?

Жемчужины океана бхакти. Часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 221. Опубликовано: 8-01-2022, 08:11

Жемчужины океана бхакти

Цитаты из хари-катхи

Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

Конспект Вичитры д.д.

Часть 2

 

Нам нравится быть коровами

Говардхан, ноябрь 1994 г.

Шри Кришна был так доволен служением коров Ему, что предложил им стать Его матерью, но они отказались. Они предпочли остаться коровами по трём причинам:

1) Будучи коровами, они дают много молока, которое можно использовать для приготовления множества разнообразных сладостей для Кришны. Если бы они стали Его матерью, то они могли бы предлагать Ему только грудное молоко, но они предпочитают давать Ему сандеш, бурфи, кхир, расагулы, рабри и т.д.

 2) Если бы они стали Его матерью, то у Кришны не было бы коров, чтобы водить их на пастбища, и не было бы послеобеденных игр с мальчиками-пастушками.

3) Если бы они были человеческими матерями, они не смогли бы быть свидетелями Его мадхурья-лил. Поэтому они сказали: «Большое спасибо, но мы предпочитаем оставаться коровами».

 

«Упадешамрита», стих 1

Нандаграм, октябрь 1994 г.

Дхама и хари-катха – это наша жизнь и душа. Мы должны иметь жадность (лобху), а также выполнять строго свою садхану. Необходимо следовать правилам «Бхакти-расамрита-синдху» и «Упадешамриты» Шрилы Рупы Госвами.

1-й стих «Упадешамриты»: вачо вегам – предназначен для грихастх. У отречённого человека его побуждения уже находятся под контролем. Мы должны выполнить 1-й шаг в этом стихе, чтобы в конечном итоге достичь рагануга-бхакти. Здесь начинается всё с ваидхи-бхакти. Анйабхилашита шунйам – мы должны быть свободны от всех желаний кармы и гьяны, нужно иметь желание служить только Хари, гуру и вайшнавам. Когда мы совершаем служение, ум должен быть сосредоточен на этом служении, на гурудеве. Если в это время у нас возникают посторонние, неправильные мысли, то такое служение неприемлемо. Шри Кришна не проявится, если мы чувствуем зависть, гнев и т.д.

Вачо вегам – побуждение речи. Когда Рама оставил Ситу на попечение Лакшмана, то Она подумала: «Рама в опасности, а Лакшман не отходит от Меня». Тогда Она попыталась отправить Лакшмана на помощь супругу. Сита оскорбительно обращалась к Лакшману: «Ты хочешь насладиться мной и позволить Раме умереть!» (В ответ на эти слова Лакшман побежал спасать Рамачандру). Тогда демон Равана смог украсть Ситу (воспользовавшись тем, что Её уже никто не охранял), потому что Она Своими словами оскорбляла Лакшмана.

Сон во время хари-катхи, лень и апарадхи преодолеваются, когда человек становится способен контролировать эти шесть побуждений. Тогда можно войти в царство чистой преданности. Это лишь врата для входа, но это не сама бхакти.

Бхакти не имеет ограничений, она может проявиться в сердце любого человека в любое время – она ​​независима, она не считает: «Этот достоин, а этот не достоин». Мы должны сдерживать эти опасные побуждения. В противном случае, мы столкнёмся со множеством препятствий.

Мы должны делать то, что благоприятно для бхакти, и отказаться от неблагоприятной деятельности. Шесть проявлений шаранагати являются частью шраддхи, а не чистой бхакти. Мы не должны говорить о том, что вызовет беспокойство у других.

Когда мы слышим святое имя и не имеем прити (уважения, внимания, преданности, любви) к имени – это нама-апарадха.

Сухое отречение. У нас так много посторонних желаний, но мы всё равно от них отрекаемся. Тогда есть опасность позже пасть. Юкта-вайрагья – это постепенное, уместное для нашего пути отречение. Необходимо умеренно питаться и т.д.

Когда приходят побуждения, думайте о Хари, гуру и вайшнавах. Мы вынуждены удовлетворять побуждения (голод, жажду), иначе мы не сможем правильно думать о гурудеве. По милости гуру и вайшнавов эти побуждения можно постепенно преодолеть. Если мы съедим слишком много роскошных продуктов, тогда ум увлечёт нас к материальным объектам. Мы должны принимать только маха-прасад.

Если мы будем носить роскошную одежду, придёт гордость. Мы должны следовать словам и наставлениям гурудева, тогда анартхи уйдут прочь, а бхакти проявится в сердце.

 

Картика-парикрама

Варшана, октябрь 1994г.

Камьяван исполняет все желания, поэтому в этом месте следует молиться только о шуддха-бхакти. Мы можем молиться о бхакти, обращаясь к Вимала Кунде, Вринде Деви и Камешвару Махадеву. Все они очень близки со Шримати Радхикой и будут просить Её за нас. Сами они не могут дать это напрямую, но они уполномочены исполнять все желания, и Радхика должна заверить их, что они могут сдержать своё обещание.

Варшана. Те, кто хотят мукти, совершают апарадхи. У таких людей вообще нет знаний. Если кто-то думает, что он воплощение Бога, он не получит того вида бхакти, посредством которого Шри Кришна явит Себя. «Я не хочу мукти…». Есть пять видов мукти. Один вид (саюджья) хуже ада. В других сампрадаях так много бхакт! Они могут принять четыре других вида мукти и использовать их в служении Кришне. После мукти (и выше мукти) следует нараяна-сева на Вайкунтхе. Этого я тоже не хочу. Мы не можем видеть свою форму (сварупу), но если мы откажемся (от всех видов мукти и предадимся Кришне), тогда мы сможем её увидеть.

Одна сакхи подошла к Рупе Манджари и сказала: «Сегодня моя жизнь достигла совершенства. Я видела Кришну». Если вы увидите сверкающие ногти на Его стопах, вы не сможете отвести своих глаз от них.

Каждая частица пыли во Врадже обладает сознанием. Это подобно Параматме, у Неё так много экспансий. Пыль Враджи – это Баладев Прабху.

Уддхава Кьяри – высшее место разлуки. Радха-кунда – высшее место встречи. Уддхава Кьяри – это место, где Кришна сел на ратху (колесницу) Акруры, а гопи в связи с этим сокрушались, пытаясь помешать Ему уехать. Это также то место, где Уддхава видел гопи, оплакивающих Кришну. Гопи оставались здесь спустя три месяца после того, как Кришна покинул Вриндаван. Гопи всё ещё были там, когда приехал Уддхава, они никогда не уходили домой. Когда Уддхава прибыл, сначала он пошёл к Нанде Бабе, но Нанда Баба был так глубоко опечален, что не смог даже предложить Уддхаве что-нибудь поесть. После отъезда Кришны пища уже не готовилась. Горшки были перевёрнуты и покрыты паутиной. Нанда Баба отвёл Уддхаву в дом брахмана. Брахманы думали, что Бог всё ещё с ними. Этот брахман тоже чувствовал разлуку с Кришной, но он всё ещё поклонялся шалаграма-шиле, потому что у него было немного айшварьи. Итак, он смог дать Уддхаве рис, сваренный на молоке, но без сахара, поэтому он не имел вкуса.

Тер Кадамба. Бхаджан-кутир Шрилы Рупы Госвами. Рупа Госвами – это ключ к открытию особой мадхурья-расы. Он подобен пчеле, а Махапрабху – лотосу. Шрила Рупа Госвами взял мёд с лотоса и раздаёт теперь его всем нам. Без пчелы (мадхумаки) из цветка нельзя получить мёд, и мы бы даже не узнали об этом (расе и раса-лиле).

Рагатмика-бхакты – это жители Враджи, глубоко поглощённые любовью к Кришне, чьи сердца тают от одной мысли о Нём. Мамата – «Кришна мой» (признак премы).

Пример сита (чални). Сито – это рупануга-бхакти! Вся рагатмика-бхакти помещается в сито. В материальном мире мельчайшие и лёгкие частицы выходят из сита, а тяжёлые остаются. В трансцендентном сите всё наоборот – самые тяжёлые элементы выходят первыми. Сначала выходит дасья, затем сакхья, а затем ватсалья. Из мадхурья-расы выпадает также свакия-бхава. Паракия состоит из каматмики и рупануги (камануги). Затем выходит каматмика-бхактинаики, такие как Лалита и Вишакха, те сакхи, которые независимы. Остаётся только рупануга-бхактиманджари, которые служат Шримати Радхике. Только они могут войти в кунджу с Радхой и Кришной и служить Им в Их сокровенных играх. Рупануга – это тат тат бхава иччха-майи – чувство, которое мы испытываем (развиваем). Мы должны получить милость Шри Рупы Манджари.

Гурудев – очень близкая служанка Шримати Радхики, эксперт по организации Её встреч с Кришной. Когда Рупа и Рати Манджари и гурудев украшают Свамини, они не только украшают Её драгоценностями, но и своей бхавой.

Четвёртый стих «Гурв-аштаки»: чатур видха шри бхагават прасадо, предлагаются четыре вида пищи. Внутреннее значение этого стиха таково: гурудев наслаждается более чем четырьмя видами любви: према, снеха, праная, мана, рага, анурага, бхава, махабхава, адхирудха, мадан, мохан, маданакхья. Только Радхарани переживает маданакхью, и манджари пробуют немного этого чувства (тат тат бхава), но совсем чуть-чуть. Иначе они сошли бы с ума и не смогли бы совершать свою севу. У них чистая любовь, без каких-либо ожиданий для себя.

Чтобы достичь манджари-бхавы, сердце должно полностью избавиться от всех материальных желаний, не должно остаться даже запаха таковых. Шрила Рупа Госвами даже выше ступени парамахамсы. Парамахамса избавляется от всех материальных желаний, но Рупа Госвами кое-что добавляет, не только избавляясь от всего нежелательного, но и добавляет особые ароматы и вкусы (духовности). Он добавляет кешар-бхакти-расамрита-синдху, удджвала-ниламани и все другие грантхи.

Однажды Рупа и Санатана Госвами говорили много часов, обсуждая первую шлоку «Бхагаватам». Не было времени готовить бхогу, поэтому пришла Сама Шримати и приготовила им сладкий рис. Но настоящая причина, по которой Она пришла, заключалась в том, чтобы послушать их хари-катху.

Быть по-настоящему бедным – это значит не иметь общения с расика-вайшнавами.

 

Садхана и крипа

Матхура, 24.10.1994г.

Яшода Ма бежала быстрее, чем Кришна, и, в конце концов, она поймала Его. Если кто-то быстро бежит у вас под ногами, вы не можете его поймать. Нужно бежать с премой и привязанностью, только так можно поймать Кришну. Она схватила Его правую руку своей левой рукой. Она подняла Свою правую руку, чтобы отшлёпать Его. Он плакал, хотя, на самом деле, больше шумел, чем плакал. На Нём была гирлянда и жемчужное ожерелье; они трепетали. Кришна – Сам Брахман! Параматма, Верховный Ишвара, исполненный шести достояний, тем не менее, Он плакал от страха перед Яшодой.

Мы должны любить Кришну как локик-сад бандху, как мирские друзья. Яшода Ма хотела связать Кришну, когда Он был зол, чтобы Он не мог бегать туда-сюда. Она подумала: «Когда Его гнев остынет, я Его отшлёпаю». Она привязала Его к окале (ступе для толчения). «Если Кришна будет носиться туда-сюда, я не смогу постоянно ходить и искать Его, поэтому я привяжу Его к окале, она такая тяжёлая». Она пыталась связать Его, но каждый раз верёвка была короче на два пальца. Мы не можем связать Кришну, получить Его даршан или контролировать Его лишь с помощью нашего садхана-бхаджана.

У Рамануджи есть описание двух видов бхакт – одни преданные сравниваются с кошкой, а другие с обезьяной. Мама-кошка носит котёнка, схватив его за загривок, она всё делает для него, полностью заботясь о нём (олицетворение крипы). Детёныш обезьяны держится за мать сам; он всё делает сам (олицетворение собственных усилий в садхане). Махапрабху принял оба метода (признав их необходимость) – и садхану, и крипу.

Когда мы приняли решение служить Шри Кришне, с того самого дня милость Кришны нисходит на нас. Однако Он этого особо не выражает. Он раскрывает нам всё только тогда, когда мы достигаем уровня премы. Он не показывает явно нам того, как мы поднимаемся всё выше и выше.

Два пальца (в дамодара-лиле). Один – это наша садхана, а другой – крипа Кришны. Чтобы получить кришна-прему, должно быть и то, и другое. Одной садханой нельзя достичь премы, просто собственными усилиями. Для получения премы необходимы кришна-крипа и гуру-крипа. Но также должна быть строгая садхана. Кришна не даст крипу, если человек не прилагает должных усилий.

 

Мадхура, Мадхура

Матхура, 23.10.1994г.

Кришна так прекрасен, Он преисполнен расы, Его игры так прекрасны! Его спутники так прекрасны! Без Его спутников не может быть игр. Он бежит по оврагам Вриндавана, Яшода Ма преследует Его с палкой, и Он боится, что она ударит Его ею.

Брахма совершал аскезы в течение лакхов и лакхов лет. Но кто пришёл? Нараяна, а не Кришна! Сердце Брахмы было чистым, но Кришна всё ещё не являл Себя. Нараяна появился всего на мгновение, а затем исчез. Он вложил знания в сердце Брахмы.

Гопи совершали арчану для Кришны. На одну ночь Брахмы они встретились с Кришной. Кункума с тел гопи рассыпалась по земле, по берегу Ямуны. Они предложили Кришне сесть там, и Он был счастлив принять это предложение.

Когда Кришна ел масло, Он сидел на деревянной балке. Мама Яшода тихо подошла к Нему, но Он увидел её, спрыгнул с балки и стремглав убежал. Она подошла сзади, как кошка, ловящая мышь.

Матхура означает «взбивание». Красота Кришны и красота дхамы настолько велики, что они взбивают сердца каждого во всей вселенной. Красота Кришны такая сладкая – мадху, вот почему это место называется Матхура (мадхура).

В лесу Мадхуван жил один демон, он поедал весь мёд в нём. Он сильно беспокоил риши. У него был трезубец, и никто не мог убить его, пока он его держал. Один риши обратился за помощью к Господу Раме. Рама послал Шатругхну убить его. Когда пришёл Шатругхна, демон был уже мёртв, но его сын держал трезубец. Когда однажды демон вышел на охоту, он оставил трезубец в своём доме. Тогда Шатругхна смог убить его.

Итак, это место называется Матхура, потому что здесь был убит демон Мадху.

Без настроения гопи невозможно вкусить сладость Кришны.

Как-то Кришна отправился на Курукшетру, чтобы совершить омовение в день затмения. Сначала Он встретил там Своих родителей. Он сел к ним на колени и заплакал. Они тоже начали плакать. Он подумал: «Что это за бхава, которой нет у Меня?» Затем Он увидел гопи. Он не плакал, но они плакали, они глубоко приняли Его в свои сердца. Гопи-бхава очень редка. Йоги получают даршан Нараяны. Однако Шива, Брахма и Нарада очень желают прочувствовать гопи-бхаву, но не могут её обрести.

После того, как Кришна оставил раса-лилу, гопи были очень несчастны. Когда Он вернулся, гопи положили свои вуали на землю, чтобы Он смог сесть на них. Их вуали не были стираны много дней; они были в пятнах от кункумы, грязными от пота, и не пахли свежестью. Но гопи приказали Кришне сесть на них, и Он повиновался им.

 

Необычайная красота Кришны

Матхура, 21.10.1994г.

Намамишварам саччидананда рупам. Сатьяврата Муни предлагает пранаму Кришне. Сакхи не предлагают пранаму, Яшода Ма не предлагает, только дас (слуга) предлагает пранаму. В Сатья-югу доминирует шанта-раса, а не мадхурья-раса. Если мы видим Кришну, то только как маленького ребёнка. Он не может нормально двигаться, Он невежественен, Он не может думать: «Не будет бхакти, бхакти-расы, бхавы или премы». По мере развития бхакти-премы у нас развивается и айшварья, но она покрывается мадхурьей. Везде есть айшварья. Кришна может делать всё, в том числе и то, что невозможно. Он всемогущ, сарва-шактиман. Ишвара – Он мой единственный хозяин. В детских лилах убийства демонов присутствует необыкновенная айшварья-лила. Он сарва-шактиман, однако в страхе бежит от Яшоды. Из-за любви Он боится Своей матери.

Когда-то к нам придёт сила, чтобы сердце, ум и язык, произносящие наму, стали одним целым, но только по милости Кришны. Мы должны чувствовать: «Я самый несчастный из всех на свете. Нет никого такого же несчастного, как я».

Шри Кришна – очень маленький мальчик, младенец, бегающий по Гокуле. И всё же Он саччидананда-рупам. Кришна пребывает в страхе, Он плачет. Если кто-то плачет, что это за ананда? Тем не менее, у Кришны так выражается ананда.

Когда Он бежит, Его серьги кундала покачиваются в ушах, они по форме как рыбы. Серьги – необычное украшение. Вся Его одежда, украшения, палки, мукут и т.д. – всё это проявления Баладева Прабху. Среди всех украшений кундала наиболее удачливы (саубхагья), потому что они всегда целуют щёки Кришны. Он очень красив, когда бежит в страхе наказания; Он плачет и трёт Свои глаза маленьким кулачком.

Парама сундара нама (самые прекрасные имена): Радха-канта, Радха-натха, Радха-рамана, Раса Бихари.

Гопи говорят: «Ты такой красивый. Мы оставили варнашрама-дхарму, мужей, дом и обязанности. Но мы не виноваты в этом. Ты виноват. Если мы откажемся от нашего женского целомудрия, Ты будешь виноват в этом». Кришна зовёт каждую гопи по имени Своей флейтой. Услышав флейту, все люди и животные забывают о своих обязанностях и своей природе, все замирают как каменные.

Кришна настолько прекрасен, что Нараяна тоже хочет обрести подобную рупу. Но Лакшми удерживает Его и приходит к Кришне Сама.

Однажды Кришна играл в Яшода Бхаване. Яшода положила масло в Его правую руку. Он обнял левой рукой колонну, которая блестела, как зеркало, и увидел в ней Своё отражение. Он увидел очень красивого мальчика и предложил ему масла. Отражение предложило масло Кришне назад, не съев его. Тогда Кришна оттолкнул мальчика, а мальчик оттолкнул Его. Кришна был сбит с толку. Кришна сбивает с толку даже Сам Себя.

Яшода бежала за Кришной. Гопи и все жители деревни были свидетелями этого. Они нитья-парикары. Нарада, Брахма и Шива не могут играть с Кришной. Только гопи и гопы могут играть с Ним. Гокула – это место коров (го), гопи, гопов, Говардхана.

Пыль Враджи очень могущественна! Даже если человек не выполняет садхану, а просто совершает враджа-парикраму с полной верой, тогда враджа-раджа (пыль Враджи) приведёт этого человека к служению Югала Кишоре во Врадже!

При пении «Дамодараштаки» и других молитв сердце, ум и процесс повторения должны быть единым целым. Тогда придёт шакти. Это происходит только благодаря кришна-крипе.

 

Сила премы Радхи

Матхура, 20.10.1994г.

Радхика – не служанка Кришны, а Кришна – не служанка Радхики. Они Оба одинаковы по качеству. Они являются одной личностью. Он – пурна-шактиман, а Она – пурна-шакти.

Кришна является Истиной, но при этом Он – вор. В Нём соприкасаются противоречия. Он аджа (нерождённый), но, тем не менее, Он принял так много рождений и явился сыном Деваки, Яшоды, Адити и т.д. Радхика также обладает некоторыми противоречивыми качествами.

Если према вошла в чьё-то сердце, такой человек почувствует, что в его сердце уже нет даже запаха (гандхи) премы. Это признак (лакшана) премы.

Когда Шримати видит блеск ногтей на стопах Кришны, Она предаётся этим стопам, и наоборот. Радхарани очень любит Кришну. Увидев это, Он начинает танцевать, и наоборот.

Как-то состоялась беседа Радхи с Вриндой. Радха спрашивает Вринду: «Откуда ты идёшь?" Вринда ответила: «Я иду, вкусив суть стоп Кришны». Радха: «Но откуда?» Вринда: «С Радха-кунды». [Вринда также является Туласи-деви.] Радха: «Тебя знают по маленьким-маленьким листочкам и деревьям. Это твоя рупа. Твои листья развеваются на ветру». Видя движение этих листьев, Радха учится танцевать.

Шри Радха служит Кришне из любви. Они очень сильно желают разделить друг с другом Свою любовь. Тогда Они становятся одним целым. Они забывают, что «Я – Рамани, а Ты – Рамана». Это называется према-виласа-виварта. Рай Рамананда написал песню, объясняющую это («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, глава 8). Она сходит с ума и забывает о Себе. Её према превосходит прему Кришны. Она может достичь мадана-махабхавы, а Кришна не может. Затем Она сходит с ума, совершая севу для Кришны. Он – сарвешвар, Он вездесущ и не нуждается ни в каком служении. Ведь у Него есть тоже према, поэтому Он принимает севу у гопи. Итак, мы не должны быть эгоистичными в отношении севы; мы должны совершать севу и должны делиться ею с другими.

Шри Кришна хочет научить Своих преданных дхарме. Но иногда Он совершает вируддха-дхарму (противоположную дхарме деятельность) – танцует с жёнами других мужчин, крадёт масло. Он совершает всевозможные лилы, чтобы удовлетворить Своих преданных и вкусить гопи-прему.

Каждый раз, когда Радха встречается с Кришной, Она ощущает вкус новой бхавы. Её према на предельной высоте, но она всегда обновляется.

У нас должно быть огромное желание получить радха-севу. Мы не должны терять ни минуты. Наше желание должно быть настолько сильным, чтобы слёзы выступали на глазах. День и ночь мы должны совершать нама-севу. Если у нас есть какая-то материальная болезнь, то обычно все мысли и вся энергия уходят на её лечение. У нас должно быть такое же сильное желание достичь кришна-премы.

У Радхи нет никакого ложного абхимана, нет чувства ложного престижа. У Неё так много премы. Она контролирует Кришну, но ради желания служить Ему. Она входит в состояние маны, разновидности премы, чтобы лила продолжалась. Шри Кришна – это трибханга-лалита, Он не сразу исполняет наши желания. Но Радхарани настолько смиренна и добра, что если кто-то действительно жаждет премы, Она даст её. Она посредник, который представляет нас лотосным стопам Кришны. Если человек просто повторяет слог «ра», Кришна тут же реагирует и привлекается произносящим этот звук. Если человек говорит «дха», то Он уже бежит за такой личностью. Такова сила радха-намы. Даже Кришна повторяет радха-наму!

………………………………………………..

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж