?

Самалочана.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 26. Опубликовано: 14-05-2025, 10:32

Самалочана

Критика книги «Океан ритмов мриданги»

Шрила Бхактивинода Тхакур

«Саджана тошани», Том 7, №2, 1895 год

 

Самалочана «Мриданга вадьярнава» (критика книги «Океан ритмов мриданги») была впервые опубликована в журнале «Саджана тошани», том 7, №2 в 1895 году. Шрила Бхактивинода Тхакур написал рецензию к книге, посвящённой урокам игры на мриданге.

 

Небольшая брошюра под названием «Океан ритмов мриданги» была напечатана в 1892 году. Автором этой книги является почтенный Шриюкта Гокулананда Маханта Тхакур. Он житель Агададихи, расположенной в округе Бардхаман. Автор поместил на титульном листе следующую шлоку:

сангита-сат-кавйа гунанабхиджнах

кхйатах пашух пуччхавишана-хинах
чаратйасау кинту тринам на бхункте

парам пашунам апи бхагйа-хетох

Смысл шлоки таков: «Те, кто не искушены в музыке и истинной поэзии, подобны животным без хвоста».

По нашему мнению, в этой шлоке слава музыки и истинной поэзии не описана должным образом. Когда музыка исполняется на подходящем инструменте, то даже лесные животные испытывают чувство огромной признательности.

«Сангита-шастра» (тексты по музыковедению) лучше многих других шастр. Особенно, начиная со времён Шримана Махапрабху, вряд ли есть что-то более приятное для души, чем звуки мриданги и манохаршахи-сангиты (1), которые ныне столь распространены (2). Те, кто не понимает тала (ритма), мана (темпа), раги (основной композиции) или рагини (второстепенной композиции), также могут ощутить всепоглощающий экстаз, слушая киртаны в стиле манохаршахи.

В книге, изданной Махантой Тхакуром, содержится пятьдесят одна страница. В ней описаны первыми хатути (простые ритмы на мриданге) и уроки для рук. Далее в книге можно обнаружить описание многих других ритмов. Например, таких как: матан (быстрый темп), хатгхан (от руки) и так далее. Ритмы, предназначенные для игры на мриданге, описанные Тхакуром Махашаей, очень искусны. Книга была опубликована ​​для того, чтобы увековечить тексты, описывающие ритмы, предназначенные для игры на мриданге. Мы хотим, чтобы те, кто имеет дело с мридангами, один за другим, постоянно обсуждали эти темы.

В девятой шлоке «Шри Шачинандана-аштаки» Шри Нарахари Саракара Тхакур Махашая указывает на славу мриданги:

кришно девах кали-йуга-бхавам локам алокйа сарвам
папашактам самаджани крипа-синдху-чаитанйа-муртих
тасмин йешам на бхавати сада кришна-буддхир наранам
дхик тан дхик тан дхиг ити дхиг ити вйахарет ким мридангах

«Кришна, увидев, что в Кали-югу все привязаны к пороку, явился в облике Шри Чайтаньи, который является океаном милости. Звук мриданги – «дхик тан, дхик тан», как будто, говорит: «Тьфу на них! тьфу на тех людей, которые не принимают Его, как Кришну!»

……………………………………………. 

Примечание переводчика на английский язык: 

1) Более подробную информацию о киртане, исполняемом в стиле манохарашахи, можно найти в статье под названием «Противостояние выводам бхакти и несовместимая раса».

 

Примечание переводчика на русский язык: 

2) «Шрила Нароттам дас Тхакур положил начало своему собственному стилю пения и игры на мриданге, называемому манохарашахи» («Нароттама Прабхора-аштакам», стих 3. Ш.Вишванатха Чакраварти Тхакур).

«В Бенгалии Шрила Нароттам дас Тхакур ввёл манохарашахи киртан. Он является классической формой падавах киртана. Манохарашахи киртан стал очень популярен в Мампуре во времена правления Чандра Кирти Сингха. Качество и превосходство этого типа киртана достигли своего пика в период правления Чура Чандра Сингха и стали очень популярными» («Зарождение и развитие вайшнавизма в Манипуре», Аналитическая статья о вайшнавизме в Манипуре, написанная доктором Двиджендрой Нараяной Госвами. Изд., 2010 г. Калькутта).

 

Перевод на английский язык: Свами Б.В.Гири.

Перевод на русский язык: Камала д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

Источник:https://bhaktivinodainstitute.org/samalocana-mrdanga-vadyarnava-a-critique-of-the-book-an-ocean-of-mrdanga-beats/

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Бхактивинода Тхакур