнавов
Б.К.Шанта
…………………………………………….

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Б.Кумуд Санта Госвами