Прамана-таттва. Кришна-парама-таттва. Кришна-сарва-шактиман. Даша-мула-таттва, часть 2.
Философия Гаудия-вайшнавов
Даша-мула-таттва
Презентация Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа
Часть 2
Из книги Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
«Ачарья Кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизни и учение»
Часть 5
Прамана-таттва
Когда шрути (Веды), именуемые ещё брахма-видьей, передаются с помощью слушания через гуру-парампару, которая начинается с Брахмы, вторичного творца вселенной и дорогого слуги Шри Бхагавана, такое знание называется амная. Четыре Веды, итихасы, Пураны, Упанишады, шлоки, сутры и анувакхья — всё это включено в амнаю. Под итихасами имеются в виду «Рамаяна» и «Махабхарата». Восемнадцать маха-пуран, главная из которых — «Шримад- Бхагаватам», названы здесь «Пуранами». «Упанишады» — это основные из Упанишад, такие как «Иша», «Кена», «Катха» и некоторые другие. Под шлоками имеются в виду книги, написанные мудрецами (риши) в стихотворных размерах, как ануштуп, а под сутрами подразумеваются сутры, которые написаны выдающимися таттва-ачарьями и отражают цель Вед. Выше сутр считается вьякхья, или комментарии и другие работы, написанные этими ачарьями. Всё это определяется термином амная. Главное значение слова амная — «Веды». То же самое говорится и в «Шри Чайтанья-чаритамрите»:
сватах прамана веда прамана широмани
акшана кориле сватах праманата хани
«Самоочевидные ведические писания являются высшим свидетельством из всех возможных, но когда их начинают неверно истолковывать, они утрачивают свою самоочевидность» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади 7.132).
Самоочевидные Веды — наивысшее свидетельство
Свидетельство ведических книг (веда-праман) называется ещё шрути-праманой или шабда-праманой (свидетельством трансцендентного звука). Таким образом, Веды, Пураны, «Рамаяна» Вальмики, «Махабхарата», Упанишады, «Веданта-сутра» и комментарии вайшнава-ачарьев называются апта-вакьей, или амная-вакьей. Шрила Джива Госвами утвердил бесспорную авторитетность апта-вакьи и шабда-праманы и потом доказал авторитетность Пуран. В конце концов он установил (в своей «Таттва-сандарбхе»), что «Шримад-Бхагаватам» — это наивысший из всех источников свидетельства. Используя тот же критерий, с помощью которого он показал, что «Шримад-Бхагаватам» является самым авторитетным из всех свидетельств, он доказал авторитетность шастр, явленных миру Брахмой, Нарадой, Вьясой, Шукадевой Госвами, а также идущим в парампаре после них учителем таттвы (таттва-гуру) Шриманом Мадхвачарьей, Виджая-дхваджей, Брахманья Тиртхой, Вьясатиртхой и другими.
Отсюда явствует, что Брахма-сампрадая представляет собой гуру-пранали (парампару, или духовную иерархию) Гаудия-вайшнавов, принявших прибежище Шри Чайтаньи Махапрабху. Кави Карнапур Госвами приходит именно к такому мнению в своей «Гаура-ганоддеша-дипике», а Шри Гопал Бхатта Госвами описал эту гуру-парампару в «Самскара-дипике». Шри Баладева Видьябхушана, комментатор «Веданта-сутры» («Говинда-бхашья»), придерживается той же последовательности духовных преемников. Наш почитаемый Гурупад-падма Шри Ачарья Кешари во всех своих книгах, статьях и особенно в эссе «Ачинтья-бхедабхеда-таттва» доказывал эту истину с помощью различных доводов и свидетельств из писаний. В наши дни Шрила Гурупад-падма сыграл очень важную роль в деле защиты этой сампрадаи.
Как правило, мнения обычных людей отличаются несовершенством из-за четырёх имеющихся у них недостатков:
1) бхрама,
2) прамада,
3) випралипса и
4) каранапатава.
Эти четыре недостатка неизбежно присущи каждой обусловленной душе. Даже великие пандиты (учёные) не могут избавиться от них, хотя и пытаются размышлять о высшей Реальности, запредельной и недосягаемой для чувств, поэтому мнения этих пандитов нельзя считать безупречным или достоверным свидетельством. Что же касается Вед, поскольку они имеют божественное происхождение (апаурушея — «не созданы людьми»), их слова являются единственным авторитетным свидетельством, описывающим то, что неподвластно восприятию материальных чувств. Непосредственное восприятие, гипотезы, сравнительный анализ, исторические свидетельства и прочие виды доказательств могут быть полезны лишь в том случае, когда соответствуют шабда-праману (утверждениям Вед). Только тогда они могут помочь в определённой степени и могут служить доказательством; в противном случае они вообще не рассматриваются как достоверные свидетельства. Однако абсолютно независимый и всемогущий Бхагаван Сам появляется в чистых сердцах совершенных мудрецов и вайшнава-ачарьев, всецело погруженных в духовный транс, и открывает им совершенное знание в форме Вед. Таким образом, авторитетность самоочевидных Вед, олицетворяющих истинное знание, безупречна и несомненна во всех отношениях.
Только Кришна является парама-таттвой
Только Кришна является Сваям Бхагаваном и прибежищем для каждого. Веды, Упанишады, «Гита», Пураны, главная из которых — «Бхагавата-пурана», и агамы называют пурна-таттвой или парама-таттвой только Кришну. Кроме того, Он — сарвешварешвар, Господь и повелитель всех других повелителей. В таких стихах «Шримад-Бхагаватам», как кришнас ту бхагаван свайам и ваданти тат таттва-видас таттвам йадж гйанам адвайам, Шри Кришна провозглашается Сваям Бхагаваном и адвая-гьяна-пара-таттвой. Шри Кришна, адвая-гьяна-пара-таттва, имеет три сварупы, или присущих Ему ипостаси. Это Брахман, Параматма и Бхагаван. Только Шри Кришна является Сваям Бхагаваном. Сияние, исходящее от Его тела, называется нирвишеша-брахманом, однородным духом. Параматма — это частичная экспансия Бхагавана, которая пребывает во всех дживах как сакши (свидетель). Но чистые преданные Бхагавана, идущие путем бхакти-йоги и получившие Его даршан, могут созерцать Его сач-чид-ананда шри виграху:
преманджана ччурита бхакти-вилочанена
сайтах садхайва хридайешу вилокайанти
«Его чистые преданные, чьи глаза умащены бальзамом любви, всегда созерцают Его в своём сердце» («Брахма-самхита», 5.38).
Гьяни созерцают пара-таттву в виде нирвишеша-брахмана. Их глаза не могут увидеть шри виграху Бхагавана, поскольку они ослеплены ярким сиянием, исходящим от Его тела («Ишопанишад», 15). Те, кто поклоняется пара-таттве, идя путем медитативной йоги (дхьяна, или аштанга), осознают Его в образе Параматмы. Но чистые преданные Бхагавана (шуддха-вайшнавы) благодаря своему бхакти (бхаве) видят Его сач-чид-ананда шри виграху. Видение образа Бхагавана — это полное и совершенное видение, в то время как видение Брахмана и Параматмы частично. Веды, Упанишады и Пураны подтверждают, что именно Шри Кришна является Сваям Бхагаваном Шри Хари:
а) апашйам гопаманипадйаманама
ча пура ча патхибхишчантам са садхричих
са вишучирвасана аваривартти-бхуванешвантах
«Я видел мальчика, который явился в династии пастухов и которого никто и никогда не может победить. Он странствует многими путями; порой Он совсем близко, а порой очень далеко. Иногда Он одет в разноцветные одежды, а иногда — в однотонные одежды. Так Он всегда проводит Свои проявленные и непроявленные лилы» («Риг-веда», 1.12.164.31).
шйамач чхабалам прападйе
шабалач чхайамам прападйе
«Трансцендентной обители чид-ананда-майя-дхамы, где проходят удивительные, исполненные радости лилы, можно достичь служением Кришне, а Кришну можно обрести, достигнув трансцендентного мира, полного всевозможных чудес» («Чхандогья-упанишад», 8.13.1).
Слово шьяма означает «Кришна». Смысл этого стиха в том, что слово кришна («чёрный цвет») передаёт идею пара-таттвы в её аспекте ниргуны, или свободы от любых материальных качеств, поэтому пара-таттву можно представить как чёрную — свободную от какого-либо цвета. И наоборот, слово шабал означает гаура; это значит, что в другой ипостаси пара-таттва имеет бесчисленные цвета или является совокупностью всех цветов. Другими словами, пара-таттва, наделённая всеми трансцендентными качествами, — это Гаура. Поэтому сокровенное значение этой мантры в том, что Гауру можно достичь, совершая кришна-бхаджан, а Кришну можно достичь, совершая гаура-бхаджан.
эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам
«Все аватары, начиная с Рамы и Нрисимхи, являются частями и частями частей Высшей Личности, Бхагавана. Но Кришна — это изначальный Сваям Бхагаван» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).
маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа
«О Арджуна! Нет никого превыше Меня» («Бхагавад-гита», 7.7).
эковаши сарвагах кришна идйа
эко 'пи сан бахудха йо 'вабхати
«Единственному повелителю всех, вездесущему, не имеющему равных Парабрахману Шри Кришне поклоняются полубоги, люди и все живые существа. Хотя Он один, с помощью Своей непостижимой энергии Он проявляется во многих образах и устраивает всевозможные развлечения» («Гопал-тапани-упанишад», Пурва).
ведайш ча сарвайр ахам эва ведйах
«Во всех Ведах Я — единственный объект познания» («Бхагавад-гита», 15.15).
Некоторые сомневающиеся люди утверждают, что в Ведах нигде не упоминается имя Кришны, но это представление совершенно неверно. Веды представляют только Кришну, иногда напрямую (мукхья, прямое или буквальное упоминание, или анвая, непосредственное толкование), а иногда косвенным образом (гауна, второстепенное или образное упоминание). Мы уже показали это, приведя такие шрути-мантры, как апашйам гопамани падйаманама и шйамач чхабалам. В мантрах «Риг-веды» лила Бхагавана описывается таким образом:
та вам вастунйушмасигамадхйаи йатра
гаво бхуришринга айасах
атраха тадуругайасйа кришнах парамам
падамавабхати бхури
«Я желаю достичь Твоей обители (Радхи и Кришны), где прославленные камадхену (коровы, исполняющие все желания) с прекрасными рогами могут даровать сокровище, которого я так жажду. Эта высшая обитель Кришны, исполняющего желания Своих преданных, вся излучает яркий свет».
В этой ведической мантре описывается очарование и красота Враджендра-нанданы Шри Кришны и Его дорогих коров. В Ведах есть несколько мест, где встречаются такие прямые или буквальные описания (мукхья-вритти). В других местах Кришну описывают косвенным образом (гауна-вритти), например («Брихадараньяка-упанишад», 2.5.14-15):
айам атма сарвешам бхутанам
мадху айатмана сарвешам
бхутанам адхипатих сарвешам
бхутанам раджа итй ади
В этой мантре о Шри Кришне говорится косвенным образом (гауна): Его называют здесь мёдом, царём и повелителем всех состояний бытия. На Кришну здесь указывает слово атма (Атман). В этом же смысле слово атма используется и в «Шримад-Бхагаватам» (10.14.55):
кришнам энамавехи твам атманам акхилатманам
«О царь! Знай, что Кришна — душа всех душ».
Кришна является Парабрахманом, Параманандой, Пурна-брахманом и Сваям Бхагаваном. На это ясно указывают такие стихи «Шримад-Бхагаватам», как гудхам парама-брахма манушйа-лингам, йан митрам параманандам пурнам брахма санатанам и кришнас ту бхагаван свайам. «Вишну-пурана» тоже называет Шри Кришну Парабрахманом, о чём свидетельствуют такие заключительные утверждения, как йатраватирнам кришнакхйам пара-брахма наракритим. Подобные высказывания можно найти в «Гите», например, брахмано хи пратиштхахам. Наши Госвами привели достаточно свидетельств из шастр, подтверждающих, что Враджендра-нандана Шри Кришна — высшая ипостась пара-таттвы. Он — источник всех аватар и экспансий, таких, как Рама и Нрисимха, и Он — основа Параматмы и Брахмана.
Шри Кришна — сарва-шактиман
(обладатель и источник всех энергий)
Описания энергий пара-таттвы можно найти повсюду в Ведах и в других шастрах божественного происхождения. Великие освобожденные святые, признававшие заключения шастр, подтвердили, что шакти (энергия) — это одна таттва (истина), а шактиман (обладатель или повелитель энергии) — другая. Но хотя это две различные таттвы, они во всех отношениях вечно неразделимы (адвайа). Смертные не могут понять сокровенные отношения между шакти и шактиманом, ибо возможности их разума весьма ограничены. По сути, хотя сама субстанция и энергия субстанции различны, они при этом неразделимы, или неотличны друг от друга. Таково их одновременное единство и различие. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху и Его последователи, Гаудия-вайшнавы, определяют соотношение между энергией и её источником, называя его ачинтья-бхедабхедой (непостижимым единством и различием). Шрила Джива Госвами, утверждая в своих «Сандарбхах» учение о таком соотношении между источником энергии и самой энергией (ачинтья-бхедабхеда), приводит и свидетельства из шастр, и неопровержимые логические доводы. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Шримати Радхика — это полная энергия, а Кришна — полный источник энергии и что при этом между Ними нет разницы. По природе Своей Шри Радха и Шри Кришна неотделимы друг от друга, как неотделимы мускус и его аромат или огонь и его жар. Господь проявляется в двух образах — Радхи и Кришны, чтобы наслаждаться расой Своих игр.
радха — пурна-шакти, кришна — пурна-шактиман
дуи босту бхеда нахи, шастра-параман
мригамада, тар гандха — джойчхе авиччхед
агни, джвалате — джойчхе кобху нахи бхед
радха-кришна айчхе сада экаи сваруп
лила-раса асвадите дхоре дуи-руп
«Шри Радха — полная (совокупная) энергия, а Шри Кришна — полновластный её владыка. Все богооткровенные писания подтверждают, что Они неотличны друг от друга. Они несомненно едины и неразделимы, как неразделимы друг от друга мускус и его аромат или огонь и его жар. Таким образом, Радха-Кришна — это одно целое, и тем не менее, Они проявляются в двух образах, чтобы наслаждаться вкусами лил» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.96-98).
Эта сиддханта провозглашается и в «Веданта-сутре» (в комментарии «Говинда-бхашье»): шакти шактиматор-абхедах. С точки зрения васту-таттвы (существующей реальности) нет иной истины, кроме Шри Кришны, и именно поэтому шастры называют Его адвая-таттвой (единой Истиной). Люди, стоящие на разных уровнях духовного развития (то есть имеющие разную адхикару) и практикующие, соответственно, разные виды поклонения, воспринимают одну и ту же адвая-таттву тремя способами. Те, кто лишь развивает гьяну, видят в Брахмане состояние бытия, противоположное инертному материальному существованию. Другими словами, они воспринимают Брахман как однородный, бесформенный, не имеющий энергий и бездеятельный дух. Однако такое знание не позволяет узнать, каковы же свойства этой субстанции. Те, кто ищет адвая-таттву через буддхи-йогу (медитативную модель буддхи-йоги), видят Параматму, наблюдающую за атмой, и такое осознание не противоречит индивидуальной природе атмы. Однако те, кто видит истинную реальность, практикуя бхакти-йогу, не обусловленную ничем материальным, достигают самой адвая-таттвы и лицезреют Сваям Бхагавана в образе Высшей Реальности, обладающей всем богатством, всей сладостью и всем могуществом («Вишну-пурана», 6.5.47).
Осознание Брахмана и Параматмы материально обусловлено. Иначе говоря, осознание Брахмана возникает из отрицания иллюзорных обозначений (упадхи), а осознание Параматмы имеет с такими обозначениями некоторую связь. Но духовный образ Бхагавана можно узреть только духовными глазами, не обусловленными ничем материальным. Подлинная реальность — это сварупа Бхагавана, а энергия бхакти — это шакти-таттва.
Бхагаван, воспринимаемый без Его шакти, — это только нирвишеша-брахман. Есть люди, которые считают, что брахма-даршан — это и есть конечное духовное осознание, однако такое мнение отражает только их собственные необъективные представления. Даршан лишённого разнообразия и энергий Брахмана может быть только частичным осознанием или восприятием, поскольку в таких шастрах, как «Шримад-Бхагаватам», мы встречаем понятие Парабрахмана. Значение слов брахман и пара-брахман неодинаково. В «Гите» и других писаниях Шри Кришна предстаёт как причина и основа Брахмана, поэтому Сваям Бхагаван Шри Кришна является Абсолютной Истиной, а Брахман — это лишь Его безличностное проявление или сияние, исходящее от Его тела. Параматма тоже представляет собой частичную экспансию Бхагавана. Другими словами, осознание Брахмана — это сухое, лишённое жизни восприятие адвая-гьяна-таттва-васту. Когда человек ясно осознает Высшее Существо, которое в тонкой форме пронизывает инертную материю, это называют осознанием Параматмы. А осознание Бхагавана — это полное восприятие адвая-гьяны со всеми индивидуальными особенностями и качествами Высшей Абсолютной Личности.
Осознание Бхагавана бывает двух видов: айшварья-прадхана (поклонение, в котором преобладает знание о Его богатствах и величии) и мадхурья-прадхана (осознание, в котором преобладает Его сладостность). В аспекте айшварья-прадхана Господь являет образ Шрипати Нараяны, а в аспекте мадхурья-прадхана Он — Радханатха Шри Кришна.
Шри Кришна — это единственная адвая-таттва-васту (недвойственная истина или реальность). Он включает в Себя аспекты Брахмана и Параматмы; Его сладостная природа с(по)крывает величие и богатство Шри Нараяны; Он обладает Своей трансцендентной энергией. Это объясняется в «Шветашватара-упанишад» (6.8):
на тасйа карйам каранам ча видйате
на тат самаш чабхйадхикаш ча дришйате
парасйа шактир вивидхайва шруйате
свабхавики гйана-бала-крийа ча
«Все деяния (крия) Парабрахмана, или Параматмы, нематериальны, ибо нематериальны чувства (карана), с помощью которых Он эти деяния совершает. Поскольку Его чувства нематериальны, все Его поступки являются апракрита-лилой, божественными играми. Его нематериальное (апракрита) тело, излучая свет, присутствует повсюду и во все времена, поэтому никто не может быть равным Ему, не говоря уже о том, чтобы превосходить Его в чём-либо. Известно, что у Парамешвары есть различные божественные энергии, три из которых главные: гьяна-шакти, бала-шакти и крия-шакти. Эти три энергии также называются чит-шакти, или самвит-шакти; сат-шакти, или сандхини-шакти, и ананда-шакти, или хладини-шакти».
Кроме того, эта пара-шакти Бхагавана проявляется как чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Чит-шакти, также называемая сварупа-шакти или антаранга-шакти, проявляет дхамы, такие, как Вайкунтха, Голока и Врадж. Майя-шакти называется ещё бахиранга-шакти. Все материальные миры или неодушевлённые материальные предметы проявляются из этой энергии.
Из джива-шакти, или татастха-шакти проявляются все бесчисленные дживы. Вместилище, или источник этих трёх шакти — Сам Шри Кришна.
У Кришны одна естественно присущая Ему энергия — пара-шакти. Она состоит из бесчисленного множества радостных игр и неизменно растущего, исполненного многообразия блаженства. Хотя влияние этой энергии безгранично и повсеместно, дживы могут воспринимать её только как чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти.
Описание трёх аспектов этой пара-шакти часто встречается во многих ведических писаниях, например («Шветашватара-упанишад», 6.8):
парасйа шактир вивидхаива шруйате
свабхавики гйана-бала-крийа ча
В «Вишну-пуране» (6.7.61) также говорится:
вишну шактих пара прокта
кшетрагйакхйа татха пара
авидйа карма самгйанйа
тритийа шактир ишйате
«Энергия Господа Вишну делится на три категории: пара, кшетрагья и авидья. Пара-шакти Вишну называют чит-шакти, кшетрагью — гъяна-шакти, а авидью — майя-шакти».
В «Гите» тоже есть упоминание об этом:
апарейам итас тванйам пракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат
«Но эта неживая материальная природа, состоящая из восьми элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго), есть низшая природа. Знай, что Я обладаю другой, высшей энергией, проявляющейся в виде джив, которые действуют в материальном мире, чтобы наслаждаться плодами своей деятельности» («Бхагавад-гита»,7.5).
Сварупа Кришны, или Его изначальный образ, состоит из caт, чит и ананды, поэтому Его сварупа-шакти проявляется трояко. Из ананды проявляется хладини-шакти, из caт — сандхини-шакти, а из чит — самвит-шакти. Самвит-шакти именуют ещё гьяна-шакти. Хладини-шакти приносит Кришне радость (ахладит), и именно поэтому она называется хладини. С помощью этой шакти Кришна, олицетворение блаженства, наслаждается Сам и дарует трансцендентное счастье бхактам. Сутью хладини-шакти является према. Према всецело состоит из трансцендентной расы и является проявлением ананды. Концентрированная суть премы называется маха-бхавой, а воплощение маха-бхавы — это Шримати Радхика. Таково краткое объяснение понятия шакти.
……………………………………………………..
Редакция: Ари Мардан д.
: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж