?

Скрытый смысл в пранама-мантре Шрилы Прабхупады.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 494. Опубликовано: 12-12-2020, 15:24

Скрытый смысл в пранама-мантре Шрилы Прабхупады

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
28 мая 2001 г. Алачуа, Флорида

 

Шрила Б.Нараяна Махарадж: Как звучит вторая шлока в пранама-мантре вашего Гурудева?

Дхриштадьюмна дас:

намас те сарасвате деве гаура-вани прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

Шрила Б.Нараяна Махарадж: Что это за гаура-вани, которое он проповедовал?

Дхриштадьюмна д: Есть четыре причины, по которым Господь Чайтанья пришёл в этот мир. Первая – это установить юга-дхарму, пение святого имени, вторая – ответить на зов Адвайты Ачарьи, третья....

Шрила Б.Нараяна Махарадж: Я хочу услышать, что это за гаура-вани, которое нёс ваш Гурудев?

Дхриштадьюмна д: Говоря проще, это пение Харе Кришна, которым поклоняются....

Шрила Б.Нараяна Махарадж: Всё это мог дать Шри Адвайта Ачарья. Многие ачарьи дали это. Даже Маха-Вишну может дать пение святого имени, но Он не может дать гаура-вани.

Дхриштадьюмна д: Послание Шрилы Прабхупады заключало в себе всю глубину чувств и настроения Шримати Радхарани и....

Шрила Б.Нараяна Махарадж: Что это за гаура-вани, которое он дал?

Дхриштадьюмна д: Может, вы имеете в виду настроение манджари – служение Божественной Чете?

Шрила Б.Нараяна Махарадж: Что собой представляет это вани? Я хочу услышать именно об этом. Что это за гаура-вани, которое он проповедовал по всему миру? Это выражено в словах Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, и Шрила Бхактивинода Тхакур также объяснил это:

арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхама вриндаванам
рамйа качид упасана враджа-вадху-варгена йа калпита
шримад-бхагаватам праманам амалам према пумартхо махан
шри-чаитанйа-махапрабхор матам идам татрадарах нах парах

Вот что такое гаура-вани. Кришна – высшее Божество, которому мы поклоняемся. Однако есть множество проявлений Кришны. Например, Дваракадхиша Кришна, сын Васудевы и Деваки. Является ли Он тем Божеством, которому мы поклоняемся? Он может быть таковым для многих других, и это хорошо. Они поклоняются Ему, и так должно быть. Мы выражаем Ему почтение, но поклоняемся мы только Враджендра-нандане, который родился у Яшоды-майи, и никому иному.

Когда родился Враджендра-нандана Кришна, у Него не было длинных волос, на Нём не было никаких украшений, ожерелий. Он родился как обычный ребёнок и плакал: "Уа! Уа! Уа!" Все враджаваси поняли, что Его родила Яшода. И Мы поклоняемся именно этому Нанда-нандане.

Вы должны знать, что Нанда-нандана всегда нава-кишора-натавара. Он вечно юный, никогда не увядающий пастушок, и Яшода считает Его своим сыном. Мы поклоняемся именно этому Кришне, который был связан во Вриндаване своей мамой. Она бежала быстрее, чем Он, схватила Его и привязала. Вот почему Его называют Кришна Дамодар.

Он убил Путану, которая хотела отравить Его, и Он сделал её на Голоке своей матерью. Мы поклоняемся тому самому Кришне, который играет во дворе Нанды Бабы и мамы Яшоды, и который покоряется их любви и привязанности. Мы поклоняемся тому самому Кришне, которого всегда окружают Его друзья, такие, как Дама, Шридама, Судама, Васудама, Стокакришна, Лаванга, Арджуна, Субала, Мадхумангал и другие. Они берут верх над Кришной, и Кришна, побеждённый ими (в играх), чувствует Себя очень счастливым. Этот самый Кришна всегда развлекается с гопа-рамани.

Арадхйо бхагаван. Хотя Он и Бхагаван, Его бхагаватта (положение Бога) сокрыта. Все Его достояния сокрыты йога-майей, и поэтому Он не чувствует Себя Брахманом, Параматмой или Бхагаваном. Вот этому Кришне мы и поклоняемся, именно Он наш арадхья. Другое проявление Кришны – это муж Рукмини и сын Васудевы и Деваки. Он арадхья для матхураваси и подобных им. Пусть они поклоняются Ему таким образом, но Чайтанья Махапрабху говорит: «Арадхйо бхагаван враджеша-танайс тад дхама вриндаванам». Наш Кришна всегда во Вриндаване. Он никогда не покидает эту обитель, никогда не уходит куда-либо ещё. Его другие проявления могут идти на Курукшетру, в Двараку, в Матхуру, но наш Кришна никогда не оставляет Вриндаван.

Рамйа качид упасана враджавадху. Все гопи, и особенно Радха и Её приближённые, служат Кришне ради Его удовольствия, их служение – наивысшее. Они могут даже поставить свои стопы Ему на голову. Они могут ругать Его ради Его удовольствия. Они могут велеть Ему что угодно, и Он с радостью будет делать это. Он не ощущает такого счастья, когда слышит молитвы Брахмы, Шанкары и других великих душ, но Он хочет, чтобы гопи ругали Его и называли вором.

Шримад-бхагаватам пуранам амалам. Никто иной не может доставлять Кришне такую же радость, как гопи, и «Шримад-Бхагаватам» является высочайшим из шастр доказательством этого. Только в «Шримад-Бхагаватам» вы можете увидеть все эти истины. Чайтанья Махапрабху возносит пранаму Упанишадам и другим священным писаниям, потому что все они – дыхание Кришны, и, тем не менее, Он особенно превозносит «Шримад-Бхагаватам». В «Шримад-Бхагаватам» Кришна Сам говорит: «Гопи на парайе 'хам ниравадйа-самйуджам – Мои дорогие гопи, Я не могу отплатить вам. Я не смогу отплатить вам и за многие тысячи жизней. Поэтому, пожалуйста, будьте довольны вашей собственной преданностью Мне. Будьте благосклонны ко мне». «Шримад-Бхагаватам» раскрывает всё это. В нём содержатся все эти истины, однако постичь их можно только с помощью объяснений Шрилы Санатаны Госвами, Шрилы Дживы Госвами и Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Према пумартхо махан. Према – это конечная цель, и према, которая находится в сердце Радхики, – высочайшая. У Ханумана тоже есть према, у Махараджи Дхрувы есть према, и у Махараджи Прахлады есть определённая любовь и преданность. Пандавы и Уддхава также имеют прему, и у всех цариц Двараки столько любви и преданности. Гопы и гопи во Вриндаване, мама Яшода и Махарадж Нанда – все они имеют прему, но ни у кого нет такой премы, как у Шримати Радхики. Она любит Кришну сильнее всех и больше всех привязана к Нему. Её любовь живёт в сердце Шри Чайтаньи Махапрабху, и Он Сам учил этому. Это и есть гаура-вани. Именно это послание, учение – вани Чайтаньи Махапрабху. До Него никто не проповедовал этого. Все говорили только, что нужно совершать нама-санкиртану. Многие ачарьи в Кали-югу говорили нам, что нужно совершать киртану, но никто из них не давал той любви и преданности, которую раздал Шри Чайтанья Махапрабху. Он давал любовь и преданность, враджа-прему, в нама-санкиртане. Это и есть Его вани:

чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах каирава-чандрика-витаранам видйавадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри кришна-санкиртанам

Это и есть гаура-вани.

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

Никто прежде не объяснял этого. Шри Чайтанья Махапрабху очень обрадовался, когда по Его велению воодушевлённый Шри Рупа Госвами объяснил славу святого имени:

тунде тандавини ратим витануте тундавали-лабдхайе
карна-крода-кадамбини гхатайате карнарбудебхйах сприхам
четах-прангана-сангини виджайате сарвендрийанам критим
но джане джанита кийадбхир амритаих кришнети варна-двайи

«Сколько сладости заключено в двух слогах криш-на, я не могу даже осознать! Когда произносишь святое имя Кришны, кажется, будто оно танцует на устах, и тогда хочется иметь много-много уст. Когда святое имя входит в уши, хочется иметь миллионы ушей, а когда святое имя танцует во дворе сердца, оно подчиняет себе деятельность ума, и тогда все чувства замирают» («Ч.-чаритамрита», Антья, 1.99).

Услышав этот стих, Шрила Харидас Тхакур запрыгал, начал смеяться и восклицать: «Хари бол! Хари бол!»

Оставьте мирское удовлетворение чувств. Не молитесь о прекрасной жене, хорошей семье, спасении или о чём-либо ещё. Молитесь только о беспричинном бхакти – том бхакти, которое исходит из сердца Шримати Радхики. Это бхакти возникает, когда хладини и самвит являют себя в сердце на основе сандхини.

Чайтанья Махапрабху говорит нам, кто мы:

айи нанда-тануджа кинкарам патитам мам вишаме бхавамбудхау
крипайа тава пада-панкаджа-стхита-дхули-садришам вичинтайа

Мы всегда хотим быть пылинкой подле лотосных стоп сына Махараджа Нанды. Никто прежде не говорил такого. И уж тем более никто не говорил:

найанам галад ашру дхарайа
ваданам гадгада руддхайа гира
пулакайр ничитам вапух када
тава нама грахане бхавишйати

Волоски на теле Шри Чайтаньи Махапрабху встают дыбом, голос прерывается и видны все ашта-саттвика-бхавы. «Когда настанет тот день, когда я смогу повторять святое имя со слезами на глазах, и при этом волоски на моём теле поднимутся, а сердце растает?»

До того как Шри Чайтанья Махапрабху явил все эти признаки, их никто даже и не видел. Вальмики проявлял некоторые из них, Дхрува Махарадж и Прахлада Махарадж тоже, но не так. Вот какому чуду учил Махапрабху. Более того, Он говорил:

йугайитам нимешена чакшуша правришайитам
шунйайитам джагат сарвам говинда вирахена ме

Едва ли найдётся несколько достойных душ, способных постичь истины, изложенные в этом стихе. Если какая-то редкая душа осознает их, она покинет тело, потому что материальное тело не может выдерживать эмоции премы.

И дальше:

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах

«Господь Кришна, возлюбленный многих преданных (женщин), может обнять эту служанку, полностью предавшуюся Ему, или растоптать её ногами. Он может разбить моё сердце, не показываясь мне на глаза бесконечно долго, и всё же Он навеки останется единственным владыкой моего сердца».

В этом мире мы не встретим описанных в этом стихе трансцендентных эмоций. Их можно обнаружить только на Голоке, во Вриндаване. Мы должны молиться, чтобы однажды получить служение под руководством гопи, особенно как служанки Шримати Радхики, помощницы Лалиты, Вишакхи и Рупы Манджари. Вот что такое гаура-вани!

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж проповедовал это, но сначала ему пришлось прорубать джунгли майявады, философии пустоты и сахаджии. Он видел: для того чтобы сделать почву плодородной, потребуется время. Поэтому он поместил все эти истины в свои трансцендентные книги. Он думал, что, когда кто-то из его учеников станет достойным углубиться в эти истины, он найдёт их там. Он хотел говорить об этих истинах, но редко можно было встретить того, кто мог бы постичь это учение в глубину. Большинство из его учеников не могли следовать ему, вот почему многие из них упали, оставили даже санньясу. Они всячески оскорбили его, и сейчас их сжигает огонь адского существования.

Вы должны знать это вани во всей глубине, решительно проповедовать его и тем самым нести славу вашего Прабхупады. Гаура-вани-прачарине. Кришна послал его для этого.

После нашего Шрилы Рупы Госвами пришли: Шрила Джива Госвами и Шрила Рагхунатха дас Госвами, затем Шрила Нароттам дас Тхакур, Шрила Шьямананда Прабху, а за ними Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Баладева Видьябхушана, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и потом наш Гурудев (Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами) и многие другие приближённые Шрилы Прабхупады.

Одной из рук Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура был Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, который отправился из Индии на Запад и уже через пару лет проповедовал по всему миру. Мы должны попытаться понять его величие. Выражение "гаура-вани" заключает в себе очень глубокий смысл, но этот смысл – скрытый. Не думайте, что за словами "гаура-вани" ничего не стоит.

О Шриле Бхактисиддханте Сарасвати в пранама-мантре ему говорится как о "гаура-вани-мурти". [Намас те гаура-вани шри-муртае дина-тарине.] Мурти значит "воплощение". Он – воплощение гаура-вани, и Шрила Свами Махарадж, ваш Прабхупада, следует тому же самому учению. Он неотличим от Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Некоторые люди говорят, что они прабхупадануги, но такое понимание ошибочно. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж и Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур – оба последователи Шрилы Рупы Госвами, и поэтому оба они рупануги. Если мы следуем за ними, то все мы тоже рупануги.

Итак, мы вкратце сказали об учении (вани) Чайтаньи Махапрабху. Шрила Бхактивинода Тхакур также коротко изложил гаура-вани в своей «Даша-мула-шикше». Вы должны поместить это в своё сердце. Шрила Бхактивинода Тхакур описал это вани в «Джайва-дхарме», своей последней и лучшей книге. Эти книги подлинные, и в них содержится суть всех Вед, Упанишад, «Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриты» и всех книг наших Госвами. В «Джайва-дхарме» вы найдёте суть всех шастр.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал:

амнайах праха таттвам харим иха парамам сарва-шактим расабдхим
тад-бхиннамшамш ча дживан пракрити кавалитан тад-вимуктамш ча бхавад
бхедабхеда-пракашам сакалам апи харех садханам шуддха-бхактим
садхйам тат-притим эветй упадишати джанан гаура-чандрах свайам сах

«Достоверное ведическое знание, полученное по истинной наставнической преемственности, выражается в следующих основополагающих понятиях:

  • Хари – Высшая Абсолютная Истина.
  • Он всемогущ.
  • Он источник сладости всех видов взаимоотношений.
  • Живые существа – Его отделённые неотъемлемые частицы.
  • Одни живые существа порабощены майей.
  • Другие живые существа свободны от влияния майи.
  • Всё мироздание одновременно едино с Ним, и отлично от Него.
  • Шуддха-бхакти – единственный способ обрести любовь к Богу.
  • Цель жизни (садханы) – обрести любовь к Богу.
  • Этому учил Сам Гаурачандра».

Гаура-премананде!

………………………………

Наборщики: Преманидхи д.д., Радхика д.д.
Редактор: Шьямарани д.д.
Перевёл с английского: Агха-рипу д.

Редакция русскоязычной санги: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж