?

Слава чистой любви.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 111. Опубликовано: 6-04-2022, 15:48

Слава чистой любви

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Вриндаван, Индия, 18 октября 2005г.

 

Данная лекция вошла в цикл хари-катхи по книге

Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура «Према-сампут» 

 

«Према-сампут» - очень возвышенная книга. Обычные люди не могут понять описанных в ней настроений. Поэтому я лишь вкратце остановлюсь на этой книге, а затем мы начнём обсуждать книгу «Мадхурья-кадамбини», которая объясняет процесс постепенного развития в преданном служении.

Вы уже слышали, как Шримати Радхика обсуждает секреты према-таттвы со Шри Кришной, переодетым в прекрасную деву с райских планет.

Шримати Радхика говорит Кришне в облике полубогини: «Према – это сва-самведа даса». Это означает: понять, что такое према, может лишь тот, кто испытывает её. Никто другой не в состоянии её постичь. Прему невозможно описать словами, её можно осознать только на собственном опыте, и больше никак. Лишь тот, в чьём сердце появилась према, может осознать, что это за феномен. Ни один другой человек не способен познать прему.

Прему не постичь путём длительных размышлений, однако, не размышляя о ней, прему тоже не понять. Иными словами, према не придёт, пока мы серьёзно не задумаемся о том, как порадовать Кришну, и не начнём прилагать к этому усилия. В противном случае, ни глубокие размышления, ни, наоборот, их отсутствие не помогут понять, что такое кришна-према.

Сильное желание порадовать Кришну – это отличительный признак премы. В сердце того, кто обрёл прему, проявляются особые экстатичные эмоции, такие как вьябичари, ашта-саттвика-бхавы и т.д. Проявления этих эмоций являются симптомами, указывающими на то, что человек достиг премы.

Шримати Радхика продолжает: «Ты говоришь, что Кришна – неисправимый распутник, но на самом деле Он – величайший герой и лучший возлюбленный (найака). Он один способен любить множество девушек (нийик). Кришна переживает настроения, недоступные ни одной другой великой личности. Даже когда Он совершает предосудительные поступки, например, отправляется к Чандравали и другим возлюбленным, тем не менее Он всегда помнит лишь о том счастье, которое переживал со Мной.

Когда Я плачу в разлуке с Кришной, все растения и животные Вриндавана плачут вместе со Мной. Кришна отправляется к Моим соперницам лишь для того, чтобы показать миру, что такое према. Вот почему Кришна бросает Меня ради других героинь.

Всё счастье этого мира, умноженное в миллионы раз, не может сравниться даже с каплей того блаженства, которое Я испытываю, находясь рядом с Кришной. И точно так же всё страдание этого мира, умноженное в миллионы раз, не может сравниться даже с каплей тех мук, которые Я переживаю в разлуке с Ним».

Господь Шри Кришна обладает особыми качествами, которых нет ни в Раме, ни в Нараяне. Рама и Нараяна осознают: «Я – Господь». Поэтому Они всегда окружены невообразимой роскошью и богатствами, являющимися неотъемлемой частью Их природы. Эти аватары нисходят, чтобы защитить религиозность и положить конец безбожию. На Них лежит огромная ответственность, у Них множество обязанностей и забот. Кришна, в отличие от Них, не обременён никакими обязательствами. Он лишь беззаботно пасёт коров. Ему не о чем беспокоиться. Он абсолютно беспечен. Поэтому Он один может развлекаться с гопи, и никто Его не осудит за это. Такова особенность Кришны.

В Двараке на Шри Кришне лежит большая ответственность: Он должен сражаться с демонами. А во Вриндаване Кришна никогда не убивает демонов. Эту работу за Него выполняет Господь Вишну, пребывающий в Его теле.

Насколько уникален Кришна, настолько же уникальны и гопи Враджи. Своей беспрецедентной премой они полностью покоряют Его. Только гопи на это способны. Даже царицы Двараки не могут управлять Кришной так, как это делают гопи. Помимо служения Кришне, у цариц есть и другие обязанности, например, забота о доме и детях. Гопи, в отличие от них, оставили всё: стыд, целомудрие, мирские обязанности, страх перед общественным порицанием и запретами шастр. Всё это они отбросили ради счастья Кришны. У них нет детей, у них нет ничего, кроме Кришны. И хотя они замужем, у них нет чувства долга перед мужьями. Они не испытывают к ним никакой привязанности.

Шримати Радхика продолжает диалог со Шри Кришной, принявшим облик прекрасной девы с райских планет: «Когда одна гопи говорит другой: «Отведи меня на встречу с Кришной, я хочу с Ним увидеться», - это не указывает на вожделение. Что бы гопи ни делали, они делают это не ради собственного счастья, а лишь для счастья Кришны(1). Влечение гопи к Кришне – это не вожделение, это према.

Кришна – это океан премы. Казалось бы, у Него множество пороков, таких как непостоянство, бессердечие, безрассудство и ненадёжность. На самом деле всё это – Его достоинства (бхушана). Радость Моих любовных взаимоотношений с Ним бесконечно нарастает, сменяясь всё новыми и новыми вкусами (нава-нава раса). Без Его так называемых пороков Наша любовь не могла бы достичь такой высоты. Лишь тот может считать эти Его качества пороками, чьё сердце начисто лишено кришна-премы. Кажущиеся недостатки Кришны воистину являются Его достоинствами».

Вот один пример, доказывающий слова Шримати Радхики. Однажды Кришна условился с Ней о свидании, но по пути встретил другую гопи, к примеру, Чандравали или Шаибью. Шримати Радхика, плача, прождала Его всю ночь. Кришна пришёл к Ней под утро. Он выглядел как нила рохит Махадев - Его глаза покраснели, а на синеватом теле повсюду виднелись красные отметины. Шримати Радхика спросила: «Где ты был?» Кришна попытался соврать: «Я сразу из дома пришёл сюда, Я ни с кем больше не был...». От этих слов муки Шримати Радхики только усилились. Несмотря на то, что Кришна был рядом, Она испытывала всё более глубокую разлуку с Ним. Она вошла в ман – настроение трансцендентного ревнивого гнева, и стала осыпать Его колкостями.

Шримати Радхика продолжает разговор с переодетым Кришной, всё больше открывая Ему Своё сердце: «В такие минуты Я загораюсь гневом, думая: «Зачем Он ходил туда?» Я знаю, что встречи с другими гопи не могут дать Ему того же счастья, которое Он испытывает, встречаясь со Мной. Мой гнев является проявлением премы. Я гневаюсь, потому что знаю – с другими гопи Он не может быть полностью счастлив. Кришна соглашается: «Да, да, Я тоже это понимаю».

Кришна удовлетворён в Себе, у Него нет неисполненных желаний, - продолжает Шримати Радхика. - Его никогда не касается вожделение. Лишь чистая любовь (према) способна покорить Его. Только гопи Вриндавана могут Его полностью контролировать, и больше никто. Когда Он опаздывает на встречу со Мной, попадая под влияние других гопи, Я начинаю гневаться, потому что вижу, что Его сокровенные желания не исполнены. Я расстраиваюсь и гневаюсь оттого, что Он не испытал наивысшего счастья. Мой гнев существует лишь ради Его счастья. Я говорю Ему: «Если Тебе было так хорошо с той другой гопи, то возвращайся к ней».

Шримати Радхика признаётся небесной Деве (Кришне): «Когда Кришна приходит ко Мне с отметинами на теле, оставленными другими гопи, Я в гневе говорю Ему: «Ты совершенно бесхарактерный. Убирайся отсюда! Возвращайся к той гопи, от которой явился сюда». Тогда Кришна признаёт все Свои ошибки.

Почему Кришна так поступает? Према подобна светильнику, она проявляет самые сокровенные стремления, как в возлюбленном, так и в возлюбленной. Их сердца озаряются светильником премы. Према уйдёт, если говорить о ней (например, если влюблённые постоянно говорят друг другу: «Я тебя люблю»). Прему можно сравнить с камфарой. Если оставить камфару возле открытого окна, её аромат испарится.

Кришна говорит другим гопи: «Ты Моя самая дорогая возлюбленная. В целом свете Я люблю лишь Тебя одну». Кришна говорит об этом не только одной гопи, а всем, включая и Меня, - продолжает Шримати Радхика. – Зачем Он это делает? Не нужно считать это пороком. Каждая гопи способна покорить Его ровно настолько, насколько позволяет уровень её анураги. То, что Кришна встречается со всеми гопи, не говорит о его порочности. Напротив, это Его достоинство. Каждая гопи увлекает Его в соответствии с глубиной её бхакти».

Может возникнуть ещё одно сомнение. Если о преме нельзя говорить, то как же получается, что гопи иногда открывают Кришне свои сердца?

йат те суджата-чаранамбурухам станешу

бхитах санаих прийа дадхимахи каркашешу

тенатавим аташи тад вйатхате на ким свит

курпадибхир бхрамати дхир бхавад-айушам нах

«О дорогой возлюбленный! Твои лотосные стопы столь нежны, что мы бережно возлагаем их к себе на грудь, опасаясь причинить им боль. Ты – сама наша жизнь, поэтому мы не находим себе места от беспокойства, что Твои нежные стопы ступают по острым камням, когда ты гуляешь по лесным тропинкам» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.19).

Гопи признаются: «О Кришна, нас не устраивает просто медитировать на Твои лотосные стопы. Вместо этого мы хотим положить Твои стопы к себе на грудь. И хотя наша грудь очень жёсткая и мы опасаемся причинить Тебе боль, всё же мы знаем, что это принесёт Тебе радость» (2).

Так гопи выражают свою прему. Но значит ли это, что от их признаний према выветривается из их сердец?

Шримати Радхика объясняет: «Нет, в случае с гопи эти признания не являются ошибкой. Это просто признак премы. Их према никогда не убывает и не разрушается.

Послушай, Я приведу пример из собственной жизни. Во время танца-раса Кришна ушёл со Мной, покинув всех остальных гопи. Почему? Кришна – это океан премы. В тот момент каждая гопи думала: «Я самая удачливая». Кришна не хотел, чтобы они так думали, и потому увёл Меня оттуда. Уведя Меня от остальных гопи, Он всем продемонстрировал Моё особое положение и Своё преклонение передо Мной. Однако этот поступок не свидетельствует о Его недостатках.

Мы отправились в Шрингара-ват, где Кришна украшал Мои волосы. В тот момент Я была в положении свадхина бхартрики, то есть возлюбленной, которая полностью покорила Кришну. У Кришны не было даже мысли о какой-либо другой гопи. Что касается Меня, то Я думала: «Мои сакхи отдали свою жизнь и душу ради служения Мне. Как Я могу одна пить нектар общения со Шри Кришной? Как Я могу наслаждаться этим океаном премы в одиночестве, без Моих подруг? С моей стороны это было бы ужасной неблагодарностью. Я не могла вынести саму мысль о такой неблагодарности. Поэтому Я сказала Кришне: «Я больше не могу идти. Возьми Меня на руки и неси, куда пожелаешь».

Шримати Радхика желала, чтобы все Её сакхи могли насладиться счастьем Её встречи с Кришной.

Шри Кришна – это расика-шекхар, драгоценный камень среди героев-любовников, и потому Он догадался, что у Шримати Радхики на уме. Он подумал: «Радхика не может быть полностью счастлива в уединении со Мной. Она будет счастлива, только если к Нам присоединятся Её сакхи. Однако если все остальные гопи увидят Нас вместе, они станут ревновать».

Шри Кришна опасался гнева и ревности со стороны тех гопи, которые настроены против Шримати Радхики (випакша гопи) или относятся к Ней нейтрально (татастха гопи), а Радхика в то же время думала о доброжелательно настроенных гопи из Её собственной группы (свапакша сакхи).

Шри Кришна рассудил так: «Увидев нас, все гопи в гневе разойдутся по домам, и не будет никакого танца раса. Моё желание останется неисполненным, так же, как и желание Шримати Радхики, и желание всех остальных гопи. Мы все останемся без раса-лилы».

Вернёмся в дом Шримати Радхики в Явате, где Она продолжает беседовать с Кришной, переодетым в небесную Деву. Она продолжала: «Зачем нужна раса-лила? Таким было желание Кришны, ради этого Он созвал всех гопи мелодией Своей флейты. Он подумал: «Я на какое-то время покину Радхарани. Тогда, найдя Её заплаканной, Они тоже расплачутся из сострадания к Ней, и тогда Я вновь появлюсь и начну раса-лилу. Так будет исполнено Моё желание, желание Радхарани и всех других гопи». Как видишь, тот факт, что Кришна покинул Меня во время раса-лилы, указывает на Его достоинство.

[Здесь Шрила Б.Нараяна Госвами Махарадж прервал свою лекцию о «Према-сампуте» и попросил Шрипада Б.Муни Махараджа спеть несколько стихов из «Гита-Говинды». Затем он объяснил значение одного из стихов следующим образом:]

Уже рассветало. Шри Кришна опоздал на встречу со Шримати Радхикой, и Она была очень расстроена. Она обратилась к Нему с нотками сарказма в голосе: «О, Кришна, Ты так прекрасен. Своими взглядами, брошенными из уголков глаз, Ты можешь пленить сердце любой гопи. О, Мадхава, О, Кешава, воистину так оно и есть».

Она обратилась к Нему по именам Мадхава и Кешава [Мадхава означает «муж Лакшми». Кешава означает «Тот, чьи волосы прекрасно вьются», или же «Тот, кто украшал прекрасные волосы Шримати Радхики»] Она сказала Ему: «О, Кешава! О, Тот, кто украшал Мои волосы! О Мадхава, Ты возлюбленный не одной лишь Лакшми, но всех гопи! Сейчас же уходи прочь! Не обманывай Меня». Я всё знаю, Твоё тело рассказало Мне обо всём. Отправляйся к той гопи, которая может излечить Твою болезнь камы (трансцендентного вожделения). Зачем Ты явился ко Мне? О, Я вижу Ты всю ночь не спал! Об этом говорят Твои покрасневшие глаза. Ты выглядишь совсем сонным».

[Теперь Шрила Б.Нараяна Махарадж возвращается к обсуждению «Према-сампута»:] Слушайте внимательно, такого вы никогда раньше не слышали, и, возможно, никогда больше не услышите за всю жизнь. Очень терпеливо слушайте хари-катху. Сделайте это целью жизни и начните свой путь к шраддхе (вере) и ништхе (устойчивой вере в процессе садханы). Послезавтра я начну рассказывать о том, как достичь этой великой цели.

Почему Кришна исчез с танца раса? Он увидел, что у всех гопи проявляется ложное самомнение (на основе их шуддха-сварупы и силы йога-майи): каждая считает себя не менее удачливой и достойной, чем Шримати Радхика. К тому же Шримати Радхика расстроилась. Она подумала: «Почему Он обращается со Мной так же, как со всеми остальными?»

Поэтому, чтобы сломить ложную гордость гопи и порадовать Радхику, прервав Её ревнивый гнев, Кришна покинул танец раса. Он хотел показать всему миру, что Радхика – самая достойная гопи. Если бы Он не удалился, как мир узнал бы о славе Радхики? Шри Кришна показал, что среди всех гопи одна лишь Шримати Радхика способна полностью удовлетворить Его желания.

Завтра мы отправимся в Сева-кунджу, то место, где Господь Кришна пытался сломить гнев Шримати Радхики. Потом мы пойдём в Шрингара-ват, где Он успокаивал Шримати Радхику, украшая Её волосы. И, наконец, мы посетим Дхира-самхиру, где проходила раса-лила.

Итак, как объяснила Сама Шримати Радхика, исчезновение Кришны было задумано для того, чтобы все остальные гопи поняли, что према Шримати Радхики – наивысшая.

Переодетый Кришна начал критиковать Самого Себя: «Кришна такой негодяй! Он убил женщину, убил быка, телёнка и ни в чём не повинную змею».

Шримати Радхика возразила: «Нет, всё было не так. Хотя Ариштасура выглядел как бык, на самом деле он был демоном в облике быка. Бакасура тоже был демоном, а не цаплей, а змей Агхасура был олицетворением греха. Ватсасура был демоном, а не невинным телёнком, а Путана была ведьмой-людоедом. Чтобы защитить святых, Господь Вишну вошёл в тело Кришны и убил всех этих демонов. Сам Кришна никогда никого не убивал».

Слыша эти слова, переодетый Кришна был потрясён: «О Радхарани, лишь в Тебе одной Я вижу признаки той премы, которую Ты описала. Раньше Я этого не понимала, но теперь поняла. Любящий видит даже недостатки любимого как достоинства».

1)

атмендрийа-прити-ванчха-таре бали 'кама'
кришнендрийа-прити-иччха дхаре 'према' нама

«Стремление к удовлетворению собственных чувств называется камой, в то время как желание удовлетворить чувства Господа Кришны называется премой» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.165).

2) Выдержка из комментария Шрилы Б.Нараяны Махараджа на шлоку 19 «Гопи-гиты» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.19): «Со слезами на глазах гопи поют сладостные песни. Йат те суджата-чаранамбурухам станешу». «Мы бережно храним у сердца Твои лотосные стопы». «Почему у сердца?», - спрашивает Кришна. «Потому что это лучшая часть нашего тела. Самое ценное люди стараются хранить поближе к сердцу».

Кришна – это жизнь их жизни. Слова «дхритасавас» в первой шлоке и «бхавад-айушам» во второй означают: «Ты – наша жизнь. Каждая часть Твоего тела – это наша жизнь. Твои стопы – наша жизнь, Твоё лицо – наша жизнь, Твои руки, голова – всё это наша жизнь. Естественно, что мы хотим беречь нашу жизнь и хранить её у самого сердца».

Гопи беспокоятся: «Ты гуляешь по лесным тропинкам Вриндавана, ступая по булыжникам, колючкам и острым камням». Шрила Джива Госвами объясняет, что им не о чем беспокоиться, ведь Вринда Деви заботится о том, чтобы на пути Кришны не было острых камней и колючек. Нет причин для волнения. Вриндаван – это не пустыня, и не опасные горы. Это благородная равнинная местность. И всё же, любящий человек не может не волноваться за своего возлюбленного. Его не успокоят никакие логические доводы.

Кришна может спросить: «Почему вы волнуетесь о том, что Я гуляю по лесам Вриндавана?» Тогда гопи ответят: «Твои лотосные стопы так нежны – нежнее лотосов. Мы точно знаем это. Мы держали Твои стопы в руках и прижимали их к своей нежной груди. Мы обнаружили, что Твои лотосные стопы в миллионы раз нежнее, сладостнее и мягче, чем наша грудь. Наша грудь не так тверда, как булыжники и колючки в лесу, и всё же по сравнению с Твоими лотосными стопами она очень жёсткая. Поэтому мы кладём Твои стопы к себе на грудь очень осторожно, опасаясь причинить Тебе боль».

Шри Кришна спрашивает: «Если вы считаете, что в сравнении с Моими стопами ваша грудь очень жёсткая, почему же вы тогда всё же прикладываете Мои стопы к себе на грудь?»

 «О, возлюбленный, мы не стали бы этого делать. Но мы знаем, что Ты счастлив, когда Твои стопы покоятся на нашей груди. Поскольку это доставляет Тебе удовольствие, мы забываем о собственных неудобствах и погружаемся в океан блаженства. Если мы видим, что своей речью или поступками можем доставить Тебе удовольствие, нас переполняет всё нарастающее блаженство».

………………………………………………

Перевод: Таруни д.д.

Редакция: Вамшивадан д., Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж