?

Из "Шри Чайтанья-чаритамриты", Ади. Глава 6.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 43. Опубликовано: 8-11-2024, 08:43

Шри Чайтанья-чаритамрита

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами

Перевод: Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

 

Ади Лила

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Величие Адвайты Ачарьи 

Природа Адвайты Ачарьи описана в двух стихах первой главы. Говорится, что материальная природа проявляется в двух качествах: как действенная причина и как вещественная причина. В первом случае ее приводит в действие Маха-Вишну, а во втором — одно из Его воплощений, имя которому Господь Адвайта. Именно Он, властитель мироздания, явился в образе Адвайты Ачарьи, чтобы обрести возможность общаться с Господом Чайтаньей. Когда Его называют слугой Господа Чайтаньи, величие Его неизмеримо возрастает, ибо только тот, кто действует в настроении слуги, может познать расы преданного служения Верховному Господу, Кришне.

 

ТЕКСТ 1

ванде там шримад-адваитачарйам адбхута-чештитам
йасйа прасадад аджно 'пи тат-сварупам нирупайет

Я выражаю почтение Шри Адвайте Ачарье, явившему необыкновенные деяния. По Его милости даже глупец сможет описать Его природу.

ТЕКСТ 2

джайа джайа шри-чаитанйа джайа нитйананда
джайадваита-чандра джайа гаура-бхакта-вринда

Слава Господу Шри Чайтанье Махапрабху! Слава Господу Нитьянанде! Слава Адвайте Ачарье! Слава всем преданным Господа Шри Чайтаньи Махапрабху!

ТЕКСТ 3

панча шлоке кахила шри-нитйананда-таттва
шлока-двайе кахи адваитачарйера махаттва

В пяти стихах первой главы [с седьмого по одиннадцатый] я описал внутреннюю природу Господа Нитьянанды. Следующие два стиха описывают величие Шри Адвайты Ачарьи.

ТЕКСТ 4

маха-вишнур джагат-карта майайа йах сриджатй адах
тасйаватара эвайам адваитачарйа ишварах

Господь Адвайта Ачарья — это воплощение Маха-Вишну, который создает материальный мир, используя силу майи.

ТЕКСТ 5

адваитам харинадваитад ачарйам бхакти-шамсанат
бхактаватарам ишам там адваитачарйам ашрайе

Поскольку Он неотличен от Верховного Господа Хари, Он носит имя Адвайта, и, поскольку Он проповедует религию преданности, Его также называют Ачарьей. Он — Сам Господь, представший в облике Своего преданного. Поэтому я вручаю себя Ему.

ТЕКСТ 6

адваита-ачарйа госани сакшат ишвара
йанхара махима нахе дживера гочара

Шри Адвайта Ачарья — это Сам Господь, Верховная Личность Бога. Обычным живым существам не дано постичь Его величие.

ТЕКСТ 7

маха-вишну сришти карена джагад-ади карйа
танра аватара сакшат адваита ачарйа

Маха-Вишну делает все необходимое для сотворения материальных вселенных. Шри Адвайта Ачарья — Его непосредственное воплощение.

ТЕКСТ 8

йе пуруша сришти-стхити карена майайа
ананта брахманда сришти карена лилайа

Этот пуруша творит и поддерживает мир Своей внешней энергией. Предаваясь играм, Он создает бесчисленные вселенные.

ТЕКСТ 9

иччхайа ананта мурти карена пракаша
эка эка мурте карена брахманде правеша

По Своей воле Он распространяется в бесконечное множество образов и входит в каждую вселенную.

ТЕКСТ 10

се пурушера амша — адваита, нахи кичху бхеда
шарира-вишеша танра — нахика виччхеда

Шри Адвайта Ачарья — полная экспансия этого пуруши, и потому Он неотличен от Него. Он неотделим от Маха-Вишну и является одной из Его ипостасей.

ТЕКСТ 11

сахайа карена танра ла-ийа `прадхана'
коти брахманда карена иччхайа нирмана

Он [Адвайта Ачарья] помогает пуруше в Его играх. Используя Его материальную энергию, Он по Его воле творит бесчисленные вселенные.

ТЕКСТ 12

джагат-мангала адваита, мангала-гуна-дхама
мангала-чаритра сада, 'мангала' йанра нама

Обладающий всеми достоинствами и добродетелями, Шри Адвайта Ачарья дарует миру высочайшее благо. Его качества, деяния и имя неизменно благодатны.

ТЕКСТ 13

коти амша, коти шакти, коти аватара
эта лана сридже пуруша сакала самсара

Вместе с миллионами Своих экспансий, энергий и воплощений Маха-Вишну творит материальный мир.

ТЕКСТЫ 14 - 15

майа йаичхе дуи амша — `нимитта', `упадана'
майа — `нимитта'-хету, упадана — `прадхана'
пуруша ишвара аичхе дви-мурти ха-ийа
вишва-сришти каре `нимитта' `упадана' лана

Внешняя энергия проявляется двояко: как действенная причина [нимитта], или майя, и как вещественная причина [упадана], или прадхана, и, подобно этому, Господь Вишну, Верховная Личность Бога, чтобы сотворить материальный мир с помощью действенной и вещественной причин, предстает в двух образах.

ТЕКСТ 16

апане пуруша — вишвера `нимитта'-карана
адваита-рупе `упадана' хана нарайана

Действенной причиной возникновения материального мира [нимиттой] является Сам Господь Вишну, а вещественной причиной [упаданой] становится Нараяна в образе Шри Адвайты.

ТЕКСТ 17

`нимиттамше' каре тенхо майате икшана
`упадана' адваита карена брахманда-сриджана

Господь Вишну, будучи действенной причиной творения, бросает взор на материальную энергию, а Шри Адвайта, как вещественная причина, создает проявленный мир.

ТЕКСТ 18

йадйапи санкхйа мане, `прадхана' — карана
джада ха-ите кабху нахе джагат-сриджана

Приверженцы санкхьи считают материальные составляющие изначальной причиной творения, но мироздание не может возникнуть из мертвой материи.

ТЕКСТ 19

ниджа сришти-шакти прабху санчаре прадхане
ишварера шактйе табе хайе та' нирмане

Это Господь наделяет первоэлементы материи Своей созидательной энергией. И только тогда благодаря могуществу Господа возникает этот мир.

ТЕКСТ 20

адваита-рупе каре шакти-санчарана
атаэва адваита хайена мукхйа карана

Он наделяет эти элементы энергией, действуя в образе Адвайты. Поэтому Адвайту считают первопричиной появления сотворенного мира.

ТЕКСТ 21

адваита-ачарйа коти-брахмандера карта
ара эка эка муртйе брахмандера бхарта

Шри Адвайта Ачарья творит миллионы вселенных и с помощью Своих экспансий [таких как Гарбходакашайи Вишну] поддерживает каждую из них.

ТЕКСТ 22

сеи нарайанера мукхйа анга, — адваита
`анга'-шабде амша кари' кахе бхагавата

Шри Адвайта является главной частью [ангой] тела Нараяны. В «Шримад-Бхагаватам» часть тела Господа [анга] называется полной экспансией [амшей].

ТЕКСТ 23

нарайанас твам на хи сарва-дехинам
атмасй адхишакхила-лока-сакши
нарайано 'нгам нара-бху-джалайанат
тач чапи сатйам на таваива майа

 «О Бог богов, Ты созерцаешь все сущее. Ты — сама жизнь, которой дорожит каждый. Не Ты ли отец мой, Нараяна? «Нараяна» значит «тот кто покоится на водах, изошедших из Нары [Гарбходакашайи Вишну]». Нараяна — Твоя полная экспансия. Все Твои экспансии духовны, абсолютны и не принадлежат к творениям майи».

ТЕКСТ 24

ишварера `анга' амша — чид-ананда-майа
майара самбандха нахи' эи шлоке кайа

В этом стихе говорится, что части тела и полные экспансии Господа всецело духовны; Их ничто не связывает с материальной энергией.

ТЕКСТ 25

`амша' на кахийа, кене каха танре `анга'
`амша' хаите `анга,' йате хайа антаранга

Почему Шри Адвайту называют частью тела Господа, а не просто экспансией? Потому, что первое определение выражает более тесную связь.

ТЕКСТ 26

маха-вишнура амша — адваита гуна-дхама
ишваре абхеда, тени `адваита' пурна нама

Шри Адвайта, олицетворение всех добродетелей, является главной частью тела Маха-Вишну. Его полное имя — Адвайта, ибо Он во всех отношениях неотличен от Господа.

ТЕКСТ 27

пурве йаичхе каила сарва-вишвера сриджана
аватари' каила эбе бхакти-правартана

В прошлом Он сотворил вселенные, а сейчас нисшел в этот мир, чтобы указать людям путь бхакти.

ТЕКСТ 28

джива нистарила кришна-бхакти кари' дана
гита-бхагавате каила бхактира вйакхйана

Он принес освобождение всем живым существам, даровав им кришна-бхакти. Он объяснил «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам» в духе преданного служения.

ТЕКСТ 29

бхакти-упадеша вину танра нахи карйа
атаэва нама хаила `адваита ачарйа'

Поскольку Его единственное занятие — учить людей преданному служению, Его зовут Адвайтой Ачарьей.

ТЕКСТ 30

ваишнавера гуру тенхо джагатера арйа
дуи-нама-милане хаила `адваита-ачарйа'

Он — духовный учитель всех преданных, и Он достоин почитания во всем мире. Его имя, Адвайта Ачарья, отражает эти два качества.

ТЕКСТ 31

камала-найанера тенхо, йате `анга', `амша'
`камалакша' кари дхаре нама аватамса

Поскольку Он — часть тела, или экспансия, лотосоокого Верховного Господа, Его называют еще Камалакшей.

ТЕКСТ 32

ишвара-сарупйа пайа паришада-гана
чатур-бхуджа, пита-васа, йаичхе нарайана

Его спутники выглядят так же, как Сам Господь. У них, как и у Нараяны, по четыре руки, и они носят желтые одежды.

ТЕКСТ 33

адваита-ачарйа — ишварера амша-варйа
танра таттва-нама-гуна, сакали ашчарйа

Шри Адвайта Ачарья — главная экспансия Верховного Господа. Его внутренняя природа, имена и качества необычайны.

ТЕКСТ 34

йанхара туласи-джале, йанхара хункаре
сва-гана сахите чаитанйера аватаре

Он поклонялся Кришне, поднося Ему листья туласи и воду из Ганги, и громко взывал к Нему. Ответив на Его зов, Господь Чайтанья Махапрабху нисшел на землю в окружении Своих близких спутников.

ТЕКСТ 35

йанра двара каила прабху киртана прачара
йанра двара каила прабху джагат нистара

Именно благодаря Ему [Адвайте Ачарье] Господь Чайтанья распространил движение санкиртаны и даровал освобождение всему миру.

ТЕКСТ 36

ачарйа госанира гуна-махима апара
джива-кита котхайа паибека тара пара

Величие и достоинства Адвайты Ачарьи безграничны. Может ли ничтожное живое существо представить их себе?

ТЕКСТ 37

ачарйа госани чаитанйера мукхйа анга
ара эка анга танра прабху нитйананда

Шри Адвайта Ачарья — одна из главных частей тела Господа Чайтаньи. Другой такой частью Господа является Нитьянанда Прабху.

ТЕКСТ 38

прабхура упанга — шривасади бхакта-гана
хаста-мукха-нетра-анга чакрадй-астра-сама

Преданные во главе со Шривасой — это меньшие части Его тела. Они подобны Его рукам, лицу и глазам, а также диску и другим видам оружия Господа.

ТЕКСТ 39

э-саба ла-ийа чаитанйа-прабхура вихара
э-саба ла-ийа карена ванчхита прачара

С ними Господь Чайтанья являл Свои игры и с ними проповедовал.

ТЕКСТ 40

мадхавендра-пурира инхо шишйа, эи джнане
ачарйа-госанире прабху гуру кари' мане

Господь Чайтанья всегда помнит, что Он [Адвайта Ачарья] ученик Шри Мадхавендры Пури, и потому неизменно повинуется Адвайте Ачарье и почитает Его Своим духовным учителем.

ТЕКСТ 41

лаукика-лилате дхарма-марйада-ракшана
стути-бхактйе карена танра чарана вандана

Соблюдая религиозный этикет, Господь Чайтанья с преданностью кланяется лотосным стопам Шри Адвайты Ачарьи и возносит Ему молитвы.

ТЕКСТ 42

чаитанйа-госанике ачарйа каре `прабху'-джнана
апанаке карена танра `даса'-абхимана

Сам же Адвайта Ачарья считает Себя слугой Господа Чайтаньи Махапрабху и видит в Нем Своего повелителя.

ТЕКСТ 43

сеи абхимана-сукхе апана пасаре
`кришна-даса' хао — дживе упадеша каре

В таком положении Он чувствует великое счастье и, забыв Себя, учит все живые существа: «Вы слуги Шри Чайтаньи Махапрабху!»

ТЕКСТ 44

кришна-даса-абхимане йе ананда-синдху
коти-брахма-сукха нахе тара эка бинду

Когда душа сознает себя слугой Шри Кришны, она погружается в такой огромный океан счастья, что даже радость слияния с Абсолютом, усиленная в десять миллионов раз, не сравнится и с каплей из этого океана.

ТЕКСТ 45

муни йе чаитанйа-даса ара нитйананда
даса-бхава-сама нахе анйатра ананда

Он говорит: «Мы с Нитьянандой — слуги Господа Чайтаньи». Нет большей радости, чем сознавать себя Его слугой.

ТЕКСТ 46

парама-прейаси лакшми хридайе васати
тенхо дасйа-сукха маге карийа минати

Богиня процветания, которой так дорожит Господь, всегда пребывает у груди Шри Кришны, но даже она горячо молит даровать ей счастье служения Его стопам.

ТЕКСТ 47

дасйа-бхаве анандита паришада-гана
видхи, бхава, нарада ара шука, санатана

Все приближенные Господа Кришны — Брахма, Шива, Шука, Санатана и другие — счастливы быть Его слугами.

ТЕКСТ 48

нитйананда авадхута сабате агала
чаитанйера дасйа-преме ха-ила пагала

Святой странник Шри Нитьянанда — главный из приближенных Шри Чайтаньи Махапрабху. Счастье служения Господу Чайтанье сводит Его с ума.

ТЕКСТЫ 49 - 50

шриваса, харидаса, рамадаса, гададхара
мурари, мукунда, чандрашекхара, вакрешвара
э-саба пандита-лока парама-махаттва
чаитанйера дасйе сабайа карайе унматта

Шриваса, Харидас, Рамадас, Гададхара, Мурари, Мукунда, Чандрашекхара и Вакрешвара — все они достойны восхвалений и отличаются глубоким знанием шастр, но, сознавая себя слугами Господа Чайтаньи, они теряют разум от счастья.

ТЕКСТ 51

эи мата гайа, наче, каре аттахаса
локе упадеше, — `хао чаитанйера даса'

Они поют, танцуют и смеются, как безумные, и призывают всех и каждого: «Станьте любящими слугами Господа Чайтаньи!»

ТЕКСТ 52

чаитанйа-госани море каре гуру-джнана
татхапиха мора хайа даса-абхимана

Шри Адвайта думает: «Господь Чайтанья почитает Меня Своим духовным учителем, но Я чувствую Себя Его слугой».

ТЕКСТ 53

кришна-премера эи эка апурва прабхава
гуру-сама-лагхуке карайа дасйа-бхава

Любовь к Кришне имеет одну замечательную особенность: всех — старших, равных и младших — она наполняет духом служения Шри Кришне.

ТЕКСТ 54

ихара прамана шуна — шастрера вйакхйана
махад-анубхава йате судридха прамана

Чтобы убедиться в этом, послушайте, пожалуйста, какие примеры я приведу из богооткровенных писаний. Все они подкреплены духовным опытом великих душ.

ТЕКСТЫ 55 - 56

анйера ка катха, врадже нанда махашайа
тара сама `гуру' кришнера ара кеха найа
шуддха-ватсалйе ишвара-джнана нахи тара
тахакеи преме карайа дасйа-анукара

Хотя Кришна во Врадже больше всех почитает Махараджу Нанду, который, охваченный божественной родительской любовью к Кришне, не ведает, что его сын — Верховная Личность Бога, сам Нанда, поглощенный этой любовью, считает себя слугой Господа Кришны. Что тогда говорить о других?

ТЕКСТ 57

тенхо рати-мати маге кришнера чаране
тахара шри-мукха-вани тахате прамане

Он тоже молится о любви и преданности лотосным стопам Господа Кришны. Это видно из его собственных слов.

ТЕКСТЫ 58 - 59

шуна уддхава, сатйа, кришна — амара танайа
тенхо ишвара — хена йади томара мане лайа
татхапи танхате раху мора мано-вритти
томара ишвара-кришне хаука мора мати

 «Дорогой Уддхава, послушай меня. На самом деле Кришна — мой сын. Даже если ты считаешь Его Богом, я все равно буду относится к Нему как к сыну. Пусть же все мои мысли и чувства вечно стремятся к твоему Господу Кришне».

ТЕКСТ 60

манасо вриттайо нах сйух кришна-падамбуджашрайах
вачо 'бхидхайинир намнам кайас тат-прахванадишу

 «Пусть наш ум сосредоточится на лотосных стопах твоего Господа Кришны, пусть уста наши произносят Его святое имя, а тела — простираются перед Ним в поклоне».

ТЕКСТ 61

кармабхир бхрамйамананам йатра квапишвареччхайа
мангалачаритаир данаи ратир нах кришна ишваре

 «Гонимые кармой, мы по воле Господа скитаемся по материальной вселенной, но, где бы мы ни оказались, мы молим, чтобы совершенные нами благочестивые поступки помогли нам еще больше привязаться к Господу Кришне».

ТЕКСТ 62

шридамади врадже йата сакхара ничайа
аишварйа-джнана-хина, кевала-сакхйа-майа

Вриндаванские друзья Господа Кришны во главе со Шридамой питают к Нему искренние дружеские чувства, даже не подозревая о Его величии.

ТЕКСТ 63

кришна-санге йуддха каре, скандхе арохана
тара дасйа-бхаве каре чарана-севана

Хотя они борются с Ним и взбираются Ему на плечи, они поклоняются Его лотосным стопам, как слуги.

ТЕКСТ 64

пада-самваханам чакрух кечит тасйа махатманах
апаре хата-папмано вйаджанаих самавиджайан

 «Одни друзья Шри Кришны, Верховной Личности Бога, растирали Ему стопы, а другие, свободные даже от тени греха, обмахивали Его веерами».

ТЕКСТЫ 65 - 66

кришнера прейаси врадже йата гопи-гана
йанра пада-дхули каре уддхава прартхана
йан-сабара упаре кришнера прийа нахи ана
танхара апанаке каре даси-абхимана

Даже гопи Вриндавана — возлюбленные Господа Кришны, о пыли со стоп которых мечтает Шри Уддхава и дороже которых для Кришны нет никого в целом мире, — и те считают себя служанками Кришны.

ТЕКСТ 67

враджа-джанарти-хан вира йошитам
ниджа-джана-смайа-дхвамсана-смита
бхаджа сакхе бхават-кинкарих сма но
джала-рухананам чару даршайа

 «О Господь, избавляющий жителей Вриндавана от страданий! О герой всех женщин! О Господь, сокрушающий гордыню Своих преданных сладостной и нежной улыбкой! О друг! Мы — Твои служанки. Пожалуйста, исполни наши желания: яви нам Свой прекрасный, лотосоподобный лик!»

ТЕКСТ 68

апи бата мадху-пурйам арйа-путро 'дхунасте
смарати са питри-гехан саумйа бандхумш ча гопан
квачид апи са катхам нах кинкаринам грините
бхуджам агуру-сугандхам мурдхнй адхасйат када ну

 «О Уддхава! Как жаль, что Кришна теперь живет в Матхуре. Вспоминает ли Он отцовский дом и Своих друзей-пастушков? О великая душа! Говорит ли Он о нас, Своих служанках? Когда Он положит нам на голову Свою руку, благоухающую ароматом агуру

ТЕКСТЫ 69 - 70

тан-сабара катха раху, — шримати радхика
саба хаите сакаламше парама-адхика
тенхо йанра даси хаина севена чарана
йанра према-гуне кришна баддха анукшана

Что говорить о других гопи, если даже Сама Шри Радхика, которая превосходит всех их и которая навсегда связала Шри Кришну узами Своей любви, служит Его стопам, как служанка.

ТЕКСТ 71

ха натха рамана прештха кваси кваси маха-бхуджа
дасйас те крипанайа ме сакхе даршайа саннидхим

 «О Мой Господин, супруг Мой и самый дорогой возлюбленный! О могучерукий Господь! Где же Ты? Где? Друг Мой, яви Себя Своей служанке, живущей в глубокой печали без Тебя».

ТЕКСТ 72

дваракате рукминй-ади йатека махиши
танхарао апанаке мане кришна-даси

В Дварака-дхаме все царицы во главе с Рукмини тоже считают себя служанками Господа Кришны.

ТЕКСТ 73

чаидйайа марпайитум удйата-кармукешу
раджасв аджейа-бхата-шекхаритангхри-ренух
нинйе мригендра ива бхагам аджави-йутхат
тач чхри-никета-чарано 'сту мамарчанайа

 «Когда Джарасандха и другие цари взялись за свои луки и стрелы, чтобы отстоять меня для Шишупалы, Он вырвал меня из их рук, словно лев, уносящий свою добычу из стада овец и коз. Поэтому пыль с Его лотосных стоп венчает головы непобедимых воинов. Пусть эти лотосные стопы, прибежище богини процветания, всегда будут предметом моего поклонения».

ТЕКСТ 74

тапаш чаранти маджнайа сва-пада-спаршанашайа
сакхйопетйаграхит паним сахам тад-гриха-марджани

 «Зная, что я совершаю аскезу только ради возможности прикоснуться к Его стопам, Он пришел со Своим другом Арджуной и взял меня в жены. Но я — лишь служанка, которая подметает пол во дворце Шри Кришны».

ТЕКСТ 75

атмарамасйа тасйема вайам ваи гриха-дасиках
сарва-санга-нивриттйаддха тапаса ча бабхувима

 «Благодаря аскезе и отказу от всех привязанностей мы удостоились права быть служанками во дворце Верховного Господа, который черпает удовлетворение в Самом Себе».

ТЕКСТ 76

анера ки катха, баладева махашайа
йанра бхава — шуддха-сакхйа-ватсалйади-майа

Что говорить о других, если Сам Господь Баладева, Верховная Личность Бога, испытывает к Господу Кришне такие чувства, как искренняя дружба и родительская любовь.

ТЕКСТ 77

тенхо апанаке карена даса-бхавана
кришна-даса-бхава вину ачхе кона джана

Он тоже считает Себя слугой Господа Кришны. Да и найдется ли тот, кто видит себя в какой-то иной роли?

ТЕКСТ 78

сахасра-вадане йенхо шеша-санкаршана
даша деха дхари' каре кришнера севана

Шеша-Санкаршана, обладающий тысячами уст, предстает в десяти образах и тоже служит Шри Кришне.

ТЕКСТ 79

ананта брахманде рудра — садашивера амша
гунаватара тенхо, сарва-дева-аватамса

Рудра, экспансия Садашивы в каждой из бесчисленных вселенных, является гуна-аватарой Господа и украшением сонма полубогов.

ТЕКСТ 80

тенхо карена кришнера дасйа-пратйаша
нирантара кахе шива, `муни кришна-даса'

Он тоже одержим лишь одним желанием — служить Господу Кришне. Шри Садашива всегда говорит: «Я — слуга Господа Кришны».

ТЕКСТ 81

кришна-преме унматта, вихвала дигамбара
кришна-гуна-лила гайа, наче нирантара

Он опьянен восторгом любви к Господу Кришне и в наплыве чувств, не прикрыв тело одеждой, неустанно танцует и поет о доблестях и развлечениях Господа Кришны.

ТЕКСТ 82

пита-мата-гуру-сакха-бхава кене найа
кришна-премера сва-бхаве дасйа-бхава се карайа

Любые чувства к Кришне, будь то чувства отца, матери, учителя или друга, пронизаны духом служения. Такова природа любви к Шри Кришне.

ТЕКСТ 83

эка кришна — сарва-севйа, джагат-ишвара
ара йата саба, — танра севаканучара

Господь Кришна — единственный господин и повелитель вселенной, и каждому подобает служить Ему. Воистину, все живущие — слуги Его слуг.

ТЕКСТ 84

сеи кришна аватирна — чаитанйа-ишвара
атаэва ара саба, — танхара кинкара

Этот Господь Кришна нисшел в образе Господа Чайтаньи, Верховной Личности Бога. Вот почему каждый — Его слуга.

ТЕКСТ 85

кеха мане, кеха на мане, саба танра даса
йе на мане, тара хайа сеи папе наша

Кто-то может Его признавать, а кто-то — нет, но в любом случае каждый остается Его слугой. Однако тот, кто отвергает Его, падет жертвой своих грехов.

ТЕКСТ 86

чаитанйера даса муни, чаитанйера даса
чаитанйера даса муни, танра дасера даса

 «Я — слуга Господа Чайтаньи, слуга Господа Чайтаньи. Я — слуга Господа Чайтаньи и Его слуг».

ТЕКСТ 87

эта бали' наче, гайа, хункара гамбхира
кшанеке васила ачарйа хаина сустхира

С такими словами на устах Адвайта Прабху танцует и громко поет. Но в следующий миг Он вдруг замолкает и садится.

ТЕКСТ 88

бхакта-абхимана мула шри-балараме
сеи бхаве анугата танра амша-гане

Изначально дух служения исходит от Господа Баларамы. Все возникающие из Него полные экспансии проникаются этим же настроением.

ТЕКСТ 89

танра аватара эка шри-санкаршана
бхакта бали' абхимана каре сарва-кшана

Господь Санкаршана, одно из Его воплощений, всегда считает Себя преданным.

ТЕКСТ 90

танра аватара ана шри-йута лакшмана
шри-рамера дасйа тинхо каила анукшана

Другое Его воплощение, прекрасный Лакшмана, владыка несметных богатств, всегда служит Господу Раме.

ТЕКСТ 91

санкаршана-аватара каранабдхи-шайи
танхара хридайе бхакта-бхава ануйайи

Вишну, который возлежит в Причинном океане, — тоже воплощение Господа Санкаршаны, поэтому и Он в сердце неизменно ощущает Себя преданным.

ТЕКСТ 92

танхара пракаша-бхеда, адваита-ачарйа
кайа-мано-вакйе танра бхакти сада карйа

Адвайта Ачарья — Его особая экспансия. Шри Адвайта всегда занят преданным служением, посвящая этому все Свои мысли, слова и поступки.

ТЕКСТ 93

вакйе кахе, `муни чаитанйера анучара'
муни танра бхакта — мане бхаве нирантара

Он говорит: «Я — слуга Господа Чайтаньи», и всегда думает: «Я — Его преданный».

ТЕКСТ 94

джала-туласи дийа каре кайате севана
бхакти прачарийа саба тарила бхувана

Он поклонялся Господу, поднося Ему воду из Ганги и листья туласи. А проповедью преданного служения Он освободил всю вселенную.

ТЕКСТ 95

притхиви дхарена йеи шеша-санкаршана
кайа-вйуха кари' карена кришнера севана

Шеша Санкаршана, на головах которого покоятся все планеты, во имя служения Господу воплощается в различных образах.

ТЕКСТ 96

эи саба хайа шри-кришнера аватара
нирантара декхи сабара бхактира ачара

Итак, все Они — аватары Господа Кришны, но мы видим, что Они ведут себя как Его преданные.

ТЕКСТ 97

э-сабаке шастре кахе `бхакта-аватара'
`бхакта-аватара'-пада упари сабара

Писания называют Их воплощениями в образе преданных [бхакта-аватарами]. И такие воплощения считаются самыми возвышенными.

ТЕКСТ 98

эка-матра `амши' — кришна, `амша' — аватара
амши амше декхи джйештха-каништха-ачара

Господь Кришна — источник всех воплощений, которые являются Его полными или частичными экспансиями. Нетрудно заметить, что часть соотносится с целым как низшее — с высшим.

ТЕКСТ 99

джйештха-бхаве амшите хайа прабху-джнана
каништха-бхаве апанате бхакта-абхимана

Источник всех воплощений чувствует Свое превосходство, сознавая Себя господином, а подчиненность Он чувствует, когда сознает Себя преданным.

ТЕКСТ 100

кришнера самата хаите бада бхакта-пада
атма хаите кришнера бхакта хайа премаспада

Быть преданным намного лучше, чем находиться на одном уровне с Господом Кришной, ибо Кришна любит Своих преданных больше Себя Самого.

ТЕКСТ 101

атма хаите кришна бхакте бада кари' мане
ихате бахута шастра-вачана прамане

Господь Кришна ставит Своих преданных выше, чем Себя. И в писаниях есть множество тому примеров.

ТЕКСТ 102

на татха ме прийатама атма-йонир на шанкарах
на ча санкаршано на шрир наиватма ча йатха бхаван

 «О Уддхава! Ты мне дороже Брахмы, Шанкары, Санкаршаны, Лакшми и даже Меня Самого».

ТЕКСТ 103

кришна-самйе нахе танра мадхурйасвадана
бхакта-бхаве каре танра мадхурйа чарвана

Те, кто считают себя равными Кришне, не в силах познать Его сладость. Она доступна только тем, кто проникнут духом служения.

ТЕКСТ 104

шастрера сиддханта эи, — виджнера анубхава
мудха-лока нахи джане бхавера ваибхава

Это утверждение богооткровенных писаний подкреплено духовным опытом возвышенных преданных. Но глупцы или невежды не могут понять величие их чувств.

ТЕКСТЫ 105 - 106

бхакта-бхава ангикари' баларама, лакшмана
адваита, нитйананда, шеша, санкаршана
кришнера мадхурйа-расамрита каре пана
сеи сукхе матта, кичху нахи джане ана

Баладева, Лакшмана, Адвайта Ачарья, Господь Нитьянанда, Господь Шеша и Господь Санкаршана пьют нектар духовного блаженства Господа Кришны, считая Себя Его преданными слугами. Все Они обезумели от счастья и не хотят слышать ни о чем другом.

ТЕКСТ 107

анйера ачхук карйа, апане шри-кришна
апана-мадхурйа-пане ха-ила сатришна

Что говорить о других, если Сам Господь Кришна жаждет насладиться собственной сладостью.

ТЕКСТ 108

сва-мадхурйа асвадите карена йатана
бхакта-бхава вину нахе таха асвадана

Он пытается познать сладостный вкус Своего очарования, но не в силах этого сделать, не обладая настроением преданного.

ТЕКСТ 109

бхакта-бхава ангикари' хаила аватирна
шри-кришна-чаитанйа-рупе сарва-бхаве пурна

Вот почему Господь Кришна принял роль преданного и нисшел на землю в образе Господа Чайтаньи, совершенного во всех отношениях.

ТЕКСТ 110

нана-бхакта-бхаве карена сва-мадхурйа пана
пурве карийачхи эи сиддханта вйакхйана

Охваченный чувствами, которые переживает преданный, Он упивается собственной сладостью. Я уже объяснил это.

ТЕКСТ 111

аватара-ганера бхакта-бхаве адхикара
бхакта-бхава хаите адхика сукха нахи ара

Все воплощения способны проникнуться чувствами преданных. Нет большего счастья, чем это.

ТЕКСТ 112

мула бхакта-аватара шри-санкаршана
бхакта-аватара танхи адваите ганана

Изначальный бхакта-аватара — это Санкаршана. А Шри Адвайта — одно из Его воплощений.

ТЕКСТ 113

адваита-ачарйа госанира махима апара
йанхара хункаре каила чаитанйаватара

Невозможно измерить величие Шри Адвайты Ачарьи, который Своим искренним зовом призвал на землю Господа Чайтанью.

ТЕКСТ 114

санкиртана прачарийа саба джагат тарила
адваита-прасаде лока према-дхана паила

Проповедуя санкиртану, Он освободил всю вселенную. Так, по милости Шри Адвайты, люди этого мира обрели сокровище любви к Богу.

ТЕКСТ 115

адваита-махима ананта ке паре кахите
сеи ликхи, йеи шуни махаджана хаите

Кто может описать безграничное величие Адвайты Ачарьи? Я поведал лишь то, что узнал от великих, достойных доверия душ.

ТЕКСТ 116

ачарйа-чаране мора коти намаскара
итхе кичху апарадха на лабе амара

Десять миллионов раз я припадаю к лотосным стопам Шри Адвайты Ачарьи. О Ачарья, не прими слова мои за оскорбление.

ТЕКСТ 117

томара махима — коти-самудра агадха
тахара ийатта кахи, — э бада апарадха

Твое величие необъятно, как миллионы океанов и морей. Попытка описать его пределы — уже великое оскорбление.

ТЕКСТ 118

джайа джайа джайа шри-адваита ачарйа
джайа джайа шри-чаитанйа, нитйананда арйа

Слава, слава Шри Адвайте Ачарье! Слава Господу Чайтанье Махапрабху и почтенному Господу Нитьянанде!

ТЕКСТ 119

дуи шлоке кахила адваита-таттва-нирупана
панча-таттвера вичара кичху шуна, бхакта-гана

Так в двух стихах я описал истинную природу Адвайты Ачарьи. Теперь, о преданные, услышьте от меня о пяти истинах [панча-таттве].

ТЕКСТ 120

шри-рупа-рагхунатха-паде йара аша
чаитанйа-чаритамрита кахе кришнадаса

Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость и следуя за ними, я, Кришнадас, рассказываю «Чайтанья-чаритамриту».

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Ш.Кришнадас Кавирадж