?

Жемчужины океана бхакти. Цитаты из хари-катхи. Часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 239. Опубликовано: 28-08-2021, 11:52

Жемчужины океана бхакти

Цитаты из хари-катхи

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Конспект Вичитры д.д.

Часть 1

 

Визит Камсы во Вриндаван

Вриндаван, 11.11.94г.

Сегодня экадаши. Сегодня просыпается Вишну. Однако для вайшнавов Он никогда не спит. Он спит только для материальной деятельности, а не для духовной. Этот экадаши – будильник, который разбудит нас. До Картики осталось всего пять дней. Обязательно соблюдайте обеты в эти последние пять дней, повторяйте харинаму и принимайте маха-прасад, но не изысканную пищу, совершайте парикраму, предлагайте лампаду Туласи и т.д.

На Кеши Гхате состоялась горячая дискуссия между Мадхумангалом и Кришной.

– Ты гордишься тем, что люди любят Тебя, – сказал Мадхумангал, – но не Ты им нравишься, их привлекает павлинье перо и флейта, на которой Ты играешь.

Тогда Кришна отдал перо и флейту Мадхумангалу и ответил:

– Теперь им понравишься ты.

Наступил момент, когда Камса послал демона Кеши убить Кришну. Увидев светлолицего Мадхумангала с пером и флейтой, Кеши был сбит с толку, потому что ему сказали, что Шьяма – чёрный. Он резко лягнул своими задними ногами, и мощный поток воздуха сразу сбил Мадхумангала с ног. Опешивший Мадхумангал сразу вернул перо и флейту Кришне. Позже Кришна убил этого демона. Мадхумангал признал, что Кришна популярен Сам по Себе, и поклялся больше не носить одежду и атрибуты Кришны.

Камса посылал так много демонов, чтобы убить Кришну, но никто не смог с Ним расправиться. Поэтому он решил: «Он всего лишь мальчик. Я сам пойду и убью Его».

На границе Вриндавана по воле Йога-майи Камса, приняв омовение в Ямуне, вышел из реки в облике старухи. Йога-майя заставила его носить на голове горшок с коровьим навозом и делать из него лепёшки. Таким образом Камса больше не мог думать об убийстве Кришны. Ему не хотелось возвращаться в Матхуру в образе старухи. «Ты явился сюда, чтобы творить зло, – сказала Йога-майя, – теперь совершай покаяния: вставай и приседай сотни раз!» И Камса был вынужден это делать. Затем, совершив омовение в Ямуне и снова приняв облик царя, он вернулся обратно в Матхуру и поклялся никогда больше не посещать Вриндаван.

Значение парикрамы состоит в том, чтобы искать Шри Шри Радху и Кришну, а не просто обходить множество мест. Мы должны развивать сильное желание найти Божественную Чету.

Гаудия-вайшнавизм – это система, это целое древо. Если вы поклоняетесь только своему гуру и не принимаете наставлений других вай­шнавов, Гаудия-вайшнавизм умрёт в вашем сердце. Вы не можете поклоняться только одной ветви дерева. Поклоняться всему древу – это здоровое отношение.

 

«Манах-шикша»

Вриндаван, ноябрь 1994г.

Чтобы достичь враджа-премы, необходимо украсить себя гирляндой наставлений «Манах-шикши» Рагхунатхи даса, глубоко приняв их сердцем. Без садху-санги не придёт шраддха. Не имея шраддхи, услышав даже очень много истин, мы не сможем их осознать. Преданный, который обрёл шраддху и получил югала-мантру от истинного гуру (уттама-адхикари), никогда не упадёт. Служите гурудеву с атма-рати. Преданный не должен удовлетворяться лишь тем, что видит своего гуру как величайшего риши, учёного, он должен видеть гурудева как свою жизнь и душу; гурудев – его лучший друг, прана-бандху. Мы не должны просто предлагать дандават-пранамы 24 часа в день и тем самым беспокоить учителя.

На теле Кришны есть 24 ½ луны (чандры). Он– владыка всех чандр. Вишванатха Чакраварти не мог понять, где у Кришны находится ещё ½ чандры, и, отчаявшись, решил покончить жизнь самоубийством. Он хотел утопиться в Радха-кунде, привязав большую говардхана-шилу к шее.

Мы думаем, что весь мир должен принять вайшнавизм, но мы не можем обратить в него даже своё сердце. Если мы начнём совершать бхаджан серьёзно, тогда проблем не будет. Наше самити станет успешным, если мы будем оказывать честь другим вайшнавам. Наша единственная проблема – как совершать бхаджан, как обрести враджа-прему и как служить Югала Кишоре. Не решив эту проблему, мы не сможем решить и другие.

Полюбите от всего сердца «Манах-шикшу», всегда находитесь под руководством дикша– и шикша-гуру и имейте большую веру в мантры, данные духовным учителем. Бхактивинода говорит, что плодом нашего сукрити из прошлых жизней является возможность видеть настоящего вайшнава. Служа ему, уменьшаются кармические желания. С уменьшением кармических желаний возрастает шраддха. Без шраддхи преданный не захочет служить вайшнавам. Не имея шраддхи, он будет бегать туда-сюда, слушать многих и не следовать их наставлениям, теряя время зря.

Атма-рати – поклоняйтесь гуру от сердца. Удовлетворите учителя служением. Разберитесь в его желаниях и настроении. Это служение. Если гуру хочет воды, предложите ему, прежде чем он попросит её.

Оказывайте уважение вайшнавам в соответствии с их положением.

Воспевайте наму с любовью. Прити-пурвака джапа коро. Вишванатхе Чакраварти Тхакуру было дано указание повторять кама-гаятри, состоящую из 24 ½ слогов, но он насчитал лишь 25 слогов, и поэтому беспокоился. Шрила Кришнадас Кавирадж сказал, что в ней 24 ½ слога. Вишванатха Чакраварти знал, что Кришнадас Кавирадж не может ошибаться. Лоб Кришны под бинди – это ½ луны. Итак, он хотел покончить жизнь самоубийством на Радха-кунде, однако он услышал голос с небес, говорящий, что Кастури Манджари (Кришнадас Кавирадж) – освобождённая душа, которая не ошибается. Любой слог, следующий за слогом "ва", всегда равен ½; в слове "девая" – ½ слога – это "йа". Мы должны стремиться совершать бхаджан, Вишванатха Чакраварти приложил столько усилий, чтобы разгадать эту мантру. Он думал: «Мантра не проявляется в моём сердце. Как тогда я могу жить?»

Мы должны повторять так, чтобы в этой жизни, в сердце, понять значение мантры. Сначала мы должны совершать бхаджан, а затем уже выполнять другие свои обязанности. Мы должны перестать думать, что в этой жизни важно что-то ещё. Следует думать только о том, что в Сева-кундже Парабрахман массирует стопы Шримати Радхарани. Наш гуру – служанка Шримати Радхарани, и мы должны доставить Ей удовольствие. Мы не знаем никакой дхармы или адхармы, но только то, что мы Её служанки.

 

Бхрамара-гита

Вриндаван, ноябрь 1994г.

Матхураваси не могли понять горе Кришны, почему Он так жаждал встретиться с гопи. У Него не было никого, кому Он смог бы раскрыть Свою печаль, поэтому Он послал Уддхаву во Вриндаван, чтобы он увидел всю любовь враджаваси к Кришне.

Нанда Баба очень удачлив, потому что постоянно плакал о Кришне. Он увидел Уддхаву и хотел спросить, как поживает его лала, но не смог выговорить ни единого слова. У него было очень сильное желание узнать о Кришне, но он не мог говорить, он мог только плакать. Уддхава сказал Нанде, что его сын – Сам Верховный Господь, однако Нанду беспокоило только то, что его сын ушёл. Разговор с Уддхавой лишь усилил горе Нанды, а не утешил его.

После ухода Кришны гопи остались в Уддхава Кьяри и прекратили всякую телесную деятельность. Они не стирали свою одежду, потому что она была покрыта пылью с лотосных стоп Кришны, когда Он уезжал. Когда их слёзы капали на ткань, они не желали смывать пыль и слёзы. Кьяри означает «небольшой сад». Это изолированное место в густых джунглях, куда не ходят другие. Радхарани жила в ещё более изолированном месте, глубоко в лесу.

Гопи встревожились, увидев, что Уддхава едет на золотой колеснице. «Кришна убил Камсу, и теперь Он – царь Матхуры и отправляет Своего слугу на золотой колеснице» – думали они. Это взволновало умы гопи, и Уддхава пристыдился, войдя во Врадж в роскошных украшениях. Ему было неловко носить золотые драгоценности. Уддхава был похож на Кришну, на его шее висела гирлянда от Кришны (прасад). На нём был питамбар, но гопи знали, что он не Кришна, и даже не смотрели на него. Это настоящая пати-врата (воздержание возлюбленных). Они не смотрели ни на кого другого. По запаху гопи определили, что эта мала принадлежала когда-то Кришне; они чувствовали аромат Его тела. Они знали, что Уддхава был очень близок со Шри Кришной. Затем они поняли, что могут получить новости о Кришне от Уддхавы. Гопи называли Его Уттама-шлока – «Тот, кто получает удовольствие от слушания очень возвышенных шлок». Когда гопи и даже Яшода ругают Кришну, Ему это доставляет самое большое удовольствие.

Уддхава сошёл с колесницы и снял свои золотые украшения. Он стал смиренным, и тогда гопи подошли к нему, выразив доверие. Пастушки предложили ему асану, и он присел. Собственно, он не сел на неё, а сел рядом с асаной. Кришна уже сказал Уддхаве, что Радха – Его гуру любви, который даёт Ему прему. Уддхава видел гопи как учителей и не садился на асану в их присутствии.

Гопи сказали Уддхаве, что Кришна (формально) послал его не ради гопи, потому что гопи даже не были замужем за Ним; у них (как будто) не было отношений с Ним. Они понимали, что Кришна послал Уддхаву ради Нанды и Яшоды, потому что родительские отношения нельзя разорвать. Они молвили: «Кришна послал тебя из-за их любви, а не из-за нашей. Почему наша любовь прервалась?» Потом они начали горько рыдать. Уддхава понял, что его любовь к Кришне была намного меньше, чем любовь гопи. Затем появился мимо пролетающий шмель и полетел через джунгли к Радхарани. Этим шмелём был Сам Кришна, который прилетел испытать силу випраламбха-бхавы Радхи.

 

«Упадешамрита»

Вриндаван, ноябрь 1994г.

Есть два вида садханываидхи и рагануга. Бхава и према, исходящие из ваидхи, отличаются от рагануги. Но только тот, кто служил расика-гурудеву, может понять эту разницу. Рагануга естественна, она являет себя, полностью поглощая сознание садхака (авеша).

Рагануга – это садхана, рагатмика – результат такой садханы. Если кто-то хочет иметь настроение рага-майи гопи, Яшоды Ма и так далее, тогда он квалифицирован практиковать рагануга-бхакти. Тот, кто жаждет этой бхакти, будет следовать восьмому стиху «Упадешамриты». Он должен будет жить во Вриндаване под руководством расика-вайшнава, который следует по стопам рагатмика-джаны (враджаваси).

Разница между рагануга-садхана-ангой и ваидхи-садхана-ангой заключается в настроении. Практики (внешне) такие же, но настроение разное. Следуя наставлениям Чайтаньи Махапрабху, человек, безусловно, должен достичь рагануга-премы. Если кто-то получит общение спутников Махапрабху, несомненно, он будет жаждать рагануга-бхакти. Эта жажда рага-марга должна прийти.

Если есть лицемерие (капата), человек будет думать, что шуддха-бхакти – это ашуддха-бхакти.

Если у вас есть жажда рагануги, прочтите «Манах-шикшу» Рагхунатхи даса Госвами и «Упадешамриту».

«О мой дорогой ум, я беру твои лотосные стопы в руки и глубоко молюсь тебе. Я буду тебе благодарен». Откажитесь от всех видов гордости – богатства, пратиштхи, красоты, высокого происхождения, или знания. Откажитесь от всего.

Нет разницы между дхамой и Кришной. Кришна в форме Баладевы – это дхама.

 

Бхрамара-гита

Вриндаван, ноябрь 1994г.

Кришна так любит гопи, что послал к ним в качестве Своего дорогого посланника Уддхаву. Они никого к Нему не отправляли. Кришна послал Уддхаву в собственных интересах, а не для пользы гопи. Невозможно утешить гопи, находящихся в разлуке. Кришна утешает, но это только усилило их чувство разлуки. Према растёт все больше и больше, горит, как от подливания топлёного масла в огонь.

Почему Шри Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру? Тот, у кого есть снеха, сильная привязанность к месту, где так много любви, почему он уезжает туда, где любви меньше? Убив Камсу, Кришна мог бы вернуться во Вриндаван, но Он так и не вернулся. Он мог бы время от времени утешать гопи, но нет…

В Двараке Он сначала женился на восьми царицах, затем взял в жёны 16 000. Он не мог позвать в Двараку всех гопи, Нанду Бабу и остальных, потому что их негде было бы поселить. Однако, Он может расширять и сжимать пространство, для Него это не проблема. Если кто-нибудь сможет ответить на все эти вопросы (противоречия), то сможет войти в царство враджа-премы. Кришна так жаждал премы, что послал Уддхаву во Вриндаван, чтобы передать от Него сандеш для гопи. Это усиленное настроение разлуки. Враджаваси не могли отправиться в Двараку, потому что их настроение мадхурьи не соответствовало царящей в ней айшварья-преме.

Кришна отправился в Удджайн к Сандипани Муни, который был нирвишеша-вади. У него на лбу были три линии тилаки, и он повторял   мантру "сохам". Шри Кришна отправился совершить омовение в Ямуне после возвращения в Матхуру, проведя в Удджайне 64 дня. Ямуна принесла Ему сообщение о том, что гопи, птицы, растения – все во Врадже умирали в разлуке. Тогда Кришна заплакал и послал туда Уддхаву. Пока Уддхава был в отъезде, Кришна с нетерпением ждал его возвращения. Он думал: «Когда он вернётся?! Когда же он вернётся?!»

Одна из причин, по которой Кришна время от времени не возвращался во Вриндаван, заключалась в том, что Он боялся, что Джарасандха (отец жён Камсы) пошлёт множество солдат, чтобы атаковать Вриндаван и убить враджаваси. Гопы – это вайшьи, и во Врадже не было армии, которая могла бы их защитить.

Деваки и Васудева послали Кришну в Удджайн, чтобы вывезти Его из Матхуры. Они боялись, что некоторые враджаваси придут в Матхуру, и Кришна, увидев их, вспомнит о Вриндаване и вернётся туда. Гопи сравниваются с прекрасными лотосами. Кришна не брал гопи в Двараку. Если Он срежет цветок лотоса, цветок погибнет через несколько дней. Невозможно выкопать это растение с корнем (он находится глубоко под водой) и пересадить растение целиком.

 

Превосходство Радха-кунды

Матхура, ноябрь 1994г.

Шрила Рупа Госвами рассказывает, как совершать бхаджан, он пишет: тан нама рупа чаритади сукиртанану. В этой шлоке обобщена вся суть и содержание его книг. Вам придётся жить во Врадже, если не телом, то умом. Нужно будет получать наставления непосредственно от живого рагануга-вайшнава. Он должен быть живым преданным. Шрила Рупа Госвами не придёт давать вам наставления.

Всегда повторяйте сладостные имена, которые очень дороги Шри Рупе Госвами и гурудеву. Всегда помните о святых местах. Избавьтесь от всех анартх. Тогда в мгновение ока проявится шуддха-бхакти, а позже према-бхакти войдёт в сердце. Следуйте пяти главным видам бхакти.

Все места во Врадже – сач-чид-ананда, проявленные сварупой-шакти. Только те, кто обладают гаура-премой и следуют за Гаудия-вайшнавами, могут познать величие Радха-кунды. Представители других сампрадай будут думать, что Варшана выше. Радха-кунда – это Сама Шримати Радхика. Мудрый человек будет служить Ей.

Гьяни более квалифицированы, чем карми. Карми не понимают разницы между материальным и духовным. Они погрязли в (корыстной) семейной жизни. Шуддха-бхакта Нарада более квалифицирован, чем гьяни.

Те, кто совершают бхаджан во Вриндаване и на Радха-кунде под руководством Рупы Госвами и его последователей, очень дороги Шри Кришне. Кришна не подчиняется айшварья-бхаве. Там, где есть айшварья-бхава, продвижение идёт медленно. Те, кто не знает разницы между Дваракадхишей, Нараяной, Враджендра-нанданой, Радха-Дамодарой и Яшода-Дамодарой, не могут познать славу Радха-кунды. Если у человека достаточно шраддхи и ништхи, Радха-кунда может даровать радха-прему.

Вриндаван превосходит Матхуру (Мадху Пури), потому что там проводилась раса-лила. Говардхан превосходит Вриндаван, потому что в раса-лилу во Вриндаване допускаются все виды гопи. Вход в раса-лилу, которая происходит на Говардхане, – ограничен. Радха-кунда превосходит Говардхан, потому что высшая према-вайчиттья имела место на Радха-кунде. Радхарани оставила раса-лилу на Говардхане, потому что хотела быть наедине с Кришной, и тогда Она отправилась на Радха-кунду. Кришна последовал туда за Ней.

 

День явления Ямуны Деви

Вриндаван, 5.11.94

Мы молимся Ямуне Деви. Если кто-то предлагает ей пранаму, принимает в ней омовение или каким-либо образом почитает её, она не позволит ему отправиться в царство её брата. Те, кто примет омовение в Ямуне, станут чистыми. Если кто-либо окропит свою голову водой Ямуны, примет ачаман или каким-либо образом поместит её воду на любую часть тела или подумает о Ямуне, все его великие грехи уйдут, и в сердце проявится рагануга-бхакти. Если человек грешен и атеистичен, то подумает, что Ямуна грязная, и не придёт на её берег. Кришна создал особую систему управления, чтобы держать подобных людей подальше. Вот почему пришёл Шанкарачарья. Однако вода у Ямуны всегда чистая (т.е. трансцендентная). Према-бхакти, рагануга-бхакти приходит через Шри Чайтанью Махапрабху. Тем, кто живёт на берегу Ямуны, нет необходимости принимать ачаман. У них автоматически будет према-бхакти. Однако мы должны делать ачаман и совершать ритуальные омовения. Для тех, у кого есть бхакти, Ямуна увеличивает её до уровня шуддха-бхакти и радха-премы.

Ямуна уходит так глубоко, что вся её вода смешивается с Гангой, Ганга уходит в океан, но эти воды не смешиваются, они остаются отдельными. Ямуна достигает всех шести континентов.

Ямуна очень дорога Шримати Радхике, поскольку многообразно служит Ей. Мы не можем себе представить, насколько она сильна. Всё приходит в сердце преданного, который принимает омовение в её водах.

Ямуна почернела, когда Шри Кришна принял в ней омовение, и каджжал с Его глаз растворился в её водах.

Ямуна пришла в этот мир, и она обязательно даст милость всем. Она хочет быть с Кришной и служить гопи. Иногда она убегает в разные леса и прячется, чтобы не покидать Матхуру и Вриндаван.

Она усиливает любой вид премы, если кто-то принимает у неё прибежище. Ямуна входит в сердца преданных, которые принимают у неё полное прибежище, она усиливает их рагануга-бхакти. Она очень близка и дорога Кришне. Она обнимает Его лотосные стопы своими волнами и всегда в сердце пребывает у Его стоп. Иногда она встаёт и берёт Кришну на руки. Она освобождает и дарует према-бхакти даже ветром, который дует с её стороны.

Ямуна пошла к своему брату Ямараджу, который сказал: «Что ты хочешь, чтобы я тебе подарил?» Она ответила: «Пусть все, кто приходит ко мне, принимают омовение в моих водах, вспоминают и почитают моё имя, не попадут в ад. Пусть они обретут према-бхакти».

Сегодня люди ходят к ней, чтобы не попасть к Ямараджу, приняв новое рождение, но это материальный разум. Она исполняет желание их молитв, но может дать гораздо больше!

Сегодня мы раздадим нашим братьям множество сладостей, потому что сегодня Бхайджадуджа (благословение Ямараджи братьям и сёстрам).

 

Говардхана-пуджа

Ноябрь 1994г.

Если вы хотите обрести шуддха-бхакти, вам необходимо следовать наставлениям первых двух шлок «Упадешамриты» Шрилы Рупы Госвами и отказаться от неблагоприятных поступков. Эти шлоки являются дверью в бхакти. Лакхи и лакхи рождений нужно повторять харинаму, только тогда вы сможете практиковать бхакти должным образом. С энтузиазмом приняв эти наставления, мы должны пойти в места лила-стхали, поместить пыль с этих мест себе на голову и молиться о том, чтобы войти в них.

Шастры дают так много наставлений для каништха-, мадхьяма– и уттама-адхикари, однако мы считаем, что все наставления предназначены для достижения конечной цели. В «Бхакти-расамрита-синдху» говорится, что мы должны поклоняться дереву пиппал, Божествам и коровам, но уттама-адхикари не обязан следовать всему этому, он будет просто повторять: Харе Кришна.

Мы должны увидеть на каком духовном уровне находится наш гурудев, как он служит. Все наши ачарьи, Шрила Бхактивинода Тхакур, Вишванатха Чакраварти совершали бхаджан и давали наставления, что нам следует делать. Наш метод полноценный, пурна. Не нужно придумывать ничего нового. Гурудев и шуддха-вайшнавы видят, что мы делаем, кто обманывает, а кто нет.

Харидаса Тхакура избивали на двадцати двух рыночных площадях, но это его не беспокоило. Он всегда продолжал воспевать наму. К нам приходит так много беспокойств, но мы должны быть подобны Гималаям, не сдвинувшись ни на дюйм. Мы должны продолжать воспевать как Харидас Тхакур и Прахлада. Нам нужно совершать бхакти. Бхакти, затем парешанубхава, затем виракти (вайрагья) придут автоматически. Никаких отдельных усилий не требуется. Если вы занимаетесь бхакти, и реализации приходят медленно, ничего страшного. Парешанубхава – осознание Кришны, Его сладости. Виракти – не привязанность ко всему мирскому («Шримад-Бхагаватам», 11.2.42).

Кришна сказал Уддхаве перед Своим уходом, что према-бхакти непременно проявится в сердцах тех, кто следует наставлениям «Шримад-Бхагаватам» и полностью и бескорыстно предался Ему.

Когда вы повторяете и слушаете хари-катху, то естественно, без какой-либо практики, ваше сердце будет таять. Романча, волосы встают дыбом естественным образом. В наших сердцах есть анартхи и апарадхи, поэтому признаки бхавы не проявляются. 

В лампе на гхи есть пять огней – шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Гурудев вкладывает это в наше сердце. Это Дипавали.

Кришна сказал, что во Врадже никто не должен поклоняться полубогам, но те, кто не приняли посвящение и не знают таттва-гьяну, будут поклоняться полубогам – Индре, Ганеше, Сурье, Шакти и т.д.

Шри Кришна сказал Яшоде:

– Сегодня у Меня день рождения, поэтому ты готовишь так много вкусных блюд?

– У меня нет времени отвечать Тебе.

– Если ты не ответишь с любовью и нежностью, Я очень опечалюсь.

– Сегодня прежде всего будет индра-пуджа, а потом придёт и Твоя очередь.

– Я – твой сын, поэтому ты непременно должна сказать Мне.

– Для сыновей нет секретов. Если мы откажемся от этой парампары, Индра разозлится, и всё будет уничтожено.

Индра возгордился, думая о себе как о вседержителе, боге и правителе всей вселенной, но это – иллюзия. Он – обычная джива.

Всё, что Кришна говорил Индре, не предназначено для уттама– или мадхьяма-бхакт. Это для заблудших карми. Кришна рассуждал: «Мы должны поклоняться Нараяне. Он может исполнить желания любого человека». У Гирираджа Говардхана есть лакхи и лакхи рук и ртов, поэтому Говардхан может принимать пищу везде, говорить с каждым, ходить и делать всё что угодно.

Это было первое поклонение Говардхану, поэтому Кришна сказал, что Он будет организатором процесса. Кришна стал сразу двумя священниками и Говардханом. Поклоняйтесь коровам, омывайте им ноги и совершайте парикраму. Говардхан проявил себя и сказал, что дарует все благословения. Он сказал: «Принесите ещё бхоги! Принесите ещё!»

Конец 1 части

…………………………………………………….

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж