?

"Вайшнава грихастхера атитхья".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 96. Опубликовано: 2-10-2022, 06:07

Вайшнава грихастхера атитхья
Гостеприимство вайшнава-домохозяина

Шрила Бхактивинода Тхакур

Статья из «Саджджана тошани», Том 8, №12, 1897г.

 

Гостеприимство – один из важнейших видов дхармы. То место, где нет гостеприимства, подобно пустыне и от него следует отказаться. Если обычный домовладелец не проявит гостеприимства, то его жизнь станет бесполезна. Такой человек не повторяет святое имя [харинаму] утром. Таким образом, он является первым среди грешников. Гостеприимство – главная дхарма для домохозяев. Все неизбежные пороки домохозяина устраняются через гостеприимство. Из всех типов домохозяев вайшнав-домохозяин занимает первое место. Вот почему Шри Махапрабху давал наставления о гостеприимстве. В «Чайтанья-Бхагавате» говорится: «Махапрабху учил семейных людей: “Служение гостям – это основная обязанность домохозяев“» («Чайтанья-Бхагавата», Ади-кханда, 14.21).

«Домохозяина называют по-настоящему гостеприимным, если он с радостью встречает гостей и искренне служит им в меру своих сил» («Чайтанья-бхагавата», Ади-кханда, 14.26).

Пока вайшнава не дошёл до той стадии, что бы стать отречённым, он должен оставаться домохозяином и всегда оказывать вайшнавам гостеприимство. Служение вайшнавам – вечная дхарма вайшнава – это сиддханта всех шастр. Даже после своего служения вайшнавам вайшнав-домохозяин обязан служить гостям. Разница между служением гостям и служением вайшнавам заключается в том, что служение гостям – это грихастха-дхарма, а вайшнава-сева – это вайшнава-дхарма. Тот, кто становится вайшнавом и домохозяином, должен служить гостям, потому что он будет служить гостю как домохозяин, и он будет служить вайшнаву как вайшнав. Домохозяин не вайшнав, если служит только гостям, но не склонен служить святым. Если шуддха-вайшнав посетит жилище домохозяина, который не имеет веры в Бхагавана и садху, тогда служение, которое окажет ему домохозяин, будет рассматриваться, как если бы он служил обычным гостям.

Кто является гостем? Ответ таков: тот, кто приходит в наш дом голодным, – это и есть гость. Дело не в том, чтобы принимать гостей из собственной деревни. Если приезжает путник из другого места и он голоден, нужно служить ему с уважением. Говорится, что гость должен рассматриваться домохозяином как Сам Нараяна (атити-бхагаван), поэтому не следует судить по его рождению [касте]. Акаитаба, другими словами, мы должны служить гостю с безоговорочным уважением. Читта-сукхе, то есть служить гостям нужно с радостным сердцем. Джара джемон шакти – то есть в соответствии с нашими возможностями. Если в доме домохозяина нет еды, то ему необходимо предложить гостю как минимум воду и сладости [др.вариант – «хорошие слова»]. Обязанность домохозяина – служить гостям столько, на сколько это возможно.

Кто такой домохозяин? Ответ таков: тот, кто состоит в законном браке и живёт в деревне [или в другом типе населённого пункта] является домохозяином. Невозможно быть домохозяином, просто живя в доме. Следующее утверждение из смрити – это совет Шри Махапрабху: «Дом пуст, когда в нём нет жены, ибо только жена делает дом домом. Тот, у кого есть жена, может вместе с ней достичь всех целей человеческой жизни» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 15.27). 

Смысл в том, что дом нельзя назвать домом. Домохозяйка является душой дома. Если кто-то живёт дома с женой, вместе они смогут удовлетворить все потребности человеческой жизни. Такой домохозяин может выполнять все виды дхармы. Таким образом, дом становится прибежищем для всех ашрамов. Такой домохозяин-дхармика – благословенный человек. Среди таких благословенных людей, тот, в чьём сердце пребывает бхакти, – благословлён в особенной степени. Когда этот особо благословенный преданный-домохозяин принимает гостя, то он внимательно наблюдает за ним, является ли пришедший в гости обычным гостем или вайшнавом. Если он увидит, что гость является вайшнавом, тогда он проявит к нему больше привязанности, чем к своему брату, будет служить ему и в его обществе улучшит свою бхакти-садхану. Если же он принимает обычного гостя, он обращается с ним уважительным образом и, насколько это возможно, в соответствии с общими для всех правилами гостеприимства. Таково поведение домохозяев-вайшнавов.

Махапрабху учил этому собственным поведением. Вриндаван дас Тхакур пишет: «Ежедневно дом Господа посещали гости, и Он с большим радушием встречал каждого. Иногда приходили десять или двадцать санньяси, и Господь с удовольствием угощал всех» («Чайтанья-Бхагавата», Ади-кханда, 14.13-14).

Вайшнавы-домохозяева обязаны вести себя в этом мире так, как это делал Сам Шриман Махапрабху [в грихастха-лиле].

……………………………………………

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур