?

"Особая милость Шри Чайтаньи Махапрабху".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 152. Опубликовано: 11-10-2022, 08:55

Особая милость Шри Чайтаньи Махапрабху

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

13 мая 1996г. Ден Хааг, Голландия

 

Ранее я уже говорил вам, что все мы слуги Кришны:

дживера сварупа хайа-кришнера нитйа-даса
кришнера татастха-шакти бхедабхеда-пракаша

«Конституциональное положение живого существа – быть вечным слугой Кришны. Дживы являются пограничной энергией Кришны, татастха-шакти. Они одновременно тождественны Ему и отличаются от Него» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108).

Мы все – слуги Кришны, независимо от того, понимаем мы это или нет. Однако если у вас есть желание чувственных наслаждений, вы вольны действовать по своему усмотрению. Кришна свободен, так и вы тоже свободны. Но вам придётся правильно использовать свою независимость, иначе вы отправитесь в ад и останетесь в океане повторяющихся рождений и смертей. Кришна никогда не забывает нас, независимо от того, помним мы Его или нет. Если души служат Кришне, Он очень счастлив, как и преданные Ему души. Однако Кришна беспокоится о тех, кто забыл Его и, попав в ловушку иллюзорной энергии, пришёл в этот мир. Кришна очень сильно беспокоится о них.

Чтобы освободить обусловленные души, Кришна нисходит в этот мир со Своим окружением. Иногда Он посылает в этот мир одного из Своих спутников. Иногда Он посылает в этот мир Свои экспансии, такие как Господь Рама, Нрисимха, Вамана и другие. Время от времени Кришна посылает одну из садхака-сиддха-джив, которые служат Ему на Вайкунтхе и представляют Его энергию. Некоторые из них нисходят как ачарьи, как уттама-маха-бхагаваты. Существуют примеры уттама-маха-бхагават, которые служат Господу в этом мире. Это Нарада, Вьяса, Шукадева Госвами и Хануман. Они не являются обусловленными душами.

Если обусловленные души по-прежнему не обращаются лицом к Кришне, тогда Кришна приходит Сам, со Шримати Радхикой, Лалитой, Вишакхой, Субалой, Шридамой, Судамой, Нандой, Яшодой, и всеми остальными Своими спутниками. Он хочет привлечь к Себе все обусловленные души, проявляя сладостные игры, в которые Он вовлечён со Своими парикарами. Господь привлекает даже те души, которые находятся в телах лиан, деревьев, гор, рек и насекомых, например, таких, как муравьи.

Если несмотря на усилия Кришны обусловленные души не привлекаются Кришной, тогда Он принимает настроение Шримати Радхики и нисходит в этот мир со всеми Своими спутниками. Спутники Рамы, Нрисимхи, Ваманы, Курмы, Нараяны и других экспансий также помогают Ему, нисходя вместе с Ним. Кришна нисходит со всеми Своими экспансиями, такими как Рама, Нараяна, Нрисимха, Вамана, и так далее, которые присутствуют в Нём (как в аватари, источнике всех аватар). Преданные этих экспансий, такие как Джая и Виджая, Прахлада Махарадж, Брахма, Шридама, Субала, и все Его спутники нисходят вместе с Ним. Кришну сопровождают не только Его спутники с Вриндавана, Его также сопровождают спутники из других различных областей безграничного духовного неба.

Когда Кришна нисходит в настроении Шримати Радхики, Шримати Радхика тоже нисходит вместе с Ним, но в мужской форме. Следуя по стопам Шримати Радхики, все гопи также нисходят в мужских обликах. Сакхи (друзья) также нисходят. Джай и Виджай также нисходят из Нараяна-дхамы (Вайкунтха-дхамы), потому что их Прабху присутствует в Кришне. Нрисимхадев также находится в Кришне, поэтому Прахлада Махарадж нисходит в образе Шрилы Харидаса Тхакура. Хануман нисходит в образе Шри Мурари Гупты, потому что его Прабху, Рама, также находится в Кришне. Итак, сюда нисходит всё духовное царство.

Шри Чайтанья Махапрабху являет здесь потрясающие душу лилы, когда, путешествуя повсюду, освобождает всех живых существ. Он ходит без обуви и без зонта, не имея при Себе ничего, никакой материальной собственности. Проливая слёзы любви снова и снова, Махапрабху молится: «Кришна! Кришна! Где же Кришна? Где Лалита?» Махапрабху звал их.

хе радхе враджа-девике ча лалите хе нанда-суно кутах
шри-говардхана-калпа-падапа-тале калинди-ване кутах
 гхошантав ити сарвато враджа-пуре кхедаир маха-вихвалау
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри джива-гопалакау

«Я предлагаю свои почтительные поклоны Шести Госвами, а именно Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые во Вриндаване очень громко повсюду взывали: «О Радхарани! О Лалита! О сын Махараджи Нанды! Где Вы теперь? Может Вы на холме Говардхан, или Вы в тени деревьев на берегу Ямуны? Где же Вы?» Таково было их настроение во время совершения бхакти» («Шад Госвами-аштака», 8).

Со слезами на глазах Шри Чайтанья Махапрабху часто восклицал: «Где же Вриндаван?! Куда Мне идти? Где Мне встретить Кришну? Без Кришны Я не могу жить! Что же Мне делать?»

Рыдая таким образом, Махапрабху катался по земле. В это время трава, горы, деревья, олени, коровы, маленькие дети, старики, молодые люди, любой, кто видел Шри Чайтанью Махапрабху в таком состоянии, плакали и не могли остановиться.

[Обрыв записи].

Те, кто был против Кришны, становятся благосклонными к Нему. У тех, кто благосклонен к Кришне, появляется гораздо больше шраддхи. Если шраддха у них уже есть, то эта шраддха созреет и превратится позже в ништху. А те, у кого уже есть ништха, обнаружат, что испытывают наслаждение на стадии ручи. Те, кто находится на стадии ручи, обнаружат, что их бхакти расцветает в асакти. А те, кто находится на этой ступени, обязательно обретут бхаву. Те, у кого есть бхава, будут играть с Кришной в пракат-лиле. Они отправятся во Врадж и там появятся на свет из чрева одной из гопи. Там нет ни материального рождения, ни смерти. Души там непогрешимы как Сам Кришна. Но эти души будут иметь следующую концепцию: «Я появилась из чрева гопи». Проявление этой концепции обеспечивается Йога-майей. Там нет бракосочетания, но все думают: «Кришна – мой возлюбленный». Это обеспечивает Йога-майя, она играет там очень хорошую и важную роль.

Таким образом, Шри Чайтанья Махапрабху является более щедрым, более либеральным, чем Кришна. Почему Он более щедрый? Кришна щедрый, а Шримати Радхика ещё более щедрая. Кришна становится Махапрабху, приняв настроение и сияние тела Шримати Радхики, поэтому Шри Чайтанья Махапрабху, будучи совместным проявлением Шримати Радхики и Кришны, становится ещё более щедрым. Вы понимаете? Итак, Шри Чайтанья Махапрабху является самым щедрым.

В «Бхагавад-гите» сказано:

йе йатха мам прападйанте
тамс татхаива бхаджамй ахам

«Всех их, в зависимости от того, как они предаются Мне, Я вознаграждаю соответствующим образом» («Бхагавад-гита», 4.11).

Кришна говорит: «У Меня есть весы, на которых Я отмеряю, отвечая взаимностью тем, кто служит Мне. Если кто-нибудь даст Мне грош или копейку, Я дам ему прему ровно на копейку, не больше и не меньше». Его весы очень точны. Кришна будет ждать и даст ровно то, что заслуживает каждый получающий Его милость.

Но Шри Чайтанья Махапрабху не ждёт, чтобы увидеть, достоин ли получатель или недостоин. Шри Чайтанья Махапрабху не задумывается над тем, есть ли у обусловленных душ шраддха или нет, есть ли у них любовь и привязанность к Кришне или нет, благожелательны ли они к Нему или нет. Несмотря на их нынешние обстоятельства, если они придут к Шри Чайтанье Махапрабху, и если Махапрабху их увидит, то Он немедленно одарит их премой, не дожидаясь подходящего момента.

Кришна скажет: «Принеси Мне горшок. Я подожду и дам тебе прему в соответствии со степенью твоей шраддхи». Но Шри Чайтанья Махапрабху никогда такого не промолвит. Он скажет: «Давай, иди сюда! Я дам тебе прему, и Мне неважно, есть у тебя горшок или нет. В Моём магазине много горшков, и Я Сам дам тебе горшок вместе с содержимым. Я дарую тебе прему независимо от того, есть у тебя шраддха или нет».

Махапрабху раздавал прему тиграм, змеям, деревьям, бешеным слонам и многим другим существам. Получив прему, бешеные слоны и другие животные начинали петь: «Харибол! Харибол

Гаура премананде! Харибол!

Итак, Шри Чайтанья Махапрабху бесконечно щедр. К большому сожалению, несмотря на то, что с момента прихода Шри Чайтаньи Махапрабху прошло всего пятьсот лет, вы до сих пор не получили прему. Во время нисхождения Кришны вы были на Земле, хотя я не знаю, в какой форме. Но вы точно были на ней. Вы также присутствовали во времена игр Рамачандры, но при этом вы были лишены Его милости, милости Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху. Вы были там, но несмотря на ваше физическое присутствие вас не коснулась пыль с лотосных стоп Рамачандры, Кришны, или Шри Чайтаньи Махапрабху.

С другой стороны, вам очень повезло, потому что с момента явления Махапрабху прошло всего пятьсот лет. Эта линия ученической преемственности (бхагават-парампара) Шри Чайтаньи Махапрабху, состоящая из расика- и таттва-вит-вайшнавов (знающих таттву о Кришне, бхакти и других аспектах), остаётся неразрушенной и по сей день. Эта ученическая линия остаётся чистой, незапятнанной и безупречной. Но мы не можем сказать, будет ли эта линия разрушена с течением времени или нет, потому что приходит много так называемых гуру, псевдоучителей, проповедников-лицемеров и притворщиков. Кажется, что именно они разрушат линию ученической преемственности. Однако я чувствую, что она никогда не может быть разрушена. Любой настоящий вайшнав в этом мире всегда будет защищать эту линию.

Итак, все вы очень удачливы, и у вас на счету лежит немаленький запас благочестивой деятельности, потому что вы взяли пыль со стоп Шрилы Бхактиведанты Свамиджи. Некоторым преданным очень повезло получить духовное посвящение непосредственно от него самого. Все мы получили посвящение от преданных, принадлежащих к линии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Эти личности очень возвышенные, они пришли с того мира. Они пришли оттуда, от Самого Кришны. Шрила Бхактивинода Тхакур – это Камала Манджари, а Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур – это Наяна-мани Манджари. Шри Радха и Кришна послали их сюда проповедовать. Так что нам очень повезло, что мы находимся в их ученической преемственности.

Используйте эту возможность наилучшим образом, особенно в этой жизни, пока у вас есть множество преимуществ, таких как здоровое тело, не поражённое многочисленными болезнями. Вы также можете общаться с хорошими, искренними вайшнавами. Пока вы находитесь в ладье человеческого тела, благоприятные ветры общения с вайшнавами будут эффективно двигать вас вперёд. Без этих ветров вы не сможете продвигаться. Гурудев является капитаном этой лодки. Он даёт направление и уводит судно от опасных, мутных вод. Он будет говорить вам, куда идти, а куда не надо. Милость Шри Кришны – это попутный ветер, эта милость – общение с искренними вайшнавами.

Кто-нибудь из вас хочет денег? Кто хочет денег? Мы хотим только кришна-премы, а не мирских вещей, таких как деньги и так далее.

Кто из вас хочет попасть в рай? Если кто-то хочет попасть в рай, он будет лишён милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Эти люди будут вынуждены опять спуститься в земное царство в форме животных, свиней, деревьев и других существ. Свамиджи, Шри Чайтанья Махапрабху и «Шримад-Бхагаватам» изложили эти универсальные истины.

Никогда не принимайте мирские вещи ценой отказа от харинамы. Не используйте харинаму для того, чтобы получить мирские блага, или чтобы попасть на райские планеты, или даже на Вайкунтху. Не следует стремиться попасть на Вайкунтху. Мы не хотим на Вайкунтху, потому что Шри Чайтанья Махапрабху учил другому.

Хочет ли кто-нибудь из присутствующих здесь преданных получить освобождение? Мы (Гаудии) считаем освобождение адом! Однако весь мир сходит с ума по освобождению. Они хотят быть как камень. Стремиться к освобождению значит стремиться стать камнем. Камню всё равно, если распилить его на куски, бросить в воду, или погрузить в нектар. Шри Чайтанья Махапрабху учил нас, что спасение подобно отвратительному продукту этого мира. Поэтому мы не хотим освобождения.

Хотите ли вы попасть на Вайкунтху, чтобы служить Нараяне, как Джай и Виджай? Жители Южной Индии сходят с ума по такому благословению. Но если Кришна спросит вас: «Ты хочешь на Вайкунтху?», вы должны ответить: «Нет, Прабху, я не хочу». «Может, ты хочешь быть служанкой Рукмини?» Быть служанкой Рукмини – это возвышенное положение.

Чтобы познать все эти градации премы, вы должны считать Шри Чайтанью Махапрабху корнем всех экспансий, аватар. Он явился, чтобы дать высшее благословение, враджа-прему! Шри Чайтанья Махапрабху рассказал и научил нас всем этим тайнам духовных миров в Своём диалоге со Шри Раем Раманандой Прабху. Шри Чайтанья Махапрабху также ясно изложил духовные принципы в Своих наставлениях Шриле Рупе Госвами и Шриле Санатане Госвами. Нам необычайно повезло находиться в этой ученической линии и слушать о том, кто такой Шри Чайтанья Махапрабху и что именно Он пришёл дать.

Нам очень повезло, в этой жизни иметь таких гуру, как Шрила Бхактиведанта Свамиджи Махарадж, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, Шрила Гоур Говинда Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, иметь такого гуру, как...

Преданный: Как Вы.

Шрила Гурудев: Нет, нет, я не гуру …иметь таких гуру, как Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж. Нам очень повезло, что мы получили посвящение от таких удивительных личностей и оказались в этой сампрадае. Наша удача невообразима! Если вы упадёте...

Преданные: Гаура премананде! Харибол!

Шрила Гурудев: Если вы не служите Кришне в этой жизни и не развиваете бхакти, что тогда с вами будет? Я приведу простой пример, чтобы прояснить это. Расскажу притчу про слепого нищего.

Все, кто не служит Кришне, кто не воспевает Его имена, – все они являются слепыми глупцами. Это говорю не я, это сказано в «Шримад-Бхагаватам» и во всех других писаниях.

Итак, держа в руках палку, один слепой нищий шёл просить милостыню. Подойдя к порогу какого-нибудь дома, он говорил: «О, матушка, дай мне что-нибудь. Помоги мне, помоги!» Он заходил во дворы домов и кричал эти слова.

Однажды, идя по улице, он подошёл к двери высотой три фута и шириной один фут. Он вошёл в эту дверь и начал просить: «О, матушка, дай мне что-нибудь. Помоги мне! Помоги мне!» Войдя, как ему казалось, внутрь помещения какого-то дома, он наткнулся на стену. Он подумал: «Должно быть, здесь кто-то есть. Я должен идти дальше». Держа палку в одной руке, а другой рукой касаясь стены, он продолжил свой путь. Прошли многие сотни тысяч лет, пока он пытался пройти через построенный лабиринт, но он так и не смог найти выхода. Там не было никого, кто мог бы протянуть ему руку помощи. Он думал: «Я должен во что бы то ни стало выбраться отсюда». Длина стены, вдоль которой он шёл, составляла восемьдесят четыре лакха (8,400,000) миль.

Что это за стена длиной 8,400,000 миль? Это 8,400,000 форм жизни, через которые предстоит пройти дживе. Выйти из этого лабиринта можно, только обретя человеческую форму жизни, и никакую иную.

Так он беспомощно бродил по дорогам лабиринта, надеясь найти хоть единственный выход. Когда прошло восемьдесят четыре лакха (8,400,000) лет, ему повезло, и он наткнулся на путь, ведущий к выходу. Пытаясь выбраться, он быстро добрался до порога двери, за которой был выход. Но, дойдя до порога, он остановился и начал почёсывать затылок. Пока он размышлял, что делать, его укусил комар. Он размышлял следующим образом: «За много лет я не нашёл выхода, так почему я найду его сейчас?» Думая так, он отошёл от выхода в сторону. Почувствовав рядом привычное присутствие стены, он развернулся и снова пошёл по лабиринту, обратно.

Итак, сейчас в этот критический момент вы подошли к двери. Дверь – это человеческая форма жизни. Гурудев постоянно говорит вам: «Дверь прямо перед тобой! Открой её и выходи». Но мы не хотим его слушать. Вы должны знать, что если вы упустите эту редчайшую возможность, предоставляемую человеческой формой жизни, то вы упустите свой шанс навсегда. Тогда вам придётся снова пройти через тяготы повторяющихся рождений и смертей. Придётся родиться снова, воплощаясь в разнообразных телах. Вы должны быть твёрдо убеждены и думать: «В этой жизни я принял прибежище у очень квалифицированного гуру, и у меня есть бесценное общение с вайшнавами, из которого я также могу извлечь большую пользу. Поэтому я должен уйти из этого мира». Но если вы не желаете так поступать, а заинтересованы в том, чтобы обманывать других, то вы будете обманывать себя.

Вы не можете обмануть Кришну. Вы можете повторять мантру и думать: «Харе кришна, харе кришна, дай мне лошадь! О Кришна, дай мне лошадь!» Человек очень устал, поэтому просил Бога о лошади. Удовлетворив его просьбу, Кришна дал ему лошадь. Но этот непритязательный человек не знал, что лошадь была беременна. Он был безмерно счастлив, что у него есть лошадь, и захотел сесть на неё. Так он думал добраться до своего места назначения. Но как только он попытался на неё сесть, лошадь родила жеребёнка. Лошадь не могла передвигаться, поэтому ему пришлось взвалить жеребёнка себе на плечи. Вы понимаете?

Он хотел ехать верхом на лошади, но вместо этого уже лошадь ехала на нём. Тогда он подумал: «О Кришна, зачем Ты дал мне эту лошадь?»

Ваше состояние аналогично этому. Повторяя мантру Харе Кришна, мы молим гурудева и Кришну: «О Кришна, дай мне богатство. Дай мне дом со всеми удобствами». Кришна уступает, выполняя эти просьбы. Но когда получатель этих благ умирает, он оставляет на этом свете всё. Он не может взять с собой даже одной пряди волос! Тогда он начинает горько плакать, сокрушаясь над своей неудачей, но увы, свой духовный шанс он уже потерял.

Поэтому никогда не обманывайте других. Не пытайтесь врать людям, вытягивая из них деньги. Получив человеческую форму жизни, старайтесь развивать чистую бхакти, пока у вас ещё есть бесценное прибежище – общение с истинным гуру и вайшнавами. Не стремитесь обрести разные глупости, они испортят вам жизнь и утянут в ад.

Для поддержания жизни нужно лишь немного денег. Нам не нужно огромное богатство, иначе появится мамата (чувство собственничества) по отношению к этому богатству. Если вы будете привязаны к богатству, то уподобитесь Бхарате Махараджу, который был чрезмерно привязан к оленю. Держа дома двух или трёх собак, если постоянно помнить о них, то в следующей жизни станешь собакой. Не привязывайтесь ни к каким мирским вещам. Постарайтесь привязать свой ум, сердце и душу к Кришне и Его вечным спутникам. Всегда повторяйте:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

Преданные нередко спрашивают меня: «О чём мы должны помнить, когда повторяем харинаму? На что медитировать? Как нам повторять джапуГурудев, вайшнавы и Чайтанья Махапрабху говорят нам: «Всегда помни о Кришне». Вы все это прекрасно знаете. Когда вы воспеваете харинаму, то плачьте о Кришне: «О Кришна, я хочу получить Твой даршан. Я очень хочу служить Тебе всей душой, но я не осознал себя как Твою неотъемлемую частичку. Я хочу иметь отношения с Тобой, но эти отношения не проявляются. Я не хочу, чтобы мой ум был погружён в мирские дела, но он всё равно в них погружается из-за своей неконтролируемой природы».

Или: «Харе Кришна! О Шримати Радхика, О Кришна! Кришна, Ты есть Хари. В мгновение ока, словно по волшебству, Ты можешь похитить моё сердце. Пожалуйста, дай мне энергию и силу. Сделай меня получателем Твоей безусловной милости. Я такой падший!»

калах калир балина индрийа-ваири-варгах
шри бхакти-марга иха каритака-коти-руддхах
ха-ха квайами викалах ким ахам кароми
чаитанйачандра йади надйа крипам кароши

«Сейчас время эпохи Кали. Мои враги, чувства, очень сильны. Прекрасный путь бхакти усеян бесчисленными шипами (бхукти, мукти). Мой дух очень слаб. Мои чувства сильны и сильно обеспокоены. О, что же мне делать? Куда мне идти? О Господь Чайтанья-чандра, если Ты не одаришь меня Своей милостью, что мне тогда делать, чтобы спастись?» («Чайтанья-чандрамрита», 125).

Садхак, искренний преданный, будет молиться Шри Кришне и Чайтанье Махапрабху: «О, как Ты удивительно милостив! Ты такой щедрый и позволяешь многое! Ты не принимаешь во внимание характер Своего преданного(1). Ты очень щедрый! Ты принимаешь во внимание только одно: «О, мой преданный зовёт Меня!»»

Калах калир – это кали-кала, эпоха Кали. «Кали» означает «калахам латхи ити кали» – эпоха ссор и раздоров. Эта эпоха является олицетворением склонности к ссорам. Муж, жена, дети, соседи, государства всегда воюют друг с другом. Я думаю, что сейчас где-то идёт война между соседствующими государствами. Все ссорятся, и для нашего бхаджана возникает множество препятствий. Если жена захочет заниматься бхаджаном, её муж будет препятствовать ей. Если отец хочет заниматься бхаджаном, ему будут препятствовать его дети и другие члены семьи и общества. Вы можете хотеть заниматься бхаджаном, но ваш ум не позволит вам этого. Ум скажет: «Ты должен ходить туда-сюда».

Молитесь следующим образом: «Это очень тяжёлое время, время испытаний. Шри Чайтанья Махапрабху, пожалуйста, будь милостив ко мне и позволь мне постоянно быть занятым повторением харинамы со слезами на глазах».

найанам галад-ашру-дхарайа
ваданам гадгада-руддхайа гира
пулакаир ничитам вапух када
тава нама-грахане бхавишйати

«О Господь, когда же слёзы польются из моих глаз, когда голос мой дрогнет, а все волосы на моём теле встанут дыбом во время моего повторения Твоих святых имён?» («Шри Шикшаштака», 6).

Шри Чайтанья Махапрабху плачет и взывает: «О Кришна! О Кришна!» Махапрабху не думает о Себе, как о Кришне. Тогда кто Он? Он Радха. В этой шлоке Он выражает Свои чувства, как преданный. Найанам галад-ашру-дхарайа, – «Когда же наступит тот день, когда я буду воспевать харе кришна со слезами на глазах?» Слёзы будут беспрепятственно течь ручьями.

Иногда Махапрабху катается по земле и молится: «Когда же наступит тот день, когда я упаду на землю и буду, катаясь по земле, воспевать: харе кришна, харе кришна? Волосы на Моём теле встанут дыбом от экстаза». Когда Махапрабху воспевал святое имя, Его голос срывался, Он произносил вместо имени Господа «Джаганнатха» нечто невнятное: «Джа-джа, га-га».

Махапрабху также воспевал харе кришна глубоким резонирующим голосом, наполненным тоской и разлукой. Когда наступит этот день? Вы должны воспевать так же.

Если вы воспеваете мантру, а ваш несговорчивый ум блуждает туда-сюда, то вы можете отправиться на Говардхан. Вы все видели Шри Гирирадж Говардхан? Те, кто не видел этот холм, должно быть, по крайней мере, слышали это имя – «Шри Гирирадж Говардхан». Он является проявлением Кришны, Он настолько превосходен! Он – маха-бхагавата. Сидя здесь, предложите в уме пранамы Говардхану и Дана-гхати. Примите в уме омовение в Ямуне. Отправившись во Врадж, предложите свои шаштанга-дандават-пранамы и горько плачьте. Что произошло в Дана-гхати? Здесь Шри Кришна получил дану (пошлину) от гопи. Что это была за дана? За этим стоит очень привлекательная лила. Совершая парикраму (обход) вокруг Шри Гирираджа Говардхана, вы должны рыдать от всего сердца.

Преданный: Прошло пятьдесят пять минут.

Шрила Гурудев: Прошло пятьдесят пять минут?! А я думал, что не проговорил и минуты! Я думал, что делаю лишь введение к лекции.

Итак, вы должны заниматься бхаджаном именно таким образом. Вы должны отправиться на парикраму во Вриндаван и Навадвипу. Вы можете совершить парикраму в Пури, но лучше, если вы совершите парикраму по Враджа-мандале(2). Во время парикрамы вы должны посетить Говардхан, Ямуну, Бхандирван и другие места игр Кришны. Рыдайте и молитесь там всё время. Это увеличит вашу преданность.

Если Кришна придёт и спросит вас: «Чего ты хочешь?», не просите Его о служении меньшем, чем самое высокое служение. Что такое высшее служение? Какова наша цель, према-прайоджана? Кришна спросит:

– Вы хотите прему Кубджи?

– Нам не нужна према Кубджи.

– Вы хотите прему Субалы и Шридамы?

– Мы предложим наши пранамы этой преме, но нет.

– Что же тебе нравится? Хочешь быть Моей возлюбленной?

– Нет.

– Тогда чего же ты хочешь?

падабджайос тава вина вара-дасйам эва
нанйат кадапи самайе кила деви йаче
сакхйайа те мама намо 'сту намо 'сту нитйам
дасйайа те мама расо 'сту расо 'сту сатйам

«О Деви Радхика! Я не молюсь ни о чём, кроме самого возвышенного, прямого служения Твоим лотосным стопам. Снова и снова я издалека предлагаю пранаму положению Твоей сакхи (сакхитва), но я клянусь, что моя непоколебимая преданность всегда будет только к положению Твоей служанки (даситва)» (Ш.Рагхунатха дас Госвами, «Шри Вилапа-кусуманджали», 16).

Вы все очень удачливы, потому что оказались в этой ученической линии. Не сдавайтесь, не бросайте преданное служение. Будьте энергичными и старайтесь развивать свою бхакти с помощью усилий и энтузиазма.

Вы должны зарабатывать деньги, потому что вы домохозяева. Вы должны, но не будьте полностью вовлечёнными и погружёнными только в это. Деньги нужны лишь для поддержания нашей жизни, они не являются целью существования. Цель нашей жизни в том, чтобы взращивать высочайшую прему к Кришне. В этой жизни у вас обязательно должна быть именно эта цель(3). В противном случае, вам придётся страдать, проходя через 8400000 форм жизни.

Обещайте себе, что вы откажетесь от всех мирских желаний. Отбросьте гнев, похоть и склонность совершать оскорбления. Имейте терпение. Если кто-то упрекает вас, терпите как дерево. Иначе время будет впустую потрачено на ссоры. У нас нет времени ссориться. Мы должны идти прямо и вперёд, прилагая усилия в преданном служении, желая от Кришны только того благословения, о котором я сказал ранее. Таким образом, ведите лёгкую, непринуждённую и подвижную жизнь.

Если вы хотите достичь кришна-премы, то вы должны уважать своих старших вайшнавов. Старшие вайшнавы также должны проявлять заботу и привязанность к младшим, а также к тем, кто занимается хари-киртаном, повторяя:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

Преданный: Гаура премананде! Харибол!

Шрила Гурудев: В моей корзине много божественных благоухающих плодов хари-катхи, о которых я хочу поговорить с вами. Но я не могу, потому что, кажется, что час хари-катхи пролетает за секунду. Я ничего не могу поделать. Мы постараемся организовать ещё одну лекцию с хари-катхой. Завтра я также буду здесь. Здесь хорошие преданные, они так сильно меня любят!

После моего отъезда я хочу, чтобы все преданные старались встречаться каждые семь дней или хотя бы каждые пятнадцать дней. Вы должны решить между собой, как часто вы сможете встречаться. В вашем собрании не должны приниматься во внимание каста и вероисповедание. Любого, кто воспевает святое имя, следует считать другом, находящимся в семье Шри Чайтаньи Махапрабху. Почитайте друг друга, почитайте таких преданных, как Тиртхакара Прабху, и всех других преданных, проживающих в разных регионах.

Мне очень повезло, что я приехал сюда, в Голландию, и встретил всех вас. Я стал свидетелем того, как множество преданных повторяют маха-мантру с большой любовью и привязанностью, хотя и живут в странах, далёких от Индии, на других континентах. Я очень рад, что приехал сюда.

Преданный: Во время Вашего визита Голландия превращается в святую землю.

Шрила Гурудев: Теперь это святая земля!

Гаура премананде! Харибол!

..............................................................

1) Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет в «Мадхурья-кадамбини», что Кришна прежде всего ценит не вторичные настроения преданного, порождённые гунами материальной  природы, а главное настроение – преданность Ему. Поэтому Господь может даровать ништхиту (устойчивость в бхакти) даже тем, кто ещё не имеет всех саттвических качеств. Вишванатха Чакраварти пишет в «Четвёртом потоке нектара»: «К пограничным (татастха) саттвическим качествам, которыми могут обладать даже атеисты, находящиеся под влиянием саттва-гуны и которые благоприятны для преданного служе­ния Господу, относятся смирение, терпение, доброта, почтительное отношение к дру­гим, доброжелательность, сострадание и т.п. Эти качест­ва нередко можно наблюдать в преданном, который обрёл власть над своими чувствами, но ещё не достиг постоянства в предан­ном служении. С другой стороны, иногда можно заметить отсутствие смирения и сострадания у того, кто достиг посто­янства в преданном служении. Несмотря на это, учёные муд­рецы считают критерием развития или отсутствия ништхи не постоянство саттвических, пограничных качеств преданного, а постоянство в совершении преданного служения Господу (сакшат-бхакти). Не имею­щие опыта духовной жизни не способны понять эту истину. Подтверждением этому служит приведённый выше стих, где говорится бхактир бхавати наиштики: с появлением наиштики-бхакти преданный выходит из-под власти раджа- и тама-гуны, даже если следы качеств, порождённых этими гунами, до сих пор присутствуют в нём».

2) Мандала – область, округ или зона (например, Враджа-мандала); поляна (например, раса-мандала, где Шри Кришна и гопи проводили раса-лилу).

3) Почему Шрила Гурудев настаивает именно на этой цели? Ведь с объективной точки зрения существуют и другие школы духовного самоосознания, разнообразные религии, большей частью воспитывающие иные настроения. И Господь поддерживает все истинные религиозные традиции и институты. Ответ заключается в субъективной позиции проповедника. Это естественно, когда садху говорит с позиции своего совершенства. Он видит мир глазами своей индивидуальной бхавы, совершенной любви, бхава-нетры. Поскольку святой купается в любви своей расы, он считает, что его према самая наилучшая. Ведь именно ею восхищается Господь, вступая в отношения с этим садху. Поэтому каждому святому естественно славить тот дух, который питает его прему и счастье Господа. С другой стороны, субъективное видение превосходства мадхурья-расы у мадхурья-бхакт, поддерживается реальным объективным анализом мадхурья-бхакти, который утверждает превосходство мадхурья-бхавы над всеми остальными существующими бхавами. Это подтверждается в «Чайтанья-чаритамрите», Ади-лиле Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами. Таким образом, Шрила Гурудев справедлив в своём призыве как с объективной, так и с субъективной точки зрения.

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж