?

Биография Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа. Часть 3.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 276. Опубликовано: 5-01-2021, 09:47

«Рупануга-вайшнава-ачарьи»

Четыре рупануга-вайшнава-ачарьи Шри Гаудия-сампрадаи

Их наставления, особенность их великодушия и описание божественных событий их жизни

Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж

Часть 3. Окончание

 

Полная нетерпимость к расабхасе и выводам,

идущим вразрез с сиддхантой

 Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж не терпел ничего, что даже в незначительной степени шло вразрез с сиддхантой или представляло собой какую-либо расабхасу. Он говорил: «Хотя человеку хватает наглости быть учеником великой личности, он необязательно является настоящим учеником (сат-шишьей). Те, у кого нет надлежащего характера или настроения, и кто не может полностью принять авторитет гуру, а также наказание от него, – ученики только по названию».

Люди с ложными представлениями о себе как о последователях Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа никогда по-настоящему не могли проповедовать послание Шри Рупы и Рагхунатхи. Видя их независимую природу, Шрила Бабаджи Махарадж приходил в гнев. Однажды один известный так называемый бабаджи в сопровождении своей группы проходил неподалёку от хижины Бабаджи Махараджа, распевая спекулятивно-воображаемую песню «нитай-гаура радхе-шьям», исполненную недостатков расабхасы. Завидев их группу, Бабаджи Махарадж схватил палку и закричал: «Не позволяйте им идти в эту сторону! Прогоните их прочь!» Увидев это, никто из них не осмелился подойти ближе.

 

Идеальный пример практики

Когда Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж направлялся из Шри Вриндавана в Навадвипу, чтобы остаться жить в Навадвипе, один уважаемый человек из Калькутты встретился с Бабаджи Махараджем и стал умолять его изо всех сил: «Пожалуйста, приезжайте в Калькутту и освятите вашими лотосными стопами мой дом». У него было желание принять харинаму от Бабаджи Махараджа. Наставление Шрилы Бабаджи Махараджа заключалось в том, что даже если вайшнав получил приглашение мирянина, никогда не следует принимать зерновые от бхоги (наслаждающегося). У Бабаджи никогда не было желания отправиться в Калькутту. Тот человек в течение пятнадцати дней оставался возле хижины Бабаджи Махараджа, молясь и демонстрируя свою неуклонную решимость. В конечном итоге, было решено, что Бабаджи Махарадж не поедет в дом того джентльмена из Калькутты, но посетит его сад в Кашипуре и, находясь там, он ничего не будет есть.

Шрила Бабаджи Махарадж отправился в сад того человека на лодке вместе со слугой Бихари дасом. Там он долго рассказывал ему хари-катху, давая наставления, как повторять харинаму. Этот человек изо всех сил старался дать пожертвование или накормить Бабаджи Махараджа, но тот не хотел принимать ничего от наслаждающего чувства мирянина. Затем в полдень в высшей степени независимый Шрила Бабаджи Махарадж отправился вместе со слугой в Бхакти-бхаван (дом Шрилы Бхактивиноды Тхакура в Калькутте). Шрила Бхактивинода Тхакур удивился, увидев Бабаджи Махараджа. Там Шрила Бабаджи Махарадж попросил милостыню и поел в доме этого чистого вайшнава. Шрила Бабаджи Махарадж никогда не принимал злаки от наслаждающих чувства людей. Даже если его упрашивали тысячу раз, он не принимал от них ничего. Так Шрила Бабаджи Махарадж на своём совершенном примере показал, как садхаки должны защищать свой бхаджан.

Истории о характере и практике Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа являются иллюстрацией следующего наставления из «Чайтанья-бхагаваты»:

бхактера дравйа прабху кари-кари кхайа

абхактера дравйа прабху улати нахи чайа

«Господь выхватывает и почитает прасад от бхакты, но никогда не примет пищу от непреданного».

 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада

составляет календарь Навадвипы

под руководством Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа

Придя в Бхакти-бхаван, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж отнёсся с большой любовью к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Видя в Шриле Прабхупаде правдивость, сосредоточенность, сияние, красноречие и прямоту, понимание бхакти-сиддханты, твёрдость в воздержании от плохого общения, а также любовь и привязанность к харинаме, Бабаджи Махарадж был весьма доволен.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада много раз ходил вместе со Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, чтобы получить даршан Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа в его бхаджан-кутире в Кулия Навадвипе. Он слушал дискуссии Бабаджи Махараджа и Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Когда Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Тхакуру было всего лишь двенадцать лет отроду, он уже был блестящим знатоком астрологии и мог давать совершенные лекции на эту тему. Услышав от Шрилы Бхактивиноды Тхакура об этом поразительном трансцендентном таланте мальчика, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж начал через Шрилу Сарасвати Тхакура работу над календарём Шри Навадвипы. Календарь этот включал в себя Чайтаньябду или летоисчисление, начинающееся со времени явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Все месяцы там носили имена Вишну, а все дни недели, фазы луны и даты праздников (титхи) соответствовали выводам вайшнавской философии. По сей день рупануга-вайшнавы практикуют анги бхакти в соответствии с датами и праздничными днями, которые были проверены и одобрены Шрилой Джаганнатхой дасом Бабаджи Махараджем.

Вайшнава-сарвабхаума Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж, принадлежащий к ученической преемственности бхагават-парампары от Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Шрилы Баладевы Видьябхушаны, утверждал, что явление Шри Вишнуприи Деви случилось на пятый день светлой половины лунного месяца, в месяц Магха (январь-февраль). Шрила Бхактивинода Тхакур был первым, кто начал проповедовать эти слова Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа по всему миру. С великими усилиями и тщанием Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж составил даты явления и ухода спутников Шри Гауры. Он передал их Шриле Бхактивиноде Тхакуру, и затем эти даты утвердил, проповедуя по всему миру, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

 

Шрила Бабаджи Махарадж направляет свои лотосные стопы

в Сурабхи-кунджу в Шри Годруму

В 1893 году в месяц Магх, лучший из парамахамс Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж проделал вместе со своими спутниками путешествие из Кулия Навадвипы до Сурабхи-кунджи в Шри Годруме и остановился в этом месте. В среду, двадцать седьмого числа месяца Магх, вайшнава-сарвабхаума Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж и Шрила Бхактивинода Тхакур вместе проявили беспрецедентный фестиваль хари-киртана и танца. Шри Годрума – это остров киртана. Слушая звук этого киртана, все присутствующие были поражены и погрузились в поток премы. С того самого времени Шрила Бхактивинода Тхакур почти ежедневно пел киртан вместе с преданными или же занимал других преданных в пении святых имён. Так он явил через собственную практику совершенный пример шри агья тахал. Публичная проповедь святых имён называется шри агья тахал. Следуя наказу Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху и Шрила Харидас Тхакур ходили от двери к двери, умоляя всех петь имена Шри Кришны, поклоняться Шри Кришне и следовать наставлениям Шри Кришны.

 

Проявление Тханешвари Джаганнатхи

В 1642 году Бангабда, на шестой день месяца Пхалгуна (февраль-март), Шрила Прабхупада начал объяснять стих из «Шри Гита-Говинды», мегхаир-мадурамамварам, а также стих из «Шри Бхакти-расамрита-синдху», акхила-расамрита-муртих. В то время он обратился к вайшнава-сарвабхауме Шриле Джаганнатхе дасу Бабаджи Махашаю как к воплощению Тханешвари Джаганнатхи.

Тханешвари Джаганнатха был спутником Шри Чайтаньи Махапрабху. Он прославился как Тханешвари Джаганнатха, поскольку был обитателем места под названием Тханешвара, находящегося на берегах реки Сарасвати в том месте, где она течёт на север. Шрила Прабхупада пишет в своём комментарии к «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 18.221): «По мнению некоторых Шри Чайтанья Махапрабху отправился во Вриндаван из Курукшетры, и оттуда в Праяг. Даже сегодня на Курукшетре возле храма Бхадра Кали есть Божество Шри Гаура». Бытует распространённое мнение, что Шриман Махапрабху остановился на три дня в доме Своего преданного Джаганнатхи, жившего возле Курукшетры в месте под названием Тханешвара. Хотя имя его было Джаганнатха, Махапрабху называл его Кришна дас» («Гаудия-вайшнавский лексикон», часть 2).

В соответствии с утверждением Шрилы Прабхупады мы молимся Шриле Джаганнатхе дасу Бабаджи Махараджу как проявлению Тханешвари Джаганнатхи.

 

Шрила Бабаджи Махарадж вдохновился открыть миру

место явления Шримана Махапрабху

 На берегах древней реки Сарасвати, в Шри Курукшетре, в дхаме разлуки, есть место под названием Тханешвара. Оно отмечено отпечатками лотосных стоп Шри Гауры и Шри Кришны. Там Шри Гаурахари благословил дом Своего спутника Шри Джаганнатхи, поместив туда Свои лотосные стопы. Подобно этому в Сурабхи-кундже, которая находится в Шри Годруме, вдохновение открыть миру место явления Шри Гаурасундары, покрытого и украшенного цветом тела и переживаниями Шри Радхи и Его дхамы, вошли в сердце вайшнава-сарвабхаумы Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж перенёс это вдохновение в сердце Шрилы Бхактивинода Тхакура.

Шрила Бхактивинода Тхакур исполнился горячего желания поучаствовать в проявлении Шридхам Майяпура под руководством Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа. Вдохновлённый Шри Гаурасундарой, он исполнился горячего желания совершить это служение. Мы можем понять это из письма, написанного его собственной рукой.

 

В поисках места явления Шри Гауры

 На двадцатый лунный день месяца Пхалгуна в 1892 году Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж устроил всеблагую процессию санкиртаны. Он отправился из Кулия Навадвипы с большой группой преданных, и они прошли до Йога-питха Шридхам Майяпура. Просто коснувшись пыли святого места, Бабаджи Махашая провозгласил, что это дом Джаганнатхи Мишры. Позже, когда преданные прибыли в санкиртана-мандалу в Кхола Бхангара Данга, где Чханд Кази разбил мридангу в играх Махапрабху, по прибытии преданных одна из больших мриданг разбилась сама собой.

 

Могущество личного присутствия

Шрилы Бабаджи Махараджа

Шрила Бхактивинода Тхакур рассказывает о событиях, упомянутых выше, в своём журнале «Саджджана-тошани»: «Во вторник, на двадцатый лунный день месяца Пхалгуна, в одиннадцать утра, три лодки с преданными отправились на запад Навадвипы. Бхакта-праваха Махендра Бабу перевёз преданных через Гангу. Парама-бхагавата Шри-юкта Джаганнатха дас Бабаджи Махашая приехал, восседая в паланкине. В то время невозможно было сосчитать количество присутствовавших паломников из Шри Майяпура. Вне себя от счастья шрийукта бхакта-правара Дварика Бабу ожидал прибытия Бабаджи Махашая. По прибытии в Шри Майяпур можно было видеть, что Дварака Бабу организовал санкиртана мандали, а также множество разновидностей знамён и флагов, развевающихся на ветру. Когда все преданные взошли на небольшую насыпь в месте рождения Шри Гауры и начали танцевать, яркое сияние распространилось по всей Шри Навадвипа-мандале. Похоже, подобное сияние не проявлялось с момента ухода Махапрабху 400 лет назад. Все вайшнавы уселись вместе и дружно решили, что в месте рождения Махапрабху, а также на земле Шривасангама должно проводиться постоянное служение. В конечном итоге, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж сделал вывод, что здесь должен быть дом, построенный для Джаганнатхи Мишры и Шри Шачи Деви, и ещё одно здание, в котором бы находился кишор (юный) Шриман Махапрабху посередине, а Шри Вишнуприя Деви и Шри Лакшмиприя Деви соответственно слева и справа от Него. А в Шривас-ангаме нужно установить Панча-таттву» [«Саджджана-тошани», 4-я кханда, стр. 234-235, «Фестиваль явления»].

 

Энтузиазм проповеди в Гаура-дхаме

 Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж настолько горел энтузиазмом проповедовать в Шри Гаура-дхаме, что в 1893 году он пригласил множество бхаджанананди-нишкинчана-вайшнавов из Шри Враджа-мандалы посетить Шри Гаура-мандалу в месяц Пхалгуна, чтобы принять участие в установке шри виграхи (Божества) Шримана Махапрабху в Йога-питхе Шридхам Майяпура. В то время не было никаких других нишкинчана-вайшнавов, которые бы находились на одном уровне со Шрилой Джаганнатхой дасом Бабаджи Махараджем. Он был не только самым старшим по возрасту, но и самым почитаемым, как самый возвышенный гуру. Поэтому никто из искренних святых вайшнавов не осмелился проигнорировать его приглашение.

Нишкинчана-парамахамса Шрила Гауракишор дас Бабаджи, занимавшийся бхаджаном во Врадже в течение тридцати лет, также прибыл в Гаура-мандалу по приглашению Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа. С того самого дня и до момента своего ухода он занимался бхаджаном, живя в Гаура-мандале. Так он продемонстрировал всем, что Враджа и Шри Навадвипа-мандала неотличимы друг от друга.

 

Ветеран среди генералов

Следуя по стопам Шрилы Дживы Госвами, который прославил Шримана Мадхвачарью как ветерана среди вайшнавов, Шрила Бхактивинода Тхакур обращался к Шриле Джаганнатхе дасу Бабаджи Махараджу как к ветерану и генералу.

Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж оставался на Земле долгое время, распространяя славу шри харинамы в этом мире. Поскольку ему было уже много лет, в последние годы его проявленных игр тело его согнулось подобно телу калеки. Однако иногда во время киртана, опьянённый экстазом, он начинал танцевать. В такие моменты он напоминал Шримана Махапрабху, с руками, достающими до колен, и телом стройным, как молодое дерево баньян. Он выглядел как человек ростом в семь или восемь футов (больше двух метров – прим. переводчика). Даже в таком почтенном возрасте, пребывая в блаженстве киртана, он танцевал поразительным образом, подпрыгивая в воздух на пять или шесть футов.

 

Воспоминания Шрилы Сарасвати Прабхупады о

Шриле Джаганнатхе дасе Бабаджи Махарадже

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «В Йога-питхе, в Майяпуре, есть одно дерево кадамба. Под этим деревом Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж танцевал. Шрила Гауракишор дас Бабаджи Махарадж также сидел там, погружённый в блаженство бхаджана, хари-катхи и экстаз киртана.

Когда бы Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж ни проходил возле этого дерева, он восклицал: «Ха Гаура! Ха Нитай!» и начинал танцевать в экстазе, высоко подпрыгивая. Было похоже, будто Сам Кадамба-бихари, Шри Хари сидел на верхней ветке этого дерева, и потому Бабаджи Махараджа высоко подпрыгивал, чтобы поймать Его».

Шрила Прабхупада сказал, что Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж был близким слугой Кришны, и поэтому танцевал на плечах Божества Адхокшаджи, поскольку именно под этим деревом кадамба во время раскопок храма в Шри Йога-питхе из земли достали домашнее Божество Шри Джаганнатхи Мишры – Шри Адхокшаджа Вишну. Вайшнава-сарвабхаума Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж танцевал в экстазе в том месте, где находился Адхокшаджа Шри Вишну. В настоящий момент в том месте, где Шрила Бабаджи Махарадж танцевал, и где проявилось Божество Адхокшаджи, сияет прекрасный храм Шри Йога-питха.

Шрила Прабхупада много раз повторял, что Шрила Бабаджи Махарадж был близким слугой Адхокшаджи Шри Кришны. Множество раз Шрила Бабаджи Махарадж приходил в Йога-питх и в настроении друга Кришны разговаривал ранним утром, во время пратах-кала (6:30 - 8:00): «Почему ты не несёшь еду? Быстро дай что-нибудь поесть! Посмотри, сколько уже прошло времени. Пришло время пасти коров, и Кришна с Баларамой стоят и ждут, чтобы отправиться на пастбище!»

 

Вхождение в вечные игры Господа

На следующий год после открытия Шри Гаура-дхамы, установления Божества в Майяпуре, Йога-питхе и постройки Прачарини-сабхи (зала для проповеди в Навадвипе) Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж совершил свою лилу ухода, в 10:00 утра в понедельник, 25 февраля 1895 года, в первый день светлой половины месяца. Шрила Бхактивинода Тхакур написал об этом в «Саджджана-тошани»: «В 1301 году по бенгальскому календарю, на четырнадцатый лунный день месяца Пхалгуна (февраль-март), в понедельник, в 10 утра, находясь в своём бхаджан-кутире в Коладвипе который находится в Шри Навадвипа-мандале, генерал-ветеран среди преданных Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж вошёл в трансцендентную дхаму. Землю Гауры, лишённую даршана этой великой совершенной души, Бабаджи Махашая, окутала тьма. Он вознёсся в трансцендентную обитель. Нашему мирскому зрению больше никогда не представится возможность увидеть, как он танцует и поёт киртан. Да прольёт он на нас свою милость из трансцендентного мира» («Саджджана-тошани», год 2-й, стр. 2).

По словам Шрилы Прабхупады перед своим уходом Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж самолично велел выкопать яму для своего самадхи.

 

Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж

и Шрила Бхактивинода Тхакур

Точно так же, как Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж является объектом вечного поклонения для Шри Бхактивиноды Тхакура, Шрила Бхактивинода Тхакур является близким спутником Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа. Люди, осмеливающиеся судить, кто дорог шри гуру или кто велик, опираясь на мирскую логику, не в силах принять этот секрет близко в сердце.

Шрила Бхактивинода Тхакур не был дикша-учеником Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа в соответствии с системой панчаратрики. Кроме того, он не массировал руки, стопы и другие части тела Шрилы Бабаджи Махараджа и не занимался другими видами служения, такими как приготовление пищи для него. Также он никогда не носил старого Бабаджи Махараджа из одного места в другое на своих плечах, как другие ученики. С мирской точки зрения он не жил с ним рядом постоянно. Однако согласно школе мысли шри рупануга-вайшнавов Шрила Бхактивинода Тхакур в полной мере осуществил сокровенное желание сердца вайшнава-сарвабхаумы Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, поэтому он был его дорогим слугой и близким спутником. Причина этого в том, что склонность сердца и сиддханта-вичар (заключительные толкования бхакти-шастр) Шрилы Бабаджи Махараджа и Шрилы Бхактивиноды Тхакура были тождественны. Там, где гуру и ученик разделяют одни и те же наклонности, подобно Хари-Харе, проявляются качества близости (антарангата) и близкой дружбы (прештхата).

Шрила Бхактивинода Тхакур явился в этом мире с одной-единственной целью – исполнить желание сердца (манo’бхишта) Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, и он занимался гуру-севой, предлагая Бабаджи Махараджу всё, чем обладал. Он не занимался частичным служением и не лгал сам себе, приняв богатство, женщин, престиж или любой другой тип обманчивой награды за служение гуру. Поэтому драгоценный камень среди истинных духовных учителей, вайшнава-сарвабхаума Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж, доверил Шриле Бхактивиноде Тхакуру ответственность по распространению послания Шри Гаурасундары среди образованной части населения. Бхактивинода выполнил эту задачу, написав книги, пропагандирующие славу святой обители Гауры (гаура-дхамы), святого имени Гауры (гаура-намы) и желаний Гауры (гаура-камы). На самом деле горячий энтузиазм Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа проповедовать дхарму шуддха-бхакти проявился исключительно в одном его последователе – Шри Бхактивиноде Тхакуре. Вдохновлённый вечный спутник (нитья-сиддха) Шри Гауры Шрила Бхактивинода Тхакур полностью посвятил свою жизнь проповеди желания сердца Шри Шри Гуру-Гауранги.

В настоящий момент те, кто воистину считают себя слугами Гаудия-вайшнавов под покровительством Шри Чайтаньядевa, естественно находятся под сенью лотосных стоп Шри Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа.

 

Преемственность Шри Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа

и Шри Бхактивиноды Тхакура

Множество обманщиков со скрытыми мотивами приходили к Шриле Джаганнатхе дасу Бабаджи Махараджу за наставлениями по хари-бхаджану, а затем принимали набедренную повязку и одежду парамахамс. Позже они рассказывали всем, что являются учениками Шрилы Бабаджи Махараджа, но в действительности ни в малейшей степени не следовали его примеру и учению в повседневной жизни. Следовательно, хоть они и притворялись преданными, хорошо знакомыми с учением Шрилы Бабаджи Махараджа и строго следующими за ним, в реальности они были очень далеки от его лотосных стоп. Один лишь Шрила Бхактивинода Тхакур защищал поток шри-рупануга-бхакти, исходящий от Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа.

Помимо Шрилы Бхактивиноды Тхакура и тех, кто следовал ученической преемственности Шри Гаура-Сарасват-сампрадаи, больше никто другой не мог проповедовать сокровенные желания сердца Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, а также послание Шри Рупы и Шри Рагхунатхи. Нечистые вкусы служения (расабхаса) и философские истины, противоречащие сиддханте, которые можно видеть повсюду, не являются посланием Шри Рупы-Рагхунатхи. Проживая в Шри Пурушоттама-кшетре, Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур вместе со Шрилой Бхактивинодой Тхакуром без малейших колебаний, открыто и бесстрашно проповедовали чистое послание Рупы-Рагхунатхи. Их линия продолжает начатое ими дело до сегодняшнего дня.

 

Главные наставления Шрилы Джаганнатха даса Бабаджи Махараджа

1) Никогда не встречайтесь и не общайтесь с обезьянами, носящими одежды отшельников. Они – лицемеры, держащиеся за скрытые желания богатства, женщин и престижа.

2) Никогда не принимайте пищу от наслажденцев (бхоги), иначе вы сами станете такими же.

3) По милости Гаура-дхамы человек сможет поселиться во Врадже.

4) Страдания мира следует считать лишь милостью Бхагавана.

5) Нельзя стать санньяси, просто надев одежды отшельника. Человек не является санньяси до тех пор, пока любовь и влечение к служению (ручи) Шри Кришне не проявились в его сердце.

6) Хотя в теле человека, желающего заниматься бхаджаном, могут присутствовать ведущие к страданиям болезни, поскольку он воздерживается от жирной и слишком вкусной пищи, его болезни уйдут сами по себе. Однако эти болезни находят прибежище у почтенных людей, живущих богатой жизнью, а также людей, привязанных к наслаждению, и остаются с ними надолго.

7) Не следует даже в уме бить в барабан самопрославления, думая: «Я совершил служение». В противном случае, служение такого человека даже не может называться севой.

8) Не становитесь ленивыми под предлогом совершения уединённого бхаджана.

9) Гораздо лучше работать на полях и поливать растения для служения вайшнавам, чем невнимательно перебирать чётки сотни тысяч раз во время воспевания. В результате служения вайшнавам человек обретает настоящий, искренний вкус к воспеванию святых имён Хари.

10) Не смейте имитировать вайшнавов, иначе сгорите дотла. Молитесь о служении им без притворства (капатьи).

11) Наслаждаясь богатством, предназначенным для служения Шри Хари, человек станет величайшим атеистом.

12) Обычный вор может в какой-то момент обрести нечто благотворное, однако тот, кто наслаждается богатством гуру и вайшнавов, никогда не обретёт ничего хорошего.

13) Точно так же, как Шри Кришна является главным среди всех представителей бхагават-таттвы, также рупануга-вайшнав превосходит всех других вайшнавов.

14) Тому, кто служит гуру и вайшнавам со скрытыми мотивами, нагло считая себя севаком, гуру и вайшнавы дадут материальные достояния, почёт и престиж, таким образом, посылая этого человека подальше.

15) Шри Кришна сказал: «У тех, кто служит Мне, никогда не будет трудностей с наполнением желудка. Однако те, кто удовлетворяется лишь полученной от Меня вкусной едой, никогда не обретут служения Мне».

16) Обязанность домохозяев – принять прибежище сад-гуру и заниматься служением Шри Гиридхари.

17) Суть всех наставлений Шримана Махапрабху заключается в совершении киртана шри намы без оскорблений.

18) Поместив себя под руководство чистых вайшнавов, следует расширять проповедь гаура-намы.

19) Служить под руководством (анугатья) – это пример высочайшей добродетели. Независимость – это форма деградации.

20) Если человек считает служение Шри Хари лишь обязанностью, и удовлетворяется завершением порученной ему задачи, истинная склонность к служению никогда не пробудится в нём.

21) Склонность к служению проявится тогда, когда, совершив всевозможное рекомендуемое служение в любое время суток, человек не чувствует пресыщения и всегда желает одного – продолжить севу.

22) Соблюдайте Экадаши-титхи в общении с садху и не спите в ночь поста.

23) Каждый экадаши необходимо устраивать себе экзамен, чтобы увидеть, растёт ли энтузиазм совершать искренний хари-бхаджан и уменьшаются ли скрытые желания. Изучите этот вопрос внимательно, а затем предайтесь лотосным стопам гуру и вайшнавов.

24) Тому, кто желает заниматься хари-бхаджаном, нужно быть терпеливым и не ожидать никакого почтения в свой адрес. В то же время следует оказывать почтение другим в соответствии с их положением. Не следует впадать в беспокойство даже в присутствии сотен препятствий и причин для смятения, напротив, энтузиазм совершать бхаджан должен только возрастать.

25) Не смей терять ни единого момента своей жизни, не проповедуя, не слушая хари-катху и не занимаясь вайшнава-севой, иначе майя поглотит тебя.

26) Задействуй все объекты и всю свою деятельность в служении Вишну и вайшнавам.

27) Даже если незначительная примесь расабхасы (смешения несовместимых вкусов) или философских заключений, противоречащих заключениям писаний, присутствует в сердце человека, – это значит, что он не обрёл квалификацию вайшнава.

28) Вместо того, чтобы искать недостатки в других, сосредоточься на имеющейся грязи в собственном сердце.

29) Слушание и воспевание не являются подлинными, если нет предания (шаранагати).

30) Человек никогда не освободится из сетей майи, если не примет маханта-гуру (уттама-гуру) и не будет заниматься гуру-севой.

31) Метод искусственного памятования не является путём рупануг (последователей Шрилы Рупа Госвами).

32) Спонтанное памятование посредством нама-киртана – единственная цель Гаудия-вайшнавов.

………………………………………………………

Перевод на русский: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж