Вайшнава грантхавали.



Вайшнава грантхавали
Шрила Бхактивинода Тхакур
«Саджана тошани», том 10, выпуск 12, 1899 год
Статья «Вайшнава грантхавали» была впервые опубликована в журнале «Саджана тошани», том 10, выпуск 12, в 1899 году. Бхактивинода Тхакур рецензирует книгу, включающую три текста, написанные баулами и сахаджиями, и высказывает своё мнение.
Вайшнава грантхавали
Бхакти-бхикшу Шриюта Амбика-чаран Гупта опубликовал книгу под названием «Вайшнава грантхавали». Я прочитал первую часть этой книги. Амбика Бабу пишет во введении: «Я провёл много исследований, затратив на это огромные средства, и спустя долгое время скитаний от деревни к деревне по районам Бенгалии, я нашёл множество древних и неопубликованных религиозных трудов. Я завладел сокровищем сердец преданных, идолом их сердец, главной драгоценностью. Я утолю свою жажду бхакти, постепенно открывая всё то, чего никто не видел своими глазами, и тех, чьих слов никто не слышал своими ушами».
Слова и обещания Амбики Бабу не так уж плохи. Это так, многие вайшнавские тексты не опубликованы. Когда он сможет найти эти книги и напечатать их с помощью учёного, это порадует нас. Среди четырёх текстов, которые были напечатаны в первой части, есть вайшнавский текст «Нароттама виласа». Ранее он был опубликован в «Батале». В том издании можно увидеть много ошибок. После ознакомления с одним или двумя вариантами текста его можно исправить и, по возможности, напечатать. Шлоки крайне неточны. Такие книги неприятны. Остальные три книги, «Дурлабха сара», «Атма-таттва» и «Амрита расавали», неприкасаемы для вайшнавов, потому что они полностью противоречат подлинной вайшнавской философии.
Доктрина сахаджии внутри
Было бы лучше, если бы «Дурлабха сара» оставалась дурлабхой (редкой)! Нет сомнений в том, что какой-то сахаджия написал эту книгу от имени Шрилы Лочана даса Тхакура. В следующих стихах раскрывается учение сахаджиев:
шри-кришна пуруша радха пракрити акрити
видйамана пана каре э бхава арати
(«Шри Кришна представляет собой пурушу [мужское начало], а Радха — форму пракрити [женское начало]. Всякий раз, когда Они проявляют Себя, следует не медля совершать бхава-арати».)
сарва-кала видйамана нахе прабху сеха пуруша
кемане каре пракрити се леха
(«Когда Господь не присутствует рядом постоянно, как пуруша может наслаждаться пракрити?»)
сакшат абхаве сеи карайе шри-мурти
танха аропийа саба ниджа према арти
(«Когда они не встречаются напрямую, то облик Господа всё равно проявляется. Следует считать это душещипательными проявлениями премы».)
самарпана кари табе апанара дхарма
лайа ки на лайа тара кеба джане марма
(«Кто знает, примет ли Он это или нет, если мы предадимся Его дхарме?»)
донхе расе видагдха рупе гуне кама
табе се упаджайе сахаджа бхакти према
(«Даже если мужчина и женщина очень искусны в расе, но не так красивы и не обладают должными качествами, это усиливает сахадж-бхакти-прему [лёгкую бхакти-прему]»).
кришна арадхана эи паричарйа нама
индрийа шушрайа каре севакера кама
(«Это признак поклонения Кришне. Так чувства находят прибежище в страстях слуги»).
вйаката карийа прабху каила хена карма
табу на буджхила кеха махапрабхура марма
(«Проявляя Себя подобным образом, Господь совершил множество деяний. Однако, до сих пор никто так и не может понять цели Махапрабху».)
Все шастры, цитируемые в этом тексте, во многих местах были искажены с целью создания сахадж-бхаджана (лёгкодостижимого бхаджана). Сахадж-бхаджан основан на переводе нескольких стихов из «Раса-панчадхьяи Бхагаватам» (1). Следующая шлока используется на протяжении всей книги:
ануграхайа бхактанам манушам дехам
астхитах бхаджате тадриших
крида йах шрутва тат-паро бхавет
(«Из милости к Своим преданным Господь принимает человеческий облик и совершает такие игры, которые привлекут тех, кто слушает о них. Так эти лилы заставят людей стать Его преданными». Шримад-Бхагаватам, 10.33.36).
Бредовые выводы
«Атма-таттва» — это не вайшнавская работа, а текст баулов. Вайшнавы не выдумывают сиддханту, такую как эта:
– Сколько существует типов джив?
– Существует пять джив.
– Какие они?
– Стхула-джива (физическая джива), татастха-джива (пограничная джива), баддха-джива (связанная джива), мукта-джива (освобождённая джива) и сукшма-джива (тонкая джива) — вот пять видов джив.
– Кого называют стхула-дживой?
– Тот, кто возник из энергии страсти, либо в грубой форме, либо без формы.
– Кого можно назвать татастха-дживой?
– Дживу, которая имеет десять чувств и не имеет каких-либо реальных качеств.
– Кого называют баддха-дживой?
– Отец, связанный узами с сыном, другими словами, тот, кто страдает от различных последствий своей кармы.
– Кто считается мукта-дживой?
– Тот, кто является слугой гуру, кто отказывается от всех наслаждений.
– Кто такая сукшма-джива?
– Это слуга Кришны.
– Где находится дживатма?
– Как одна утварь встала на место вместе с другой утварью? Из таттва-васту (объектов реальности).
– Что такое таттва-васту?
– Атма состоит из пяти грубых элементов.
Такие бредовые выводы встречаются на протяжении всего текста. Подлинные вайшнавы будут очень смеяться, когда прочтут всё это.
Опять же, «Амрита-расавали» — это текст сахаджий. В нём написано:
«Кто сказал, что сахадж («лёгкий путь») не может быть понят? Для того, кто не следует сахаджу, каждое рождение бесполезно».
Таких книг много у баулов и сахаджий. Однажды мы отправились на поиски текстов и нашли много таких книг. Они вызвали у нас глубокое отвращение. Мы решительно выбросили их все в Гангу, чтобы очиститься.
Амбика Бабу должен также выбросить все эти книги, как только он их увидит. Если он найдёт вайшнавскую работу, такую как «Шри Нароттама виласа», он должен исправить её и включить в «Вайшнава грантхавали».
…………………………………………..
1) Примечание переводчика: «Раса-панчадхьяя» — это пять глав Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», описывающих раса-лилу Кришны.
Перевод: Камала-кантха д.
Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.
Статья на английском: https://bhaktivinodainstitute.org/vaisnava-granthavali/
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур