Самалочана.



Самалочана
Критика книги «Раса шаивалини-гита»
Шрила Бхактивинода Тхакур
«Саджана тошани», Том 10, №6, 1898 год
Самалочана – «Раса шаивалини-гита» (критика книги «Раса шаивалини-гита») была впервые опубликована в «Саджана тошани», том 10, № 6 в 1898 году. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет рецензию на книгу Панчананы Госвами Падаратны и предупреждает, что некоторые так называемые садху злоупотребляют трудами, такими как «Уджджвала-ниламани», чтобы заниматься гнусной деятельностью.
Книга «Раса шаивалини-гита» («Река расы»), автора Шри Панчананы Госвами Падаратны, стоит всего четыре анны. В ней сорок восемь страниц. Её издатель – Хари дас Датта. Книга крайне неточна. Приведённые в ней шлоки неполны и имеют совершенно неверные значения. В начале книги Падаратна Махашая написал следующее:
шри бхагавата ачарйа госвамине намах
шри-госвами сарвабхаума двиджа удасина
паласанате випралайе хаийа асина
«Шри Госвами Сарвабхаума был философом-брахманом. Он проживал там, где жили брахманы Палсоны».
баху дхарма шикша дена прийа бхакта-гане
тан-мадхйете шрештха даса гопалабхидхане
«Он обучал дорогих (его сердцу) преданных многим типам дхармы. Лучшим среди них был Дас Гопал».
прабхура чарана дхари карийа минати
кахе ами джнана-хина нарадхама ати
«Держа стопы своего учителя, он молвил: «Я не обладаю каким-либо знанием. Я низший среди людей».
крипа кари каха прабхо упасйа шрештхаке
прабху кахешуна таха кахи йе пратйеке
«Прабху, будь милостив! Скажи мне, какой объект является самым почитаемым?» Его учитель ответил: «Послушай и расскажи об этом остальным».
эка брахма адвитийа сакала самсаре
кармера каране матта баху мурти дхаре
«Брахман един, не сыщешь второго в мире самсары. Чтобы совершать Свои деяния, Он проявляется во множестве обликов».
йеи йеи мурти чинте сеи мурти сара
ишвара сакала мурти джанибе нирдхара
«На какую бы форму человек не медитировал, она является лучшей для него. Должно знать, что в конечном итоге все проявленные формы являются Ишварой».
бхакти-бхаве йе муртира йе каре пуджана
пуджа дравйа се ишваре хайа самарпана
«Поклоняйся этому проявлению с преданностью. Предлагай Ишваре параферналии».
даса кахе шуна прабхо кари ниведана
ами кона деватара кари упасана
«Дас сказал: «Прабху! Пожалуйста, выслушай мою просьбу: Какому девате мне следует поклоняться?»»
прабху кахе шуна кахи шастрера прамана
раджа тама бхаджи маре иштха апамана
«Его учитель ответил: «Послушай доказательства шастр. Тот, кто поклоняется в гунах страсти и невежества, жаждет смерти и лишь погружает себя во тьму».
равана паундрака вана ара врикасура
брахма шива бхаджи тара шеше дарпачура
«Равана, Паундрака, Вана, Врикасура поклонялись Брахме и Шиве, но обрели лишь высокомерие».
атаева саттва гуна караха чинтана
раджа тама кари тйага ведера рачана
«Поэтому медитируй на повелителя саттва-гуны и откажись от общения с теми, кто связан с раджа-гуной и тама-гуной. Так объясняется в Ведах».
бхригу ади муни-гана карила нирнайа
саттва гуна аваламби вишну сунишчайа
«Бхригу и другие мудрецы пришли к заключению, что безусловно следует поклоняться лишь Шри Вишну, – саттва-гуна-аватаре».
атаева кара сада кришна упасана
кришна бхинна три-джагате дайала декхи на
«Поэтому всегда поклоняйся Шри Кришне, ибо в трёх мирах ты не найдёшь никого, кто был бы столь же милостив».
шри кришна бхаджан хайа сарва сарат-сара
тадапекша упасана шрештха твадийара
«Кришна-бхаджан – суть всего сущего. Поклонение Ему – наилучшее».
твадийара мадхйе шрештха радха тхакурани
атаева радха-кришна бхаджа шрештха джани
«Рядом с Ним всегда присутствует превосходящая всех – Радха Тхакурани. Поэтому я знаю, что поклонение Радхе-Кришне – самое лучшее».
даса кахе радха-кришна лила гуна-рупа
варнана каруна ара донхара сварупа
«Дас попросил: «Пожалуйста, опиши Их природу, а также Их лилу, гуну и рупу».
прабху крита радха-кришна рупануварнана
тад анусарете кахе дина панчанана
«Его учитель описал облик Радхи-Кришны и всё то, о чём спрашивал его ученик. Падший Панчанана рассказал об этом уроке».
Деревня Палсона, о которой говорится в одном из стихов, находится в округе Бурдван. Мы не знаем там никого, кто был бы философом-брахманом по имени Госвами Сарвабхаума. По-видимому, автор этого произведения – Шри Панчанана Госвами Падаратна, является его учеником. В учении нет ничего неправильного.
Дело в том, что чистые вайшнавы следуют наставлениям шастр для того, чтобы заниматься чистой бхакти, в то время как некоторые тайные секты раскрывают лишь частично идеи шастр для того, чтобы предаваться чувственным наслаждениям и без конца грешить. Сектанты утверждают, что все их действия являются парама-рахасьей (великой тайной), а чистые преданные (шуддха-вайшнавы) – это всего лишь сухие (лишённые эмоций и расы) ваидхи-бхакты (преданные, привязанные к правилам и предписаниям шастр). На самом деле, в эпоху Кали возникло большое разнообразие греховной деятельности, совершаемой под видом дхармы, поэтому чистым преданным следует быть крайне осторожными и следить за своей репутацией. Таков наш совет. Цель этих тайных сект – создать проблемы, используя шлоки из «Уджвала-ниламани» (Ш.Рупы Госвами). Как прискорбно – получать удовольствие, разрушая дхарму невинных женщин и обманывая глупцов.
Книга «Раса шаивалини-гита» не раскрывает никакой порочной философии. Падаратна Махашая написал песни о враджа-лиле. Хотя язык этих песен не отличается чистотой, а размер –мелодичностью, всё же в них немного содержится настроения бескорыстного бхаджана. Однако, мы очень встревожились, увидев предыдущие книги Падаратны Махашайи. Мы боимся, что в них может содержаться что-то такое, что нужно «спрятать под простынёй»!
Как бы то ни было, мы хотим сказать, что смысл «Шри Уджджвала-ниламани» является очень сокровенным. Лила Шри Кришны полностью апракрита (трансцендентна ко всему материальному). Хотя она и проявляется в материальной мире, в ней совершенно отсутствует что-либо мирское. Чрезвычайно чистая раса-лила низошла с Голоки в материальный мир вместе с Вриндаваном посредством великой силы Шри Кришны ради блага всех джив. Соитие, возникающее на плотском уровне между мужчиной и женщиной, является крайне отвратительным (для тех, кто понимает суть духовной жизни). Обретение дживой духовного тела в облике гопи и возможность общаться при помощи него с Кришной находится за пределами двадцати четырёх материальных элементов этого мира.
Даже если какой-то тёмный сектант находится в мужском теле, всё же следует знать, что в согласии со своей духовной конституцией все души являются (пракрити, шакти) женщинами. Различие всегда будет присутствовать между физическими телами мужчин и женщин, поэтому пусть женщины и мужчины совершают бхаджан отдельно друг от друга. Вы спросите: почему бы им не собраться вместе? Потому что люди, которые действительно хотят войти в раса-таттву знают, что между мужчинами и женщинами (которые практикуют вместе) постепенно снова пробуждается вираса (отвратительная материальная раса). При таких обстоятельствах человек, в попытках спасти свою репутацию, будет неверно истолковывать шастры. Тем самым он нанесёт оскорбление в адрес возвышенных садху. Таким образом многие из тайных «расиков» падают и становятся презираемы всем миром. Их справедливо воспринимают, как обычных похотливых мужчин и женщин.
Если вы действительно хотите заниматься кришна-бхаджаном, тогда вы должны стать садху. Для этого женщины не должны близко общаться с мужчинами, а мужчины не должны общаться с женщинами. По мере того, как мы избавляемся от материальных мыслей и обусловленная природа ослабевает, духовная природа души постепенно развивается, и тогда мы будем способны обрести рождение в трансцендентном теле гопи. Если вы не обретёте тело гопи, вы не сможете совершать кришна-бхаджан.
…………………………………………….…..…….
Перевод на английский язык: Свами Б.В. Гири.
Перевод на русский язык: Камала д.д.
Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур