?

"Кришна-нама".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 112. Опубликовано: 2-10-2022, 06:12

Кришна-нама

Шрила Бхактивинода Тхакур
Статья из «Саджджана тошани», Том 11, издание 5, 1899г.

 

Шри кали-павана-аватара Шриман Махапрабху Шри Кришна Чайтанья явился в Навадвипу, чтобы распространять кришна-наму по всему миру. В век Кали нет другого пути для джив, кроме пути воспевания харинамы. Ясно понимая это, Он наставлял всех повторять кришна-наму. Нирантара кара кришна-нама-санкиртана («Постоянно совершайте кришна-нама-санкиртану!») – это наставление, сошедшее с Его божественных уст. В то время в городе Надия Шриман Нитьянанда и Харидас были назначены распространять харинаму, и Шриман Махапрабху дал им следующее указание: «Заходите в каждый дом и просите так: «Повторяй имена Кришны, поклоняйся Кришне, следуй указаниям Кришны»». Вы не должны говорить ничего, помимо этого, или слушать что-либо, сказанное другими. В конце дня приходите и обо всём Мне расскажете» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья кханда, 13.9-10).

По повелению Господа эти двое пошли в дома людей и начали распространять кришна-наму. В «Шри Чайтанья-Бхагавате» сказано: «Получив приказ Господа, они ходили от двери к двери и обращались ко всем с просьбой: «Повторяйте имя Кришны, пойте славу Кришне и поклоняйтесь Кришне. Кришна – это ваша жизнь, Кришна – это ваше богатство, Кришна – это ваша жизнь и душа. О братья, сосредоточенно повторяйте имя Кришны»» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья кханда, 13.16-17).

За день до того как Шри Гауранга принял санньясу, Его божественные стопы привлекли всех преданных. Когда преданные предложили Ему данаваты, Господь дал им последнее наставление:
«Господь каждому из гостей дарил гирлянду из цветов и напутствовал словами: «Воспевай славу Кришны. Славь Кришну, поклоняйся Кришне и повторяй имя Кришны. Не думай ни о чём другом, кроме Кришны. Если у тебя есть какая-то привязанность ко Мне, то не говори ни о чём другом, кроме того, что связано с Кришной. Спишь ли ты, ешь, или пробуждаешься, – днём и ночью думай о Кришне и повторяй Его имя»» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья кханда, 28.25-28).

Чем больше человек приближается к Шриману Махапрабху, тем больше он пытается следовать Его наставлениям. Совет Господа – наполнить свою жизнь кришна-намой.

В этом мире нет истинно существующего объекта, кроме кришна-намы(1). Тот, кто твёрдо верит в Шри Махапрабху, у того отсутствует безверие в кришна-наму. Нет сомнений в том, что все блага можно получить, если твёрдо верить в слова Господа и по милости шри гуру (уттама-вайшнава) иметь способность и возможность повторять кришна-наму. Шриман Махапрабху освободил джив, дав им кришна-наму и метод поклонения ей. Во время Своих странствий по Южной Индии Он даровал вайшнавату через имя Кришны. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» сказано: «Кого бы Он ни видел, с кем бы Он ни говорил, Он велел всем повторять кришна-наму. Таким образом, все жители деревни стали вайшнавами» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья лила, 7.101).

«Постоянно слыша из их уст святое имя Господа Кришны, жители других деревень тоже становились вайшнавами. Звуки святого имени Кришны обратили в вайшнавизм всех жителей страны. Вся страна была затоплена нектаром святого имени Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья лила, 7.117-118).

В Курма-кшетре Господь наставлял вайдика-брахмана по имени Курма: «Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Никогда больше не говори так. Лучше оставайся дома и беспрестанно повторяй святое имя Кришны»» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья лила, 7.127).

«Шри Чайтанья Махапрабху далее сказал брахману Курме: «Если ты поступишь, как Я сказал, твоя мирская жизнь в семье не помешает твоему духовному развитию. Более того, если ты будешь следовать этим предписаниям, мы снова встретимся здесь, точнее, ты никогда не расстанешься со Мной»»
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья лила, 7.129).

В «Чаритамрите» описывается, что Господь сказал брахману Васудеве: «Постоянно повторяй имя Кришна! Кришна!» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья лила, 7.147).

Господь дал это наставление правителю Гауды Субуддхи Раю: «Постоянно совершай кришна-нама-санкиртану! Даже одна намабхаса устранит все твои греховные последствия, и Имя, в конечном итоге, приведёт тебя к принятию прибежища у стоп Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья лила, 25.198-200).

В «Шри Чайтанья-Бхагавате» Господь говорит Тапана Мишре: «Юга-дхарма для века Кали – кришна-санкиртана. Четыре религиозных принципа, предназначенные для четырёх юг, даны для освобождения обусловленных душ» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Ади кханда, 14.137).

«Благодаря совместному воспеванию святых имён Господа обретается всё, включая глубокое понимание цели жизни и метода её достижения» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Ади кханда, 14.143).

Во время Своих странствий по Шри Вриндавану Махапрабху сводил с ума животных, птиц, а также неподвижные и движущиеся предметы, повторяя кришна-наму: «Господь сказал: «Повторяй святое имя Кришны!» Тигр вскочил и начал танцевать, восклицая: «Кришна! Кришна!»» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья лила, 17.29).

«При виде Шри Чайтаньи Махапрабху павлины и другие птицы устремились за Ним. Птицы пели и танцевали, святое имя Кришны сводило их с ума. Когда Господь восклицал: «Харибол!» – деревья и лианы приходили в восторг. Так все живые существа в джунглях Джхарикханды, движущиеся и неподвижные, впадали в безумие от звуков святого имени Господа Кришны, слетавших с уст Шри Чайтаньи Махапрабху» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья лила, 17.44-46).

Чтобы понять внутреннюю природу кришна-намы, человек должен принять прибежище у святого имени с настроением однонаправленной решимости(2). Нирантара нама лайа кхаите шуите танхара махима веде нахи паре дите («Веды не в силах полностью описать славу того, кто постоянно повторяет святое имя, даже во время еды и сна») – мы всегда должны помнить это изречение Шримана Махапрабху. Мы очень глупы, но Господь милостиво дал нам кришна-наму. Теперь, если мы твёрдо верим в слова Господа и постоянно повторяем харинаму, все наши надежды сбудутся.

Санньяси, жившие в Каши, спросили Махапрабху, почему Он не слушает и не изучает «Веданту»: «Шри Чайтанья Махапрабху ответил Пракашананде Сарасвати: «О Мой господин, послушай, Я объясню, в чём причина. Мой духовный учитель считал Меня глупцом и потому ругал. «Ты глупец», – сказал он Мне, – «Ты не способен изучать философию «Веданты» и потому должен всегда повторять святое имя Кришны. В нём суть всех мантр и гимнов Вед. Повторяя святое имя Кришны, можно избавиться от пут материального бытия. Воистину, тот, кто просто повторяет мантру Харе Кришна, сможет узреть лотосные стопы Господа. В наш век, в эпоху Кали, нет иной дхармы, кроме повторения святого имени, в нём содержится суть всех ведических гимнов. Таково заключение писаний»» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади лила, 7.71-74).

«Такова природа Харе Кришна маха-мантры: любой, кто повторяет её, сразу почувствует восторг любви к Кришне» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади лила, 7.83).

«Я твёрдо верю в эти слова Моего духовного учителя и потому всегда повторяю имя Господа». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади лила, 7.95).

Сколько времени пройдёт, прежде чем мы сможем постоянно повторять имя Бхагавана, и наша жизнь будет благословлена по милости Шри Гурудева богатством премы? Олицетворение высшей милости – Махапрабху – дал нам кришна-наму, наполненную всеми Его энергиями, но мы настолько несчастны, что не имеем вкуса к наме. Сам Махапрабху явился, чтобы спасти джив, постоянно повторяя кришна-наму. Мы должны принять Его руководство.

«Во время еды, во сне или бодрствовании Господь говорил только о Кришне» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Мадхья кханда, 1.242).

«С Его языка не сходит святое имя Кришны, а из Его глаз, подобно водам Ганги, непрестанно текут слёзы. Иногда Он танцует и смеётся, поёт и плачет, а иногда рычит, словно лев» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья лила, 17.111-112).

По желанию Шримана Махапрабху Шри Харидас Тхакур явился как ачарья нама-таттвы. Воспевая три лакха святых имён на протяжении всей своей жизни, он распространял славу имени в материальном мире. Постоянно погружаясь в нама-расарнаву (океан божественных вкусов, исходящих от святого имени), Харидас Тхакур раздал харинаму дживам всего мира, смеясь и плача, как сумасшедший.

«Харидас был самым знаменитым из тех, кто отверг наслаждения мира. Его уста никогда не покидало святое имя Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади лила, 16.23-24).

Если вы думаете об этом, что нет ничего проще, чем кришна-нама… Гордость от йоги, накопления гьяны, знания, мудрости, эрудиции и т.д. – всё это бесполезно. Что может быть проще, чем повторять кришна-наму внимательно и в простом настроении? В то же время, можно верить в величие святого имени или проповедовать его славу людям, однако если у проповедника нет вкуса к харинаме или есть тенденция к посторонним практикам, то какая польза будет от этого душе? Если человек повторяет святое имя без оскорблений (уровень мадхьяма-адхикари), результатом будет богатство премы, но если он этого не делает (не изжив каништха-адхикару), как он достигнет результата?

Недостаточно просто говорить о вере в нама-таттву или изучать её в шастрах. Результат можно получить, только практикуя. Тот, кто знаком со славой святого имени, но не повторяет его, не свободен от оскорблений. Такие люди никогда не смогут ощутить чистый вкус святого имени по причине слабости сердца (хридая-даурбалья), происходящей из-за дурного общения (асат-санга) – это потому, что они оскорбляют святое имя.

Это хорошо, когда можно избавиться от всевозможных обид через правильное общение и благодаря простодушному настроению. Наличие такого блага в душе – хороший знак! Если произносить имя внимательно, без оскорблений, то через короткое время имя дарует блаженство. Постепенно это блаженство возрастёт настолько, что у человека уже не будет желания отказаться от повторения святого имени (проявится ништхита). Тогда становится легко принять исключительное прибежище в святом имени. С этого времени проявится истинная удача.

У нас нет иного богатства, кроме шри кришна-намы. Зная, что дживы этого века Кали очень бедны, Шриман Махапрабху даровал нам нама-таттву. По милости Шри Махапрабху мы можем постоянно повторять кришна-наму – это наша единственная молитва.

……………………………………..

1)     Иногда такое изречение встречается и по отношению к другим священным объектам. Например: «Нет реальности, кроме мурти Господа», или «Нет ничего более священного, чем святые писания, шабда-брахман». Это не противоречит сказанному Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, поскольку нет разницы между намой и нами (Кришной), которые пребывают в божественной сфере адвайты («Брахма-самхита», 5.33). Бог и Его имя, Его слова, обитель и Его преданные суть истинно существующие объекты (субъекты).

2)     Однонаправленная решимость – это феномен, известный как аикантика-бхакти или ананья-бхакти. Этот тип бхакти описан в «Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11. Такое бхакти способен совершать чистый преданный, минимальный уровень такого преданного в девяти ступенях бхактиништха.

 

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Ссылки и пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур