?

"Были гопи замужем за Кришной или нет?", часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 130. Опубликовано: 28-10-2022, 18:03

Были гопи замужем за Кришной или нет?

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

4 июня 1996 г. Амстердам, Голландия

Часть 1

 

Прежде всего, я предлагаю свою любовь и выражаю сердечную привязанность моему божественному духовному учителю, нитья-лила-правишта ом вишнупаду Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, и моему шикша-гуру, нитья-лила-правишта ом вишнупаду Шри Шримад Бхактиведанте Свами Махараджу.

Я уже говорил вам о том, что меня сюда привёл Свамиджи Махарадж (Ш.Бхактиведанта Свами Прабхупада). Он вырубил здесь джунгли, подготовив замечательную почву для проповеди, а потом послал меня.

Когда я собирался впервые приехать в Голландию месяц назад, я не мечтал о том, что меня здесь встретит так много хороших преданных, и что мы будем танцевать и петь киртаны, как мы это делаем здесь сегодня. Не думал, что здесь будут такие глубокие проповеди. Но чудесным образом всё устроилось. Все старшие преданные, которые были рядом со мной эти две недели, также отметили, что проповедь здесь была очень хорошей. Я переполнен радостью, видя это.

Я никогда не мечтал о том, что приеду в западные страны и буду вот так проповедовать. Собираясь в Англию, я чувствовал ​​сильную разлуку со всеми вами. По дороге туда мне в голову приходили мысли о вас. Я думал: «Как здорово они танцевали во время киртана! Как они пели киртаны! Как терпеливо все слушали меня!» Я думаю, что А.Ч.Бхактиведанта Свами сегодня снова пришёл сюда и вызвал у преданных такой большой энтузиазм.

Собираясь в Англию, я размышлял о том, что никого там не знаю. Я думал: «Что там будет?» Но, прилетев туда, в аэропорту я увидел, как меня встречают сотни преданных. Они танцевали и предлагали мне большое количество гирлянд и всего остального. Они пели:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе! 

джайа гурудева! джайа прабхупада! 

Я подумал: «Я оказался среди замечательных преданных! Они играют на фисгармонии, мриданге и прекрасно поют. Если бы не преданные, такие как Супарна и другие, то кто бы вёл киртан? В Англии оказалось много прекрасных певцов, таких как Гьяна дас(1), который всегда играет на своей скрипке. Везде, куда бы я ни отправился, ко мне присоединялись лучшие игроки на мриданге. Там были такие преданные, как Мадхусудана и другие, которые всегда играли на двух или трёх мридангах».

Закончив проповедь в Лондоне, мы отправились в город Бат, к Бхудхаре Прабху. Вы знаете, что означает имя «бху-дхара»? Оно означает: «Тот, кто несёт на себе Землю». В Бате была очень хорошая проповедь. После этого мы поехали в Гластонбери. Там к нам присоединилось более пятисот преданных. Преданные буквально оцепляли стены домов, которые мы посещали. И все танцевали и пели. Там было более пятисот преданных!

Преданный: Махарадж тоже танцевал.

Шрила Гурудев: Я не танцевал… Но вы заставили меня танцевать. Я в Индии не танцевал уже двадцать лет! Но здесь я пою киртаны и даю очень много лекций!

После этого мы поехали в Бирмингем. Затем мы отправились в Лестер. Там я проповедовал в индийском храме под названием «Санатана-дхарма мандир». Там в течение трёх дней собиралось много людей. Я говорил о «Шримад-Бхагаватам» и других священных писаниях. Все были впечатлены. Там была очень хорошая проповедь. Наш Навадвипа Прабху может рассказать вам об этом более подробно. Затем мы посетили «Бхактиведанта Мэнор». Первым моим желанием было отправиться туда и взять пыль с лотосных стоп Бхактиведанты Свами Махараджа. Со мной было много преданных, там собралось около ста человек или даже больше.

[В сторону]: Здесь есть свободное место. Ты должен сесть поближе.

Местные преданные почтительно встретили нас. Когда мы подошли к «Бхактиведанта Мэнору», преданные торжественно протрубили в пять раковин. Все играли на мридангах и караталах и пели «Харибол». Мы подошли к храму. В нём мы предложили пушпанджали лотосным стопам Свамиджи и получили даршан Божеств во время арати. Мы посетили комнату, в которой он писал и отдыхал. Кроме того, мы посетили гошалу, где содержится много коров.

Моей главной целью было собрать пыль с лотосных стоп Свамиджи. Таким образом, моя миссия была выполнена. Кроме этого, моей миссией было вдохновить преданных, которых ИСККОН игнорирует. Я хотел, чтобы они вернулись и обрели веру в миссию Свамиджи. Они должны иметь веру в то, что дал им Свамиджи. К сожалению, они были подобны сухим семенам. Получив воду, обречённая на высыхание лиана вновь наполняется жизнью и расцветает. Таким образом, я хотел полить эти лианы преданности.

Все старшие преданные Свамиджи были очень рады встретиться со мной и услышать мои лекции. В Лондоне они пришли ко мне, чтобы обсудить один вопрос. Они сказали: «Ваша миссия и проповедь отличаются от проповеди Свамиджи. Вы проповедуете разные вещи. Поэтому мы хотим задать вам несколько вопросов». Старшие ученики Свамиджи хотели увидеться со мной в частном порядке и обсудить некоторые темы. Они задали три-четыре вопроса, и я на них ответил.

Я сказал им: «Слухи о том, что у нас с ним разные линии проповеди – это ложная пропаганда. Мы находимся со Свамиджи в одной ученической линии. Он находится в ученической линии Рупы Госвами, Санатаны Госвами и Рагхунатхи даса Госвами. Эта линия идёт от Шри Чайтаньи Махапрабху к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Прабхупаде. Миссия и учение Бхактиведанты Свами не отличаются от миссии и учения нашей парампары. Он Бхактиведанта Свами, а я Бхактиведанта Нараяна Свами. Между нами нет никакой разницы, но вы смотрите на нас издалека. Возможно, вы так видите из-за своего невежества.

Возможно ли увидеть разницу между Рупой Госвами и Дживой Госвами, только потому что Джива Госвами предположительно сказал что-то отличное от слов Рупы? На самом деле Джива Госвами сказал то же самое, что и Рупа, только другими словами. Разница была только в словах, но не в сути».

Рупа Госвами сказал: «Мы палья-даси (служанки) Шримати Радхики, и ни одна из гопи не была замужем за Кришной». Но Джива Госвами сказал: «Все гопи были замужем за Кришной». Кажется, что это противоречивые утверждения. Но для квалифицированных преданных высокого уровня эти слова не означают одно и то же, что и для тех, кто только начинает свой путь бхакти. Джива Госвами сказал эти слова начинающим преданным. Он сказал им: «Гопи были замужем за Кришной». Но для тех, кто уже прошёл обучение в этой линии любовной привязанности, для них он сказал: «Гопи не были замужем за Кришной». В «Шримад-Бхагаватам» (10.31.16) есть много шлок, подтверждающих это.

пати-сутанвайа-бхратри-бандхаван
ативилангхйа те 'нтй ачйутагатах
гати-видас таводгита-мохитах
китава йошитах кас тйаджен ниши

«Дорогой Кришна, мы, гопи, ослушались мужей, сыновей, родственников, братьев и друзей и пришли к Тебе. Ты прекрасно знаешь, чего мы хотим. Мы здесь лишь потому, что нас пленили дивные звуки Твоей флейты. Но Ты великий обманщик. Кто, если он не обманщик, откажется провести ночь в обществе таких девушек, как мы?»

Здесь сказано, что гопи бросили своих мужей и всех остальных родственников и побежали к Кришне. Если гопи не были замужем за другими гопами, а были замужем за Кришной, то что плохого в их свидании с Кришной? Ничего. Но они встретились с Кришной тайно, ночью, ради раса-лилы. Там больше никого не было, были только гопи и Кришна. Кришна сказал им: «Вы должны вернуться к своим мужьям. Не оставайтесь здесь». Тогда как понимать утверждение, что гопи были замужем за Кришной?

Вы должны знать о том, что в индийской или ведической культуре до свадебной церемонии проводиться упанаяна-самскара. Вы знаете, что означает упанаяна? Это церемония вручения священного шнура, проводимая перед жертвенным огнём. Только после этого может проводиться свадебная церемония. Без этого брак невозможен.

Все мы знаем, что упанаяна-самскара для Кришны проводились в Матхуре, а не во Вриндаване. Поэтому как можно говорить, что Кришна женился во Вриндаване? Там не было никакой свадебной церемонии. Рупа Госвами, Вишванатха Чакраварти Тхакур и все остальные наши ачарьи придерживаются этой идеи.

Этот феномен называется паракия-бхава, настроение любовников. В индийской или ведической культуре жена после замужества становится подобной служанке (даси). Ею полностью управляет муж. Муж имеет право сказать жене: «Ты должна уйти из моего дома». И если она целомудренна, она ничего не скажет в ответ. Например, Кришна в Двараке однажды сказал Сатьябхаме: «Ты должна немедленно уйти из Моего дворца». Он сказал Ей это, потому что Они были женаты. Рамачандра дважды говорил Сите: «Я не могу взять Тебя с Собой. Ты можешь идти куда угодно». Первый раз Он сказал Ей это на Ланке, а второй раз, когда вернулся в Айодхью. После 11.000 лет совместной жизни в Айодхье, в заключительной лиле Рамачандра сказал Сите: «Ты можешь идти куда угодно». Сита отправилась в дом Вальмики (лесного мудреца и отшельника). После этого произошло много других игр. Сите было нечего сказать в ответ. Она сказала: «Рама не бросил Ситу. Но царь бросил свою жену по определённой причине». Это было реальным фактом – Рама никогда не бросал Ситу. Но, так или иначе, казалось, что Он Её бросил.

Итак, если все гопи замужем за Кришной, то почему во Вриндаване их отношения скрыты от посторонних глаз и развиваются втайне от всех? Кришна сказал каждой гопи: «Ты должна вернуться к своему мужу. Ты не должна приходить ко Мне. Независимо от того, слеп ли твой муж, беден, без гроша в кармане или гневлив, у него может быть даже проказа, но ты должна пойти к нему и служить ему». Однако Кришна был побеждён аргументами гопи. Гопи сказали Ему: «Ты наш парама-пати (верховный муж) и наш гуру. Гуру следует поклоняться в первую очередь, прежде чем поклоняться кому-либо другому. Хорошо, мы примем наших мужей, но сначала мы будем служить Тебе, потому что Ты наш гуру, дающий множество прекрасных наставлений. В первую очередь мы будем поклоняться Тебе, и если Ты не примешь наше поклонение, тогда Ты поступишь вопреки ведической культуре». После этих слов гопи Кришна заулыбался, и тогда началась раса-лила.

Итак, если гопи и Кришна поженились во Вриндаване, тогда всех гопи следует считать равными Сатьябхаме, Рукмини и всем остальным 16.108 царицам Двараки. Между ними не должно быть бы никакой разницы. Но тогда почему Шримати Радхика и гопи превосходят цариц Двараки?

Джива Госвами получил посвящение у Рупы Госвами, он был его учеником. Тогда почему он сказал, что гопи были замужем за Кришной? Джива Госвами сказал это для неофитов, не обладающих квалификацией! При этом он (с высшей точки зрения) тоже прав. Он прав с точки зрения сиддханты. Рупа Госвами говорил с точки зрения премы, поэтому и то, и другое утверждение истинно. С точки зрения сиддханты Джива Госвами говорит то же самое, что и Рупа Госвами.

Джива Госвами приводит следующее доказательство. В детстве, когда Кришне было около двух лет, Нанда Баба взял Его с собой совершить омовение в Бхандираван, очень густой лес. Пока они шли туда, небо затянулось тучами, собирался сильный дождь. Была зима. Нанда Баба подумал: «Что делать? Приближается сильный ливень, и ветер усиливается».

Тем временем к ним подошла очень маленькая и красивая девочка, дочь Вришабхану Махараджа. Это была Шримати Радхика. Она была необычайно прекрасна, и Кришна отпустил руку Нанды Бабы и схватил за руки Шримати Радхику. Она тоже взяла Кришну за руку и быстро исчезла с Ним в дремучем лесу.

В лесной чаще, в двух-трёх милях, росло очень большое баньяновое дерево, которое называется «Бхандиравата». В этот момент появился Брахма с четырьмя Ведами в своих четырёх руках. Он начал петь мантры. Туда также явились все сакхи, подруги Радхики. Там Кришна принял облик кишора, юноши четырнадцати лет, а Шримати Радхика приняла форму кишори, девушки тринадцати лет. Они обменялись друг с другом гирляндами, это один из обрядов свадебной церемонии. Брак был заключён, но об этом знали только Шримати Радхика, гопи и Кришна. Ни Нанда Баба, ни кто-либо другой не могли этого знать. Но брак был заключён. Поэтому Джива Госвами сказал: «Свадьба состоялась». Это истинное утверждение. Есть ещё одно свидетельство этому.

Когда Брахма украл пастушков и телят, он спрятал их в пещере. Затем Кришна на один год стал всеми мальчиками-пастушками и телятами. Он также проявил себя в форме их одежды, флейт и одеял. Он стал всем тем, что было у них. Этого факта совсем никто не знал! Враджаваси думали, что их дети и телята были их детьми и телятами. Но в тот год Гаргачарья, священник Нанды Бабы, заявил: «Настал очень благоприятный год. В этом году любой отец и мать могут отдать своих дочерей замуж за любого гопа (пастушка), и результат такого брака будет очень благоприятным. Девочки никогда не будут вдовами, они будут очень богатыми. У них будут сотни тысяч коров». В то время не было другого источника богатства, кроме коров. Коровы были богатством, поэтому было сказано: «Го-дхана».

 Итак, в тот год все гопи вышли замуж за Кришну. Кришна проявил Себя также в других формах, Он был в форме мальчиков-пастушков, с которыми гопи заключали брак. Никто не знал, что Кришна стал всеми гопами, поэтому все гопи вышли замуж за Кришну. Так что на самом деле их брак был всё-таки заключён.

Мы также должны знать, кем на самом деле были гопи. Кто такая Шримати Радхика? В брахма-гаятри говорится бхарго девасйа. Девасйа кришнасйа бхаргах – Шримати Радхика – это энергия Кришны, Его сила. Её невозможно отсоединить от Кришны, подобно тому, как тепло и свет невозможно отделить от огня. Невозможно отделить Солнце от его лучей. Радху и Кришну невозможно разделить, Они едины. Их нельзя разделить, как невозможно разделить огонь и его энергию, которая создаёт тепло. Вы знаете, что такое мускус? Это субстанция, которая образуется из пупка оленя. Аромат мускуса и сам мускус невозможно разделить (это единое вещество).

Но, так или иначе, энергия может быть условно отделена от своего источника. Как это сделать? Разожгите костёр и отойдите от него на некоторое расстояние. Тепло исходит от огня, и вы можете чувствовать его, обходя вокруг костра. Но огонь постоянно находится только в одном месте. Если тепло неотлично от огня, то как может тепло достигать вас в различных местах, несмотря на то, что его источник, огонь, находится лишь в одном месте? Следовательно, между энергией и её источником есть некоторая разница. Однако без огня тепло не может существовать само по себе. Иными словами, между ними есть различие, и нет различия. И то, и другое существует одновременно.

Сиддханта такова: Шримати Радхика и Кришна отличны и неотличны друг от друга(2). На самом деле, Они неотличны друг от друга. Но ради виласы (игры) Они проявляют Себя отдельно друг от друга.

Итак, все гопи – это кайя-вьюха, экспансии Шримати Радхики. Они не такие, как мы, души (татастха-шакти). Они не дживы (души). Они являются проявлением внутренней энергии Кришны. Вы должны это знать. Яшода Ма, Нанда Баба, Шридам, Субал и все гопи не являются дживами (душами). Они являются внутренней энергией Кришны. И самое выдающееся проявление Его внутренней энергии – это Шримати Радхика. Все гопи являются Её экспансиями. Все Её настроения проявляются в различных гопи. Почему? Ради виласы(3). Лиана без листьев, плодов, цветов и манджари лишена красоты. Таким образом, все гопи проявляются из Шримати Радхики. Они и есть Шримати Радхика. Нет никакой разницы между листьями, стволом и лианой одного растения. Разницы нет, но какое-то различие при этом между ними существует. Это называется ачинтья-бхедабхеда-таттва(4). Наши разум и тело отличаются от души. Это не ачинтья-бхеда-абхеда. Но Кришна и наши души (дживы) отличны и неотличны одновременно.

В шастрах говорится о шакти и шактимане. Кришна – это шактиман, а Шримати Радхика и все гопи являются Его шакти. Существует одновременно различие и единство.

Так какой же смысл в браке, если Шримати Радхика и все гопи являются энергией Кришны? Никакого смысла. Об этом говорили Рупа Госвами и Джива Госвами. Согласно сиддханте гопи являются энергией Кришны, и они будут всегда оставаться Его энергией. Свадьба в таком случае не имеет смысла. Но если свадьба проводится напоказ, только для вида, то в этом нет ничего страшного.

Итак, Джива Госвами и Рупа Госвами говорят об одном и том же, они на одной волне. Разницы во мнениях нет. Но кажется, что между ними есть разногласия. Кому кажется, что разногласия существуют? Только тем, кто неквалифицирован, для них разногласия есть. Но для тех, кто квалифицирован, нет вообще никакой разницы.

Подобно этому примеру Свамиджи приехал на Запад первым и вырубил джунгли. Он сказал: «Пойдём с нами, возьми топор и вырубай джунгли». После того, как джунгли были расчищены, он сказал: «Мы должны посеять здесь семя». Потом он сказал: «Мы должны полить его водой». Затем семя проросло. Он продолжил: «Ты должен снова полить его водой». А потом появились листья, манджари и плоды. Вы сейчас наслаждаетесь вкусом этих плодов. Всё это находится в одной ученической линии. Но если вы скажете: «В то время листьев не было, значит это что-то другое». Но когда появятся листья, вы осознаете, что нет никакой разницы.

Итак, все наши ачарьи в линии ученической преемственности говорили одно и то же. Свамиджи приехал в западные страны именно для этого.

[Обрыв записи]

......................................................

1) Ныне Гьяна дас, ученик Ш.Бхактиведанты Свами известен как Пуджьяпад Бхактиведанта Неми Махарадж.

2) Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите», Ади, 4.56, 96-98 писал:

радха-кришна эка атма, дуи деха дхари'
анйонйе виласе раса асвадана кари'

«Радха и Кришна – единое целое, но Они предстают в двух телах. Так Они наслаждаются друг другом, вкушая расы любви».

радха – пурна-шакти, кришна – пурна-шактиман
дуи васту бхеда наи, шастра-парамана

«Шри Радха – это абсолютная энергия, а Господь Кришна – владыка этой энергии. Они неотличны друг от друга, о чём свидетельствуют богооткровенные писания».

мригамада, тара гандха – йаичхе авиччхеда
агни, джвалате – йаичхе кабху нахи бхеда

«Поистине Они едины и неотделимы друг от друга, как запах неотделим от мускуса или жар от огня».

радха-кришна аичхе сада эка-и сварупа
лила-раса асвадите дхаре дуи-рупа

«Однако, хотя Радха и Господь Кришна суть одно целое, Они предстают в двух обликах, чтобы наслаждаться расами Своих игр».

3)  Виласа – игра, развлечение.

4) Одновременное тождество и нетождественность. Ачинтья-бхедабхеда-таттва является одной из главных таттв Гаудия-вайшнавизма. Данная концепция очень развита в учении Шри Чайтаньи и Его учеников. В других школах вайшнавизма данная концепция не была подана в такой развитой модели и гармонии, как в традиции Гаудий.

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж