?

"Учение Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады". Часть 1.

 (голосов: 0)
   Журналист: Devi_dasi. Просмотров: 106. Опубликовано: 8-03-2023, 16:16

Учение Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Нью-Джерси, 16 июля 1996г.

Часть 1

 

На протяжении многих лет я хотел выполнить наказ моего шикша-гуру, нитья-лила правишта ом вишнупада Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа. Когда Свамиджи путешествовал по европейским странам, и особенно по Америке, время от времени, он просил меня поехать с ним, но в то время я не смог поехать с ним, потому что был занят важным служением своему божественному духовному учителю, нитйа-лила правиште ом вишнупаду Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу. Мой Гурудев является санньяса-гуру Свамиджи, это он отдал приказ Свамиджи принять отречённый образ жизни (санньясу).

Я очень рад, что сейчас исполняю желание моего шикша-гуру, Шрилы Свамиджи. Мой Гурудев и Свамиджи были очень близкими друзьями с самого начала. Мой Гуру Махарадж принял прибежище у лотосных стоп Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура в 1916 году, а Свамиджи, возможно, пришёл в 1922 году, возможно [Обращаясь к преданному]: Ты помнишь точную дату?

Они оба были вместе со Шрилой Прабхупадой (ШБ.Сарасвати Госвами Тхакуром) с самого начала, став близкими друзьями. Мой Гурудев много месяцев жил в доме у Шрилы Свамиджи в Аллахабаде. Я знаю Свамиджи с самого начала, где-то с 1946 или 1947 года.

Я помню тот день, когда Свамиджи принял санньясу в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе в Матхуре. В тот день я совершал ритуалы на его церемонии санньясы, лично проводил ягью и решал все организационные вопросы.

Также я отправлял Свамиджи в Америку все его книги, мриданги, караталы, Божества и всё остальное, о чём он просил. Сейчас все эти воспоминания всплывают у меня в памяти. Когда Свамиджи жил в Нью-Йорке на Второй авеню, 26, я отправлял ему всё, что ему было необходимо. Оттуда он написал мне очень много писем. Он также написал мне: «Сегодня я основал ИСККОН, и отсюда мы начинаем всемирную проповедь». Он также писал мне, что собирается отправиться из Нью-Йорка на Западное побережье, в Сан-Франциско. Время от времени Свамиджи приказывал мне высылать ему Божества Шри Гауры-Нитая и Шри Радхи-Кришны. Он также говорил мне: «Пришли мне десять килограммов матхурской перы». Матхура-пера это известная в Индии молочная сладость. [Указывая на преданного]: Я думаю, что в то время его там не было, и ему не удалось её попробовать.

Итак, когда я встретил Свамиджи в 1946 году, ИСККОН ещё не был основан. Я думаю, что многие ученики Свамиджи в то время ещё даже не родились. Начало моих отношений со Свамиджи относится к тому времени. Мне очень повезло, что я служил ему, выполнял его приказы. Кроме того, мне очень повезло служить многим духовным братьям Свамиджи, которые были более квалифицированными, чем я.

Однажды в присутствии членов Джи-Би-Си, которые были образованными и учёными, Свамиджи позвал именно меня и сказал: «Ты должен сделать мне самадхи собственными руками, потому что ты очень хорошо разбираешься в ведической культуре. Ты знаешь всё. Теперь я доволен, что ты пришёл. Также ты будешь должен организовать и провести фестиваль, посвящённый моему уходу (тиробхава-махотсава). Ты также должен помогать моим мальчикам, которых я привёз с Запада». Тогда я попросил Свамиджи: «Я хочу сказать кое-что твоим ученикам».

Он сразу же позвал всех своих учеников, членов Джи-Би-Си и старших преданных. Я сказал его ученикам: «Никогда не думайте, что Свамиджи умрёт, он никогда не умрёт. Свамиджи низошёл в этот мир с посланием. После его возвращения на Голоку Вриндавана, где он будет служить своим повелителям, - Божественной Чете, Шри Радхе и Кришне и Шри Гауре-Нитьянанде Прабху. Вам не следует враждовать между собой. Вы должны стараться развивать и распространять его миссию по всему миру, оставаясь сплочёнными.

После ухода святого духовного учителя его ученики начинают ссориться между собой, чтобы определить, кто из них будет следующим ачарьей. Кто-то может заявлять претензии о своих правах: "Я буду ачарьей и буду всё контролировать". Таким образом, возникнет спор. Прошу вас всех не ссориться между собой. Старайтесь уважать каждого. Выражайте почтение каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари, каждому. Оказывайте почтение даже тем, кто ещё не получил посвящение. Вы должны знать, что благодаря воспеванию харинамы даже не имеющих посвящения следует считать членами семьи Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы все находимся в Его семье».

Когда я приехал сюда, мне попалась на глаза шлока из «Бхагавад-гиты» (6.30):

йо мам пашйати сарватра сарвам ча майи пашйати
тасйахам на пранашйами са ча ме на пранашйати

«Для того, кто видит Меня пребывающим повсюду и видит всё находящимся во Мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня».

Я очень обрадовался, прочитав эту шлоку, потому что это было посланием Свамиджи. Иногда мы не следуем этому стиху, потому что нас это не заботит, нам всё равно. Но если Кришна повсюду, и все живые существа находятся в Кришне, то какая необходимость в контроле? Ничего внешнего делать не нужно. Мы должны почитать всех, как сказано в «Шри Чайтанья-чаритамрите». Мы должны уважать всех, зная, что Кришна пребывает повсюду.

уттама хана ваишнава ха 'бе нирабхимана
дживе саммана дибе джани ‘кришна’-адхиштхана

«Хотя вайшнав является самой возвышенной личностью, тем не менее, он не имеет гордости и оказывает почтение всем, зная, что каждое живое существо является местом пребывания Кришны» (Антья, 20.25).

Во всех живых существах присутствует Кришна, Шри Шачинандана Гаурахари и Шри Нитьянанда Прабху. Мы должны стараться уважать всех – тех, кто совершает бхаджан, и даже тех, кто ещё не занят бхаджаном. Есть личности, такие как Шри Нарада Муни, которые видят душу (атму) и Кришну (Параматму) в свиньях, в преданных, в коровах, в Камсе, в Раване и во всех остальных. Шри Нарада Муни – это уттама маха-бхагавата. Шри Шукадева Госвами – тоже, однако, мы не можем быть такими, как они. Тем не менее, мы должны стараться почитать даже муравьёв, деревья, лианы – всех. Такова была миссия Свамиджи (Ш.Б.Свами Прабхупады).

Мы не должны сражаться или бороться ради того, чтобы всех контролировать и делать всё, что хотим. Мы должны быть смиренными. Если вы смиренны и следуете наставлениям шастр, то весь мир будет вашим другом. Именно поэтому Свамиджи приехал сюда, где все люди наслаждались богатством, женщинами и спиртным. Исполненные похоти, все ссорились между собой. Иногда люди в Томпкинс-сквер предлагали Свамиджи бутылки со спиртным или пытались дать ему сигареты. Я знаю это, потому что Свамиджи рассказывал мне об этом в своих письмах.

Недавно я тоже посетил Томпкинс-сквер парк, и мы совершили там парикраму. Свамиджи обычно сидел в этом парке и пел киртан, а хиппи в это время присоединялись к нему, начинали играть на своих музыкальных инструментах, танцевали и пели: харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе, харе рама харе рама рама рама харе харе. Танцуя и воспевая со Свамиджи, хиппи становились "хэппи", счастливыми.

Я знаю, что когда Свамиджи прогуливался в парке или по улице, он всегда говорил прохожим: «Доброе утро» или «Добрый день». Своим приветливым поведением и простыми наставлениями он покорил сердца многих людей. Я даже знаю, что те, кто был против лидеров ИСККОН, говорили им: «Ваш Прабхупада – добропорядочный человек, очень щедрый и благородный, но вы не такие». Я слышал об этом в Нью-Йорке. Таким образом, своим добропорядочным поведением Свамиджи покорил всех.

Это и есть ИСККОН, это действительно сознание Кришны. Если мы не следуем по стопам Свамиджи, тогда мы не являемся настоящим ИСККОН. Настоящий ИСККОН – это Шри Нарада, настоящий ИСККОН – это Шри Вьясадева, это Шри Шукадева Госвами, а также их последователи и все наши истинные ачарьи в цепи ученической преемственности (бхагават-парампаре), такие как Шри Рупа, Рагхунатха, Шри Сварупа Дамодара, Шри Рай Рамананда Прабху, затем Шри Нароттам дас Тхакур, Шри Шринивас Ачарья, Шри Шьямананда Прабху, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шри Баладева Видьябхушана Прабху, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати, а затем наш Гурудев и Свамиджи – все они – это и есть ИСККОН.

Сначала ИСККОН был известен под названием «Вишва вайшнава раджа сабха», но сейчас это общество известно, как «ИСККОН». Можно сказать, что это одно и то же вино, только в двух разных бутылках разного цвета. Свамиджи не принёс ничего нового, наши ачарьи не принесли ничего нового.

Сначала была только бхакти. Шри Рамануджа-ачарья, Мадхвачарья, Нимбадитья и Вишнусвами следовали по пути бхакти. Те, кто были до них, то есть Шри Прахлада Махарадж, Шри Читракету Махарадж, Шри Амбариша Махарадж и все остальные, а до них Шри Нарада и Брахма – все они практиковали бхакти-йогу. Но не бхакти-расу. Существует огромная разница между бхакти и бхакти-расой. Шри Чайтанья Махапрабху принёс в этот мир бхакти-расу, как говорится в следующей шлоке:

анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
 самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

«Да проникнет Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи Деви, в самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости низошёл на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, чего не давало ни одно из воплощений Господа, а именно высочайшую, лучезарную расу преданного служения – расу супружеской любви» («Чайтанья-чаритамрита», Ади 1.4).

Всего пятьсот лет назад Шри Чайтанья Махапрабху низошёл с Голоки, явившись из Вриндавана, Шветадвипы, это происходит всего один раз в день Брахмы. Он принёс новое послание. Это послание не было абсолютно новым, однако в течение каждого дня Брахмы оно проявляется только один раз. Шри Чайтанья Махапрабху низошёл для того, чтобы дать живым существам только одно – унната-уджджвала-расам сва-бхакти-шрийам.

Что такое унната-уджджвала-раса? Это настроение, которое есть только у гопи. Этого настроения нет у Сатьябхамы Деви, у Рукмини Деви, Ситы Деви или Лакшми Деви. Этого настроения нет даже у Яшоды Деви или Шри Нанды Махараджа. Его нет даже у Субала, друга Кришны. Это настроение есть только у Шри Лалиты, Вишакхи, Читры, Чампакалаты, Тунгавидьи, Шри Рупы Манджари, Рати Манджари и всех остальных гопи, включая Чандравали Деви. Их любовь и привязанность называется уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам. У Кришны тоже нет такого настроения, и поэтому Он захотел позаимствовать это настроение у Шримати Радхики, чтобы Самому ощутить его вкус. Без этих настроений Шримати Радхики Кришна не может ощутить собственную сладость.

Кришна необычайно прекрасен, но Шримати Радхика ещё прекраснее. Кришна чрезвычайно сладок, но Шримати Радхика ещё слаще. Кришна невероятно благоухает, но Шримати Радхика благоухает сильнее. Кришна так милостив, но Шримати Радхика является самой милостивой! Во всех отношениях Шримати Радхика превосходит Кришну!

Кришна подумал: «Несмотря на всё это, почему-то наблюдается противоположный эффект. Я знаю, что Шримати Радхика это Мой према-гуру, но во Мне есть нечто настолько выдающееся, что Шримати Радхика ощущает это, и это сводит Её с ума. Что же это такое? Как Я могу ощутить вкус этого? Во Мне есть нечто такое, что сводит с ума всех гопи, таких как Шри Лалита, Вишакха и особенно Шримати Радхика».

Это настроение называется махабхава. У Кришны нет такой премы. Кришна-према предоставляется всем, в том числе Его маме и бесчисленным преданным. Но према Шримати Радхики и гопи является безраздельной и предназначена только для Кришны. Они могут отдать себя Кришне полностью, но Кришна отдать Себя полностью не может. Кришна не может забыть ни одного из Своих преданных, будь то во Вриндаване, Навадвипе, Джаганнатха Пури, Хастинапуре или Двараке. Он не может бросить Своих преданных. Любовь и привязанность Кришны поделена на множество частей, но любовь и привязанность гопи является безраздельной. Любовь и привязанность гопи сосредоточена на одном объекте – их любовь целиком направлена только на Кришну.

Итак, Кришна захотел позаимствовать настроение Шримати Радхики, высшей из гопи. Что это за настроение? Это унната-уджджвала-раса-бхава. Гопи не имеют связи со своими мужьями, у них совсем нет детей. Они даже не замужем за Кришной, однако их любовь и привязанность к Нему чрезвычайно велики. Кришна принял (вобрал, как Махапрабху) настроение Шримати Радхики под общим названием унната-уджджвала паракия-махабхава, которое состоит из настроений рудха, адхирудха, мадана, модана и других, которые Кришна не может Себе представить. Он подумал: «Эти настроения теперь есть во Мне». Кришна позаимствовал их настроения и стал Шри Чайтаньей Махапрабху, Шри Шачинанданой Гаурахари. Совместная милость Шри Радхи и Кришны проявилась в Шри Чайтанье Махапрабху. Он захотел ощутить вкус этих настроений и даровать его другим живым существам в форме капли Своей милости, в форме уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам.

Унната-уджджвала-раса принадлежит Шримати Радхике. В выражении "сва-бхакти", слово сва означает Самого Кришну, а бхакти – Шримати Радхику. Каким образом? Высшая ступень бхакти называется махабхава, а махабхава-сварупини – это Шримати Радхика Тхакурани. Таким образом, Шримати Радхика – это сва-бхакти.

Что означает слово шриям? Шриям означает красоту, красоту любви и привязанности Шримати Радхики. Что это такое? Это настроение всех манджари, в котором Шримати Рупа Манджари, Рати Манджари и все остальные манджари служат Кришне.

Махапрабху захотел излить эти настроения на обусловленные души. Нитья-сиддха-дживы (вечно освобождённые души) уже обладают всеми этими настроениями. По своей вечной природе (сварупе) мы подобны им. Вишуддха-саттва, исходящая от рагатмиков, вечных спутников Кришны на Голоке Вриндавана – это самая важная вещь, которую пришёл даровать Махапрабху.

Я знаю, что Свамиджи принадлежит к этой линии ученической преемственности, и что он пришёл только для того, чтобы передать эти настроения дживам посредством шри харинама-санкиртаны, посредством воспевания харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе, харе рама харе рама рама рама харе харе.

Мы не можем прославить Свамиджи, если у нас нет чистой бхакти. Без чистой бхакти мы не можем узнать, кем он был, как он явился в этот мир и что он пришёл дать. Но если у нас будет чистая бхакти, то мы увидим: «О, Свамиджи дал мне столько богатства! Он такой замечательный!» Свамиджи построил очень много храмов по всему миру, всего за пару лет он объехал с проповедью весь мир. Сейчас по его милости многие люди воспевают харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе, харе рама харе рама рама рама харе харе. Через некоторое время они могут также отказаться и от общения с Джи-Би-Си, некоторые из них могут это сделать. Если человек прикоснулся к славе Свамиджи, то непременно отправится во Вриндаван, на Голоку Вриндавана, в Шри Навадвипа-дхаму. Майя не сможет его коснуться. Такова слава Свамиджи, того, кто исполнил желание Махапрабху!

шри чаитанйа мано ’бхиштам стхапитам йена бхутале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

«Когда же Шри Рупа Госвами даст мне прибежище у своих лотосных стоп? Поскольку он понял сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху, он смог установить Его миссию в этом мире и поэтому очень дорог Господу» (Ш.Нароттам дас Тхакур, «Према-бхакти-чандрика»).

Свамиджи исполнил желание Шри Чайтаньи Махапрабху. В ученической линии истинных ачарьев, таких как Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами, вплоть до Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура и Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, существует одна единственная миссия – это даровать бхакти-расу.

Они нисходят в этот мир не только для того, чтобы даровать бхакти, и не только для того, чтобы даровать харинаму, которая не смешана с враджа-премой – такую харинаму может даровать Сам Кришна или Его любая другая аватара в Кали-югу. Например, её может даровать Шри Адвайта Ачарья Прабху, который есть Шри Маха-Вишну, способный менять местами юги, превращать одну югу в другую. Аватары Кришны обладают могуществом делать подобное. Однако, они не могут дать прему или святые имена, наполненные враджа-премой! Что это за према? Это сакхья-бхава, ватсалья-бхава и мадхурья-бхава. Такую прему Они дать не в силах. Они никому не могут даровать настроения гопи. Шри Адвайта Ачарья поклонялся Махапрабху с помощью бутонов туласи (манджари) и воды из Ганги, призывая Его низойти в этот мир. Адвайта Ачарья молился таким образом, чтобы Махапрабху оставил Свой трон и спустился в этот мир.

Мы должны стараться выполнять миссию и указания Шрилы Бхактиведанты Свамиджи Махараджа. Если мы выполняем его миссию, то являемся на самом деле его учениками и у нас есть квалификация предлагать пушпанджали его лотосным стопам, иначе нет. Те, у кого есть зависть, те, у кого есть гнев, двуличие, лицемерие, вожделение, сектантские чувства не смогут даже коснуться славы, наставлений или стоп Свамиджи. Мы должны стараться быть настолько щедрыми, чтобы приводить других людей и предлагать их лотосным стопам Свамиджи в качестве подношения. Такими подношениями Свамиджи может быть доволен.

Я хочу прочитать вам одну шлоку, которую Свамиджи перевёл и прокомментировал. Это основное наставление Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрилы Рупы Госвами и всей нашей линии ученической преемственности (парампары):

тан-нама-рупа-чаритади-сукиртанану-
смритйох крамена расана-манаси нийоджйа
тиштхан врадже тад-анураги-джананугами
калам найед акхилам итй упадеша-сарам

«Живя во Вриндаване и считая себя последователем вечных спутников Господа во Врадже (таких как шри-гуру и Шесть Госвами), обладающих спонтанной любовью к Шри Кришне, нужно постоянно занимать язык и ум прославлением и памятованием имён Кришны, Его образов, качеств и игр. В этом заключается суть всех наставлений» («Шри Упадешамрита», 8).

Бхакти-садхаки должны совершать киртану (воспевание) и смарану (памятование) имён, обликов, качеств и сладостных игр Шри Кришны. Таким образом, они должны постепенно занять свой язык и ум полностью удерживая их от наслаждений объектами чувств, вызывающих отвращение к Шри Кришне. Живя во Врадже, они должны следовать по стопам вечных спутников Шри Кришны, имеющих глубокую привязанность к Нему, и использовать каждое мгновение своей жизни ради этого. В этом заключается суть всех наставлений.

.................................................................

Перевод: Рамана Манджари д.д.

Редакция: Ари Мардан д., Латика д.д.

.: Наследие сампрадаи » Статьи и лекции Ачарьев » Шрила Нараяна Махарадж