?

Прамана-таттва. Кришна-парама-таттва. Кришна-сарва-шактиман. Даша-мула-таттва, часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 388. Опубликовано: 26-03-2021, 12:41

Философия Гаудия-вайшнавов

Даша-мула-таттва

Презентация Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа

Часть 2

Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизни и учение»

Часть 5

 

Прамана-таттва

Когда шрути (Веды), именуемые ещё брахма-видьей, переда­ются с помощью слушания через гуру-парампару, которая начина­ется с Брахмы, вторичного творца вселенной и дорогого слуги Шри Бхагавана, такое знание называется амная. Четыре Веды, итихасы, Пураны, Упанишады, шлоки, сутры и анувакхья — всё это включено в амнаю. Под итихасами имеются в виду «Рамаяна» и «Махабхарата». Восемнадцать маха-пуран, главная из которых — «Шримад- Бхагаватам», названы здесь «Пуранами». «Упанишады» — это основные из Упанишад, такие как «Иша», «Кена», «Катха» и неко­торые другие. Под шлоками имеются в виду книги, написанные мудрецами (риши) в стихотворных размерах, как ануштуп, а под сутрами подразумеваются сутры, которые написаны выдаю­щимися таттва-ачарьями и отражают цель Вед. Выше сутр счи­тается вьякхья, или комментарии и другие работы, написанные этими ачарьями. Всё это определяется термином амная. Главное значение слова амная — «Веды». То же самое говорится и в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:

сватах прамана веда прамана широмани

акшана кориле сватах праманата хани

«Самоочевидные ведические писания являются высшим сви­детельством из всех возможных, но когда их начинают неверно ис­толковывать, они утрачивают свою самоочевидность» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади 7.132).

 

Самоочевидные Веды — наивысшее свидетельство

Свидетельство ведических книг (веда-праман) называется ещё шрути-праманой или шабда-праманой (свидетельством трансцен­дентного звука). Таким образом, Веды, Пураны, «Рамаяна» Вальмики, «Махабхарата», Упанишады, «Веданта-сутра» и коммента­рии вайшнава-ачарьев называются апта-вакьей, или амная-вакьей. Шрила Джива Госвами утвердил бесспорную авторитетность апта-вакьи и шабда-праманы и потом доказал авторитетность Пуран. В конце концов он установил (в своей «Таттва-сандарбхе»), что «Шримад-Бхагаватам» — это наивысший из всех источников свидетельства. Используя тот же критерий, с помощью которого он показал, что «Шримад-Бхагаватам» является самым авторитетным из всех свидетельств, он доказал авторитетность шастр, явленных миру Брахмой, Нарадой, Вьясой, Шукадевой Госвами, а также идущим в парампаре после них учителем таттвы (таттва-гуру) Шриманом Мадхвачарьей, Виджая-дхваджей, Брахманья Тиртхой, Вьясатиртхой и другими.

Отсюда явствует, что Брахма-сампрадая представляет собой гуру-пранали (парампару, или духовную иерархию) Гаудия-вайшнавов, принявших прибежище Шри Чайтаньи Махапрабху. Кави Карнапур Госвами приходит именно к такому мнению в своей «Гаура-ганоддеша-дипике», а Шри Гопал Бхатта Госвами описал эту гуру-парампару в «Самскара-дипике». Шри Баладева Видьябху­шана, комментатор «Веданта-сутры» («Говинда-бхашья»), придерживается той же по­следовательности духовных преемников. Наш почитаемый Гурупад-падма Шри Ачарья Кешари во всех своих книгах, статьях и особенно в эссе «Ачинтья-бхедабхеда-таттва» доказывал эту ис­тину с помощью различных доводов и свидетельств из писаний. В наши дни Шрила Гурупад-падма сыграл очень важную роль в де­ле защиты этой сампрадаи.

Как правило, мнения обычных людей отличаются несовер­шенством из-за четырёх имеющихся у них недостатков:

1) бхрама,

2) прамада,

3) випралипса и

4) каранапатава.

Эти четыре недостатка неиз­бежно присущи каждой обусловленной душе. Даже великие пандиты (учёные) не могут избавиться от них, хотя и пытаются раз­мышлять о высшей Реальности, запредельной и недосягаемой для чувств, поэтому мнения этих пандитов нельзя считать безупреч­ным или достоверным свидетельством. Что же касается Вед, по­скольку они имеют божественное происхождение (апаурушея — «не созданы людьми»), их слова являются единственным автори­тетным свидетельством, описывающим то, что неподвластно восприятию материальных чувств. Непосредственное восприятие, гипотезы, сравнительный анализ, исторические свидетельства и прочие виды доказательств могут быть полезны лишь в том слу­чае, когда соответствуют шабда-праману (утверждениям Вед). Только тогда они могут помочь в определённой степени и могут служить доказательством; в противном случае они вообще не рассматриваются как достоверные свидетельства. Однако абсолютно независимый и всемогущий Бхагаван Сам появляется в чистых сердцах совершенных мудрецов и вайшнава-ачарьев, всецело погруженных в духовный транс, и открывает им совершенное зна­ние в форме Вед. Таким образом, авторитетность самоочевидных Вед, олицетворяющих истинное знание, безупречна и несомненна во всех отношениях.

 

Только Кришна является парама-таттвой

 Только Кришна является Сваям Бхагаваном и прибежищем для каждого. Веды, Упанишады, «Гита», Пураны, главная из кото­рых — «Бхагавата-пурана», и агамы называют пурна-таттвой или парама-таттвой только Кришну. Кроме того, Он — сарвешварешвар, Господь и повелитель всех других повелителей. В таких стихах «Шримад-Бхагаватам», как кришнас ту бхагаван свайам и ваданти тат таттва-видас таттвам йадж гйанам адвайам, Шри Кришна провозглашается Сваям Бхагаваном и адвая-гьяна-пара-таттвой. Шри Кришна, адвая-гьяна-пара-таттва, имеет три сварупы, или присущих Ему ипостаси. Это Брахман, Параматма и Бхагаван. Только Шри Кришна является Сваям Бхагаваном. Сияние, исходя­щее от Его тела, называется нирвишеша-брахманом, однородным ду­хом. Параматма — это частичная экспансия Бхагавана, которая пребывает во всех дживах как сакши (свидетель). Но чистые пре­данные Бхагавана, идущие путем бхакти-йоги и получившие Его даршан, могут созерцать Его сач-чид-ананда шри виграху:

преманджана ччурита бхакти-вилочанена
 сайтах садхайва хридайешу вилокайанти

 «Его чистые преданные, чьи глаза умащены бальзамом любви, всегда созерцают Его в своём сердце» («Брахма-самхита», 5.38).

Гьяни созерцают пара-таттву в виде нирвишеша-брахмана. Их глаза не могут увидеть шри виграху Бхагавана, поскольку они ос­леплены ярким сиянием, исходящим от Его тела («Ишопанишад», 15). Те, кто поклоня­ется пара-таттве, идя путем медитативной йоги (дхьяна, или аштанга), осознают Его в образе Параматмы. Но чистые преданные Бхагавана (шуддха-вайшнавы) благодаря своему бхакти (бхаве) видят Его сач-чид-ананда шри виграху. Видение образа Бхагава­на — это полное и совершенное видение, в то время как видение Брахмана и Параматмы частично. Веды, Упанишады и Пураны подтверждают, что именно Шри Кришна является Сваям Бхагаваном Шри Хари:

а) апашйам гопаманипадйаманама
ча пура ча патхибхишчантам са садхричих
 са вишучирвасана аваривартти-бхуванешвантах

«Я видел мальчика, который явился в династии пастухов и которого никто и никогда не может победить. Он странствует многими путями; порой Он совсем близко, а порой очень далеко. Ино­гда Он одет в разноцветные одежды, а иногда — в однотонные одежды. Так Он всегда проводит Свои проявленные и непроявленные лилы» («Риг-веда», 1.12.164.31).

шйамач чхабалам прападйе
шабалач чхайамам прападйе

«Трансцендентной обители чид-ананда-майя-дхамы, где про­ходят удивительные, исполненные радости лилы, можно достичь служением Кришне, а Кришну можно обрести, достигнув трансцендентного мира, полного всевозможных чудес» («Чхандогья-упанишад», 8.13.1).

Слово шьяма означает «Кришна». Смысл этого стиха в том, что слово кришна («чёрный цвет») передаёт идею пара-таттвы в её аспекте ниргуны, или свободы от любых материальных качеств, поэтому пара-таттву можно представить как чёрную — свободную от какого-либо цвета. И наоборот, слово шабал означает гаура; это значит, что в другой ипостаси пара-таттва имеет бесчисленные цвета или является совокупностью всех цветов. Другими словами, пара-таттва, наделённая всеми трансцендентными качествами, — это Гаура. Поэтому сокровенное значение этой мантры в том, что Гауру можно достичь, совершая кришна-бхаджан, а Кришну мож­но достичь, совершая гаура-бхаджан.

эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам

«Все аватары, начиная с Рамы и Нрисимхи, являются частями и частями частей Высшей Личности, Бхагавана. Но Кришна — это изначальный Сваям Бхагаван» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа

«О Арджуна! Нет никого превыше Меня» («Бхагавад-гита», 7.7).

эковаши сарвагах кришна идйа
 эко 'пи сан бахудха йо 'вабхати

«Единственному повелителю всех, вездесущему, не имеющему равных Парабрахману Шри Кришне поклоняются полубоги, люди и все живые существа. Хотя Он один, с помощью Своей непостижимой энергии Он проявляется во многих образах и устраивает всевозможные развлечения» («Гопал-тапани-упанишад», Пурва).

ведайш ча сарвайр ахам эва ведйах

«Во всех Ведах Я — единственный объект познания» («Бхагавад-гита», 15.15).

Некоторые сомневающиеся люди утверждают, что в Ведах нигде не упоминается имя Кришны, но это представление совершенно неверно. Веды представляют только Кришну, иногда напрямую (мукхья, прямое или буквальное упоминание, или анвая, непосредственное толкование), а иногда косвенным образом (гауна, второстепенное или образное упоминание). Мы уже показали это, приведя такие шрути-мантры, как апашйам гопамани падйаманама и шйамач чхабалам. В мантрах «Риг-веды» лила Бхагавана описывается таким образом:

та вам вастунйушмасигамадхйаи йатра
гаво бхуришринга айасах
атраха тадуругайасйа кришнах парамам
 падамавабхати бхури

«Я желаю достичь Твоей обители (Радхи и Кришны), где прославленные камадхену (коровы, исполняющие все желания) с прекрасными рогами могут даровать сокровище, которого я так жажду. Эта высшая обитель Кришны, исполняющего желания Своих преданных, вся излучает яркий свет».

В этой ведической мантре описывается очарование и красота Враджендра-нанданы Шри Кришны и Его дорогих коров. В Ведах есть несколько мест, где встречаются такие прямые или буквальные описания (мукхья-вритти). В других местах Кришну описы­вают косвенным образом (гауна-вритти), например («Брихадараньяка-упанишад», 2.5.14-15):

айам атма сарвешам бхутанам
мадху айатмана сарвешам
бхутанам адхипатих сарвешам
 бхутанам раджа итй ади

В этой мантре о Шри Кришне говорится косвенным образом (гауна): Его называют здесь мёдом, царём и повелителем всех состояний бытия. На Кришну здесь указывает слово атма (Атман). В этом же смысле слово атма используется и в «Шримад-Бхагаватам» (10.14.55):

кришнам энамавехи твам атманам акхилатманам

«О царь! Знай, что Кришна — душа всех душ».

Кришна является Парабрахманом, Параманандой, Пурна-брахманом и Сва­ям Бхагаваном. На это ясно указывают такие стихи «Шримад-Бхагаватам», как гудхам парама-брахма манушйа-лингам, йан митрам параманандам пурнам брахма санатанам и кришнас ту бхагаван свайам. «Вишну-пурана» тоже называет Шри Кришну Парабрахманом, о чём свидетельствуют такие заключительные утверждения, как йатраватирнам кришнакхйам пара-брахма наракритим. Подобные высказывания можно найти в «Гите», например, брахмано хи пратиштхахам. Наши Госвами привели достаточно свиде­тельств из шастр, подтверждающих, что Враджендра-нандана Шри Кришна — высшая ипостась пара-таттвы. Он — источник всех аватар и экспансий, таких, как Рама и Нрисимха, и Он — основа Параматмы и Брахмана.

 

Шри Кришна — сарва-шактиман

(обладатель и источник всех энергий)

Описания энергий пара-таттвы можно найти повсюду в Ве­дах и в других шастрах божественного происхождения. Великие освобожденные святые, признававшие заключения шастр, под­твердили, что шакти (энергия) — это одна таттва (истина), а шактиман (обладатель или повелитель энергии) — другая. Но хо­тя это две различные таттвы, они во всех отношениях вечно не­разделимы (адвайа). Смертные не могут понять сокровенные отношения между шакти и шактиманом, ибо возможности их разума весьма огра­ничены. По сути, хотя сама субстанция и энергия субстанции раз­личны, они при этом неразделимы, или неотличны друг от друга. Таково их одновременное единство и различие. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху и Его последователи, Гаудия-вайшнавы, оп­ределяют соотношение между энергией и её источником, называя его ачинтья-бхедабхедой (непостижимым единством и различи­ем). Шрила Джива Госвами, утверждая в своих «Сандарбхах» уче­ние о таком соотношении между источником энергии и самой энергией (ачинтья-бхедабхеда), приводит и свидетельства из шастр, и неопровержимые логические доводы. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Шримати Радхика — это полная энергия, а Кришна — полный источник энергии и что при этом между Ними нет разницы. По природе Своей Шри Радха и Шри Кришна не­отделимы друг от друга, как неотделимы мускус и его аромат или огонь и его жар. Господь проявляется в двух образах — Радхи и Кришны, чтобы наслаждаться расой Своих игр.

радха — пурна-шакти, кришна — пурна-шактиман
дуи босту бхеда нахи, шастра-параман
мригамада, тар гандха — джойчхе авиччхед
агни, джвалате — джойчхе кобху нахи бхед
радха-кришна айчхе сада экаи сваруп
 лила-раса асвадите дхоре дуи-руп

«Шри Радха — полная (совокупная) энергия, а Шри Кришна — полновластный её владыка. Все богооткровенные писания подтверждают, что Они неотличны друг от друга. Они несомненно едины и неразделимы, как неразделимы друг от друга мускус и его аромат или огонь и его жар. Таким образом, Радха-Кришна — это одно целое, и тем не менее, Они проявляются в двух образах, чтобы наслаждаться вкусами лил» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.96-98).

Эта сиддханта провозглашается и в «Веданта-сутре» (в комментарии «Говинда-бхашье»): шакти шактиматор-абхедах. С точки зрения васту-таттвы (существующей реальности) нет иной истины, кроме Шри Кришны, и именно поэтому шастры называют Его адвая-таттвой (единой Истиной). Люди, стоящие на разных уровнях духовного развития (то есть имеющие разную адхикару) и практикующие, соответственно, разные виды поклонения, воспринимают одну и ту же адвая-таттву тремя способами. Те, кто лишь развивает гьяну, видят в Брахмане состояние бытия, противоположное инертному материальному существованию. Другими словами, они воспринимают Брахман как однородный, бесформенный, не имеющий энергий и бездеятельный дух. Однако такое знание не позволяет узнать, каковы же свойства этой субстанции. Те, кто ищет адвая-таттву через буддхи-йогу (медитативную модель буддхи-йоги), видят Параматму, наблюдающую за атмой, и такое осознание не противоречит индивидуальной природе атмы. Однако те, кто видит истинную реальность, практикуя бхакти-йогу, не обусловленную ничем материальным, достигают самой адвая-таттвы и лицезреют Сваям Бхагавана в образе Высшей Реальности, обладающей всем богатством, всей сладостью и всем могуществом («Вишну-пурана», 6.5.47).

Осознание Брахмана и Параматмы материально обусловлено. Иначе говоря, осознание Брахмана возникает из отрицания иллюзорных обозначений (упадхи), а осознание Параматмы имеет с такими обозначениями некоторую связь. Но духовный образ Бхагавана можно узреть только духовными глазами, не обусловленными ничем материальным. Подлинная реальность — это сварупа Бхагавана, а энергия бхакти — это шакти-таттва.

Бхагаван, воспринимаемый без Его шакти, — это только нирвишеша-брахман. Есть люди, которые считают, что брахма-даршан — это и есть конечное духовное осознание, однако такое мне­ние отражает только их собственные необъективные представления. Даршан лишённого разнообразия и энергий Брах­мана может быть только частичным осознанием или восприяти­ем, поскольку в таких шастрах, как «Шримад-Бхагаватам», мы встречаем понятие Парабрахмана. Значение слов брахман и пара-брахман неодинаково. В «Гите» и других писаниях Шри Кришна предстаёт как причина и основа Брахмана, поэтому Сваям Бхага­ван Шри Кришна является Абсолютной Истиной, а Брахман — это лишь Его безличностное проявление или сияние, исходящее от Его тела. Параматма тоже представляет собой частичную экс­пансию Бхагавана. Другими словами, осознание Брахмана — это сухое, лишённое жизни восприятие адвая-гьяна-таттва-васту. Когда человек ясно осознает Высшее Существо, которое в тонкой форме пронизывает инертную материю, это называют осознани­ем Параматмы. А осознание Бхагавана — это полное восприятие адвая-гьяны со всеми индивидуальными особенностями и качест­вами Высшей Абсолютной Личности.

Осознание Бхагавана бывает двух видов: айшварья-прадхана (поклонение, в котором преобладает знание о Его богатствах и величии) и мадхурья-прадхана (осознание, в котором преобладает Его сладостность). В аспекте айшварья-прадхана Господь являет образ Шрипати Нараяны, а в аспекте мадхурья-прадхана Он — Радханатха Шри Кришна.

Шри Кришна — это единственная адвая-таттва-васту (не­двойственная истина или реальность). Он включает в Себя аспекты Брахмана и Параматмы; Его сладостная природа с(по)крывает величие и богатство Шри Нараяны; Он обладает Своей трансцендентной энергией. Это объясняется в «Шветашватара-упанишад» (6.8):

на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат самаш чабхйадхикаш ча дришйате
парасйа шактир вивидхайва шруйате
 свабхавики гйана-бала-крийа ча

«Все деяния (крия) Парабрахмана, или Параматмы, нематери­альны, ибо нематериальны чувства (карана), с помощью которых Он эти деяния совершает. Поскольку Его чувства нематериальны, все Его поступки являются апракрита-лилой, божественными иг­рами. Его нематериальное (апракрита) тело, излучая свет, присут­ствует повсюду и во все времена, поэтому никто не может быть равным Ему, не говоря уже о том, чтобы превосходить Его в чём-либо. Известно, что у Парамешвары есть различные божественные энергии, три из которых главные: гьяна-шакти, бала-шакти и крия-шакти. Эти три энергии также называются чит-шакти, или самвит-шакти; сат-шакти, или сандхини-шакти, и ананда-шакти, или хладини-шакти».

Кроме того, эта пара-шакти Бхагавана проявляется как чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Чит-шакти, также назы­ваемая сварупа-шакти или антаранга-шакти, проявляет дхамы, такие, как Вайкунтха, Голока и Врадж. Майя-шакти называется ещё бахиранга-шакти. Все материальные миры или неодушев­лённые материальные предметы проявляются из этой энергии.

Из джива-шакти, или татастха-шакти проявляются все бес­численные дживы. Вместилище, или источник этих трёх шакти — Сам Шри Кришна.

У Кришны одна естественно присущая Ему энергия — пара-шакти. Она состоит из бесчисленного множества радостных игр и неизменно растущего, исполненного многообразия блаженства. Хотя влияние этой энергии безгранично и повсеместно, дживы могут воспринимать её только как чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти.

Описание трёх аспектов этой пара-шакти часто встречается во многих ведических писаниях, например («Шветашватара-упанишад», 6.8):

парасйа шактир вивидхаива шруйате
свабхавики гйана-бала-крийа ча

В «Вишну-пуране» (6.7.61) также говорится:

вишну шактих пара прокта
кшетрагйакхйа татха пара
авидйа карма самгйанйа
тритийа шактир ишйате

«Энергия Господа Вишну делится на три категории: пара, кшетрагья и авидья. Пара-шакти Вишну называют чит-шакти, кшетрагьюгъяна-шакти, а авидьюмайя-шакти».

В «Гите» тоже есть упоминание об этом:

апарейам итас тванйам пракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат

«Но эта неживая материальная природа, состоящая из восьми элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго), есть низшая природа. Знай, что Я обладаю другой, высшей энергией, проявляющейся в виде джив, которые действуют в материальном мире, чтобы наслаждаться плодами своей деятельности» («Бхагавад-гита»,7.5).

Сварупа Кришны, или Его изначальный образ, состоит из caт, чит и ананды, поэтому Его сварупа-шакти проявляется тро­яко. Из ананды проявляется хладини-шакти, из caтсандхини-шакти, а из читсамвит-шакти. Самвит-шакти именуют ещё гьяна-шакти. Хладини-шакти приносит Кришне радость (ахладит), и именно поэтому она называется хладини. С помо­щью этой шакти Кришна, олицетворение блаженства, наслаж­дается Сам и дарует трансцендентное счастье бхактам. Сутью хладини-шакти является према. Према всецело состоит из трансцендентной расы и является проявлением ананды. Концентри­рованная суть премы называется маха-бхавой, а воплощение маха-бхавы — это Шримати Радхика. Таково краткое объяснение понятия шакти.

……………………………………………………..

Редакция: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж