?

"Слава Враджендра-нанданы".

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 87. Опубликовано: 3-11-2022, 15:59

Слава Враджендра-нанданы
Явление Господа Джаганнатхи

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

20 июля 1996 г. Голландия

 

намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чаитанйа-намне гаура-твише намах

«О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришна Чайтаньи Махапрабху. Твоё тело золотистого цвета, как тело Шримати Радхарани. Ты щедро раздаёшь кришна-прему. В глубоком почтении я склоняюсь перед Тобой».

Когда мы читаем что-либо в священных писаниях, то должны стараться принимать эти наставления. Мы должны извлекать ясный урок из них. Следует думать: «Что стоит за этими играми Кришны?» Когда вы читаете «Гиту», «Шримад-Бхагаватам» или «Чайтанья-чаритамриту», старайтесь углубиться в смысл и попытаться понять, что автор хочет дать нам понять своими наставлениями. Если вы не способны так делать, тогда вы не сможете ничего понять из наставлений шастр. Если вы воспеваете харинаму с глубоким погружением, то вам следует сосредоточиться только на воспевании. Если вы поёте киртан и пытаетесь осознать его смысл, то вам следует сосредоточиться только на пении.

рупа-рагхунатха-паде хоибе акути
кабе хама буджхабо се йугала-пирити

«Когда же я спрошу у лотосных стоп Шрилы Рупы Госвами о том, как мне войти в игры Кришны? Когда же я узнаю ответы на такие вопросы, как: «Кто такой Кришна? Кто такая Шримати Радхика? Каковы Их взаимоотношения? Какова Их любовь?»»

Если Рупа Госвами милостиво даст нам понимание этих тем, тогда мы сможем их осознать. Поэтому мы должны повторять эту мантру(1). Это – мантра, а не простой звук. Из глубины своего сердца мы должны взывать: «О Рупа Госвами! Когда же ты будешь милостив ко мне?» Мы должны искренне молиться во время пения всех киртанов, например, такого:

карунам куру майи каруна-бхарите
санака-санатана-варнита-чарите

Во время пения этого киртана мы должны молиться: «О, Шримати Радхика! Ты – бесконечный океан милосердия. Пожалуйста, пролей на меня Свою милость. Я знаю, что Ты очень милостива, потому что даже такие личности, как Санака и Санандана (нитья-брахмачари, вечно остающиеся пятилетними детьми, не испытывающие влечения к материальному миру) нуждаются в Твоей милости. Они прославили Тебя, поэтому я знаю, что Ты беспричинно милостива. Ты должна пролить Свою милость и на меня». Мы должны молиться так:

радхе джайа джайа мадхава-дайите
гокула-таруни-мандала-махите

дамодара-рати вардхана-веше
 хари-нишкута-вринда-випинеше

вришабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе
лалита-сакхи гуна-рамита-вишакхе

карунам куру майи каруна-бхарите
санака-санатана-варнаита-чарите

«О Радха! О возлюбленная Мадхавы! О Ты, кому поклоняются все девушки Гокулы! Слава Тебе! Слава Тебе! О Ты, которая Своими одеяниями стремится усилить любовь Господа Дамодары и крепче привязать Его к Себе! О царица Вриндавана, рощи, где наслаждается Господь Хари! О новая луна, появившаяся из океана, который олицетворяет собой царь Вришабхану! О подруга Лалиты! О Ты, чьё дружелюбие, доброта и верность Кришне делают Вишакху всецело преданной Тебе! О исполненная сострадания! Твои божественные качества воспеты великими мудрецами, Санакой и Санатаной! О Радха, будь милостива ко мне!»(2)

Мы должны петь таким образом. Важно знать и понимать значение каждого киртана, которые мы поём. Нужно петь так, чтобы наше сердце плавилось. Если петь, не зная смысла слов, то вы будете пытаться привлечь окружающих людей звуком своего голоса, и это будет уже мирской звук. Такой звук не может по-настоящему коснуться сердец преданных. Он может коснуться обычных людей, но не преданных(3). Поэтому мы должны стараться петь с любовью и привязанностью, в молитвенном настроении. Тогда у нас может появиться некоторое осознание, потому что у Кришны есть много сотен тысяч ушей – они здесь, там, в небе, в воде, в лесу, повсюду! У Него повсюду тысячи и миллионы ушей. Шримати Радхика и Махапрабху тоже обязательно услышат вашу молитву. Они даруют вам Свою милость. Поэтому всё, что мы делаем, должно делаться с сердечной любовью и привязанностью, тогда мы сможем получить милость.

Я расскажу вам одну историю. Однажды Кришна появился в Двараке. Он покинул Врадж, и все гопи во Вриндаване испытывали сильнейшую боль разлуки с Ним. Кришна тоже испытывал такую же боль разлуки с ними. Кришна, находясь во дворце Рукмини, плакал все ночи напролёт. Его подушки и постель всегда были мокрыми от нескончаемых слёз. Иногда Он кричал во сне: «О Радха! Где же Ты? О Лалита! Где ты?»

Однажды Сатьябхама, Рукмини и все остальные из 16 108 жён Кришны пришли встретиться с Матушкой Рохини, матерью Баладевы Прабху. Был полдень. В это время Кришны и Баладевы не было во дворце, потому что Они находились в царском собрании, где также присутствовали Махарадж Уграсена, Васудева, Уддхава, Акрура и другие. Они собрались для решения государственных вопросов.

Тем временем, в царском дворце Рукмини собрались все царицы, жёны Кришны. Они спросили у Рохини: «О Мать, ты была во Врадже. Ты знаешь о Врадже всё. Можешь ли ты рассказать нам, почему Кришна плачет в Двараке день и ночь? Ты можешь рассказать нам об этом? Мы ведь очень красивые. Наша красота несравненна, во всём мире нет никого, прекраснее нас». В то время Рукмини была самой красивой женщиной во всём мире. На Ней хотели жениться все цари и принцы, жившие в то время, но Она вышла замуж именно за Кришну.

[Гурудев обращается к маленькому ребёнку]: Пожалуйста, сиди тихо! А иначе я отдеру тебя за уши, как это делала Мама Яшода с Кришной.

Итак, жёны Кришны продолжали: «Мы хотим знать, почему Кришна плачет по Вриндавану? Иногда Он стенает, говоря: «Яшода Ма! Где ты?» Иногда Он слёзно взывает: «Нанда Баба! Где ты?» Порой Он проливает слёзы ещё сильнее, говоря: «О Радхика! О Враджа-девика! О Вишакха, где же вы?», – или плачет, говоря: «О Субал! О Мадхумангал! Где же вы? Я не могу жить без вас. Я без вас умру». Так Он ночами кричит во сне. Но Он никогда не кричит: «О Сатьябхама! О Рукмини!» Никогда. Почему? Мы же такие красивые. Мы хотим Кришну. Мы хотим служить Ему.

Хотя мы, все 16 108 цариц, вместе служим Кришне, мы совершенно не в силах Его контролировать. Мы не можем исполнить какие-либо Его желания. Что нам теперь делать? Разве гопи красивее нас? Разве они служат Ему больше, чем мы? Мы являемся экспертами во всех видах искусств. А они? Они нигде не учились, а мы уже обучены. Мы так хорошо образованы! Так почему же Кришна любит их?

Мы думаем, что за этим кроется какая-то тайна, скорее всего, ты сможешь рассказать нам об этом. Другие люди не могут ничего сказать нам о причине происходящего. Мы спрашивали об этом Кришну, но Он никогда не отвечает на наши вопросы. Однако ты очень милостива к нам. Ты можешь поведать нам об этом так, чтобы мы тоже смогли постараться служить Кришне так, как это делают враджаваси».

Услышав это, Рохини Ма заплакала. Затем, пытаясь сдерживать себя, она начала рассказывать царицам следующее: «Кришна не может говорить на эту тему, Он не может рассказать причину происходящего с Ним. Даже я не могу объяснить подробно всё об этом. Во всяком случае, я расскажу вам немного, хотя знаю, что вы не сможете служить Кришне так, как это делают гопи. Даже после многих сотен тысяч рождений вы не сможете служить Ему так, как пастушки Враджа. Вы действительно очень прекрасны, но я знаю, что с гопи вам не сравниться. Они красивы как внешне, так и внутренне. Их любовь настолько высока, что у вас нет никаких шансов даже прикоснуться к ней. Однако я расскажу вам немного об их любви к Кришне.

Вы знаете, что Кришна происходит из династии Ядавов. Он кшатрий, но я знаю, что на самом деле Он не Ядав. Я своими глазами видела, как Кришна родился во Врадже из лона Яшоды. Я видела это сама! Я не могу не доверять своим глазам. Я доверяю им. Я лицезрела, как Кришна вышел из чрева Яшоды. Я присутствовала там в этот день. За семь дней до этого я тоже родила ребёнка, и этот ребёнок стал известен как Баладев. Через семь дней после этого родился Кришна.

Я находилась тогда в Гокуле. Мой муж, Васудева Махарадж, отправил меня из Матхуры в Гокулу, поскольку Камса мог убить моего новорождённого сына. Поэтому Васудева послал меня в Гокулу. Там я и видела рождение Кришны, которое произошло в полночь. Яшода родила двойню: мальчика, Кришну, и девочку, Йога-майю. Она родила двух близнецов.

Матхураваси думают, что Кришна приходится сыном Васудеве, но я знаю правду. Они говорят, что Васудева взял своего новорождённого ребёнка и отнёс его ночью в дом к Яшоде. Однако я знаю, что же было на самом деле. Как бы то ни было, матхураваси думают, что Кришна – это сын Васудевы Махараджа. В этом нет ничего плохого. Но если вы хотите узнать правду о тех событиях, о которых я сейчас рассказываю, то вы должны мне поверить.

Кришна был чрезвычайно прекрасен с самого детства, невероятно прекрасен! Даже Его плач был прекрасен. Его взгляд был изумителен. Его походка была потрясающей. Его улыбка и воровство были необычайно прекрасными. Всё в Нём было очаровательно, приятно и исполнено сладости.

Все враджаваси любили Кришну. Они страстно желали, чтобы Он тайком пробирался в их дома и крал у них сливочное масло (макхан). Каждый день они с нетерпением ждали этого, думая: «Когда же явится Кришна? Ну когда же Он придёт?» Они хотели схватить Его в свои объятия, чтобы Ему пришлось оправдываться и, таким образом, общаться с ними.

Однажды Кришна пробрался в дом одной гопи, и она поймала Его. Кришна с улыбкой спросил у неё: «Почему ты меня схватила? Почему?'» Гопи ответила: «Ты воровал наш макхан». Кришна сказал: «Зачем мне красть? Я же знаю, что это мой дом. Разве это не мой дом?»(4) Тогда гопи тоже начала улыбаться.

Однажды другая гопи поймала Кришну в своём доме на воровстве масла. Гопи спросила Кришну: «Что же ты делаешь?!» Кришна ответил: «Я ничего не делаю. Я просто ищу Своего телёнка». Гопи спросила: «О! Тогда почему Ты ищешь телёнка внутри этого горшка с маслом? Ведь Твой телёнок большой, разве он может поместиться в этом горшке?» Кришна ответил: «Да, да, он у Меня здесь. Хочешь его увидеть?» Гопи ответила: «Да! Я хочу на него посмотреть!»

Услышав это, Кришна засунул руку в горшок со сливочным маслом и достал оттуда мраморную фигурку телёнка, подаренную Ему Его отцом. Показав телёнка этой гопи, Кришна сказал: «Этот телёнок запрыгнул в горшок. Что я могу с этим поделать? Он прыгнул прямиком туда, мы с ним так играем!» От этих слов Кришны гопи начала смеяться.

В другой день уже другая гопи поймала Кришну на воровстве сливочного масла с поличным. Она сказала Кришне: «Тебе это с рук не сойдёт! Я отведу Тебя к Маме Яшоде, и она увидит, что мы ей постоянно сообщаем о Тебе чистую правду. Я скажу Твоей матери: «Сегодня Твой сын пытался своровать сливочное масло, но я его поймала»». Эта гопи, схватив Кришну за руку, повела Его к Яшоде. Была тёмная безлунная ночь. Придя к дому Кришны и Яшоды, гопи позвала её и сказала: «Теперь можешь мне поверить, видишь, я поймала Его с поличным». Яшода с улыбкой ответила ей: «Вообще-то мой мальчик спит в Своей кроватке. Кого это ты поймала?» Посмотрев на ребёнка, которого гопи держала за руку, она поняла, что поймала не Кришну, а собственного сына! Кришна тут же вышел из дома и, протирая глаза ото сна, сказал: «Мама, что случилось? О Мама, посмотри, эта гопи опять лжёт. Тогда сегодня Я точно пойду к ней домой и на этот раз обязательно возьму её масло».

Почему Он так говорит? Кришна был очень привлекателен для каждого!

Вы не видели всего этого. Вы не видели того, как прекрасно Он забирается в дома различных гопи, проявляя искренний интерес. Это так мило. Он знает множество уловок и всевозможных манёвров. Он знает много разных хитростей. Во Врадже Его любили все. Он не демонстрирует уловки и привлекательные позы в Двараке или в Матхуре.

Вскоре Он начал взрослеть. Его красота стала увеличиваться всё больше и больше день ото дня. С каждым днём Он становился всё прекраснее. В возрасте девяти или десяти лет Он стал самым красивым юношей во всём мире. Нет никого прекраснее Его.

Когда Он играл на флейте и начинал танцевать, все павлины и все гопи тоже начинали танцевать. Это называется танец раса. Он танцевал так красиво, что все гопи танцевали вместе с Ним. Вы знаете о том, что Кришна может танцевать. Но знаете ли вы, что Шримати Радхика может победить Его в этом искусстве? Радхика танцует настолько потрясающе, что Кришна находится под Её полным контролем! Кришна поёт мелодию из пяти нот (панчама-свару), как кокила (кукушка), а Радхика поёт саптама-свару (мелодию из семи нот): са, ре, га, ма, па, да, ни, са. А что же Кришна? Он может петь только: са, ре, га, ма, па – и всё!

Радхика более прекрасна, непревзойдённо очаровательна, Она более сладостна, чем Кришна. Только Радхика может контролировать Его. Никто другой этого не может. Чандравали тоже красивая и очень сладостная. Она знает все способы доставить удовольствие Кришне, но не настолько хорошо, как это делает Шримати Радхика.

Вы знаете, что во время танца раса все гопи танцевали с Кришной. Кришна двигался настолько быстро, что казалось, будто Он принимает множество отдельных обликов. Сколько там было гопи, столько же появилось и форм Кришны. Между двумя гопи танцевал один Кришна, а между двумя формами Кришны танцевала лишь одна гопи. Он передвигался очень быстро, танцуя с ними».

Мать Рохини продолжала: «Когда Шримати Радхика увидела, что Кришна играет со всеми гопи, то поняла, что Он солгал Ей, сказав: «Ты Моя самая любимая, Я люблю Тебя больше всех!» Она не могла стерпеть поведение Кришны и покинула танец раса.

Когда Кришна заметил, что Радхи рядом нет, Он спросил: «Где Шримати Радхика?» Не обнаружив Её, Он отправился Её искать. В поисках Её Он оставил танец раса. Кроме Радхики, никакие другие гопи не могли контролировать и очаровывать Кришну. Только Шримати Радхика может полностью завладеть Им. Если бы вы могли видеть Кришну в тот момент вместе со Шримати Радхикой, вы бы поняли, что Он – манматха-манматхах – «Тот, кто привлекает даже Купидона». Но это актуально только тогда, когда Он находится вместе со Шримати Радхикой. К сожалению, мы не можем увидеть, как Он играет с Ней.

Шримати Радхика знает в совершенстве много видов искусств. Например, Она может сделать такую гирлянду, аналог которой никто не может сплести. Она может готовить такие изысканные и вкусные блюда, да в таком количестве, что подобного никто другой не сможет приготовить. Любое блюдо, даже очень сладкое или без специй (масалы), к которому просто прикоснётся руками Шримати Радхика, становится ещё слаще, ещё вкуснее! Кришна хочет лакомиться только такими блюдами. Он никогда не ест ничего, что было приготовлено кем-то другим.

Его мать Яшода каждый день звала Шримати Радхику в Нанда-бхаван, чтобы та приходила из дома Своего мужа. Сначала свекровь Шримати Радхики запрещала Ей ходить в Нанда-бхаван, но Йога-майя сказала свекрови: «Если ты не разрешишь Ей пойти туда, твой сын умрёт. Твои стада коров вымрут. Так что ты обязана отправить Её в Нанда-бхаван».

Во Вриндаване Кришна пас коров. Жители Матхуры говорят, что Яшода никогда не давала Ему на обуви, ни зонта. Но это неправда».

В этот момент в собрании цариц появилась мать Камсы и сказала, обратившись к Рохини: «Враджаваси не любят Кришну. Яшода и Нанда Баба тоже Его не любят. Они относятся к Кришне, как к слуге. Они никогда не давали Ему ни сливочного масла, ни молока. Кришна постоянно голодал и забирался в чужие дома, воруя там какую-нибудь еду или обувь. Целыми днями Кришна без зонта над головой ходил по тропинкам, усыпанным шипами и множеством острых камней. Он пас их коров, но Нанда с Яшодой ничего Ему не давали».

Мать Рохини ответила, парируя: «Это ложные, беспочвенные и голословные заявления! В первый день, перед тем, как Кришна был готов впервые отправиться пасти коров, Яшода сказала Кришне: «Я принесла тебе очень хорошую обувь, для тебя и для Баладевы. Вы должны носить её. Кроме того, возьмите себе зонты. Вы должны обязательно взять их с собой». Кришна ответил ей: «Мама, Я не могу носить эту обувь или взять с собой зонтик». Яшода спросила Его: «Почему?»

Кришна ответил: «Потому что Я – слуга коров. Мои хозяева – это коровы. Сначала надо раздать обувь и зонты им, а уже потом Я Сам возьму зонт и надену обувь. Если они не возьмут, Я тоже не смогу это принять. Я буду сначала поклоняться коровам, а уж потом что-нибудь возьму для Себя. Я не могу пока принять эти вещи».

Гопи очень сильно любят Кришну, они всегда стараются служить Ему. Вы не можете служить Ему так, как это делают они».

Затем Рохини Ма начала рассказывать о настроениях гопи и о том, как они служат Кришне. Все царицы плакали, слушая о любовных чувствах гопи и о том, как прекрасен Кришна во Врадже, украшенный павлиньим пером, стоящий в позе трибханга, изогнутой в трёх местах(5), одна нога перекрещивается с другой, прислонившийся к дереву кадамба на берегу Ямуны. Услышав эти описания, царицы плакали, и Рохини Ма плакала вместе с ними.

Кришна к тому времени уже покинул царское собрание и явился туда, где происходила эта хари-катха. Он желал всё услышать Сам в подробностях, подойдя как можно ближе к разговаривающим, но не мог зайти внутрь, стражи Его не пускали. В тот момент, Он стоял снаружи, у входа собрания, и не мог совладать с Собой. Он тоже заплакал. Баладев тоже пришёл туда, покинув царское собрание. Он также подошёл к двери зала, в котором Рохини Ма рассказывала царицам об играх Кришны и гопи.

Рохини приказала Субхадре стоять у дверей и не впускать никого, включая Кришну и Баладеву. Она приказала Субхадре(6) внимательно следить за этим. Когда явились Кришна и Баладев, пытаясь войти внутрь и послушать хари-катху как можно ближе подойдя к говорящим, Субхадра не позволила Им этого сделать. Она сказала: «Братья! Извините меня. Сегодня Вы не можете войти, поскольку таков был указ Матушки Рохини. Так что стойте здесь и пока не входите».

Кришна, Субхадра и Баладев стояли за дверью, слушая о лилах во Врадже из уст Рохини. Рохини плакала во время своего рассказа, и все остальные тоже плакали, слушая её. Неожиданно Кришна начал плавиться. Баладев также начал менять Свой облик подобным образом. Увидев эту картину, Субхадра тоже начала как бы плавиться. Их сердца начали таять. Слёзы катились градом из глаз всех присутствующих. Руки Кришны стали жидкими, как вода. Его лицо и все остальные части тела превратились в жидкость. То же самое произошло с Баладевой и Субхадрой. Если бы эта лила не прекратилась, то Они могли бы полностью расплавиться. К тому моменту у Них полностью расплавились только конечности.

Тем временем Рохини остановила свой потрясающий рассказ. Она увидела, что все присутствовавшие царицы погрузились в состояние очень глубокой печали. Они плакали и падали в обморок, поэтому Рохини решила не продолжать беседу.

Тем временем в это место неожиданно явился Нарада и, увидев происходящее, начал молиться Кришне, произнося множество замечательных шлок. От этого Кришна пришёл в Себя – снова проявились Его руки, лицо и всё остальное. Тогда Нарада опять начал молиться, используя множество прекрасных шлок.

Кришна спросил Нараду: «Чего ты хочешь? Я могу дать тебе любое благословение, поскольку Я доволен твоими изысканными молитвами».

Нарада ответил: «Слушая об играх гопи, Ты, Баладев Прабху и Субхадра расплавились. Я хочу, чтобы эти Ваши удивительные формы могли увидеть все в мире».

Кришна ответил: «Хорошо. То, о чём ты просишь, сбудется. На берегу океана, в Джаганнатха-Пури, Мы будем пребывать в этих формах, даруя Свой даршан каждому».

В то время места под названием «Джаганнатха Пури» ещё не существовало, поэтому Кришна сказал Нараде: «Я буду пребывать в этом облике на восточном берегу (Индийского) океана, и каждый сможет получить Мой даршан. Любой в радиусе ста миль сможет прийти и лицезреть Меня. Если кто-либо оставит тело там, он получит чатур-бхуджу(7) и отправится на Вайкунтху». С тех пор эти три формы стали известны как Джаганнатха, Балабхадра и Субхадра.

Прямо сейчас в Джаганнатха Пури проходит фестиваль колесниц Джаганнатхи. Сегодня четвёртый день фестиваля, а завтра будет пятый, который называется Хера-панчами. Лакшми пойдёт искать Кришну, думая про Себя: «Куда подевался мой муж?! Когда я найду Его, я Его непременно накажу, а также накажу того вора, который украл моего мужа».

Когда в этот мир явился Шри Чайтанья Махапрабху, в те времена также проходил фестиваль колесниц, но не в такой форме, как это происходит сейчас. Позже я расскажу вам, как зародился фестиваль Джаганнатхи, нынешняя Ратха-ятра. Я расскажу вам о том, что это такое, а также о том, какую пользу мы можем извлечь из празднования этого фестиваля. Я буду говорить об этом сегодня вечером, примерно с шести до семи часов. Это подходящее время?

Преданные: Да.

Шрила Гурудев: Вы можете прийти сюда вечером, и я буду давать хари-катху. Вы всегда должны знать самую суть, ответ на вопрос: «Каким образом мы можем служить Кришне так, чтобы удовлетворить Его наилучшим образом, чтобы Он был доволен нами?» Все эти важные истории и лилы были изложены в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Итак, мы должны усвоить этот урок, чтобы узнать о том, как мы можем наилучшим образом служить Кришне.

Из этой истории мы можем понять, что Арджуна не мог служить Кришне так, как Ему служили гопы (пастухи Враджи). Царицы Двараки (махиши) не могли служить Кришне так, как Ему служили гопи. Васудева и Деваки тоже не могли служить Кришне в таком настроении.

Кришна всегда находится во Вриндаване, и мы должны стараться служить Кришне в настроении враджаваси. Чайтанья Махапрабху явился в этот мир именно с этой миссией: только для того, чтобы раздавать любовь и привязанность, которой обладают гопи. Если мы хотим получить милость Чайтаньи Махапрабху и стать известными как Гаудия-вайшнавы, входящие в семью Чайтаньи Махапрабху, тогда нам нужно обрести это настроение и служить Кришне именно с ним. Нам придётся практиковать это с самого начала. Необходимо воспевать харинаму так, как это делал Шрила Рупа Госвами, Шрила Рагхунатха Госвами, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Свамиджи (Ш.Б.Свами Прабхупада). Вы помните, как он пел киртаны в патетическом, печальном тоне?

кришноткиртана-гана-нартана-парау премамритамбхо-нидхи
дхирадхира-джана-прийау прийа-карау нирматсарау пуджитау
шри-чаитанйа-крипа-бхарау бхуви бхуво бхаравахантаракау
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау

«Я поклоняюсь Шести Госвами, известным как Шри Рупа, Санатана, Рагхунатха Бхатта, Рагхунатха дас, Шри Джива и Гопал Бхатта, которые всегда погружены в воспевание имён Кришны, Его красоты, качеств и игр, а также в танец (в мадхурья-бхаве, «сладостном настроении» Его лил). Шесть Госвами являются воплощением нектарного океана божественной любви (према-амрита-самудра-сварупа). Их принимают и уважают все, как образованные люди, так и невежественные. Их деятельность вызывает любовь у всех, потому что они никогда никому не завидуют. Шри Чайтанья Махапрабху в полной мере благословил их Своей милостью. Таким образом, они способны распространять сладостный нектар бхакти повсюду, уменьшая тем самым бремя греховной жизни на земле» («Шад-госвами-аштака», 1).

Свамиджи часто сидел с фисгармонией и пел, при этом плача. Помимо прочего, он пел много шлок из «Брахма-самхиты»:

чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша-
лакшавритешу сурабхир абхипалайантам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде – изначальному Господу, прародителю всех существ. Он пасёт коров и исполняет все желания в обители из духовных самоцветов. Миллионы деревьев, дающих плоды желаний, окружают Его. С величайшим почтением и любовью сотни тысяч богинь удачи – Лакшми или гопи постоянно служат Ему» («Брахма-самхита», 5.29).

венум кванантам аравинда-далайатакшам-
бархаватамсам аситамбуда-сундарангам
кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь изначальной Верховной Личности, Шри Говинде, который поглощён игрой на Своей флейте, чьи лучистые глаза расширяются и расцветают, словно цветы лотоса, чей головной убор украшен павлиньими перьями, и чей уникальный цвет тела напоминает сиянием тёмно-синюю грозовую тучу, сбивая с толку умы миллионов Купидонов, богов любви» («Брахма-самхита», 5.30).

Он также пел, плача при этом:

'гауранга’ болите хабе пулака шарира
‘хари хари' болите найане ба’бе нира

«Когда же наступит тот день, когда при пении имени Гауранга волосы на моём теле встанут дыбом? Когда же мои глаза наполнятся слезами при повторении святых имён Хари Хари?»

А также:

кабе шри чаитанйа море карибена дойа
 кабе ами паиба вайшнава-пада-чхайа

«Когда же Шри Чайтанья Махапрабху одарит меня Своей милостью, чтобы я мог найти прибежище у лотосных стоп вайшнавов?»(8).

Свамиджи плакал, когда пел все эти прекрасные киртаны. Мы должны стараться петь так же.

Но у нас так много проблем. Что мы можем с этим поделать? Одни проблемы создают другие. Как мы можем предотвратить метания своего ума туда-сюда? Если возникает проблема, наш ум сразу же устремляется в место её возникновения. Но если проблем нет, то никто не беспокоится. Если у вас нет потребностей, нет желаний чувственных наслаждений, и вы думаете: «Я не хочу всего этого», – тогда у вас нет проблем.

Но как мы можем достичь такого состояния? Это возможно, если у нас есть шаранагати. Вы знаете значение слова «шаранагати»? Оно включает в себя шесть принципов, полного предания себя лотосным стопам Кришны. Тогда почему мы должны идти в сторону проблем? «Нам нечего поесть вечером, Махарадж». Что это за проблема? Ничего страшного! Мы должны отказаться от всех подобных вещей ради Кришны. Он способен накормить тысячи и миллионы живых существ во всём мире, а мне разве Он ничего не даст? Сначала должно прийти шаранагати, полное предание(9), тогда не будет никаких проблем.

Мы сами создаём себе множество проблем, однако, если полагаться на Кришну, все проблемы будут быстро решены, и мы сможем углубиться во все эти божественные темы. Кришна не создаёт проблем, это мы создаём их. Никто в этом не виноват, кроме нас самих. Только мы несём ответственность за все возникающие у нас проблемы.

У кого-нибудь ещё есть вопросы? Нет? Тогда начинайте киртан.

……………………………………………….

1)   Стих Шрилы Нароттамы даса Тхакура, «Прартхана», Лаласа-майи, 1.4.

2)   Шрила Рупа Госвами, «Гитавали», песня 14, «Шри Радхика-пада-падме-вигьяпти».

3)   Зависимость качества пения шлок и молитв ачарьев от осознания смысла таковых – это не единственная рекомендация. Практика повторения маха-мантры, гаятри-мантр и их некоторые плоды также зависят от того, как повторяющий правильно и глубоко понимает эти мантры:

http://sampradaya.ru/current/article/2843-uspeh-v-nama-sadhane-otvet-ari-mardana-prabhu.html

4)   Кришна – повелитель Вриндавана, поэтому всё в этой обители – Его собственность. С точки зрения таттвы Бог повелевает всем мирозданием, как творец, сарва-лока-махешварам («Б.-г.», 5.29). С этой точки зрения, Кришна сказал правду, а не обманул.

5)   Трибханга – это изящная, грациозная, свободная, соблазняющая поза, характерная для мадхурья-расы. Из формальной оценки образа Кришны, три изогнутых места находятся: 1) в зоне колена, 2) в зоне талии, 3) зоне шеи.

6)   С абсолютной точки зрения власть Субхадры обусловлена тем, что она является одним из проявлений Йога-майи.

7)   Чатур-бхуджа – четырёхрукое духовное тело, как у жителей Вайкунтхи или Господа Нараяны.

8)   Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кальяна-калпа-тару», Даинья-майи, 1.1.

9)   Речь о сформированном шаранагати, которое проявляется на ступени бхакти, известной как ништха. Тогда проблемы будут казаться незначительными.

 

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Ума д.д.

Пояснения: Ари Мардан д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж