?

Квалификация истинного ученика, часть 2.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 106. Опубликовано: 19-10-2022, 17:03

Квалификация истинного ученика

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

14 мая 1996 г. Ден Хааг, Голландия

Часть 2

 

Вам следует знать, что представляет собой настоящее духовное посвящение. Является ли обряд произнесения мантр на ухо настоящей инициацией? Человек, получивший внешнее посвящение, но не принимающий от всего сердца принципы, действия, наставления и поведение своего гуру, на самом деле не является учеником. Кто был гуру Шри Харидаса Тхакура? У кого он принял посвящение?(1) Но посмотрите – Сам Шри Чайтанья Махапрабху сделал его нама-ачарьей (учителем практики повторения святого имени Бога). Кем был гурудев Шри Сварупы Дамодары Госвами? Глупец не сможет ответить на этот вопрос. Но те, кто знает, могут ответить. На самом деле Чайтанья Махапрабху является гуру Шри Сварупы Дамодары Госвами(2). В особом смысле (на основе лилы) Шри Чайтанья Махапрабху является учеником Вишакхи, которая в чайтанья-лиле нисходит в этот мир, как Шри Рай Рамананда Прабху. На самом деле Чайтанья Махапрабху – это гуру Рая Рамананды Прабху (на основе таттва-вичара). Шри Сварупа Дамодара принял вешу (одежду санньяси) у санньяси-майявади. Чайтанья Махапрабху и Мадхвачарья также приняли санньясу (формально) от санньяси-майявади. Но все эти личности не были майявади (имперсоналистами), они только приняли одежду санньясы у гуру-майявади.

Сварупа Дамодар Госвами хранил в своём сердце все наставления и следовал по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому он – действительно истинный ученик Чайтаньи Махапрабху. Соответственно, Рупа и Санатана приняли посвящение от Чайтаньи Махапрабху, но не внешне, как это видят глупцы. Только уттама-бхагаваты могут осознавать все эти истины. Мы должны попытаться понять всё это.

Однажды я спросил своего Гурудева: «Если я хочу быть (шикша-) учеником Шрилы Рупы Госвами, есть ли в этом какой-то вред?» Шрила Гурудев ответил: «Очень хорошо! Отлично! Мадхвачарья явился в этот мир через пять тысяч лет после Шри Вьясадевы. Но, несмотря на разрыв между ними в пять тысяч лет, Мадхвачарья всё же стал учеником Вьясы. Так почему же мы не можем быть учениками Шрилы Рупы Госвами? Рупа Госвами никогда не умирал! Мы можем следовать его наставлениям и примеру поведению, как внешнему, так и внутреннему. Следуя его наставлениям и примеру поведения, мы можем быть учениками Шрилы Рупы Госвами».

Итак, мы должны молиться, чтобы осознать эти истины о чистой преданности. Мы должны понимать их в полной мере, всем сердцем.

Шрила Рагхунатха Госвами получил (формальное) посвящение у Ядунанданы Ачарьи, но у него было и много других гуру. Он также ученик Шри Харидаса Тхакура. Вы знаете почему? Потому что Шри Харидас Тхакур начал общаться со Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами, когда Рагхунатха был ещё маленьким мальчиком. Харидас Тхакур своим примером вдохновлял Рагхунатху даса повторять харинаму.

Позже Рагхунатха дас Госвами отправился к Сварупе Дамодаре. Шри Чайтанья Махапрабху взял Рагхунатху даса Госвами за руки и передал его Сварупе Дамодаре, сказав Рагхунатхе дасу Госвами: «Теперь ты принадлежишь Сварупе Дамодаре»(3). Шрила Рагхунатха дас Госвами впитывал все настроения преданности Сварупы Дамодары и стал его учеником. В то же время, он не бросил своих первых гуру, Ядунандану Ачарью и Харидаса Тхакура. Он добавил к своему бхаджану их дух, их понимание и сад-ачар. В этом нет ничего плохого.

Когда Шрила Рагхунатха дас Госвами пришёл во Вриндаван, он последовал наставлению Чайтаньи Махапрабху, который сказал: «После того, как Я войду в Свои непроявленные игры, ты должен отправиться во Вриндаван и оставаться там под руководством Рупы и Санатаны. В особенности отправляйся к Рупе, он твой гурудев». Шрила Рагхунатха дас Госвами всегда относился к Шриле Рупе Госвами как к своему гурудеву. Шрила Рагхунатха дас Госвами прославляет Рупу Госвами как своего гуру в «Вилапа-кусуманджали», а также во многих других книгах. Он может забыть всех, но никогда не забудет Шрилу Рупу Госвами.

В одной из своих молитв в «Вилапа-кусуманджали» Шрила Рагхунатха дас Госвами молится: твам рупа манджари сакхи пратхита пуре 'смин. Смысл этой молитвы очень глубокий, загадочный и сокровенный. Об этом нельзя говорить открыто. Если лидеры ИСККОН узнают об этом, они скажут: «О, он совершил оскорбление! Потому что в этом мире нет никого, кто квалифицирован слушать об этом». Тогда почему в этом мире были проявлены эти сокровенные игры? Эти игры упоминаются в «Шри Чайтанья-чаритамрите» и других важных писаниях. Почему ачарьи описывают эти игры в своих книгах? Это они (ачарьи) совершили оскорбление, а не мы (последователи Гаудия Матха). Оскорбление совершил Рупа Госвами, а также Вьясадева, Шукадева Госвами, Кришнадас Кавирадж Госвами. Вы можете спрашивать с них, а не с нас!(4)

Каждый имеет квалификацию слушать об этих играх, если у него есть жадность их слышать. Как преданный будет продвигаться в своём преданном служении, если ни одна из этих игр не рассказывается?

С ветки дерева свисает очень сладкое, сочное манго. Оно созрело, из него течёт раса (сок). Попугай может попробовать его на вкус, насладиться этим плодом, но верблюды и вороны не будут этого делать. Вместо этого они отправятся к дереву ним и будут жевать его горькие листья вместо сочных плодов. Они вынуждены отправиться туда и жевать эту горечь.

В «Чайтанья-чаритамрите» сказано, что преданным нравится слушать рассказы о преданности, которая подобна сладким плодам манго. Об этих играх следует рассказывать, ибо благодаря слушанию, у человека возникнет вкус к ним. Однако неквалифицированные люди, подобные верблюдам и воронам, точно не придут послушать рассказы об этом. Они будут находиться далеко, в лесу нимовых деревьев и бабул. Вы знаете, что такое бабул? Это акация, покрытая острыми шипами.

твам рупа-махджари сакхи! пратхита пуре 'смин
пумсах парасйа ваданам на хи пашйасити
бимбадхаре кшатам анагата-бхартрикайа
йат те вйадхайи ким у тач чхука-пуригавена

«Моя дорогая сакхи Рупа Манджари! Ты известна во всём Врадже своим целомудрием, ибо ты даже не смотришь в лицо ни одному мужчине, кроме своего мужа. Поэтому удивительно, что твои красные, как плоды бимба губы покусаны, хотя твой муж уже несколько дней в отъезде. Наверное, это сделал лучший из попугаев?» («Вилапа-кусуманджали», 1).

Шрила Рагхунатха дас Госвами молится: «Я склоняюсь перед Шрилой Рупой Госвами. Он мой гурудев. На самом деле он – не Рупа Госвами, а Рупа Манджари. Она известна по всей Врадже своим целомудрием. Она никогда не нарушает его. Она не засматривается ни на одно мужское лицо, кроме лица своего мужа. Она должным образом занята служением ему. Но в настоящее время её муж уехал покупать коров, и его нет в деревне уже много дней. Но я вижу на её губах свежий след от укуса. Как же это стало возможным? Может быть, попугай ошибочно принял губы Рупы Манджари за плод бимба? Фрукт бимба ярко красного цвета. Он напоминает губы прекрасной девушки. Поэтому этот попугай, должно быть, прилетел и укусил её губы».

Услышав эту молитву, Рупа Госвами изумился и обрадовался. Улыбка украшала его луноподобное лицо. Это лучшая пранама-мантра Шриле Рупе Госвами. Данная шлока не относится к Ядунандане Ачарье или Харидасу Тхакуру. Харидас Тхакур не может туда добраться. Он должен оставаться на Вайкунтхе. Он должен участвовать в акте творения вселенной (будучи Брахмой). Уддхава тоже не может попасть сюда.

Первый гуру Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, Ядунандана Ачарья, был очень хорошим преданным Шри Чайтаньи Махапрабху. Харидас Тхакур тоже очень возвышенный преданный. Сварупа Дамодар относится к категории ашта-сакхи (восьми главных подруг Шримати Радхики) и является очень близким другом Шримати Радхики. Сварупа Дамодар в кришна-лиле – это Лалита Сакхи, которая ведёт себя как найика (героиня-любовница). Поэтому Шрила Рагхунатха дас Госвами не считает его своим гуру(5). Он считает только Шрилу Рупу Госвами своим гуру, своей гуру-сакхи, поэтому он молиться таким образом.

Если преданный принимает сладостные настроения более возвышенной личности и всем сердцем следует бхаве и представлениям своего гуру, то он действительно истинный ученик. Но без знания настроения своего гуру инициация (дикша) будет неполной и бесполезной, даже после ста инициаций или после ста тысяч инициаций(6).

[Обрыв записи].

Шрила Рупа Госвами занят всеми видами служения Шри Чайтанье Махапрабху. Нет необходимости приказывать Рупе Госвами выполнить то или иное служение. Шрила Рупа Госвами не будет дожидаться приказа Махапрабху. Это признак очень квалифицированного ученика. Мы должны вести себя именно так.

Иногда «гуру» (неофит) даёт мантры будущему ученику, а потом падает. Что делать в такой ситуации? Конечно, вы не можете принять его настроение, представления и поведение. Вы не можете следовать за ним, так как он больше не является учителем. Однако, если вы следуете пути, действиям, наставлениям и поведению истинного гуру (уттама-адхикари) и в результате этого постепенно развиваете свою бхакти, тогда личность, за которой вы следуете, действительно является вашим гуру. Он может быть шикша-гуру (наставляющим духовным учителем) или дикша-гуру (инициирующим духовным учителем).

Шикша-гуру не менее важен, чем дикша-гуру. Иногда шикша-гуру может занимать даже более возвышенное положение, чем дикша-гуру. Например, я говорю, что Гоур Говинда Махарадж является чьим-то дикша-гуру. Но мы все являемся учениками таких шикша-гуру как Шрила Рупа Госвами, Шри Чайтанья Махапрабху, Кришна, Лалита, Вишакха, и ачарьев нашей ученической линии. Кто занимает более возвышенное положение: Шрила Рупа Госвами или Шрила Гоур Говинда Госвами Махарадж? Шрила Рупа Госвами несомненно выше, потому что Шрила Гоур Говинда Махарадж также следует по стопам Шрилы Рупы Госвами. Его гурудев, парам гурудев, паратпара гурудев, парамешти гурудев и вся гуру-варга следуют за Шрилой Рупой Госвами. Таким образом, Шрила Рупа Госвами выше всех, он величайший среди всех шикша-гуру. К счастью, Шрила Гоур Говинда Махарадж принял вас в эту ученическую линию преданного служения. Поэтому, вы должны сначала поклоняться ему, а затем предлагать своё поклонение Шриле Рупе Госвами, представителям гуру-варги и Шри Кришне. Шрила Рупа Госвами очень милостив. Мы должны стараться следовать его линии.

Не оскорбляйте вайшнавов. Ваше поведение должно быть корректным.

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих

«Нужно воспевать святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно быть более терпеливым, чем дерево, свободным от желания почестей в свой адрес, и готовым всегда оказывать почтение другим. В таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно» («Шикшаштака», 3).

Один гуру сказал своему ученику: «Никого не оскорбляй и никогда не гневайся». Ученик спросил: «А если кто-нибудь будет оскорбительно себя вести по отношению к моей матери, или плохо говорить о ней? Разве я не должен проявлять гнев?» Гуру ответил: «Ты не должен гневаться, даже когда тебя провоцируют. Оставаться невозмутимым, когда нет причин для гнева – заслуга не большая. Но заслуживает уважения тот, кто остаётся невозмутимым и не гневаться, даже когда для гнева есть все причины. Это очень хорошее качество».

Но если кто-то оскорбляет или выступает против вашего гурудева, шикша-гуру, Кришны, «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиты» и других параферналий(7), тогда вы обязаны разгневаться. Но вы не должны гневаться, если оскорбления будут сыпаться на вас, или когда пренебрежение будет проявлено к вам. Если оскорбляют Кришну, гурудева, истинных вайшнавов, Туласи-деви, «Гиту», «Шримад-Бхагаватам» или Веды, тогда вы должны попытаться пресечь критику и заставить человека замолчать.

Но что вы будете делать, если он заставит замолчать вас? Значит, вы не настолько сильны, и поэтому вам следует попытаться обмануть его своими аргументами. Даже если вы по-прежнему не в силах победить оппонента, то просто заткните уши и бегите к любой священной реке, такой как Ганга, и примите в ней полное омовение, не снимая одежды. Выйдя из реки, воспевайте харе кришна. После этого, больше не возвращайтесь к ссоре.

Итак, наше время истекло, и мы должны закончить сегодняшнюю лекцию.

Гаура премананде! Харибол!

Сегодня вечером, после отдыха, я продолжу рассказывать о Шри Рая Рамананда-самваде в течение получаса. Когда я говорил о Рая Рамананда-самваде до этого, мне понадобился месяц, чтобы вкратце завершить эту тему. Я постараюсь объяснить эту самваду сегодня на вечерней лекции. Если у меня будет время в Англии и Америке, я изложу свои объяснения самвады там. В Шри Рая Рамананда-самваде явлено много истин, которые следует хорошо знать, если мы хотим прогрессировать в сознании Кришны.

Я снова обращаюсь ко всем вам с призывом о том, чтобы после моего отъезда вы собирались все вместе, каждую неделю, или каждые две недели, или хотя бы один раз в месяц. Собираясь, постарайтесь послушать хари-катху от истинного вайшнава и погрузиться в киртан. Если вы все одного уровня, рассказывайте хари-катху друг другу. Вы должны читать друг другу комментарии Свамиджи из «Шри Чайтанья-чаритамриты». Следует читать комментарии Свамиджи и в других его книгах, а также читать мои книги. Вам также следует читать «Шримад-Бхагаватам» и «Шри Бхагавад-гиту». Таким образом, ваши отношения в собрании будут приятными, и вы будете прогрессировать в сознании Кришны.

Я никогда не забуду служения, которое вы мне оказали. Вы мне очень сильно помогли. Я никогда не забуду вас. Если Кришна пожелает, и моё здоровье позволит, я постараюсь снова приехать в Голландию, чтобы рассказывать ещё больше хари-катхи.

Преданные: Джай! Харибол!

Шрила Гурудев: Я вижу здесь так много преданных! В Голландии также много индийцев. Если вы будете слушать мои лекции на хинди, я точно знаю, что прихожане изменятся, и станут преданными. Христианские священники этого не оценят.

Как бы то ни было, мой визит в Голландию полностью удался. Я хотел объединить всех преданных, которые по какой-либо причине покинули ИСККОН. Им надо помогать объединиться. Я думаю, что эта цель была достигнута. Я молюсь Кришне, чтобы лидеры ИСККОН также изменили своё мышление. Однажды они обязательно почувствуют раскаяние, если захотят прогрессировать на пути бхакти. В противном случае, совершая оскорбления снова и снова, они будут вызывать недовольство Кришны.

Гаура Премананде! Харибол!

[Обрыв записи].

Вот почему Шьямарани такая квалифицированная. Если я скажу ей рассказывать хари-катху, она будет изумительно проповедовать. Как-нибудь я отправлю её сюда в качестве моего представителя. Она приедет сюда и будет проводить хари-катху. Здесь также присутствуют Шьямасундар и Шашикала. Кришна – это Луна, о которой здесь говорится, а "шаши" означает – Шримати Радхика. Как зовут твою маму?

Шашикала даси: Ананга Манджари даси.

Шрила Гурудев: О, Ананга Манджари даси! Иногда Шримати Радхика ведёт за руку Свою младшую сестру, Анангу Манджари и усаживает её рядом с Кришной.

Постарайтесь развивать в себе настроение преданности, воспевая маха-мантру Харе Кришна.

Я не думаю, что вы можете понять то, что я говорю. Может быть, мне нужно говорить на хинди?

Преданный: Но тогда мы ничего не поймём.

Шрила Гурудев: Я буду говорить на хинди и на английском. Однажды вам придётся выучить враджабхашу (вриндаванский диалект), в этом месте или в Индии.

Кришна говорит:

 – Маийари, маи нахи макхана кхайо – Мама, Я не ел масло.

Яшода отвечает:

 – Тумне хи макхана кхайа – На самом деле, именно Ты съел масло!

 – Когда это Я ел масло? На рассвете ты отправила Меня пасти коров в Мадхуван. Весь день Я бегал за телятами. Я бродил с ними целый день и вернулся домой только вечером. Мама, Я не крал масло. Но ты неоднократно утверждаешь обратное! Возможно, Я не твой сын. Я твой приёмный сын, поэтому ты обвиняешь Меня в воровстве. Я должен уйти из дома, поскольку ты каждый день утверждаешь, что я вор. Всё, Я ухожу, потому что понял, что Я не твой сын.

Услышав речь Каны, Яшода сразу поменяла свою позицию. Плача, она сказала:

 – Ту нахи макхана кхайо – Ты не ел масла. Сыночек, я это говорила, не разобравшись. Касаясь нараяна-шилы, я клянусь Тебе, что Ты мой сын! Ты – не приёмный.

Кришна отвечает:

 – Маийя, мейн хи макхана кхайо – Мама, я признаюсь, на самом деле Я ел масло.

 – Нахи, туне макхана нахи кхайо – Нет, ты не ел масло.

Сказав это, Яшода крепко обняла Кришну и заплакала.

Итак, когда вы отправитесь во Вриндаван, вам придётся изучить враджабхашу. Вы должны стараться выучить язык того места, где вы находитесь в настоящее время. Враджабхаша очень сладкий язык. Разговоры между гопи и Кришной, а также между Нандой Бабой и Кришной, наполнены сладостными настроениями Враджи. Этот язык напоминает санскрит. Враджабхаша и бангла (бенгали) это родственные языки, дочери санскрита.

О чём ещё я должен сказать? В западных странах я говорю только по-английски. Но в Индии я могу говорить на многих местных языках. Джадурани, Вриндавана-виласини и многие другие преданные не были счастливы там, но теперь они очень счастливы, потому что я говорю только по-английски.

Преданный: [на хинди] Ваш хинди более приятный.

Шрила Гурудев: Да. Я бегло говорю на хинди. Я не могу выражать все свои мысли на английском языке. Мой английский хромает.

Преданный: Гурудев, Вам одного слова достаточно, чтобы выразить своё настроение.

Шрила Гурудев: Гоур Говинда Махарадж был очень образованным человеком. Я не являюсь таким учёным.

Преданный: Он сказал бы то же самое. Он говорил: «Пожалуйста, Баба, помогите мне. Мой язык несовершенен. Как я могу объяснить? Я не знаю».

……………………………………………..

1)   Харидас Тхакур не принимал формального посвящения, но признаётся получившим его, поскольку он был идеальным вайшнавом. Это не значит, что нам следует игнорировать обряд формального посвящения. Если бы оно не имело совсем никакого смысла, тогда бы ачарьи всех сампрадай, включая Гаудий, не проводили этих обрядов. Шрила Б.Нараяна Госвами объясняет это в следующей статье:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/231-absolyutnaya-neobhodimost-vtorogo-posvyascheniya.html

В то же время духовное развитие без формального (анустаник) посвящения также возможно. Для понимания этого момента рекомендуем прослушать следующую лекцию:

http://sampradaya.ru/current/audio/2829-prichiny-neudovletvoreniya-v-bhakti-chast-15-ari-mardan-prabhu-u-menya-net-posvyascheniya.html

2)   Для понимания темы шикша-парампары и дикша-парампары, а также получения знания, кто из Гаудий получал формальное и неформальное посвящение и от кого, следует обратиться к книгам Шрилы Б.Нараяны Госвами: «Ачарья кешари Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами. Его жизнь и учение», 332-340, или к книге «Прабандха-панчакам», стр. 93-102.

3)   Шрила Б.Нараяна Госвами говорил: «С того дня Рагхунатха стал известен как Сварупера Рагху, то есть «Рагху, принадлежащий Сварупе». По милости Сварупы Дамодары он начал заниматься сокровенным служением Шри Гаурасундаре».

4)   Шрила Гурудев высмеивает расафобию некоторых, политически настроенных лидеров ИСККОН.

5)   Лалита исполнена настроения самбхога-иччха-майи, желания лично наслаждать Кришну в мадхурья-расе. Шри Рупа Манджари исполнена настроения тат-тад-бхава-иччха-майи, желания чувствовать любовь Кришны через чувства своей свамини – Шримати Радхики. Поэтому для гопи манджари (например, для Ш.Рагхунатхи даса Госвами) примером служения являются не гопи, а старшие гопи манджари, такие как Рупа Манджари.

6)   Именно поэтому в традиции подчёркивается актуальность анугатьи, следованию по стопам святого. Высказывания Шрилы Б.Нараяны Госвами об анугатье находятся по ссылке:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/5099-anugatya-sbornik-citat-sobrannyh-iz-knig-i-lekciy-.html

7)      Параферналии – это объекты или (в высшем понимании) субъекты, с помощью которых вершится служение.

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж