?

Основной обзор. Даша-мула-таттва, часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 321. Опубликовано: 25-03-2021, 11:59

Философия Гаудия-вайшнавов

Даша-мула-таттва

Презентация Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа

Часть 1

Основной обзор

 

Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизни и учение»

Часть 5

 

В каждую эпоху на Землю приходят Бхагаван и Его близкие спутники, принося с собой дары на благо всей вселенной. Да­ры эти всегда имеют свою неповторимую изначальную природу. Всевышний Господь — океан сострадания, и Он приходит со Своими спутниками не для того, чтобы обмануть обитателей матери­альной вселенной, раздав им какие-то дешёвые и временные по­дарки. Бхагаван и Его спутники появляются ради того, чтобы дать нам нечто очень ценное — то, что принесёт атме непреходящее благо. Их дары не имеют ничего общего с грубыми материальны­ми объектами чувственного наслаждения. Пытаясь оценивать та­кие вечные дары как нечто приносящее удовлетворение гру­бым чувствам, мы неизбежно лишим себя той великой милости, которую они в себе несут.

Враджендра-нандана Шьямасундара, приняв экстатические эмо­ции и сияние Шри Радхи, появился в этом мире в образе Шри Га­урасундары. Он — парама-каруна (самый милостивый) и расика-шекхар (высший наслаждающийся расой), поэтому Он раздавал особое према-бхакти и делал это с помощью шри харинамы.

Каждый из различных даров, которые приносят всемилости­вые Бхагаван и Его спутники, неповторим и обладает своей осо­бенностью. И тем не менее ничто не может сравниться с према-бхакти, которое давал Шри Гаурасундара, потому что этот дар несёт в себе и те особые нетленные дары, которые давали все пре­дыдущие аватары и ачарьи.

Вдохновлённый милостью Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри­ла Рупа Госвамипад написал свои книги, такие, как «Шри Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-ниламани». Тем самым, он проявил могучие потоки реки бхакти-расы. В этом и заключается сокро­вище Гаудия-вайшнавов. Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шри Джива Госвами, Шрила Кавирадж Госвами, Шри Нароттам дас Тхакур, Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шри Баладева Видьяб­хушана, Шри Бхактивинода Тхакур, джагад-гуру Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада и все рупануга-вайшнавы проповедовали и распространяли именно это шуддха-бхакти, или према-бхакти.

 

Шри Чайтанья Махапрабху явился в этом мире со Своими спутниками и за очень короткое время распространил по всей Ин­дии харинама-санкиртану и шуддха-бхакти. Ом Вишнупад Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада тоже пришёл на Землю со Своими спутниками около 125 лет назад и за небольшой период времени распространил шри нама-санкиртану и шуддха-бхакти по всему миру. Мой Гурупад-падма, Ом Вишнупад Аштоттара-шата Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Ма­харадж, был одним из самых выдающихся ближайших учеников Шрилы Сарасвати Прабхупады.

Когда джагад-гуру Шрила Прабхупада вошёл в нитья-лилу, для Сарасват-Гаудия-вайшнава-сампрадаи наступил трудный период. Поток шуддха-бхакти, который принесли в этот мир Шрила Бхак­тивинода Тхакур и Шрила Прабхупада, становился всё слабее и сла­бее. Издание газет и журналов, печатавшихся на разных языках каждый день, каждую неделю, два раза в месяц и ежемесячно, по­степенно прекратилось. Санньяси и брахмачари, которые жили в проповеднических центрах, основанных Шрилой Прабхупадой, теряли энтузиазм. Покидая главный, изначальный Матх, они ос­новывали свои отдельные, независимые Матхи. Многие из тех, кто прежде жил в ашраме, возвращались к семейной жизни. Таким образом, проповедь шуддха-бхакти постепенно сходила на нет.

Шрила Гурупад-падма написал в своей короткой автобиогра­фии: «После того, как 1 января 1937 г. мой Шри Шри Гурудев ушёл в непроявленные лилы, в «Gaudiya Mission» начались всевозмож­ные неприятности. В таких тяжёлых обстоятельствах я покинул Шри Чайтанья Матх (это было в июне 1939г.) и в 1940 году, в день акшая-трития месяца вайшакх основал «Шри Гаудия Веданта Са­мити» в арендованном здании на Боспара Лейн 33/2, в районе Баг-базара в Калькутте. После этого, в сентябре 1941 года, в Катве, где когда-то принял санньясу Шриман Махапрабху, я принял посвя­щение в триданда-санньясу у Пуджьяпад Шримад Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа, который, в свою очередь, получил такое посвящение у Шрилы Прабхупады. Затем я вернулся в свой Матх в Шридхам Навадвипе и оттуда стал выезжать проповедовать в другие места».

Главная цель, которую ставил перед собой в проповеди Ачарья Кешари Ом Вишнупад Шри Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госва­ми Махарадж, заключалась в том, чтобы утвердить в мире прин­ципы шуддха-бхакти, которым следовали и которые проповедова­ли Шри Чайтанья Махапрабху и Его последователи — все гаудия-вайшнава-ачарьи. Другой его целью было разбить проти­воречащие духу бхакти ложные учения, такие, как майявада, смар­та и сахаджия. Здесь мы приведём описание принципов шуддха-бхакти, которые проповедовал Шрила Гурудев. Проповедуя, он провозглашал высшее положение бхакти и в доказательство при­водил две важные шлоки. Одна из них — о даша-мула-таттве, которую написал Шрила Бхактивинода Тхакур и которую мы до­вольно подробно рассмотрим в этой части книги. Вторая — шлока, написанная Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром («Чайтанья-манджуша»):

арадхйо бхагаван враджеша танайас

тад дхама вриндаванам
рамйа качид упасана враджа-вадху

варгена йа калпита
шримад-бхагаватам праманам амалам

 према пумартхо махан
 шри чаитанйа махапрабхор матам идам

татрадаро нах парах

«Бхагаван Враджендра-нандана Шри Кришна — мой единствен­ный Господь, которому я поклоняюсь. Его божественная обитель, Шри Вриндавана-дхама, достойна такого же поклонения, как и Он Сам. Настроение поклонения Ему, которым проникнуты юные де­вушки Враджа, превосходит все остальные настроения. Только «Шримад-Бхагаватам» является безупречной шабда-праманой (свидетельством шастр), а према — высшей целью жизни. Таково учение Шри Чайтаньи Махапрабху, и нет ничего превыше этого».

В этих словах Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в очень сжатой форме изложил основы учения Шри Чайтаньи Махапрабху. В этом стихе удивительно красиво описываются самбандха-, абхидхея- и прайоджана-таттва, и описания эти находятся в полной гармонии с сиддхантой, принятой госвами Гаудия-сампрадаи.

Ваданти тат таттва видас таттвам йадж гйанам адвайам. В этой шлоке из «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11) говорится о трёх уровнях осознания недвойственной Абсолютной Истины (адвая-гьяна-пара-таттве). Это осознание Брахмана, осознание Параматмы и осознание Бхагавана. Высшим является осознание Бхага­вана, причины всех причин и владыки всех владык. Он исполнен шести достояний, Он — источник вселенной, и Сам Он не имеет начала. Несовершенное видение лишь той ипостаси бхагават-таттвы, которая называется чит, — это осознание Брахмана. Упанишады описывают его как нирвишеша-брахман, сияние, исхо­дящее от тела Бхагавана. В йога-шастрах частичное осознание ипостасей всемогущей бхагават-таттвы, именуемых  caт и чит, описывается как осознание Параматмы. Осознание Параматмы предполагает знание о том, что Господь Вишну в образе Сверхду­ши размером с большой палец находится в сердце каждой дживы, наблюдает за всеми её действиями и определяет приносимые ими плоды.

Существует два вида бхагават-таттвы, а именно: айшварья-прадхана и мадхурья-прадхана. Айшварья-прадхана, или бхагават-таттва, исполненная шести достояний, господствует в духовном мире Вайкунтхи в образе Шри Нараяны, которому вечно служат Его преданные, и главная из них — богиня Лакшми. Мадхурья-прадхана бхагават-таттвы — это Враджендра-нандана Шри Кришна, который сияет во Врадже; там Ему служат гопы и гопи. У Него есть особые четыре мадхури (четыре проявления Его сладост­ной природы), а именно: вену-мадхури, рупа-мадхури, гуна-мадхури и лила-мадхури — Его несравненно сладостные флейта, красота, ка­чества и деяния. Поэтому в приведённом стихе самым достойным поклонения назван только Враджендра-нандана Шьямасундара, оби­тающий во Врадже. Хотя с точки зрения таттвы Брахман, Параматма и бесчисленные аватары едины, только Враджендра-нандана Шри Кришна представляет Собой высшую ипостась пара-таттвы, ибо Он занимает особое положение в отношении шакти и раз­личных проявлений расы. Особый смысл фразы тад дхама вриндаванам состоит в том, что сладостные деяния Враджендра-нанданы Шьямасундары, нектарного океана вкусов любви и преданности, не могут происходить на Вайкунтхе, в Айодхье, Двараке, Матхуре или где бы то ни было ещё, кроме Вриндавана. Поэтому неотличная от Кришны Враджа-дхама описывается как таттва, достойная тако­го же поклонения, как и Сам Шри Кришна. Враджендра-нандане Шьямасундаре служат во Врадже Его спутники в дасья-, сакхья- и ватсалья-расе, но самое возвышенное из всех видов служения — это сладостное служение, которым заняты враджа-рамани (гопи), проникнутые высочайшими настроениями внебрачной любви (паракия-раса). Среди этих гопи в паракия-расе Шримати Радхарани — олицетворение махабхавы и самая дорогая возлюбленная Криш­ны — занимает наивысшее положение. Проникнувшись Её настро­ениями и переняв цвет Её тела, Враджендра-нандана Шри Кришна пришёл в этот мир в образе Шри Гаурасундары, чтобы ощутить вкус собственной мадхури и распространить по всей вселенной нама-прему. Это и есть Сам Шри Чайтанья Махапрабху, чьи идеи ко­ротко изложены в приведённом стихе.

Шрила Саччидананда Бхактивинода Тхакур, спутник Шри Гауры, извлёк самую суть идей Шри Гаудия-госвами и ачарьев и оставил нам учение даша-мула-таттвы. Словно поместив в сосуд целый океан, он наполнил положения даша-мула-таттвы нектарной су­тью учения Вед, Упанишад, «Веданта-сутры», «Гиты», «Шримад-Бхагаватам» и книг Госвами. Наш почтенный Шрила Гурупад-падма проповедовал именно эту даша-мула-таттву Шри Бхактивиноды Тхакура везде, где бывал, поэтому мы приводим здесь её описание (вначале краткое, а потом подробное).

амнайа праха таттвам харим иха
парамам сарва-шактим расабдхим
тад бхиннамшамш ча дживан пракрити-
 кавалитан тад вимуктамш ча бхавад

бхедабхеда-пракашам сакалам
апи харех садханам шудха-бхактим
садхйам тат притим эветй упадишати
 джанан гаурачандра свайам сах

1. Послание Вед, передаваемое через гуру-парампару, называется амная. Веды и смрити-шастры (такие, как «Шримад-Бхагаватам»), следующие ведической концепции, признаны автори­тетным свидетельством, как признаны и другие виды свиде­тельств, в том числе непосредственное восприятие (пратьякша), если они подтверждают ведическую концепцию. Из этих источников свидетельства вытекают остальные девять основополагающих истин:

2. Господь Хари есть Высшая Истина.

3. Он — сарва-шактиман, обладатель всех энергий.

4. Он — акхила-расамрита-синдху, океан всех нектарных транс­цендентных настроений (вкусов).

5. Два вида дживмукта и баддха, освобождённые и материаль­но обусловленные, являются Его отделёнными экспансиями (вибхиннамша-таттвой).

6. Материально обусловленные дживы пребывают во власти майи.

7. Мукта-дживы свободны от её влияния.

8. Всё в творении — одушевлённое и неодушевлённое — являет­ся проявлением Шри Хари и непостижимым образом одновре­менно едино с Ним и отлично от Него.

9. Бхакти — это единственная садхана (способ достижения цели).

10. А единственная высшая цель (садхья) — это любовь к Кришне (према).

Сваям-бхагаван Шри Чайтанья Махапрабху дал верующим дживам эти наставления о десяти таттвах. Из них первая таттва — это прамана-таттва (принцип свидетельства), а остальные де­вять — прамея-таттва, или то, что устанавливают с помощью прамана-таттвы. Теперь мы подробно разберём упомянутые в этой шлоке десять фундаментальных принципов.

……………………………………

Редакция: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж